15 декабря 2021

У самых истоков матриархата.

По Фрэзеру, воплощение богов в живых людей может быть:

1. Временным, которое выражается вдохновением, одержимостью и проявляется в сверхъестественном знании (пророчествах, предсказаниях).

2. Постоянным, выражающимся совершением чудес - как необычайно сильного проявления обычной способности [1].

Отождествление женщины с божеством могло произойти внезапно. Подобный пример приводит Дж. Фрэзер:

"Когда у галласов женщина устает от забот по хозяйству, она начинает говорить бессвязные речи и нелепо вести себя. Это признак того, что на нее снизошел св. дух Калло. Муж тут же простирается перед ней. Она не именуется более супругой, а носит титул "повелительницы". Она не печется более о своих домашних делах, и ее воля становится божественным законом" [2] (Источник).

Вот здесь Фрэзер подобрался близко, очень близко, к тому что я называю "священным матриархатом". 

Многие писали и говорили о том, что женщина, благодаря своей психо-физиологической конституции, более мужчины предрасположена к медиумизму. И о том же повествует Библия, указывая на Еву, которая вступила в контакт со змеем, то есть духом. 

Также многие религиоведы сообщают об устрашающей силе нуминозности. Нуминозное внушает страх и ужас, эпифании (богоявления) шокируют, а изменённые состояния сознания и аффекты одержимости сопровождаются сверхъестественными явлениями. 

Об этих шаманских чудесах можно почитать у Мирчи Элиаде в его исследовании первобытной религиозности "Шаманизм и архаические техники экстаза". Очевидно, именно эти сверхчеловеческие способности шаманок и заставили мужчин встать на колени перед ними. Наверно, отчасти этим можно объяснить и то, почему архаические идолы богинь частенько имели формы, навевающие ужас.  

-----------------------------------------------------------------

1. Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. С. 106.
2. Там же. С. 109-110. 

"Обыкновенная богиня".

Величайшая балерина всех времён и народов Галина Уланова (1910-1998). Алексей Толстой называл её "обыкновенная богиня".
 

О мезолитическом захоронении младенца-девочки в Лигурии.

В статье "Europe’s Earliest Female Infant Burial Reveals A Mesolithic Society That Honoured Its Youngest Members" говорится о том, что международная группа исследователей обнаружила самое древнее из задокументированных захоронений младенца-девочки в европейской археологии. Богато украшенное захоронение в пещере в Лигурии (Италия) возрастом 10 000 лет включало более 60 проколотых бусин, четыре подвески и когти орла, лежащие рядом с останками. 

Анализ белка амелогенина и древней ДНК показал, что младенец был женского пола и принадлежал к линии европейских женщин, известной как гаплогруппа U5b2b. Детальная виртуальная гистология зубов девочки показал, что она умерла через 40-50 дней после рождения, и что она испытала стресс, который ненадолго остановил рост её зубов за 47 дней и 28 дней до её рождения. 

Анализ украшений, украшавших младенца, показал, с каким вниманием относились к каждому изделию, и показал, что многие украшения имеют следы износа, что доказывает, что они были переданы ребёнку от членов группы. Находка даёт представление об эгалитарном погребальном обращении с младенцем женского пола.

Некоторые украшения, найденные в захоронении "Neve" в Лигурии, Италия: бусы, сделанные из раковин морской улитки Columbella rustica (а - l) и проколотые подвески, сделанные из морского моллюска Glycmeris sp. (m - p) [Credit: David Strait].

14 декабря 2021

Богиня, "произрастающая" из фигового дерева.

 

Богиня, "произрастающая" из фигового дерева, предлагает фиги (инжир) и даёт воду жизни для души-ба в форме птицы. (Изображение на гробнице Тиануфера.) Интересно, что неспелый инжир источает молоко на срезе.

недозрелая смоква, источающая молоко (фиговый латекс)

 В этом смысле, фиги на дереве напоминают кормящие груди матери.

На Крите женщины так и ходили, с открытой грудью, как бы предлагая накормить своим молоком всех "труждающихся и обременённых".

Понятно теперь, почему фиговое дерево - это поистине "райское" дерево.  В этом контексте следует также вспомнить, что древнеегипетское слово, обозначавшее дерево сикомора, было "Nuhe" (пишется nh.t) и что это слово также имело значение "священное святилище".

Our Lady of the Sycomore from the tomb of Tjanefer, the third priest of Amun, Ramesside Period

Обратите внимание, что фиги образуются на голых ветвях сикоморы (смоковницы) до того, как на них появятся листья. Чудесное дерево - смоковница.


