21 июля 2022

А был ли "чистый" патриархат?

Найра Ювал-Дэвис (Yuval-Davis) говорит, что само понятие патриархата весьма проблематично. Полагая его приемлемым для ряда конкретных исторических периодов и географических регионов, Ювал-Дэвис считает понятие «патриархат» слишком грубым аналитическим инструментом в целом. В большинстве обществ некоторые женщины обладают властью как над мужчинами, так и над другими женщинами.

Да, это хороший аргумент в дискуссиях с теми, кто отрицает историческое существование матриархальных обществ. Как сообщает русскоязычная Википедия, "в современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало" (Источник). А чисто патриархальные общества? Они где-нибудь когда-нибудь существовали? Классическая греко-римская культура считается патриархальной. Но и у древних греков, и у древних римлян можно найти массу обычаев, которые отнюдь не свойственны патриархату. Всем известно, как Филлида ездила верхом на Аристотеле. 

Аристотель и Филлис. Сосуд для воды,бронза,фламандский мастер, начало 15 века.

Хотя это средневековая легенда, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Во все времена и у всех народов были мужчины-"подкаблучники". А это уже не "чистый" патриархат.

О либеральном феминизме.

"В отличие от классической либеральной традиции, которая выступает за уменьшение роли государства, большинство либеральных феминистов полагает, что государство — это та самая сила, которая обладает возможностями укрепления прав женщин. Хотя его можно вовлечь и в дискриминационную деятельность, государство способно стать нейтральным арбитром — необходимым гарантом равенства женщин", - говорит Энн Тикнер (Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 52). 

Хм, сомневаюсь я, однако, чтобы государственные чиновники добровольно самоустранились и посадили на свои "тёплые" места либеральных феминистов. И нейтральным государству быть никак нельзя, поскольку чиновничья братия представляет собой корпорацию, у которой есть свои собственные интересы.

Но здесь надо отметить, что в современном российском "мужском движении" чрезвычайно распространён нарратив о том, что якобы "матриархальное" государство всемерно поддерживает женщин и, наоборот, "гнобит" мужчин.

Источник картинки

То есть, МД-шники выступают контрагентами нарратива либеральных феминистов. Обе стороны апеллируют к государству как "царю-батюшке", желая перетянуть его на свою сторону. Типа, как дети жалуются отцу друг на друга, чтоб он "разрулил" ситуацию и навёл порядок в семье.

Учитывая патриархальные "корни" государственности, позиция либеральных феминистов кажется мне изначально проигрышной.

немного статистики

По данным ООН, женщины выполняют 1/3 оплачиваемой работы и 2/3 неоплачиваемой, при этом получают только 10% глобального дохода и владеют 1% глобальной собственности. Они вместе с детьми составляют 80% беженцев из зон конфликтов, более 50% неграмотных, но в то же время почти исключены из правящей политической элиты, составляя в ней всего 5% на уровне глав государств и руководителей министерств.

(Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 12) 


Это брежневское политбюро ЦК КПСС 1981 года, эпохи "развитого социализма", "самой прогрессивной общественной формации в мире" (так позиционировал себя СССР на международной арене). И, как видим, - ни одной женщины. Имеет ли смысл говорить про не столь "прогрессивные" государства? Там картина аналогичная: кондовый патриархат.

Мещеряки.

Круковский М.А. Семейный портрет мещеряков. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Чишминский р-он, Чишмы д. (Оренбургская губ.). 1908 г. Фото из коллекции МАЭ РАН.

"Мещеряки" - это почти уже совершенно обрусевшие остатки финно-угорской мещеры, проживавшие в Пензенской и, частично, Тамбовской и Саратовской губерниях, к началу 20 века более тридцати тысяч человек, если верить губернским изданиям, насчитывали.

Моими друзьями в школе были два брата-близнеца по фамилии Мещеряковы. В школе на востоке Липецкой области, которая была образована 6 января 1954 по указанию Хрущёва, а раньше это была Тамбовская губерния.

Богородичное православие.

"Когда вы страдаете, мучаетесь, когда вам поистине трудно и тяжело жить, когда вы находитесь на краю гибели, когда вы теряете надежду и впадаете в отчаяние, вспомните, что у нас... есть крепко любящая Мать — Пресвятая Богородица. Верьте, что лишь воззовёте вы к Ней, как Она сейчас же придёт, да и идёт уже к вам с помощью, утешением, облегчением и спасением!.. И не сомневайтесь, что Она, услышав ваш скорбный вопль, придёт к вам, отрёт ваши слёзы, облегчит страдания и избавит вас от опасности, гибели, от злой тоски и уныния".

📖 Архимандрит Кирилл (Павлов). Источник.


Икона больно хороша! Хоть и "новодел". Протопоп Аввакум не одобрил бы пухлые розовые щёчки младенца Иисуса. Но глаза, какие глаза! Лепота, одним словом.

Культуртрегеры архаических обществ.

В Библии обретение сознания символизировано облачением в одежды. Будучи невинен, Адам с женой своей не обладал собственным сознанием, то есть, говоря на языке символов, у него не было одежд - он был наг (и не стыдился). 

Адам и Ева в раю

Вкусив же от древа познания добра и зла, он обрёл начатки сознания - самодельную и, по-видимому, крайне несовершенную одежду из листьев.

Изгнание из Рая. Христианская топография Космы Индикоплова. Конец XVI – начало XVII вв.

Матриархат как "женская" субкультура.

"В обществе, в процессе его становления, изначально взаимодействовали две субкультуры – мужская и женская", - говорит Е. В. Куприянова. 

В этом смысле, матриархат можно рассматривать как субкультуру эпохи палеолита. Была ли эта культура доминирующей, равноправной с мужской субкультурой или находилась в угнетённом положении, - это уже другой вопрос. На мой взгляд, археологические артефакты свидетельствуют скорее о доминировании женской субкультуры. 

«Венера из Холе-Фельс» — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс, в Швабских Альпах, близ немецкого города Шельклингена. Возраст — в промежутке между 35 и 40 тысячами лет.

Проф. Андрей Зубов много говорит о верхнепалеолитических изображениях быков в пещерах и трактует эти изображения как первобытные формы почитания Бога в мужском обличии. Но, увы, тут есть одна "загвоздка". Дело в том, что в позднейшую эпоху неолита быки в матриархальных культах приносились в жертву Богине; вспомним, для примера, статую Артемиды Эфесской, увешанную гирляндами бычьих тестикул (см. К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской). Да, быки играли большую роль в крито-минойской религии, однако, судя по всему, эта роль была страдальческой (очевидно, испанская коррида возникла не на пустом месте). В целом, эта роль напоминает роль Аттиса в культе Кибелы. Скорее всего, эта была "служебная" роль, которая раскрывала смысл и способ "служения" Богине. Она имплементировала самопожертвование как богоугодный образ жизни. Очевидно, существовали "угодники" Богини, её "святые", которые должны были возложить на себя "крест смирения". Я не вижу никаких разумных доводов, почему в древние эпохи мужчины (если не все, то по крайней мере некоторые из них) не могли быть "угодниками" Богини. Если до недавнего времени подавляющее большинство мужчин почитали  Распятого, а многие и подражали Ему, приняв на себя "зрак раба"



то, спрашивается, почему в древности не могло быть преподобных "бычков" Богини, добровольно принявших на себя крест ярмо?

 

20 июля 2022

Высунутый язык Медузы.

Погребальный бронзовый шлем с золотой накладкой на рот с изображением Горгоны. Синдос. 6 век до н.э. Музей Пелла, Македония. 

По мнению многих учёных, горгоны являются остатками доолимпийского матриархального пантеона, которые (под воздействием «олимпийцев») в сознании древних греков постепенно превратились в чудовищ. Однако насколько же мощной была мифологема, связанная с горгонами, если она оставалась живой и действенной даже спустя тысячу лет после гибели матриархального общества (я имею в виду минойский Крит как последнюю цитадель Старой Европы)!
 

К определению понятия "матриархат".

"Вспомним легендарную загадочную императрицу Химико, которая сыграла значительную роль при объединении страны (государство Ямато) в 3 веке до н.э. её часто называют колдуньей. Мужа она не имела. Прислуживали ей только женщины, и лишь один мужчина имел право контактировать с ней, входил и выходил из дворца, передавая народу её слова. Так же упоминается брат, помогавший ей править. При погребении Химико было убито около 1000 слуг и рабов. После её смерти так же была избрана императрица-шаманка, 13-летняя родственница.

Перед нами предстаёт образ символа, шаманки, которая олицетворяла собой сакральную власть. Светской властью заведовал, скорее всего, мужчина, стоящий в кровном или священном родстве с ней", - сообщает Марина Урванова в статье "Медведи и их «леди»".

Здесь я усмотрел ещё один повод расставить все точки над "i" в определении того, что такое матриархат. 

На примере японской императрицы-шаманки Химико мы видим, что матриархат возможен лишь там, где имеет место быть сакральная власть. 

Это можно отчасти сравнить с властью папы римского в эпоху Средневековья. Конечно, сильные мира сего - короли, цари, князья и прочие "тузы" - на каждом шагу нарушали законы человеческие и божеские, однако же все они находились внутри христианской парадигмы мышления (или, если угодно, внутри христианского Мифа), которая задавала высокие образцы поведения. И вот, бывало так, что всесильные императоры смиренно преклоняли свои гордые шеи и клялись впредь быть "хорошими и послушными мальчиками". 

Император Генрих IV у ног папы Григория VII

Примерно то же самое мы наблюдаем и в матриархальном обществе. Существующий в рамках этого общества Миф определяет, "что такое хорошо и что такое плохо". Конечно, власть может оказаться в руках узурпаторов, которые "постоянно сыто-пьяно и плеванто на законо", но эти "бандито-гангстерито" воспринимаются обществом как стихийное бедствие, которое надо пережить. А нормальный правитель всегда выступает как исполнитель воли Божией. 

То есть, матриархат - это мифологема, стремящаяся к воплощению в реальную жизнь. Ей противятся разрушительные силы хаоса. Поэтому земные воплощения этой небесной идеи не везде и не всегда получаются. Частенько выходит по-Черномырдину: "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Мари Хёг как иллюстрация к "людям лунного света" В. Розанова.

Жила-была, в своё время, Мари Хёг (Marie Høeg; 1866 —1949) - норвежская суфражистка и лесбиянка...

После её смерти, в 1980-х годах, были обнаружены многие из её стеклянных негативов, которые она хранила в сарае на территории фермы. На этой ферме Хёг вместе со своей партнёршей Болетт Берг жили в конце своей жизни.

 


Как видно, эта Мари Хёг представляла собой тип урнингов, о которых много писал Василий Розанов. Она знала это в себе, и, очевидно, не стеснялась и даже бравировала своей "мужиковатостью". Понятное дело, что "мужик в юбке" испытывает влечение к женскому полу, - отсюда её лесбиянство. Но вот что характерно: Мари Хёг была не только лесбиянкой, но и феминисткой. И я подозреваю, что среди феминисток имеется непропорционально большой процент подобных "мужиков в юбке".

Вообще, как блестяще показал и доказал В. Розанов, урнинги рождаются таковыми, они "из чрева матернего родились так", и их процентное соотношение (не более 4 - 5 %) является стабильным во все времена и у всех народов. Но, очевидно, всегда были какие-то "междусобойчики", где урнинги "кучковались"; на мой взгляд, в конце XIX - начале XX века таким "междусобойчиком" было движение суфражисток. А так как суфражистки носились с левыми идеями, то и среди революционерок было много "мужиков в юбке".

хорошо сказано

"Мир во зле лежит, —
жизнь, в которую мы родились, по слову необыкновенной женщины, философа-эмпата 20-го века Симоны Вейль, основана на угнетении слабых сильными.
Часто побеждает даже не просто сильный, но и бесчувственный, подлый, хитрый, злой.

И это несмотря на то, что практически у всех людей есть тяга к добру. Но всё дело в том, что в ситуациях, когда на кону своя жизнь или физическое благополучие, человек не вполне владеет собой, за него принимает решения его инстинкт выживания, это очень сильный инстинкт.
Такова природа человека и остального мира, в котором мы оказались.

Законы этого мира, лежащего во зле, мы не можем изменить.
И надо всегда помнить, в каком мире мы живём, чтобы трезво оценивать любые ситуации и правильно действовать в них, не впадая в отчаяние, потому что отчаяние означает потерю собственных сил и прибавление зла в мире.

Что же мы можем сделать? — вроде бы немногое: посочувствовать словами конкретному страдающему и по возможности чем-то немного помочь, сохраняя силы на будущее. И это всё, но этого и достаточно.

Нам необходимо правильно ориентироваться в этом мире и потратить жизнь с толком ради осознания того, что для нас действительно ценно, а также ради небольшого прибавления добра, помогая жить себе и другим - прежде всего, в нашем непосредственном окружении", - 

говорит synchrozeta в записи "Жестокость этого мира".

Ну, а я от себя добавлю, что, раз "весь мир во зле лежит", то, чтобы не прийти в отчаяние, можно создать на своей частной территории своего рода "антимир". Вот, например, у меня в спальне на подоконнике уже много лет растут два кактуса. В миру зимой холодно, а дома - в "антимире" - тепло. Так мы и спасаемся, охраняя тропические кактусы от лютых морозов... 

Ну и, собственно, мой "матриархат" - это тоже своего рода "антимир". В миру - беспредел, дурдом, а у меня в "священном матриархате" - тишь, да гладь, да Божья благодать.   

 

19 июля 2022

К вопросу о ранних браках в пуританской среде.

У cambria_1919 в "Лолита и возраст согласия" говорится, что во время написания Владимиром Набоковым его романа "Лолита" (перв. пол. 50-х гг. XX века) "в штатах вроде Техаса и Миссисипи разрешалось жениться на девочках 11 лет."

И далее: "В 1880 году в 37 из 47 тогдашних штатов нижний порог брачного возраста составлял для девочки вообще 10 лет.

Во времена Набокова (сейчас, думаю, всё основательно изменилось) в некоторых штатах можно было выйти замуж в 13-14 лет.

Хотя это не было так уж массово и не приветствовалось, скорее нужны были особые обстоятельства вроде беременности.

В канадской провинции Квебек до 2008 года нижний порог брачного возраста был 14 лет.

Возможно, именно потому Америку "Лолита" не так уж потрясла и шокировала. Не то что Европу.

Если взглянуть на "американскую мечту" под этим углом зрения, она приобретает особый колорит. А если к тому же добавить и сексуальную эксплуатацию рабынь вплоть до окончания гражданской войны 1861-65 гг., то можно подумать, что Соединённые Штаты в ранний период своей истории представляли собой осуществившуюся мечту маркиза де Сада, вожделенный рай либертена.

Это тем более удивительно, что основания американской культуры были заложены английскими пуританами, которые считали себя «народом, избранным Богом». В трудах ряда пуританских авторов английское общество рассматривалось как развращённое и греховное, откуда следовало бежать, чтобы спасти себя и своих детей. 

Высадка пуритан в Америке
 

17 июля 2022

О демографической подоплёке матриархата.

Удивительны изображения Артемиды в качестве Potnia theron ("Хозяйки зверей"):

Артемида – владычица зверей. Изображение на «вазе Франсуа».

Pottery plate with Artemis as the Potnia theron (Mistress of animals), Parian work, 675-600 BC.

Как безбожно Артемида держит животных за горло! Они ведь и задохнуться могут в её немилосердной хватке! 

И ещё несколько подобных изображений: 

Artemis Mistress of the Animals

Plate showing winged goddess with Gorgon's head, wearing a slpit skirt and holding a bird in each hand, probably Rhodes, c600 BC

Potnia Theron with geese on Corinthian Alabaston 6thc BC, Nasher Duke Museum, NC

Значит ли это, что Артемида держит в своих руках задушенных ею животных и птиц? Похоже на то. А если это так, то богиня Артемида прямо санкционирует убийство животных, показывая в этом пример людям. Хотя, может быть тут речь идёт не об убийстве. Скорее всего, Хозяйка зверей санкционирует жертвоприношение животных. 

Интересно, животных какого пола - "мальчиков" или "девочек" - принимает Артемида в качестве жертвоприношения? 

А что насчёт человеческих жертвоприношений? Если Артемида более благосклонна к "девочкам", то, можно предположить, что именно "девочки", как наиболее ценный "материал", шли "в расход" в архаических матриархальных обществах. Тем самым создавался рукотворный демографический перекос: мальчиков было много, а девочек - мало. Ну, а если чего-то мало, то оно всегда гораздо выше ценится по сравнению с тем, чего много. Вот, кстати, здесь нужно припомнить матриархальное племя тода в Индии, где на 1 девочку приходится 5 мальчиков (Источник).

Говорят, во время второй мировой войны в США разрабатывался план нападения на СССР под кодовым названием "Немыслимое". Мою нынешнюю гипотезу о жертвоприношении девочек в фундамент матриархата тоже можно назвать как нечто немыслимое. Но, с другой стороны, чем чёрт не шутит, пока Бог спит?!

16 июля 2022

Богиня с "пшеничными" глазами.

Во второй половине VII — начале VI тысячелетия до нашей эры (около 6400–5800 годов до нашей эры) на территории современного Израиля существовала ярмукская археологическая культура. Это первая из культур Ханаана, представители которой изготавливали керамику. Археологи обнаружили во время раскопок неолитического памятника Шаар-ха-Голан статуэтку, изображающую богиню-мать. 

Местоположение неолитического поселения Шаар-ха-Голан на карте. Yosef Garfinkel et al. / Eurasian Prehistory, 2012

Разбитый на две части артефакт учёные обнаружили возле остатков стены одного из домов. Возраст этой находки составляет около 8000 лет. Она представляет собой 20-сантиметровую женскую фигурку в сидячей позе. 

Сидячая фигурка богини-матери, найденная на памятнике Шаар-ха-Голан. Yosef Garfinkel et al. / Eurasian Prehistory, 2012

На её голове надета остроконечная шляпа, а на лице изображены большой нос и большие глаза, известные как «кофейные зёрна». По мнению соруководителя раскопок Анны Эйрих-Роуз (Anna Eirikh-Rose), глаза статуэтки, прозванные «кофейными зёрнами», скорее всего, изображали зёрна пшеницы или ячменя (Источник).

15 июля 2022

Так называемый поздний матриархат.

Если первобытное общество было обществом равных, то в эпоху его разложения стали возникать отношения общественного неравенства и, соответственно, господства и подчинения. Разумеется, социальная дифференциация - это совсем не то же самое, что неравенство в положении полов. Но одно может питать и стимулировать другое. Не создавались ли в процессе разложения первобытного общества такие ситуации, при которых делался возможным матриархат или хотя бы подобие этого порядка? Некоторые отечественные исследователи, лишь с оговорками пользующиеся термином "матриархат" для классического первобытного общества, применительно ко времени его разложения пишут о развитом, или позднем матриархате.

Основанием для этого послужило существование некоторого количества своеобразных обществ, которые всегда фигурируют в качестве образца "позднематриархальных". К их числу принадлежат материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов и микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, гаро и кхаси, а также каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо и ряда других народов Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке. Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие. Свыше половины их (по подсчётам некоторых американских этнологов, 56%) занимаются преимущественно мотыжным земледелием, то есть у них не получило сколько-нибудь значительного распространения разведение крупного рогатого скота, применяемого в плужном земледелии. В связи с этим давно уже существует взгляд, что сохранение такими обществами материнско-родовой организации или её очень заметных остатков объясняется отсутствием или неразвитостью скотоводства и ведущей ролью женского труда в мотыжном земледелии - этом своего рода огородничестве. В частности, обращено внимание на то, что в Тропической Африке такие общества в основном сосредоточены в областях, где из-за мухи цеце нельзя держать погибающий от её укусов крупный рогатый скот. Но этот взгляд не общепринят и, видимо, слишком категоричен. Ведь материнско-родовые общества зафиксированы также в условиях высокоспециализированного рыболовческо-охотничьего хозяйства (например, у тлинкитов) и плужного земледелия (скажем, у минангкабау или наяров).

Испания: визуальный ряд.

 



Сказ о том, как самец обезьяны взял в жёны демоницу.

xi11zang44 в статье "Легенда об истоках тибетской цивилизации и теория Дарвина" приводит рассказ современной тибетской писательницы Келъян об истоках тибетской цивилизации. В общем, там "самец обезьяны взял в жёны демоницу. За время их брака появилось на свет 6 детей, которые и стали первыми жителями Тибета". «Несмотря на то, что человек, согласно теории Дарвина, произошёл в результате эволюции, бесспорным является и тот факт, что человек ещё и великое творение божественного духа», - комментирует Келъян древнюю легенду.

Да, я вот тоже так считаю, что при сотворении человека не обошлось без божественного духа. Ну, просто потому, что нигде мы не видим, чтобы от низшего рождалось высшее. Мы же считаем человека высшим, по сравнению с обезьянами, существом. И как же низшие обезьяны породили высших людей? Наука этого не объясняет, а уклоняется в пустопорожнее словоблудие о том, что "природа/эволюция создала...". Фактически эта самая природа/эволюция наделяется качествами библейского Творца. Только получается не Творец, а Природа-созидательница.

Я бы с радостью принял научную "благую весть" о Природе-созидательнице, если б жизнь была не только на Марсе, но и на других планетах Солнечной системы. Ну хотя бы в самых элементарных формах. Хотя бы какие-нибудь инфузории-туфельки обитали где-нибудь кроме Земли. Тогда бы я сказал: да, жизнь сама собой повсюду зарождается. Но вот, нигде не видно ни одного микроба, даже ни одного вируса. Поэтому верить в самозарождение жизни — это, по-моему, совсем не научно, нет никаких подтверждающих фактов.

Тем более невозможно поверить в естественный качественный скачок, каким является появление человека с его воображением и предвидением того, чего ещё нет. Мы сплошь и рядом наблюдаем естественное огрубение нравов, одичание, разрушение культур, а вот мораль и высокая культура - они отнюдь не присущи человеку от рождения; они, как электрический ток, могут быть в человеке-"проводнике", но могут и не быть, и человек даже не замечает их отсутствия. Вот в чём суть. А учёные антропологи, сколько бы не исследовали кости древних гоминид, они никогда не установят, когда именно появился этот самый "электрический ток", сиречь культура. Именно это "высокое напряжение" культуры определяет и конституирует человека: есть "ток" - есть человек, нет "тока" - нет человека. И этот невидимый "ток" очень близок к тому, что Келъян называет "божественным духом".

14 июля 2022

Русский мат как молебен.

Очередная серия «Игр разума» — потешного суемудрия на тему древнеславянской религии.

В основе всех древнейших религий, начиная с религии Белосветного Народа – Русов, которая называлась (возможно) Право-Словие, лежал культ, который сегодня называют научным термином – фаллический. После насильственной смены светской властью Русской РЕЛИГИИ на интернациональное ВЕРОУЧЕНИЕ слова, связанные с этим жизненно важным культом, были объявлены правящей доктриной запретными и греховными (хотя они живут в народе до сих пор и переживут всех запретителей). 

В работе В.А. Чудинова «Древнейший славянский текст на территории Евразии» описана статуэтка, найденная на стоянке Брехат-Рам, относящаяся к эпохе палеолита, на которой обнаружен текст с описанием обряда, который называется ПЕРУНОВОЙ ИГРОЙ.
.
В этом тексте есть рекомендация мужчине по отношению к женщине – ЕБИ НА СВЯТКАХ, а мужской половой орган имеет название ХВУЙ.
.
Если учесть, что этот текст описывает святочный обряд, можно предположить, что слова, приведённые выше, имели для славян священное значение.

.
То, что слова УЙ (ВУЙ), УЙЧИЧ, УЙКА обозначают родственников по линии матери, указывает на их появление в эпоху матриархата, потому они и называются матерными, то есть материнскими.
.
В данном анализе остаётся невыясненным один вопрос: «Откуда в названии мужского полового органа взялся звук Х?». 

.
Если ВУЙ – Великий Бог-Отец (оплодотворитель), а ХВУЙ – его воплощение на Земле, то звук Х как раз и означал «воплощенный бог», или «отражение бога».
.
Народы востока, сознание которых не так как сознание народов Европы исказило христианство, до сих пор отмечают праздник ХВУЯ (у них он, конечно, называется по-другому), на котором они носят по улицам изображения этого воплощения Бога-Отца.
.
Не стоит думать, что имена Бога-Отца и Бога Творца сохранились только в виде матерных слов. На самом деле, весь русский язык пронизан этими именами.
.
Когда мы друг друга приветствуем, мы говорим: «ЗдравстВУЙ», «ПриветстВУЙу».
.
Отчества в нашем языке заканчиваются на «-ЕВИЧ» (ЕБИЧ), «-ОВИЧ» (ЁБИЧ), которые совпадают с арабским обозначением отчества «ИБН» (ЕБН), что указывает на личность творящую.

Немного о культуре Хассуна.

Около 6000 г. до н. э. люди пришли из предгорий Загроса на берег реки Тигр, где уровень осадков всё ещё был достаточным, чтобы заниматься земледелием без необходимости строить ирригационные системы. Они поселились там, где сейчас стоит иракский город Мосул. Поселение получило название Хассуна, а саму культуру называют хассунской.

Хассунийцы занимались сельским хозяйством – археологи нашли топоры, серпы, мотыги, камни-зернотёрки, закрома, печи для выпечки, сосуды для хранения зерновых и многочисленные кости одомашненных животных (коров и овец). Мотыжное земледелие довольно быстро истощало почву, поэтому хассунийцы время от времени были вынуждены перебираться на другое место и основывать новое поселение, пока не додумались землю не мотыжить, а вспахивать.

Дома Хассуны выглядели как… типичные восточные дома, которые до сих пор строят в Ираке. Несколько комнат группировались вокруг внутреннего двора. Такие дома располагались вокруг «площади» в центре поселения. Посёлки были небольшие, не больше 500 жителей. Хассунийцы допёрли до уникальной по тем временам инновации – они придумали дверь! До них вход в дом закрывался максимум тканью или шкурой, если вообще закрывался. Вот жители знаменитого Чатал-Хююка до идеи двери не дошли, а уединения хотелось, в итоге эти ребята строили дома со входом буквально через крышу. А у хассунийцев – дверь. С каменными петлями, потому что металлы ещё не научились обрабатывать.

Немного о Самаррской культуре.

Культура Самарры была максимально близка к культуре Хассуны, настолько, что их, в общем-то, даже не разделяют, одну просто считают логическим продолжением другой. Как и в Хассуне, самаррцы поклонялись Богине-Матери. 

Именно самаррцы первыми начали выращивать лён и изобрели ирригацию, задолго до шумеров и египтян.

До открытия ирригации, любое поселение могло прокормить максимум человек пятьсот, остальным приходилось двигаться дальше. Теперь ограничение было снято, численность населения в поселениях могла увеличиваться, а отсюда и до первых городов совсем недалеко!

Крупные поселения плюс богатство от торговли зерном, льном и керамикой сделали Самарру очень значимой в регионе. Под её влиянием сформировалось множество культур, в том числе Убейд, который в 5 тысячелетии до н.э. Самарру и поглотил.

Немного о Халафской культуре.

Сосуд в виде полуобнажённой женщины, которая держит свою грудь.

Все халафские керамические «женщины» поддерживают свои груди, как будто предлагая накормить весь мир своим молоком.

Как и все древние земледельческие культуры Месопотамии, халафийцы поклонялись Богине.

Слепить руками идеальный круг.

"эта миска с завёрнутым краем не выкручена на гончарном круге, как могло бы показаться. Она вылеплена вручную в практически идеальную симметричную форму, безукоризненно до блеска вылощена и интересным образом разрисована".


Миска. Из Баньпо рядом с Сианем. Неолит, культура Яншао, 5000-4000 до н.э. Высота 17,8 см. Музей Баньпо

 

 

К вопросу о сожжении трипольских поселений.

Автор блога "Коллекционер" в статье "ПО КАКИМ ПРИМЕТАМ ИСКАТЬ СТАРОЕ ПОСЕЛЕНИЕ?" говорит, что 

Деревни в 18-19 вв переезжали с места на место примерно каждые 60-90 лет. Земля выпахивалась, а заводов по производству минеральных удобрений ещё не было. Обычные дистанции от 1,5 до 7 км.

Не знаю, какие деревни он имеет в виду, потому что, например, деревни возле Липецка появились при Екатерине II и с тех пор никуда не переезжали. Насчёт других деревень не знаю.

Однако здесь я вижу параллель с практикой носителей неолитической культуры Триполья. Как известно, они примерно через каждые 70 лет сжигали свои поселения и переходили на другое место. Потому что "заводов по производству минеральных удобрений ещё не было"? Но был же навоз! Трипольцы занимались скотоводством. Вот у меня навозу с избытком от одной козы, десятка кроликов и дюжины кур. Я уж не говорю про тех, кто держит коров или свиней. Там навоз можно грузовиками вывозить.

13 июля 2022

Немного о "гробницах гигантов" на Сардинии.

Из статьи "Кого хоронили в гробницах гигантов на Сардинии больше 3 тысяч лет назад":

Согласно народным поверьям, в гробницах гигантов находились захоронения орков – существ необычайного роста, построивших и населявших нураги. На самом деле эти гробницы появились в эпоху нурагов – тех самых башен, вокруг которых располагались древние деревушки – во II тысячелетии до нашей эры, то есть, в эпоху бронзы. Как выяснили современные археологи, в них были похоронены сотни умерших людей всех возрастов, полов и социальных слоёв. Эти коллективные усыпальницы являются прямым продолжением традиции галерейных и коридорных гробниц, которые были особенно широко распространены в эпоху энеолита и раннего бронзового века.

Сейчас в Сардинии насчитывают более 800 таких гробниц, но предполагается, что их было гораздо больше.

Макет гробницы гигантов, который находится в экспозиции Национального археолого-этнографического музея Джованни Антонио Санна.

Взгляд сверху выявляет планировку, напоминающую форму бычьей головы.

О дольмене Менга.

В Антекере (Испания, автономное сообщество Андалусия, провинция Малага, муниципалитет Антекера) сохранилось три дольмена: Вьера (Viera), Менга (Menga) и Ромераль (El Romeral).


Погребальный курган дольмена Менга раньше относили к периоду 2500 – 2000 лет до н.э., однако теперь (в связи с исследованиями 2006-го и 2008-го гг.) радиуглеродный анализ отодвинул эту дату на тысячу с лишним лет назад – до 3790 – 3730 гг. до н.э. 

дольмен Менга

Менга считается крупнейшей мегалитической постройкой Европы. При раскопках найдены останки нескольких сот человек.

Интересно, что в погребальной камере дольмена выкопан колодец диаметром 1,5 м и 19,5 м глубиной.

колодец Менги

Вот, спрашивается, зачем покойникам — колодец? Но если мы вспомним про религию Матери Земли, тогда всё становится понятно. Если в патриархальной религии Бог находится в небе, то в эпоху матриархата всё было наоборот, - Богиня находилась в центре Земли. Ну и, соответственно, колодец, насколько я разумею, был выкопан с целью облегчить путь душам покойников к Матери. С другой стороны, этот же колодец, по-видимому, использовался и живущими, которые приходили в дольмен, чтобы услышать голоса умерших из-под земли.

Дольмен скрыт насыпным холмом диаметром 50 м, ориентированным на северо-восток (азимут 45°), на скалу Ла Пенья.

скала Ла Пенья

Это огромное естественное образование, главенствующая деталь ландшафта, контурами похожее на лицо лежащего человека. 

Похоже, как будто лежит "усопший" исполин. 

Наверно, недаром позднее сложились легенды о том, что неподъёмные мегалиты (вес крупнейшей каменной плиты дольмена Менга — 180 тонн) ворочали циклопы.

циклопические стены

Использован материал из статьи "Полные тайн дольмены испанской Антекеры. Зачем построили Менгу и что такое Ла Пенья?"