13 декабря 2021

Артемида Орфия

Архаичное святилище Артемиды Орфии было одним из важнейших религиозных объектов в  Спарте и продолжало использоваться даже в четвёртом веке нашей эры, когда все нехристианские культы были запрещены во время гонений на язычников в поздней Римской империи. 

Святилище Артемиды Орфии помечено как белая звезда

Считается, что первоначальное святилище было построено около 700 г. до н.э. Самые древние реликвии, фрагменты керамики, относящиеся к позднему периоду греческих тёмных веков, указывают на то, что культ, вероятно, существовал с 10 века до н.э.

Там было много всяких ритуалов, но меня больше всего заинтересовал ритуал διαμαστίγωσις / diamastigosis (от διαμαστιγῶ / diamastigô , «хлестать жестко»).  Это была ритуальная флагелляция подростков-эфебов (éphēboi - молодые, знатные люди в греческом обществе). На алтарь клали подношение (сыр) и взрослые мужчины брали в руки кнуты, чтобы бить ими молодых людей, пытавшихся добраться до алтаря. До римской эпохи, жрица могла контролировать силу ударов. По словам Павсания, жрица несла ксоанон (деревянный идол богини) и если он становился тяжёлым для неё, то она обвиняла мужчин, что те слишком мало бьют юношей. В римский период, по словам Цицерона, участников ритуала могли забить до смерти.

Архаическое (доклассическое) изображение богини на вотивном подношении из слоновой кости (Национальный археологический музей Афин) может отражать культовый образ.

Интересно, очень интересно... Жрица могла контролировать силу ударов, и бывали случаи, что участников ритуала забивали насмерть... 

Можно представить себе умонастроения спартанских эфебов: "если я набедокурю "по-большому", ксоанон богини станет тяжёлым, и меня будут пороть нещадно, может быть и запорют до смерти". 

Наверняка, в матриархальных обществах Крита и Эгеиды существовали какие-то "механизмы", с помощью которых поддерживался порядок. Ни полиции, ни судов, ни тюрем тогда не было, а "буйны головушки", надо полагать, имелись. Очевидно, риутал διαμαστίγωσις / diamastigosis был одним из таких "механизмов" наведения общественного порядка. Драчливых эфебов пороли крепко, а совсем "безбашенных", неуправляемых забивали насмерть. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий