07 мая 2023

К вопросу о происхождении евреев.

Согласно преданиям, отражённым в Еврейской Библии, евреи являются потомками общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., который первоначально назывался Иаковом, а потом получил новое имя Израиль.

Сергей Петров в своей монографии "Вот б-ги твои, Израиль!" говорит, что "представление о происхождении евреев от общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., опровергается данными современной генетики. Исследование ею Y-хромосомы позволяет установить происхождение по мужской линии любой человеческой популяции в зависимости от распространённых в ней гаплогрупп. Среди современных евреев наиболее распространены переднеазиатские мужские гаплогруппы J1 (ок. 20 %), J2 (ок. 25 %) и E1b1b (ок. 25 %), остаток же приходится на смесь европейских и азиатских гаплогрупп R1a, R1b, G, Q1 и др. Из них коренной семитской является гаплогруппа J1, которая широко распространена у арабов (йемениты — 76 %, саудиты — 64 %), а также преобладает у когенов, считающих себя потомками жрецов Иерусалимского храма (46 %). 

На страже J1

Гаплогруппа J2, по всей видимости, возникла севернее, чем J1, предположительно в восточной Анатолии. Она чаще всего встречается у вайнахов (ингуши — 87 %, чеченцы — 55 %), с меньшей частотой также у других переднеазиатов. Её носителями являются 14 % когенов. Гаплогруппа E происходит с северо-востока Африки. Она отделилась от гаплогруппы J примерно 30–40 тысяч лет назад. J, в свою очередь, разделилась на J1 и J2 позже, но в любом случае за многие тысячи лет до предполагаемого времени жизни патриарха Иакова-Израиля. Из современных евреев на происхождение от общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., могут претендовать лишь считанные проценты".

О происхождении иудейского семисвечника-меноры от символа ханаанейской Богини-матери.

"В 1975–1976 гг., во время израильской оккупации египетского Синая, группа археологов из университета Тель-Авива во главе с Зеевом Мешелем осуществила раскопки в месте под названием Кунтиллет-Аджруд (араб. «Холм колодцев») на северо-востоке Синайского полуострова.

Кунтиллет-Аджруд

В число наиболее примечательных находок из Кунтиллет-Аджруд входят осколки двух больших амфор, сплошь покрытых рисунками и надписями, условно именуемых «амфора А» и «амфора Б».

Изображения на амфоре А

На обратной стороны амфоры А вдоль горла идут фигуры трёх животных, а ниже их расположено изображение цветущего дерева, стоящего на льве и обрамлённого фигурами двух козлов. Оно представляет собой разновидность иконографии Богини-матери, которая была широко распространена в Ханаане и соседних областях с середины бронзового до конца железного века. Иногда эта богиня изображалась в виде обнажённой женщины с цветами или ветвями в руках, иногда — в виде дерева, иногда — в виде символического лобка, либо же различными сочетаниями этих мотивов.

Из угаритских текстов мы знаем, что Богиней-матерью, «родительницей богов» (qnyt ’ilm), в Ханаане считалась Ашера. Это подтверждается и археологическими данными. В развалинах храма позднего бронзового века (1-й половины XII в. до н. э.) города Лахиша в позднейшей Иудее были найдены осколки кувшина с надписью на ханаанейском языке «палеоеврейским» письмом. Начало надписи сохранилось не полностью и вызывает разногласия, но её последнее слово прочитывается чётко — ’lt («Богиня» или «Элат» — женский вариант имени Эла). В угаритских текстах Элат служит в качестве другого имени супруги Эла Ашеры: «Ашера и сыны её, Элат и воинство сородичей её» (’aṯrt wbnh ’ilt wṣbrt ’aryh) (KTU, 1.6.I.40–41) и др.

Изображение на кувшине из Лахиша

На лахишском кувшине слово ’lt находится непосредственно над изображением двух козлов по сторонам от дерева (таким же, как на амфоре А из Кунтиллет-Аджруд), давая понять, что оно обозначает. Заметим попутно, что дерево здесь имеет ствол и шесть ветвей, что, среди прочего, указывает на происхождение позднейшего иудейского семисвечника-меноры от символа ханаанейской Богини-матери". 

(Из монографии Сергея Петрова "Вот б-ги твои, Израиль!") 

Настенные росписи иберийских дольменов.

Расписные плиты некоторых дольменов Португалии с характерными символами:

 

Интересно, соотносятся ли эти треугольники на дольменах Иберии с зигзагообразными линиями на дольменах Западного Кавказа?

Волнистые линии на кавказских дольменах соблазнительно связать с водами — дождевыми, речными или загробными (типа реки Стикс у древних греков). Но треугольники на иберийских дольменах напоминают женские символы.

На нижеприведённом сосуде из Беотии (ок. 720 г. до н. э.) мы видим два треугольника в центре композиции.


По идее, здесь должна находиться Артемида, как на других подобных композициях. Но вместо богини, "хозяйки зверей" (Potnia theron), мы видим символическое изображение. Может быть, треугольники на иберийских дольменах передают идею гроба как подобия материнского чрева?

06 мая 2023

О рогатой матери-оленихе.

"Согласно Б.А. Рыбакову, культ оленя настолько обширен, что обнаруживается в искусстве различных европейских и азиатских народов от каменного века до средневековья, а образ оленихи-прародительницы – отголосок "общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта".


У скифов, по мнению Б.Н. Гракова, олень связывался с образом Апи (по сопоставлению с греческой богиней лесных животных Артемидой): "Понятие тотема, предка животного, у первобытных народов – самки, относится к очень древней ступени развития, и только как пережиток далёкого прошлого оно могло сохраниться у саков, находившихся на уровне военной демократии". Относительно скифов автор указывает, что стилизованный олень вряд ли для них тотемическое животное, скорее – символ Апи, покровительством которой хотел бы заручиться обладатель украшения или другого предмета с изображением оленя".

АВТОР: МАДИНА ДАРЧИЕВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ СОИГСИ. Северная Осетия. 2020. №168 (19 сентября).  

Дольмены как святилища.

Дольмен Лакара - это мегалитический памятник, настоящая архитектурная жемчужина эпохи энеолита (3000-4000 лет до н.э.), находящаяся в хорошей сохранности. Он расположен посреди луга, примерно в 25 километрах от Мериды (Испания).

Этот дольмен примечателен тем, что перед самым входом в усыпальницу выстроен "мини-Стоунхендж", каменный круг, кромлех, с площадкой посредине.

Скорее всего, эта площадка была местом для ритуальных собраний, может быть радений или всенощных бдений. Подобные площадки имеются и возле некоторых дольменов на Западном Кавказе.

Ученье — свет, а неучёных — тьма.

Римская фреска с изображением читающей девочки из Помпеи.

"Детей Древнего Рима с семилетнего возраста отдавали в начальную школу, где они обучались трём предметам – чтению, письму и счету. Школьный день начинался рано: с рассветом весной и до рассвета зимой. В полдень мальчишки и девчонки (обучение было совместным) уходили домой поесть и опять возвращались часа на три в школу. Тут они в присутствии учителя готовили свои уроки (всё равно что наша «продленка»). В двенадцать лет курс начальной школы завершался" (Источник). Сразу после окончания школы отец мог выдать замуж свою дочь (Источник).

Слепой Купидон.

Cupid Chastised (detail), Bartolomeo Manfredi, 1613.

Обратите внимание на глаза Купидона. Он ничего не видит.

Кажется, впервые Купидон был представлен слепым в 1215 году в сочинении средневекового немецкого автора Томасина фон Зерклера (Томмазино деи Черкьяри) «Итальянский гость», 1215. Герой комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» Бирон объявляет себя невольным пленником этого "слепого, плаксивого, своенравного мальчика".

Теперь понятно, почему, согласно народной мудрости, «любовь зла – полюбишь и козла». Любовь слепа (лат. — «Amor caecus»), и древние считали верхом безрассудства заключать браки по любви. «Любовь пройдёт – козёл останется». От "козла" потом дети пойдут, - только лишь без рогов и хвостов, а так вылитые чертенята... На голову бедных родителей свалится тысяча проблем, которых могло бы и не быть, если бы негодный мальчишка Купидон не пульнул своей стрелкой в сердце их дочери. 

Я думаю, каждый, окажись он на месте отца, поступил бы с Купидоном таким же образом, всыпав ему по первое число.

Вот, мою кошку коты "брюхатят" каждую весну, и если б я оставлял всех котят, они бы "сожрали" меня, все деньги уходили бы на прокорм кошачьего племени. Но коты не думают о последствиях своей "любви", не "заморачиваются" о судьбе котят. По сути, их "любовь" так же "слепа", как и любовь человеческая. Стрелы слепого Купидона одинаково поражают и котов, и мужиков.

Вчера узнал удивительную новость про одну знакомую женщину. С двумя детьми она развелась с мужем, будучи, очевидно, поражённой стрелкой Купидона, и родила ещё двоих детей от другого мужчины. Тот, видимо, оказался "козлом" из поговорки, потому что теперь она мать-одиночка с четырьмя детьми.

05 мая 2023

Идолотворчество как побочный продукт гончарного производства.

В Нагорном Дагестане есть село Балхар.

Испокон веков женщины там изготавливают расписную керамическую посуду, причём в Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий ещё со времён матриархата.


Наряду с посудой, женщины лепят из глины и всякого рода фигурки. 


Может быть и японские женские фигурки догу периода Дзёмон изготавливались женщинами при подобных обстоятельствах?

догу


Один глаз на четверых (четверо слепых детей из Тибета выступили на китайском ТВ)

 

Девочка поёт мантру Долмы/Тары (ом--таре-тутаре-туре--соха). На тибетском языке имя этой богини Долма (это имя самой девочки). Тара —  это имя богини на санскрите (Источник).

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме (3).

Б. Мединский пишет в статье "Фашизм и патриархат":

"В цикле статей "Женщина в эпоху постпатриархата" я выразил мысль о том, что патриархат - это не только и не столько главенствующая роль мужчин. Это, можно сказать, только его форма, в то время как его содержание - это культ силы и власти.

Так же хочу обратить внимание, что у понятия "патриархальный" есть и второе значение: оно стало синонимом понятию "традиционный". Когда мы говорим "патриархальная семья" или "патриархальный уклад", то мы смело можем заменять слово "патриархальный на "традиционный" и смысл останется тем же. Но все же стоит помнить, что традиционализм связан с патриархатом только косвенно, а не прямо. Например вполне себе матриархальная практика иудеев вести родство по женской линии такая же традиционная, как патриархальная практика большинства народов вести родство по мужской линии. Просто классическому патриархату уже много тысяч лет и он сам по себе стал традицией, хотя во времена своего становления (вскоре после неолитической революции) патриархат был очень юн и по своему прогрессивен. В допатриархальные времена были культы женских божеств и царил условный "культ плодородия", но со временем, по ходу экспансии людей и увеличения их общего числа он практически повсеместно стал вытеснятся "культом силы".

Исторически сложилось так, что века классического патриархата крепко связали традиционализм и маскулинность. Закономерно, что у фашизма есть не только культ традиции, но и ярко выраженный мачизм, т.е. культ маскулинности, о чём тоже написал Умберто Эко. Глядя на фашистское искусство - изобразительное, скульптурное, архитектурное и кинематографическое - сразу бросается в глаза его напыщенная претенциозность, агрессивное демонстрирование величия, силы и несгибаемости, стремление к гигантизму.

04 мая 2023

"Я — попка-дурак, попка-кретин, попка-полный идиот!"

Пифагору приписывается знаменательный ответ на вопрос: «Когда человек более всего уподобляется богу?» — «Когда он говорит правду».

Если всегда и везде говорить правду, только правду, и ничего кроме правды, тогда и впрямь можно уподобиться распятому на кресте Иисусу. 

Пожалуй, есть лишь один способ говорить правду и при этом не опасаться за свою жизнь. Для этого надо прикинуться дурачком, юродивым. 

Блаженная Тарсо (1910–1989)

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме (2).

Б. Мединский пишет: 

"Постпатриархатом я обозначаю современную эпоху, в которой сохраняется самая суть патриархата, но по форме своей общество уже не является патриархальным в своём классическом виде. В условиях постпатриархата гендерные модели и границы размываются, в то время как в классическом патриархате они очень чётко прописаны и переход через них чрезвычайно труден. Это можно объяснить и тем, что классический патриархат — это сословное или даже кастовое общество. В сословном обществе переход из сословия в сословие очень труден, в кастовом — вовсе невозможен. Постпатриархальная культура - это порождение классового общества с присущими ему конкуренцией и борьбой, с большей свободой для индивида переходить из класса в класс — недаром лозунгом Великой Французской Революциии было «Свобода, Равенство, Братство». Свободы в классовом обществе действительно несравненно больше, чем в прежнем сословном, феодальном, но, разумеется, равенства и братства едва ли прибавилось. Свобода в классовом, капиталистическом обществе — это в первую очередь свобода конкурировать, а свобода конкурировать приводит к тому, что появляются победители и проигравшие, успешные и неудачники, дворцы и лачуги — т.е. общество с ярко выраженным неравенством и несправедливостью. В постпатриархальной культуре конкуренция и связанная с ней невротизация стала несравненно более высокой, чем в классической патриархальной, так как не только гендерные границы, но и весь жизненный уклад стал неопределён и находится словно в вечном, нескончаемом становлении" (Источник).

Ну и далее Б. Мединский долго и нудно рассказывает о той неопределённости, в которой ныне оказались мужчины и женщины. Однако он ни слова, ни полслова не говорит о главной и основной причине того, что "настоящие мужчины вымерли как вид". Эта причина — государство. Нет, лучше так: Его Величество Государство. Мужчины "вымерли" по той же причине, по какой при ярком солнечном свете не видно горящей свечи на подоконнике, если днём посмотреть с улицы. А ночью, когда не светит солнце, свеча очень хорошо видна.

Вот, например, мужчина работает учителем в школе. И там какая-то шмокодявка даже не разговаривает, а орёт во всё своё горло на уроках, в открытую издевается над учителем, а учитель ведёт себя совсем не "по-мужски". Я помню, когда учился в школе в 70-х годах прошлого века, тогда учителя поступали "по-мужски", - могли и за уши отодрать ученика, который слов не понимает, и подзатыльник дать, а один раз, помню, Сергей Васильевич, учитель географии, даже сломал указку об спину одного ученика (который сразу после школы пошёл по тюрьмам да так и сгинул где-то в Казахстане). Но тогда, при Брежневе, времена были более "вегетарианские", чем ныне, а государства, в общем, было меньше, чем теперь.

Дорогой Леонид Ильич

Можно и другое сравнение привести. Предположим, что в квартире, вместе с мужем, женой и детьми, проживает некий бугай исполинских размеров. Жена или дети могут пожаловаться ему, и он свернёт в бараний рог муженька и папашу, если тот будет себя вести неподобающим образом. Вот в чём заключается главная причина неопределённости современных мужчин! Они все "под колпаком у Мюллера". А Мединский рассказывает байки про "конкуренцию в классовом, капиталистическом обществе". Эта конкуренция, конечно, имеет место быть, но это сущие пустяки по сравнению с тем, что у тебя, например, сын или дочь в переломном возрасте "отбиваются от рук", а ты, как мужчина, ничего не можешь сделать, потому что тебя могут лишить родительских прав и установить государственную опеку над детьми.    

С чего начинается родина?

Куна́ "женский половой орган" происходит из pp. kṣuṇṇа́ др.-инд. kṣud "толочь". Сравни: рус. пизда́ ж., вульг. "лат. cunnus" (Даль), pp. piṣṭа́ др.-инд. piṣ "толочь" (Источник).

Хм... Интересно... Фасмер считает, что толока и толочь произошли от одного корня. В Историко-этимологическом словаре современного русского языка приводится следующая этимология: толочь < ст.‑слав. тлѣциі < о.-слав. *Tolkti < и.-е. *telek- (: *telk-) — «толочь», «толкать» (Источник).

Стало быть, в слове «толока» (работа крестьян сообща, форма деревенской взаимопомощи) нашла своё отражение архаическая община, которая являлась материнским родом и вся вышла из одной пизды.

Ну и, наверно, крестьяне помогали друг другу, потому что чувствовали свои родственные связи. Настя Евстигнеева говорит, что раньше в селе и даже в ближайших сёлах все однофамильцы были родственниками (см.: "Половина" деревни однофамильцы. Или всё таки родня?)

03 мая 2023

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме.

"С биологической точки зрения, женский пол является основным. В природе есть примеры организмов, которые перешли от полового к бесполому размножению – это некоторые виды насекомых, хвостатых земноводных и даже ящериц, т.е. достаточно продвинутые формы жизни. И да – у них есть только самки, которые, когда приходит время, приносит потомство из одних только самок. Представить же себе вид, состоящий только из самцов, невозможно. Если бы кто и сотворил человека, то первым человеком должна бы быть условная Ева, а не условный Адам. Более того – на ранних эмбриональных стадиях развития все мы были самками. Самец – это, с эволюционной точки зрения, модифицированная самка – но не наоборот. Существует редкое врожденное отклонение – когда ребёнок, родившийся девочкой, генетически является мальчиком, т.е. имеет ХУ хромосомы, а не ХХ, как полагается девочке. Такие девочки-мальчики рождаются тогда, когда эмбрион в силу врождённых отклонений не смог вырабатывать гормон, пускающий развитие по мужскому типу и потому он продолжает развиваться по исходному, первоначальному проекту – т.е. женского пола. Правда, такие девочки бесплодны, а так-же имеют ряд других особенностей – подробности можно узнать, почитав про синдром Свайера" (Источник).

"По мнению профессора В.Н. Дьякова, каждое общество на ранних стадиях своего развития было матриархальным. Не все в научных кругах разделяют эту точку зрения, но есть единогласие в том, что, как правило, рост женского статуса в обществе наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия - просто не все готовы называть это матриархатом, тем более у нас очень мало достоверных данных о тех древних временах. Важность роли женщины в обществе раннего земледелия выросла в связи с тем, что раннее земледелие во многом аналогично собирательству каменного века и было традиционно женским занятием, в отличие от охоты - занятия сугубо мужского. В примитивных сообществах того времени отсутствовали привычные нам общественные институты семьи и частной собственности. Можно сказать, что это были относительно небольшие (200-300 человек максимум) родовые сообщества людей, связанных родственными узами по материнской линии с коллективным (общинным) владением землёй. Едва ли в этом обществе могла быть жёсткая вертикаль власти с королевой во главе. Социальное расслоение и социальная иерархия была выражена неярко, так как это было по своей сути коммунистическое общество (т.н. первобытный коммунизм), а потому называть это общество матриархальным в смысле главенства женщин действительно сложно. Но давайте посмотрим не с точки зрения структуры, а с точки зрения стратегии и цели общества, и мы увидим, что эпоха раннего земледелия (эпоха матриархата по Дьякову) - это эпоха развития без конкуренции с соответствующими культами плодородия и богини-матери. Матриархальное общество - это неагрессивное общество, которое заботится о собственном росте не в ущерб другим - скорее всего в силу того, что этих самых других в те давние времена было очень мало и конкурировать с ними просто не было никакой необходимости" (Источник).

"Патриархат по своей сути - это культ силы, борьбы и конкуренции. Как только перед обществом встала задача бороться и конкурировать, патриархат стал естественным приспособлением общества для выполнения стоящих перед ним задач.

Давайте теперь отвлечёмся от древности и посмотрим на современность... Мы видим, что общество перестало быть патриархальным по своей форме, женщины на законодательном уровне совершенно уравнены в правах с мужчинами, а по ряду вопросов имеют даже больше преференций. Можно ли сказать, что [современное] западное общество не патриархально? Я думаю, что перестав быть патриархальным по своей форме, оно остаётся патриархальным по содержанию. Капиталистическое общество во многом даже более агрессивно и сильнее ориентировано на конкуренцию, чем традиционное. Да, его методы конкуренции стали изощрённее и хитрее, его оружием стала не только грубая сила, но и культура, и пропаганда, и экономические манипуляции. Культ силы и борьбы отчасти заретушировался культом успеха и потребления, но не изменил своей подлинной сути, потому что успех в обществе конкуренции - это успех сильного над слабым, везучего над неудачником. В обществе продолжают цениться ряд качеств, которые были традиционно маскулинными: агрессивность, напористость, инициативность, соперничество, готовность рисковать, независимость. Таким образом, любое общество конкуренции - это общество патриархальное в том смысле, что будут культивироваться преимущественно маскулинные качества. От традиционного патриархального общества с чёткими гендерными ролями каждого пола современное постпатриархальное отличается только тем, что культивация маскулинности распространяется теперь на всех членов общества, а не только на мужчин. Сейчас женщины стали включены во всеобщую капиталистическую конкуренцию и потому не могут не приобрести ряда маскулинных черт... Современный феминизм третьей волны культивирует именно маскулинные качества. А потому женщина глазами современного феминизма - это в какой то степени мужчина с вагиной и бюстом" (Источник). 

Грифоны и львы — "ягоды одного поля"?


Золотой ритуальный сосуд скифского времени V в. до н. э. из кургана Братолюбовка, Херсонская область

На верхнем ряду мы видим рельефные изображения грифонов, терзающих оленей. Три нижние ряда представляют львов, терзающих лошадей.

Со времён неолитического поселения в Чатал-Хююке, а может быть и раньше, грифоны и львы выступают как сакральные животные Богини. Я полагаю, их можно сравнить с "ангелами смерти" в авраамических религиях. В иудаизме ангел смерти — это представитель Бога, которого посылает Бог, чтобы забрать жизнь или душу.

В таком случае, олени и лошади должны символизировать людей. Смерть, как кошка, подкрадывается незаметно. 

Да, кстати, не отсюда ли "растут ноги" у христианских описаний ада, где черти терзают плоть умерших грешников?

Вот некий Мефодий пишет: "У моей жены возник вопрос: а почему бесы мучают грешников, ведь вроде бы они на одной стороне – стороне зла. По идее они должны друг с другом ладить. А, и правда, почему?"

Ему отвечает Валентин Косов в комментах: "Я так думаю, что бесы работают на Бога, они что-то вроде небесной полиции. Их задача - метелить резиновыми дубинками всех, кто против Бога - т.е. грешников" (Источник).

Как говорится, от трагедии до фарса — один шаг.

К этимологии слова "князь".

Википедия говорит, что "слово «князь» (праславянское *kъnędzь) — древнее общеславянское заимствование и восходит к древнегерманскому корню *kun-ing-" (Источник). "Так в древненемецком kuning — «старейшина рода» от kuni — «род»". "Исходное значение — «глава рода»"(Источник).

Интересно, что куна́, или ку́нка, это «vulva» (Источник). Кстати, слово "куннилингус" происходит от лат. cunnus — наружные женские половые органы + лат. lingo — лизать (Источник). Выходит, что род — материнский, происходящий из "вульвы", - иначе совсем непонятно, зачем здесь kuni. 

Получается, что «князь» — «глава материнского рода». Скорее всего, изначально это брат женщины, которая являлась формальной главой общины. Своего рода "визирь". В арабском языке корень в-з-р обозначает перенос тяжести как в прямом (собственно перемещение тяжёлых предметов), так и в переносном (несение тяжкого бремени) смысле. Таким образом, титул визирь буквально означает «носильщик тяжестей», в переносном значении — «помогающий нести своему государю тяжесть правления». 

У хазар, с которыми воевал русский князь Святослав, сохранилась архаичная форма правления. У них роль сакрального царя исполнял каган, а в роли министра всевозможных дел выступал бек. Я полагаю, что примерно такой же расклад существовал и в других архаичных обществах на этапе разложения родового строя. Однако долго ещё "князья" не могли освободиться от пут родового строя и превратиться в самодержцев. Поэтому повсюду - и в древнем Египте, и в древнем Вавилоне, и среди первых правителей древнего Рима - мы наблюдаем странные "священные браки", непонятные формы наследования и другие пережитки матриархата. Откуда взяться пережиткам, если не было матриархата? 

Основная профессия — рабочий по формовке души.

"Искрой божественного разума является разумная душа, вселяемая в человеческое тело, хотя и не при зачатии, и не при рождении: младенец неразумен, подобно животному, его душа — лишь psyche, а не pneuma. Нет, душу разумную человек всасывает лишь постепенно из атмосферы, в которой она разлита, но всасывая её, он её индивидуализирует согласно своим предрасположениям, чеканит собственным чеканом, вследствие которого она по смерти уже не может раствориться в сути божественного разума, а сохраняет своё бытие как особи". 

Так Ф. Ф. Зелинский передаёт учение древнегреческой Стои. Надо сказать, что мои "размышлизмы" совершенно конгениальны этому учению. Выходит, я — стоик, коли разделяю идеи стоицизма...

Я уже не раз сравнивал душу человека со снежной бабой. Сначала из снега лепится снежок, а затем этот снежок катается по земле, покрытой снегом, и постепенно он увеличивается в размерах, приобретает некую форму, а его внутренним содержанием является всё, что к нему прилипло: прошлогодняя листва, собачьи какашки, "бычки" от сигарет и пр. Именно эти "бычки" и какашки формируют индивидуальность, личность, "персону" человека. Например, к формированию моей "персоны" в детстве "приложился" Джек Лондон; кто-то другие книжки читал, а кто-то совсем ничего не читал... Максим Горький сказал, что всему тому, что в нём есть хорошего, он обязан книгам.

Вот такого вот снеговика слепили в 1966-м году в закрытом городе Пенза-19 (сейчас г. Заречный).

02 мая 2023

Антиномия единства и многости.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что "древние греки прекрасно чувствовали, что в области божественности единство и многость сливаются, и это ставит их религиозное сознание не ниже, а выше нашей схоластики. В дискурсивном мышлении соответственную работу проделала школа элеатов: она пришла к результату, что единое есть, но как нечто непредицируемое, лишённое всяких свойств, всякой действенности; а действенным оно становится, лишь преломившись во многости. Для мыслящего человека этим устранён вопрос о том, была ли греческая религия монотеистической или политеистической".

Очевидно, к тому же результату неизбежно приходишь, размышляя о душе и духе: как соотносится индивидуальная душа и мировой дух? А вот так и соотносятся, как единство и многость в области божественного.  


О "кедешах" Астарты.

Мне представляется крайне любопытным название ханаанейских священных проституток "кедешами" (qədeša), то есть "святыми". Это сочетание проституции и святости похоже на оксюморон типа "горячего льда". Тут что-то не так.

Читаем в Циклопедии:

"Другая бросающаяся в глаза вещь — это то, что Фамарь занимается блудом, проституцией, причём её называют кдеша — корень q-d-š обозначает «святость», то есть «святая». То есть, занималась религиозной проституцией для служения некоему божеству: 

В стихе 21 она названа кдеша - "женщина посвящённая". Кдеша как понятие означает "женщина, посвящённая для служения божеству". В древнем мире отношения с такой посвящённой божеству женщиной считались служением тому или иному идолу. Особенно широко этот отвратительный обычай был распространён в древней Финикии и Вавилонии. Отдельный закон Торы запрещает выделять женщину для развратных связей, тем более, если это рассматривается как служение идолу.

Михаил Израйлевич Зильберман отмечает: "По одной из древнееврейских легенд Фамарь (Тамар) перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам.

Об исполнении в течении 7 дней обычая такой проституции Фамарью сообщают Заветы 12 патриархов.

Сам термин qədeša («святая») говорит об одобрении данного обычая. О нём рассказывает и пророк Осия: «На вершинах гор они приносят жертвы и на холмах совершают каждение под дубом и тополем и теревинфом, ибо хороша от них тень; поэтому блудят (tiznena) дочери ваши и прелюбодействуют (təna’ap̄na) невестки ваши». Осия называет израильтянок, занимавшихся этим блудом «святыми» (qədešot).

«Святыми» они считались, так как их оргии были угодны богам плодородия Баалу и Астарте.

Иуда совокупился с Фамарь, пообещав прислать ей в оплату козлёнка. Однако, когда его друг Хира по его просьбе пошёл отдать козлёнка, он не нашёл Фамарь. Из дальнейшего рассказа становится ясно, что она выдавала себя не просто за блудницу, а за «святую»: «И спросил [Хира] жителей того места, говоря: где святая (qədeša), которая была в Енаиме при дороге? Но они сказали: здесь не было святой (qədeša). И возвратился он к Иуде и сказал: я не нашёл её; да и жители места того сказали: здесь не было святой (qədeša)».

Фамарь была, следовательно, такой же почитаемой «святой». Недаром, Фамарь — одна из четырех женщин, упомянутых в генеалогии Иисуса Христа". 

Здесь много всего намешано, и я попытаюсь отделить "мух" от "котлет".

Во-первых, при чтении вот этого места - "Фамарь перед замужеством провела семь дней за городскими воротами, продавая себя чужестранцам" - сразу же возникает параллель со знаменитым текстом Геродота:

"Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с [толпой] остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот как: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на голове. Одни из них приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка. Бросив женщине деньги, он должен только сказать: «Призываю тебя на служение богине Милитте!». Милиттой же ассирийцы называют Афродиту. Плата может быть сколь угодно малой. Отказываться брать деньги женщине не дозволено, так как деньги эти священные. Девушка должна идти без отказа за первым человеком, кто бросил ей деньги. После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично. Красавицы и статные девушки скоро уходят домой, а безобразным приходится долго ждать, пока они смогут выполнить обычай. И действительно, иные должны оставаться в святилище даже по три-четыре года."

01 мая 2023

"Ямники"

Я́мная культу́ра — археологическая культура эпохи позднего медного века — раннего бронзового века (3600—2300 года до н. э.). 

"Для населения ямной культуры характерны черепа с низким и ортогнатным лицом, низкими орбитами, сильно выступающим носом, сильно наклонным лбом и мощными надбровными дугами" (Википедия).

Экспансия "ямников"

Реконструкция лица человека ямной культуры из раннего бронзового века с территории современной Украины.
 
Современная реконструкция воина Ямной культуры.

Неолит на Кавказе.

Источник картинок

К истории символа «рука Фатимы».


Рельефы женских рук во дворце в форте Мехрангарх в память о вдовах махараджей, которые согласно древнему ритуалу Сати взошли на погребальный костёр своих мужей и сгорели заживо. Каждое изображение кисти руки — жизнь женщины, оборвавшаяся в огне погребального костра. В последний раз это случилось в 1843 году. Форт Мехрангарх, Джодхпур/Раджастхан, Индия. Источник.

Эти рельефы напоминают мне хáмсу (араб. خمسة‎, ивр. ‏חמסה‏‎ — «пятерица») — ближневосточный защитный амулет в форме открытой ладони с пятью пальцами. Мусульмане также называют этот символ «рука Фатимы», а иудеи — «рука Мириам». Истоки этого символа восходят к знаку «рука Инанны» (или «рука Иштар»). Следы происхождения хамсы находят также в Карфагене, где рука верховного божества Танит использовалась от дурного глаза. Кстати, хамса популярна среди берберов, и ввиду её значимости для берберской и арабской культур она вошла в состав герба Алжира.

Можно заглянуть ещё глубже в историю и обнаружить этот знак в неолитическом Чатал-Хююке.
 

Гностики и орфики.

