22 декабря 2022

Советский "матриархат".

Интересная картина - Кугач Юрий, "Первые шаги". 1969 год.


"Кугач концентрируется на матрилинейности, женской линии крови всякой семьи - это подчёркивается цветом одежды участниц, красным, и даёт предположить, что бабушка - не свекровь женщины, а её мать. Женская вертикаль родства очень важна для передачи традиций, в том числе традиций поддержания и обретения женщиной сил, для выживаемости рода, поддержании социальных связей. Вот она, у Кугача - линия крови, где все входят в круг жизни, потому что лишних в нём нет и быть не может.

Для России более чем актуально в двадцатом веке. Чего не хотят признавать власти, аж из шкуры вон лезут - что у нас уже сложилась традиция матрилинейности семьи, семьи, в центре которой материнско-детские, а не какие-либо ещё, связи, включая материнско-детскую связь матери-бабушки с дочкой, родившей своих детей" (
Лилит Мазикина).

Суббота и менструация.

Ариэль Голан говорит, что в Вавилоне šabattu первоначально не было еженедельным: его отмечали в период полнолуния, т. е. когда луна "в полной силе"; затем шабатту закрепилось за седьмым днём недели. 

Интересненько! Я уже говорил о том, что биологи подтвердили связь менструальных циклов и Луны. Они отметили, что, как правило, у женщин, для которых такая зависимость наблюдалась, начало менструации совпадало с полнолунием или новолунием. В далёком прошлом связь между фазами Луны и менструальным циклом женщин была гораздо сильнее, так как тогда яркий свет практически не "загрязнял" ночное небо, а люди в среднем проводили на открытом воздухе значительно больше времени.

Значит, изначально "суббота" наступала с приходом месячных у женщин. Причём, у всех женщин деревни месячные синхронизировались и совпадали с полнолунием-новолунием. Женщины расходились по своим menstruation huts, и на несколько дней жизнь в деревне замирала. Наступала вынужденная праздность, то есть ничего неделание.

Что означает топор "острием кверху"?

По сообщению А. Голана, "в Скандинавии при раскопках неолитического поселения было обнаружено святилище со следами ритуальных кострищ; в полу этого святилища был зарыт каменный топор, обращённый острием кверху. На одном менгире в Испании изображены пять змей; раскопки обнаружили у подножия этого менгира пять каменных топоров, уложенных острием кверху". 

Что означает это "острием кверху"? К сожалению, артефакты сами по себе ни о чём не говорят. Говорит лишь миф, артефакты же являются "иллюстрациями" мифа. Без знания мифа топоры "острием кверху" можно толковать как угодно.

Вот, например, что может сказать человек, не знакомый с христианским мифом, глядя на эту картинку?


Интересно было бы показать её детям дошкольного возраста и послушать их "объяснялки". На самом деле это "бесы вверх ногами", миниатюра из Жития Василия Нового XVIII века. Согласно Библии, ещё прежде сотворения человека, была война на небе: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон… на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12 гл). Оказывается, это бесы падали с неба на землю головами вниз, да и застряли, только одни жопы с хвостами да когтистыми лапами точкат из земли.

Можно, конечно, поспекулировать на эту тему, исходя из того, что топор предназначен для прорубания, например, "окна в Европу". Припомнив слова Иисуса Христа о том, что "Царствие Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его", можно было бы представить себе картину прорубания неба топором, но, увы, это предположение ни на чём не основано кроме моих субъективных фантазий.

Да, и здесь любопытно было бы провести параллель с крито-минойским лабрисом. Там-то мы уже пришли к выводу, что он является знаком "перехода" в Иномирье и появляется в тех местах, где "пахнет смертью". 


Козловедческое.

"Египтяне, весьма почитавшие козлов и потому не употреблявшие их в пищу, враждебно относились к евреям за то, что те приносили козлов в жертву богу", - говорит Ариэль Голан. 

Говорят, священные козлы были главными действующими лицами древнеегипетских обрядов священного скотоложества, описанных ещё Геродотом (II, 46): «Случилось в области той (Мендесской) такое диво при мне: с женщиной козёл всенародно смесился, и это стало всем ведомо» [1].

Дмитрий Мережковский пишет на сей счёт:

"«Проклят, кто ляжет с каким-либо скотом», — возвещает Моисей во Второзаконии (XVII, 21), и в Числах (XVIII, 23–27): «Женщина не должна становиться перед скотом для совокупления с ним… говорит Господь… Всем этим осквернили себя народы, которые я прогоняю от вас… И осквернилась земля… и свергнула с себя людей, живущих на ней».

