Ариэль Голан говорит, что амулет в виде руки назывался у христиан "рукой Марии", у мусульман "рукой Фатимы",
у вавилонян "рукой Иштар", у египтян "рукой Исиды". Все эти персонажи генетически связаны с Великой богиней эпохи неолита. Очевидно, рука была символом этой богини. А поскольку есть основания полагать, что образ неолитической богини восходит к эпохе палеолита, напрашивается вывод, что палеолитические отпечатки руки выполнялись как символическое выражение воли, власти, действия богини.
«Смиренный игумен Пафнутий руку приложил» — вспомнилось мне неожиданно.
Далее, тут ещё существуют многочисленные древние изображения человеческой фигуры с воздетыми руками, имеющими преувеличенно большие ладони и растопыренные пальцы.
Обычно считается, что это — изображения молящихся. Но возможен и иной ход рассуждений. Рука с растопыренными пальцами первоначально обозначала символ богини — священное дерево. При молениях, обращённых к богине, люди поднимали руки, изображая её символ (такой акт представляется закономерным, если учесть, что вся древняя культовая символика есть не что иное, как выражение моления, обращённого к божествам). В воображении людей и сама богиня стала представляться с поднятыми руками (это тоже закономерно, поскольку с древнейших времён божество часто изображалось со своим символом).
|
Иштар (?)
|
|
Богиня Иштар, терракотовое рельефное изображение. Южная Месопотамия. Старовавилонский период, 19-17 века до нашей эры. |
|
Маат, богиня справедливости
|
|
Маат в современном исполнении
|
|
Богиня Полярной Звезды Доу-Му, Китай 19 в. Литая бронза, лак, инкрустация серебром. |
|
Жестокость и беспощадность богини Кали направлены против зла |
|
Иллюстрация Бориса Забирохина к Младшей Эдде
|
|
Великолепная Макошь Ларисы Бабенко |
|
Богиня в апельсине
|
|
Богоматерь Оранта в киевском Софийском соборе
|
|
Преп. Серафим Саровский перед иконой "Умиление"
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий