Л. Я. Штернберг в своей монографии "Семья и род у народов Северо-Восточной Азии" пишет:
"Когда гиляку понравится девушка, а в то же время приобрести её мирным путём оказывается невозможным по тем или другим причинам, он сговаривается с компанией своих сородичей, и в один прекрасный день (обыкновенно летом) лодка похитителей приближается к селению. Улучив время, когда местные мужчины в отсутствии, они увозят искомую женщину".
Именно так, в своё время, троянцы "умыкнули" Елену Прекрасную у греков. В «Летописи временных лет» говорится, что древние славяне также крали невест.
«А древляне … умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне … устраивали игрища между сёлами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жён по сговору с ними… Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон».
Наверно, эта практика "умыкания" невест существовала и у других древних народов. Но вот что интересно: эта практика прекрасно коррелирует с патрилокальным проживанием супругов, однако она совершенно невозможна и даже немыслима при матрилокальном браке.
Л. Я. Штернберг далее сообщает:
"Войны, о которых нам рассказывают гиляцкие предания, велись главным образом по поводу похищения женщин и они-то выработали практику примирения в виде выкупа".
10 лет назад я написал статью "Смысл калыма", и там я высказал предположение, что калым выплачивался женихом родителям невесты за её целомудрие. Л. Я. Штернберг говорит, что калым — это банальный выкуп за невесту.
"Калым обыкновенно выплачивается вещами, деньгами и трудом. В виде калыма дают лодки, котлы, ружья, копья, шубы, куски шёлковой материи, собак и, наконец, деньги. Величина калыма пропорциональна богатству обеих сторон, возрасту невесты [1] и хозяйственным талантам её. Женщиной в полном смысле слова, „accomplished woman", у гиляков считается та, которая хорошо понимает кулинарное искусство, хорошо шьёт платье и обувь, трудолюбива и кротка. В общем, покупка жены обходится не дёшево. Вот, пример не очень значительного калыма. Один гиляк из Китнидво заплатил за жену 2 японских котла (один большой, стоящий 60 руб.), одно копьё с серебряной резьбой, лисью шубу, 10 собак и, сверх того, срубил тестю летнюю юрту, а в заключение жена была похищена безвозвратно" [2].
"Первоначально калым всегда давался не отдельному лицу, а халю (роду). Ещё и теперь у единоплеменных гилякам тунгусов калым платится "наслегу", т. е. роду. И это совершенно естественно, так как первоначально калым являлся выкупом перед целым родом, мстившим за похищение женщины".
Как видим, патрилокальное проживание приводит к похищениям ("умыканиям") женщин, что, в свою очередь, является причиной кровавых конфликтов и войн. А из желания "замять" совершённое преступление проистекает выкуп-калым, который можно характеризовать как древнейшую форму коррупции.
Получается, что матрилокальный брак был гениальным изобретением человечества. Ибо при матрилокальном проживании супругов не может быть ни войн, ни коррупции.
-------------------------------------------------------------------------
[1] Как это понимать? Девушка как машина: чем моложе, тем дороже?
[2] Наверно, тесть похитил её, чтобы получить за неё ещё один калым с другого зятя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий