12 ноября 2022

Ласточка.

 Сосуд с изображением ласточек, минойская культура, Тира (Санторини). 

Жители минойского Крита и Эгеиды почитали ласточку как одно из воплощений Великой богини.

Интересно, что и древние египтяне тоже почитали ласточку. В египетском мифе Исида в облике ласточки отправляется искать тело убитого и разрезанного на части мужа Осириса.

Стоит отметить синий цвет, цвет Иномирья. Ласточки, прилетающие из-за моря, связаны с иным миром, выступают как посредницы между живыми и мёртвыми.

Загадка культурного импульса.

"Совершенно иную картину мы видим у шимпанзе. По словам И. Сугиямы, все животные, обитающие на территории площадью около 7,5 кв. км в лесу Будонго (Уганда), образуют свободно организованный союз знакомых между собой особей, полностью открытый для пришлых чужаков. На этом участке японский исследователь насчитал около 50 шимпанзе. К тому же выводу пришла и Дж. Гудолл, по подсчётам которой на пространстве около 30 кв. миль в парке Гомбе-Стрим в Танзании живёт примерно 150 этих обезьян.

Группировки шимпанзе совершенно непостоянны. Некоторые животные предпочитают бродить в одиночестве, но порой охотно присоединяются к тем или иным временным группам, включающим максимально (по наблюдениям Т. Нишиды) до 28 обезьян. Существуют более постоянные небольшие альянсы - это обычно либо семейные группы, состоящие из матери и её двух-трёх детей разного возраста, либо объединения нескольких животных, связанных давними дружескими узами
" (Е. Панов. Знаки. Символы. Языки. Стр. 121. Источник).

Это описание поведения шимпанзе поразительно напоминает этнографические исследования жизни австралийских аборигенов. У них там тоже есть "свободные радикалы", мужчины-одиночки, которые ходят-бродят по всему континенту от Тихого океана до Индийского, но иногда "пристают" к стойбищам женатых мужчин, по взаимному согласию и на определённых условиях.

И, похоже на то, что подобное жизнеустройство имело место быть у обитателей Верхнего Тигра примерно 10 000 лет назад. Последний анализ геномов, взятых из останков людей, живших в этом регионе в доисторический период, показал, что этот район был населён очень разными сообществами с разным происхождением. "В основном это были регионы южного Леванта, центральной Анатолии и центрального Загроса. Один из геномов даже оказался европеоидного происхождения. Такие результаты ясно показывают, что Верхний Тигр был мультикультурным местом, своего рода «доисторическим Нью-Йорком» и относительно космополитическим местом для своего времени" (Источник).

И здесь возникает вопрос: почему в одном месте - на Армянском нагорье - толерантность к иноземцам привела в конечном итоге к "сверхновой" вспышке неолитической революции и появлению цивилизаций, а в Австралии точно такая же толерантность ни к чему не привела? Или здесь дело не в открытости к чужеземцам, а в чём-то ином? Ведь и у шимпанзе, несмотря на их открытость к чужакам, не получилось никакого прогресса.

Из жизни вепсов.

"До появления у ребёнка первого зуба, по представлениям вепсов, душа его была общей с матерью" (Из статьи ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИНСТВА В ТРАДИЦИОННОЙ ВЕПССКОЙ КУЛЬТУРЕ (XIX — НАЧАЛО XX вв.). Автор статьи А.В.Большакова - Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина, Санкт-Петербург. ). 

Вепсы. «Крестьянская семья во главе с матерью-старухой». Источник картинки

Вот ещё одно свидетельство того, что архаические и традиционные общества не признают новорожденного младенца человеком. Он - существо без души, "маугли", которому ещё предстоит стать человеком (или не стать). Очевидно, отдельная душа ребёнка формируется параллельно с формированием его личности. А формирование личности - это долгий процесс. 

И здесь возникает вопрос: а кого же тогда крестят к купели православные попы? Деревянных "буратино"?

Имя Кали.

Ариэль Голан пишет:

"Шотландская Кайлеах (Cailleach) — первоматерь мира; предки шотландцев почитали её как высшее божество, поэтому их страна была названа римлянами Caledonia". 

Он же говорит о том, что "в кельтских преданиях фигурирует мифический 'сосуд матери мира' кальдрон (caldron)", и что в этих названиях находится та же лексема, что и в имени богини Кали.

Возможно, и имя аркадской нимфы Callisto, превращённой в медведицу, произошло от имени более архаичной богини.

На античный изображениях Великой богини её лицо часто бывает закрыто вуалью; по-гречески kaliptra 'вуаль'. 

У кетов лицо умершей женщины закрывали её распущенными волосами, в чём можно увидеть намерение уподобить облику богини умершую, т. е. "ушедшую к богине".

В недавней статье О безликости палеолитических "венер" я уже говорил о том, что в момент смерти образуется как бы "лаз" в Иномирье. Именно поэтому закрывают зеркала в доме, где находится гроб с покойником; в зеркале, как бы невзначай, можно увидеть то, что лучше не видеть до поры - до времени. Наверно, и лицо умершей женщины закрывали распущенными волосами с тою же целью, с какой шаман во время камлания закрывает своё лицо. Процитрую самого себя: "Когда шаман камлает, он устанавливает связь с духами параллельного ("верхнего" или "нижнего") мира. Ну и с душами умерших предков, тоже. То есть образуется "лаз" в загробный мир, через который переносится в Иномирье сам шаман, в изменённом состоянии сознания, при содействии духов. Но он-то, после посвящения, становится "своим" в мире духов, и для него путешествие в загробный мир не фатально. А вот если кто-то из непосвящённых провалится в открытый "лаз" вместе с ним, это будет означать для него смерть, как для философа Хомы Брута". Поэтому, я думаю, интерпретация Ариэля Голана неверна; здесь речь идёт не об уподоблении умершей облику богини, а о закрытии открытого "лаза" в загробный мир; собственно, глаза покойникам закрывают с тою же целью, - недаром же глаза сравнивают с "бездонными колодцами", в которых можно утонуть.

Двойное жертвоприношение Богине.

palaman в статье "Секс это жертвоприношение" коснулся интересной для меня темы т. наз. "священной проституции". В записи Попытка объяснения "самого позорного обычая у вавилонян" я уже говорил о том, что в древности странник рассматривался как посланец Бога (или Богини), почти как ангел, и он был окружён нуминозной аурой. palaman изображает его в виде жреца, что, в принципе, укладывается в тот же нарратив.

"Секс начинается там, где кто-то (жертва) сексуально отдаётся, предаёт себя в жертву, а кто-то (жрец) эту жертву приносит, ну и (как положено жрецу) сам ею пользуется, вкушает от её плодов", - говорит palaman.

Ну, да, жрица, допустим, Афродиты, сексуально отдаётся незнакомцу и тем самым предаёт себя в жертву. В таком случае, на момент совокупления незнакомец превращается в жреца. А далее - что? После совокупления - что? Очевидно, что жреческий сан "слетает" с него сразу после совокупления со жрицей, и он обратно превращается в простого мужика.

И затем у palaman'а приводятся интересные замечания: "Всякий здоровый ягнёнок готов к принесению в жертву, но это не значит, будто всех здоровых ягнят надо зарезать. Сейчас об этом не принято говорить, но любой здоровый ребёнок естественно сексуален, однако не очевидно ли, что вовлекать его/её в секс это преступление с любой точки зрения? Любая здоровая пища привлекательна. Но отсюда никак не следует, что надо жрать всё подряд всякий раз, как есть возможность до пищи дотянуться. Потому что слово "жрать" родственно словам "жрец" и "жертва", и буквально оно означает опять-таки "приносить в жертву". Православные люди молятся перед принятием пищи, потому что это таинство. А если мы жрём мимоходом, не замечая того, что и как мы жрём — мы в опасности".

"Немощный сосуд" и чаша Грааля.

Ариэль Голан обращает внимание на то, что имя богини Кали созвучно с ностратическим *kala 'сосуд, горшок'. В Индии и теперь сосуд ассоциируется с женским началом, а в Библии по отношению к женщинам употребляется выражение "немощный сосуд". Поэтому с эпохи неолита сосуды иногда делались в виде уподобления женской фигуре.

Anthropomorphic idol sculpture from VI millennium (of 8000 years). Neolithic settlement near Mursalevo

Сосуды соотносились с образом Богини ещё и потому, что их горловина круглая (при взгляде сверху), а круг был её символом.

От себя ещё добавлю, что сосуд, безусловно, напоминает женскую матку, которая имеет грушевидную форму. Поэтому на сосудах часто можно видеть символику рождения/возрождения, как, например, на этом сосуде неолитической культуры Яншао (Китай).

Если смотреть с этой точки зрения, тогда становятся вполне очевидными параллели между чашей Св. Грааля и тремя котлами, в которые прыгал Иван-дурак в сказке П. Ершова "Конёк-горбунок". Иван прыгает в котёл с кипящим молоком, омолаживается и становится записным красавцем ("И такой он стал пригожий, Что ни в сказке не сказать, Ни пером не написать!"). Тут мне видятся аллюзии на библейское «не вари козлёнка в молоке матери его». Если существовал запрет, значит существовала такая практика. Скорее всего, магическая. Где религия, там и магия следует "тенью" за нею.

11 ноября 2022

"Нероны" и "траяны".

"Нет никакого смысла в группированнии отдельных особей, если вся добытая еда не будет разделяться поровну. Люди и звери и объединяются для облегчения своей жизни, а не для утяжеления её. Справедливость - высшая ступень социальной структуры. При этом тот же альфа-самец у шимпанзе строго по справедливости делит добычу и следит за тем, чтобы всем досталось поровну. Человек же, имея горе от ума, часто переходит грань и становится самодуром, одуревшим от собственной власти", - говорит Трипса (Источник).

Здесь, конечно, не следует идеализировать альфа-самцов у шимпанзе; они бывают очень разные, примерно как и люди. 

Самодуром, одуревшим от собственной власти, был римский император Нерон.

"Он вёл себя так, будто весь мир существует для его личного удовольствия. Жизнь его до краёв была наполнена разгулом, развратом, расточительством и разнузданной жестокостью. Казалось, Нерон поставил перед собою цель полностью истощить великий Рим, который был колоссально богатым государством. «Денежные поборы опустошили Италию, разорили провинции, союзные народы и государства, именуемые свободными. Добыча была взята и с богов, ибо храмы в Риме были ограблены, и у них отобрали золото» (Тац. Анн. XV, 45). Нерон заявил однажды: «Будем действовать так, чтобы ни у кого ничего не осталось!» (Свет. Hep. 32)" (Источник).

"Анти-сталин".

"Несмотря на внешнюю простоту, Махно обладал острым политическим мышлением и исторической интуицией. Он практически сразу понял, что большевики сворачивают советскую власть и заменяют её диктатурой партии, а новое государство узурпирует революцию. Неприятие всевозможных государственников, "властников" было у Нестора Ивановича абсолютным.

Бытует навязанное примитивное представление о махновцах как о пьяной банде мужиков, не подчиняющихся никаким законам кроме слова батьки. Теоретиков-интеллектуалов, конечно, там не было, но у Махно был вполне чёткий план хозяйственной кооперации между городом и деревней без всякого посредничества государства. В Гуляй Поле этот план начали достаточно успешно осуществлять. Но новой власти это не слишком понравилось, что послужило одним из поводов для конфликта. Махно всегда защищал крестьянство, человека земли, и был решительно против его недооценки и принесения в жертву городу. Беззаветно преданный революции во имя народа, а не партийных интересов или тем более личных целей, был человек.

На первых порах Махно воспринимал события в Украине как продолжение великой русской революции. Однако нарастание противоречий с новой властью привело его к выводу о необходимости собственной украинской революции. Цель - покончить с системой государственного угнетения, под какими бы масками она не скрывалось - капиталистическими или социалистическими. Как показывает история, Украина действительно во многом анархическое пространство. Возможно в реализации прямой демократии советов и состояла неудавшаяся тогда историческая миссия этой земли" (Источник).

Хараппа в Омане.

В Омане, при раскопках могилы, датируемой третьим тысячелетием до нашей эры, археологи нашли каменную печать из Мохенджо-Даро, украшенную изображением головы индийского быка.


Примечательно, что такое же изображение археологи обнаружили и на одном из серебряных колец. 


Его украшает печать с изображением индийского быка (Bos Gaurus), а это был главный религиозный символ культуры Хараппы, древней цивилизации долины Инда. То, что такой артефакт был обнаружен в Омане, говорит о развитой в те далёкие времена межрегиональной торговле (Источник).

Мы знаем, что города индо-хараппской цивилизации были крупными ремесленными центрами, производящими всякого рода "ширпотреб". Логично, что какая-то часть этих товаров шла на экспорт. Вопрос лишь в том, насколько далеко простирались торговые связи Хараппы.

По крайней мере, Южная Аравия находилась под культурным влиянием цивилизации долины Инда. А её относительная изолированность способствовала сохранению матриархальных "обертонов" вплоть до арабо-исламской экспансии в VII веке. О пережитках матриархата в Южной Аравии имеется много свидетельств, и, я думаю, ещё больше будет обнаружено в будущем. 

10 ноября 2022

Бедная Медуза!

Мраморная голова Медузы из Цистерны Базилики, подземного водохранилища Константинополя, где хранился резерв питьевой воды на случай засухи или осады города. Строительство цистерны было начато греками во время правления императора Константина I и закончено в 532 году при императоре Юстиниане. Бо́льшая часть колонн взята из античных храмов, поэтому они отличаются друг от друга сортом мрамора и видом обработки, у двух колонн в основании головы Медузы Горгоны. Здесь мы видим одну из них, причём голова Медузы поставлена «вверх тормашками». Голова Медузы была повторно использована из более раннего сооружения. Надо полагать, раньше она находилась наверху, на фронтоне какого-нибудь языческого храма, а христиане опрокинули её головой вниз, в подземное водохранилище, да ещё придавили сверху тяжёлой мраморной колонной.
 

08 ноября 2022

Марковна.

"Отец Аввакума, Пётр, был «прилежаще пития хмельнова», а мать Мария (в иночестве было дано ей имя Марфа) была строгой постницей и молитвенницей, учила сына «страху Божию».

В 1636 г. умер отец Аввакума. В 1638 году семнадцатилетний Аввакум, по указанию матери, женился на обедневшей четырнадцатилетней сироте Анастасии Марковне (1624-1710 гг.) (Источник). Аввакум писал: «Мати же изволила меня женить семнадцати лет, жену привела мне четырнадцати лет».

По современным российским законам, протопоп Аввакум — "педофил".

Интересно, что брак Аввакума был устроен так, как предписывал русский «Домострой». При «Домострое» молодой человек беспрекословно женился на той, которую выберут родители, и тогда, когда они посчитают нужным.

Мать Мария нашла своему сыну такую жену, о которой можно лишь мечтать. Настоящая "вторая половина". 

Александр Авдеенко в книге «Наказание без преступления» вспомнил дошедшую до современников историю, которая характеризует отношения этой супружеской пары. Измученная очередной ссылкой Настасья спросила мужа, долго ли ей мучиться, на что священник ответил:

— Марковна! До самой смерти.
— Добро, Петрович, ино еще побредем».

