14 марта 2025

О двойственной природе близнецов.

Гиляки вплоть до XX века полностью сохранили родовую организацию. Ряд признаков организации рода (отсутствие вождей, отсутствие родовых наименований) свидетельствуют о том, что родовой строй у гиляков находился на самых архаичных стадиях своего существования. Поэтому в родовом обществе гиляков можно найти параллели к более древним, даже неолитическим проявлением общественной жизни.

Л. Я. Штернберг замечает: «Стружки рассматриваются гиляками, как объект волшебной силы, как священные. Культ заструженных деревяшек инау играет огромную роль в религии гиляков. В накидке из стружек хоронят обыкновенно избранников. Такой чести удостаиваются, например, женщины, родившие двойню, тройню, рассматриваемые как существа высшего порядка». 

Близнецы окружены у гиляков особой таинственностью и почитанием.

«Гиляки уверены, что один из близнецов родился от «горного человека», от «пальнивух’а», владетеля гор и лесов, могущественного, то милостивого, то грозного для бедного слабого человека. Поэтому ребёнка пальнивух’а необходимо отправить после его смерти к родителю. Так как нет возможности определить, который из двойни людского происхождения, то предпочитают поступить с обоими близнецами одинаково».

В поселении докерамического неолита Айн-Газаль (Айн-Гхасал, Иордания), которое существовало с 8500 по 6500 год до н. э., было найдено несколько крупных гипсовых фигур с двумя головами. Их принято интерпретировать как изображения близнецов.


Интересно, сколько душ у такого рода близнецов — две или одна? Сколько индивидуальных сознаний? Сколько личностей? И, если у этих близнецов две головы и только один половой член, то какую голову считать отцом ребёнка? А если эти близнецы женского пола, и каждая голова имеет своё собственное сознание, то кто из них будет матерью родившегося ребёнка? (См.: Невероятно, но факт: сиамские близнецы вышли замуж.)

Эти вопросы как коаны в дзэн-буддизме, не поддающуюся рациональному осмыслению и решению. «Решением коана», «ответом на коан» является переживание сатори, «просветления».

Комментариев нет:

Отправить комментарий