09 декабря 2022

О тринадцатом месяце года.

"Ввиду того, что солнечный год охватывает период времени, в котором заключается несколько более 12 лунных месяцев, для согласования лунного и солнечного календаря к третьему году добавляли тринадцатый месяц. Таким был, например, древнеиндийский календарь", - говорит Ариэль Голан.

"В отличие от григорианского календаря, который добавляет дополнительные дни к месяцу, чтобы скорректировать несоответствие между двенадцатью лунными циклами (354 лунных дня) и почти 365 солнечными днями, индуистский календарь сохраняет целостность лунного месяца, но вставляет дополнительный полный месяц по сложным правилам, один раз в 32—33 месяца, чтобы гарантировать, что праздники и ритуалы, связанные с урожаем, приходятся на соответствующий сезон", - разъясняет Википедия. 

Адхи́ка (санскр. अधिक, IAST: Adhika, «лишний, дополнительный») — это дополнительный солнечный месяц (тринадцатый) в древнеиндийском лунно-солнечном календаре. Адхика маса (месяц) — это первая часть месяца из двух, а адхика титхи — вторая. Во время адхика маса проходит фестиваль мела (с санскр. — «ярмарка», «собираться», «встречаться») в деревне Мачхегаун в Непале.

Интересно, а не было ли что-нибудь наподобие ярмарок в староевропейских ронделах?

"Где-то около 4800 года ронделы всячески перестраивались, их чистили, люди ухаживали за ними, а примерно около 4600 года, скорее всего, произошли какие-то изменения, и мы видим это в археологических источниках" (Источник). 

Что там произошло около 4600 года до х. э.? Мария Гимбутас пишет: "В 4500 — 2500 гг. до н. э. Восточная и Центральная Европа находилась в состоянии непрерывной трансформации, вызванной повторяющимися нашествиями курганной культуры из волжских и северопонтийских степей". Может быть, примерно в это время произошёл переход от лунного календаря к солнечному и дополнительный тринадцатый месяц исчез из календаря? И после этого люди перестали собираться на "ярмарках" раз в три года?

08 декабря 2022

Сдвоенные сосуды.

Странные сдвоенные сосуды Трипольской культуры явно не предназначены для хозяйственных нужд.

3500 - 3000 ВС

Может быть, две чаши сосуда, как две чашки бюстгальтера, символизируют груди Богини? Или, может быть, эти чаши символизируют богиню-мать и её дочь, типа Деметры и Персефоны? У шумеров Инанна обитала на небе, а её сестра Эрешкигаль — в подземном мире. В захолустной области Древней Греции — Аркадии — в античное время поклонялись двум богиням, которых называли Великие богини. Славяне-язычники поклонялись двум "рожаницам"; известно их изображение в виде слитных фигур.


Интересно, что подобные сдвоенные сосуды имелись и в других староевропейских культурах.

Древняя Мальта. Стадия Таршиенского некрополя 2500-1500 гг. до н.э.

Древняя Испания. Культура Лос-Мильярес 2500-1800 гг. до н.э.

На ум приходит "живая" и "мёртвая" вода русских народных сказок. Ведь Богиня, как свиноматка, не только рождает, но и пожирает своих детей; Лукреций характеризует Великую богиню как всё порождающее и всё пожирающее божество; в дравидийской Индии богиня-мать в то же время и богиня смерти. 

Можно лишь гадать, каким образом и в каких ритуалах использовалась "живая" и "мёртвая" вода из этих сосудов.

И снова о дольменах.

Автор статьи "Храм Богини на р.Кизинка" приводит нижеследующий символ

и толкует его таким образом:

"Подобный шестилучевой знак - символ рожающей богини, встречается на дольменной керамике и широко известен по всему миру. Он, например, изображён на одеянии Афины в греческой вазописи и на сосуде из Наски, изображающем богиню-мать. Этот же знак встречается среди наскальных изображений Беломорья. Богиня, широко раскинувшая руки и ноги показана в момент родов, когда из лона уже появилась голова её дочери. При этом получается фигура-перевёртыш, т. е. верхняя половина фигуры не отличается от нижней". 

