24 июля 2022

Свободные тувинки.

А.В. Адрианов, говоря о семейно-бытовых традициях тувинцев в своём этнографическом обзоре, подготовленном им после экспедиции в Туву (1881 г.), особо отмечает, что «женщины пользуются здесь самостоятельностью» [1]. По-видимому, не случайно в 1903 г. в докладе закрытого заседания комитета географического общества в Иркутске, посвящённого итогам этнографических экспедиций в Туву, было сказано, что «…у восточных сойотов найдены остатки архаической коммуны, следы матриархата…» [2].

В научных целях побывавший в Туве в конце XIX в., Ф.Я.Кон писал в своём отчете, что «одной из характернейших особенностей сойотов было их отношение к женщине. Во многих сойотских посёлках мне приходилось видеть юрты, в которых жили взрослые девушки, каждая в отдельной юрте». Далее сей факт исследователь объясняет тем, что «это делалось для того, чтобы девушка могла свободно располагать собой…».

тувинка

Новая Ева.

Róża Maria Goździewska, the youngest Polish Nurse in the Warsaw Uprising at 8 years old 1944.

Photo: Eugeniusz Lokajski “Brok”. Colored by AlixOfHesse

Согласно Библии, имя первой женщины Ева (ивр. ‏חוה‏‎, Хава — букв. «дающая жизнь») отнюдь не случайно. Мужчины отнимают жизни, и уже в первом человеческом поколении Каин убил брата своего, Авеля. Понятное дело, что если бы и женщины присоединились в этом богопротивном деле к мужчинам, род человеческий прекратился бы, едва начавшись. И маленькая Róża Maria, как новая Ева, «даёт жизнь» раненым мужчинам, спасая их от смерти.

 

23 июля 2022

Гримасы российского патриархата.

О. А. Валькова в статье "А была ли роженица? Или рассуждение о типологическом формуляре метрического свидетельства в России в первой половине XIX в." приводит текст российского метрического свидетельства о рождении перв. пол. XIX века. Метрическое свидетельство было выдано по запросу отца Владимира Соколова для предоставления при поступлении его сына в Архитектурное дворцовое училище и содержит следующую информацию: «…в метрической книге Сретенского Сорока Спасской церкви, что во Спасской, тысяча восемьсот двадцать осьмаго года в статье под № 21-м написано следующее: месяца января двадцатого числа в доме прихожанки коллежской ассесорши Екатерины Михайловны Богдановой, у живущего коллежского регистратора Ивана Иванова Соколова родился сын, коему наречено имя Владимир, молитвословил священник Николай Петров, при сем был дьячёк Иван Илларионов, крещён 16-го числа, восприемники были: обер гоф-мейстер князь Андрей Александрович Кольцов-Мосальский и из дворян коллежского секретаря Павла Алексеева Гурьева жена Доминика Харлампьевна; оное крещение исправляли священник Николай [Ботроев] с причтом. Января 27 дня 1836 года» [1].

И далее О. А. Валькова пишет: "Характерно, что в метрическом свидетельстве перечислено поимённо семь человек и упомянут ещё «причт», однако не только нет имени матери ребенка, но нет никакого упоминания о том, что она вообще существовала. Прочитав этот документ, легко представить, что никакая женщина вообще не участвовала в процессе появления на свет ребёнка. Будучи хорошо знакомыми с формуляром записей в российским метрических книгах немного более позднего времени, мы предположили, что, возможно, в данном конкретном случае имело место что-то нуждавшееся в сокрытии: незаконное рождение или крепостное состояние матери, или… Однако специалисты по генеалогии данного периода заверили, что такой формуляр метрической записи является типичным для данного времени. К сожалению, они не смогли объяснить причины, вызвавшие появление подобной практики".

Ну, я думаю, что причины следует искать в Библии.


--------------------------------------------------------

[1] РГАДА Ф. 1239. Оп. 3. Д. 15235. Л. 3, 3 об.

"Обезьяна, гадкое чудовище, как похожа ты на человека!"


 

22 июля 2022

Матриархат как следствие женского трудолюбия.