В своё время Адольф Гарнак назвал гностицизм "острой эллинизацией христианства". В правоте этой формулировки можно убедиться, прочитав описание Орфических таинств у Ф. Ф. Зелинского:

"Космогоническая часть орфического учения примыкала к более старинному мифу о победе Зевса над Титанами и основанном путём насилия царстве богов. Чтобы иметь возможность передать его из запятнанных насилием рук в чистые, Зевс делает матерью царицу подземных глубин Персефону, и она рождает ему первого Диониса — Загрея. Но мстительные Титаны завлекают младенца Диониса к себе соблазном его отражения в их зеркалах и, завлекши, разрывают на части, которые и поглощают. Сердце спасает Паллада и приносит Зевсу; поглотив его, он вступает в брак с Семелой, дочерью Кадма, и она рождает ему (второго) Диониса. От Титанов же произошёл человеческий род.

Здесь к космогонической части примыкает нравственная. Раз мы происходим от поглотивших первого Диониса Титанов, то, значит, наше душевное естество состоит из двух элементов — титанического и дионисического. Первый тянет нас к телесности, к обособлению, ко всему земному и низменному; второй, наоборот, к духовности, к воссоединению в Дионисе, ко всему небесному и возвышенному. Наш нравственный долг — подавить в себе титанизм и содействовать свобождению тлеющей в нас искры Диониса. Средством для этого служит объявленная в Орфических таинствах посвящённым «орфическая жизнь». В число её обязанностей входило и воздержание от убоины; оно было внушено соображением, о котором речь будет тотчас.

Действительно, из нравственного учения вырастает эсхатологическое. Живой Дионис, сердце Загрея, жаждет воссоединения со всеми частями его растерзанного тела. Целью жизни каждого человека должно быть поэтому окончательное освобождение той его частицы, которая в нём живёт, и её упокоение в Великой сути целокупного Диониса. Но путь к этому очень труден. Титанизм является нам постоянной помехой, соблазняя нас к новой индивидуации и новому воплощению. И вот мы рождаемся и умираем, и вновь рождаемся, всё снова и снова замыкаем свою душу в «гробу» её «тела» (soma — sema), всё снова и снова воплощаемся — между прочим и в звериных телах (почему Орфей и приказывает воздерживаться от убоины) — и нет конца этому томительному «кругу рождений», пока мы, наконец, не внемлем голосу Диониса, не обратимся к «орфической жизни». И тогда мы спасёмся не сразу. Трижды мы должны прожить свой век безупречно и здесь, на земле, и в царстве Персефоны, пока, наконец, не настанет для нас заря освобождения, воссоединения и упокоения".

Кто хотя бы немного знаком с гностическими космогоническими системами, тот без труда найдёт параллели между злым демиургом Иалдабаофом и Титанами.

Довольно любопытно противопоставление царства Титанов, созданного насилием, и царства Персефоны, которое "не от мира сего". Прямо-таки сама собой напрашивается аллюзия на Царство Божие Иисуса Христа. И тогда получется картина эпического противостояния двух царств — патриархального римского и матриархального христианского.


Менады древние и современные.

Ecstatically dancing maenad. Python as painter. Detail from a Paestan red-figure skyphos, ca. 330-320 BC. British Museum

"Характерной чертой культа Диониса было исступление (ekstasis), достигаемое при помощи оглушительной музыки тимпанов, кимвалов и флейт (т. е. тамбуринов, медных тарелок и кларнетов) и главным образом — головокружительной «оргиастической» пляски. Особенно подвержены чарам исступления были женщины; вакханки составляли поэтому главную свиту Диониса; в своих «небридах» (т. е. ланьих шкурах), препоясанных живыми змеями, с тирсами в руках и плющевыми венками поверх распущенных волос — они остались незабвенным на все времена символом прекрасной дикости, дремлющей в глубине человеческой души — но прекрасной лишь потому, что красотой наделила её Эллада.

В исступлении пляски душа положительно «выступала» из пределов телесной жизни, преображалась, вкушала блаженство внетелесного, слиянного с совокупностью и с природой бытия; на собственном непреложном опыте человек убеждался в самобытности своей души, в возможности для неё жить независимо от тела и, следовательно, в её бессмертии; таково было эсхатологическое значение дионисиазма. Он завоевал всю Грецию в VIII—VII веке в вихре восторженной пляски" (Ф. Ф. Зелинский).

Интересно сравнить эти экстатические танцы с чудом в Гарабандале. Источники сообщают, что девочки, впадая в состояние экстаза, запрокидывали свои головы назад и смотрели немигающим взглядом в небо.

Гарабандальские визионерки