Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
03 января 2025
"Священная проституция" как исторический мираж.
О зажиточности носителей культуры Винча.
![]() |
Фотография из Археологического музея в г.Познань (Польша). Браслет и набедренная повязка из бусин, сделанных из раковин спондилус. |
![]() |
7 000 лет назад эти украшения выглядели примерно так. |
«Миф о сакральной проституции».
Книга Стефани Будин «Миф о сакральной проституции» (Cambridge: CUP, 2008) появилась вслед за её хорошо аргументированной статьёй «Сакральная проституция от первого лица» в книге «Проститутки и куртизанки в Древнем мире» (2006). Состоящая из одиннадцати глав, эта книга представляет собой обширное исследование концепции сакральной проституции, которая уже много лет является предметом жарких дискуссий среди учёных. Основной тезис Будин заключается в том, что на самом деле этого института никогда не существовало, а концепция была разработана для того, чтобы опорочить и запятнать чужие ("варварские") культуры. При этом она утверждает, что не существует чётких доказательств существования священной проституции где-либо в древнем мире, что её ближневосточное происхождение прослеживается лишь в греческой пропаганде (на фоне греко-персидских войн) и что более поздние авторы чаще всего просто повторяли эту ложь.
В принципе, я согласен с основным тезисом автора.
02 января 2025
«Философия банту».
В бассейне реки Конго.
А. Дугин рассказывает про племя луба в бассейне реки Конго ("Люди чёрного солнца", 2018. С. 320): "У правителей Луба, как и в династии основателей королевства Конго, власть в царском роду передавалась по матрилинейному принципу, что является ярким признаком матриархата. Следы матриархата видны также в украшениях и священных предметах культуры Луба. Отличительным признаком принадлежности к высшему сословию — королевскому роду, аристократии, жречеству, женским коллегиям мвади и тайным обществам — было ношение на плече ритуального топорика, на котором были выгравированы женские головы и другие символы".
"Символом царского достоинства, распространявшегося также на аристократию, в традиции луба были особые объекты — мвади, считавшиеся воплощением женских божеств. Мвади могли представлять собой трон, деревянную подушку, посох или лук, наделяемые сакральным значением и служившие предметами почитания. Наряду с мвади-фетишами существовали и живые мвади. Это была женщина-медиум, в которую после смерти священного царя Лунды вселялся его дух. Считалось, что только женское тело достаточно сильно, чтобы выдержать дух царя. После смерти женщины-мвади её функции передавались по наследству дочери, а также изготовлялась деревянная статуя её самой. Женщина-мвади почиталась как царица «мира мёртвых», а та деревня, где она жила, становилась «столицей духов». Традиция мвади — яркий пример матриархальной традиции сакрального царства".О вторичности патриархальных структур.
"В целом религиозные представления народов адамава-убангийского горизонта отражают архаические хтонические мотивы, что подчёркивается отсутствием у некоторых групп (таких, как азанде, гбайо и т. д.) верховных небесных божеств. В некоторых случаях мы имеем дело с чистой формой религии духов и религией предков, что отражает структуры общества охотников и собирателей и простейших аграрных практик. Показательно, что здесь мы видим прямую связь между отсутствием религиозной вертикали и отсутствием политий [1]. У других народов северовольтской семьи на западе Африки, напротив, мы видим и то, и другое — и мужских вертикальных божеств, и более или менее централизованные государства. Но основа общества в обоих случаях одинакова, и адамава-убангийские народы служат важнейшим этносоциологическим аргументом, принципиальным для определения ноологической природы всех обществ северовольтской семьи — кру, гур, сенуфо и т. д. Примордиальным везде является негроидный матриархат, сохраняющийся среди основного населения. Политическая элита, династиии и институты жречества там, где они есть, отражают более позднее наложение патриархальных структур на матриархальную основу. Причём культурного синтеза, который логически должен был бы сложиться, мы чаще всего не встречаем. Правящий слой старается укрепить свои политико-религиозные структуры, но этот вектор размывается матриархальной герменевтикой основного населения" (А. Дугин. Люди чёрного солнца. - М., 2018. С. 248,249).
