05 марта 2025

Удивительные нивхи (гиляки).

Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов северо-восточной Азии" (Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1933) говорит, что у гиляков патриархат. Но патриархат до-государственный, родовой. И поэтому местами весьма даже привлекательный, "симпатишный". Гиляки не терпят неправды и насилия. Когда гиляку кажется, что ему лгут или хвастают, он хватается руками за живот, раскачивается и делает такое лицо, будто ему очень больно. — Ну разве это не красота?!

Гиляки - красавцы.

Род гиляков организуется на мужском начале. По словам Л. Я. Штернберга, каждый гиляк имеет супружеские права (не считается грехом) на жён своих братьев всех степеней родства и на сестёр своей жены. "Мы видим на острове Сахалине, что мужчина находится в браке со всеми жёнами своих братьев и всеми сёстрами своей жены, а это означает, если рассматривать это явление с женской стороны, что его жена вправе вступать в половые сношения с братьями мужа и мужьями своих сестёр. Этими правами не всегда пользуются гиляки, но юридически, так сказать, они существуют, отправление этих прав не считается прелюбодеянием, ненаказуемо, даже совершается часто открыто с согласия братьев и мужей сестёр жены. Таким образом, современная индивидуальная форма брака у гиляков является новообразованием, тогда как пережитки старого строя родового брака, сохранившиеся до сих пор, сближают её с так называемой ,,punalua-family“, существовавшей ещё в первой половине нашего столетия на Сандвичевых островах (Гаваи), где такие же, как у гиляков, взаимные права на жён своих братьев и сестёр своей жены существовали без ограничения".

Роды гиляков бывают часто рассеяны в очень отдалённых друг от друга пунктах. Но, разделившись, сородичи продолжают помнить друг друга, ездят друг к другу в гости, оказывают друг другу помощь и покровительство. Скрывающийся от преследования мстителя гиляк найдёт безопасность и вооружённую защиту в отдалённом селении сородичей. Обеднеет гиляк или год выпадет неудачный, он переезжает на время для поправки к сородичам. На западном берегу Сахалина редко найти селение, в котором бы всё население принадлежало к одному роду: таких селений всего 5 — 6 (Пяново, Танги, Тыки и ещё два-три незначительных селения). По большей части в селении 2 — 3 рода. Происходит это отчасти оттого, что гиляк часто бывает вынужден покидать свой род и переселяться, ища для себя более благоприятных мест в рыболовном отношении, а переселение не представляет никаких затруднений, ибо гиляки радушно принимают переселенцев из чужого рода. Гиляку нет надобности непременно строить юрту, так как в любой юрте его рода найдётся на нарах 2 — 3 кв. аршина для семьи сородича. Ему нет надобности даже в лодке и сетке: всегда он найдёт владельцев таковых, с которыми он будет ловить рыбу на равных правах.

А далее, обычай многих зятьёв переселяться в род жены не мало содействовал перемещению родов. Последний обычай, быть может, остаток архаического родового быта, основанного на женском начале, по которому мужья шли в род жены, а не наоборот, как это делается теперь; часто, по особому договору с тестем, зять переселяется в род первого для совместной работы с ним.

Родовой быт налагает резкий отпечаток на весь духовный склад гиляка, на его характер, нравы и учреждения. Привычка всё обсуждать сообща, необходимость постоянно вступаться в интересы своих сородичей, круговая порука в делах мести, необходимость и обыкновение жить в больших юртах вместе с десятками себе подобных, так сказать, постоянно на народе, выработали в гиляке чрезвычайно общительный, разговорчивый характер. Гиляк чрезвычайно гостеприимен, он любит принимать гостей, любит и сам к ним ездить. Благородный обычай гостеприимства особенно резко проявляет себя в дни невзгод. В чёрный год, когда у гиляка не хватает пищи ни для себя, ни для собак, он не протягивает руки за благодеянием: он уверенно отправляется в гости и кормится там — и иногда довольно долгое время. „У нас нет нищих, — говорил референту один гиляк,— если кто беден, того кормит халь“ (род). Халь содержит всех стариков, больных, неспособных к труду и прочих беспомощных лиц. Обыкновенно это выполняется ближайшими родственниками, но, за неимением таковых, содержит такое лицо та юрта халя, где лицо это желает поселиться.

Халь гарантирует жизнь и безопасность каждого из своих членов от покушения на него лиц другого халя. Всякое убийство, намеренное или ненамеренное, влечёт за собою родовую месть. Ближайший сородич убитого, — отец, сын или брат его, а за неимением их другие сородичи, — должен, употребляя образное выражение гиляков, „поднять родные кости", т.-е. убить убийцу или, по крайней мере, кого-нибудь из его халя мужского пола. И ярость мести так велика, что не щадятся даже новорожденные дети.  Из действия родовой мести исключаются только женщины.

Одним из видов родовой мести является война. Поводами к войне чаще всего служили женщины. Похитит гиляк женщину, потом попадается в руки сородичам похищенной, его убьют, — и повод к войне готов. Объявление войны не предшествовало. Раз род нанёс кровную обиду другому роду, он уже ждал нападения во что бы то ни стало. И, действительно, в один прекрасный день всё взрослое население обиженного рода, вооружённое луками, копьями и ножами, отправлялось в поход, смотря по времени года, на лодках или на нартах. Нападение обыкновенно совершалось ночью. В ожидании его всё взрослое мужское население, вооружённое, собиралось в одну юрту. Женщины и дети оставались одни в других юртах, так как, по обычному праву [1] гиляков, женщины, дети, а также имущество врага считались неприкосновенными во время войны. В каждой юрте имелся тайный выход на случай неожиданного нападения. При первой тревоге воины выходили потайным ходом и делали где-нибудь за юртами засаду. Бой продолжался, по одному варианту, ночь, по другим — дольше, но несомненно, что существовал обычный срок для побоища. По миновании положенного срока, неприятель удалялся, а подвергшиеся нападению начинали считать убитых. Если с их стороны пало меньше, чем у нападавшей стороны, то дело оставалось без последствий; в противном случае, для них являлась обязанность ответить войной за нападение. Нападавшая же сторона, во всяком cлучае, должна была себя считать удовлетворённой. 

-----------------------------------------------------------------------------------------

[1] Обычное право – это комплекс обычаев, практик и верований, которые принимаются коренными народами и местными общинами в качестве обязательных норм поведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий