03 августа 2022

"Матриархат" в семьях ямщиков.

О японском шаманизме.

Японский шаманизм, каким мы его знаем на сегодняшний день, это прежде всего техника одержимости духами умерших, практикуемая почти исключительно женщинами. Согласно Маттиасу Эдеру, к главным действиям шаманок относятся следующие: "1) Они делают так, что душа умершего приходит с того света. В простонародье тогда говорится о шиникучи, что можно перевести как "уста умершего". Когда они делают так, что издали приходит дух человека живого, тогда говорят о икикучи, то есть "уста живого". 2) Они информируют спрашивающего о будущем счастье и несчастье; народное название этого действия — камикучи, "уста бога". 3) Они изгоняют болезни и другие несчастья, а также занимаются религиозным очищением. 4) Они спрашивают у своего бога название лекарства, которое следует употребить против определённой болезни. 5) Они находят пропавшие предметы. Чаще всего у шаманок просят вызвать дух умершего и души лиц, живущих далеко, а также предсказать хорошую или плохую судьбу. Души, вызванные с того света, — это чаще всего души родственников, любимых и друзей".

Многие японские шаманки слепы от рождения. Когда душа умершего, согласно верованиям, говорит голосом шаманки, последняя играется бусами из жемчужин или луком. Обучение будущей шаманки происходит под руководством инструкторши и длится от трёх до семи лет. Заканчивается оно бракосочетением девушки с её богом-покровителем. В некоторых районах посвящение включает также изнурительное физическое испытание, после которого неофитка падает на землю, теряя сознание. Её реанимация отождествляется с «рождением» (танндзё), и девушка надевает свадебное платье. Мистическое бракосочетание шаманки с духом-покровителем является, очевидно, весьма древним обычаем. "Боги женщины-духи" (микогами) засвидетельствованы уже в Кодзики, Нихонги и других древних источниках; это боги, "в которых саму женщину-духа (то есть шаманку) чтят как богиню, а позже так же чтят и богов, рождённых от брака женщины-духа с богом. Этих женщин-духов называют также "Божьей Матерью" или "Святой Матерью". В Энгишики список богов, чтимых в святых местах, включает длинный перечень "богов женщин-духов", микогами. Кроме этих богов-духов, официально служащих своим богам в святых местах, существовали и частные "супруги на одну ночь" (ичиятсума), партнёром которых был "блуждающий бог" (маребито), наносящий им визиты. Последние, как характерный признак своего особенного положения, прикрепляли на крышах своих домов стрелу, украшенную белыми перьями. Когда бог вызывал женщину, чтобы она служила ему на его алтаре, она приносила сосуд с рисом (мешибитсу — чтобы сохранить тепло варёного риса; именно из этой посудины рис подаётся в чашки на столе) и сковородку, то есть утварь, подобную той, которая должна быть в приданом молодой жены. Ещё не так давно совокупление между жрецом алтаря и женщиной-духом составляло часть программы её посвящения. Таким образом себя проявлял бог".

Это бракосочетание с богами напоминает обычаи шаманок саора, с той лишь разницей, что в Японии мы не находим столь интенсивного личного экстатического опыта, как у саорских девушек. По-видимому, в Японии супружество с богом-покровителем является следствием скорее институции, чем личного предназначения. Некоторые другие элементы не вписываются в структуру женской магии — например, лук и конь. Всё это склоняет нас к убеждению, что мы имеем дело с гибридной и поздней фазой шаманизма. С другой стороны, «женщин-духов» микогами и некоторые связанные с ними ритуалы можно сравнить с характерными чертами матриархата: владычицы территориальных государств, предводительницы рода, матрилокальное бракосочетание, "бракосочетание с духом" (бесучече), матриархальный род с родовой экзогамией и т. д..

Источник -  ЛитМир - Электронная Библиотека > Элиаде Мирча > Шаманизм. Архаические техники экстаза > Стр.105

02 августа 2022

Марк, ты не прав!


Хм, ну а что такое "настоящее мгновение"? Как его уловить и подержаться за него? Иногда бывает так хорошо, что хочется воскликнуть: "Остановись, мгновение! Ты прекрасно!" Так ведь не остановится. 

В песне из кинофильма "Земля Санникова" поётся:

"Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь".