Ба-а-а! - подумал я. - Да это же т. наз. "громовой знак" Перуна! Современные неоязычники говорят, что это "само солнце (и свастика у них - тоже солнце), , которое является колесом от колесницы Бога Неба Перуна". Это "знак мужской доблести и славы", и пр. Но я давно уже подметил одну "странность" с этим знаком и написал об этом в статье О "громовом знаке". Никакой это не "громовой знак", а баба рожающая, чисто женский символ. 

Далее, автор статьи "Храм Богини на р.Кизинка" сообщает о том, что на некоторых дольменах Западного Кавказа изображена пара грудей, что можно понимать как символ богини, образ которой связывался с уходом в загробный мир. Цитирую:

"Дольмен воспроизводит лоно, где сходятся концы и начала бытия. Фаллическая форма втулок сочетается с изображением женских грудей на фасадах некоторых дольменов. В данном случае часть –  фалл, грудь, заменяли изображение целых фигур.


Икона материнской любви.

В древности на Ближнем Востоке и в Передней Азии был широко распространён иконографический сюжет с коровой и телёнком. Телёнок сосёт молочко из коровьего вымени, а мама-корова тем временем вылизывает его попу.

По-моему, это идеальная и совершенная икона материнской любви. Ну, и вообще всякой любви. 

В древности иконы называли "Библией для неграмотных". Или "Евангелием для неграмотных". Потому что иконы в наглядной форме передают основные, базовые понятия теологии. 

Судя по этим иконам, древние учили своих детей, что "Богиня есть любовь". И, указывая на эти изображения, говорили своим детям: смотрите и запоминайте этот образ божественной любви. По тому узнают все, что вы адепты Богини, если будете иметь такую же любовь между собою.

А как сейчас, в наше время, учат детей о том, что такое любовь? Я за десять лет школьного образования не услышал о любви ни слова, ни полслова. Нет таких уроков в школе.

07 декабря 2022

Цветок жизни.

Известняковая стела с изображением ханаанейской богини, поклоняющейся Древу жизни. Телль Бейт Мирим, 14 век до н.э.

Возможно, это вовсе не богиня, а обычная смертная женщина, и похоже на то, что она стоит в окружении нилотских лотосов. Хотя, это могут быть не лотосы, а голубые водяные лилии (синонимы: кувшинка голубая, blue lotus, blue Egyptian lotus, blue water lily, blue Egyptian water lily, sacred blue lily, sacred narcotic lily of the Nile и др.), которые ошибочно называют голубыми лотосами. Эти прекрасные голубые цветы, родом из болот Нила, считались "волшебными цветами", и египтяне им поклонялись...

Цветы раскрываются утром, поднимаясь к поверхности воды, затем закрываются и тонут в сумерках. Египтяне надеялись на их перерождение сродни открывающейся кувшинке, считая, что покойный умирает так же, как водяная лилия закрывается в ожидании открытия утренним солнцем.


Государство как "антисистема".

"В классическом феодализме система жила за счёт природы-матушки, которая нахаляву давала крестьянину зерно, а феодал в свою очередь грабил крестьян", - говорит greenorc в записи Ну и о насущном :).

А раньше, до классического феодализма, разве было иначе? Если взять, к примеру древний Шумер III тыс. до н. э., то мы увидим там всё то же самое. Сначала там произошла экспансия неолитической земледельческой культуры, с северо-запада на юго-восток, с Армянского нагорья до побережья Персидского залива, вдоль по течению рек Тигр и Евфрат. Потом в местечке под названием Эриду к земледельцам "подселились" шумеры, как позднее римляне "подселились" к этрускам, на границе их Двенадцатиградия.

Рим (Roma) в нижнем правом углу

Есть такие паразиты, типа клещей, которые впиваются в тело животного или человека и питаются его кровью. Точно такими же "клещами" были шумеры и римляне. Римляне, по отношению к этрускам, представляли собой "антисистему", если использовать терминологию Л. Н. Гумилёва. По Гумилёву, антисистема — это «система, выполняющая по отношению к данной противоположную функцию». Например, раковая опухоль растёт, разрушая и убивая организм, который её «питает». Римляне, присосавшись к этрускам, разрушили их Двенадцатиградие. Шумеры, присосавшись к субареям, уничтожили города носителей убейдской культуры. 

Меня всё время подмывает назвать государство "антисистемой", так как государство, по отношению к традиционным родоплеменным обществам, выполняет противоположную функцию. Где заводится государственный червь-паразит, там приходит в упадок и умирает общинная жизнь, ибо, конечно, общинное самоуправление несовместимо с царской "вертикалью власти".  