Африканский правящий слой ныне находится в том же положении, в котором пребывал правящий слой греков-ахейцев 3500 лет назад.
---------------------------------------------------------------------------------
[1] Видимо, эту связь чувствовал А. С. Пушкин, когда он писал:
"Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим" (Источник).
01 января 2025
Масиас Нгема.
А. Дугин рассказывает про первого президента Экваториальной Гвинеи, про чудовище по имени Франсиско Масиас Нгема. Этот рассказ является хорошим антидотом (от греч. antidoton — даваемое против), хорошим противоядием от царебожничества. Посмотрим на ужасающее зрелище царя без "тормозов", который царствовал по принципу "что хочу, то ворочу, и никто мне не указ".
"Во время испанского господства он был вполне лояльным сотрудником местной администрации, но накануне обретения независимости выступил с программой радикального национализма и победил на выборах президента. После этого Масиас Нгема фактически ввёл в стране диктатуру и культ самого себя. Так, национальный гимн, введённый им, содержал слова: «Нет Бога, кроме Масиаса Нгемы». Он предписал повторять это священникам во время богослужений, а когда они стали отказываться, запретил христианство вообще, равно как и другие религии. (Из Википедии: Он закрыл почти все библиотеки в стране, к 1974 году оставалась лишь библиотека в Малабо. Масиас Нгема запретил выпуск газет и использование типографий (до 1975 года в стране издавалось лишь две газеты, обе правительственные, позже были закрыты и они). В 1974 году по указу президента были закрыты все школы в католических миссиях; государственные школы фактически не функционировали и ранее, подменяя образование заучиванием лозунгов). Отрицание европейской образованности выразилось у Масиаса Нгемы в запрете самого слово «интеллектуал». Все, кто отдаленно напоминал «интеллектуала», подвергались репрессиям — чаще всего физическому уничтожению. Нгема сосредоточил в своих руках все формы власти —президентскую, политическую и судебную. После того, как он расстрелял главу Центробанка Экваториальной Гвинеи, он стал хранить казну государства у себя дома, зарыв её в зарослях тростника. Позднее часть денег сгнила, а другую часть он собственноручно сжёг перед побегом.
Нгема потребовал от всего взрослого населения принудительно вступить в Единую Национальную Партию. Своих противников он казнил, даже не предъявляя обвинений. Однажды накануне Рождества он расстрелял группу неприятных ему чиновников из 150 человек на стадионе в столице Малабо (Санта-Исабель), переодев палачей в костюмы Деда Мороза, пока в громкоговорителях играл шлягер певицы Мери Хопкин «Those Were the Days», что свидетельствует о том, что он обладал специфическим чувством юмора с элементами Постмодерна.
В один момент он приказал казнить всех, кто носит очки.
Заработную плату он прекратил выплачивать совсем. (Из Википедии: Регулярно получали зарплату лишь президент, военные, полицейские и сотрудники спецслужб.) Чтобы люди не уплыли из страны, он приказал уничтожить все лодки, заодно запретив рыбную ловлю. Единственную дорогу, по которой можно было уехать за пределы Экваториальной Гвинеи, он заминировал.
Нгема никому не доверял, кроме узкого круга людей из своего клана, но и их он время от времени расстреливал. Так, он казнил 10 из двенадцати министров, взяв их функции на себя.
От ужаса происходящего больше половины населения страны, несмотря на все преграды, сбежало из Экваториальной Гвинеи. (Из Википедии: Когда директор государственного бюро статистики опубликовал отчёт о демографии, и Масиасу Нгеме показалось, что цифры численности населения слишком низки, он приказал расчленить директора, «чтобы тот научился считать». )
(Из Википедии: В июне 1979 года 11 офицеров Национальной гвардии пришли к нему с жалобой на то, что уже несколько месяцев не получали зарплату; все они были расстреляны. Тогда 3 августа его племянник Теодоро Обианг Нгема Мбасого, возглавлявший тогда Нацгвардию, решил осуществить переворот.) Масиаса Нгему схватили с чемоданами денег, которые он не успел сжечь, судили и казнили вместе с ближайшими сподвижниками, принимавшими участие в наиболее чудовищных предприятиях.
(Из Википедии: Масиас Нгема имел дружеские отношения с КНДР, будучи почитателем тамошнего диктатора Ким Ир Сена. После свержения первого президента Экваториальной Гвинеи его семья нашла убежище в Северной Корее.)
Всякий разумный порядок вещей должен исходить из того очевидного факта, что в каждой стране, в каждом народе имеется много дураков. Как не допустить дураков во власть, как сделать "реле от дураков", — эта задача до сих пор не решена ни в одном государстве мира. Поэтому дураки, типа Масиаса Нгемы, и впредь будут царствовать, а миропорядок будет напоминать дурдом.
И земляне ещё удивляются, что у них нет "братьев по разуму" в космосе. Ха-ха-ха, ржунимагу! Да вы посмотрите на себя глазами инопланетян! Вот, допустим, они прилетели и с околоземной орбиты наблюдают за тем, что происходит на Земле. И видят, что государством Экваториальная Гвинея заправляет дурак Масиас Нгема, а другие лидеры государств делают вид, что всё нормально. Я бы на месте инопланетян держался подальше от Земли.
Кимпа Вита.
А. Дугин сообщает интересные сведения про африканскую пророчицу Беатрис Кимпа Вита (1684—1706) из Конго. "По её словам, ей явился святой Антоний из Падуи. Кимпа Вита провозгласила, что она умерла, но святой Антоний из Падуи пришёл к ней, вошёл в её тело и оживил её. С этого времени она впадала в каталептический транс каждую пятницу и приходила в себя в понедельник. В это время она пребывала на Небе, общалась с Богом и со святыми, и прежде всего со святым Антонием Падуанским, которого она считала «вторым богом»".
Я поискал в Сети книгу, на которую ссылается Дугин, — Thornton J. The Kongolese Saint Anthony: Dona Beatriz Kimpa Vita and the Antonian Movement, 1684—1706. Cambridge: Cambridge University Press; 1998, — но, увы, нашёл лишь платную электронную версию. Бесплатно почитать нельзя. Интернет превратился в приложение к магазину Amazon. За всё надо платить.
"Кимпа Вита призывала к реформе христианства, считая многие обряды излишними и только отчуждающими от духовной сущности веры. При этом она настаивала на включении в религию многочисленных обрядов и представлений дохристианской эпохи. В её учении древние верования банту были своего рода Ветхим Заветом по отношению к христианству".
Кимпа Вита, подобно Жанне д'Арк, жила во времена хаоса, вызванного гражданской войной в стране, и стремилась к скорейшему завершению войны.
"Кимпа Вита поведала, что ей было открыто будущее: война в Конго скоро завершится, страной снова будет править один маконго [правитель] и это будет Педру IV, а столица Мбаза-Конго будет восстановлена. В 1705 году она с армией своих последователей поселилась на развалинах столицы Мбаза-Конго в разрушенном соборе и призвала конголезцев возвращаться на «землю обетованную» и заново заселять город. Число сторонников Кимпа Виты росло, а проповедь её учения распространялась по всей территории Конго благодаря её эмиссарам, называемым «малыми Антониями».
Все предсказания Кимпа Виты сбылись: война закончилась, Педру IV стал единым правителем, а столица снова вернулась в Мбаза-Конго. Более того, построенный в 1549 году и разрушенный во время эпохи династических войн главный собор Сан-Сальвадора, по преданию, был чудесным образом восстановлен ангелами за одну ночь.
Влияние Кимпа Виты стало настолько серьёзным, что Педру IV увидел для себя в этом опасность. Так, по его приказу в 1706 году Беатрис Кимпа Вита была схвачена солдатами в её родном городе Эвулулу. Она предстала перед католическим судом по обвинению в ереси и колдовстве и была сожжена на костре".
![]() |
Статуя Кимпа Виты в Анголе |
Самое любопытное во всей этой истории — "каталептический транс". Сравнить бы её транс с экстазами св. Терезы Авильской и её ученика св. Иоанна Креста.
Политии не могли быть изначальными.
А. Дугин: "Африканские политии могут быть изначально патриархальными (что ярче всего проявляется в наличии стен — Великое Зимбабве) и матриархальными (что особенно ярко в случае государства Матамба, управляемого матриархом, или в традиции женщин-мвади царств Луба/Лунда), что подчёркивается отсутствием защитных сооружений вокруг столичных городов (или отсутствием столиц как таковых)".
![]() |
Большой Зимбабве 1 |
![]() |
Большой Зимбабве 2 |
![]() |
Большой Зимбабве 3. Реконструкция. |
31 декабря 2024
Про терафимов.
О круглых формах.
"На севере Ганы народы группы гур — дагомба, моси и мампруси — организованы по патриархальному принципу, с развитым институтом жречества. Однако антропологические представления дагомба почти тождественны аканти: материнский клан считается наиболее важным, с ним связана передача крови и тела, плотной формы (могья), а от отца воспринимают душу или дух (нторо). Как и во многих других традициях, специфически мужскими постройками были прямоугольные хижины, а женскими — круглые" (А. Дугин. "Люди чёрного солнца". С. 228).
Интересно. Все юрты, яранги, чумы, иглу — круглые. Кажется, все самые древние жилища были круглыми. И у нас имеется достаточно много сообщений, что у кочевых народов, сохранивших архаический быт, жилища строили женщины. Кое-где в Африке женщины до сих пор лепят жилища своими руками.
![]() |
Хижина химба. |
Но, я думаю, построить жилище из брёвен для женщин, скажем так, несподручно. Поэтому "длинные дома" носителей линейно-ленточной культуры строились, надо полагать, мужчинами.
![]() |
Реконструкция традиционного длинного дома во Вьетнаме. |
Хронологически круглые жилища предшествовали прямоугольным, - это очевидно. Прямоугольные формы стали появляться по мере укрупнения домов и усложнения их строительства. Из брёвен никак не получится круглое жилище. Из камня, из глинобитного кирпича тоже удобнее строить дома прямоугольной формы. Хотя традиция есть традиция: сооружение круглых жилищ продолжалось, как бы "по инерции", наряду с прямоугольными домами. В культовой сфере эта древнейшая традиция дожила до настоящего времени.
Буддийские ступы в Бирме. |
Радикальный патриархат.
А. Дугин приводит пример радикального патриархата в статье "Яка и имбангала: чёрные скифы Анголы".
"В XVI веке в поле зрения португальцев попал ещё один народ, совершенно не похожий на остальное население. Он стал известен как яка или джага. <...> Это были воинственные племена чистых кочевников, что было совершенно не свойственно народам банту. <...> Религия яка ставит в центре мужское небесное божество — Ндзамбьяпхуунгу.
Долгое время народ яка, представляющий собой яркую аномалию в контексте осёдлой аграрной цивилизации банту, отождествлялся или, по крайней мере, сближался с ещё одним народом — имбангала, который появился из глубины африканского континента в начале XVII века и отличался ещё более радикальными чертами. Народ имбангала был организован как жёсткое и экстремально андрократическое войско, напоминающее кочевые общества Турана. В отличие от всех африканских обществ у них вообще отсутствовали обряды, связанные с родством, и родовые связи не играли никакой роли. Племя было объединено только тайным обществом, куда допускали исключительно юношей, прошедших инициацию. Полноценным членом племени считался только тот юноша, кто убивал своего врага. Если ребёнок рождался в поселении имбангала, его убивали. Женщины могли родить только за пределами лагеря и принести ребёнка в лагерь, где его воспитывали с самого раннего возраста сообща, обучая только одному — искусству войны. Новых членов войска имбангала чаще всего набирали из подростков, захваченных в плен, обучая их воинскому искусству, ритуальному каннибализму и мужеству, а также посвящая в тайное общество. Одним из ритуалов, сохранившихся у имбангала до более поздних эпох, был обряд «поедания стариков», что снова является удивительной параллелью с описанием обычаев древних скифов".
А. Дугин ещё добавляет, что "имбангала строили особые военные лагеря, укреплённые деревянными стенами — киломбо, где размещали свои отряды". Ну, это вполне понятно. Это напоминает нам про остроги казаков в Сибири, про "крепкостенную" Трою, и про Тиринф греков-ахейцев и про лондонский Тауэр. Завоеватели, питающиеся соками туземного населения, всегда ограждаются от этого населения. Потому что туземное население горит желанием уничтожить или изгнать паразитов со своей земли.
Ну, что тут сказать? Радикальный патриархат (то есть орда́, тур. ordu «военный лагерь») выглядит крайне отвратительно.
Но тут есть одна интересная параллель с легендами про амазонок. Согласно этим легендам, амазонки жили в военных лагерях и убивали всех родившихся в лагере мальчиков. Если Дугин говорит, что экстремально андрократическое войско имбангала напоминает ему кочевые общества Турана, то, может быть, "нет дыма без огня"? Амазонки ведь тоже из степей Турана. Геродот указывал на Сарматию как место проживания племени, «управляемого женщинами». Если верить древнегреческому историку, амазонки жили в Скифском государстве (современный Крым) и на берегах озера Меотида (Азовское море). Геродот описывал сармат как потомков амазонок и скифов, что их женщины соблюдали древние обычаи, «часто охотясь верхом с их мужьями; участвуя в войне; они носят ту же самую одежду, что и мужчины». При таком раскладе получается, что амазонки — это патриархальный феномен, и к матриархату они не имеют никакого отношения.
30 декабря 2024
Немного про сенуфо и "чёрный матриархат".
Тайные общества есть и у женщин. Они включают в себя гильдию гадалок и целительниц, сандого. Главная фигура в посвящениях и практиках сандого — дух кустов, с которым они вступают в коммуникации и которому приносят жертвы. Гадание считается прерогативой женщин, посвящённых в сандого.
Матриархат и жертвоприношения.
"Религия народа эве в целом близка другим народам ква и прежде всего фон и ашанти. Если традиционная религия фон называется вудон, то традиционная религия эве — тро. Главные божества в религии тро те же, что и в религии вудон. Очевидно, что общая структура религии тро, как и водун, относится к матриархальному типу.
Аканти почитают предков (нсаманфо), которым приносятся жертвы, в том числе и человеческие (в этом качестве чаще всего выступают рабы). Особо почитаются царские предки, которые представляются в виде чёрных древесных тронов, находящихся в особых святилищах. Эти чёрные троны жрецы «кормят» человеческой кровью, паутиной и опьяняющими напитками.
Отдельной категорией являются духи (абосом), населяющие горы, скалы и пещеры. Слово абосом происходит из языка гуан, где «бо» означает скалу, а «сом» — основу, опору. Духи, таким образом, мыслятся как опоры явлений. У большинства духов есть свои культы, места почитания, свои жрецы (осо) и церемонии. Общение с духами осуществляется через жертвоприношения, обряды и практики одержимости, когда духи вселяются в людей и говорят через них. Интерпретация сообщений духов входит в компетенцию особого лица — окомфо.
Общество аканти строится на матрилинейном родстве, а также на наследовании имущества по женской линии. Роль отца в производстве детей также сводится лишь к тому, чтобы помочь духу предков, нкра, вернуться на землю, но основную функцию в этом выполняет мать.
Снова у народов ква мы видим однозначный матриархат, определяющий как структуру мифологии, так и всю социально-политическую систему в её примордиальном состоянии.
Очевидно, что политические структуры Ашанти, в свою очередь, имели патриархальную природу и выстраивались вокруг вертикальной оси. Но этот политический патриархат накладывался на изначальный и устойчивый матриархальный горизонт, что является общим случаем западно-африканских обществ" (А. Дугин. "Логос Африки. Люди чёрного солнца". - М., 2018. С. 217-225).
Как видно, одержимость духами может быть сопряжена с жертвоприношениями, в том числе и человеческими. Мало ли что духу взбредёт в голову?! Тем более, злому духу.
И, исходя из практики современных африканских культов, можно сделать вывод, что "матриархальный горизонт" никак не препятствует совершению кровавых жертвоприношений.
Да, но правомерно ли экстраполировать современную практику жрецов Аканти на эпоху неолита? Тут имеется фундаментальное различие: современные западно-африканские общества имеют патриархально-государственные "надстройки" с царями и жрецами, а древние общества таких "надстроек" не имели.
Так вот, регулярные жертвоприношения связаны со жречеством как профессиональным сословием. Такое сословие имелось, например, у древних евреев, и Библия прямо вменяет жрецам поедание жертв.
"И сказал Господь Моисею, говоря: скажи Аарону и сынам его: вот закон о жертве за грех: жертва за грех должна быть заколаема пред Господом на том месте, где заколается всесожжение; это великая святыня; священник, совершающий жертву за грех, должен есть её; она должна быть съедаема на святом месте, на дворе скинии собрания" (Лев. 6:24-26).
Н. Н. Ерофеева говорит, что в древности жрец был буквально "едоком", и приводит лингвистические доказательства:
Фасмер утверждает, что "жрец" происходит от санскритского слова gr̥ṇā́ti «взывает, превозносит», но gr̥ṇā́ti однокоренное с "-girati-, (once -gṛṇāti-), to swallow up" https://sanskritdictionary.com/?q=girati&iencoding=&lang=
Особенно интересно вот это: "P. -girati-, выталкивать (изо рта), выплёвывать, рвать или отрыгивать, отрыгивать; выливать, выпускать, извергать и т. д.; издавать (звук), произносить; выдыхать; поднимать из и т. д."
Тут уже картина становится совершенно ясной: жрец нажрался идоложертвенного, и начал "блекотать", выпускать изо рта, издавать [нечленораздельные] звуки [пророчества].
И, в заключение, поставим вопрос "ребром": имелось ли в Старой Европе в эпоху неолита профессиональное сословие жрецов? Скорее нет, чем да.
О матриархальной протоцивилизации Африки.
• осёдлом крестьянском обществе;
• похоронном обряде ингумации и культе предков, сопряжённом с могилами;
• территориальном государстве (в отличие от индоевропейского города-крепости);
• сакральной монархии (где царя-трутня регулярно приносят в жертву);
• передаче имени и отсчёте родства по материнской линии.
Этому Анта Диоп противопоставляет индоевропейскую цивилизацию, где доминируют прямо противоположные установки:
• кочевой воинственный образ жизни и разведение крупного скота в больших стадах;
• обряд похоронной кремации;
• государство-крепость;
• патриархальное полновластие монарха-деспота;
• патрилинейное родство.
"В Сенегале, как и в Уганде и в Центральной Африке, считается, что среди человеческих существ есть особый тип, называемый «колдун-пожиратель людей», которого строго отличают от обычных колдунов. Только «колдуны-пожиратели людей» считаются настоящими колдунами, тогда как остальные колдуны лишь обладают тайной наукой. <...> «Колдуны-пожиратели людей» наделены сверхъестественной силой, благодаря которой они могут превращаться в любых зверей, чтобы пугать свою жертву, что обычно происходит по ночам, и чтобы изгонять тем самым из их тел активное начало (фит на языке волоф). <...> Когда такой колдун разоблачён, и люди начинают его избивать в ответ за убийство жертвы, он может разложить свою сущность на части: сохранить в своём теле «жизненное начало», убрать «активное начало», связанное с чувствительностью и болью [1], и связать его с кем-нибудь находящимся неподалеку. После этого он больше не чувствует боли, пока этот новый носитель его «активного начала» не будет обнаружен в свою очередь и люди не начнут избивать и его. Это детальное описание сверхъестественных способностей колдуна помогает нам лучше понять, как африканцы представляют себе патрилинейную и матрилинейную структуру наследства. Стать полноценным колдуном, обладающим всеми описанными качествами, то есть «тотальным колдуном», можно только в том случае, если речь идёт о ребёнке, мать которого наделена всеми этими свойствами; в таком случае отец вообще не имеет значения. Если у матери нет таких способностей, но если отец представляет собой «тотального колдуна» (демм на языке волоф), ребёнок будет только наполовину колдуном (нохор на языке волоф). У него будут наличествовать только пассивные качества, но не активные".
![]() |
Леопардовый рельеф из Чатал-Хююка |
Прямых доказательств нет, однако имеются намёки на феномен оборотничества в среде священнослужительниц Богини-Матери. А что, если они превращались в леопардов и терроризировали местных мужчин по ночам?
29 декабря 2024
Немного о фульбе.
![]() |