08 марта 2025

Немного про гиляков (нивхов).

Из Л. Я. Штернберг. Семья и род у народов Северо-Восточной Азии. - Изд-во Института народов Севера ЦИК СССР, Ленинград, 1933.

У гиляков — патриархат: патрилокальные браки, полигиния, передача наследства от отца к сыну. Тем не менее, вся эта конструкция опирается и держится на женщине.

"Положение женщины во всяком случае не так дурно в общем, как это может казаться. От неё требуется, чтобы она была трудолюбива и хозяйственна. Требуется от неё, действительно, многое. Это она чистит и сушит то неимоверное количество рыбы, которое употребляется для годового прокормления семьи и собак. Она треплет дикую коноплю, прядя её в тройную нить, и вяжет потом по месяцам огромные сети, пользуясь для этого всякой свободной минутой. Она обшивает всю семью, и на ней лежит вся тягость гиляцкой кухни и кормления собак. Это она собирает по целым дням сарану, ягоды и коренья, составляющие повседневное кушанье гиляка в течение зимы. Она, наконец, несёт всю тягость и хлопоты по угощению многочисленных гостей, наезжающих и живущих по неделям, в то время как муж разъезжает в гости и предаётся зимнему отдыху. Но заваленная работой, подчас глубоко несчастная, с мужем престарелым и слепым, покупаемая и продаваемая, она всё-таки не рабыня. Она не заперта, как на Востоке; она ест за одним столом с мужем и детьми; она принимает участие в разговоре; с ней обращаются с уважением, как с женой и матерью. Дети относятся к ней почтительно. За неё будут мстить. Когда она умрёт, её сожгут с такою же торжественностью, как и её мужа; в знак траура распустят по ней косу, нередко пожизненно, а иной безутешный муж, с горя по жене, наложит на себя руки. Замужем она не разрывает связей со своей прежней семьёй и родом. Часто ездит она туда в гости с мужем и детьми, а в чёрный год её муж и дети и сама она найдёт там помощь и радушный приём. Когда муж будет напрасно обижать её, она найдёт защиту в семье своего отца и защиту действительную: возвратят калым и отвезут её обратно".

"Зимние юрты на северном Сахалине бывают часто громадные, вмещающие в себе с полсотни душ, часто одних сородичей. Экономическая выгода таких общих помещений состоит в том, что отопление, поглощающее у гиляков, вследствие несовершенного устройства печей, огромное количество дров, не так обременительно для каждого лица в отдельности. А далее такие помещения гарантируют безопасность женщин от похищения".

"Среди сахалинских гиляков почти совсем не встречается преступлений корыстного характера. Свои драгоценности гиляк хранит в амбаре, который никогда не запирается.  Кража у гиляков — грех, и совершивший её покрывается позором. А позор и стыд — великое наказание для гиляка. Уличённый в совершении чего-либо постыдного, гиляк уходит в тайгу и налагает на себя руки (вешается)".

А вот что сообщает о гиляках А.П. Чехов в своём «Острове Сахалин»:

"Принятые на себя поручения гиляки исполняют аккуратно, и не было ещё случая, чтобы гиляк бросил на полдороге почту или растратил чужую вещь… Они бойки, смышлёны, веселы, развязны и не чувствуют никакого стеснения в обществе сильных и богатых. Ничьей власти над собой не признают, и кажется, у них нет даже понятий "старший" и "младший"… Отец не думает, что он старше своего сына, а сын не почитает отца и живёт, как хочет; старуха мать в юрте имеет не больше власти, чем девочка-подросток. Бошняк пишет, что ему не раз случалось видеть, как сын колотит и выгоняет из дому родную мать, и никто не смел сказать ему слова. Члены семьи мужского пола равны между собой; если вы угощаете гиляков водкой, то должны подносить также и самым маленьким. Члены же женского пола одинаково бесправны, будь то бабка, мать или грудная девочка; они третируются, как домашние животные, как вещь, которую можно выбросить вон, продать, толкнуть ногой, как собаку. Собак гиляки всё-таки ласкают, но женщин никогда. Брак считается пустым делом, менее важным, чем, например, попойка, его не обставляют никакими религиозными или суеверными обрядами. Копьё, лодку или собаку гиляк променивает на девушку, везёт её к себе в юрту и ложится с ней на медвежью шкуру — вот и всё. Многожёнство допускается, но широкого развития оно не получило, хотя женщин, по-видимому, больше, чем мужчин. Презрение к женщине, как к низкому существу или вещи, доходит у гиляка до такой степени, что в сфере женского вопроса он не считает предосудительным даже рабство в прямом и грубом смысле этого слова. По свидетельству Шренка, гиляки часто привозят с собой айнских женщин в качестве рабынь; очевидно, женщина составляет у них такой же предмет торговли, как табак или даба".

Я больше доверяю Штернбергу, нежели Чехову. Первый прожил среди гиляков почти восемь лет, а второй был на Сахалине "наездом", провёл там лишь пару месяцев.

Комментариев нет:

Отправить комментарий