30 декабря 2024

Немного про сенуфо и "чёрный матриархат".

"На севере Кот-д'Ивуара, как и на всём пространстве реки Вольта,  преобладает народ группы сенуфо. <...>  У сенуфо до настоящего времени сохранились мужские инициатические тайные общества. <...>  Верховным духом тайных обществ поро выступает Древняя Мать или Древняя Женщина, почитаемая во всех ответвлениях мужских союзов. Она считается родоначальницей религии и родов сенуфо.

В целом религия сенуфо несёт на себе явные следы матриархата.

Тайные общества есть и у женщин. Они включают в себя гильдию гадалок и целительниц, сандого. Главная фигура в посвящениях и практиках сандого — дух кустов, с которым они вступают в коммуникации и которому приносят жертвы. Гадание считается прерогативой женщин, посвящённых в сандого.

Большинство в Буркина-Фасо составляют народы моси, но также есть сенуфо и лоби. <...>  В обществах моси отчётливо видно два типа религиозных культов: один связан с сакральной властью монарха, а другой — с культами земли и плодородия, которые представлены кастой тенгсоба — дословно «хозяева территорий». Царская власть и связанные с ней династические культы накладываются на горизонт хранителей земли в совершенно особом ключе. Цари моси не являются властителями территорий; они правят только над людьми, поэтому их могущество распространяется лишь на духовную — отеческую — сторону жизни, не связанную с материальной и матриархальной глубиной. Здесь, как и в космологии соседнего народа аканти, мужское начало отождествляется с тонким духом, тогда как тёмная плоть рождения, гниения, крови, труда и плодов находится в компетенции иного — чисто хтонического — института.

Такая оппозиция между солярным патриархатом королевской власти и религией властителей территорий с ярко выраженной хтонической и матриархальной спецификой может быть взята за парадигму всего западно-африканского горизонта, где повсюду (быть может, за исключением культуры йоруба) мы встречаем строго аналогичную картину: патриархальные политии накладываются на глубинный и примордиальный чёрный матриархат" (А. Дугин. Логос Африки. Люди чёрного солнца. - М., 2018. С. 233-239).

А. Дугин описывает лишь историю африканских политий Западной Африки, которые стали появляться, как реакция, под воздействием исламских джихадистов, а затем под ещё более мощным воздействием европейских колонизаторов. Он "копает" неглубоко. Что было там в доисламские времена, когда не имелось патриархальных политий, он не рассказывает. Он же Дугин, а не Мария Гимбутас. Львиная доля его 440-страничного тома посвящена описанию новой и новейшей истории Африки, которую я, естественно, выбрасываю как мусор. Какое отношение к логосу Африки имеют бесконечные военные мятежи и перевороты, - я не знаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий