15 февраля 2022

Афродита на козе, превратившейся в козла.

В мифе об Афродите Эпитрагии, приведённом у Плутарха (Тесей, 18), повествуется, что, когда по велению Аполлона Тесей на морском берегу принёс в жертву этой богине козу, та сама собою превратилась в козла, так что с тех пор Афродита изображается сидящей верхом на козле.

Лукшт Игорь Владимирович (род. 1950). Скульптурная композиция "На кривой козе". Бронза, литьё.
 

Тарантелла и тарантизм.

Таранте́лла (итал. Tarantella) — итальянский народный танец в сопровождении тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии). 


До XVIII тарантелла считалась единственным средством излечения «тарантизма» — безумия, вызываемого, как полагали, укусом паука-волка Lycosa tarantula (в отличие от широкого класса пауков, также называемых тарантулами). Более подходящей причиной является Latrodectus tredecimguttatus, широко известный как средиземноморская чёрная вдова или степной паук, хотя никогда не было продемонстрировано связи между такими укусами и поведением тарантизма. Однако исторически этот термин используется для обозначения танцевальной мании, характерной для Южной Италии, которая, вероятно, имела мало общего с укусами пауков. Танец тарантелла предположительно развился из терапии тарантизма [1].

В связи с этим в XVI веке по Италии странствовали специальные оркестры, под игру которых танцевали больные тарантизмом. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась; для неё характерно длительное развёртывание мелодии с большими расширениями и кадансовыми дополнениями. В основе тарантеллы часто лежали какой-либо один мотив или ритмическая фигура (в ранних образцах — и в двухдольном метре), многократное повторение которых оказывало завораживающее, «гипнотическое» действие на слушателей и танцующих.

Хореография тарантеллы отличалась экстатичностью — самозабвенный танец мог продолжаться несколько часов; музыкальное сопровождение танца исполнялось флейтой, кастаньетами, бубном и некоторыми другими ударными инструментами, иногда с участием голоса.

Стоит отметить, что пауки почему-то кусали в основном женщин. И здесь я вижу связь с русским кликушеством и финно-угорским меряченьем (также "арктическая истерия", характерная для ряда народов Восточной Сибири - якутов, юкагиров, эвенков). Вот характерный пример описания данного эффекта при АИ (П.Рябков, 1887): "…Подпрыгивания становились так часты и сильны, старуха так грузно падала на сиденье, что можно было опасаться, что она расшибётся; руки ещё судорожнее хватались за грудь, из которой теперь беспрерывно вырывались целым потоком слова, вскрикиванья и всхлипыванья; временами казалось, она совсем задыхается; но вот она изо всей силы хватила кулаком об стену и с каким-то не то плачем, не то с диким хохотом пустилась в пляс по юрте, продолжая хохотать и стремительно произносить какую-то речь. Слова следовали со страшной быстротой, так что трудно было следить за мыслью. По временам она ржала, кукарекала или клекотала: клё-клё-клё, но ни на минуту не переставала, то понижая, то повышая голос, произносить слова, фразы […] и во всё это время больная ни разу не упала, не задела за окружающие предметы, хотя в юрте было тесно и людно… Припадок длился от нескольких минут до суток и более […] Нередко припадок одного мэнэрика вызывал аналогичные припадки и у других мэнэриков, находившихся рядом. Тогда, одинаково причитая, могла бесноваться целая группа людей".

14 февраля 2022

Коля и Нина.

 

В. Любаров. Коля и Нина, 1998 Холст, масло, 90 х 70 см


Фаворитизм как культурно-исторический феномен России.

Е. Е. Приказчикова пишет в статье "Фаворитизм как культурно-исторический и литературный феномен России второй половины XVIII века", что 

"термин «гинекократия» впервые использовал французский эмигрант и мемуарист Ш. Массон в «Тайных записках о России», написанных в начале XIX века и характеризующих культурно-историческую ситуацию екатерининской эпохи. Гинекратическое начало как нельзя лучше характеризует ситуацию «российского матриархата» (термин Н. Пушкарёвой) XVIII века, пик которого приходится на эпоху Екатерины II. В это время в России, по мнению Ш. Массона, «женщины уже заняли первенствующее место при дворе, откуда первенство их распространилось и на семью, и на общество».

Статусом удачливого мужчины в этом «женском» мире был статус фаворита. Он не имел аналогов в европейской практике. <...> В России мужчина-фаворит – это, прежде всего, «вельможа», т.е. человек, который действительно «много может». В идеале – это не только мужчина, которого допускают на ложе императрицы, но это ещё и полководец, и государственный деятель. Не глава партии, но исключительная личность, находящаяся «вне» или «над» партийными интересами.

Образ Григория Потемкина – фаворита-вельможи – в наибольшей степени воплощал собой мужской извод гинекратического мифа, каким он сложился в России во второй половине XVIII века. Хорошо знавший реалии русской придворной жизни, Ш. Массон так писал о Г. Потёмкине и Екатерине II: «Эти два великих характера казались созданными друг для друга: они любили друг друга и сохраняли взаимное уважение, перестав быть любовниками; политика и честолюбие продолжали связывать их тогда, когда страсть уже освободила их от своих уз».

Эта неизменно подчёркиваемая даже иностранцами необычность и исключительность Г. Потёмкина впоследствии приведёт к созданию так называемого «потёмкинского фольклора», которым, как известно, интересовался А.С. Пушкин. В этом «фольклоре», образцы которого приводили в своих записках Д. Давыдов и П. Вяземский, было много непристойного, но много и героически-возвышенного. Можно сказать, что в этом фольклоре перед нами в полной мере предстаёт уже мифологизированный образ светлейшего, являющегося наиболее полным воплощением «золотого века» Екатерины Великой. Таким образом, в культурном пространстве русской словесности творится миф о герое-фаворите, боге Марсе, служащем российской Минерве". 

Чёрт возьми, насколько же это напоминает "основной миф" матриархата про Богиню и её быкоголового героя!

"Женщины и власть в России: история и перспективы".

И. Н. Ионов в статье "Женщины и власть в России: история и перспективы", говоря о "волюнтаризме" Петра I, сравнивает его с самодуром Иваном Грозным, после правления которого страна, привыкшая к насилию и непредсказуемости власти, была ввергнута в Смутное время.

           "Образно говоря, Пётр оставил своим наследникам-мужчинам слишком большие и разношенные сапоги, чтобы хоть один из них мог ими пользоваться без ущерба для себя и страны. Угроза нового Смутного времени была вполне возможной, если бы на этот раз старые сапоги не отставили в сторону и не произвели самый радикальный из политических переворотов, использовав гендерную альтернативу. Опасаясь прихода к власти традиционалистов, подобных царевичу Алексею, Пётр повелел передавать её произвольно, независимо от родства и пола. Основой преемственности власти должна была стать приверженность делу европеизации России. Скорее всего, этот вариант престолонаследия был выбран случайно: женщин в роду Романовых оставалось больше, чем мужчин. Но значение сделанного поворота нельзя недооценивать. На общем фоне истории трёх четвертей XVIII века только женщины-императрицы, несмотря на все их слабости, противоречия, непоследовательность и зависимость от фаворитов, производят впечатление взрослых людей, под ногами которых, прячась за широкие юбки, бегают вечные мальчики-императоры. 

           Женщины, не только императрица Анна Иоанновна (1730-1740), но и Елизавета Петровна (1741-1761), были гораздо более богобоязненны, чем императоры-мужчины, и следили за соблюдением народом обрядов православной церкви, удерживая процесс распада традиций. С другой стороны, женщины на троне, подобно маткам-царицам у пчёл, способствовали "роению" дворянства вокруг них. Этому способствовал созданный в 1731 году Кадетский корпус, имевший хорошее финансирование и призванный выпускать офицеров. Фактически параллельно с падением интереса дворянства к военной службе, где все лучшие места занимали немцы, корпус стал приобретать значение учебного заведения, ориентированного на подготовку не столько офицеров армии, сколько галантных кавалеров. Уже при его основании было предусмотрено обучение фехтованию, иностранным языкам, истории, танцам, музыке «и прочим полезным наукам», перечисленным в популярном тогда руководстве для молодёжи «Юности честное зерцало» (1717), которое уже при Петре I выдержало три издания. В 1733 году при ревизии корпуса выяснилось, что подавляющее большинство слушателей занимается, кроме обязательных дисциплин, в основном указанными «галантными науками» - немецким языком (237 чел.), танцами (110 чел.) и фехтованием (47 чел.). Демократ Ключевский писал, что в этих условиях любой дворянин хотел «стать лощёным светским фатом и придворным пройдохой». Светская жизнь, постепенно теряя черты Петровской принудительности, приобретала характер борьбы дворянских партий за влияние на очередную императрицу, и связанная с ней система образования и воспитания выражали именно эту тенденцию, ведущую к культурной, а затем к политической и социальной модернизации.

          Правда, свобода светской жизни появилась не сразу. В годы правления Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны основная примета светской жизни - повиновение прихотям и слепое подражание пристрастиям императриц. Но вместе с этим в жизнь дворянства входит новая черта - относительно быстрая смена моды на одежду, популярные произведения литературы, стихи и песни, чего не было раньше. При Елизавете Петровне, обожавшей наряды и действительно менявшей платья по 4-5 раз в день, как никогда большую роль в жизни двора стали играть балы и маскарады. Присутствовать на них, по петровскому образцу, было обязательным, что проверялось гвардейцами. Придворные дамы, зачастую тоже менявшие костюм 2-3 раза в день, должны были на каждый бал являться в новом наряде.

13 февраля 2022

«Женский век» в России как альтернативный «русский мир».

Английский писатель С. Грэхэм в своей книге 1912 года «Неоткрытая Россия», размышляя о русских женщинах, писал: «…ими Россия сильна. Из-за них солнце светит радостно, а птицы поют. Из-за их святости мужчинам позволено быть далёкими от святости».

Елена Приказчикова в статье "ЦАРЬ ДОЛЖЕН УМЕРЕТЬ: ТАНАТОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС МУЖСКИХ ПРАВЛЕНИЙ В РОССИИ XVIII в." соглашается с мнением российского писателя В. Аксёнова, который в романе «Вольтерьянцы и вольтерьянки» (2004) заставляет Екатерину II настаивать, что «женский век» наступил в России ещё с эпохи царевны Софьи, так как «после Петра в России началась деградация мужского начала». 
 

Об этой деградации откровенно рассказал российский просветитель А. Т. Болотов, противопоставивший царство Петра III царству Елизаветы Петровны: «Родившись и проводив все дни под кротким правлением женским, все мы к оному так привыкли, что правление мужское было для нас очень дико и ново». О «дикости» мужского правления Болотов, бывший в царствование Петра III адъютантом Н. А. Корфа, генерала-полицмейстера Петербурга, и неоднократно видевший императора и его ближайшее окружение, поведал достаточно подробно. Пётр III у Болотова – государь, который любил «продукты Бахусовы», «любил посидеть за столом и повеселиться». Он, как мальчик, по ночам играл в солдатики, и в эту игру вовлекал свою супругу, в результате чего «вся кровать была покрыта и полна куклами и игрушками, иногда очень тяжёлыми». Во многом именно благодаря «играм» Петра III российский историк И. Н. Ионов пришёл к выводу, что в XVIII в. «только женщины-императрицы… производят впечатление взрослых людей, под ногами которых, прячась за широкие юбки, бегают вечные мальчики-императоры». 

Кстати, играл в "солдатики" и Пётр I. Управляла царством его мать, Наталья Кирилловна Нарышкина, до самой своей смерти в 1694 году. Всё это время Пётр совершенно не интересовался ведением государственных дел, но занимался играми в войну. Правда, эти игры больше походили на древние гладиаторские бои, чем на невинные детские забавы. На суше давались "потешные сражения" с десятками убитых и сотнями раненых: так, под Кожуховым были введены в "бой" две армии, насчитывающие по 15 тысяч человек в каждой. Удовлетворяя свою страсть к военным играм, Пётр отправился к морю, в Архангельск, где соорудили флотилию из нескольких кораблей, и радовался, что у него теперь есть не только потешная армия, но и флот. Однако Архангельск не был пригоден для военных забав: вследствие частых бурь Пётр несколько раз терпел краблекрушение. Тогда он решил свою морскую базу перенести на тёплое море. К Азову было направлено сравнительно большое войско. Но что Пётр в ту пору нисколько не связывал свои потехи с государственной пользой, свидетельствует его письмо к адмиралу Апраксину (назначенному адмиралом флота в отместку за его нелюбовь к навигации): "шутили под Кожуховым, - пишет Пётр, - а теперь едем играть под Азов".

Забавное сходство.

 

Фараон Рамсес II. 1279-1213 г. до н.э. Мумия и современная реконструкция.

Министр пропаганды Третьего рейха Йозеф Геббельс (1897-1945).

Это забавное сходство показывает, насколько рискованно проводить культурологические параллели на основании одного лишь визуального наблюдения. Может получиться "помесь дога с носорогом".

Далёкий предок Ганнибала.

 

Реконструкция "чувака", жившего на мавританском побережье Средиземного моря ок. 12 000 лет до н. э. Его кости были обнаружены в пещере Тафоральт ("Грот голубей"), расположенной на востоке Марокко. Возможно, что пещера Тафоральт была особым, возможно, священным местом, где проводились определённые ритуалы или происходили более редкие социальные или религиозные события.


В 2018 году был проведён анализ ДНК останков семи людей из Тафоральта. Судя по генетике, все эти люди состояли в тесном родстве друг с другом – признак прохождения этой популяции через «бутылочное горлышко» в недалёком прошлом. Анализ показал, что люди из пещеры произошли в основном от группы, тесно связанной со знаменитыми натуфийцами Леванта, при этом меньшая, но всё же значительная часть их предков происходит из Африки к югу от Сахары и Восточной Африки.

Исследование показало, что у людей Тафоральта была тёмная кожа и карие глаза, а также, что будучи взрослыми, они не могли усваивать лактозу.

Одна из особенностей: у мужчин при жизни были удалены верхние центральные резцы. Вероятно, это следствие инициатического ритуала, который проводился при вступлении подростков во взрослую жизнь. Интересно, что у женщин верхние центральные резцы обычно не удалялись.

Ещё одна любопытная деталь – очень высокая частота кариеса (поражены более 50% сохранившихся зубов). Вероятно, это результат особенностей рациона - поедания большого количества специальным образом обработанных желудей и кедровых орехов. Хотя основной пищей носителей Оранской культуры являлись морские моллюски (близ стоянок обнаружены кучи раковин).

Источник

В продолжение темы см.: Протоберберы (2).

Арийская посудина.

Посудина доби пізньої бронзи, курган.80-тих р.ХІХст. с. Аксютинці на Сумщині.

Во всём видна грубость исполнения, примитивизм изобразительных форм, - но зато по центру красуется орнамент из свастики.
 

Советские цензоры на защите светлого царского образа.

В знаменитом фильме "Иван Васильевич меняет профессию" советские госцензоры вырезали ряд сцен.


Видите ли, цензорам не понравился образ царя в комедийном ключе. Советским цензорам, Карл! Идейным наследникам тех коммунистов, которые в 1918 году без суда и следствия расстреляли царя Николая II и всю его семью. Это говорит о том, как сильно изменилась советская власть в СССР всего за несколько десятилетий: от лозунгов "Долой монархию!" до защиты от поругания светлого царского образа. В насмешках над царями советские цензоры усмотрели насмешки над генсеками, тем самым косвенно подтвердив их незаметное перерождение в "красных царей". Можно сказать, что в СССР ко времени брежневского "застоя" революционный дух полностью "выветрился" и обнажил неизменный со времён рюриковичей и ордынских ханов царский "постамент", на котором держится вся государственность. Весьма показательно, что советская госцензура связала благополучие режима с незыблемостью этого тысячелетноего патриархального "постамента".

У памятника Александру III, Ленинград, 1924 год.

 

«Ведьма — цэ погана баба, шо много знае».

Ведовство связано с концептом высшего знания, понимаемого как обладание некой магической силой; ср., например, полесские свидетельства: «Ведьма — это тая, што знае»; «Цэ погана баба, шо много знае».  

Изучив русские документы по колдовским следственным делам XVIII в., Е. Б. Смилянская отметила в качестве гендерной специфики восточнославянского ведовства то, что малорусское и южнорусское колдовство предстаёт в исторических источниках как преимущественно женское занятие, а севернорусское — как мужское.

А вся южнорусская, южнобелорусская и украинская мифологическая традиция примыкает к обширной европейской территории, где главенствующие позиции среди знающих со всей определённостью занимает ведьма. Такая же ситуация (приоритет образа ведьмы) отмечается в мифологии западных славян и западноевропейских народов, о чём свидетельствуют многочисленные «ведовские» процессы XVI и XVII веков.

В данном контексте стоит отметить глубоко укоренённое на Западе поверье об интимной, сексуальной связи ведьмы с демоническими силами. Это представление нашло своё отражение в картинах европейских художников. 

Goya - Le Sabbat des sorcières, 1820

12 февраля 2022

Неолитические корни "хлыстовства".

Эрика Бургиньон усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространённым преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счёт утраты своего "я".  

Оргиастические формы экстаза в земледельческих культах плодородия условно можно отнести к трансу одержимости — постольку, поскольку они были ориентированы на акт приятия божества (А. А. Пелипенко, В. М. Хачатурян. Экстатические ритуалы, техники и временные изменения субъекта в религиозной истории // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / Отв. ред. Э.В. Сайко; Ин-т всеобщей истории РАН. - М.: Наука, 2006, с. 569-586).

Вот как глубоко уходят корни русского христоверия ("хлыстовства")! По учению "хлыстов", Бог однажды воплощался в Иисусе и может ещё вополощаться неопределённое количество раз, смотря по духовно-нравственному достоинству людей, - "жил, живёт и будет жить Христос, новый, но всё тот же, так же взятый из народной среды, из нищеты и бедности" (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 4: "Новый Израиль". - СПб., 1911, с. XLVI).

Теперь понятно, почему в "кораблях" христоверов женщины занимали выдающееся положение: они были и "кормщицами", и "пророчицами", и "богородицами".

Радение женщин. Литография из Исследования о скопческой ереси Даля. 1844

 




«Лизар».

Человеческий скелет обнаружили весной 2014 года близ Ландсхута в Баварии, при расчистке земли для строительства федеральной трассы "B15 neu". Маршрут строительства проходил через плодородные сельскохозяйственные угодья, которые, как показывают находки, уже использовались первыми фермерами около 7300 лет назад. Археологи нашли здесь следы поселения культуры линейно-ленточной керамики, одного из первых земледельческих сообществ на юге Германии. Когда-то в этой местности проживало несколько сотен человек – 5 неолитических деревень, включавшие 34 длинных дома.

Археологи открыли ряд погребений, в том числе могилу женщины, которой дали условное имя «Лизар». 7300 лет назад она переселилась из Карпатского региона на территорию нынешней Нижней Баварии и стала выращивать зерно на чрезвычайно плодородных лёссовых почвах региона вдоль реки Изар. Её похоронили в характерной позе с поджатыми ногами. В могиле находилось четыре керамических сосуда, а также костяное и кварцевое орудия, использовавшиеся, вероятно, в гончарном деле. Поэтому исследователи полагают, что Лизар изготавливала керамику.

В течение трёх лет специалисты из разных институтов проводили комплексные исследования скелета Лизар. Кроме того, её череп отсканировали, и по 3D-модели знаменитые реконструкторы братья Кеннис из Голландии воссоздали портрет древней женщины.



Анализ ДНК показал, что волосы Лизар были светло-каштановыми, глаза – карими, а кожа смуглой. Женщина находилась в генетическом родстве с ранними земледельцами Балкан и современной Анатолии. Она была очень маленького роста - в 1,45 м, и дожила до старого возраста, около 65 лет. Лизар много работала физически, у неё были крепкие мышцы, и несмотря на преклонный возраст, дама находилась в хорошей форме. Как и другие древние люди этого времени, Лизар не переносила лактозы, то есть не могла пить молоко. Согласно изотопному анализу, значительную часть пищи женщины составляли злаки, но в целом её рацион был достаточно качественным для своего времени. 

11 февраля 2022

Цари австралийские и Царь иудейский.

Берндты называют общество аборигенов Австралии в целом номинально геронтократическим — номинально потому, что мужчины, обладающие властью, хотя и зовутся старшими или старыми, на деле не старики, а чаще всего люди средних лет или пожилые, но полные энергии. Говоря о власти старших у аборигенов, мы имеем в виду то, что старшие мужчины выступали как проводники некоего высшего авторитета, закона племени, установленного мифическими созидателями эпохи Сновидений. Такая власть старших во многом обеспечивалась тем, что они как хранители священных религиозных знаний и культовых реликвий, распорядители обрядов, по представлениям аборигенов были ближе остальных членов общины к священному миру "Сновидений" и могли привлекать его могущественные силы для наказания нарушителей социальных норм (О. Ю. Артёмова).

Как мы видим, в архаических обществах силён не тот, кто может убить соперника одним ударом кулака, а тот, кто заручился поддержкой духов. Физическая сила - это, конечно, хорошо, но решающее значение имеет сила духовная. Только духовная сила придаёт аборигену авторитет среди соплеменников, так что он может рассчитывать на повиновение младших мужчин и женщин. Очевидно, "вади булга" (большие мужчины) Западной пустыни чем-то напоминают "Царя иудейского", Иисуса Христа, Который явил миру, каким должен быть истинный Царь. Подлинный Царь должен быть чудотворцем, через которого действуют духовные силы. 

Исцеление слепорождённого Иисусом Христом.

В древности понимали и чувствовали это, поэтому правители, например египетские фараоны, выступали одновременно в двух ипостасях: как верховные жрецы Амона и как цари. Фараон — верховный жрец Амона-Ра, правил как бы от имени и по поручению своего божественного "отца" — единственного законного властителя Египта. Все другие властители считались узурпаторами власти.

Интересно, что расстояние от египетских фараонов до австралийских "больших мужчин" гораздо ближе, чем от тех же фараонов до современных президентов.

Условия существования рабства.

Как говорит chispa1707, "рабство держится только на подавляющем превосходстве рабовладельцев в вооружении. <...> Отнимите у охраны огнестрельное оружие, и она, даже при хорошем холодном оружии и тройном численном превосходстве, будет перебита в первую же ночь – просто из-за разницы в мотивациях. Есть сомнения? Проведите мысленный эксперимент: отнимите у солдатиков зоны автоматы, вооружите хорошими пиками и саблями и прикиньте, сколько минут или часов солдатики продержатся ЖИВЫМИ" (Источник). 

В этом определённо что-то есть. Недавно в статье про индейцев-команчей я говорил о том, что агрессия в мужской среде возникает при качественном преобладании вооружений по сравнению с соседями. Если, к примеру, у меня в руках дубинка и сосед вооружён такой же дубиной, то при таком раскладе очень высок риск получить дубинкой по башке. А вот если у меня в руках винтовка, а у соседа - палка, тогда совсем другое дело: я могу посадить соседа на цепь, вместо собаки.  

Кстати, европейская колониальная система распалась тогда, когда туземцы стали овладевать - «не мытьем, так катаньем» - современным стрелковым оружием. И бывший СССР способствовал этому в немалой степени. 



"Матриархат" у ацтеков.

Интересные сведения о "матриархате" у ацтеков, собранные Андреем Степаненко. Авторство, кажется, принадлежит блогеру chispa1707.

"Наиболее известный правитель ацтеков Монтесума (Мотекусома II) принял престол не от отца, а из рук своего дяди по имени Ауицотль (Ауитсотль). И если приглядеться, то станет видно:

– Мотекусома II принял власть даже не из рук дяди; он принял власть из рук его вдовы;

– Мотекусома II взял власть только потому, что сумел взять в жёны дочь вдовы дядьки;

– Мотекусома II – брат и племянник вдовы своего дядьки, и здесь – материнская линия!

Когда Мотекусома погиб, ни один из его многочисленных сыновей даже не претендовал на трон. Власть передавалась только с его дочерьми, давалась как приданое. И верховная власть была закреплена за его дочерью Текуичпо. Причём и здесь кровь Мотекусомы ничего не значит; важно, что Текуичпо – дочь его самой высокородной жены, а от неё – вверх по генеалогическому древу – она далёкая правнучка основательницы династии Иланкуэитль. Именно поэтому следующими правителями стали Куитлауак и Куаутемок, поочерёдно бравшие в жёны Текуичпо. А затем эту женщину взял хитроумный Эрнан Кортес, и сын Кортеса и Текуичпо – тоже Мотекусома, владыка ацтекский и вице-король испанский – подписывал приказы, коим и подчинялась вся Мексика и Калифорния. Эрнан, как и полагается, стал при сыне регентом.

На мой взгляд, это по-своему разумная схема. В патриархальной монархии, где власть передаётся строго от отца к сыну, народ с вероятностью 95 % рискует получить на троне человека неподходящего (больного, неумного или слабого духом), уже потому, что вряд ли больше 5 % людей отвечают ВСЕМ требованиям к хорошему правителю. А в матриархальной модели руки принцессы и власти (учитывая острую конкуренцию) добивается самый лучший, из числа этих самых 5 %. Всё справедливо: женщине почёт принадлежит по её материнской природе, а мужчине – только за доблести.

О роли женщин в создании культов вождей.

Девушки украшают портрет Гитлера на рождество в Третьем Рейхе, 1937 год.


Кстати, похоже на то, как будто они укладывают венок на могилу фюрера. Зловещая картина...

Но я о другом. О роли женщин в создании культов вождей. Интересно, есть ли такие исследования по XX веку? Откуда вообще растёт культ "сильной руки"? Мне думается, что женщины более склонны поддерживать "сильную руку" (т. е. монополизацию всей власти в одних руках), чем мужчины. Я раньше уже говорил о том, что современные женщины постоянно "продюсируют" патриархат. Хотя современное общество позиционирует себя безрелигиозным, однако свято место пусто не бывает. Место божества занимают политические идолы. И происходит идолопоклонство. Как я неоднократно подчёркивал, вся религия "проистекает" из женской среды. В том числе и квазирелигиозные культы вождей.

10 февраля 2022

Не в силе Бог, а в правде.

В «Атхарваведе» (I, 11) есть целый гимн, содержащий молитвы и заклинания для обеспечения лёгких и безопасных родов. Этот гимн — образец одновременно молитвы и магии. Муж волновался во время мук жены, он желал, чтобы она освободилась как можно скорее, и просил о помощи богов. Гимн оканчивается следующими строками:

"Я рассекаю твой мочевой канал,
раз(деляю) лоно, раз(деляю) чресла,
раз(деляю) мать и сына,
раз(деляю) мальчика и послед.
Да выпадет послед!
Как ветер, как мысль, как птицы летят,
так лети ты, о дитя десяти месяцев,
вместе с последом!
Да выпадет послед!"

Как видим, в гимне речь идёт о мальчике, о сыне. Отец молит богов о сыне, а не о дочери.

В соответствии с патриархальной традицией, после благополучных родов отец шёл к матери, чтобы увидеть лицо сына, поскольку, посмотрев на лицо новорожденного сына, «отец освобождается от всех долгов и достигает бессмертия» (Васиштха-дхармасутра, XVII, 1). Посмотрев на лицо сына, он совершал омовение в одежде, приглашал старших и совершал церемонии нандишраддхи и джатакармы. Харита говорит: «От удовлетворения предков при рождении сына возникает религиозная заслуга. Поэтому пусть, пригласив брахманов, принесёт предкам шраддху в сосудах, полных сезама и золота». «Брахма-пурана» также предписывает совершение нандишраддхи при рождении сына (Вирамитродая, I, с. 188).

Здесь интересно отметить, что в индийском патриархальном обществе рождение сына считается религиозной заслугой отца. Типа, "Отец и сыновья" — это своего рода компания. Отец (мужчина, участвующий в деторождении посредством спермы) видит для себя выгоду в том, чтобы создать свой клан и завербовать в него всех своих сыновей. Если сыновей много, то это уже почти "орда" во главе с "ханом". В любом случае, сыновья — это сила. А какая это сила, - тут уж могут быть всякие нюансы: разбойничья, военная, землепашеская, артельная и т. д. 

С чем связаны ожидание сына и радость от рождения сына? Именно с надеждой на обретение силы. Потому что всё, кроме физической силы, заложено и в дочери. Ум, красота, доброта...  Достоевский говорил, что "красота (не сила!) спасёт мир", и, очевидно, девочки намного красивее мальчиков.

внучка

Но почему-то рождение дочери не приносит такого удовлетворения индийским отцам. Да и не только индийским. В любом традиционно-патриархальном обществе бросается в глаза различная реакция отцов на рождение сыновей и дочерей. При рождении сыновей они чуть ли не плачут от счастья, а при рождении дочерей своей радости не показывают.


О крито-египетском культурном единстве.

 Роспись потолка дворца Аменхотепа III. Древний Египет, ок. 1390–1353 гг. до н.э.

Здесь легко угадываются крито-минойские мотивы. Интересный пример того, как дух народа продолжает жить после его смерти. И, кажется, об окончательном угасании крито-минойской культуры можно говорить лишь в период эллинизации Египта, когда египтяне утратили свою самобытность и стали частью греко-римского мира.

09 февраля 2022

Амазонка со щитом в виде полумесяца.

Аттический лекиф на белом фоне, изображающий амазонку со щитом в виде полумесяца и топором такой же формы. 5 в. до н.э. Из Эретрии, Эвбея, Греция. Венский музей.

Любопытный щит у амазонки. Он напоминает беотийский восьмёркообразный щит, но в редуцированной, усечённой форме. По сути, амазонка держит левой рукой половинку ботийского щита. 

На античной керамике VI–IV вв. до н.э. т.н. беотийский восьмёркообразный щит изображается в руках сражающейся Афины. Амазонок на вазах изображают с такими щитами на протяжении всего периода от VI до IV вв. до н.э. 


О. Ю. Артёмова о положении женщин у австралийских аборигенов.

О. Ю. Артёмова называет женщин австралийских аборигенов созидательницами общественного мнения. "Женщины проявляют живейший интерес ко всему, что проиходит в общине; на практике именно они часто формируют общественное мнение. Они активно обсуждают все события и распространяют сведения о поступках и высказываниях окружающих [1]. Как пишут Берндты, сплентни — неотъемлемая часть общественной жизни аборигенов, они выполняют важную  функцию: содействуют тому, чтобы люди, не желая заслужить порицание товарищей, следовали общепринятым стандартам поведения".

По-моему, мы здесь видим самые корни того, из чего позднее, в более развитых обществах, вырастает эпос. Ведь скандинавские саги выполняли, в своё время, ту же функцию: сказители прославляли героев и порицали негодяев, причём весть о добрых делах и мерзких поступках передавалась из уст в уста на протяжении многих поколений, так что, если, к примеру, какой-нибудь Торир Лопоухий где-то "лопухнулся", то сказ о том, как Торир облажался, слушали и дети его, и внуки, и правнуки, а другие, посмеиваясь нах лопоухим Ториром, стремились к тому, чтобы самим не оказаться в подобной ситуации.

Может быть, отчасти и Традиция коренится в бабьих сплетнях? Откуда это пошло, что жить согласно Традиции — хорошо, а жить без Традиции — плохо? 

"Хотя женщины не допускаются к принятию решений, связанных с внутриобщинными делами, с проблемами межобщинных отношений, они, громко высказывая свои мнения на общих стоянках, могут во многом влиять на решения мужчин". 

А это сильно напоминает мне общины американских индейцев-ирокезов. У них существовало разделение ролей. Женщины доминировали в деревне и отвечали за духовное руководство племени. И за общее тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племён и Лиги были мужчины, но назначали их опять же женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей.

Вообще, у австралийских аборигенов матриархат находится как бы "под спудом"; например, женщины у них добывают львиную долю пищи, и, в принципе, остаётся совсем немного для того, чтобы их мужчины пошли по пути африканских химба, возложив на женские плечи все заботы о хлебе насущном и играя в домино с утра до вечера. Тут уже явный матриархат.

"В среде женщин, как и мужчин, одни пользуются большим авторитетом, чем другие. Обычно в женской половине общины имеются свои лидеры — женщины, влиянию которых во многом подчиняются все остальные.

Некоторых женщин благодаря их выдающимся качествам старшие мужчины допускают на свои советы, где решаются важные вопросы, касающиеся жизни общины. Так, хауит упоминает двух женщин, участвовавших в советах старших мужчин и являвшихся наряду с этими мужчинами хранительницами преданий и блюстительницами древних обычаев. Элькин слышал даже от аборигенов рассказы о женщинах — главах общин. 

Известны случаи, когда отдельным женщинам разрешалось участвовать в священных обрядах мужчин. Обычно это старые женщины; как говорили аборигены Уорнеру, это женщины, которые уже не похожи на женщин, а похожи на старых мужчин — с "белыми (седыми) головами и белыми волосами на щеках и подбородке". Но одной лишь старости недостаточно, нужны волевые качества, ум и энергия. Вот как Ф. Робертс говорит о женщине, долгое время входившей в число распорядителей обрядов кунапипи у алава: "Статус её остался непревзойдённым. Это была героиня племени". 

Кажется, матриархальный или патриархальный образ жизни того или иного племени во многом зависит от того, узурпируют ли мужчины сферу сакрального или к священному допускаются мужчины и женщины в равной степени. Очевидно, там, где мужчины не препятствуют женщинам в религии, вся эта область со временем оказывается в руках у женщин. Ну, а далее уже начинается "священный матриархат".

 

------------------------------------------------------------------------------

[1] В этом смысле, все нынешние блогеры — "бабы" по натуре.

Сибирские "споры" Homo sapiens.

В 2008 году Николай Перестов, собирая образцы плейстоценовой фауны у реки Иртыш, случайно обнаружил бедренную кость анатомически современного человека, залегавшую в слое мамонтовой фауны.

Берег Иртыша в районе сёл Паново и Усть-Ишим (Усть-Ишимский р-н, Омская обл.).

Бедренная кость Homo sapiens возрастом 45 тыс. лет из района с. Усть-Ишим

Радиоуглеродное датирование показало возраст около 45 000 лет, позднейшие независимые проверки подтвердили полученный результат. С применением корректировки получаем, что возраст кости находится в диапазоне от 43 210 до 46 880 лет.

Очень интересно, что примерно этим же временем датируется древнейшее изображение дикого кабана, точнее говоря, бородавочника (warty pig), в пещере на острове Сулавеси, в Индонезии. Об этом говорилось в записи О свинье, "влипшей" в историю. Этот рисунок считается древнейшим из надёжно датированных произведений изобразительного (фигуративного) искусства. Интересно, что в Африке, из которой, как предполагается, "вышел" человек современного антропологического типа, не обнаружено никаких следов фигуративного искусства. Есть лишь какие-то царапины, которые датируются временем 77 000 лет назад и которые называются "абстрактным искусством". Я отношусь весьма скептически к этому "искусству".

08 февраля 2022

"Реки воды живой".

Автор блога Old European culture в статье White feast говорит о том, что 

"родниковая вода - это менструальная кровь матери-земли... И это буквально "вода жизни". Вода для ритуала собирается в весеннее время... У девственной Матери-Земли... Полная жизненной силы, которую она ещё не использовала для производства новой жизни (урожая)...".

И он сравнивает эту родниковую воду девственной Матери-Земли с месячными выделениями девственницы:

"Воду набирает "девушка-девственница". Девушка, у которой были первые месячные. Чья "вода жизни начала течь". Которая полна "жизненной силы". Но она ещё не использовала ни одной из этих жизненных сил для производства новой жизни...". 

В другой своей статье - Willow in Slavic folklore - автор блога Old European culture пишет:

"Родниковая вода в Сербии называется "živa voda" (живая вода, вода жизни), и считается, что она обладает магическими свойствами... Родник считается местом, где плодородная мать-земля выпускает свою "воду жизни" так же, как плодородная женщина выпускает свою менструальную кровь, женскую "воду жизни". Таким образом, родниковая вода магически связана с менструальной кровью...".

Интересное сопоставление... Тут ещё на ум приходит "мёртвая вода" и "живая вода" русских сказок. Сочетание этих вод обладает такой животворящей силой, что способно исцелить все раны и даже воскресить умершего человека. 

Кстати, о силе. Известно, что менструальная кровь используется в колдовских практиках. Равно как и вода после омовения покойника. 

Очевидно, с этим связаны меры предосторожности по отношению к менструирующим женщинам в традиционных обществах. "Как бы чего не вышло...". Строятся специальные менструальные хижины, где женщины самоизолируются на период месячных. В это время женщина не должна прикасаться к чему-либо, ибо от её прикосновений киснет вино, чахнет пшеница, жухнут травы, чернеют бутоны. Она может сделать зеркало туск­лым и лишить блеска «меч, нож или какое-то другое острое оружие, каким бы сверкающим ни было оно. <...> Железо и сталь тотчас ржаве­ют, а равно и медь, распространяя мерзкий, сильный, ядовитый запах...». Плиний Старший в «Естественной истории» так описывает силу женщины в период менструации: «Едва ли мож­но отыскать вещь более ужасную, чем этот по­ток и его течение»…

Поразительно то, что патриархальная религиозность воспринимает женские месячные исключительно негативно, как угрозу духовности, тогда как для самих женщин их опыт уединения может быть началом духовной жизни. Тут, опять же, мы видим "живую" и "мёртвую" воду.