17 декабря 2022

"Венеры" — богини, но не "плодородия".

Ариэль Голан, полемизируя с теми учёными, которые считают верхнепалеолитических "венер" "богинями плодородия", которые были наглядным воплощением идеи деторождения и выражали заботу первобытного коллектива об увеличении числа детей в нём, говорит, что нет данных, которые бы подтверждали это суждение. Наоборот, некоторые факты побуждают усомниться в его достоверности. Например, в мадленский период (ок. 15 — 10 тыс. до х. э.), который отнюдь не характеризовался упадком материальной культуры и искусства, женские изображения почти исчезают. В свете упомянутой гипотезы это необъяснимо. Более того, если не строить домыслы, исходя из своих субъективных представлений, а обратиться к фактам, то выясняется, что племена, живущие охотой и собирательством, не заинтересованы в росте общины, а следовательно, и в повышении рождаемости.

К сожалению, А. Голан не приводит своего собственного объяснения феномена "венер" палеолита. Он ограничивается лишь расплывчатыми формулировками, называя "венеру" "сверхъестественным всесильным существом" и сравнивает его с Бабой Ягой русских народных сказок, которая, как и "венера", не имеет глаз и "не видит", а лишь чует запах "человечины": "русским духом пахнет", - говорит она, когда появляется в её вотчине посторонний человек.

Комментариев нет:

Отправить комментарий