08 мая 2022

Продолжая тему связей минойского Крита с древним Египтом.

О связях минойского Крита с древним Египтом я говорил неоднократно. Продолжу эту тему...

На египетских фресках времени знаменитой царицы Хатшепсут и Тутмоса III (первая половина XV в. до н. э.) представлены послы страны Кефтиу (так египтяне называли Крит) в типично минойской одежде (передниках и высоких полусапожках) и с характерными причёсками, несущие дары фараону: отрезы ткани, слитки характерной минойской формы, конусообразные ритоны и другие, скорее всего золотые, сосуды. 

Часть фрески из гробницы Рехмира

Но вот вопрос: в каком качестве
послы страны Кефтиу преподносят фараону эти дары? Можно ли их рассматривать как дань, которую критяне были обязаны привозить в Египет?

Да, фараона Тутмоса III можно назвать "Долгоруким" из-за того, что он всю свою жизнь воевал за пределами Египта, но всё же он был не настолько "долгоруким", чтобы дотянуться до Крита. Не было у египетских фараонов военно-морского флота.

Как сообщает Е. В. Хаецкая, "корабли древних египтян представляли из себя большущие четырёхугольные баржи, сделанные из коротких досок (материалом служила в основном Acacia tortilis, акация кручёная, в изобилии произраставшая в Нижнем Египте) с плоским дном, предназначенные прежде всего для плаваний по спокойному Нилу. Выход в море для них был рискованным приключением с совершенно неочевидными финалом. Никаких переходов ночью — перед закатом обязательно встать на стоянку. Плавания только ввиду берега, выход в открытое море считался безумно опасным и практиковался в исключительных случаях. При малейшем намёке на усиление ветра — причаливать и пережидать непогоду. В сезон штормов и без того ограниченное морское сообщение прекращалось. Корабли из акации, да ещё не имеющие ни киля ни шпангоутов, с корпусом оплетённым канатами для лучшей остойчивости и надёжности, годились только для неторопливых каботажных плаваний на минимальные расстояния. Поход на Кипр уже считался безумной авантюрой, а путешествие в гости к минойцам на Крит и вовсе предприятием самоубийственным".

Так что дары крито-минойцев были, скорее всего, делом добровольным. Таким образом торговцы с Крита заручались поддержкой местной египетской администрации. Подкупив государственных чиновников, они надеялись на их помощь и защиту в конфликтных ситуациях.

Гешефт как тип цивилизации.

Можно заметить такую закономерность: матриархат, как менталитет, культивировался в тех древних обществах, которые специализировались на экспортной торговле. Уже неолитическое общество Чатал-Хююка занималось изготовлением зеркал из обсидиана, очевидно, на продажу. 

Найденное на раскопках обсидиановое зеркало, © Официальный сайт

Крито-минойская и индо-хараппская цивилизации также занимались торговлей всякого рода "побрякушками". 

В этом отношении нельзя пройти мимо финикийцев, которые исстари промышляли добычей ракушек из семейства мурицид, иглянок, из которых добывался «тирский пурпур»; этот товар «Земли пурпура» расходился по всем царствам Древнего мира и мог считаться эквивалентом золота.

"Показательно скопидомство персидских царей — в 330 году до н.э. Александр Македонский посетил сокровищницу дворца царя Дария в сдавшемся великому завоевателю городе Сузы, где было обнаружено неимоверное количество отрезов пурпурных тканей (вероятно несколько тонн), причём покупались они на протяжении минимум двух столетий: за это время не вылиняли и не потеряли своего благородного цвета.

07 мая 2022

Надгробие галла Кибелы.

Надгробие представителя жречества Кибелы. Выполнено из каррарского мрамора и датируется эпохой Антонина (середина II века нашей эры).  

Менада

Камея из халцедона с танцующей менадой. Датировка: 40-30 до н.э. 

Археологический музей Неаполя.

Древнеримский брак.

На свадьбе вместо поцелуя молодые пожимали друг другу руки. Во-первых, нежность считалась признаком слабости для мужчины, и её не стоило демонстрировать. Во-вторых, брак вообще не был связан с любовью, это была сделка двух семейств. Так что пожатие рук выглядело очень логичным. Европейцы до сих пор так делают при заключении сделки.


 

"Слепая" Афродита.

Эта голова первоначально была частью статуи Афродиты, а сама статуя была репликой оригинала 4 века до н. э., выполненного Праксителем. Видимо, какой-то христианин выдолбил крест на лбу богини, разбил ей нос и повредил глаза в попытке «ослепить» её.

06 мая 2022

Почему Ганнибал не разрушил Рим?

Т. Данилова пишет: "Культурно неоднородный, опиравшийся на союзников-партнеров, искавших в войне выгоды, Карфаген был торговой державой и не вёл войны на уничтожение: карфагенянам было достаточно добиться нужных коммерческих договорённостей, монополий или приращения территорий плодородными землями. Карфагенской олигархии ни к чему было разрушать города и вырезать их население: мёртвые не платят. В контроле над территориями они были заинтересованы ровно в той мере, в которой из них можно было извлечь прибыль" (Источник).

Может быть, поэтому Ганнибал не пошёл на Рим после разгрома римской армии при Каннах 2 августа 216 до н. э.? Наверно, не было у него такой цели и задачи — уничтожить Рим. 

А вот римляне, наоборот, добивались тотального уничтожения противника. "Карфаген должен быть разрушен!" (лат. Carthago delenda est) — беспрестанно повторял, как одержимый, Марк Порций Катон Старший. 

Бюст римлянина из Отриколи, который традиционно отождествляют с Катоном Старшим  Лично мне более симпатична парадигма мышления Карфагена. Она более гуманная, чем римская, более "мягкая" и, я бы сказал, более "матриархальная".  

О Катастрофе бронзового века.

Американский историк Роберт Дрюс описывает «бронзовый коллапс» как «крупнейшую катастрофу в древней истории, даже ещё более ужасную, чем падение Западной Римской империи», цитируя при этом Фернана Броделя, по мнению которого культуры Восточного Средиземноморья вернулись почти к тому, с чего они начинали («нулевому уровню»).

Да, вот и Т. Данилова пишет о том же. "Резкое падение численности населения Пелопоннеса — на 75-90 процентов — говорит само за себя. Полностью был опустошён Крит. Остатки местного населения затем столетиями влачили жалкое существование в безводных, неплодородных горах, опасаясь спуститься на равнину" ("Три катастрофы", 2017).

По всей видимости, пресловутые "народы моря" были не народами, а вождествами, которые жили грабежом. Во главе такой патриархальной структуры стоял вождь, а вождём делался тот, кто мог организовать грабёж так, чтобы его дружина ни в чём не испытывала нужды. Позднейшим аналогом таких структур следует считать дружины викингов (они же - норманны, они же - варяги). Они подобны саранче, которая пожирает всё на своём пути и исчезает лишь тогда, когда жрать больше нечего. Точно так же исчезли и "народы моря".

"С практически мгновенным увяданием и гибелью государств восточного Средиземноморья стала умирать и набеговая экономика. Её экологическая ниша была исчерпана. Грабить было больше некого. Торговля замерла, ремёсел не стало, побережья опустели. Пираты были вынуждены спешиться, но и в материковых частях отыскивались лишь полуголодные напуганные люди, у которых было нечего взять. Можно было захватить рабов — ну а кому их продать?" (Т. Данилова).

Очевидно, Катастрофа бронзового века напоминала средневековую экспансию викингов, но при всей схожести резня, которую устроили "народы моря", была намного более масштабной и страшной, чем набеги викингов. 

Варяги. 2015 г. С. Покотилов.


К вопросу об этрусках.

Елена Хаецкая в своей монографии "С точки зрения Карфагена: Финикийцы и Карфаген" говорит, что "теорию происхождения этрусков [из Анатолии] подтвердили исследования митохондриальной ДНК, извлечённых из разных этрусских останков. Они показали, что 11 клеточных родословных не встречаются нигде в Европе, зато имеются у народов востока Анатолийского полуострова". Она связывает миграцию этрусков с Катастрофой Бронзового века: "Волны «народов моря» выбили их с лидийской родины и они стали не столько пиратами и дружинниками, сколько переселенцами, уходившими целыми семьями. Они шли от острова к острову, захватывая их и колонизируя, пока не добрались до континента". Кстати, этой картине не противоречит моё предположение о том, что этруски сначала высадились на Сардинии, а потом, через несколько поколений, приступили к освоению Апеннинского полуострова.


Всё это, конечно, "вилами по воде писано". Тут очень бы пригодился не дошедший до нас двадцатитомный труд по истории этрусков пера императора Клавдия, выучившего их язык и владевшего бесценными документами. Но, увы! Бесценный труд учёного императора канул в Лету.

05 мая 2022

«Земля слушает»

 

                              Владимир Нестеров (род. в 1932 г.). «Земля слушает». 1965 г.

Ещё немного афоризмов.

 1. «Те, кто на передовой – не жильцы. Они обречены. Спасение им – лишь ранение. Те, кто в тылу, останутся живы, если их не переведут вперед, когда иссякнут ряды наступающих.Они останутся живы, вернутся домой и со временем составят основу организаций ветеранов. Отрастят животы, обзаведутся лысинами, украсят грудь памятными медалями, орденами и будут рассказывать, как геройски они воевали, как разгромили Гитлера. И сами в это уверуют! Они-то и похоронят светлую память о тех, кто погиб и кто действительно воевал! Они представят войну, о которой сами мало что знают, в романтическом ореоле. Как все было хорошо, как прекрасно! Какие мы герои! И то, что война – ужас, смерть, голод, подлость, подлость и подлость, отойдет на второй план. Настоящие же фронтовики, которых осталось полтора человека, да и те чокнутые, порченые, будут молчать в тряпочку».

Николай Никулин.

2. Невежество есть не простое незнание, неведение чего-либо, но само нежелание его постичь, при наличии и средств, и времени, и возможности.

Лев Абалкин.

3. Мне смешно вспомнить, как я думывал и как вы, кажется, думаете, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаянья, без путаницы жить себе потихоньку и делать не торопясь, аккуратно всё только хорошее. Смешно! Нельзя... Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость. От этого-то дурная сторона нашей души и желает спокойствия, не предчувствуя, что достижение его сопряжено с потерей всего, что есть в нас прекрасного.

Лев Толстой. Письмо А.А. Толстой, 1857 г.

4. В старом-старом мире одним из способов образования и получения новых знаний были беседы с людьми учёными. Скажите, кто-то сейчас пользуется ли эти способом?
https://ampelios.livejournal.com/321379.html

5. Правильное ощущение у всех дураков, что они окружены врагами.
Это ощущение любого дурака.
Дурак правильно считает, что его противники - все.
Что делать с дураком, кричащим: "Всюду враги!"?
Ну не может же умный, мыслящий человек соглашаться с тем, что тот несёт.
И он становится его врагом.
Поэтому, в принципе, дурак прав.

Михаил Жванецкий

6. 20 апреля 1918 года Ленин В.И. заявил: "Разгон Учредительного собрания Советской властью есть полная и откровенная ликвидация форм демократии во имя революционной диктатуры".

Таким образом, большевики осознанно подавили демократический порыв трудящихся с целью укрепления своей власти посредством диктатуры пролетариата над подавляющим большинством населения России.

Станислав Максимов


Homo sapiens и Homo не sapiens

Сергей Морозов говорит, что "существовавшая не менее 66 миллионов лет структура экосистем рухнет из-за человека" (Источник). "Учёные прогнозируют, что в течение следующих 100–200 лет исчезнут многие растительноядные млекопитающие крупного и среднего размера, а вслед за ними и плотоядные. В настоящее время происходит резкое уменьшение биоразнообразия и вымирание как сухопутной, так и морской фауны. За последние несколько столетий скорость исчезновения видов такова, что некоторые исследователи говорят о шестом массовом вымирании видов. Причинами предыдущих пяти вымираний были природные катаклизмы, шестое происходит из-за активности людей, которые уничтожают среду обитания животных и их самих. Самыми частыми причинами уничтожения вида стали прямое уничтожение животных людьми (охота, рыболовство, гибель в капканах), земледелие, вырубка лесов и конкуренция с инвазивными видами. Учёные подсчитали, что подавляющей части (более 90 процентов) животных массой больше килограмма грозит убийство людьми" (Источник).

Да, вот такой он "хорёк" — этот Homo sapiens sapiens. Горькая ирония заключается в том, что двойной предикат человека - sapiens sapiens - принадлежит далеко не всем представителям рода человеческого. И на протяжении веков и тысячелетий мы наблюдаем одну и ту же историческую трагедию: власть захватывают люди, скажем так, не совсем разумные, и заставляют разумных людей петь и плясать под свою "дуду". Довольно часто государствами управляют уркаганы, а мудрецы, типа Диогена Синопского, оказываются на маргинальной периферии общества.

Если окинуть взглядом всю историю человечества, то можно прийти к неутешительному выводу о том, что Homo sapiens sapiens лишь "проклюнулся", но отнюдь не занял господствующее положение в роде людей семейства гоминиды отряда приматов. В этом смысле, чрезвычайно яркую иллюстрацию судьбы "проклюнувшегося" Человека в среде людей представляет собой Иисус Христос. Сей романтик мечтал о создании Царства Божьего на земле, то есть общества высокодуховных людей, которые бы руководствовались велениями разума, а не животными инстинктами. Но, увы, эксперимент не удался, и всё вернулось "на круги своя".


04 мая 2022

Ethiopian Madonna

It's an Ethiopic manuscript (~1875, scribe unknown) from the UCLA digital collections. Источник картинки.

Этруски как потомки пеласгов.

Название «Италия» происходит от Vitellium, телёнок, то есть Италия — это страна телят. Я так думаю, что это название происходит от тех телят, которых гнали перед собой пеласги, примерно 7600 лет назад переселившееся с Балканского полуострова в долину Тавольере, что близ современного города Манфредония на «шпоре» итальянского «сапога». Носители так называемой «апеннинской культуры», пеласги, умели строить парусные лодки, жили в хижинах с каменным полом и владели гончарным искусством. Их флот из больших лодок-долблёнок, помимо необходимой утвари и инструментов, привёз на Апеннинский полуостров немного скота (всякой твари по паре, чтобы развести стада), а главное — кожаные мешки с семенами пшеницы, проса, ячменя и овса. Поселенцы долины Тавольере обрабатывали землю деревянными мотыгами. Земледелие требовало огромных, по сравнению с охотой и собирательством, труда и терпения, а также умения планировать. Поэтому обработка земли была вначале женским делом и женским трудом. Не отсюда ли происходит этрусский матриархат? Ибо, конечно, этруски связаны и генетически, и культурно с пеласгами, прибывшими на Апеннинский полуостров с Балканского полуострова. Ну а на Балканы неолитические переселенцы прибыли, как мы знаем, из Анатолии. Так что можно провести прямую линию от Чатал-Хююка - через Балканы - в италийскую Тоскану, где жили этруски. Другое дело, что сами пеласги и их италийская "инкарнация" - этруски -  растворились в море протолатинских племён (с которыми связаны носители так называемых культур протовилланова и террамаре), пришедших в Италию в XV-XIV вв. до н.э. с севера, из долины реки По. Кстати, примерно в то же время на Пелопоннесе ахейцами было образовано государство Аргос и ок. 1500 г. до н. э. завоёван остров Крит, что положило начало Микенской цивилизации. Очевидно, у этрусков с каждым поколением становилось всё больше индоевропейской "крови" и всё меньше - анатолийской "крови" пеласгов, пока они окончательно не слились с латинами в IV-III вв. до н. э. 

Антропологический этюд.

