15 марта 2025

О священных убежищах.

В архаических обществах имелось удивительное учреждение, которого нет в современном мире. Я имею в виду убежища в священных рощах и святилищах. Там можно было найти спасение от преследований. Увы, далеко не всегда общество наказывает в строгом соответствии с тяжестью преступления. Вот один из примеров: в США женщина получила пожизненное заключение за то, что дала 13-летнему ребёнку потрогать свою грудь (Источник). Ну, или так: сожгут какого-нибудь "еретика" на костре, а потом причисляют его к лику святых, - как это было в отношении Жанны д'Арк. Я уж не говорю про миллионы безвинно пострадавших от политических репрессий при тоталитарных режимах.

Любопытно, что подобные убежища существовали даже у австралийских аборигенов, что указывает на всеобщность этого феномена в архаических обществах. В 1899 году Спенсер и Гиллен обнаружили примитивную форму таких убежищ у племён центральной Австралии. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона (т. XXXIV, 1902 г.) сообщает, что "у этих племён имеются священные места, обыкновенно какие-нибудь уединённые пещеры, дающие полную безопасность всякому преследуемому. Это места, где хранятся их величайшие святыни, так назыв. чуринга (churinga), таинственные палки и камни, служащие обиталищами душ отошедших и ныне живущих поколений (у австралийцев, как у многих других первобытных племён, существует вера в множественность душ, так что одна из душ может жить вне человека в одной из churinga). Всё вокруг этих хранилищ считается священным и неприкосновенным: преступно сорвать травку, отломать ветку, преследовать зверя, а тем более человека, ищущего там спасения".

14 марта 2025

10 афоризмов.

1. Hard times create strong men, strong men create good times, good times create weak men, and weak men create hard times ("Тяжёлые времена создают сильных мужчин, сильные мужчины создают хорошие времена, хорошие времена создают слабых мужчин, а слабые мужчины создают тяжёлые времена"). 

2. " Нет на земле ужаснее напасти, чем идиот дорвавшийся до власти!!!" Л.Филатов

3. "До тех пор, пока люди будут преклоняться перед Цезарями и Наполеонами, Цезари и Наполеоны будут приходить к власти и приносить людям несчастья". О. Хаксли

4. Когда на свет появляется истинный гений, то узнать его можно хотя бы потому, что все тупоголовые объединяются в борьбе против него. Джонатан Свифт.

5. Нет, дорогой Антон Павлович, выдавливать из себя по капле придётся Хама. Потому что где Хам, там и раб. https://alexthunder.livejournal.com/1398723.html

6. Вне всякого сомнения, в XXI веке прогресс зайдёт так далеко, что Сталин и Гитлер будут казаться мальчиками из церковного хора. Эмиль Чоран, "Злой демиург".

7. Любое живое существо, за исключением человека, великолепно справляется со своей ролью: кошка знает как быть кошкой, собака — собакой и так далее. К птицам, рыбам и даже растениям тоже не возникает никаких вопросов. И только человек не знает, как быть человеком.

8. «Никто никогда не выиграет войну между полами — слишком много братаний с врагом». Генри Киссинджер

9. Я увидел, что такое смерть. Я просто неожиданно понял, что это. Наглядно понял, что нечто, что являет собой человек, — это как аквариум с рыбками, который находится внутри океана. А при смерти он ломается. Он всё равно там остаётся, но у него уже нет рамок. После этого — когда ты вдруг такие вещи понимаешь — становишься немного другим человеком. То есть ты уже не живой, не мёртвый, а какой-то вечный, что ли. Егор Летов

10. Нет такой вещи, как военное преступление. Сама война — уже преступление. Брюс Чатвин, "Тропы песен".

О двойственной природе близнецов.

Гиляки вплоть до XX века полностью сохранили родовую организацию. Ряд признаков организации рода (отсутствие вождей, отсутствие родовых наименований) свидетельствуют о том, что родовой строй у гиляков находился на самых архаичных стадиях своего существования. Поэтому в родовом обществе гиляков можно найти параллели к более древним, даже неолитическим проявлением общественной жизни.

Л. Я. Штернберг замечает: «Стружки рассматриваются гиляками, как объект волшебной силы, как священные. Культ заструженных деревяшек инау играет огромную роль в религии гиляков. В накидке из стружек хоронят обыкновенно избранников. Такой чести удостаиваются, например, женщины, родившие двойню, тройню, рассматриваемые как существа высшего порядка». 

Близнецы окружены у гиляков особой таинственностью и почитанием.

«Гиляки уверены, что один из близнецов родился от «горного человека», от «пальнивух’а», владетеля гор и лесов, могущественного, то милостивого, то грозного для бедного слабого человека. Поэтому ребёнка пальнивух’а необходимо отправить после его смерти к родителю. Так как нет возможности определить, который из двойни людского происхождения, то предпочитают поступить с обоими близнецами одинаково».

13 марта 2025

Муж-"половинщик".

Старинный морской путешественник Давыдов нашёл среди эскимосского племени кадьяков такие же брачные институты, как у алеутов. Давыдов пишет о них: „Некоторые женщины имеют двух мужей; первый — настоящий муж, который избирает второго с согласия жены. Последний является также работником, носит воду, дрова и исполняет другие работы. С женой он может спать только в отсутствии главного мужа, и при его возвращении он утеряет своё (супружеское) право. Такие мужья носят название „половинщиков".

Интересно описание Вениаминовым тлинкитов. Описывая участие „половинщиков" в супружеских правах, он положительно утверждает, что соучастником может быть только брат или родственник (Творения митрополита Инокентия, ч. III, стр. 629. [Подобное же явление отмечено Россом у центральных эскимосов]).

Это описание напоминает обычай «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и коллатеральные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Это «пуналуа» похоже на чукотское "товарищество по жене"( см.: Первобытная община как "товарищество по жене").

Пережитки матернитета у нивхов.

Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов Северо-Восточной Азии" сообщает о пережитках матернитета у гиляков. Он анализирует происхождение термина javind, который  является брачным термином для обозначения выхода замуж.

"Первоначальное значение его [этого термина] нетрудно выяснить из близких к нему этимологических форм. Прежде всего имеем ближайшую к нему форму, возвратный глагол p’avind = pi+avind, означающий — „себя содержать", „себя кормить" и, наконец, „жить" в хозяйственном смысле. Вот характерный пример:

— „гиляк один сам, т. е. (одинокий) жил" (в смысле хозяйственном). Если речь идёт о многих лицах, этот глагол приобретает значение „вместе жить", т. е. сообща кормиться, вести общее хозяйство. Отсюда наречие p’avind — вместе.

Далее имеем производную форму действительного залога ajvund—содержать кого-нибудь на своём иждивении, принять кого-нибудь на попечение, усыновить, кормить, — в форме среднего залога означает кормиться, пастись jaivun ехаn — (пасущаяся корова).

Наконец, javind, javend означает и „согревать" кого-нибудь (огнём), приютить.

12 марта 2025

Бык и медведь.

У меня возникло подозрение, что крито-минойская таврокатапсия имеет параллели с медвежьим праздником у айнов и нивхов. 

"По сведениям, которые представил информант Д. К. Човак, медведя заводили домой к хозяину — ызын, где привязывали к столбу карга цепями. Затем молодой парень надевал одежду из шкуры нерпы длиною ниже колен и рукавицы. В это время по два человека, слева и справа от медведя, злят его палками. Смелый парень должен улучить момент и, прыгнув, сесть медведю на шею, схватив его за уши. Такого парня называют танрла нивх, то есть ловкий человек. Если он допустит оплошность, то одежда из нерпичьей шкуры его надежно защитит. Обычно среди парней находятся несколько смельчаков, которые могут проделать этот трюк" (Источник).

Это описание напоминает знакомую картину.  

From TAUREADOR SCENES in TELL EL-DAB’A (AVARIS), 18th Dynasty

Л. Я. Штернберг указывает на чрезвычайно важную деталь "медвежьего праздника": "В смысле цементирования междуродовых отношений он играет едва ли не большую роль, чем олимпийские игры для племенного объединения греков".

Как работает механизм родовой жизни.

Л. Я. Штернберг рассказывает, как работает механизм родовой жизни, без всякой регламентации и органов принуждения.

"Вот умер семейный сородич. Необходимо обеспечить его семью, сохранить имущество до достижения совершеннолетия наследников и необходимо, во избежание споров, решить, к кому перейдёт вдова покойного. Нет судей, нет властей, но, через некоторое время после погребения покойника, сойдутся ближайшие сородичи, потолкуют, выслушают претендентов и на ком остановятся, тот будет мужем вдовы и отцом осиротевших.

Или: та или другая семья временно бедствует. Нет специального органа, который должен был бы позаботиться о ней: это лишнее, потому что в любом доме хотя бы самого отдалённого сородича она найдёт гостеприимство и помощь, пока не минет тяжёлое время. И никому не обидно, потому что редко кому не приходится время от времени пользоваться гостеприимством или оказывать его другому.

Вот необходимо устроить хлопотливый и дорогостоящий родовой праздник. Нет ни сборов, ни понуждений, ни организации приёма гостей и т. п. Каждый по совести готовит, сколько в силах, каждый вносит свою долю труда, а один кто-нибудь, кто побогаче, берёт на себя заботы по устройству. К нему все сносят приготовленные яства и закупки, к нему сходятся для участия в предпраздничных работах.

11 марта 2025

К вопросу о "неолитической войне" в Старой Европе.

Продолжение. Начало см.: О «неолитической войне» в Старой Европе

Как показывает Л. Я. Штернберг, у гиляков (нивхов) время от времени возникали конфликты из-за женщин. Либо муж убивал ёбаря своей жены, поймав его на месте преступления, либо отец вступал в "разборки" с лихим "джигитом", "умыкнувшим" его дочь. Конфликтов из-за территории, из-за земли, у гиляков никогда не было.

"У гиляков отсутствует даже сознание права собственности на территории, и не только по отношению к своим, но и к чужеплеменникам. Когда лет 50 тому назад на Сахалине появились бродячие тунгусы, которые стали охотиться на исконных территориях гиляков, никому в голову не приходило протестовать против этого, хотя тунгусы пришли небольшими группами и едва ли были в состоянии удержаться силой против многочисленных аборигенов" (Цит. по: Л. Я. Штернберг. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Л., 1933. С. 50).

Я думаю, что это наблюдение Штернберга за родовым обществом гиляков можно применить и к неолитическим обществам Старой Европы. Вряд ли 7000 лет назад существовало право частной собственности на землю. Даже существование вождей в ту эпоху стоит под большим вопросом. Поэтому, когда пишут нечто типа: "Племена эпохи неолита, вероятно, воевали за территорию, а также за такие ресурсы, как пища и кров", это бла-бла-бла пустопорожнее. Совсем не факт, что в эпоху неолита имелись племена.

Другое дело, конфликты из-за женщин. Но "умыкание" женщин связано с патрилокальными браками; если же на территории Старой Европы практиковалось матрилокальное проживание, особенно в "больших домах" носителей культуры ЛЛК, то никакие "умыкания" невозможны, а значит и поводы для конфликтов резко уменьшаются.

О "рыбных" культурах.

В продолжение статьи "Рыбный" матриархат на берегах Ладожского озера.

Похоже на то, что обилие рыбных ресурсов в реках и озёрах никак не способствуют установлению патриархального строя. 

"Море и реки так богаты этим продуктом, что при самом скудном инвентаре каждый при нормальных условиях может личными индивидуальными усилиями обеспечить своё существование. При добывании морских зверей, правда, необходимо сотрудничество нескольких человек, но всё дело так просто, что тут не может быть речи о хозяевах и работниках, ни о специальной организации: каждый исполняет то, к чему он более способен, артель к тому обыкновенно составляется из родственников, и никому и в голову не приходит делить добычу иначе, как по числу работников. Часть её уделяют даже и не принимающим участия в охоте, ибо разве родовые боги дают только одним, а не всем членам рода? То же и при охоте на лесных зверей, если она ведётся в компании, но обычно охотник, как и рыболов, может совершенно обойтись в своих промыслах без посторонней помощи. И, действительно, в сезон рыбной ловли гиляцкое население расходится во все стороны; каждый хозяин удаляется на своё излюбленное местечко. В сезон охоты каждый забирается в свой промысловый балаган и отсюда следит за своими ловушками, по неделям не видя постороннего человека. Таким образом, преобладающая форма труда индивидуальная. Каждый должен уметь делать всё, обладать всеми знаниями своего племени, быть личностью, равной со всеми, всесторонне развитой и подготовленной к жизни. А так как дары природы обильны, свободны и доступны усилиям каждого, то благосостояние человека зависит, следовательно, исключительно от его способностей и усердия. Неравенство, которое, при более сложных условиях, является источником раздоров и социальной розни, здесь не проявляет своих терниев. Богатый человек всем обязан исключительно лично своим талантам и добродетелям. Его накопления никого не могут ни порабощать, ни унижать. Кроме того, личные достоинства человека — дар богов [1], и избранник не может ни вызывать зависти, ни гордиться своими преимуществами. Его покровители, посылающие ему зверей в тайге и рыбу в воде, общие гении рода. Копить свои богатства, не делясь с сородичами, значило бы присваивать себе то, что принадлежит ему сообща со всеми, и высшее честолюбие такого человека — проявлять свою щедрость и благоволение окружающим. Всякая попытка монополизировать дары богов неминуемо должна повлечь за собою справедливую кару общих благодетелей рода" (Цит. по: Л. Я. Штернберг. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Л., 1933. С. 52-53).

10 марта 2025

О быстрых и лёгких родах.

Довольно часто приходится читать о запредельной, ужасающей младенческой смертности в архаических обществах. Из-за этого среднюю продолжительность жизни женщин опускают "ниже плинтуса", чуть ли не до 20 лет. Но так ли это?

Автор блога "История. Старинные портреты и их секреты" говорит, что нашла в дореволюционном этнографическом журнале 1894 года поразительные свидетельства о родах у женщин некоторых народов. Среди "сибирских инородцев" она называет киргизов, остяков, гиляков, калмыков, лесных тунгусов, самоедов и пересказывает, что наблюдали российские врачи и путешественники конца XIX века.

"Вот женщина на виду. Сидит рядом с вами в юрте или едет рядом на лошади. Тут она раз - и минут на 15 куда-то исчезла. Возвращается как ни в чём ни бывало уже с младенцем и продолжает дела. В том числе, может сесть верхом и продолжить путь. Женщины рожали молча, быстро и безболезненно.

Причём, казачки, которые жили в тех же с виду условиях, часто от родов умирали. А вот смерть от родов местной женщины из коренного народа - это был крайне редкий, исключительный случай" (Источник).

К реконструкции крито-минойских горных святилищ.

Наблюдения Л. Я. Штернберга за жизнью родового общества гиляков (нивхов) помогают нам понять функционирование горных святилищ крито-минойской культуры. На Крите, в своё время, тоже было родовое общество с аналогичными структурами.

Прежде всего интересен самый термин, которым гиляки выражают понятие „род“. Он гласит: 'халь', что буквально значит: ножны, футляр, — удачный символ единой утробы, единства происхождения.

Общность родового огня — символ родового единства. Как у всех первобытных народов, и у гиляков огонь — родовое божество. В каждом очаге сидит старуха огня [1], родоначальница данного рода. Хозяйка огня — не только божество греющее человека и охраняющее его домашний очаг от всяких злых козней духов, но и являющееся посредником между сородичами и всеми многочисленными божествами, имеющими влияние на судьбу человека. Во всех важных случаях жизни — в случае болезни, на охоте, перед отправлением в опасный путь и т. д. — сородич бросает в огонь свои скромные жертвы — листик табаку, сладкий корень, каплю араку [2] — и просит старуху огня исполнить его просьбу. А она уже знает все ходы, чтобы просьба к тому или другому родовому божеству — если просьба находится вне сферы её непосредственного воздействия — дошла по назначению.

В этом влиянии и воздействии старухи огня на судьбу человека и в приношении жертв этой старухе можно увидеть связи с крито-минойскими горными святилищами. 

09 марта 2025

О жизни в родовом обществе.

"Норденшильд, описывая чукчей, между прочим говорит: „Здесь, как и во всех посещённых нами чукотских стоянках, царствовала совершенная анархия [1]. Тем не менее члены этой безглавой общины жили между собой в ладу и дружбе". Приблизительно так же выражается Лаперуз, когда восторгается кротостью и миролюбием орочей.

Эти отзывы о первобытных народах не совсем верны в действительности. На самом деле у всех первобытных народов есть учреждение, которое составляет основу общежития. Это учреждение есть род — удивительное учреждение, в котором полная индивидуальная свобода соединяется с гармонией общественных интересов, учреждение, через школу которого прошли все народы от Рима до Китая. В этом учреждении примитивный человек находит безопасность, помощь в нужде, кормильцев в старости, мстителей убийцам после смерти, полное содержание жизни. Никакое учреждение „варварского" быта не столь важно для историка, как именно это учреждение.

О "дворце" в Закросе.

"Дворец" Закрос, самый изолированный из всех минойских дворцов, расположен на восточном побережье Крита, к югу от Палекастро. "Дворец" занимал площадь 8000 квадратных метров, содержал 150 комнат и имел центральный двор размером около 30 на 12 метров, что значительно меньше, чем в Кноссе. Как и другие "дворцы", Закрос был восстановлен после землетрясения, разрушившего старые "дворцы". Второй "дворец" был построен около 1600 г. до н. э. и окончательно разрушен около 1450 г. до н. э., вместе с другими центрами минойской цивилизации на Крите.

"Дворец" был окружён городом, из которого пока раскопана только часть. Дома часто были довольно большими, вмещали до 30 комнат, с небольшими складскими помещениями, построенными вокруг большой комнаты со скамьёй и центральной опорой. Дома были расположены блоками, и в городе были найдены как оливковое масло, так и прессы для вина. Похоже, что город специализировался на производстве вина, которое экспортировалось на Киклады. Малкольм Винер предположил, что Закрос мог играть особую роль в торговле с востоком.


08 марта 2025

Тайна патриархата.

Просматривая картинки по запросу "гиляки, нивхи", я обнаружил нечто удивительное.

Источник картинки

Источник картинки

Немного про гиляков (нивхов).

Из Л. Я. Штернберг. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1933.

У гиляков — патриархат: патрилокальные браки, полигиния, передача наследства от отца к сыну. Тем не менее, вся эта конструкция опирается и держится на женщине.

"Положение женщины во всяком случае не так дурно в общем, как это может казаться. От неё требуется, чтобы она была трудолюбива и хозяйственна. Требуется от неё, действительно, многое. Это она чистит и сушит то неимоверное количество рыбы, которое употребляется для годового прокормления семьи и собак. Она треплет дикую коноплю, прядя её в тройную нить, и вяжет потом по месяцам огромные сети, пользуясь для этого всякой свободной минутой. Она обшивает всю семью, и на ней лежит вся тягость гиляцкой кухни и кормления собак. Это она собирает по целым дням сарану, ягоды и коренья, составляющие повседневное кушанье гиляка в течение зимы. Она, наконец, несёт всю тягость и хлопоты по угощению многочисленных гостей, наезжающих и живущих по неделям, в то время как муж разъезжает в гости и предаётся зимнему отдыху. Но заваленная работой, подчас глубоко несчастная, с мужем престарелым и слепым, покупаемая и продаваемая, она всё-таки не рабыня. Она не заперта, как на Востоке; она ест за одним столом с мужем и детьми; она принимает участие в разговоре; с ней обращаются с уважением, как с женой и матерью. Дети относятся к ней почтительно. За неё будут мстить. Когда она умрёт, её сожгут с такою же торжественностью, как и её мужа; в знак траура распустят по ней косу, нередко пожизненно, а иной безутешный муж, с горя по жене, наложит на себя руки. Замужем она не разрывает связей со своей прежней семьёй и родом. Часто ездит она туда в гости с мужем и детьми, а в чёрный год её муж и дети и сама она найдёт там помощь и радушный приём. Когда муж будет напрасно обижать её, она найдёт защиту в семье своего отца и защиту действительную: возвратят калым и отвезут её обратно".

07 марта 2025

«Первое преступление Каина».

"Картина «Первое преступление Каина» написана британским художником Чарльзом Кеннеди в 1893-м году. 

