20 июля 2022

Мари Хёг как иллюстрация к "людям лунного света" В. Розанова.

Жила-была, в своё время, Мари Хёг (Marie Høeg; 1866 —1949) - норвежская суфражистка и лесбиянка...

После её смерти, в 1980-х годах, были обнаружены многие из её стеклянных негативов, которые она хранила в сарае на территории фермы. На этой ферме Хёг вместе со своей партнёршей Болетт Берг жили в конце своей жизни.

 


Как видно, эта Мари Хёг представляла собой тип урнингов, о которых много писал Василий Розанов. Она знала это в себе, и, очевидно, не стеснялась и даже бравировала своей "мужиковатостью". Понятное дело, что "мужик в юбке" испытывает влечение к женскому полу, - отсюда её лесбиянство. Но вот что характерно: Мари Хёг была не только лесбиянкой, но и феминисткой. И я подозреваю, что среди феминисток имеется непропорционально большой процент подобных "мужиков в юбке".

Вообще, как блестяще показал и доказал В. Розанов, урнинги рождаются таковыми, они "из чрева матернего родились так", и их процентное соотношение (не более 4 - 5 %) является стабильным во все времена и у всех народов. Но, очевидно, всегда были какие-то "междусобойчики", где урнинги "кучковались"; на мой взгляд, в конце XIX - начале XX века таким "междусобойчиком" было движение суфражисток. А так как суфражистки носились с левыми идеями, то и среди революционерок было много "мужиков в юбке".

хорошо сказано

"Мир во зле лежит, —
жизнь, в которую мы родились, по слову необыкновенной женщины, философа-эмпата 20-го века Симоны Вейль, основана на угнетении слабых сильными.
Часто побеждает даже не просто сильный, но и бесчувственный, подлый, хитрый, злой.

И это несмотря на то, что практически у всех людей есть тяга к добру. Но всё дело в том, что в ситуациях, когда на кону своя жизнь или физическое благополучие, человек не вполне владеет собой, за него принимает решения его инстинкт выживания, это очень сильный инстинкт.
Такова природа человека и остального мира, в котором мы оказались.

Законы этого мира, лежащего во зле, мы не можем изменить.
И надо всегда помнить, в каком мире мы живём, чтобы трезво оценивать любые ситуации и правильно действовать в них, не впадая в отчаяние, потому что отчаяние означает потерю собственных сил и прибавление зла в мире.

Что же мы можем сделать? — вроде бы немногое: посочувствовать словами конкретному страдающему и по возможности чем-то немного помочь, сохраняя силы на будущее. И это всё, но этого и достаточно.

Нам необходимо правильно ориентироваться в этом мире и потратить жизнь с толком ради осознания того, что для нас действительно ценно, а также ради небольшого прибавления добра, помогая жить себе и другим - прежде всего, в нашем непосредственном окружении", - 

говорит synchrozeta в записи "Жестокость этого мира".

Ну, а я от себя добавлю, что, раз "весь мир во зле лежит", то, чтобы не прийти в отчаяние, можно создать на своей частной территории своего рода "антимир". Вот, например, у меня в спальне на подоконнике уже много лет растут два кактуса. В миру зимой холодно, а дома - в "антимире" - тепло. Так мы и спасаемся, охраняя тропические кактусы от лютых морозов... 

Ну и, собственно, мой "матриархат" - это тоже своего рода "антимир". В миру - беспредел, дурдом, а у меня в "священном матриархате" - тишь, да гладь, да Божья благодать.   

 

19 июля 2022

К вопросу о ранних браках в пуританской среде.

У cambria_1919 в "Лолита и возраст согласия" говорится, что во время написания Владимиром Набоковым его романа "Лолита" (перв. пол. 50-х гг. XX века) "в штатах вроде Техаса и Миссисипи разрешалось жениться на девочках 11 лет."

И далее: "В 1880 году в 37 из 47 тогдашних штатов нижний порог брачного возраста составлял для девочки вообще 10 лет.

Во времена Набокова (сейчас, думаю, всё основательно изменилось) в некоторых штатах можно было выйти замуж в 13-14 лет.

Хотя это не было так уж массово и не приветствовалось, скорее нужны были особые обстоятельства вроде беременности.

В канадской провинции Квебек до 2008 года нижний порог брачного возраста был 14 лет.

Возможно, именно потому Америку "Лолита" не так уж потрясла и шокировала. Не то что Европу.

Если взглянуть на "американскую мечту" под этим углом зрения, она приобретает особый колорит. А если к тому же добавить и сексуальную эксплуатацию рабынь вплоть до окончания гражданской войны 1861-65 гг., то можно подумать, что Соединённые Штаты в ранний период своей истории представляли собой осуществившуюся мечту маркиза де Сада, вожделенный рай либертена.

Это тем более удивительно, что основания американской культуры были заложены английскими пуританами, которые считали себя «народом, избранным Богом». В трудах ряда пуританских авторов английское общество рассматривалось как развращённое и греховное, откуда следовало бежать, чтобы спасти себя и своих детей. 

Высадка пуритан в Америке
 

17 июля 2022

О демографической подоплёке матриархата.

Удивительны изображения Артемиды в качестве Potnia theron ("Хозяйки зверей"):

Артемида – владычица зверей. Изображение на «вазе Франсуа».

Pottery plate with Artemis as the Potnia theron (Mistress of animals), Parian work, 675-600 BC.

Как безбожно Артемида держит животных за горло! Они ведь и задохнуться могут в её немилосердной хватке! 

И ещё несколько подобных изображений: 

Artemis Mistress of the Animals

Plate showing winged goddess with Gorgon's head, wearing a slpit skirt and holding a bird in each hand, probably Rhodes, c600 BC

Potnia Theron with geese on Corinthian Alabaston 6thc BC, Nasher Duke Museum, NC

Значит ли это, что Артемида держит в своих руках задушенных ею животных и птиц? Похоже на то. А если это так, то богиня Артемида прямо санкционирует убийство животных, показывая в этом пример людям. Хотя, может быть тут речь идёт не об убийстве. Скорее всего, Хозяйка зверей санкционирует жертвоприношение животных. 

Интересно, животных какого пола - "мальчиков" или "девочек" - принимает Артемида в качестве жертвоприношения? 

А что насчёт человеческих жертвоприношений? Если Артемида более благосклонна к "девочкам", то, можно предположить, что именно "девочки", как наиболее ценный "материал", шли "в расход" в архаических матриархальных обществах. Тем самым создавался рукотворный демографический перекос: мальчиков было много, а девочек - мало. Ну, а если чего-то мало, то оно всегда гораздо выше ценится по сравнению с тем, чего много. Вот, кстати, здесь нужно припомнить матриархальное племя тода в Индии, где на 1 девочку приходится 5 мальчиков (Источник).

Говорят, во время второй мировой войны в США разрабатывался план нападения на СССР под кодовым названием "Немыслимое". Мою нынешнюю гипотезу о жертвоприношении девочек в фундамент матриархата тоже можно назвать как нечто немыслимое. Но, с другой стороны, чем чёрт не шутит, пока Бог спит?!

16 июля 2022

Богиня с "пшеничными" глазами.

Во второй половине VII — начале VI тысячелетия до нашей эры (около 6400–5800 годов до нашей эры) на территории современного Израиля существовала ярмукская археологическая культура. Это первая из культур Ханаана, представители которой изготавливали керамику. Археологи обнаружили во время раскопок неолитического памятника Шаар-ха-Голан статуэтку, изображающую богиню-мать. 

Местоположение неолитического поселения Шаар-ха-Голан на карте. Yosef Garfinkel et al. / Eurasian Prehistory, 2012

Разбитый на две части артефакт учёные обнаружили возле остатков стены одного из домов. Возраст этой находки составляет около 8000 лет. Она представляет собой 20-сантиметровую женскую фигурку в сидячей позе. 

Сидячая фигурка богини-матери, найденная на памятнике Шаар-ха-Голан. Yosef Garfinkel et al. / Eurasian Prehistory, 2012

На её голове надета остроконечная шляпа, а на лице изображены большой нос и большие глаза, известные как «кофейные зёрна». По мнению соруководителя раскопок Анны Эйрих-Роуз (Anna Eirikh-Rose), глаза статуэтки, прозванные «кофейными зёрнами», скорее всего, изображали зёрна пшеницы или ячменя (Источник).

15 июля 2022

Так называемый поздний матриархат.

Если первобытное общество было обществом равных, то в эпоху его разложения стали возникать отношения общественного неравенства и, соответственно, господства и подчинения. Разумеется, социальная дифференциация - это совсем не то же самое, что неравенство в положении полов. Но одно может питать и стимулировать другое. Не создавались ли в процессе разложения первобытного общества такие ситуации, при которых делался возможным матриархат или хотя бы подобие этого порядка? Некоторые отечественные исследователи, лишь с оговорками пользующиеся термином "матриархат" для классического первобытного общества, применительно ко времени его разложения пишут о развитом, или позднем матриархате.

Основанием для этого послужило существование некоторого количества своеобразных обществ, которые всегда фигурируют в качестве образца "позднематриархальных". К их числу принадлежат материнско-родовые общества меланезийцев Тробрианских островов и микронезийцев острова Трук в Океании, малайцев-минангкабау Суматры, наси Южного Китая, гаро и кхаси, а также каст наяров и тийяров в Индии, ашанти, яо и ряда других народов Тропической Африки, ирокезов, тлинкитов и индейцев пуэбло в Северной Америке. Основными особенностями большинства этих обществ можно считать следующие. Свыше половины их (по подсчётам некоторых американских этнологов, 56%) занимаются преимущественно мотыжным земледелием, то есть у них не получило сколько-нибудь значительного распространения разведение крупного рогатого скота, применяемого в плужном земледелии. В связи с этим давно уже существует взгляд, что сохранение такими обществами материнско-родовой организации или её очень заметных остатков объясняется отсутствием или неразвитостью скотоводства и ведущей ролью женского труда в мотыжном земледелии - этом своего рода огородничестве. В частности, обращено внимание на то, что в Тропической Африке такие общества в основном сосредоточены в областях, где из-за мухи цеце нельзя держать погибающий от её укусов крупный рогатый скот. Но этот взгляд не общепринят и, видимо, слишком категоричен. Ведь материнско-родовые общества зафиксированы также в условиях высокоспециализированного рыболовческо-охотничьего хозяйства (например, у тлинкитов) и плужного земледелия (скажем, у минангкабау или наяров).

Испания: визуальный ряд.

 



Сказ о том, как самец обезьяны взял в жёны демоницу.

xi11zang44 в статье "Легенда об истоках тибетской цивилизации и теория Дарвина" приводит рассказ современной тибетской писательницы Келъян об истоках тибетской цивилизации. В общем, там "самец обезьяны взял в жёны демоницу. За время их брака появилось на свет 6 детей, которые и стали первыми жителями Тибета". «Несмотря на то, что человек, согласно теории Дарвина, произошёл в результате эволюции, бесспорным является и тот факт, что человек ещё и великое творение божественного духа», - комментирует Келъян древнюю легенду.

Да, я вот тоже так считаю, что при сотворении человека не обошлось без божественного духа. Ну, просто потому, что нигде мы не видим, чтобы от низшего рождалось высшее. Мы же считаем человека высшим, по сравнению с обезьянами, существом. И как же низшие обезьяны породили высших людей? Наука этого не объясняет, а уклоняется в пустопорожнее словоблудие о том, что "природа/эволюция создала...". Фактически эта самая природа/эволюция наделяется качествами библейского Творца. Только получается не Творец, а Природа-созидательница.

Я бы с радостью принял научную "благую весть" о Природе-созидательнице, если б жизнь была не только на Марсе, но и на других планетах Солнечной системы. Ну хотя бы в самых элементарных формах. Хотя бы какие-нибудь инфузории-туфельки обитали где-нибудь кроме Земли. Тогда бы я сказал: да, жизнь сама собой повсюду зарождается. Но вот, нигде не видно ни одного микроба, даже ни одного вируса. Поэтому верить в самозарождение жизни — это, по-моему, совсем не научно, нет никаких подтверждающих фактов.

Тем более невозможно поверить в естественный качественный скачок, каким является появление человека с его воображением и предвидением того, чего ещё нет. Мы сплошь и рядом наблюдаем естественное огрубение нравов, одичание, разрушение культур, а вот мораль и высокая культура - они отнюдь не присущи человеку от рождения; они, как электрический ток, могут быть в человеке-"проводнике", но могут и не быть, и человек даже не замечает их отсутствия. Вот в чём суть. А учёные антропологи, сколько бы не исследовали кости древних гоминид, они никогда не установят, когда именно появился этот самый "электрический ток", сиречь культура. Именно это "высокое напряжение" культуры определяет и конституирует человека: есть "ток" - есть человек, нет "тока" - нет человека. И этот невидимый "ток" очень близок к тому, что Келъян называет "божественным духом".

14 июля 2022

Русский мат как молебен.

Очередная серия «Игр разума» — потешного суемудрия на тему древнеславянской религии.

В основе всех древнейших религий, начиная с религии Белосветного Народа – Русов, которая называлась (возможно) Право-Словие, лежал культ, который сегодня называют научным термином – фаллический. После насильственной смены светской властью Русской РЕЛИГИИ на интернациональное ВЕРОУЧЕНИЕ слова, связанные с этим жизненно важным культом, были объявлены правящей доктриной запретными и греховными (хотя они живут в народе до сих пор и переживут всех запретителей). 

В работе В.А. Чудинова «Древнейший славянский текст на территории Евразии» описана статуэтка, найденная на стоянке Брехат-Рам, относящаяся к эпохе палеолита, на которой обнаружен текст с описанием обряда, который называется ПЕРУНОВОЙ ИГРОЙ.
.
В этом тексте есть рекомендация мужчине по отношению к женщине – ЕБИ НА СВЯТКАХ, а мужской половой орган имеет название ХВУЙ.
.
Если учесть, что этот текст описывает святочный обряд, можно предположить, что слова, приведённые выше, имели для славян священное значение.

.
То, что слова УЙ (ВУЙ), УЙЧИЧ, УЙКА обозначают родственников по линии матери, указывает на их появление в эпоху матриархата, потому они и называются матерными, то есть материнскими.
.
В данном анализе остаётся невыясненным один вопрос: «Откуда в названии мужского полового органа взялся звук Х?». 

.
Если ВУЙ – Великий Бог-Отец (оплодотворитель), а ХВУЙ – его воплощение на Земле, то звук Х как раз и означал «воплощенный бог», или «отражение бога».
.
Народы востока, сознание которых не так как сознание народов Европы исказило христианство, до сих пор отмечают праздник ХВУЯ (у них он, конечно, называется по-другому), на котором они носят по улицам изображения этого воплощения Бога-Отца.
.
Не стоит думать, что имена Бога-Отца и Бога Творца сохранились только в виде матерных слов. На самом деле, весь русский язык пронизан этими именами.
.
Когда мы друг друга приветствуем, мы говорим: «ЗдравстВУЙ», «ПриветстВУЙу».
.
Отчества в нашем языке заканчиваются на «-ЕВИЧ» (ЕБИЧ), «-ОВИЧ» (ЁБИЧ), которые совпадают с арабским обозначением отчества «ИБН» (ЕБН), что указывает на личность творящую.

Немного о культуре Хассуна.

Около 6000 г. до н. э. люди пришли из предгорий Загроса на берег реки Тигр, где уровень осадков всё ещё был достаточным, чтобы заниматься земледелием без необходимости строить ирригационные системы. Они поселились там, где сейчас стоит иракский город Мосул. Поселение получило название Хассуна, а саму культуру называют хассунской.

Хассунийцы занимались сельским хозяйством – археологи нашли топоры, серпы, мотыги, камни-зернотёрки, закрома, печи для выпечки, сосуды для хранения зерновых и многочисленные кости одомашненных животных (коров и овец). Мотыжное земледелие довольно быстро истощало почву, поэтому хассунийцы время от времени были вынуждены перебираться на другое место и основывать новое поселение, пока не додумались землю не мотыжить, а вспахивать.

Дома Хассуны выглядели как… типичные восточные дома, которые до сих пор строят в Ираке. Несколько комнат группировались вокруг внутреннего двора. Такие дома располагались вокруг «площади» в центре поселения. Посёлки были небольшие, не больше 500 жителей. Хассунийцы допёрли до уникальной по тем временам инновации – они придумали дверь! До них вход в дом закрывался максимум тканью или шкурой, если вообще закрывался. Вот жители знаменитого Чатал-Хююка до идеи двери не дошли, а уединения хотелось, в итоге эти ребята строили дома со входом буквально через крышу. А у хассунийцев – дверь. С каменными петлями, потому что металлы ещё не научились обрабатывать.

Немного о Самаррской культуре.

Культура Самарры была максимально близка к культуре Хассуны, настолько, что их, в общем-то, даже не разделяют, одну просто считают логическим продолжением другой. Как и в Хассуне, самаррцы поклонялись Богине-Матери. 

Именно самаррцы первыми начали выращивать лён и изобрели ирригацию, задолго до шумеров и египтян.

До открытия ирригации, любое поселение могло прокормить максимум человек пятьсот, остальным приходилось двигаться дальше. Теперь ограничение было снято, численность населения в поселениях могла увеличиваться, а отсюда и до первых городов совсем недалеко!

Крупные поселения плюс богатство от торговли зерном, льном и керамикой сделали Самарру очень значимой в регионе. Под её влиянием сформировалось множество культур, в том числе Убейд, который в 5 тысячелетии до н.э. Самарру и поглотил.

Немного о Халафской культуре.

Сосуд в виде полуобнажённой женщины, которая держит свою грудь.

Все халафские керамические «женщины» поддерживают свои груди, как будто предлагая накормить весь мир своим молоком.

Как и все древние земледельческие культуры Месопотамии, халафийцы поклонялись Богине.

Слепить руками идеальный круг.

"эта миска с завёрнутым краем не выкручена на гончарном круге, как могло бы показаться. Она вылеплена вручную в практически идеальную симметричную форму, безукоризненно до блеска вылощена и интересным образом разрисована".


Миска. Из Баньпо рядом с Сианем. Неолит, культура Яншао, 5000-4000 до н.э. Высота 17,8 см. Музей Баньпо

 

 

К вопросу о сожжении трипольских поселений.

Автор блога "Коллекционер" в статье "ПО КАКИМ ПРИМЕТАМ ИСКАТЬ СТАРОЕ ПОСЕЛЕНИЕ?" говорит, что 

Деревни в 18-19 вв переезжали с места на место примерно каждые 60-90 лет. Земля выпахивалась, а заводов по производству минеральных удобрений ещё не было. Обычные дистанции от 1,5 до 7 км.

Не знаю, какие деревни он имеет в виду, потому что, например, деревни возле Липецка появились при Екатерине II и с тех пор никуда не переезжали. Насчёт других деревень не знаю.

Однако здесь я вижу параллель с практикой носителей неолитической культуры Триполья. Как известно, они примерно через каждые 70 лет сжигали свои поселения и переходили на другое место. Потому что "заводов по производству минеральных удобрений ещё не было"? Но был же навоз! Трипольцы занимались скотоводством. Вот у меня навозу с избытком от одной козы, десятка кроликов и дюжины кур. Я уж не говорю про тех, кто держит коров или свиней. Там навоз можно грузовиками вывозить.

13 июля 2022

Немного о "гробницах гигантов" на Сардинии.

Из статьи "Кого хоронили в гробницах гигантов на Сардинии больше 3 тысяч лет назад":

Согласно народным поверьям, в гробницах гигантов находились захоронения орков – существ необычайного роста, построивших и населявших нураги. На самом деле эти гробницы появились в эпоху нурагов – тех самых башен, вокруг которых располагались древние деревушки – во II тысячелетии до нашей эры, то есть, в эпоху бронзы. Как выяснили современные археологи, в них были похоронены сотни умерших людей всех возрастов, полов и социальных слоёв. Эти коллективные усыпальницы являются прямым продолжением традиции галерейных и коридорных гробниц, которые были особенно широко распространены в эпоху энеолита и раннего бронзового века.

Сейчас в Сардинии насчитывают более 800 таких гробниц, но предполагается, что их было гораздо больше.

Макет гробницы гигантов, который находится в экспозиции Национального археолого-этнографического музея Джованни Антонио Санна.

Взгляд сверху выявляет планировку, напоминающую форму бычьей головы.

О дольмене Менга.

В Антекере (Испания, автономное сообщество Андалусия, провинция Малага, муниципалитет Антекера) сохранилось три дольмена: Вьера (Viera), Менга (Menga) и Ромераль (El Romeral).


Погребальный курган дольмена Менга раньше относили к периоду 2500 – 2000 лет до н.э., однако теперь (в связи с исследованиями 2006-го и 2008-го гг.) радиуглеродный анализ отодвинул эту дату на тысячу с лишним лет назад – до 3790 – 3730 гг. до н.э. 

дольмен Менга

Менга считается крупнейшей мегалитической постройкой Европы. При раскопках найдены останки нескольких сот человек.

Интересно, что в погребальной камере дольмена выкопан колодец диаметром 1,5 м и 19,5 м глубиной.

