"Дворец" в Малии расположен на северном побережье Крита. Площадью 7500 квадратных метров, это третий по величине минойский "дворец".
Под раскопанным "дворцом" археологи обнаружили здание периода EM II или, возможно, группу зданий, построенных вокруг большого открытого пространства. По мнению Яна Дриссена, здание или здания EM II не были дворцом, как те, что появились позже, а скорее напоминали монументальный двор, начало процесса переноса ритуала из естественной среды в закрытую, искусственно созданную среду (Источник).
Это подтверждает мои догадки, которые я высказывал здесь прежде: крито-минойские "дворцы" имеют "гонийное", а не "ургийное" происхождение; они, как растения, произрастали на "жирных" почвах, удобренных "гумусом" [1] многих поколений людей. Очевидно, изначально это были святилища под открытым небом, а затем вокруг святилища появлялись различные "пристройки". Ну, у нас сейчас можно увидеть нечто подобное в постепенном благоустройстве святых источников. Сначала это самый обычный родник, потом рядом с ним устанавливают деревянный крест, затем строят часовенку с купелью, благоустраивают окружающую территорию, делают удобные дорожки и подъезды... Там, глядишь, и ларёк рядом появился... Примерно подобным образом появлялись и крито-минойские "дворцы".
Традиционная точка зрения всегда состояла в том, что первые "дворцы" были построены в MM IB (около 1900 г. до н. э.) в то время, когда на острове появлялась некая могущественная элита. Однако теперь некоторые археологи полагают, что строительство "дворцов" на самом деле началось в разное время, и не было никакого внезапного перехода от простой додворцовой эпохи к внезапно более сложному протодворцовому Криту, как считалось изначально.
Второй "дворец", руины которого мы видим сегодня, был построен около 1650 г. до н. э. и разрушен около 1450 г. до н. э., вместе с другими минойскими памятниками на Крите. Многое из того, что можно было бы ожидать, отсутствует в Малии LM IA. Статусных объектов мало, нет никаких административных документов ни во дворце, ни в городе, стили керамики находятся под влиянием Кносса, а фрески, похоже, почти отсутствуют.
"Дворец Малии" следует традиционному дизайну крито-минойских "дворцов". Центральный двор имеет размеры 48 на 23 метра. В середине центрального двора находится необычный алтарь, который был построен в период Нового дворца. Там есть парадная лестница, как в Фесте.
![]() |
«Парадная лестница» |
Слева от парадной лестницы ступени вели на юг в коридор, который вёл в Главный зал, зону, использовавшуюся для религиозных целей, которая находилась прямо напротив алтаря Центрального двора. И снова дворец Малии следует традиционному дизайну дворцов, поскольку в Кноссе западная сторона центрального двора содержала здания с религиозной функцией, включая трёхчастное святилище.
Вход в колонный склеп осуществляется из Главного зала, и в комнате всё ещё можно увидеть две большие колонны, на одной из которых выгравирован двойной топор. Колонные склепы существуют и в других дворцах, и в других зданиях, и предполагается, что их использование было религиозным.
![]() |
Склеп с колоннами с юго-восточного угла |
Здесь снова возникает библейская параллель. В притворе Храма Соломона в Иерусалиме стояли два столба — Боаз и Яхин (в Синодальном переводе Иахин и Воаз). По заказу Соломона, храм был построен тирянином Хирамом, а это значит, что первый иудейский храм по своей конструкции ничем не отличался от храмов города Тир. Иерусалимский храм был построен ок. 1007 года до н. э. В это время Финикия процветала под покровительством богини Астарты. Её муж Эл изображается в виде быка. Их сын Баал, бог бурь и дождя, на статуэтках изображается с рогами, размахивающим дубинкой, с молнией в руке. Если убрать неадекватного сына с дубиной, то финикийская божественная пара Астарта—Эл повторяет крито-минойскую Мать и её возлюбленного сына. Так что, я полагаю, крито-финикийская параллель с колоннами уместна. Жаль только, мы не знаем, что сии колонны означали в финикийских храмах.
Северо-западный угол дворца изначально считался царскими апартаментами. В этой области были найдены таблички с линейным письмом А. Здесь также есть люстральный бассейн с большой прихожей.
![]() |
Люстральный бассейн |
Люстральные (очищающие) бассейны встречаются по всему Криту, а также на Акротири на Кикладах. Когда-то считавшиеся ванными комнатами, теперь считается, что они имели религиозную функцию, учитывая, что по крайней мере некоторые из них были украшены фресками на религиозную тематику. Помимо всего прочего, во дворцах, где были найдены подземные дренажные системы, они не связаны с люстральными бассейнами. Это предполагает, что они не были заполнены водой. Более того, они, как правило, не являются очень приватными зонами, что снова предполагает публичную ритуальную функцию бассейнов. Конечно, присутствие гипса во многих очищающих бассейнах исключает использование в них большого количества воды, поскольку гипс со временем растворяется. Те, кто считает, что люстральные бассейны предназначались исключительно для ритуальных целей, утверждают, что ритуальное очищение проводилось с использованием воды из кувшинов, а не путём заполнения дна бассейна водой.
Люстральные бассейны вышли из употребления и были засыпаны в период LM IB (ок. 1625–1470 гг. до н. э.) одновременно с изменениями в религиозной практике на всём острове, которые также привели к отказу от святилищ на вершинах.
-----------------------------------------------------------------------
[1] Humus (земля) и Homo (человек) — слова однокоренные.
Комментариев нет:
Отправить комментарий