Астарта, сидящая на сфинксе.

Археологический музей - Никосия, Кипр

Непривычное изображение. Обычно можно увидеть Богиню, сидящую или стоящую на льве, а тут - сфинкс, да ещё и с подчёркнуто женскими формами. 

Для сравнения:

Богиня Кадеш

 
 

13 декабря 2021

"Очернение" и апология матриархата.

ESENIA, автор блога GOLLANDIA, в статье "Мировоззрение Великой Богини. Аненербе" говорит, что "нацисты пробивались к богине-матери, к концепциям и технологиям управления обществом времён палеолитического матриархата". 

Весьма странное и ничем не обоснованное заявление. 

"Большой вклад в исследование этих концепций внёс Герман Вирт".


О Германе Вирте см. мою запись "Герман Вирт: певец гиперборейского матриархата". 

ESENIA говорит, что Г. Вирт использовал фальшивку 19-го века под названием Ура-Линда, выдаваемую за фризский мифологический текст. Этот "якобы фризский эпос Ура-Линда утверждает, что Европа на протяжении большей части своей истории управлялась наследницами "Народных Матушек", возглавлявших иерархический орден жриц, дававших обет безбрачия".

Может быть, эпос Ура-Линда является подделкой, однако Г. Вирт интуитивно чувствовал то же самое, к чему пришла позднее археолог Мария Гимбутас. Неолитическая Старая Европа действительно изобиловала матриархальными культами; тысячи и тысячи найденных статуэток женских божеств свидетельствуют об этом, и от этого никуда не денешься, это невозможно игнорировать.

Далее ESENIA пишет:

"Вирт рассматривал общества периода богинь-матерей как идеальные. Вирта не смущало, что в древних обществах приносили человеческие жертвы. Человеческая жертва - неотъемлемая часть культа богини-матери, особенно её ипостаси как духа Земли. Конкретно богине-матери Танит (которая у карфагенцев считалась ликом Ваала) приносили детские жертвы".

Женщины-цари хурритов.

Эжени Макквин в записи "ЖЕНЩИНЫ-ЦАРИ ХУРРИТОВ" говорит:

юбопытную черту хурритского общества представляло существование в каждом поселении (территориальной общине) особых жриц, обозначаемых гетерограммой MÍ.LUGAL, что означает «женщина-царь». Эти жрицы принадлежали к знати и обладали, по-видимому, не только культовыми, но и некоторыми административными функциями".

Кстати, у шумеров, как говорит Википедия, луга́ль (шум. «большой человек») избирался народным собранием. "Позже титул лугаля становится практически пожизненным в связи с непрекращающимся характером войн. После 2900 г. до н. э. лугали фактически становятся царями во всех крупнейших городах, их власть становится наследной". 

Значит, судя по всему, лугали-мужчины избирались лишь на время ведения боевых действий. И тут возникает прелюбопытнейший вопрос: а не потому ли войны приобрели непрекращающийся характер, что мужчинам не хотелось лишаться власти? Очень может быть, что сами они и разжигали конфликты, чтобы этим оправдать своё пожизненное правление.

Восьмёркообразные богини.

На территории Ближнего Востока и Ирана археологи находят идолы богинь, по форме напоминающие восьмёрки.

Этот идол может быть изображением Анат, богини Угарита и Ханаана. А нижеследующий идол, найденный на территории Ирана, мне трудно отождествить с какой-либо местночтимой богиней.

Очевидно, были специальные формочки для изготовления этих идолов. Здесь хорошо видно, что вокруг талии богини сохранились следы от заливки, может быть гипса или какого-то иного материала.

Эти восьмёркообразные богини напоминают беотийские восьмёркообразные щиты, о которых говорилось в записи О символическом сходстве лабриса и беотийского щита.

Артемида Орфия

Архаичное святилище Артемиды Орфии было одним из важнейших религиозных объектов в  Спарте и продолжало использоваться даже в четвёртом веке нашей эры, когда все нехристианские культы были запрещены во время гонений на язычников в поздней Римской империи. 

Святилище Артемиды Орфии помечено как белая звезда

Считается, что первоначальное святилище было построено около 700 г. до н.э. Самые древние реликвии, фрагменты керамики, относящиеся к позднему периоду греческих тёмных веков, указывают на то, что культ, вероятно, существовал с 10 века до н.э.

Там было много всяких ритуалов, но меня больше всего заинтересовал ритуал διαμαστίγωσις / diamastigosis (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «хлестать жестко»).  Это была ритуальная флагелляция подростков-эфебов (éphēboi - молодые, знатные люди в греческом обществе). На алтарь клали подношение (сыр) и взрослые мужчины брали в руки кнуты, чтобы бить ими молодых людей, пытавшихся добраться до алтаря. До римской эпохи, жрица могла контролировать силу ударов. По словам Павсания, жрица несла ксоанон (деревянный идол богини) и если он становился тяжёлым для неё, то она обвиняла мужчин, что те слишком мало бьют юношей. В римский период, по словам Цицерона, участников ритуала могли забить до смерти.

Архаическое (доклассическое) изображение богини на вотивном подношении из слоновой кости (Национальный археологический музей Афин) может отражать культовый образ.

Интересно, очень интересно... Жрица могла контролировать силу ударов, и бывали случаи, что участников ритуала забивали насмерть... 

Можно представить себе умонастроения спартанских эфебов: "если я набедокурю "по-большому", ксоанон богини станет тяжёлым, и меня будут пороть нещадно, может быть и запорют до смерти". 

Наверняка, в матриархальных обществах Крита и Эгеиды существовали какие-то "механизмы", с помощью которых поддерживался порядок. Ни полиции, ни судов, ни тюрем тогда не было, а "буйны головушки", надо полагать, имелись. Очевидно, риутал διαμαστίγωσις / diamastigosis был одним из таких "механизмов" наведения общественного порядка. Драчливых эфебов пороли крепко, а совсем "безбашенных", неуправляемых забивали насмерть. 

12 декабря 2021

Сехмет

 

Кошки у подножия статуи египетской богини-львицы Сехмет на территории Каирского музея.

Википедия сообщает, что "её почитание распространялось на весь Египет. В Мемфисе при храмах содержались львы, которых кормили отборным мясом и которым пелись священные песни. Богине поклонялись в храме Гелиополя, где жрецы держали священных львов. Также храмы воздвигались на краю пустыни, где бродили дикие львы".

Вот что поразительно в древнем язычестве: оно не агрессивно по отношению к дикой природе. На днях у нас в Добровском районе были замечены следы волков, и тут же на них устроили облаву "и отстрелили четырёх особей. Однако ликвидировать всю стаю пока не удалось. Одному или двум волкам всё ещё удаётся играть со смертью в прятки", - сообщает портал LipetskMedia. А в Древнем Египте пытались "инкорпорировать" львов в человеческое общество, признавая за ними право жить на земле Та-Кемет.

Хозяин земли римской.

 

Фигурка Квинта Сертория Феста, сына Луция из трибы Поблилиа, центуриона XI Верного и преданного легиона Клавдия (41-54 гг. прав.). Так он был представлен на погребальной стелле, обнаруженной на севере Италии в 18 веке. Автор фигурки Adrianno Laruccia, за основу взят рельеф центуриона с его погребальной стеллы, раскраска Jim Johnston.

Патриархат 80 lvl. Гордый римлянин смотрит на всех как на говно. 

После положенного срока службы в армии ветераны получали во владение большой участок земли, а накопленные деньги позволяли приобрести несколько рабов. На своей земле римлянин вёл себя как царь и бог. И не было на него никакой управы, так как сельсоветов тогда не существовало.

Русские гимназистки

 

"Гимназистки румяные,

От мороза чуть пьяные..."

"Рептилоидные" богини Ханаана.

 

Женская фигурка эпохи неолита, около 9000 лет назад. Найдена на нынешних Голанских высотах.

Как видно, "рептилоидные" глазы были не только у женских статуэток культуры Эль-Убейда. 

И ещё одна "дама" с подобными глазами из Sha`ar ha-Golan. 6000-4000 гг. до н. э. 



 

Аннушка с маслом.

 


                            Nahal Pattish (Gilat). Израиль. Поздний халколит. 4000 - 3300 гг до н.э.
 
Похоже на то, что в такого рода сосудах взбивали молочные сливки, чтобы получилось масло. Очевидно, в боковые отверстия вставлялись верёвки и сосуд подвешивали к потолку, после чего его раскачивали из стороны в сторону.

Матриархальный патриархат?

Видеоролик под названием "Бабы рулят в Церкви", где Олег Голюбин объясняет, как церковные бабы самым бессовестным образом подмяли под себя права православных мужчин, "узурпировав в церквях власть в форме жесточайшего матриархата".


Дескать, во главе РПЦ стоят архиереи-монахи, но "ими верховодят бабы, будучи серыми кардиналами в юбках". "Под лубочными патриархальными декорациями в православии давно утвердился жесточайший тоталитарный матриархат с беспрекословной властью женщины во всех сферах частной, семейной, общественной и собственно церковной жизни". "Чем фанатичнее верующие, тем матриархальнее "патриархальная" православная семья". "В сильно верующих семьях, мужья, как правило, полнейшие подкаблучники, жёны возят на них воду.... и т. д."

Я тут не буду комментировать этого новоявленного Кураева; козе понятно, что "в семье - не без урода", и, если хорошенько покопаться, то можно разыскать много "скелетов в шкафу", и, при желании, любой матушке можно даже "пришить" какую-нибудь статью, особенно за "расхищение денежных средств". Но вся эта "мелочёвка" не способна настолько ослепить нас, чтобы не увидеть другое. Отнюдь не перед матушками раболепствуют православные батюшки, а перед государями. Вот цитата из статьи Д. Мережковского "Царь и Революция":

О совместных трапезах в Гёбекли Тепе.

последнее время раскопками на Гёбекли Тепе обнаружены каменные чаны ёмкостью до 160 л с осадком щавелевой кислоты, говорящим о происходившем в них некогда брожении пива; ёмкости аналогичных объёмов раскопаны в Телль Абре 3 и Джерф эль-Ахмаре; осадок винной кислоты, намекающий на брожение дикого винограда, определён в двух каменных мисках из Кёртик Тепе (Dietrich et al. 2012: 687 – 688; Notroff et al. 2015: 46); неопровержимые доказательства совместных коллективных трапез найдены в Гёбекли Тепе, Халлан Чеми Тепеси и пр. пунктах (Dietrich et al. 2019: 26 – 28; Rosenberg et al. 1998: 28 – 30; Rosenberg and Redding 2002: 40, 43; глава 4, раздел «Этнология, социальная антропология»)", - написано у А. А. Азизян в монографии "Две "двери". Обряд инициации и распространение информации на древнейшем Ближнем Востоке" (СПб.: Алетейя, 2021. С. 23).


Совместные трапезы... Отсюда можно протянуть "ниточку" и до Тайной Вечери Иисуса Христа с двенадцатью апостолами. Я уж не говорю про крито-минойские "сборища" в кносском "дворце-лабиринте" и в других подобных строениях. 


Очевидно, и староевропейские ронделы также строились для коллективных трапез с "возлияниями". 

Утренняя головоломка (вместо зарядки).

Иногда в научной литературе по древней истории встречаются такие "перлы", как у А. А. Азизян в монографии "Две "двери". Обряд инициации и распространение информации на древнейшем Ближнем Востоке" (СПб.: Алетейя, 2021. С. 19):

"Таким образом, если между 25 / 20 и 12 / 10 тыс. до н. э. шло качественное развитие контрсуггестии, нарастание второсигнальных способностей человека, прежде всего речи, резкое сокращение сфер влияния суггестии посредством вытеснения её контрсуггестией на периферию сознания, то соответственно должна была возрастать и сфера влияния контр-контрсуггестии, вставшей теперь на место суггестии для торможения и баланса контрсуггестии в общественной жизни". 

Кто-нибудь что-нибудь понял из этой "абракадабры"? 

Хуже всего, что такого рода стиль проник и в школьные учебники для детей. Я, например, не раз сталкивался из изложением какого-нибудь правила в учебнике английского языка для 4 или 5 класса на таком казённо-административном языке, что даже у меня, взрослого, возникало желание взять и забросить учебник куда подальше. Не удивительно, что дети сами никогда не читают эти учебники, - только из-под дубинки.

Светлана Тартаковская

 

11 декабря 2021

Ближневосточные "корни" Трипольской культуры.

 

Это — ханаанская Аштарет из Hecht Museum.

А это — статуэтки культуры Кукутени-Триполья.


Корова как образец для подражания.


Источник: " The Gentle Barn". Это большой вег. приют для животных в США с филиалами во многих штатах.У них очень много спасённых коров и быков, в том числе покалеченных и слепых.


Оказывается, существуют в мире приюты для бездомных коров. Прежде я об этом не знал. Как говорится, век живи - век учись... А узнал я об этом из вконташного паблика ஜ۩GOLOKA۩ஜ.

Немного о Трипольской культуре.

 

Как понимать и толковать "рогатые" кресла, на которых сидят женские идолы? Здесь может быть намёк на связь женских регул с лунным циклом. Но это - самое первое, что приходит в голову. А так-то, тут могут быть разные версии.  


Мужские и женские фигурки культуры Триполья. Интересно, что мужские фигурки с разведёнными в стороны ногами. Это тоже о чём-то говорит. Если женщина с разведёнными в стороны ногами готова к соитию, то женщина со сведёнными вместе ногами, наоборот, противится соитию, хранит свою девственность, - так это следует понимать?


Среди артефактов Трипольской культуры довольно часто встречаются сдвоенные сосуды. Для бытовых нужд они неудобны; я не представляю себе их использование в домашнем хозяйстве. Может быть, это ритуальные сосуды? Но, вопросы - что наливали в эти сосуды и в чём смысл ритуала - остаются без ответа.

10 декабря 2021

Подумалось...

И тигры, и кошки относятся к семейству кошачьих (лат. Felidae). И те, и другие из семейства млекопитающих отряда хищных. Вообще говоря, кошки - это миниатюрные тигры. Но из-за своих малых размеров, кошки не представляют никакой опасности для человека.


Тогда как случайная встреча с тигром в тайге чревата самыми непредсказуемыми последствиями.


Для тигра человек является примерно такой же "игрушкой", как для кошки - мышка. Как говорится, размер имеет значение 😆.

Мужчин можно сравнить с тиграми, а женщин - с кошками, поскольку женщины представляют собой "слабый пол". В таком случае, патриархальное общество можно уподобить жизни в клетке с тигром, а матриархальное общество - жизни с кошкой. По-моему, любой нормальный человек, если б у него был выбор, однозначно выбрал бы кошку. И я, как вполне нормальный человек, тоже сделал свой выбор, отдав предпочтение более "мягкому" матриархату. 

Смотрите, какие чудеса творит всего лишь маленькая "инъекция" матриархата в такое кондово-патриархальное учреждение, каковым является армия. Цитирую:

— Что привносят женщины в армейскую службу?

Женщина в армии — это прежде всего душевное тепло. Солдаты и офицеры становятся мягче, если в части есть женщина, от мужчин не слышно бранных слов, они ведут себя сдержаннее (Источник).

В мире животных*.

После обеда


Эта картинка напомнила мне о том, как начальник созданного Петром Первым Преображенского приказа, «князь-кесарь» Ф. Ю. Ромодановский, замещавший царя во время отъезда, сообщал ему о своей деятельности коротко и ясно: "Беспрестанно в кровях омываемся" (Из книги И. Карацубы, И. Курукина и Н. Соколова "Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов"). 

--------------------------------------------------------------------------

*) Заголовок сей записи пришёл ко мне на ум после прочтения заметки Антона Ореха Тест на человечность (Аплодируя Муратову), где он говорит: "Люди, которые применяют пытки, не могут считаться людьми". Даже сам Пётр назвал «князя-кесаря» зверем в письме от 22 декабря 1697 года из Амстердама: "Зверь! Долго ли тебе людей жечь? И сюды раненые от вас приехали..." (Источник).

Хатхор

 

                                          Хатхор в облике коровы. Rijskmuseum van Oudheden.

Интересно, что на шее у коровы висит анх - символ вечной жизни. Не связан ли анх с "загробным" звуком, который слышат умирающие (по рассказам переживших состояние клинической смерти)?

"Рогатые" богини.

Интересно, откуда "растут ноги" у древнегреческой богини Селены?


"Рогатых" богинь находят на Востоке. В частности, на территории совр. Ирана была раскопана двуликая владычица зверей, стоящая на постаменте в виде свёрнутой змеи. Датируется концом 3-го началом 2-го тысячелетия до н.э.

 

Ещё одна "рогатая" богиня эламитов:

09 декабря 2021

Парад мертвецов под триумфальной аркой на площади Шарля де Голля в Париже.

 

              Georges Bertin Scott (1873-1943). The Parade of the Dead under the Arc de Triomphe

"Мы теряем в этих боях цвет нашей нации, и я вижу, как после войны мы очутимся в отношении национальной культуры перед огромной пропастью. И я не знаю, чем эта пропасть будет восполнена. Что будут представлять собой новые поколения?"
Генерал Ж.Жоффр, главнокомандующий французской армией в годы Первой мировой войны (в период с 1914 по 1916 год).