колодец Менги

Вот, спрашивается, зачем покойникам — колодец? Но если мы вспомним про религию Матери Земли, тогда всё становится понятно. Если в патриархальной религии Бог находится в небе, то в эпоху матриархата всё было наоборот, - Богиня находилась в центре Земли. Ну и, соответственно, колодец, насколько я разумею, был выкопан с целью облегчить путь душам покойников к Матери. С другой стороны, этот же колодец, по-видимому, использовался и живущими, которые приходили в дольмен, чтобы услышать голоса умерших из-под земли.

Дольмен скрыт насыпным холмом диаметром 50 м, ориентированным на северо-восток (азимут 45°), на скалу Ла Пенья.

скала Ла Пенья

Это огромное естественное образование, главенствующая деталь ландшафта, контурами похожее на лицо лежащего человека. 

Похоже, как будто лежит "усопший" исполин. 

Наверно, недаром позднее сложились легенды о том, что неподъёмные мегалиты (вес крупнейшей каменной плиты дольмена Менга — 180 тонн) ворочали циклопы.

циклопические стены

Использован материал из статьи "Полные тайн дольмены испанской Антекеры. Зачем построили Менгу и что такое Ла Пенья?"

12 июля 2022

Ликбез по керамике.

Первые известные образцы керамики относятся к эпохе верхнего палеолита ( 28000- 21000 гг. до н.э.). Древнейшему керамическому изделию «Вестоницкой Венере» (найдена на территории Чехии ) более 25 тысяч лет!  

"Венера" из Дольни-Вестонице в Моравии

Первоначально керамика формировалась вручную. Глину раскатывали в виде жгутов, плотно примазывая друг к другу и укладывая их в виде горшка ( способ нелепа или «ленточно-кольцевой»), просушивали на солнце и запекали в кострах.

 


По одной из гипотез, прообразом гончарных сосудов стала посуда, сплетённая из лыка и веток, обмазанная для прочности глиной.

До появления гончарного круга посуду лепили из глины, как правило, женщины. Однако мужчины занимались обжигом керамики.


 Со временем эти "спецы" гончарных горнов превратились в металлургов.

11 июля 2022

хорошо сказано

"Текущий тренд (англицизм от trend — тенденция; основная тенденция изменения чего-либо) развития не предполагает длительного существования человечества. Есть куча вариантов гибели, но нет вариантов выживания. Не предвидится это. А причина этому очень проста — дураки. Подавляющая часть населения — дураки, уравнённые в правах с умными, составляющими в лучшем случае 5%. Дураки задавят числом и в результате погубят и себя и умных — тех самых умных, которые до хрипоты будут им орать «Остановитесь, идиоты!». Идиотов банально больше, а учитывая, что идиоты не в состоянии понять, что они идиоты — по причине идиотизма — никаких шансов уцелеть нет. 

В основе первоначальной ошибки было предположение, что все люди рождаются равными. 

Это ложь! Это настолько очевидно, что и объяснять не требуется.

Именно эта вот ложь всех и погубит."

Источник
 

Да, действительно, всякой дури в мире — предостаточно. Но, тем не менее, текущий тренд отнюдь не сводится к одному лишь дуркованию. Вот, например, Китай демонстрирует вполне разумное поведение.
 

 
 
 Так что, не всё ещё потеряно.

10 июля 2022

Маски-шоу must go on.

Александр Кайдановский говорил о себе: «Я никем не могу быть после «Сталкера». Это всё равно что, сыграв роль Христа, взяться за роль главного бухгалтера».

Очевидно, Кайдановский "вжился" в роль Сталкера. Типа, как ап. Павел "вжился" в образ Христа, после чего написал в Послании к Галатам (2:20): «И уже не я живу, но живёт во мне Христос...".

Микки Рурк сыграл много ролей в различных фильмах, но я "запал" на его роль Гарри Эйнджела в фильме "Сердце Ангела". И теперь Микки Рурк у меня неразрывно связан с образом частного детектива Гарри Эйнджела.  


Я допускаю, что это — актёрская "маска", что на самом деле Микки Рурк не такой. Но мне дороже именно эта "маска", чем реальность. Реальность изменчива, а "маска" — неизменна. 

И здесь мы плавно "перетекаем" к самому феномену маски. Очень часто бывает так, что на нас оказывает влияние именно маска, а не человек под маской. Говорят, что Микки Рурк пережил головокружительный взлёт на волне славы и жесткое падение на социальное дно. Но мне безразличны житейские перипетии актёра; перефразируя слова Кайдановского, зачем мне смотреть на бухгалтера, если я видел Христа?! 

09 июля 2022

О поселении ЛЛК в Эльслоо.

Группа учёных из Нидерландов исследовала останки и погребальный инвентарь из захоронений в Эльслоо на юге Лимбурга — самом крупном и древнем в Нидерландах, 5100—4950 годов до н. э., неолитическом кладбище. Изучать Эльслоо, относящееся к к культуре линейно-ленточной керамики 5500—4000 годов до н. э., начали в конце 1950-х годов, но с современными методами на старом материале возможны новые открытия.


Хотя обычно культура линейно-ленточной керамики характеризуется обрядом трупоположения, в части могил в Эльслоо захоронены останки после трупосожжения. Обычно разные обряды похорон указывают на культурную или религиозную неоднородность населения.

Нот и по кремированным останкам учёным удалось определить пол и возраст некоторых умерших и сравнить эти данные с погребальным инвентарём. Наконечники стрел и топоры, которые ранее приписывали мужчинам, часто встречаются в женских могилах. Это противоречит тому, что похоронный инвентарь — личное имущество и связан с жизнью и полом умершего. Исследователи считают, что инвентарь не так уж зависит от пола.

Могилы пожилых людей, особенно женщин, были самыми богатыми, что говорит о связанном с возрастом статусе. Результат исследования не очень ясен. То ли инвентарь распределяли, не глядя на пол умершего, то ли мы не неправильно понимаем распределение гендерных ролей в неолите.

Истоки аргессивности.

"Ссылаясь на данные В. Хамильтона по бабуинам чакма, (Papio Ursinus), Дайсон-Хадсон и Смит показывают, что в пределах одного и того же вида приматов, группы, обитающие в условиях высокопродуктивных экологических условиях, отличает территориальное поведение; а группы, обитающие в маргинальных экологических условиях - отсутствие территориальности. Для сообществ, живших в обильной ресурсами дельте реки Окаванго, были характерны: защита кормовых территорий и столкновения при их нарушении, т. е. территориальность, в то время как в условиях полупустынь Намибии у популяций того же вида территориальность отсутствовала. Дайсон-Хадсон и Смит показывают, используя этнографический материал, что в ряде архаических культур человека действует сходная закономерность" (Цит. по: А. А. Казанков. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь). - М., 2002. С. 17).

Эту закономерность я и сам подметил в цикле статей "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат". При этом патриархальные общества я считаю воинственными, а матриархальные - миролюбивыми. 

Есть такая поговорка у русских: "собаки с жиру бесятся". И, очевидно, не только собаки, но и люди. 

Когда я смотрю на старые фотки типа нижеприведённой, мне кажется, что бедные крестьяне - самые миролюбивые люди на земле.

Мордовские крестьяне

Копаются, как жуки навозные, с утра до вечера на своём участке земли, и не помышляют ни о каких революциях. 

А это - Германия 1937 года:


Как говорится, sapienti sat.

Артём негодуэ.

08 июля 2022

Кетские алэлы и чухонские панки.

Если представить себе потусторонний мир как параллельный "тонкий" мир, то можно предположить и существование неких "проходов" между мирами. Можно нарисовать плоскость, разделяющую посюсторонний и потусторонний миры, и фокальную точку на плоскости, через которую, как через чёрную дыру, можно "нырнуть" туда или получить "визитёра" оттуда. 

Фокальную точку каждый может сделать своими руками. Во всяком случае, раньше люди умели делать. Это небольшой объект для концентрации внимания. На самом деле, "проход" между мирами "прожигает" наше внимание, если оно сосредоточено в одной точке. Здесь сама собой напрашивается аналогия с увеличительным стеклом, прожигающим дырку в листе бумаги.


Очевидно, алэлы, семейно-родовые духи кетов, изготавливались именно с этой целью.


Добрые бушмены.