Источник картинки

Ветхозаветное семейство отдыхает на берегу реки. Первенец пары развлекается тем, что ловит ящериц и скармливает их большой хищной птице. Рептилия, схваченная пухлой детской ладошкой, сопротивляется, но птичий клюв всё ближе. Ребёнок слишком мал, и его представления о добре и зле ещё не успели сформироваться, как следует. От рождения не имея жалости к живым существам и не взращивая в себе это чувство, он останется в истории как братоубийца.

06 марта 2025

Про "умыкание" невест и калым.

Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов Северо-Восточной Азии" пишет:

"Когда гиляку понравится девушка, а в то же время приобрести её мирным путём оказывается невозможным по тем или другим причинам, он сговаривается с компанией своих сородичей, и в один прекрасный день (обыкновенно летом) лодка похитителей приближается к селению. Улучив время, когда местные мужчины в отсутствии, они увозят искомую женщину".

Именно так, в своё время, троянцы "умыкнули" Елену Прекрасную у греков. В «Летописи временных лет» говорится, что древние славяне также крали невест. 

«А  древляне … умыкали девиц у воды. А  радимичи, вятичи и северяне … устраивали игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».

Хлестаков по-американски.

Вчера я посмотрел выступление Дональда Трампа в Конгрессе США. Я никогда не видел таких бурных и продолжительных аплодисментов, переходящих в овации. Республиканцы-трамписты напоминают какую-ту тоталитарную секту. Они, как куклы-марионетки, после каждого предложения Трампа вскакивают со своих мест и показывают своё "одобрямс". А сам Трамп ничего существенного не говорит, и вся его речь сводится к самовосхвалению. Он говорит, что по эффективности его первые недели у власти превзошли даже достижения первого президента страны Джорджа Вашингтона, которого он назвал «номером два» (после себя). Постоянно звучит "Я — Я — Я"... Он похож на Хлестакова из пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор". "Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого... я говорю всем: "Я сам себя знаю, сам... я, я, я"... (Источник)



05 марта 2025

Удивительные нивхи (гиляки).

Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов северо-восточной Азии" (Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1933) говорит, что у гиляков патриархат. Но патриархат до-государственный, родовой. И поэтому местами весьма даже привлекательный, "симпатишный". Гиляки не терпят неправды и насилия. Когда гиляку кажется, что ему лгут или хвастают, он хватается руками за живот, раскачивается и делает такое лицо, будто ему очень больно. — Ну разве это не красота?!

Гиляки - красавцы.

О погребальных практиках на острове Крит.

Гробницы EM II (раннего минойского периода) представляют собой толосы. В этих круглых толосах и пристроенных к ним комнатах археологи находят остатки ларнаков — украшенных глиняных гробов в виде ванны или сундука на четырёх ножках с большой глиняной крышкой, — а также чашки и кувшины, что указывает на совместное питьё на похоронах.

Круглая сводчатая гробница (толос) в Камилари на юге Крита.

Потом есть ещё камерные гробницы, которые вырыты в скале. Они напоминают этрусские гробницы. Имеется три типа камер: круглая, полукруглая и, в случае самых престижных гробниц, прямоугольная с низкой скамьёй вдоль одной или нескольких стен.

Гробница 159 в Армени, с низкой скамьёй. 

04 марта 2025

О глупости.

Дитрих Бонхоффер указывал на важную вещь: глупость — это не просто интеллектуальный недостаток, а активное нежелание критически мыслить и развивать независимое мышление; глупость выходит за рамки простого невежества, это состояние когда человек обусловлен избегать знаний и не задавать вопросы существующему порядку, даже когда сталкивается с неприятными фактами.

Квентин Массейс. Аллегория Глупости, фрагмент

Если в руку этого глупца с картины Квентина Массейса вложить смартфон, то получится обобщённый портрет нашего современника.

Удивительный парадокс: сейчас у каждой "сопли" имеется смартфон с подключением к Сети, но при этом современные подростки ужасно невежественны. Я недавно назвал одного мальчика тринадцати лет "Кактусом", потому что он живёт как растение. Мама "поливает" его, а сам он ничем не интересуется, ничего не знает и знать не желает. 

Немного о "дворце" в Малии.

"Дворец" в Малии расположен на северном побережье Крита. Площадью 7500 квадратных метров, это третий по величине минойский "дворец".

Под раскопанным "дворцом" археологи обнаружили здание периода EM II или, возможно, группу зданий, построенных вокруг большого открытого пространства. По мнению Яна Дриссена, здание или здания EM II не были дворцом, как те, что появились позже, а скорее напоминали монументальный двор, начало процесса переноса ритуала из естественной среды в закрытую, искусственно созданную среду (Источник).

Это подтверждает мои догадки, которые я высказывал здесь прежде: крито-минойские "дворцы" имеют "гонийное", а не "ургийное" происхождение; они, как растения, произрастали на "жирных" почвах, удобренных "гумусом" [1] многих поколений людей. Очевидно, изначально это были святилища под открытым небом, а затем вокруг святилища появлялись различные "пристройки". Ну, у нас сейчас можно увидеть нечто подобное в постепенном благоустройстве святых источников. Сначала это самый обычный родник, потом рядом с ним устанавливают деревянный крест, затем строят часовенку с купелью, благоустраивают окружающую территорию, делают удобные дорожки и подъезды... Там, глядишь, и ларёк рядом появился... Примерно подобным образом появлялись и крито-минойские "дворцы". 

Немного о крито-минойском Фесте.

"Дворец" Фестос находится на восточном конце холма Кастри в конце равнины Месара в Центральном Южном Крите. На севере лежит Псилоритис, самая высокая гора на Крите. На склонах Псилоритис находится пещера Камарес, вероятно, религиозный или культовый центр Феста и равнины Месара. В этой пещере был обнаружен очень тонкий стиль керамики из среднего минойского периода, который был назван керамикой Камарес в честь пещеры, в которой он был найден. 

Экспозиция критских ваз стиля «камарес». 19-18 вв. до Р.Х. 

Самые ранние поселения на этом месте датируются неолитическим периодом (ок. 4000 г. до н. э.). Старый "дворец" был построен на этом месте в начале второго тысячелетия, известного как Протодворцовый период (ок. 1900-1700 гг. до н. э.). Стены были оштукатурены и окрашены, а в некоторых комнатах гипсовые цоколи выстилали нижнюю часть стен. Во многих комнатах вдоль некоторых стен были построены скамейки, а в самих стенах были сделаны ниши для хранения мелких предметов.

03 марта 2025

О ритуальном характере крито-минойских "дворцов".

Учитывая происхождение Эванса из богатого среднего класса викторианской Англии, неудивительно, что он наложил образ британского монархического общества на минойское общество. Эванс определил Кносс как царский дворец.

Письменность в Кноссе была критской иероглифической, в то время как на юге, в Фесте, предпочитали линейное письмо А. В конце Среднеминойского периода IIB линейное письмо А пришло в Кносс и со временем заменило использование критского иероглифического письма. Странно, не правда ли? Большой "царский" Кносс перенимает письмо маленького Феста. Как кносские цари могли такое допустить?! Где это видано, чтобы царские столичные письмена заменялись провинциальными?!

Критское линейное письмо А на золотом кольце из Мавро-Спелио возле Кносса.

В Библии так говорится о деятельности еврейского царя Иосии (640-609 гг. до н. э.): «В двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвящённых дерев и от резных и литых кумиров <...> и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг её у потока Кедрона, и истер её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:5–8).

Археологи установили, что на восточной стороне Старого "дворца" находилось более 400 ткацких станков, что позволяет предположить, что там занимались ткачеством. Очевидна параллель с библейским описанием "мерзостей языческих" при храме Господнем.

О крито-минойских древностях.

Новый дворец в Кноссе. Лестничный зал в восточном крыле

Это место на острове Крит впервые было заселено около 7000 г. до н. э. в так называемый докерамический период неолита. Бронзовый век наступит только через четыре тысячи лет. Считается, что Кносс был первым и самым древним неолитическим поселением на Крите, и первое указание на человеческую деятельность на острове находится именно в том районе, где позже будут построены дворец и его центральный двор. Таким образом, люди постоянно вели активную деятельность на этом месте в течение пяти тысяч лет до того, как был построен первый дворец. 

"Вы, греки, как дети, вы не знаете ничего о древних временах", - говорили Солону египетские жрецы в VI веке до н. э. Если греки — как дети неразумные, то что же тогда говорить про россиян?! Первый дворец на Крите был построен за 3500 лет до первого упоминания о Москве.