Это сказано тотчас по Исходе из Египта, и уж конечно, Моисей не заклинал бы народа Божьего такою грозною клятвою из огня Синая, если бы не знал, какой для народа соблазн в этих неимоверных тайнах Египта. Во всяком случае, Моисей не смеётся, подобно Лукиану безбожнику, св. Клименту и нам.

21 декабря 2022

К вопросу об иудейской меноре.

Автор блога Old European culture в статье "The Tree of Light (Life)" выложил интересную картинку.

33,000 BCE Sumerian Stamp Seal with Impression Tree of Life with Rampant Goats. Mesopotamia. Chicago. Oriental Institute Museum

Это "Древо жизни" очень похоже на ханукальную менору. Ну и, мы знаем, что довольно часто священное дерево является сабститутом богини. Мы уже приводили аналогичные иконографические изображения, где на месте дерева стоит богиня и кормит козлов. А здесь, вместо богини, мы видим молодое деревце, которое объедают козлики.

This is a shell plaque found in Queen Pu-abi's tomb dated to c. 2600 BC. It shows ibexes rearing up on their hind legs on both sides of the tree of life topped by the eight-pointed rosette

А это гончарный черепок XIII в. до н.э. из Лахиша, древнего ханаанского и израильского города в низменности Иудеи, упоминаемого в еврейской Библии. Фото из книги "Western Asiatic Tree-Goddesses" Ирит Зиффер.

На нём мы видим то же "Древо жизни" с двумя козлами, справа и слева. Мне думается, козлы здесь как два разбойника по правую и левую стороны от креста распятия Иисуса Христа. Один козёл должен быть добрым козликом, а другой — злым козлищем. Я думаю, они показывают два пути для человека, "путь спасения" и "погибельный путь".

Про "умилостивление" божества.

"Истязания при инициации следует истолковывать не как испытание (или воспитание) мужества у будущих мужчин, а как дань, направленную на умилостивление божества", - говорит Ариэль Голан.

При этом в моём воображении вырисовывается соответствующая картина. 

Примерно такими мне представляются людишки, а божество видится в виде монстра, питающегося человеческой кровью, как в фантастическом романе Герберта Уэллса "Война миров".

Монструозное божество удерживает пойманных людишек в каком-то изолированном месте, из которого нет выхода, и вот они сидят и думают: как бы нам умилостивить это чудовище? Может, "отделаемся" кошкой или собакой? Может, насытится, гад, и оставит нас в покое? А если не насытится, может, пожертвуем ему своей собственной кровушки? Разрежем себе вены на руках, нальём пару бутылок и отнесём ему... пообещаем приносить по поллитра каждый месяц... авось, кровопивца, даст нам ещё немного пожить...

Я, конечно, утрирую, но если, допустим, в каком-то архаическом обществе и впрямь "завелось" такое божество, которое требует, чтобы мужчины самооскоплялись и приносили ему в жертву свои половые члены, как пишет А. Голан, то почему бы мужчинам не уйти из того общества? Русские крестьяне снимались и уходили на Дон, Кубань и Яик, если было невмоготу жить с барином-самодуром. Таким образом появилось целое сословие казаков. Почему же древние люди должны были безропотно терпеть и умилостивлять монструозных богов? Что-то здесь не так... Не вяжутся концы с концами...

Скорее всего, "умилостивление божества" — это интеллектуальный фантом эпохи модерна, за которым нет никакой объективной реальности. Точнее говоря, это такая примитивная "объяснялка", которая ничего не объясняет.

Измышлизмы А. Голана про обрезание.

"В древности в странах Восточного Средиземноморья имело место принесение в жертву богу или богине мужского полового члена. По-видимому, такой акт жертвоприношения практиковался ещё в отдалённые времена палеолита. Но кто-то догадался обмануть грозное божество или хоть малость удовлетворить его кровожадность принесением в жертву не всего члена, а лишь крайней плоти. <...> Обряд обрезания есть "малая жертва" грозному богу, приносимая с целью умилостивить его и предотвратить худшее", - пишет Ариэль Голан. 

Ну, такое объяснение появления обряда обрезания годится лишь для детей младшего школьного возраста. А поскольку в школе об этом не говорят, оно совсем не годится.

Вообще говоря, сочинение А. Голана "Миф и символ" изобилует культурологическими "ляпами", он часто приводит рискованные этимологические параллели и некритически воспроизводит некоторые "штампы" научно-популярной литературы. Например, он говорит, что "в Финикии мальчиков приносили в жертву Баалу, швыряя их в пасть идола, внутри которого горел огонь" (с. 193). "Ляпнуть"-то можно всё что угодно, и даже можно соответствующую картинку привести,

но, спрашивается, где доказательства? Когда я привожу многочисленные свидетельства существования матриархата на семейном уровне, указываю на существование матриархальных обществ, сохранившихся до настоящего времени, объясняю матриархат как "священный", то есть проистекающий из теократического устройства традиционных обществ, мне не верят и говорят, что "никакого матриархата никогда не было", а я, значит, должен поверить в эту картинку, нарисованную современным художником? Может быть, будучи школьником и увидев её в учебнике истории древнего мира за четвёртый класс, я бы поверил в это, но теперь — ни за что. 

20 декабря 2022

"Мальчик-с-пальчик".

По сообщению Ариэля Голана, "в древности с фаллом ассоциировался палец. Причём не любой, а большой палец руки. В старорусском языке слово палец обозначало именно этот палец в отличие от других (которые именовались перстами)".

Кстати, - дополню я от себя, - в английском языке та же ситуация: большой палец руки называется thumb, а фаланговые — fingers. Этимологические словари говорят, что thumb от ПИЕ *tum- "пухнуть". Ну да, пенис наливается кровью, "распухает" в состоянии эрекции.


"Можно не сомневаться в том, что русское палец и греческое phallos — слова этимологически родственные", - говорит А. Голан.

"Поднятый кверху большой палец мог обозначать эрегированный фалл, и на этом основании мог служить знаком положительной оценки, а также жизни (поэтому при судействе на гладиаторских боях в Древнем Риме поднятый кверху большой палец означал 'жизнь', а опущенный книзу — 'смерть')".

Но в таком случае, - опять же я добавлю от себя, - очевидно, что жест с «поворотом большого пальца» могли делать лишь мужчины, так как у женщин нету фалла.


"Если поднятый кверху большой палец обозначал эрегированный фалл, то можно высказать следующую гипотезу о происхождении обряда рукопожатия, или, если выразиться точнее, рукотрясения, shaking hands. Хемингуэй сообщает о варианте рукопожатия, виденном им у племени, обитающего в захолустных дебрях Африки. Один из встречающихся сжимает в руке поднятый кверху большой палец руки другого человека и трясёт его. Надо понимать, перед нами — архаичный вид рукопожатия (возможно первоначальный), имитирующий половой акт. Очевидно, поэтому считается неприличным, чтобы мужчина подавал руку для рукопожатия женщине". 

Впрочем, имелось одно исключение из общего правила. Если всё же мужчина подавал руку для рукопожатия женщине, и она в ответ пожимала его руку, это означало, что она тем самым выражает свою готовность вступить с ним в брачные отношения. Интересно, а не большой ли палец его руки она сжимала в своей ладони? Потому что обычное мужское рукопожатие у древних римлян выглядело вот так:

 

Роды и инициация.

Интересные мысли попались мне в статье "О маленькой фее родов, обломе и инициации. (Или как взять "дар родов")".

"В системе подготовки к родам "Birthing from withhin" есть идея о том, что в каждые роды прилетает маленькая хитрая фея, делает "динь-динь!" и в чём-то роды идут не так, как хотелось бы. Были быстрые схватки, и уж было понадеялись на скорый финал? - Динь-динь! Получите пару (не)лишних часиков потуг! Хотели расслабленных оргазмических схваток? - Динь-динь! Получите-распишитесь, боль при всём расслаблении, которую едва-едва перенести можно! Домашние? - Динь-динь! Пора в роддом! И так далее.

Инициация - это ЛЮБЫЕ роды. Нет родов, делающих вас женщиной и родов, которые вас ею так и не сделали. Нет пропуска в рай, в хороших девочек и истинное материнство". 

Там в комментах nordlys_s пишет: 

"Задумалась. Вспомнила рождение своих троих детей...
Давно это было уже, в Питере.
Все они были разные. Интересно теперь провести нить между какими были роды и какие дети, что они переживают в жизни...".

