Если представить себе потусторонний мир как параллельный "тонкий" мир, то можно предположить и существование неких "проходов" между мирами. Можно нарисовать плоскость, разделяющую посюсторонний и потусторонний миры, и фокальную точку на плоскости, через которую, как через чёрную дыру, можно "нырнуть" туда или получить "визитёра" оттуда.
Фокальную точку каждый может сделать своими руками. Во всяком случае, раньше люди умели делать. Это небольшой объект для концентрации внимания. На самом деле, "проход" между мирами "прожигает" наше внимание, если оно сосредоточено в одной точке. Здесь сама собой напрашивается аналогия с увеличительным стеклом, прожигающим дырку в листе бумаги.
Очевидно, алэлы, семейно-родовые духи кетов, изготавливались именно с этой целью.
Марина Урванова, автор паблика "Духовная культура народов России", в статье "АЛЭЛЫ" сообщает о том, что "алэлы помогали шаману отыскивать душу заболевшего человека. При лечении
больного именно алэлы помогали шаману: шаман требовал сменить одежду
алэлов, повязать на больное место лоскут, в который была завёрнута
фигурка, или низку бус". При наступлении родов алэл "выставляли на постель женщины", очевидно, именно с тою целью, чтобы роженица смогла сконцентрироваться на этой "фокальной точке". Кстати, алэлы считали существами женского пола, выполнявшими функции хранителей всех женщин семьи.
"Вся деятельность алэлов, по представлениям кетов, проходила в долгие
зимние ночи. Они якобы поддерживали горящим огонь, убирали жилище,
готовили пищу, а также выполняли разнообразные домашние работы – шили,
пряли, вязали сети, точили крючки и т.д." И здесь невозможно не заметить параллель с нашей родной древнеславянской кикиморой. Есть связи и с Мокошью.
"Признавалась связь между состоянием членов семьи и алэлов. Если у
человека заболевала рука или нога, - смотрели на соответствующие части
алэлов. Например, заболел глаз – нужно было подправить у алэла выпавшую
бусину-глаз". Тут главное - внимание; я, например, за всю мою жизнь ни разу не встретил внимательного доктора, а без внимания к пациенту невозможно даже заметить болезнь, - не говоря уже о том, чтобы вылечить её. В некотором смысле, алэлы были семейными врачами, а исцеление работало по аналогии с аутогенной тренировкой.
«У дедушки у нашего были не то, чтобы куколка была, у него висели всякие
игрушки - погремушки, он никогда не разрешал, чтоб их трогать. Висели в
доме, у него кровать была сделана, возле этой кровати на углу там
висели. Большой дом был, на две половины. Там - бабушка, иконки висели с
другой стороны, она как бы веровала, что богу веровали, а дед был - по
своей линии шёл, ему надо было шаманить, лечить, вот у него эти куколки.
Помню, маленькая была, хотела у него попробовать, а у него посох был,
этим посохом мог так стукнуть, что не захочешь потом лазить где-то».
Эти алэлы напоминают мне панки русского Севера. Панки, как правило, ставились на отдельную полку - НАД иконами. Пример можно увидеть в русском этнографическом музее СПб.
Комментариев нет:
Отправить комментарий