"Ряд исследователей придерживается той точки зрения, согласно которой агрессия по отношению к представителям собственного вида является имманентным свойством Homo sapiens sapiens'а, преодолеть которое данный вид не сможет никогда. Однако этнография знает примеры обществ, в которых, в силу разных причин, открытые проявления агрессии сводились к минимуму. За исключением случаев явных аккультурационных воздействий, все эти общества представлены охотниками-собирателями, жившими в маргинальных экологических условиях. Маргинальной в данном контексте мы считаем среду с низкой экологической продуктивностью. Конкретным примером такой среды являются полупустыни (в настоящих пустынях с уровнем осадков менее 200 мм в год охотники-собиратели выжить не могут). Все охотники-собиратели полупустынь отличаются низким уровнем межобщинной агрессии (да и агрессии вообще) <...> Следует иметь в виду, что данная закономерность действует, по-видимому, только на охотничье-собирательном уровне социально-экономического развития. Скотоводы полупустынь, например, не отличаются пониженным уровнем межобщинной агрессии" (Цит. по: А. А. Казанков. Агрессия в архаических обществах (на примере охотников-собирателей полупустынь). - М., 2002. С. 11-14).


Взгляд С. А. Яценко на скифо-сарматских "амазонок".

Из статьи С. А. Яценко "Женщины-воительницы ранних кочевников в больших и малых некрополях (к анализу планиграфии и уточнению статуса)":

"Древние авторы сообщают нам немало важного о женщинах-воительницах у кочевников. Для язаматов / иксаматов и, видимо, соседних сираков I в. н. э. мы имеем детальные реалистические описания подготовки женщин с подросткового возраста к коллективным охотам и иногда – войнам, а также особенностей их оружия (Pomp. Melae. De Chorogr. I, 21, 5 и 114; III, 4, 35). Сохранились сведения об исторических личностях – могучих воительницах, не уступавших мужчинам в силе и боевых подвигах (Diod., Syc. II, 44–46; Pomp. Trogus., Hist. Philip. II, 1, 4; Arrian, Anab. VII, 13, 2–6; Сtesias. Persika, fr.). Женщин-воительниц сарматов на Дунае в 275 г. их врагам-римлянам не удавалось отличить от мужчин ни по поведению, ни по внешнему виду (SHA. Avrelian, 22). В архаичных сказаниях нартовского эпоса осетин – наследников сарматов – изредка упоминаются специальные отряды женщин-воинов [Калоев 1959], но они, вероятно, существовали и у древних савроматов (Herod., Hist., IV, 116)".

..................................

"Обратимся к материалам центральной части обширного сарматского некрополя, расположенного у устья Дона, на левом берегу, Высочино I, II, V с 58 курганами [Беспалый, Лукьяшко 2008; Яценко 2016а, 317–319, рис. 3), относящимися к среднесарматской и ранней стадии позднесарматской культуры (рис. 7, 1). Увы, лишь для части умерших достоверно определялся пол. Однако несомненно, что для каждого периода этого преимущественно элитного могильника женские курганы резко преобладали над мужскими и детскими. Это нетипично для многих синхронных позднесарматских некрополей, где преобладали мужчины (см., например: [Балабанова 2000]). В позднесарматское время ядро некрополя составляли четыре кургана аристократии (три из них – женские), причём каждый из них имел своеобразный тип могильного сооружения (!). Ограблен был лишь самый восточный женский курган (к. 12, группа II) (рис. 7, 2). Особенно интересны две женщины-воина (к. 10, группа I; к. 18, группа V) с парадным костюмом, включающим платье с глубокими, богато декорированными разрезами [Яценко 2015а; 2018а, рис. 4, 6–7]. С каждой из них связаны по два соседних кургана рядовых родственников или клиентов (взрослого и ребёнка). Наиболее высокий ранг в этом некрополе можно предполагать у женщины из кургана 10: во время поминок по ней на кургане были разбиты около 30 амфор с вином, с ней поместили три разных вида клинкового оружия (ср. то же на женской поминальной статуе III–I вв. до н. э. у храма Кызылуийк на северо-западе плато Устюрт в Западном Казахстане [Яценко 2018а, рис. 4, 1б; 2018б, 156, рис. 1, 2) и у мужчин на синхронных сарматских-угорских изображениях клада из Сапогово [Яценко 2000, рис. 3: 2]. Несколько уступала ей, вероятно, женщина из кургана 18, но она имела статусное оружие – топор, а также платье из шёлка (?), украшенное узором из золотых нитей, золотые аппликации на платье и головном уборе и множество дорогих импортных изделий. Как и в скифских Рядовых Могилах, фактически именно женщины-воины занимали центральное и почётное место в композиции некрополя".