На данный момент я склоняюсь к моноцентричной теории возникновения человечества, причём я считаю, что человечество возникло ок. 45 - 48 000 лет до н. э. где-то на территории Азии. На какой-то небольшой изолированной территории, которую можно условно назвать Эдемом, произошла чрезвычайно мощная мутация приматов, вызвавшая появление Homo sapiens sapiens. Никто не знает, что было раньше - курица или яйцо всплеск генетических изменений или появление языка. Но, очевидно, что не в генетике, а в языке коренится самое существенное отличие человека от обезьяны. Ибо именно благодаря языку возможно абстрактное мышление (мы мыслим не иначе как проговаривая "про себя" слова известного нам языка) и сознание. Без языка нет культуры, а без культуры нет и человека.


 
 

Мужчина (с большой буквы).

Мужчина в колониальной Индии охраняет свою семью от каннибалов во время голода в Мадрасе, 1877 год.


 Как говорил М. Ю. Лермонтов, "Не то, что нынешнее племя: Богатырине вы!"

Стрибожи внуци.

Весна в этом году выдалась "затяжная" и холодная. Всё время дуют северные ветры...

Как известно, в крестьянском хозяйстве "весенний день год кормит", ну и я кажный божий день во саду да в огороде копаюсь...

Вчера я вырубал молодую поросль штыковой лопатой. Размахнулся, но вдруг, совершенно неожиданно для меня, очень сильный порыв ветра "сыграл" лопатой так, что я ударил себе по ноге. Ничего страшного - нога была в ботинке, а лопата тупая, - отделался ушибом. Но могло бы быть и иначе, если б вместо лопаты в руках оказался топор или коса.

Этот случай заставил меня задуматься... Всем известно, что в стародавние времена язычники поклонялись природным стихиям. В частности, древние славяне почитали Стрибога, бога ветра или воздуха. «Слово о Полку Игореве» сообщает о связи внуков Стрибога с воздушной стихией: «Се ветри, Стрибожи внуци, веют с моря стрелами на храбрыя плъкы Игоревы». 

Однажды Исаак Ньютон задремал, лёжа на травке под яблоней, и упавшее ему на голову яблоко привело к открытию закона всемирного тяготения. А я, благодаря сильному порыву ветра, открыл для себя тайну идолопоклонства. 

Боги (или духи), безусловно, действуют в мире и проявляют свою волю. И часто они оказывают своё влияние через посредство природных стихий. Взять, например, Никиту Минина (будущего патриарха Никона): все трое его детей умирали один за другим ещё во младенчестве, и он, потрясённый горем, увидел в этом знак Божий. Решив отказаться от мирской жизни, Никита убедил жену постричься в монахини, а сам отправился в Соловецкий монастырь, где принял монашеский постриг, став отныне Никоном. 

Знаком Божиим может быть всё, что угодно: пожар, потоп, ураган, да и просто порыв сильного ветра, как в моём случае. Предположим, у меня в руках была бы коса, а рядом со мной был бы маленький ребёнок... Вот тебе и калека на всю жизнь... Любопытна близость слова "калека" со словом "калика". Каликами в старину на Руси называли странников, поющих духовные стихи и былины. Их считали «божьими людьми», прислушивались к их словам и пророчествам, если те обладали даром предсказания. 

А не было ли среди «божьих людей» и «Стрибожьих внуков»? Ну, можно же, чисто теоретически, допустить, что какой-то процент крестьянских детей становился «божьими людьми» после того как сильный ветер подул и изменил направление полёта стрелы, или копья, или топора... 

Так кто же, в конечном итоге, "продюсирует" старины и былины? — Стрибог. Или какой-нибудь другой бог природных стихий или дух, - "имя им легион". 

Мне кажется, такого рода "размышлизмы" могли появиться и в умах древних людей. Например, после удара молнии выживший человек приобрёл сверхъестественные способности. Значит, он — избранник Перуна. «Божьи люди» тоже, своего рода, избранники духов. Как это ни ужасно звучит, но без боли не бывает духовности. Да даже и поэты, чтобы творить, бессознательно ищут приключений на свою задницу, как "наше всё" - А. С. Пушкин.  

Почва - "мать"

 

Это к вопросу о мифотворчестве в эпоху постмодерна. Как видим, первобытное слово о Матери Земле "живо и действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра".

22 апреля 2022

Индивидуальный миф.

"Сегодня противостоять пропаганде, а значит — иметь возможность самостоятельно осмысливать происходящее, может человек, имеющий системное образование, способный структурировать информацию, выделять главное и отсеивать второстепенное", - говорит el_murid в статье "Белый шум".

Системное образование - это, конечно, хорошо, но, по-моему, индивидуальный миф посильнее и "покруче" будет, чем образование. Индивидуальный миф настолько заполняет сознание, что в нём не остаётся места для пропаганды. 

— Вам налить чаю в вашу чашку?

— Нет, спасибо, у меня уже кофе налито.

У меня есть этот миф. "Священный матриархат" называется.

19 апреля 2022

Следы культа леопарда в пустыне Негев.

пустыня Негев на территории совр. Израиля
 

Интересно, что в пустыне Негев в эпоху неолита люди поклонялись леопардам. Недалеко от Эйлата находится храм леопардов приблизительно 7500 летней давности. 

Как говорит marigranula, в храме находятся святая святых 

и выложенные из камней силуэты леопардов в натуральную величину.

Источник картинки

Конечно, это не храм, а святилище. 7500 лет назад никаких храмов ещё не было. Впрочем, это не важно. Здесь важно другое, - культ леопарда. Мы знаем об "одержимости" леопардом носителей культуры Чатал-Хююка. Это была однозначно матриархальная культура. Находки следов поклонения леопардам в пустыне Негев свидетельствуют о том, что матриархальный Чатал-Хююк вовсе не был единственным в своём роде поселением.
 

18 апреля 2022

О брачных обычаях в средневековой Скандинавии.

"Во многих других вопросах, таких как права наследования и собственности или выбор места жительства, у скандинавских женщин был голос, но не в отношении того, кто станет их спутником жизни. Роль этого института была настолько важна, что взрослые просто не могли отдать решение на откуп молодым людям, движимым любовью или страстью. Как в сагах, так и в реальности, потенциальные женихи должны сначала пообщаться с законным опекуном девушки, часто – в сопровождении собственных отцов или дядей. Причиной для отказа могло служить неподходящее происхождение или излишняя неотёсанность. Если соглашение достигалось, то дальше предстояло договариваться об объёмах имущественного взноса, который предстояло сделать каждой из сторон, наряду с другими формальностями, такими как дата свадьбы и жильё для молодожёнов. Девушка, как правило, об этих договорённостях узнавала последней", пишет Йоханна Катрин Фриксдоттир.

В принципе, у нас в крестьянской России вплоть до XX века поступали точно так же. Как известно, любовь зла — полюбишь и козла. Крестьяне, создававшие свои хозяйства потом и кровью, конечно не желали, чтобы их добро досталось какому-нибудь "козлу". Поэтому здесь всё решалось на уровне домохозяев. Именно они выбирали "товар" и торговались.

У вас товар, у нас – купец,
У вас девица, у нас – молодец.

У нас ключ, у вас – замок,
У нас шмель, у вас – цветок.

Наш матрас, у вас – подушка,
Наш поднос, а ваша – кружка.

А вот интересно: как при таком раскладе женились сироты? У меня, например, рано умерли родители, и мне пришлось всё делать самому, методом "научного тыка". Ну а в те времена, когда науки не существовало, как мог бедный крестьянский парень найти себе невесту и жену? Что-то подсказывает мне, что кража невесты и казачество на Дону, откуда "выдачи нет", могли быть заманчивым вариантом для такого рода парней.

Молочное братство.

"Согласно отдельным скандинавским законам [1], ребёнок начинал считаться частью местного сообщества после первого кормления. Мать кормила новорожденного грудью в присутствии посторонних, тем самым он символически признавался членом общины", - говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир. 

