Средневековый арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан описал похороны знатного руса (= норманна). Из его описания следует, что вместе с покойником хоронили и его девушек, окружавших его при жизни, если они соглашались уйти на тот свет со своим господином. И если девушка давала согласие на уход из жизни вслед за господином, приглашали женщину-старуху, которая в дальнейшем должна была убить эту девушку. «…И пришла женщина старуха, которую называют ангел смерти, и разостлала на скамье постилки, о которых мы упомянули. И она руководит обшиванием его и приготовлением его, и она убивает девушек. И я увидел, что ведьма большая (и толстая), мрачная (суровая)». «Потом положили её [девушку] на бок рядом с её господином и двое схватили обе её ноги, двое обе её руки, и наложила старуха, называемая ангелом смерти, ей вокруг шеи верёвку, расходящуюся в противоположные стороны, и дала её двум мужам, чтобы они оба тянули её, и она подошла, держа кинжал с широким лезвием, и вот, начала втыкать его между её ребрами и вынимать его, в то время как оба мужа душили её верёвкой, пока она не умерла» (Источник).
Я ничего не могу сказать о достоверности описанного ритуала, но, в принципе, нечто подобное могло быть, потому что, судя по археологическим раскопкам, и «ямники», и «катакомбники», и скифы вместе с господами хоронили и их служанок, чтоб прислуживали им на том свете.
Про древнерусских "ангелов смерти" я вспомнил, когда прочитал статью "Кто и как избавлял мужчин от страданий в Сардинии XVIII века". Дело в том, что я уже проводил параллели между норманнами и шерданами — представителями так называемых «народов моря», разбойниками и пиратами, захватившими остров Сардиния в XIII веке до х. э. Как позже варяги нанимались на военную службу к византийским василевсам, так и шерданы служили наёмниками в войске египетских фараонов. Вполне возможно, что шерданы "ломанулись" на юг, в бассейн Средиземноморья, с севера, с берегов Балтийского моря. Это были "норманны" бронзового века, "норманны" до норманнов. Интересно, что рогатые шлемы были и у "норманнов" Сардинии, и у норманнов Ютландии.
Эту версию подтверждает существование на Сардинии женщин-аккабадоров, своего рода "ангелов смерти".
Автор статьи, Павел Зенцов, говорит, что на Сардинии "мужчины старались умереть доблестной смертью — в бою с карабинерами или полицией, либо с некими врагами, которыми обычно считались представители соседних общин. Если же умирающий отходил плохо, долго, с мучениями, особенно если он был ранен врагом в спину или его застали врасплох, то такую смерть называли «чёрной» и считали постыдной для целого рода". "Такого рода унижение оскорбляло достоинство любого смертного; тем менее оно пристало мужчине, наделённому balentia доблестью (от исп. valiente - "храбрый", "отважный", "сильный", "полноценный"), бывшей в сардинском видении основным критерием мужественности, поскольку зaдевало его честь, а, следовательно, и честь его рода" (Источник).
Но ведь точно так же относились к смерти и викинги! Умереть с мечом в руке, с последним криком "О-о-один!", исходящим из уст вместе с душой, считалось самым достойным уходом из жизни для мужчины.
Чтобы прекратить мучения, женщины-аккабадоры за небольшую плату умерщвляли тяжело уходившего на тот свет; так же поступали и со стариками, и смертельно больными, от которых отказались врачи.
Судя по этнографическим данным,
собранным Фаис-Леутской в её командировках на Сардинию, аккабадоры
обычно были женщинами средних лет, крепкого телосложения, исполнявшими
свои действия в одиночку и лишь изредка группами. Существуют даже свидетельства о целых династиях избавительниц, в которых ремесло переходило от матери к дочери в течение нескольких поколений.
Иногда они совмещали профессию избавительницы и акушерки, не только провожая человека в последний путь, но и встречая его при рождении. Называли их в этом случае «хозяйками родов», причём на роды они приходили в белых одеждах, а на эвтаназию — в чёрном.
Часто они душили умирающего руками или подушкой, но в некоторых случаях описывается
совершенно диковинный ритуал. Избавительница обхватывала шею больного
ногами, гладила его по голове, распевая песни, которые пели матери свои
детям, и постепенно усиливала давление бёдер на шею, незаметно лишая
умирающего чувств. "Когда умирающий мужчина снова становится младенцем, она убивает его самой чувственной формой удушения", - говорит автор статьи "La terribile Accabadora". Это прям какой-то BDSM в стиле Namio Harukawa!
Эти действия производились ритуально в непосредственной близости от очага, возле которого, в соответствии с древнейшими культурными канонами, в Сардинии традиционно помещали как рожениц, так и умирающих. После перехода страдальца в мир иной аккабадоры первыми оплакивали умерщвлённого, т.е. частично брали на себя функции, которые в других случаях смерти (естественной или насильственной) брало на себя родственное (соседское) окружение умершего или погибшего. Примечательно, что в этой ситуации аккабадоры, провожая в мир иной своего "клиента", оплакивали его "по высшему разряду", прибегая к специальным "геройским" заплачкам, как если бы он, например, пал жертвой столкновения с солдатами или карабинерами.
Моё отношение к этому — 50/50. С одной стороны, "нет дыма без огня", "чем чёрт не шутит пока бог спит", но, с другой стороны, нет никаких твёрдых доказательств, и вся легенда построена на сообщениях информагентства ОБС ("Одна Бабка Сказала").
Комментариев нет:
Отправить комментарий