Ну и написала бы! Это было бы чрезвычайно интересно. Но, видно, это женское таинство, как и другие таинства, налагает на уста замок молчания.

Потому что слишком интимная тема.

О "неопределённости" индоевропейской мифологии.

Ариэль Голан говорит, что "сугубо индоевропейская мифология вообще неопределённа. То, что в области мифов, верований, ритуалов обычно считается индоевропейским, на поверку оказывается раннеземледельческим по своему происхождению, лишь приспособленным к основным принципам индоевропейских воззрений. Среди предков тех народов, которые на протяжении 2 тыс. до х. э. воспринимали языки и основные принципы религии выходцев из протоиндоевропейской этнической среды, основной, численно преобладающий контингент составляло автохтонное население. Культура этого населения была более высокой, чем у пришельцев, их искусство было гораздо более развитым. Надо полагать, что и мифы их были более яркими".

Всё верно, и прекрасную иллюстрацию к словам А. Голана представляет греко-микенское искусство. Оно, по "крови", является индоевропейским, арийским, но по "духу" является ни чем иным как репликацией крито-минойского и - шире - эгейского искусства пеласгов.

"Но момент, на который я хотел бы обратить ваше особое внимание, - пишет А. Эванс, - заключается в следующем: несмотря на небольшие локальные расхождения во внутренней обстановке или костюме, «микенцы» являются лишь «провинциальным» вариантом той же самой «минойской» цивилизации. Планировка их дома может немного отличаться, но архитектурные элементы, вплоть до мельчайших деталей, практически одинаковы, хотя определённые мотивы отделки могут быть более предпочтительны в одной области и менее предпочтительны – в другой. Внешний типаж людей, изображённых на настенных росписях, неразличим. Религиозные культы – те же самые. Мы видим ту же самую Богиню Природы с её голубями и гробницу с колоннами; тот же самый культ секиры с двумя лезвиями (лабриса); те же сакральные рога – всё это особенности, которые, как мы теперь знаем, могут быть прослежены на Крите вглубь эпох, вплоть до раннего минойского периода".

"Охотницы", фреска из Тиринфа, XIV в. до н.э., микенский период.
 
Микенские женщины

19 декабря 2022

О муже-женском "колесе года".

По сообщению Ариэля Голана, "Кибеле было посвящено праздненство, которое отмечалось 1 мая. В этот день устанавливали "майское дерево" — столб, украшенный зелёными ветками, цветами, кусками тканей; иногда возили в повозке женщину, представлявшую "королеву мая". Этот праздник с соответствующими обрядами был традиционным в странах Западной Европы до нашего времени. Возможно, он был воспринят жителями Европы у римлян, которые заимствовали его через греков из Малой Азии. Но популярность, распространённость и устойчивость этих обрядов говорят о том, что их вряд ли стоит относить всецело за счёт влияния Фригии; такое влияние трудно объяснить, если не допустить, что образ майской богини нашёл благоприятную почву в архаичных традициях греков, римлян и племён Центральной Европы".

Так, значит, Вальпургиева ночь с ведьмами — это ночь на 30 апреля, канун Первомая, а 1 мая народное гульбище с "королевой мая". Понятно, что на "колесе года" точки 30 апреля (Белтейн) и 31 окрября (Самайн) диаметрально противоположны. 


Мы уже знаем, что, согласно кельтскому календарю, зимняя половина года начиналась 1 ноября; следовательно, 1 мая начиналась летняя половина. Также мы установили, что зимняя половина года считалась "женским" периодом времени, а летняя — "мужским". (Хотя, я считал наступление "мужского" времени года 1 марта, с началом нового года по древнеримскому календарю; тогда наступление "бабьего лета" приходится аккурат на 1 сентября.)

Интересно, что зимой, в самые короткие дни года, во время "волчьих праздников", проводились тайные мужские обряды. Надо полагать, что на летнее солнцестояние, аналогичным образом, проводились тайные женские обряды. Кажется, мне теперь понятны поиски цветущего папоротника в лесу на Иванов день.  

Олег Щербатых

Это похоже на постоянное взаимодействие между инь и ян. Зимой, на территории "матриархата", вместе с волками рыщут тайные адепты "патриархата", и наоборот, летом, в эпицентре "патриархата" ищут "аленький цветок" тайные приверженцы "матриархата".



18 декабря 2022

Аккабадоры.


Средневековый арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан описал похороны знатного руса (= норманна). Из его описания следует, что вместе с покойником хоронили и его девушек, окружавших его при жизни, если они соглашались уйти на тот свет со своим господином. И если девушка давала согласие на уход из жизни вслед за господином, приглашали женщину-старуху, которая в дальнейшем должна была убить эту девушку. «…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)». «Потом положили её [девушку] на бок рядом с её господином и двое схватили обе её ноги, двое обе её руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи верёвку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала её двум мужам, чтобы они оба тянули её, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между её ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили её верёвкой, пока она не умерла» (Источник).

Я ничего не могу сказать о достоверности описанного ритуала, но, в принципе, нечто подобное могло быть, потому что, судя по археологическим раскопкам, и «ямники», и «катакомбники», и скифы вместе с господами хоронили и их служанок, чтоб прислуживали им на том свете.

Про древнерусских "ангелов смерти" я вспомнил, когда прочитал статью "Кто и как избавлял мужчин от страданий в Сардинии XVIII века". Дело в том, что я уже проводил параллели между норманнами и шерданами — представителями так называемых «народов моря», разбойниками и пиратами, захватившими остров Сардиния в XIII веке до х. э. Как позже варяги нанимались на военную службу к византийским василевсам, так и шерданы служили наёмниками в войске египетских фараонов. Вполне возможно, что шерданы "ломанулись" на юг, в бассейн Средиземноморья, с севера, с берегов Балтийского моря. Это были "норманны" бронзового века, "норманны" до норманнов. Интересно, что рогатые шлемы были и у "норманнов" Сардинии, и у норманнов Ютландии.

Головной убор по образу и подобию богини-птицы.

Burukoak головной убор, который носили женщины страны басков до XVII века. В начале XVII века, в разгар испанской инквизиции, церковь запретила их.


"В древности, - сообщает Ариэль Голан, - в Восточном Средиземноморье женщины и мужчины (возможно, жрицы и жрецы) носили головной убор с заострённым и загнутым вперёд концом.


В некоторых странах Западной Европы женщины до 17 века носили головной убор с треугольным выступом на лбу; это рудимент более древней формы головного убора с более выраженным выступом, имитировавшим птичий клюв. В средневековых ингушских гробницах находят женский головной убор в виде высокого колпака, конец которого загибается вперёд; он сходен со знаменитым фригийским колпаком, причём и тот и другой красного цвета".

О происхождении флага.

"Искусство прядения и изготовления тканей было одним из приобретений человечества в эпоху неолита. Поскольку изготовляли пряжу и ткали женщины, эти занятия ассоциировались с богиней.

Богине-пряхе приносили в дар кусок ткани. А одним из главных воплощений богини было дерево. Отсюда обычай (существующий на Кавказе до сих пор): во исполнение желаний или просто ради соблюдения традиции привязывать обрывок ткани к ветвям дерева, которое считается священным" (Ариэль Голан). 

О том же говорит pp_altai в статье "Про ленточки и камни": 

"Когда я собиралась на Алтай, на мой вопрос «что взять с собой» Кулер Эзедикович в своём лаконичном стиле ответил «белую материю метр на метр – для ритуальных целей». Уже на месте мне как следует объяснили, как моим белым ситцем пользоваться. Дело в том, что такая ленточка (но только не какая угодно, не где угодно и не как угодно) – это не «загадывалка желания», а знак уважения к особому месту, приветствие и небольшой подарок природе.
Итак,

где:
В местах «силы» - на родниках, целебных источниках, горных перевалах, пересечениях рек.
В идеале, на берёзе.

что:
длинный (около 80 см) в два пальца шириной оторванный вдоль волокна (в длину) кусочек материи. Лучше новой, прямо из магазина и специально с этой целью купленной. Можно просто очень красивой и дорогой. Но ни в коем случае не «сопливый носовой платок» (цитирую своих хозяев). Ленточка (по-алтайски она называется кыйра или – иногда – дьялама) должна быть определенного цвета. Летом можно выбрать зеленую (цвет листвы), осенью – желтую (цвет осенней листвы и солнца), еще синюю (цвета неба), и в любое время года - белую (цвет чистоты)". 


Цари-"лунатики".

Первая мировая война была своего рода культурным самоубийством, разрушившим величие Европы. Лидеры Европы лунатически, по выражению историка Кристофера Кларка, вошли в конфликт, в который никто из них не вступил бы, если бы они предвидели то, чем он закончится в 1918 году.

Генри Киссинджер
Бывший госсекретарь США.
 

Каждый третий англичанин в возрасте от 17 до 35 был убит в Первой мировой войне
 

17 декабря 2022

"Венеры" — богини, но не "плодородия".

Ариэль Голан, полемизируя с теми учёными, которые считают верхнепалеолитических "венер" "богинями плодородия", которые были наглядным воплощением идеи деторождения и выражали заботу первобытного коллектива об увеличении числа детей в нём, говорит, что нет данных, которые бы подтверждали это суждение. Наоборот, некоторые факты побуждают усомниться в его достоверности. Например, в мадленский период (ок. 15 — 10 тыс. до х. э.), который отнюдь не характеризовался упадком материальной культуры и искусства, женские изображения почти исчезают. В свете упомянутой гипотезы это необъяснимо. Более того, если не строить домыслы, исходя из своих субъективных представлений, а обратиться к фактам, то выясняется, что племена, живущие охотой и собирательством, не заинтересованы в росте общины, а следовательно, и в повышении рождаемости.

К сожалению, А. Голан не приводит своего собственного объяснения феномена "венер" палеолита. Он ограничивается лишь расплывчатыми формулировками, называя "венеру" "сверхъестественным всесильным существом" и сравнивает его с Бабой Ягой русских народных сказок, которая, как и "венера", не имеет глаз и "не видит", а лишь чует запах "человечины": "русским духом пахнет", - говорит она, когда появляется в её вотчине посторонний человек.

"Божественный садизм".

Среди древних артефактов довольно часто встречаются изображения Хозяйки зверей (Potnia Theron or Lady/Queen of Animals), которая совсем немилосердно обращается с животными. 


Вот, например, Артемида, кажется, одной рукой совсем удавила бедного котика, а другой рукой душит трепетную лань.

А здесь мы видим рогатую Хозяйку животных, которая стоит на змее и в её руке львица (или кошка), 3-2 тыс. до н. э. Совсем не "по-матерински" держит она животное.

Как мы теперь знаем, изначально "громовой знак" Перуна был священным знаком Богини, и на этом изображении Индо-Хараппской культуры мы видим Хозяйку животных под этим знаком, которая опять же держит за горло двух зверей.

Священные деревья в контексте матриархата.

В Древней Индии верховную богиню принято было символизировать священным деревом; календарные праздненства, посвящённые почитанию священного дерева, в Индии считаются женскими. В Древнем Египте с культом деревьев быо связано поклонение женским божествам. По египетскому мифу, богиня Нут обитала в "небесном дереве".

Очевидно, в связи с тем, что умершие считались вернувшимися к Великой матери, возникали такие похоронные обычаи, как погребение под деревом, захоронение в кроне дерева, в дупле, заделывание тела умершего в ствол дерева, в деревянную колоду и, наконец, положение его в деревянный гроб. 

Захоронение ребёнка на дереве. Гиляки. Начало XX века

Захоронение ребёнка на дереве. Гиляки. Начало XX века

В России деревом, представлявшим богиню, была берёза. Считают, что название берёзы происходит от праиндоевропейского *b(h)erhk 'быть белым', и, возможно, это как-то связано с древней традицией изображения женщин светлокожими, бледнолицыми, даже в Египте. Во всяком случае, богиня и поныне являет свои нерукотворные образы чаще всего на стволах именно берёз.

Ариэль Голан намекает на этимологическую связь "берёзы" и древнеславянских берегинь. Русское имя языческой богини Берегиня — явно то же, что и кельтское Бригит (в обоих случаях корень один, лишь суффиксы разные).

16 декабря 2022

Немного о крито-минойских осьминогах.

Вот только сейчас я обратил внимание на то, что крито-минойские сосуды с "восьминогами" очень сильно напоминают восьмёркообразные (беотийские) щиты, о которых говорилось в записи "О символическом сходстве лабриса и беотийского щита". Эти щиты, в свою очередь, напоминают идолы богинь, по форме напоминающие восьмёрки (см.: "Восьмёркообразные богини").

Амфора. Дворец в Кноссе, конец XV в. до н. э.

Сосуд с изображением осьминога, Гурния, Крит, начало XVI в. до н. э.





"Бляха-муха!" - воскликнуд я. - "Какая удивительная цельность культуры!"

"Рука Фатимы".