Таким рисуется карикатурный, нереальный матриархат. А в реальной жизни матриархат возникал и вырастал в архаических обществах на почве женского трудолюбия

Яркие примеры женского трудолюбия оставил в своём описании путешествия по Сибири в начале ХХ в. известный финский лингвист и этнограф К. Доннер. «Воистину не позавидуешь участи самоедских женщин. Больные или здоровые, они вынуждены выполнять самую тяжёлую работу. Они ставят чум, заботятся о детях, ведут домашнее хозяйство, готовят пищу, носят воду или снег для приготовления пищи, поддерживают огонь и рубят дрова. Они шьют одежду, забивают оленей, обрабатывают шкуру, изготавливают большинство предметов домашнего обихода. Наконец, они рожают детей без всякой посторонней помощи прямо на снегу возле жилища. Мужчины добывают рыбу и зверя, пасут оленей – на этом их обязанности заканчиваются. Конечно, и тем, и другим нелегко, но всё же самое тяжёлое бремя выпадает на женскую долю».

Ну, при таком раскладе, мужик-"командир" совершенно неуместен, - баба и сама прекрасно знает, что ей надо делать и как надо делать. В принципе, такая самодостаточная баба и одна проживёт, без мужика. И мужик, если он хоть немного дружит с головой, не станет корчить из себя господина и помыкать женой. Потому что если они вконец рассорятся и она уйдёт от него, мужику будет совсем плохо. 

Как раз в тему стихотворение Александра Щербакова:

НАСЧЁТ РАЗВОДА

Бывают такие, бывают
Моменты почти каждый год,
Когда я в душе затеваю
С дражайшей своею развод.

Впряжёт, как при матриархате,
Словцом стеганёт, как хлыстом, –
И скрипнешь зубами: «Ну, хватит!
Уйду, пожалеешь потом!».

Я вынес бы всю процедуру,
Позор пережил и беду…
Но где ещё русскую дуру
Такую на свете найду?

Источник

Женщина-"паучиха".

Описывая коряков, Я.И. Линденау отмечает, что «в домашней работе особенно деятельны женщины, а мужчинам не остаётся ничего другого делать, как только принести дров и воды, изготовить нужную в доме утварь или сходить на промысел. Всё, что мужчины добывают на охоте и рыбной ловле, отдают своим жёнам и без ведома жены муж не может отдать из дома ничего такого, на что жёнам предоставлено преимущественное право пользования».

Помнится, нечто подобное я читал и в этнографических описаниях быта североамериканских индейцев. Очевидно, в архаических обществах домохозяйка распоряжалась тем, что так или иначе попадало на территорию её домохозяйства. Как паучиха.


Если какая "муха" попала в её паутину, там и пропала, как в чёрной дыре.

Кстати, до сих пор живо поверье о том, что пауков нельзя убивать. Очевидно, во времена стародавние существовало табу на убийство пауков, потому что Мать-Паучиха рассматривалась как созидательница этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной.

Мне думается, что пушкинская старуха со своим разбитым корытом - это карикатурное изображение женщины-паучихи.


   

о душе

"Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать"
(Леонардо да Винчи)

А можно ли представить себе душу без/вне тела? Вот я закрываю глаза, затыкаю уши... Ба-а-а, да это же знакомая сенсорная депривация! Из-за того, что никаких сигналов снаружи не поступает, наш мозг как бы переключается с внешних ощущений на внутренние: ощущения внутри тела, звуки в теле, образы, мысли... Но это лишь самое начало. Говорят, самое интересное случается тогда, когда удаётся отрешиться от мыслей: одно мысле-облако прошло, а другое ещё не пришло. Ясное, чистое небо... Именно в этот момент может случиться медитация. А там и до сатори недалеко. Сатори - первый "проблеск", а самадхи - выход на "плато" космического сознания.

Оказывается, смерть и самадхи имеют много общего.

С кем хотят быть равными феминистки?


Ну да, сами феминистки чаще всего говорят, что они борются за равные права с мужчинами. Но здесь есть один немаловажный нюанс. Оспаривая акцент либеральных феминистов на равенство с мужчинами, темнокожие феминисты напоминают им, что темнокожие женщины вряд ли присоединятся к борьбе за равенство с чёрными мужчинами, которые сами являются жертвами угнетения. 

В современной России может быть не всё так рельефно, как в Африке, но и у нас не все мужчины равны между собой. Интересно, с какими же мужчинами феминистки добиваются равенства - с "владельцами заводов, газет, пароходов" или с простыми смертными? Если с мужчинами-"тузами", то это бесполезно, так как колода карт не может состоять из одних "тузов". А если с мужчинами-"шестёрками", то смысла нет, потому что "шестёрки" так же бесправны, как и женщины. 

 

21 июля 2022

А был ли "чистый" патриархат?

Найра Ювал-Дэвис (Yuval-Davis) говорит, что само понятие патриархата весьма проблематично. Полагая его приемлемым для ряда конкретных исторических периодов и географических регионов, Ювал-Дэвис считает понятие «патриархат» слишком грубым аналитическим инструментом в целом. В большинстве обществ некоторые женщины обладают властью как над мужчинами, так и над другими женщинами.

Да, это хороший аргумент в дискуссиях с теми, кто отрицает историческое существование матриархальных обществ. Как сообщает русскоязычная Википедия, "в современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало" (Источник). А чисто патриархальные общества? Они где-нибудь когда-нибудь существовали? Классическая греко-римская культура считается патриархальной. Но и у древних греков, и у древних римлян можно найти массу обычаев, которые отнюдь не свойственны патриархату. Всем известно, как Филлида ездила верхом на Аристотеле. 

Аристотель и Филлис. Сосуд для воды,бронза,фламандский мастер, начало 15 века.

Хотя это средневековая легенда, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Во все времена и у всех народов были мужчины-"подкаблучники". А это уже не "чистый" патриархат.

О либеральном феминизме.

"В отличие от классической либеральной традиции, которая выступает за уменьшение роли государства, большинство либеральных феминистов полагает, что государство — это та самая сила, которая обладает возможностями укрепления прав женщин. Хотя его можно вовлечь и в дискриминационную деятельность, государство способно стать нейтральным арбитром — необходимым гарантом равенства женщин", - говорит Энн Тикнер (Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 52). 

Хм, сомневаюсь я, однако, чтобы государственные чиновники добровольно самоустранились и посадили на свои "тёплые" места либеральных феминистов. И нейтральным государству быть никак нельзя, поскольку чиновничья братия представляет собой корпорацию, у которой есть свои собственные интересы.

Но здесь надо отметить, что в современном российском "мужском движении" чрезвычайно распространён нарратив о том, что якобы "матриархальное" государство всемерно поддерживает женщин и, наоборот, "гнобит" мужчин.

Источник картинки

То есть, МД-шники выступают контрагентами нарратива либеральных феминистов. Обе стороны апеллируют к государству как "царю-батюшке", желая перетянуть его на свою сторону. Типа, как дети жалуются отцу друг на друга, чтоб он "разрулил" ситуацию и навёл порядок в семье.

Учитывая патриархальные "корни" государственности, позиция либеральных феминистов кажется мне изначально проигрышной.

немного статистики

По данным ООН, женщины выполняют 1/3 оплачиваемой работы и 2/3 неоплачиваемой, при этом получают только 10% глобального дохода и владеют 1% глобальной собственности. Они вместе с детьми составляют 80% беженцев из зон конфликтов, более 50% неграмотных, но в то же время почти исключены из правящей политической элиты, составляя в ней всего 5% на уровне глав государств и руководителей министерств.

(Тикнер, Дж. Энн. Мировая политика с гендерных позиций. Проблемы и подходы эпохи, наступившей после «холодной войны». — М.: Культурная революция, 2006. С. 12) 


Это брежневское политбюро ЦК КПСС 1981 года, эпохи "развитого социализма", "самой прогрессивной общественной формации в мире" (так позиционировал себя СССР на международной арене). И, как видим, - ни одной женщины. Имеет ли смысл говорить про не столь "прогрессивные" государства? Там картина аналогичная: кондовый патриархат.