Крах гиперболоида Уинтропа Келлога.

Психолог Уинтроп Келлог в 1931 году воспитывал своего сына вместе с шимпанзе, как брата и сестру. И всерьёз хотел социализировать шимпанзе и научить её говорить. Шимпанзе одевали, как младенца: сначала в пелёнки, а затем в комбинезон. Её катали в коляске, усаживали на стульчик, она спала в кроватке, и её целовали на ночь. Шимпанзе учили тем же вещам, которым любящие родители учили бы маленькую девочку.

Гуа развивалась гораздо быстрее, чем мальчик. Особенно быстро развивалась в двигательных навыках - лазании и прыжках. Она научилась есть ложкой, пить из стакана и открывать двери раньше своего "сводного брата".

Шимпанзе быстрее человеческого ребёнка научилась есть ложкой. Но человеческая речь ей так и не далась

В отчёте об этом эксперименте доктора Келлога и его жены было указано, что животное может в значительной степени социализироваться путём дрессировки и общения с людьми. Однако, учёный отметил, что "существуют определённые пределы степени гуманизации для нечеловеческих видов. Независимо от количества социализирующих и гуманизирующих воздействий".

Этот эксперимент напомнил мне про повесть "Собачье сердце" Михаила Булгакова, написанную им в 1925 году. Там доктор Преображенский хотел социализировать пса, но у него тоже ничего не получилось из этой затеи. 

Я вижу два совершенно непреодолимых препятствия на пути "очеловечивания" животных.

1. Язык. И дело здесь не в гортани и не в голосовых связках, - в конце концов, есть ведь и язык глухонемых, можно ведь изъясняться и "на пальцах". Но любой язык — это набор символов, и у человека есть абстрактное мышление, мышление на уровне символов, а у обезьяны его нет. Человек понимает, что набор из двух символов "м" и "а" означает "мама", самое родное и близкое ему существо, а обезьяна этого не понимает, сколько ни показывай ей эти буквы. 

Далее, из языка вытекает традиция (кстати, и сам язык является самой древней и самой мощной из всех традиций), традиция как форма передачи знания из поколения в поколение. Даже если допустить, что шимпанзе Гуа успешно социализовалась бы в семье учёного, то как без языка она смогла бы передать своим потомкам усвоенные ею знания и навыки? Всё это умерло бы вместе с нею.

2. Мораль. Одних знаний маловато. Это осознал академик Сахаров: люди создали атомное оружие, но без высоконравственного поведения это оружие угробит человечество. Психолог Уинтроп Келлог прервал свой эксперимент именно по моральным соображениям: на каком-то этапе он осознал, что шимпанзе, физически намного более сильная, чем её "сводный брат", просто раздавит ему грудную клетку в своих объятиях или что-нибудь в этом роде. Внушить мораль обезьяне так же невозможно, как научить её языку.

Понятное дело, что никакие гены не переносят язык и мораль от родителей к детям. Это всё передаётся (или не передаётся) культурой. Но вот вопрос: откуда же получили навыки культурного поведения первые люди? Обычно люди отвечают на этот вопрос шуткой, мол, рептилоиды научили людей, потому что серьёзно люди ответить на этот вопрос не могут.  

Янус как член "Двоицы" Пифагора.

Ариэль Голан говорит, что Янус почитался совместно с Юноной, в чём можно видеть реликт культа двух главных божеств неолитической религии (то есть Великой богини в образе "мировой коровы" и её быкоголового консорта). Характерно италийское имя этого божества Ани, похожее на имя шумерского бога неба Ан (аккадский Ану), да и на имя самого Януса (особенно без окончания -us). Любопытно созвучие этого Ана-Ани-Януса с "Царицей Неба" Анат. Если соединить воедино Ан и Анат, то, очевидно, получится та самая Двоица, которую имел в виду В. Розанов. "Первая строчка книги Бытия: "В начале сотворил Бог" (евр. "бара Элохим") имеет сказуемое ("бара") в единственном числе, а подлежащее ("Элохим") - к преткновению всех богословов - не в единственном, а во множественном числе (ед. число - "Эллоах"; ср. арабское - "Аллах"). Загадкою филологическою разрешается загадка метафизическая: "бара Элохим", очевидно, нужно перевести "сотворила Чета" (мистическая "Двоица" Пифагора), "сотворила супружеская Чета Отца и Матери".

