03 марта 2025

О ритуальном характере крито-минойских "дворцов".

Учитывая происхождение Эванса из богатого среднего класса викторианской Англии, неудивительно, что он наложил образ британского монархического общества на минойское общество. Эванс определил Кносс как царский дворец.

Письменность в Кноссе была критской иероглифической, в то время как на юге, в Фесте, предпочитали линейное письмо А. В конце Среднеминойского периода IIB линейное письмо А пришло в Кносс и со временем заменило использование критского иероглифического письма. Странно, не правда ли? Большой "царский" Кносс перенимает письмо маленького Феста. Как кносские цари могли такое допустить?! Где это видано, чтобы царские столичные письмена заменялись провинциальными?!

Критское линейное письмо А на золотом кольце из Мавро-Спелио возле Кносса.

В Библии так говорится о деятельности еврейского царя Иосии (640-609 гг. до н. э.): «В двенадцатый год начал очищать Иудею и Иерусалим от высот и посвящённых дерев и от резных и литых кумиров <...> и вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим к потоку Кедрону, и сжёг её у потока Кедрона, и истер её в прах, и бросил прах её на кладбище общенародное; и разрушил домы блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты» (4 Цар. 23:5–8).

Археологи установили, что на восточной стороне Старого "дворца" находилось более 400 ткацких станков, что позволяет предположить, что там занимались ткачеством. Очевидна параллель с библейским описанием "мерзостей языческих" при храме Господнем.

Совершенно непонятно назначение т. наз. курулов, больших круглых ям, выложенных камнем. Предположения о ямах для хранения зерна, о свалках мусора или "горшках" для посадки деревьев не выдерживают критики. 

Один из курулов в Кноссе.

Может быть, там жили священные крокодилы, как в Древнем Египте? Это шутка, конечно, но в Трое, где жили цари, ничего подобного не обнаружено.

Далее, рассмотрим ещё раз Тронный зал.

Уже давно было отмечено, что Тронный зал с его низким потолком и отсутствием окон  имеет гнетущее качество. Не пристало царям сидеть в тёмных подвалах. На самом деле это был не тронный зал, используемый царём, а место, используемое для религиозных культовых практик, включая, возможно, «эпифанию» (явление) богини.

Скорее всего, это было святилище Великой Богини. Само святилище больше не существует, сегодня можно увидеть только остатки подвалов внизу. Но когда здание рухнуло, большое количество предметов с верхних этажей провалилось на первый этаж, и многие из них были извлечены во время раскопок. Среди находок было оборудование святилища, включая небольшую трёхколонную святыню и алтари, на одном из которых были рога освящения наверху. Статуя богини, возможно, трёхметровой высоты, почти наверняка существовала, так как в подвалах были найдены бронзовые пряди волос. В святилище можно было попасть по пролёту из двенадцати ступеней из Центрального двора.

Эванс назвал царскими апартаментами т. наз. Зал Двойных Топоров.

Зал Двойных Топоров.

Однако многие утверждают, что маловероятно, чтобы царские апартаменты могли располагаться в этой части дворца. Они не только находятся внизу четырёх лестничных пролётов, но и изначальное здание также имело несколько этажей над уровнем земли. Световые колодцы не пропускали много света в нижние комнаты, и они выглядят очень мрачно сегодня, даже без отсутствующих дополнительных этажей. А с тремя верхними этажами здесь была бы тьма как в подвальном помещении. Было высказано предположение, что эта область была бы больше приспособлена для проведения религиозных ритуалов.

Ну и самая большая "неувязка" в представлении ритуального комплекса в Кноссе в качестве царского дворца заключается в полной открытости первого и закрытости второго. Мощёная "царская" дорога ведёт прямо к "театральной" площади тринадцать на десять метров. Вокруг неё находится Г-образная зона ступеней, на которой могли бы стоять около 500 человек.

Театральная зона

Вот эта "театральность" тоже никак не "стыкуется" с трактовкой Артура Эванса. В позднейших микенских царских резиденциях нет ничего подобного.

Комментариев нет:

Отправить комментарий