Мещеряки.

Круковский М.А. Семейный портрет мещеряков. Мещеряки. Россия, Башкортостан республика, Чишминский р-он, Чишмы д. (Оренбургская губ.). 1908 г. Фото из коллекции МАЭ РАН.

"Мещеряки" - это почти уже совершенно обрусевшие остатки финно-угорской мещеры, проживавшие в Пензенской и, частично, Тамбовской и Саратовской губерниях, к началу 20 века более тридцати тысяч человек, если верить губернским изданиям, насчитывали.

Моими друзьями в школе были два брата-близнеца по фамилии Мещеряковы. В школе на востоке Липецкой области, которая была образована 6 января 1954 по указанию Хрущёва, а раньше это была Тамбовская губерния.

Богородичное православие.

"Когда вы страдаете, мучаетесь, когда вам поистине трудно и тяжело жить, когда вы находитесь на краю гибели, когда вы теряете надежду и впадаете в отчаяние, вспомните, что у нас... есть крепко любящая Мать — Пресвятая Богородица. Верьте, что лишь воззовёте вы к Ней, как Она сейчас же придёт, да и идёт уже к вам с помощью, утешением, облегчением и спасением!.. И не сомневайтесь, что Она, услышав ваш скорбный вопль, придёт к вам, отрёт ваши слёзы, облегчит страдания и избавит вас от опасности, гибели, от злой тоски и уныния".

📖 Архимандрит Кирилл (Павлов). Источник.


Икона больно хороша! Хоть и "новодел". Протопоп Аввакум не одобрил бы пухлые розовые щёчки младенца Иисуса. Но глаза, какие глаза! Лепота, одним словом.

Культуртрегеры архаических обществ.

В Библии обретение сознания символизировано облачением в одежды. Будучи невинен, Адам с женой своей не обладал собственным сознанием, то есть, говоря на языке символов, у него не было одежд - он был наг (и не стыдился). 

Адам и Ева в раю

Вкусив же от древа познания добра и зла, он обрёл начатки сознания - самодельную и, по-видимому, крайне несовершенную одежду из листьев.

Изгнание из Рая. Христианская топография Космы Индикоплова. Конец XVI – начало XVII вв.

Матриархат как "женская" субкультура.

"В обществе, в процессе его становления, изначально взаимодействовали две субкультуры – мужская и женская", - говорит Е. В. Куприянова. 

В этом смысле, матриархат можно рассматривать как субкультуру эпохи палеолита. Была ли эта культура доминирующей, равноправной с мужской субкультурой или находилась в угнетённом положении, - это уже другой вопрос. На мой взгляд, археологические артефакты свидетельствуют скорее о доминировании женской субкультуры. 

«Венера из Холе-Фельс» — древнейшая из известных науке палеолитических венер, обнаруженная в 2008 году в пещере Холе-Фельс, в Швабских Альпах, близ немецкого города Шельклингена. Возраст — в промежутке между 35 и 40 тысячами лет.

Проф. Андрей Зубов много говорит о верхнепалеолитических изображениях быков в пещерах и трактует эти изображения как первобытные формы почитания Бога в мужском обличии. Но, увы, тут есть одна "загвоздка". Дело в том, что в позднейшую эпоху неолита быки в матриархальных культах приносились в жертву Богине; вспомним, для примера, статую Артемиды Эфесской, увешанную гирляндами бычьих тестикул (см. К вопросу о "грудях" Артемиды Эфесской). Да, быки играли большую роль в крито-минойской религии, однако, судя по всему, эта роль была страдальческой (очевидно, испанская коррида возникла не на пустом месте). В целом, эта роль напоминает роль Аттиса в культе Кибелы. Скорее всего, эта была "служебная" роль, которая раскрывала смысл и способ "служения" Богине. Она имплементировала самопожертвование как богоугодный образ жизни. Очевидно, существовали "угодники" Богини, её "святые", которые должны были возложить на себя "крест смирения". Я не вижу никаких разумных доводов, почему в древние эпохи мужчины (если не все, то по крайней мере некоторые из них) не могли быть "угодниками" Богини. Если до недавнего времени подавляющее большинство мужчин почитали  Распятого, а многие и подражали Ему, приняв на себя "зрак раба"



то, спрашивается, почему в древности не могло быть преподобных "бычков" Богини, добровольно принявших на себя крест ярмо?