"Настоящее мгновение", "миг между прошлым и будущим" - это песчинка в песочных часах в момент её прохождения через узкую горловину.

Верхний сосуд представляет собой будущее, а нижний сосуд - прошлое; между ними тонкое горлышко настоящего, которое мимолётно и неуловимо. Вот на улице я встретил прекрасный образ незнакомки, а в следующий момент её уже нет. Остаётся лишь память.

"Я вспоминаю, тебя вспоминаю,
Та pадость шальная взошла как заpя,
Летящей походкой ты вышла из мая
И скpылась из глаз в пелене янваpя".

Память - феномен сверхъестественный. 

01 августа 2022

О "языке" шимпанзе.

Как много политического дебилизма в окружающем мире! Как будто разверзлись "хляби небесные", но вместо дождей на землю обрушились ниагарские водопады глупости...

Также ширится и растёт научный дебилизм. Вот характерный пример: "«Язык» шимпанзе позволяет из десятка элементов строить сотни фраз с разными смыслами". "Многа букафф", а смысла — 0 (ноль). 

Здесь сразу возникает вопрос: если «язык» шимпанзе позволяет из десятка элементов строить сотни фраз с разными смыслами, то почему шимпанзе не передают друг другу знание на этом «языке»?


Допустим, что какой-то "гениальный" шимпанзе придумал бумеранг, для того чтобы сбивать бананы с деревьев. Может ли шимпанзе рассказать об этом изобретении на своём "языке" другим шимпанзе? Чтобы они поняли пользу этого изобретения и сами стали изготавливать бумеранги, и детей своих учить. Сомневаюсь я, однако. А вот древние люди могли передавать информацию друг другу. Кто-то один, например, изобрёл копьеметалку, и через некоторое время все стали делать копьеметалки.

Говорят, что некоторые неандертальцы были такими умными, что могли изготавливать какие-то орудия. Прямо как кроманьонцы. Но кроманьонцы передавали друг другу "благую весть" о полезном изобретении, а неандертальцы, судя по всему, такой возможностью не обладали. Значит, у неандертальцев был какой-то «язык», но как у шимпанзе, «язык» как лай собак, на котором невозможна передача информации.   

Я допускаю, что шимпанзе могут СИТУАТИВНО подобрать какую-то палку или камень для выполнения той или иной сиюминутной задачи, они могут даже обрабатывать эти камни и палки, если это требуется для выполнения задачи, но как только задача выполнена, они бросают эти обработанные камни и палки. Человек же, в отличие от обезьяны, ПРЕДВИДИТ, что в будущем может повториться подобная ситуация и удобный "инструмент" ему пригодится. Поэтому он принесёт обработанный камень или палку в своё жилище, и со временем превратит его в хранилище разных инструментов. Более того, он расскажет всем своим родственникам и друзьям, зачем он притащил разные камни и палки в своё жилище.

Насколько я знаю, шимпанзе не имеют мест хранения инструментов, не ходят с ними, обвешавшись со всех сторон орудиями (как Анатолий Вассерман со своими карманами), и язык, как средство передачи информации, им не нужен. Не отведали они запретного плода с древа познания добра и зла.

 

29 июля 2022

in memoriam

Источник картинки.

 

Миниатюрная колесница.

 

Миниатюрная парадная статуэтка с двумя персонажами; расписная скульптура из известняка, Кипр, начало 5 века до н. э. Маленькая ярко раскрашенная статуэтка с женской фигурой в сопровождении ребенка: предмет, почти игрушка, закреплен на подвижные колеса. Возможно, это представление священной церемонии, в которой мать сопровождает ребенка для его посвящения божеству. Источник.

Колесница — явно не военная. Интересно, что же было раньше: курица или яйцо колесница военная или сакральная?

Женщина с "писюном".

Данная скульптура трактуется как "Сидящая женщина с ребёнком из Серри, Южная Сардиния, XI-X век до нашей эры" (Источник). Меня, однако, смущает эрегированный "писюн" ребёнка. 


"Маменькины сынки": Джучи, Чагатай, Угедей и Толуй.

