В Древней Индии верховную богиню принято было символизировать священным деревом; календарные праздненства, посвящённые почитанию священного дерева, в Индии считаются женскими. В Древнем Египте с культом деревьев быо связано поклонение женским божествам. По египетскому мифу, богиня Нут обитала в "небесном дереве".
Очевидно, в связи с тем, что умершие считались вернувшимися к Великой матери, возникали такие похоронные обычаи, как погребение под деревом, захоронение в кроне дерева, в дупле, заделывание тела умершего в ствол дерева, в деревянную колоду и, наконец, положение его в деревянный гроб.
Захоронение ребёнка на дереве. Гиляки. Начало XX века |
Захоронение ребёнка на дереве. Гиляки. Начало XX века |
В России деревом, представлявшим богиню, была берёза. Считают, что название берёзы происходит от праиндоевропейского *b(h)erhk 'быть белым', и, возможно, это как-то связано с древней традицией изображения женщин светлокожими, бледнолицыми, даже в Египте. Во всяком случае, богиня и поныне являет свои нерукотворные образы чаще всего на стволах именно берёз.
Ариэль Голан намекает на этимологическую связь "берёзы" и древнеславянских берегинь. Русское имя языческой богини Берегиня — явно то же, что и кельтское Бригит (в обоих случаях корень один, лишь суффиксы разные).
Комментариев нет:
Отправить комментарий