Ариэль Голан говорит, что амулет в виде руки назывался у христиан "рукой Марии", у мусульман "рукой Фатимы",

у вавилонян "рукой Иштар", у египтян "рукой Исиды". Все эти персонажи  генетически связаны с Великой богиней эпохи неолита. Очевидно, рука была символом этой богини. А поскольку есть основания полагать, что образ неолитической богини восходит к эпохе палеолита, напрашивается вывод, что палеолитические отпечатки руки выполнялись как символическое выражение воли, власти, действия богини.

«Смиренный игумен Пафнутий руку приложил» — вспомнилось мне неожиданно. 

Далее, тут ещё существуют многочисленные древние изображения человеческой фигуры с воздетыми руками, имеющими преувеличенно большие ладони и растопыренные пальцы.


15 декабря 2022

Вспышка "сверхновой" в Гёбекли-Тепе.

Немного информации по мегалитам Гёбекли-Тепе. Весь цимес ситуации в том, что там самые древние сооружения являются наиболее массивными, а потом, со временем, постройки мельчают и приходят в запустение. Это похоже на яркую вспышку "сверхновой" звезды, после чего происходит медленное остывание и угасание первоначального импульса.

На первом этапе постройки состояли из круглых сооружений. В центре этих больших помещений находились два гигантских Т-образных столба. Верхняя перекладина Т-образного столба была оставлена без рисунка, но тело Т-образного столба было вырезано так, чтобы напоминать человеческую форму. От вершины колонны тянулись руки, доходящие до бёдер колонны и заканчивающиеся пальцами. Вокруг талии столба - набедренная повязка из лисьей шкуры.

Деталь центрального Т-образного столба с изображением рук и набедренной повязки

Самые высокие из центральных колонн достигают около 20 футов, а самые тяжёлые - около 20 тонн. Вокруг центральных столбов по кругу расположены меньшие Т-образные столбы, которые встроены в стену сооружения. На меньших Т-образных столбах есть замысловатая резьба с изображением местных животных.

При датировке Клаус Шмидт обнаружил, что первая фаза строительства пришлась на период PPNA (дописьменный неолит А) - примерно с 9500 года до н.э. по 8800 год до н.э. Вторая фаза построек показала изменение отношения к месту на вершине холма. Это произошло в период PPNB (доочаговый неолит B), примерно с 8800 до н.э. по 8000 до н.э.. Строения стали прямоугольными, а не круглыми, и вместо двух центральных столбов стали возводить только один. Размеры зданий и самих столбов становились всё меньше. Каждые несколько десятилетий люди собирались вместе и закапывали сооружение, а затем возводили на его месте более компактную версию. В конце концов, между 8000 и 7500 годами до н.э. последнее сооружение было засыпано, а новое так и не было отстроено. Место было заброшено.

Образ царственной Афины у сарматов.


Как видим, сарматы почитали Афину как "свою" богиню. Она, типа, "нашенская", "свойская", а что греки почитают её - так это даже очень хорошо, это свидетельство того, что богиня являлась и им.

Но интересна сарматская тамга рядом с изображением Афины. Вот здесь эта тамга показана крупнее и яснее.


Птица сидит на трезубце, и над птицей — шестиконечная звезда. 

из керческого лапидария в Крыму. Источник картинки

В связи с этим возникают вопросы о происхождении украинского "трезубца". Очевидно, и хазары, и боспорские цари, и первые русские князья переняли символ "державности" от сарматов. И крайне любопытно, что этот символ на сарматской вещице находится рядом с Афиной. 

О чём поведали "куриные" ноги богини?

Птицеобразность богинь неолита особенно выразительна на нижеприведённом изображении.

Рельеф Берни (англ. Burney Relief), также известный как Королева/Царица Ночи (Queen of the Night) — терракотовый рельеф из Южной Месопотамии, датированный 1800—1750 гг. до н. э.

Хотя, в принципе, все "клювастые" богини Старой Европы — из того же разряда птицеобразных.

Фрагмент птицеголовой статуэтки со спиралью на макушке головы. Птичьи образы указывали на связь с миром духовным. Культура Винча.

О "корнях" крито-минойской культуры.

Глиняная фигура из Иерапетры (восточный Крит), неолитический период. Фото: Анджей Дзевановский.

Очень похожа эта фигура на "богинь" из Хаджилара. 

Статуэтки из Хаджилара в юго-западной Турции (ок. 5700 до н. э.)