Милорадович Сергей Дмитриевич. Путешествие Аввакума по Сибири. 1898 г.
 

07 ноября 2022

Умели же раньше вещи делать!

Летом 2021 года, во время раскопок в пещере в местности Вади Мурабаат в Иудейской пустыне, была найдена самая древняя полностью целая плетёная корзина. Корзина огромная, ёмкостью более 100 литров, сохранилась даже её крышка. Радиуглеродный анализ позволил датировать её примерный возраст — около 10500 лет, это докерамический неолит. На самом деле это, разумеется, не самая древняя корзина, известная археологам, но до этого находили лишь фрагменты или их отпечатки в почве. Целиком неолитическая корзина найдена впервые.

Аргументы против первобытного промискуитета.

На Антибабском форуме некто под ником pro-test пишет:

"У О[соби] Ж[енского] П[ола] безусловно заложено природой рожать, много, от лучших, и думаю этим и обусловлена вся их несвязная речь, как бы обосновать это, а как не крути всё равно плятство получается. В давние времена преобладала животная форма. Мир по-другому выжить бы не смог. Женщина часто была достоянием общественности, группы лиц или отдельного клана".

Ему отвечает  Трипса

"Не самец регулирует, сколько раз ему сношаться с самкой, а самка или подпускает самца или нет. В природе нет изнасилований самцами самок против их воли. У шимпанзе тоже самец физически намного сильнее самок, однако никакого насилия не наблюдается. Не думаю, что у древнего человека, на тот момент не далеко ушедшего от природы, было иначе. К тому же, тогда не было ни законов, ни паталогоанатомов, ни следственных органов. И изнасилованной против её воли самке никто не мешал ночью хряснуть обидчика по голове камнем или накормить его ядовитой едой. Так что не думаю, что мужчины имели женщин когда хотели и как хотели. 

Самка скорее предлагает секс в качестве вознаграждения. Что-то подобное наблюдается и у шимпанзе, за какие-то ништяки или по причине особого отношения к какому-то самцу. Но опять же, решает это только самка". Источник.

Самая большая странность Чатал-Хююка.

"В жилых камерах [неолитического поселения Чатал-Хююк] было по две платформы с нишами красного цвета (сакральными «окнами» в инобытие), со скамьями (спальными местами) и погребениями предков под ними. Несмотря на внутреннее убранство камер, совмещающих жилое пространство с домом усопших предков, люди проводили большую часть времени именно на крышах", - сообщает Кирилл Степанян в статье "Феномен Чатал-Хююка".

Восточную стену многих святилищ Чатал Хююка «украшает» четырёхугольная «красная ниша» — выкрашенный охрой, без каких-либо изображений прямоугольник. Только по сторонам его могут находиться бычьи или бараньи головы, женские груди. Дж. Мелларт полагает, что «красная ниша» — образ «того света», инобытия.

И как вам это нравится, - спать фактически на могиле!?

платформа

О чём говорит планировка поселения Чатал-Хююк?

Интересно, что неолитическое поселение Чатал-Хююк имеет сходство, с одной стороны, с современными латиноамериканскими фавелами,

Баррио (фавелы) в Петаре, Венесуэла

а, с другой стороны, с коренными североамериканскими культурами в знаменитых городищах-«пуэбло».

Таос-Пуэбло
Таос-Пуэбло

06 ноября 2022

О пещерном прошлом Чатал-Хююка.

Интересно, что Чатал-Хююк (Çatalhöyük) расположен неподалёку от знаменитой Каппадокии с её пещерными и подземными городами и святилищами.


Думается, что культ Богини-Матери вышел из этих пещер. 

А может быть и само поселение Чатал-Хююк в виде муравейника выглядит так странно именно потому, что оно является копией подземного, пещерного поселения? Традиция — штука чрезвычайно живучая, и переселенцы на новых местах обычно строят себе такие же жилища, к которым они уже привыкли на старом месте.

Некоторые подробности о богине Чатал-Хююка.

У Валерия Гуляева в монографии "Тайны древних городов" имеются интересные подробности о богине неолитических обитателей Чатал-Хююка.


"В слое, датируемом 5800 г. до н. э., найдена статуэтка обнажённой пышнотелой женщины, восседающей на троне, с двумя леопардами по бокам; ступни женщины опираются на черепа (несомненно, предков), а между её ногами виднеется голова рождающегося младенца".

Я никогда не замечал черепов под ногами женщины на троне, да и голову ребёнка между её ног трудно различить. Но, в принципе, такая интерпретация  соответствует мифологии богини: жизнь рождается из неё и к ней же возвращается в смерти, чтобы снова родиться. Так что, черепа предков и голова младенца вполне уместны, хотя и не очень приметны. (Может, так оно и задумывалось изначально, если понимать рождение как таинство.) С леопардами тоже непонятки, так как даже мне, слепому на один глаз, видно, что голова животного справа - это "новодел", прилепленный к трону. Может быть, это львицы. Хотя, скорее, всё же леопарды, исходя из общего культурного контекста Чатал-Хююка: там в настенных фресках встречаются именно леопарды. И, как я уже подчёркивал, в архаических обществах пятнистая шкура леопардов является непременным артибутом вождей. Кстати, и обнажённость - тоже. 

Есть женщины в скифских селеньях...

Когда персидский царь Кир вторгся во владения массагетов, их царица Томирис прислала к нему гонца со словами: "Царь, отступи, иначе прольётся кровь". Кир ответил: "Отлично, ибо я как раз жажду крови". Когда массагеты разбили персов, Томирис повелела принести ей голову Кира, а затем бросила её в бурдюк с кровью перебитых персидских пленных со словами: "Ты жаждал крови? Пей".

 

Торговцы и земледельцы были строителями первых крепостей.

"Иерихон был центром межплеменной торговли: здесь обнаружено много привозных вещей — обсидиан (вулканическое стекло), морские раковины, железистый минерал гематит. Сам же он поставлял соседям соль и некоторые минералы. Кроме того, посёлок стоял на естественном торговом пути той эпохи — между Анатолийской равниной (Турция) на севере и земледельческим селением Бейда (Иордания) на юго-востоке", - сообщает археолог В. И. Гуляев.

Реконструкция Иерихона VIII тыс. до н. э.

Кстати, говорят, что загадочный каменный эллипс «Зимбабве», возможно, тоже был связан с торговлей. В прежние времена в копях и штольнях Зимбабве добывали золото и, по некотоым оценкам, объём добычи достигал шестидесяти тысяч тонн золота в год (Источник).

"В VIII-VII тысячелетиях до н. э. Иерихон был не одинок на Переднем Востоке. В Хаджиляре (совр. Турция) в нижних горизонтах культурного слоя находилось поселение докерамического времени. Каменные фундаменты поддерживали стены из сырцового кирпича прямоугольных помещений. Одна из радиоуглеродных дат соответствует 7040 г. до н. э. И, следовательно, докерамический поселок Хаджилар существовал в то же время, что и каменная крепость Иерихона" (В. И. Гуляев). 

Современная реконструкция докерамического поселения Хаджилар

Загадка каменного эллипса «Зимбабве».

На территории современного Зимбабве (бывшая Южная Родезия) немцы ещё в XIX веке обнаружили руины стены овальной формы. Она имеет форму эллипса и охватывает пространство площадью двадцать тысяч квадратных метров, что соответствует двум футбольным полям.

Этот эллипс сегодня называют «Царской резиденцией» – довольно неуместное название, поскольку внутри стены не обнаружилось ничего такого, что имело бы хоть малейшее отношение к какому бы то ни было царю - никаких письменных памятников, статуй, бюстов, ремесленных изделий, не говоря уже о саркофагах или гробницах. Стена, огораживающая «Царскую резиденцию», имеет высоту десять метров и среднюю толщину четыре с половиной метра. Строительный раствор при её возведении не использовался.

На языке шона «Зимбабве» означает «достопочтенный дом». Судя по всему, это имеет какое-то отношение к религиозной сфере. Кроме того, руины Зимбабве не являются единственными в своём роде. В окрестностях портового города Нова Софала в Мозамбике имеются развалины около сотни подобных сооружений, хотя и меньших по масштабам, но сходных по структуре.

05 ноября 2022

"Хуёвый" шлем.

Фракийский шлем 4 века нашей эры, Болгария.


Я представляю себе армию "толкачиков" в таких шлемах... 

Жаль, что  "Голливуд" не додумался сделать фильм про войну фракийцев с даками. Вот это было бы зрелище! Кассовые сборы побили бы все рекорды.

Возвращение блудного мужа.

Odysseus returning to Penelope. Greek from Melos island, Cyclades, 460-450 BC. MET Museum.

Пенелопа — Одиссею: "И где тебя хуй носил?"

(Мужиков частенько заносит не в ту степь, если они оказываются на поводу у своего члена.)

С севера - на юг, поближе к винограду и вину.

Фригийцы первоначально жили на Балканах - согласно Геродоту – под именем Бригес, изменив его на Фригес после их окончательной миграции в Анатолию через Геллеспонт. Пока фригийцы жили на Балканах, они были двоюродными братьями фракийцев. Как фригийцы, так и фракийцы являлись близкими родственниками греков-ахейцев. 

Greek bronzes of naked bearded warriors, 460-450 BC.


Back To Matriarchy.

Мой интерес к матриархальным обществам в немалой степени объясняется попытками найти хорошую альтернативу современному общественному устройству. Что это устройство отнюдь не идеально, - козе понятно. У всех здравомыслящих людей "кипит разум возмущённый", когда они сталкиваются с узаконенными глупостями и несправедливостями. 

Если столь велики злоупотребления государственной властью, то, естественно, возникает интерес к до-государственным обществам. А как они там раньше жили без царей-самодуров?

Вот, возьмём, к примеру, носителей трипольской культуры. Не имея государства, то есть "аппарата насилия в руках господстующего класса", и не имея господ, как они там наказывали преступников? Я подозреваю, что их просто изгоняли из общины, но у меня нет веских доказательств. 

Неприметные "братья по разуму".

После прочтения статей — " Гориллы в зоопарках придумали новый звук, чтобы звать смотрителей. Он эквивалентен человеческому «кхм»", "Шимпанзе научились рыть колодцы в африканских джунглях, чтобы пить чистую воду", "В Индии раненая обезьяна пришла в больницу вместе с детёнышем" — возник интересный вопрос: а если бы не было людей, научились бы шимпанзе рыть колодцы в джунглях?

Недавно в записи "Импринтинг" говорилось о механизме обучения и запоминания, распространённом среди млекопитающих. Там я сделал предположение, что "культуртрегерами", то есть передатчиками культуры, для первых людей были инопланетяне или ангелы.


Ну, или, может быть, какая-то неведомая современной науке "допотопная" цивилизация.

Я сам свидетель того, что собаки умнеют прямо на глазах. В последние годы я неоднократно наблюдал, как городские бездомные собаки переходят улицу на зелёный свет светофора. Разве это не разумное поведение? И тут возникает подозрение, что собаки учатся такому поведению у разумных людей. То есть, разум каким-то образом "перетекает" от людей к собакам и другим животным. Есть такая поговорка: "С волками жить — по-волчьи выть". Но, может быть, по аналогии с этой поговоркой, и "с людьми жить — по-человечески поступать"?

Можно представить себе такую картину: когда-то, в стародавние времена, на нашей планете жили разумные люди и содержали обезьян в качестве домашних животных. 

Чижов Борис Михайлович. Прогулка