20 декабря 2022

О "неопределённости" индоевропейской мифологии.

Ариэль Голан говорит, что "сугубо индоевропейская мифология вообще неопределённа. То, что в области мифов, верований, ритуалов обычно считается индоевропейским, на поверку оказывается раннеземледельческим по своему происхождению, лишь приспособленным к основным принципам индоевропейских воззрений. Среди предков тех народов, которые на протяжении 2 тыс. до х. э. воспринимали языки и основные принципы религии выходцев из протоиндоевропейской этнической среды, основной, численно преобладающий контингент составляло автохтонное население. Культура этого населения была более высокой, чем у пришельцев, их искусство было гораздо более развитым. Надо полагать, что и мифы их были более яркими".

Всё верно, и прекрасную иллюстрацию к словам А. Голана представляет греко-микенское искусство. Оно, по "крови", является индоевропейским, арийским, но по "духу" является ни чем иным как репликацией крито-минойского и - шире - эгейского искусства пеласгов.

"Но момент, на который я хотел бы обратить ваше особое внимание, - пишет А. Эванс, - заключается в следующем: несмотря на небольшие локальные расхождения во внутренней обстановке или костюме, «микенцы» являются лишь «провинциальным» вариантом той же самой «минойской» цивилизации. Планировка их дома может немного отличаться, но архитектурные элементы, вплоть до мельчайших деталей, практически одинаковы, хотя определённые мотивы отделки могут быть более предпочтительны в одной области и менее предпочтительны – в другой. Внешний типаж людей, изображённых на настенных росписях, неразличим. Религиозные культы – те же самые. Мы видим ту же самую Богиню Природы с её голубями и гробницу с колоннами; тот же самый культ секиры с двумя лезвиями (лабриса); те же сакральные рога – всё это особенности, которые, как мы теперь знаем, могут быть прослежены на Крите вглубь эпох, вплоть до раннего минойского периода".

"Охотницы", фреска из Тиринфа, XIV в. до н.э., микенский период.
 
Микенские женщины

Как видим, греко-микенские женщины ничем не отличаются от крито-минойских. Пожалуй, самыми архаично-неизменно-консервативными остались женские причёски: у микенских женщин мы видим те же пряди волос, что и у минойских.

The dancer of Knossos. Fragment of a mural painting of Knossos. 1600-1450 BC. Arch. Museum of Heraklion, Crete, Greece.

Здесь надо отдавать себе отчёт в самой сути "арийства". Изначально это тайные мужские союзы вооружённых до зубов мужчин. "Арий"
— это "дваждырождённый", то есть прошедший воинскую инициацию, и не более того. Как говорит В. Г. Балушок, "умирая в своей старой ипостаси, испытуемый в ходе древнеславянской инициации "перерождался" в волка и становился членом мужского "волчьего" союза". 

Интересно, что одним из прозвищ Аполлона было Ликейский, что означает «Волчий». Об этом говорят монеты из Аргоса и Тарсуса, на которых есть изображения Аполлона с одной стороны и волка с другой.

Монета, изображающая две ипостаси Аполлона — бога света и волка-оборотня

Очевидно, во время инициатических испытаний, когда мальчикам "отшибали мозги", они видели "тот свет", отчего и стали именоваться "ариями", то есть "светлыми", или, точнее, "просвещёнными". Наверно, отсюда и то, что бог света у греков являлся одновременно и волком-оборотнем. О "волчьей" природе Аполлона я уже много рассказывал, но можно напомнить ещё раз, как он содрал кожу с живого Марсия.

Аполлон сдирает с Марсия "три шкуры" и приговаривает: "Заплати налоги, и спи спокойно".

В терминах Льва Гумилёва, арии были "антисистемой" по отношению к системе, существовавшей до их появления. Но, впитав в себя соки прежней системы, арийская "антисистема", превратившись в государство, сама заделалась системой. И теперь она объявляет "антисистемными" элементами всё, что не согласуется или не подчиняется этой системе. 

Возвращаясь вновь к Ариэлю Голану, мы теперь ещё лучше понимаем "неоределённость" индоевропейской мифологии. А какая мифология может появиться в "казарме", в среде солдатни? Солдатня может лишь "заразиться" какой-нибудь мифологией, "подцепить" её как грипп на улице, но творческого гения она лишена по определению.      

Комментариев нет:

Отправить комментарий