Но, очевидно, их творение оказалось, мягко говоря, несовершенным. Ну, типа какой-нибудь железяки, подверженной ржавчине. И поэтому устраиваются мистерии для "очищения" и "переплавки" человека; в Элевсинских мистериях доделывается то, что не было доделано при сотворении человека. Если б люди были сотворены совершенными, то не было бы никакой нужды ни в мистериях, ни в религии. Но, поскольку религия всё же существует и существовала всегда, нам надо прийти к выводу о том, что её появление было вызвано осознанием фундаментального несовершенства человека. Даже самые "ослепительные" красавицы подвержены старению, и самые гениальные умы не могут найти никакого "противоядия" смерти. Я уж не говорю про неискоренимую глупость людей, которая является основной причиной всех бед и трагедий рода человеческого. Значит, верны были представления древних людей, когда они изображали Великую богиню в виде коровы, а её консорта - в виде бычка. И, судя по всему, они вполне осознавали свою собственную "быкоголовость". Как говорится, "яблочко от яблони недалеко падает".


Как сбросить ненавистные "рога"
— о том мечтали лучшие представители рода человеческого испокон веков. Наверно поэтому тема быка проходит яркой линией от пещерных росписей верхнего палеолита до митраизма эпохи Римской империи. Конечно, тут не обошлось без профанации, как, например, в культе Митры, и Христос говорил митраистам: "истинно, истинно говорю вам, кретины, не бычью кровь проливать надо, а свою собственную дурную кровь спускать надо". Ну и показал пример истинного преображения человеческой природы.    

Полушутя, полусерьёзно о "происхождении видов" какашек.

Имя древнеримского бога Януса созвучно лат. jania 'дверь' и 'janus' проход. Интересно, что сходное слово anus означает 'круг, кольцо'. Ариэль Голан говорит, что anus означает также 'старая женщина'. При этом Янус, как бог/богиня времени, имеет отношение к восходу солнца, утром отпирает солнечные ворота, а вечером запирает их. 

Любопытная картина вырисовывается... Утром присела "старая женщина" и покакала. Это что же получается, люди — её "какашки"?

автор рисунка Dulcolax. Hello Shit Man. 2015

На рисунке какашки сидят в жопе как в тюрьме и ждут, когда же наконец откроется анальный сфинктер. "В заднем проходе есть два анальных сфинктера, которые контролируют выход фекалий из организма, внутренний анальный сфинктер и внешний анальный сфинктер", - сообщает англоязычная Википедия. Да это же Янус, как есть Янус!

06 декабря 2022

Эротика и свобода.

Перестройка в СССР при Горбачёве началась с либерализации эротики и секса. Я помню ту тётку, которая выставила себя на всеобщее посмешище, заявив, что "в СССР секса нет". Также я помню, как при Ельцине видеокассеты с "порнухой" продавались в уличных киосках на автобусных остановках. Теперь такое абсолютно исключено, исчезли даже календари с полуобнажёнными девушками из подземных переходов.


 

Ленин в декабре.

Несколько иллюстраций в продолжение предыдущей записи О разделении года на "мужскую" и "женскую" половины.


О разделении года на "мужскую" и "женскую" половины.

По мнению Ариэля Голана, в мифологизированной календарной системе у разных народов год делится на две половины, причём холодная считается "женской", а тёплая - "мужской". Нынешняя детская забава катать из снега шары и сооружать из них "снежную бабу" — это явно наследие тех времён, когда из снега лепили идола, представлявшего богиню в её зимней ипостаси. "Снежной бабе" дают в руки метлу, некогда служившую символом дерева, одного из воплощений богини. (А по-моему, это более напоминает полёт ведьмы на метле.) Русское выражение "матушка-зима" происходит от представления о том, что зима соотносится с богиней, считавшейся матерью мира. (Слово "мир" здесь следует понимать как "отсутствие войны".) О том, что в конце февраля проходит время её господства, свидетельствует обряд похорон женского манекена на масленичных праздненствах. 

Крестьянки деревни Колюпаново Калужского уезда с куклой Масленица.

Сжигание чучела Масленицы. Васнецов

Бабы оплакивают Масленицу, а мужики сжигают её. А потом их словно черти разжигают и они начинают друг другу морды бить, - я имею в виду "кулачки", кулачные бои на Масленицу.

В данной связи надо заметить, что месяц март у древних римлян был посвящён богу войны Марсу. В марте же у римлян начинался новый год (отсюда понятно, почему декабрь от слова decem -10). Скорее, начинался "мужской" год, или "мужское лето" (В Повести временных лет говорится: «В лето 6605 (1097). Пришли Святополк и Владимир...», раньше "год" назывался "летом"). "Бабье лето" начиналось осенью, а "мужское лето" начиналось весной. Зимой все сидели по домам, а дом — это женская "вотчина": в доме баба на "середе" ("середа" - кухня), то есть в середине, в центре всех дел и забот. Весной же, с наступлением тепла, мужики выходили на улицу и начинали "петушиться"-"яриться". Тут надо напомнить, что вплоть до наступления Нового времени все войны велись в летний, тёплый период, и с наступлением холодов мужики расходились по домам к своим тёплым печкам и бабам.

05 декабря 2022

Иконографические параллели.

Печать из Мохенджо-Даро — ок. 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею коленопреклонённый жрец и младенец, справа коза-кормилица, внизу 7 Плеяд из созвездия Тельца (Быка) в хороводе танца.

Интересно, что в искусстве Древнего Египта встречается тот же иконографический образ — Богиня, как бы "произрастающая" из Древа Жизни.

Не отсюда ли "растут ноги" у "неопалимой купины" — образа горящего, но не сгорающего куста

О нестинарстве.

Обыкновенно исполнителями танца были женщины, вышедшие из возраста деторождения. Одна из этих женщин исполняла роль главной нестинарки. Люди верили, что она была способна передать остальным нестинаркам силу и вдохновение. Очевидцы рассказывали, что даже когда нестинарка роняла свой платок на раскалённые угли, он не воспламенялся. Нестинары рассказывают, что перед вхождением в огонь, их руки и ступни внезапно остывают и потом восстанавливают свою обычную температуру спустя длительное время после их выхода из огненного круга.


Дом главной нестинарки считался святым, его называли “конак” или столнина и в нём обыкновенно находилась часовня святых Константина и Елены. Хотя сами нестинары говорят, что святые Константин и Елена прокладывают им тропинку через круг раскалённых углей, чтобы они перешли через них невредимыми, на самом деле христианские святые тут ни при чём. Здесь мы имеем дело с типичным двоеверием, православным "прикидом" на языческом основании. Очевидно, практика хождения по огню является "протуберанцем" древних оргийных, экстатических танцев. В Восточной Болгарии „буенец“ называют буйный, извивающийся змеёй хоровод, который танцуют на праздниках во время Великого поста. Неизменная часть нестинарского танца - музыкальное сопровождение на тыпане - это вид большого барабана. Это напоминает нам тимпаны культа Кибелы. Нестинарские мелодии не исполнялись нигде больше и никогда, кроме как во время ритуала. В остальное время года нестинарский тыпан сохранялся вместе с обрядовыми иконами в специальных красных чехлах в специальной нестинарской часовне, которая обычно была построена вблизи от священного, целебного источника.

В его водах каждый год заново обмывались и освящались иконы и тыпан, до начала нестинаркого шествия и игр. После праздничной службы в церкви все, во главе со священником, отправлялись к конаку или столнине. Впереди несли икону святого Константина. Дойдя до места, приносили в жертву ягнёнка и устраивали общую трапезу, на которую каждый приносил курбан и обрядовый хлеб. Жертвоприношение ягнёнка под иконой святого Константина - это выглядит как если бы в православном храме вместо попа производил камлание шаман с бубном. Двоеверие "стопудовое"!

Кульминацией праздника было хождение по огню. Большой нестинарский костёр разжигали на центральной площади села ещё рано утром. Когда вечером он догорал, угли разгребали ровным толстым слоем, очерчивая огромный круг. Поодиночке или группой нестинары босыми ступали по раскалённым углям. Они часто переступали с ноги на ногу, размахивали руками и издавали крики “вах, вах”, устанавливая своеобразный контакт со святыми Константином и Еленой. Считалось, что в результате этого соприкосновения нестинары могли разговаривать с мёртвыми и обретали способность пророчествовать. Во время пляски некоторые нестинары предсказывали градобития, поветрия, а также способы избавления от них. Источник


04 декабря 2022

Из лексикона баб-Мани.

Мою бабку по отцу звали Мария, а дети называли её "баб-Маня". Я смутно помню и прабабку по имени Мелания, или "бабка Малаха" в просторечии. А прапрабабку звали Лукерья, - это я знаю из списков "за упокой души". 

"Баб-Маня" - это бабуся со стороны отца, с которой я жил под одной крышей. А как звали бабку по материнской линии, я не знаю. Все называли её "Семенихой". Муж у неё был Семён, а она, стало быть, Семениха. Я помню, другую бабку звали Титáвна, потому что у её мужа было имя Тит.

Бабка Мария родилась и всю жизнь прожила в деревне. Поэтому её язык изобиловал интересными словечками простонародной "хрестьянской" культуры. Многие слова и речевые обороты я уже забыл, но, что помню, буду записывать на этой страничке время от времени, по мере припоминания.

Неолитические "корни" Масленицы.

Ариэль Голан выражает своё недоумение насчёт Масленицы, которая на Руси считается "проводами зимы":

"Объяснение этого праздненства с точки зрения "солярной теории" неприемлемо: праздненство в феврале не могло возникнуть как чествование солнца. Равным образом несостоятельны и "аграрно-календарные" обоснования: почему-то праздник пробуждающейся весны справляется зимой".

"Всё дело в том, - говорит А. Голан, - что это праздненство порождено не реальными условиями быта и хозяйства жителей Европы; это ритуал, который сложился в условиях раннеземледельческих культур, а затем передавался другим народам в качестве религиозной традиции. На Ближнем Востоке весна наступает действительно в феврале".

Офигеть вообще! Неужели этот праздник перешёл к древним славянам в качестве наследия матриархальной Трипольской культуры?


"Рожки да ножки" язычества.

Ариэль Голан говорит, что "по всей Европе, от Испании до России и Восточного Средиземноморья, существовал обычай в ночь св. Иоанна ходить босиком по горячим углям". 

Этот обычай сохранился лишь в глухих деревнях на крайнем юго-востоке Болгарии в горах Странджа близ побережья Чёрного моря. Я имею в виду нестинарство. В других же местах нестинарство выродилось в прыжки через огонь да хороводы вокруг костра в ночь на Ивана Купалу.

Ночь на Ивана Купала

Увы, этот энтропический процесс упрощения всего и вся касается не только язычества, но и христианства. Чтобы увидеть это, достаточно лишь сравнить обряд водного крещения в древних церквях, с предшествующим сорокадневным постом неофита (и часто всей общины, в знак солидарности), и современного крещения младенцев. Древность от современности отличается как небо от земли.

В продолжение темы см.: Обмирщение Церкви, О водном крещении, Инициация и обрезание.

О происхождении креста.

Ариэль Голан написал большую статью "Солнечная птица" о происхождении креста как религиозного символа. Его попытки привязать крест к солнцу (символ в виде диска с крестом) кажутся мне неубедительными. Если мы посмотрим на несколько примеров подобных изображений, то увидим, что крест внутри круга выражает христианскую идею воскресения. Иисус Христос трактуется как "Солнце правды", "Солнце праведности", "Солнце жизни" и т. д. 

катарские кресты

катарский крест

ирландский крест

иллюстрация Карла Густава Юнга

03 декабря 2022

О жертвоприношении животных.

Ариэль Голан рассказывает о "медвежьем празднике", который заключался в ритуальном умерщвлении медведя с последующим его торжественным поеданием, которое совершалось только мужчинами. Убив медведя, водили вокруг него хоровод, говоря: "Не мы тебя убили, сам умер. Плохо не думай и наших детей не трогай". По мнению А. Голана, "медвежий праздник" представляется пережитком традиции, восходящей к медвежьим ритуалам, совершавшимся неандертальцами.

В записи "Разнокалиберная" религиозность я уже говорил о том, что в язычестве полно всякой дряни. Потому что все люди — разные, очень разные. Какие люди — такая у них и религия.

Австралийские чуринги и палеолитические "венеры".

Ариэль Голан говорит, что австралийские чуринги (священные камни) — это "души умерших". По мнению аборигенов, души умерших, обратившись в камни, отправляются на покой в "священную пещеру".

чуринги аборигенов Австралии

Такое же представление существовало у жителей Европы 12 тысяч лет тому назад, судя по чурингам эпохи мезолита, найденным в Азильской пещере (Франция). 

Орнаментированные охрой гальки из пещеры Мас-д'Азиль. Ок. 9000 лет до н. э.

"У многих народов существовал обычай, по которому женщина, желающая иметь ребёнка, садится на священный камень или трётся о него животом", - пишет А. Голан. 

В записи "Челночная" жизнь австралийских аборигенов я уже высказывал своё предположение о том, что, может быть, австралийские чуринги функционально тождественны верхнепалеолитическим "венерам". А пуркуа бы и не па? Повсюду в мире распространено верование, согласно которому человек оставляет частицы своей души на всём, к чему он прикасается (кстати, на этом основана и вера в колдовство). Допустим, в эпоху верхнего палеолита женщина своими руками изготавливала "венеру" и хоронила её в условленном месте, например, где-то в очаге или поблизости от очага. После её смерти другая женщина, зная, где искать "чурингу" с душой своей мамы или бабушки, находит её в печной золе и, как говорит А. Голан, трётся о неё животом. Душа с "чуринги" перетекает во влагалище, и, далее, в матке соединяется с эмбрионом, зачатым от какого-либо мужчины. Таким образом, происходит своеобразное духовное "крещение" эмбриона.

Ну, собственно, примерно так же действуют и австралийские аборигены. У них новорождённые дети представляются как перевоплощённые предки. Чуринги извлекаются и используются, как правило, в местах захоронения предков, в местах обитания духов предков. В этих местах обитают духи предков и ждут случая для очередной реинкарнации – воплощения, переселения, вселения в тело женщины в виде зародыша будущего ребёнка. Таким образом, место смерти для первобытных людей данного времени – это ещё и место зачатия детей.

Глядя на австралийскую аборигенку, которая направляется к могилам своих предков для того чтобы зачать ребёнка, тупые антропологи полагают, будто они она не ведает, что дети родятся от сексуальных отношений с мужчиной. Всё она знает и ведает, да только она не придаёт никакого значения тому зародышу, который появляется в результате секса. Это не более чем кусок мяса. (Кстати, современное общество, допускающее аборты, думает точно так же.) Человеком же он становится лишь тогда, когда "пропитается" духом умершего предка. Тогда он "в доску свой", родной, "нашенский".

Загадочные сети.

Мегалиты Гёбекли-Тепе (между 9500 и 8000 гг. до н. э.) покрыты какой-то сеткой. 

Похожая сетка имеется и на мегалитах Ньюгрейнджа в Ирландии (между 3100 и 2900 гг. до н.э.).

Ариэль Голан приводит свидетельства того, что сеть была символом Великой богини, но они кажутся мне неубедительными.

На нижеприведённом сосуде Халафской культуры я ещё могу увидеть "женские" треугольники, но я не могу различить их в вышеприведённых сетках.

Конечно, если "натягивать сову на глобус", в сетке тоже можно увидеть сдвоенные треугольники. Но, может быть, это вовсе не треугольники, а ромбы.

Что символизируют эти загадочные сети, - я не знаю. 

"Женский" треугольник.

Треугольник как знак женского пола появился ещё в верхнем палеолите.


 Позднее, в эпоху неолита, мы видим этот знак на изображениях танцующих женщин. 

Эти предельно стилизованные изображения женщин с "осиными" талиями напоминают крито-минойских ос.

Впрочем, эти танцовщицы с колоколовидными юбками в равной степени напоминают и крито-минойские лабрисы. 

Они, лабрисы, похожи на сдвоенные треугольники танцующих женщин.

В общем, этот изобразительный мотив, идущий от пещерных времён, дожил до бронзового века и часто встречается на ближневосточных статуэтках богинь II тыс. до н. э.

Ваза Иштар. Южная Месопотамия, руины города Ларса, гробница 15. Бронзовый век, период Исин-Ларса, 2025 - 1763 годы до н.э.

02 декабря 2022

Закат горел залупой красной...

Rock carving with the shape of a snake at Tanum (Sweden)

Наскальные рельефы в Тануме — комплекс петроглифов в коммуне Танум, лен Вестра-Гёталанд, Швеция. В общей сложности комплекс насчитывает около 3000 рисунков, сгруппированных более чем в 100 местах вдоль 25-километровой линии, которая была берегом фьорда в бронзовом веке. Площадь комплекса — 0,5 км². Возраст рисунков от 3800 до 2600 лет.  

Я обратил своё внимание на вышеприведённый петроглиф. Голова длиннющего змея находится как раз напротив головки мужского полового члена в состоянии эрекции. Что бы это могло значить?

Известно, что солнечное затмение объяснялось в старину как попытка дракона поглотить светило. Может быть, здесь изображено соперничество "князя света" и "князя тьмы"?

В данной связи надо напомнить, что во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца». Имя Ярила может быть этимологизировано от ностратического *jarȃ 'сиять'. Однако, с другой стороны, имя Ярилы — явно производное от глагола «яриться», т. е. возбуждаться, пылать, приходить в ярость, входить в страсть. Гальковский даёт этому глаголу синоним «иметь похоть», ссылаясь на то, что в Смоленске «яруном» называли быка-оплодотворителя. Ярь — это желание, похоть, ярец — май, яр — жар. Яро — шибко, быстро, скоро, ярун — похотливый (или токующий тетерев, или бык-производитель), ярость — гнев и похоть, яриться — чувствовать похоть, сербское слово «ярич» обозначает любовный жар. Греческое слово «эрос» и латинское «эрекция» родственны имени Ярилы. 

В Костроме Ярилу изображала небольшая кукла «с огромным детородным удом». Фаллическое чучело Ярилы — «с ярко выраженными мужскими атрибутами» — клали в гроб и «с плачем и воем» опускали в могилу. Как пишет Л. С. Клейн, "центральный момент ритуала — «погребение Ярилы», или «похороны Ярилиной плеши». Выражение «ярилина плешь», «ярилова плешь» вовсе не означало лысину. В русском просторечии слово «плешь» было популярным эвфемизмом: оно относилось не к голове, а к обнажённой головке полового члена (в таком смысле оно употреблялось в похабных стихах Баркова; о том, что эти названия «имеют в виду фаллус», писал и Зеленин). Иногда и сам персонаж назывался не Ярила, а Плехан)".

Значит, слева перед нами стоит Плехан. А какой "гад" — справа от него? В целом, композиция производит такое впечатление, будто автор петроглифа старался изобразить идею о схожести змея и "змеевидного отростка".   

Ранние христиане не крестили девочек?

Ариэль Голан говорит, что "христианский обряд крещения младенцев первоначально не распространялся на девочек".

Я об этом слышу впервые, но допускаю, что такая практика имела место быть у иудействующих ("обрезанных") христиан. Дело в том, что крещение младенцев считается новозаветным аналогом обрезания в Ветхом Завете. В Ветхом Завете все обращённые в иудаизм мужчины, младенцы мужского пола, рождённые от еврейских родителей, и слуги мужского пола подвергались обрезанию в качестве церемонии посвящения в еврейскую общину. Вполне возможно, что эллинизированные евреи, ставшие христианами, признали, что крещение заменило ветхозаветное обрезание и является религиозной церемонией посвящения в христианскую общину. Ну и, как в иудействе они совершали операцию обрезания мальчиков, так и в христианстве они стали крестить тоже мальчиков. Традиция, понимашь...

Сатурн и Сатана.

Любопытно созвучие между Сатурном и Сатаной. У древних римлян с Сатурном связывались представления о золотом веке, о времени всеобщего изобилия. Имя Сатурна этимологически связано с латинским saturum 'сытый, насыщенный, богатый, обильный'. То есть, по представлениям римлян, в золотом веке люди жили как в раю, и они воспроизводили эти райские условия на несколько дней в году, устраивая сатурналии. Но ведь и Сатана причастен к раю; согласно Библии, он был в раю вместе с Адамом и Евой.

Уильям Блейк. Сатана в Эдеме

Кроме того, Ариэль Голан указывает на созвучие древнегреческих сатиров с Сатурном. Характерные черты сатиров — похотливость, пьянство, веселье — напоминают нам о том, чем люди занимались на сатурналиях. 

Les Saturnales ou l'Hiver By Antoine Francois Callet