Интересный момент. 

Ну, а вот, допустим, если какой-нибудь инородец прилюдно прикоснулся губами к груди какой-нибудь туземной женщины, и она при этом не оттолкнула его? Мог ли инородец после этого считаться членом общины?

Этот вопрос я задаю, имея в виду крито-минойскую женскую "моду" ходить с обнажёнными грудями. Не было ли материнское молоко у них объединяющей общество сакральной ценностью? Типа святого Грааля...

Бернард Клервосский и чудо лактации. Существует легенда, что Матерь Божия явилась в молитве к Бернарду и брызнула молоком из своей груди. Этим жестом она показала ему, что она его мать, а Христос - его молочный брат.

-------------------------------------------------------------

[1] Mejsholm, Gränsland, 111–16.

17 апреля 2022

Страшная месть Гудрун Гьюкадоттир.

Гудрун Гьюкадоттир — такая же независимая (freie) женщина, как и богиня Фрейя. 

Атли, второй муж Гудрун, хотел заполучить золото её братьев, поэтому заманил их в ловушку и убил. Смерть братьев от рук Атли является для Гудрун тяжёлым ударом, который она не может ему простить. Она решается на самый ужасный вариант мести из всех возможных и убивает двух сыновей, которых она родила от него. Один поэт описывает, как мальчики бросаются в объятия матери, когда она подзывает их: сыновья боятся, они чувствуют, что что-то не так, пытаются сопротивляться, но при этом не плачут, когда мать перерезает им горло. Смешивая их кровь с мёдом, который она подаёт Атли вместе с приготовленным мясом его сыновей, она тем самым превращает его в каннибала. После этой роковой трапезы Атли начинает беспокоиться за сыновей и спрашивает, куда они ушли, но поправить уже ничего нельзя. Торжествующая Гудрун хвастается перед мужем рассказом о своей мести и тем, как она обращалась с телами сыновей:

«Вышла Гудрун,
Чтоб Атли встретить
С кубком в руках
Золотым, как пристало;
“Конунг, прими
В палатах твоих
От Гудрун зверёнышей,
В сумрак ушедших!”
<…>
“С мёдом ты съел
Сердца сыновей —
Кровавое мясо,
Мечи раздающий!
Перевари теперь
Трупную пищу,
Что съедена с пивом,
И после извергни!”».

Покончив с местью за братьев, она умерщвляет Атли, заколов его, а затем поджигает палаты, тем самым положив конец его правлению и всему его роду.

Очевидно, что Гудрун отождествляет себя с материнским родом. Для неё родственниками являются её братья, родившиеся от одной матери. За них она и мстит мужу. А муж, выходит, не такой уж и близкий родственник. Что-то типа "седьмой воды на киселе"... "Муж, объелся груш...".

Наверно, подобные случаи эпической борьбы двух родов имели место быть и во время арийской экспансии в Старую Европу. Можно только представить себе, какие страсти там бушевали. Жаль, конечно, что никакие саги не дошли до нас от тех стародавних времён.

Независимая (free, freie) Фрейя.

"Несмотря на то, что Фрейю называют распутной в «Песни о Хюндле» и другой мифологической поэме «Перебранка Локи» (Lokasenna), эти заявления скорее представляются риторическим приёмом, чем реальными обвинениями. Во всём мифологическом корпусе нет сюжетов, содержащих сцен секса с участием Фрейи. Единственным исключением является «Прядь о Сёрли» (Sörla þáttr), входящая в «Книгу с Плоского острова». В ней говорится о том, что Фрейя провела несколько ночей с четырьмя карликами в обмен на ожерелье Брисингамен. Хотя само сказание бесспорно восходит к древним источникам, свою окончательную трактовку оно получило под явным контекстуальным влиянием XIV века. В тексте поведение Фрейи характеризуется такими качествами, как жадность и похоть, что соответствует женоненавистническим традициям церковных и литературных практик эпохи. Подобное отношение нередко встречается в романах того времени, которые могли оказать влияние и на того, кто придавал законченный вид «Пряди о Сёрли». Фактически Фрейе чаще вменяют в вину безбрачный характер её связей, чем само их наличие. Образ могущественной, хотя и своевольной богини, который мы видим в «Песни о Хюндле», или смелая и всесильная фигура, какой она предстаёт в «Младшей Эдде» Снорри, не вяжутся со словами о распутстве. Это клевета, породившая распространённое клише о том, что Фрейя – богиня плодородия", - говорит Йоханна Катрин Фриксдоттир. 

Да, вот это клише — "богиня плодородия" — лепится на всех языческих богинь, в том числе и на Фрейю.

Богиня Фрейя в представлении Йона Бауэра

Может быть, это представление сформировалось в христианской среде как антитеза Деве Марии? Если у благочестивых католиков имеется образ пречистой и непорочной Девы, то у язычников должна быть полная противоположность этому образу — похотливая и неразборчивая в связях "свиноматка". Очевидно, пышнотелая "богиня плодородия", появившаяся в XIX веке в писаниях кабинетных учёных, отражала христианскую "закваску" в их головах. Уж очень сильно этот образ напоминает "вавилонскую блудницу"!  

  

"Императорское безумие".

В 1894 году на прилавках немецких книжных магазинов появилась тоненькая брошюрка, посвящённая одному из эпизодов в истории Древнего Рима. Брошюрка называлась "Калигула: исследование римского императорского безумия". Её автором был широко известный в профессиональных кругах, но незнакомый массовому читателю баварский историк Людвиг Квидде.

Историк-германист navlasov в своём блоге выложил перевод сей брошюрки на русский язык, а я сократил текст, выбрав из него все самые принципиальные моменты.

"Императорское безумие часто называют особой формой душевной болезни. Характерные черты этой болезни: мания величия, доходящая до обожествления самого себя, пренебрежение всеми рамками законности и правами других людей, бессмысленная и бесцельная жестокость. Они встречаются и у других душевнобольных. Разница в данном случае заключается в том, что роль правителя создаёт для их развития особенно благодатную почву, на которой они могут беспрепятственно развиваться и воплощаться в ужасных деяниях в масштабах, невозможных для обычного человека.

Специфическое императорское безумие есть продукт обстоятельств, характерных для морального разложения монархически настроенных народов или, как минимум, той элиты, которая составляет ближайшее окружение монарха. Представление о своей якобы неограниченной власти заставляет правителя забыть обо всех правовых рамках. Теоретическое обоснование этой власти как божественного права внушает безумные идеи бедолаге, который действительно начинает верить в истинность данного обоснования. Придворный этикет, а ещё больше выходящее за его пределы верноподданное восхищение со стороны всех, кто окружает правителя, внушают ему мысль о том, что он от природы стоит выше всех людей. Наблюдая за своим окружением, он одновременно уверяется в том, что это – презренная и подлая толпа. Если же не только двор, но и масса народа коррумпирована настолько, что правитель может творить что угодно, не встречая открытого мужественного сопротивления; если оппозиция, даже рискуя возражать, боязливо подчёркивает, что она не против личности властителя и его взглядов; если развращённый дух, породивший наказание за оскорбление величества и видящий состав преступления в отсутствии должной почтительности, проникает в законы и суды, - то достойно изумления, если при всех этих условиях абсолютный монарх всё же остается в своём уме.

Картина императорского безумия, которую демонстрирует нам Калигула, весьма типична. Почти все её черты, которые появлялись у разных правителей, объединились в нём.

У него [Калигулы] отсутствовал прочный фундамент в виде взвешенного, созревшего во внутренних боях мировоззрения.

Мы ничего не слышим о высокопоставленных персонах, которые имели бы при нём реальное влияние. Император не терпел рядом с собой самостоятельных фигур, он хотел быть своим собственным министром и, сверх того, лично действовать во всех сферах. Но даже до того, как начался процесс вырождения его ограниченной натуры, ему не хватало для этого ни знаний, ни таланта, ни спокойствия, ни дисциплины.