 

20 июля 2022

Высунутый язык Медузы.

Погребальный бронзовый шлем с золотой накладкой на рот с изображением Горгоны. Синдос. 6 век до н.э. Музей Пелла, Македония. 

По мнению многих учёных, горгоны являются остатками доолимпийского матриархального пантеона, которые (под воздействием «олимпийцев») в сознании древних греков постепенно превратились в чудовищ. Однако насколько же мощной была мифологема, связанная с горгонами, если она оставалась живой и действенной даже спустя тысячу лет после гибели матриархального общества (я имею в виду минойский Крит как последнюю цитадель Старой Европы)!
 

К определению понятия "матриархат".

"Вспомним легендарную загадочную императрицу Химико, которая сыграла значительную роль при объединении страны (государство Ямато) в 3 веке до н.э. её часто называют колдуньей. Мужа она не имела. Прислуживали ей только женщины, и лишь один мужчина имел право контактировать с ней, входил и выходил из дворца, передавая народу её слова. Так же упоминается брат, помогавший ей править. При погребении Химико было убито около 1000 слуг и рабов. После её смерти так же была избрана императрица-шаманка, 13-летняя родственница.

Перед нами предстаёт образ символа, шаманки, которая олицетворяла собой сакральную власть. Светской властью заведовал, скорее всего, мужчина, стоящий в кровном или священном родстве с ней", - сообщает Марина Урванова в статье "Медведи и их «леди»".

Здесь я усмотрел ещё один повод расставить все точки над "i" в определении того, что такое матриархат. 

На примере японской императрицы-шаманки Химико мы видим, что матриархат возможен лишь там, где имеет место быть сакральная власть. 

Это можно отчасти сравнить с властью папы римского в эпоху Средневековья. Конечно, сильные мира сего - короли, цари, князья и прочие "тузы" - на каждом шагу нарушали законы человеческие и божеские, однако же все они находились внутри христианской парадигмы мышления (или, если угодно, внутри христианского Мифа), которая задавала высокие образцы поведения. И вот, бывало так, что всесильные императоры смиренно преклоняли свои гордые шеи и клялись впредь быть "хорошими и послушными мальчиками". 

Император Генрих IV у ног папы Григория VII

Примерно то же самое мы наблюдаем и в матриархальном обществе. Существующий в рамках этого общества Миф определяет, "что такое хорошо и что такое плохо". Конечно, власть может оказаться в руках узурпаторов, которые "постоянно сыто-пьяно и плеванто на законо", но эти "бандито-гангстерито" воспринимаются обществом как стихийное бедствие, которое надо пережить. А нормальный правитель всегда выступает как исполнитель воли Божией. 

То есть, матриархат - это мифологема, стремящаяся к воплощению в реальную жизнь. Ей противятся разрушительные силы хаоса. Поэтому земные воплощения этой небесной идеи не везде и не всегда получаются. Частенько выходит по-Черномырдину: "хотели как лучше, а получилось как всегда".

Мари Хёг как иллюстрация к "людям лунного света" В. Розанова.

Жила-была, в своё время, Мари Хёг (Marie Høeg; 1866 —1949) - норвежская суфражистка и лесбиянка...

После её смерти, в 1980-х годах, были обнаружены многие из её стеклянных негативов, которые она хранила в сарае на территории фермы. На этой ферме Хёг вместе со своей партнёршей Болетт Берг жили в конце своей жизни.

 


Как видно, эта Мари Хёг представляла собой тип урнингов, о которых много писал Василий Розанов. Она знала это в себе, и, очевидно, не стеснялась и даже бравировала своей "мужиковатостью". Понятное дело, что "мужик в юбке" испытывает влечение к женскому полу, - отсюда её лесбиянство. Но вот что характерно: Мари Хёг была не только лесбиянкой, но и феминисткой. И я подозреваю, что среди феминисток имеется непропорционально большой процент подобных "мужиков в юбке".

Вообще, как блестяще показал и доказал В. Розанов, урнинги рождаются таковыми, они "из чрева матернего родились так", и их процентное соотношение (не более 4 - 5 %) является стабильным во все времена и у всех народов. Но, очевидно, всегда были какие-то "междусобойчики", где урнинги "кучковались"; на мой взгляд, в конце XIX - начале XX века таким "междусобойчиком" было движение суфражисток. А так как суфражистки носились с левыми идеями, то и среди революционерок было много "мужиков в юбке".

хорошо сказано

"Мир во зле лежит, —
жизнь, в которую мы родились, по слову необыкновенной женщины, философа-эмпата 20-го века Симоны Вейль, основана на угнетении слабых сильными.
Часто побеждает даже не просто сильный, но и бесчувственный, подлый, хитрый, злой.

И это несмотря на то, что практически у всех людей есть тяга к добру. Но всё дело в том, что в ситуациях, когда на кону своя жизнь или физическое благополучие, человек не вполне владеет собой, за него принимает решения его инстинкт выживания, это очень сильный инстинкт.
Такова природа человека и остального мира, в котором мы оказались.

Законы этого мира, лежащего во зле, мы не можем изменить.
И надо всегда помнить, в каком мире мы живём, чтобы трезво оценивать любые ситуации и правильно действовать в них, не впадая в отчаяние, потому что отчаяние означает потерю собственных сил и прибавление зла в мире.

Что же мы можем сделать? — вроде бы немногое: посочувствовать словами конкретному страдающему и по возможности чем-то немного помочь, сохраняя силы на будущее. И это всё, но этого и достаточно.

Нам необходимо правильно ориентироваться в этом мире и потратить жизнь с толком ради осознания того, что для нас действительно ценно, а также ради небольшого прибавления добра, помогая жить себе и другим - прежде всего, в нашем непосредственном окружении", - 

говорит synchrozeta в записи "Жестокость этого мира".

Ну, а я от себя добавлю, что, раз "весь мир во зле лежит", то, чтобы не прийти в отчаяние, можно создать на своей частной территории своего рода "антимир". Вот, например, у меня в спальне на подоконнике уже много лет растут два кактуса. В миру зимой холодно, а дома - в "антимире" - тепло. Так мы и спасаемся, охраняя тропические кактусы от лютых морозов... 

Ну и, собственно, мой "матриархат" - это тоже своего рода "антимир". В миру - беспредел, дурдом, а у меня в "священном матриархате" - тишь, да гладь, да Божья благодать.   

 

19 июля 2022

К вопросу о ранних браках в пуританской среде.

У cambria_1919 в "Лолита и возраст согласия" говорится, что во время написания Владимиром Набоковым его романа "Лолита" (перв. пол. 50-х гг. XX века) "в штатах вроде Техаса и Миссисипи разрешалось жениться на девочках 11 лет."

И далее: "В 1880 году в 37 из 47 тогдашних штатов нижний порог брачного возраста составлял для девочки вообще 10 лет.

Во времена Набокова (сейчас, думаю, всё основательно изменилось) в некоторых штатах можно было выйти замуж в 13-14 лет.

Хотя это не было так уж массово и не приветствовалось, скорее нужны были особые обстоятельства вроде беременности.

В канадской провинции Квебек до 2008 года нижний порог брачного возраста был 14 лет.

Возможно, именно потому Америку "Лолита" не так уж потрясла и шокировала. Не то что Европу.

Если взглянуть на "американскую мечту" под этим углом зрения, она приобретает особый колорит. А если к тому же добавить и сексуальную эксплуатацию рабынь вплоть до окончания гражданской войны 1861-65 гг., то можно подумать, что Соединённые Штаты в ранний период своей истории представляли собой осуществившуюся мечту маркиза де Сада, вожделенный рай либертена.

Это тем более удивительно, что основания американской культуры были заложены английскими пуританами, которые считали себя «народом, избранным Богом». В трудах ряда пуританских авторов английское общество рассматривалось как развращённое и греховное, откуда следовало бежать, чтобы спасти себя и своих детей. 

Высадка пуритан в Америке
 

17 июля 2022

О демографической подоплёке матриархата.

Удивительны изображения Артемиды в качестве Potnia theron ("Хозяйки зверей"):

Артемида – владычица зверей. Изображение на «вазе Франсуа».

Pottery plate with Artemis as the Potnia theron (Mistress of animals), Parian work, 675-600 BC.

Как безбожно Артемида держит животных за горло! Они ведь и задохнуться могут в её немилосердной хватке! 

И ещё несколько подобных изображений: 

Artemis Mistress of the Animals

Plate showing winged goddess with Gorgon's head, wearing a slpit skirt and holding a bird in each hand, probably Rhodes, c600 BC

Potnia Theron with geese on Corinthian Alabaston 6thc BC, Nasher Duke Museum, NC

Значит ли это, что Артемида держит в своих руках задушенных ею животных и птиц? Похоже на то. А если это так, то богиня Артемида прямо санкционирует убийство животных, показывая в этом пример людям. Хотя, может быть тут речь идёт не об убийстве. Скорее всего, Хозяйка зверей санкционирует жертвоприношение животных. 

Интересно, животных какого пола - "мальчиков" или "девочек" - принимает Артемида в качестве жертвоприношения? 

А что насчёт человеческих жертвоприношений? Если Артемида более благосклонна к "девочкам", то, можно предположить, что именно "девочки", как наиболее ценный "материал", шли "в расход" в архаических матриархальных обществах. Тем самым создавался рукотворный демографический перекос: мальчиков было много, а девочек - мало. Ну, а если чего-то мало, то оно всегда гораздо выше ценится по сравнению с тем, чего много. Вот, кстати, здесь нужно припомнить матриархальное племя тода в Индии, где на 1 девочку приходится 5 мальчиков (Источник).

Говорят, во время второй мировой войны в США разрабатывался план нападения на СССР под кодовым названием "Немыслимое". Мою нынешнюю гипотезу о жертвоприношении девочек в фундамент матриархата тоже можно назвать как нечто немыслимое. Но, с другой стороны, чем чёрт не шутит, пока Бог спит?!

16 июля 2022

Богиня с "пшеничными" глазами.

Во второй половине VII — начале VI тысячелетия до нашей эры (около 6400–5800 годов до нашей эры) на территории современного Израиля существовала ярмукская археологическая культура. Это первая из культур Ханаана, представители которой изготавливали керамику. Археологи обнаружили во время раскопок неолитического памятника Шаар-ха-Голан статуэтку, изображающую богиню-мать. 

Местоположение неолитического поселения Шаар-ха-Голан на карте. Yosef Garfinkel et al. / Eurasian Prehistory, 2012

Разбитый на две части артефакт учёные обнаружили возле остатков стены одного из домов. Возраст этой находки составляет около 8000 лет. Она представляет собой 20-сантиметровую женскую фигурку в сидячей позе. 

Сидячая фигурка богини-матери, найденная на памятнике Шаар-ха-Голан. Yosef Garfinkel et al. / Eurasian Prehistory, 2012

На её голове надета остроконечная шляпа, а на лице изображены большой нос и большие глаза, известные как «кофейные зёрна». По мнению соруководителя раскопок Анны Эйрих-Роуз (Anna Eirikh-Rose), глаза статуэтки, прозванные «кофейными зёрнами», скорее всего, изображали зёрна пшеницы или ячменя (Источник).

15 июля 2022

Так называемый поздний матриархат.

Если первобытное общество было обществом равных, то в эпоху его разложения стали возникать отношения общественного неравенства и, соответственно, господства и подчинения. Разумеется, социальная дифференциация - это совсем не то же самое, что неравенство в положении полов. Но одно может питать и стимулировать другое. Не создавались ли в процессе разложения первобытного общества такие ситуации, при которых делался возможным матриархат или хотя бы подобие этого порядка? Некоторые отечественные исследователи, лишь с оговорками пользующиеся термином "матриархат" для классического первобытного общества, применительно ко времени его разложения пишут о развитом, или позднем матриархате.

Основанием для этого послужило существование некоторого количества своеобразных обществ, которые всегда фигурируют в качестве образца "позднематриархальных". К их числу принадлежат материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов и микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, гаро и кхаси, а также каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо и ряда других народов Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке. Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие. Свыше половины их (по подсчётам некоторых американских этнологов, 56%) занимаются преимущественно мотыжным земледелием, то есть у них не получило сколько-нибудь значительного распространения разведение крупного рогатого скота, применяемого в плужном земледелии. В связи с этим давно уже существует взгляд, что сохранение такими обществами материнско-родовой организации или её очень заметных остатков объясняется отсутствием или неразвитостью скотоводства и ведущей ролью женского труда в мотыжном земледелии - этом своего рода огородничестве. В частности, обращено внимание на то, что в Тропической Африке такие общества в основном сосредоточены в областях, где из-за мухи цеце нельзя держать погибающий от её укусов крупный рогатый скот. Но этот взгляд не общепринят и, видимо, слишком категоричен. Ведь материнско-родовые общества зафиксированы также в условиях высокоспециализированного рыболовческо-охотничьего хозяйства (например, у тлинкитов) и плужного земледелия (скажем, у минангкабау или наяров).

Испания: визуальный ряд.

 



Сказ о том, как самец обезьяны взял в жёны демоницу.

xi11zang44 в статье "Легенда об истоках тибетской цивилизации и теория Дарвина" приводит рассказ современной тибетской писательницы Келъян об истоках тибетской цивилизации. В общем, там "самец обезьяны взял в жёны демоницу. За время их брака появилось на свет 6 детей, которые и стали первыми жителями Тибета". «Несмотря на то, что человек, согласно теории Дарвина, произошёл в результате эволюции, бесспорным является и тот факт, что человек ещё и великое творение божественного духа», - комментирует Келъян древнюю легенду.

Да, я вот тоже так считаю, что при сотворении человека не обошлось без божественного духа. Ну, просто потому, что нигде мы не видим, чтобы от низшего рождалось высшее. Мы же считаем человека высшим, по сравнению с обезьянами, существом. И как же низшие обезьяны породили высших людей? Наука этого не объясняет, а уклоняется в пустопорожнее словоблудие о том, что "природа/эволюция создала...". Фактически эта самая природа/эволюция наделяется качествами библейского Творца. Только получается не Творец, а Природа-созидательница.

Я бы с радостью принял научную "благую весть" о Природе-созидательнице, если б жизнь была не только на Марсе, но и на других планетах Солнечной системы. Ну хотя бы в самых элементарных формах. Хотя бы какие-нибудь инфузории-туфельки обитали где-нибудь кроме Земли. Тогда бы я сказал: да, жизнь сама собой повсюду зарождается. Но вот, нигде не видно ни одного микроба, даже ни одного вируса. Поэтому верить в самозарождение жизни — это, по-моему, совсем не научно, нет никаких подтверждающих фактов.

Тем более невозможно поверить в естественный качественный скачок, каким является появление человека с его воображением и предвидением того, чего ещё нет. Мы сплошь и рядом наблюдаем естественное огрубение нравов, одичание, разрушение культур, а вот мораль и высокая культура - они отнюдь не присущи человеку от рождения; они, как электрический ток, могут быть в человеке-"проводнике", но могут и не быть, и человек даже не замечает их отсутствия. Вот в чём суть. А учёные антропологи, сколько бы не исследовали кости древних гоминид, они никогда не установят, когда именно появился этот самый "электрический ток", сиречь культура. Именно это "высокое напряжение" культуры определяет и конституирует человека: есть "ток" - есть человек, нет "тока" - нет человека. И этот невидимый "ток" очень близок к тому, что Келъян называет "божественным духом".