Калмыки обладают довольно развитой и чрезвычайно разветвлённой системой родства. Достаточно сказать, что только вертикальная линия охватывает более восемнадцати поколений. Интересно, что родственники по отцовской и материнской линиям имеют отдельные названия и строго отличаются. Например: наһцх – дядя по материнской линии, авһ – дядя по отцовской линии; ач – племянник со стороны отца, зе – племянник со стороны матери и т.д. Согласно древним представлениям, родственники со стороны матери считаются более близкими, о чём свидетельствуют пословицы: усна экн – булг, күүнә экн – наһцнр (истоки рек – родники, истоки рода - родственники по материнской линии), эцкин төрлд – зогсад һар, экин төрлд – сууһад һар (у родных отца – постой, у родных матери – посиди) и другие. Видимо, здесь слышны отзвуки матриархата, но можно также рассматривать это и как дань глубочайшего уважения женщине – матери, хранительнице очага.

Традиционно у всех монгольских народов женщина пользовалась почётом, ей отводилась важная роль в жизни семьи и общества. Бывало, при потере мужа, она взваливала на свои плечи всю тяжесть проблем по выращиванию и воспитанию детей. Документально такой случай зарегистрирован ещё в «Сокровенном сказании монголов», когда мать Темучина – будущего Чингисхана Оэлен-эке (калм. Үүлн эк), после гибели мужа – знаменитого Ессугей-богатура, одна воспитала своих сыновей достойными продолжателями славных дел их отца и деда. Можно добавить, что и любимая жена Чингисхана Бортэ также была замечательной матерью, ибо все рождённые ею сыновья: Джучи, Чагатай, Угедей, Толуй - не уронили чести рода и семьи, не посрамили имени великого родителя, достойно продолжили грандиозное дело своего отца.

История сохранила предание о поступке женщины-ойратки времён ойратско-китайских войн. Захватив семью в составе мужа, жены, брата жены, и нескольких детей, китайский военноначальник предложил женщине оставить в живых одного человека. Она попросила сохранить жизнь своему брату. На вопрос военноначальника: «Почему его, а не мужа и своих детей?», - она ответила, что брат единственный из их рода и с его смертью прекращается род». Это говорит о том, что ойратские женщины были способны жертвовать самым дорогим во имя рода.

28 июля 2022

Почему такие длинные рукава?

 

Румыния, 1933 год. Фото: Kurt Hielscher. Источник картинки.

Интересно, почему рукава такие длинные?

Существует расхожее мнение, согласно которому одежды с длиннными рукавами носили лишь состоятельные люди — бояре, купцы, члены княжеских семей. Вещи с длинными рукавами сигнализировали о том, что человек был не обременён физическим трудом, а значит, достиг материального достатка.

Да, действительно, русские бояре до реформ Петра I носили одежду, которая имела длинные висящие ниже колен рукава, а руки продевались в разрезы, тянувшиеся от запястья до плеча. Но, как замечает Валентина Козинец, длина рукавов у современных простых тибетцев-скотоводов длиннее, чем у знатных монголов династии Цин (Источник).

"Раньше на Руси простые деревенские бабы носили рубахи-длиннорукавки. В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душе­греей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надева­лись также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами", - сообщает Белослава в заметке "Рубаха-долгорукавка и её история".

Стало быть, одежды с длинными рукавами носили не только бояре, но и крестьяне. И, надо полагать, это была праздничная одежда. Слова "праздник" и "праздный" - однокоренные. "Праздный" значит "ничем не занимающийся, не занятый делом, работой". 

В тибетских танцах горши/гурзи танцоры размахивают длинными рукавами; во время свадебного причета невеста всплескивала длинными рукавами, ударялась ими об стол, плакала, пела печальные песни; Василиса Премудрая ”махнула левым рукавом – вдруг сделалось озеро, махнула правым рукавом – поплыли по озеру белые лебеди”. В связи с этим мне подумалось: а не сделаны ли длинные рукава праздничных одежд по образу и подобию птичьих крыльев?

русская праздничная рубаха-долгорукавка

И не перекликается ли этот образ с евангельскими птичками небесными, которые "не сеют и не жнут" (Мф. 6:26)? Они не работают, потому что живут как в раю. Ну а мы, люди, вынуждены трудиться ежедневно, чтобы время от времени позволить себе праздник и быть праздными как птички небесные.

Два типа культур.

На Земле существовало и до сих пор существует великое множество различных культур. Как не заблудиться в этом "культур-мультур"?

У Ивана Крылова есть басня под названием "Волк и Ягнёнок".

"Ягнёнок в жаркий день зашёл к ручью напиться;
И надобно ж беде случиться,
Что около тех мест голодный рыскал Волк
".

Сюжет этой басни знаком всем с детства, а кто запамятовал, тот может прочитать здесь.

Ну так вот. Нет каких-то "абстрактных" культур; все культуры носят предельно "шкурный" интерес. Одни культуры можно назвать "культурами Волка", а другие — "культурами Ягнёнка". 

Заметьте, что Волк не сразу кидается на Ягнёнка, - он интеллигентный, культурный Волк. Он прежде ищет оправдания своему насилию.

"Ягнёнка видит он, на добычу стремится;
Но, делу дать хотя законный вид и толк,
Кричит
: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом
Здесь чистое мутить питье
Мое
С песком и с илом?
За дерзость такову
Я голову с тебя сорву»
.

Вот это и есть "культура Волка". Она, конечно, может быть и не столь примитивной, как в басне Крылова, но суть её остаётся прежней. Например, в гитлеровской Германии увлекались философией Ницше и слушали музыкальные произведения Вагнера, но при этом культурный германский Волк постоянно "катил бочку" на еврейского Ягнёнка с "нечистым рылом". 

Каждый человек ассоциирует себя либо с Волком, либо с Ягнёнком, и выбирает соответствующую культуру поведения. 

Может ли Ягнёнок "прикинуться" Волком, напялить на себя волчью шкуру и "пожирать" других Ягнят? Наверно, может. Но бывают такие случаи, когда Ягнёнок сохраняет свою культурную идентичность даже ценою собственной жизни. 


Эта фотография была сделана 19-го июля 1941-го года в Сербии. У стога сена – 19 местных жителей, которых немецкие солдаты получили приказ расстрелять. Тот, который на снимке обозначен стрелкой – рядовой 714-й пехотной дивизии Вермахта - Йозеф Шульц.

Йозеф отказался участвовать в расстреле. Ему пригрозили - за неповиновение его ждёт военный трибунал. И тогда простой немецкий солдат положил оружие и встал вместе с теми, кого он должен был расстрелять.

На снимке - тот самый момент, когда Йозеф Шульц идёт навстречу своей смерти. Он был расстрелян вместе с пленными…

------------------------------------------------------------

Да, и конечно матриархальная культура - это культура Ягнёнка. 

27 июля 2022

Интеллигентская семейная модель в раннем СССР.

Чрезвычайно интересное наблюдение над российско-советской интеллигенцией высказывает Р.С. Черепанова в статье "Материнство и отцовство в системе ценностей отечественной интеллигенции". 

"Для русского интеллигента, - говорит она, - семья означает увеличение материальных расходов и затрат времени, отрываемого от творчества, поэтому ценность семьи (в отличие от ценности дружбы, любви, родства душ) в интеллигентском этосе невысока. Кроме того, поскольку свобода и самовыражение личности находятся в этой системе ценностей на первом месте, семьи интеллигентов довольно непрочны".

И вот, в интеллигентской среде возникает семейная модель, которая "опирается на радикальный и поверхностный вариант просветительства (на «полупросвещение», по известному выражению Пушкина). Мы найдём её у Радищева и Герцена, у Толстого и Чернышевского, у Ленина с его специфической интерпретацией коммунизма [1]. С позиций этого вульгаризированного просветительства, идеальный ребёнок – это сирота, а главный принцип его воспитания – свобода (включая её последствия, в том числе и негативные). Коммуна Макаренко вырастает на этой почве не случайным экспериментом, а закономерным продолжением просветительских проектов по выведению идеального человечества. Любая семья с этой точки зрения ограничивает свободу личности, поэтому в ходе общественного прогресса так или иначе должна исчезнуть".

Интересно получается: если "бытие определяет сознание", то и специфический интеллигентский быт определяет особую семейную модель, в которой всяк сам по себе. И затем эта специфически интеллигентская модель распространяется, в качестве социального эксперимента, на всю советскую Россию.

Автор статьи "Про советский детский сад" пишет:

"И в ноябре 1917 года принят закон, “Декларация по дошкольному воспитанию”. Он гарантировал малышу право на образование и воспитание, а его родителям был порукой в том, что им за это не придётся отдавать ни копейки. Уже в 1918 году на одном из педагогических факультетов появляется дошкольное отделение. С 1919 года вопрос о создании “сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщины” ставится ребром. С лёгкой руки Ильича эти заведения именуются “ростками коммунизма”: тем самым вождь отметил их немалую роль в построении идеального государства. С раскрепощением женщины всё понятно: отныне “Товарищ мама” имела полное право вкалывать за станком от рассвета до заката (а то и внеурочно), но при этом получала абсолютно все права и свободы для реализации себя, любимой, как личности. Во внерабочее время, разумеется. Равная мужчине, добытчица — не жизнь, а малина. С этим вроде понятно, а вот фраза “общественное воспитание” имеет гораздо более глубокий смысл, чем кажется на первый взгляд. Во-первых, она переводит разного рода гувернанток и нянечек в класс буржуазии, тем самым клеймя их позором — это ведь не общественное, а индивидуальное воспитание! А во-вторых, отныне подрастающее поколение с младых ногтей впитывало социалистические идеи, училось ходить строем, кушать — что и все, одевать — что и все, и мыслить в строгом соответствии с установленным регламентом".

Первый пионерский парад. Москва, СССР, июнь 1924 года.

------------------------------------------------------------------------------

[1] См.: Пустарнаков В.Ф. Философия Просвещения России и во Франции: опыт сравнительного анализа. М., 2002. 341 с. 

Материнство под углом зрения русского консерватизма.

В философии русского консерватизма подчёркивалась определяющая роль женщины-матери в созидании семьи и нации. Сосредоточенность женщин на ценностях семейной жизни Н.М.Карамзин в буквальном смысле воспевал в «Письмах русского путешественника». В 30-е гг. XX в. данную мысль высказал русский консерватор-эмигрант И.Л.Солоневич: «Женщина, женщина-мать – она всегда созидательница. Своей семьи, своего очага и отсюда – своей нации» [1].

А если женщина, по тем или иным причинам, не может стать матерью? В таком случае, она может стать девой. К.П. Победоносцев писал: «Чистый, святой образ Матери Божией должен каждую минуту напоминать деве христианской, что нет на земле имени и места святее и чище имени и места Девы» [2]. Материнство - душеспасительно, но и девство - богоугодно. Как говорится, всем сёстрам по серьгам. 

Материнство рассматривалось русскими консерваторами не только в рамках приватной, но и публичной сферы. Идеал матушки-императрицы был разработан Н.М. Карамзиным в произведении «Историческое похвальное слово Екатерине II». [3] В данном труде мыслителя сравнение императрицы с матерью встречается 13 раз: «мать народа», «мать отечества», «прамать» и т. д. Материнское правление являлось более мягким по сравнению с отцовским, имело гуманный характер в области внешней и внутренней политики, позволяло строить отношения власти и подданных на основе взаимной любви и заботы. Образ государыни-матушки задействовали в своих произведениях и другие консерваторы. М.О. Меньшиков назвал княгиню Ольгу «матерью народа русского», «матерью нашей государственности», так как видел её главную заслугу в том, что «именно святой Ольгой начинается наша христианская цивилизация, именно ею начинается наша национальность и наша народная слава» [4].

(Из статьи Н. Н. Козловой "Материнство в философии русского консерватизма XIX – первой трети XX в.)

------------------------------------------------------------------------

[1] Солоневич И.Л. Большевизм и женщина // Вся власть – русским мозгам!: сб. ст. СПб., 2003. С.41.

[2] Победоносцев К.П. Избранное. М.: РОССПЭН, 2010. С. 314. 

[3] Карамзин, Н.М. Историческое похвальное слово Екатерине II // Избранные труды. М.: РОССПЭН, 2010. С.160–217.

[4] Меньшиков М.О. Вечное воскресенье. URL: http://az.lib.ru/m/menxshikow_m_o/text_0100.shtml (дата обращения – 22.07.2013).

Терракотовая женская блузка из Великой Греции.

Среди других экспонатов музея в Пестуме есть часть терракотовой женской статуи с замечательно сохранившейся раскраской.

Источник картинки.

Учитывая сильное этрусское влияние на жителей Пестума, можно предположить, что свастика имела место быть и у этрусков. 

Википедия говорит, что свастика встречается на могильных урнах этрусков. Тем более шокирует изображение свастики на женской блузке.

Однажды вечером я ехал домой с работы, и в автобус вошла девушка лет 15 - 16-ти с сумкой-рюкзачком в виде гробика, с крестом и цепями... Знаете, в молодёжной субкультуре готов такие "штучки" в моде. Может быть и здесь нечто подобное?

26 июля 2022

Луканы: истинные язычники.

Луканы (луканцы, лат. Lucani) — одно из древнеиталийских самнитских племён — к концу V века до н. э. расселились в южной Италии, дав название этому региону — Лукания. Там они вскоре попали в "замес" между греками и римлянами. Отстаивая свою независимость, луканы воевали и против тех, и против других, вступали в союзы с этрусками, кельтами и пунами. 

Город Посейдония был основан в VII веке до н.э. греками из Сибариса (то есть был колонией колонии). В конце V века город был завоеван туземцами - луканами, и при них он уже именовался Пестумом. В 273 г. до н.э. лукан вытеснили римляне. Город существовал в течение всего имперского периода, но в интервале между IV и VII веками стал хиреть и в итоге оказался заброшенным. В числе возможных причин запустения называют набеги пиратов и малярию - бич Южной Италии вплоть до начала XX века. Жители Пестума ушли в горы, где и основали город Капаччо. Место же исторического Пестума заросло лесом, и только в XVIII веке учёные случайно обнаружили в этом глухом лесу прекрасно сохранившиеся античные храмы.

Храм Геры

В 1970-х годах был найден большой некрополь, находки из которого сейчас украшают местный музей. Главные экспонаты этого музея – росписи склепов, которые датируются V - IV веками до н.э. Самый известный цикл росписей был найден в т.н. Гробнице ныряльщика, названной так по самой запоминающейся фреске.

Переход в загробный мир – это прыжок в море. По преданию, так покидали земной мир гиперборейцы, обитатели счастливой страны. "А ныряльщик - это сам умерший, сигающий сломя голову в пучину неизвестности (что там за гробом, греки слабо представляли). Любопытно, что уже в христианскую эпоху на крещальной купели в Гроттаферрате был вырезан тот же мотив: в крещении человек бросается в иную жизнь, оставив прежнюю. Такая вот преемственность сюжетов", - говорит sibeaster в записи "Пестум-3".

24 июля 2022

Образ "идеальной женщины" времени А. С. Пушкина.

О. И. Лисицына в статье "Аскриптивные черты российской дворянки: конструирование идеальной жены и матери (конец XVIII – середина XIX в.)" затрагивает тему воспитания российских девочек-дворянок в конце XVIII – первой половине XIX в.

"Несмотря на «секуляризацию общественного сознания» [1], православие в конце XVIII – середине XIX в. продолжало оставаться значимой частью мировоззрения российского нобилитета. Конечно, в ситуации повсеместного господства православной идеологии набор первых прививаемых дворянской девочке качеств был выдержан в духе христианских добродетелей, определяемых в терминах «благочестия» [2], «совершеннаго исполнения правил евангельских» [3]. Дворянке в первую очередь прививались такие качества как «терпение», «покорность», «смирение». Очевидно, развитие у неё данных качеств осуществлялось с целью последующего сглаживания «острых углов» в отношениях между чуждыми, по большому счёту, друг другу супругами и, соответственно, укрепления семьи. Приводимые в текстах описания «счастливой» семейной жизни наглядно демонстрируют, какие именно свойства женской личности оказывались при этом наиболее значимыми: «Наталия Ивановна и Василий Иванович… любили друг друга и были счастливы, хотя он и разорялся от карт, но жена всё ему прощала» [4]; «одна из этой семьи не делала замечаний мужу из деликатности даже тогда, когда он смелыми оборотами доводил семью до разорения…» [5]. Как видим, женские смирение и терпение, облекаясь в форму сугубо светского, «этикетного» понятия «деликатность», трактуются практически как основной залог семейного счастья.

«Повиновение» и «покорность» также достаточно часто фигурируют в текстах – обычно в контексте описания воспитательных стратегий взрослых в отношении юной дворянки: «Наталья Александровна с заплаканными глазами крестила и целовала Нюту... Что она внушала ей, я не слыхала, но, конечно, не протест и борьбу с деспотизмом родительской власти, а, вероятно, на разные лады давала лишь советы покорности и смирения…», но родительская власть трансформируется для неё после брака во власть супруга – тем более что в рамках подчинения первой она, как правило, и «даёт согласие» на брак. Так, «ты уж не от меня будешь зависеть, а от мужа и от свекрови, которым ты должна беспредельным повиновением и истинною любовью. Уж ты не от меня будешь принимать приказания, а от них» [6] – наставляет 13-летнюю А.Е. Лабзину мать.

Mea culpa

Виктор Попков. Хороший человек была бабка Анисья. 1973 г.

Когда я вспоминаю умерших, у меня всегда возникает чувство вины перед ними. Примерно как с собакой Азой: она ведь у меня была гончая (русская пегая), и при этом за всю свою жизнь ни разу в лесу не была. По моей вине. Вот так же и с людьми: мало внимания уделял, мало заботился, мало любил. 

Свободные тувинки.

А.В. Адрианов, говоря о семейно-бытовых традициях тувинцев в своём этнографическом обзоре, подготовленном им после экспедиции в Туву (1881 г.), особо отмечает, что «женщины пользуются здесь самостоятельностью» [1]. По-видимому, не случайно в 1903 г. в докладе закрытого заседания комитета географического общества в Иркутске, посвящённого итогам этнографических экспедиций в Туву, было сказано, что «…у восточных сойотов найдены остатки архаической коммуны, следы матриархата…» [2].

В научных целях побывавший в Туве в конце XIX в., Ф.Я.Кон писал в своём отчете, что «одной из характернейших особенностей сойотов было их отношение к женщине. Во многих сойотских посёлках мне приходилось видеть юрты, в которых жили взрослые девушки, каждая в отдельной юрте». Далее сей факт исследователь объясняет тем, что «это делалось для того, чтобы девушка могла свободно располагать собой…».

тувинка

Новая Ева.

Róża Maria Goździewska, the youngest Polish Nurse in the Warsaw Uprising at 8 years old 1944.

Photo: Eugeniusz Lokajski “Brok”. Colored by AlixOfHesse

Согласно Библии, имя первой женщины Ева (ивр. ‏חוה‏‎, Хава — букв. «дающая жизнь») отнюдь не случайно. Мужчины отнимают жизни, и уже в первом человеческом поколении Каин убил брата своего, Авеля. Понятное дело, что если бы и женщины присоединились в этом богопротивном деле к мужчинам, род человеческий прекратился бы, едва начавшись. И маленькая Róża Maria, как новая Ева, «даёт жизнь» раненым мужчинам, спасая их от смерти.

 

23 июля 2022

Гримасы российского патриархата.

О. А. Валькова в статье "А была ли роженица? Или рассуждение о типологическом формуляре метрического свидетельства в России в первой половине XIX в." приводит текст российского метрического свидетельства о рождении перв. пол. XIX века. Метрическое свидетельство было выдано по запросу отца Владимира Соколова для предоставления при поступлении его сына в Архитектурное дворцовое училище и содержит следующую информацию: «…в метрической книге Сретенского Сорока Спасской церкви, что во Спасской, тысяча восемьсот двадцать осьмаго года в статье под № 21-м написано следующее: месяца января двадцатого числа в доме прихожанки коллежской ассесорши Екатерины Михайловны Богдановой, у живущего коллежского регистратора Ивана Иванова Соколова родился сын, коему наречено имя Владимир, молитвословил священник Николай Петров, при сем был дьячёк Иван Илларионов, крещён 16-го числа, восприемники были: обер гоф-мейстер князь Андрей Александрович Кольцов-Мосальский и из дворян коллежского секретаря Павла Алексеева Гурьева жена Доминика Харлампьевна; оное крещение исправляли священник Николай [Ботроев] с причтом. Января 27 дня 1836 года» [1].

И далее О. А. Валькова пишет: "Характерно, что в метрическом свидетельстве перечислено поимённо семь человек и упомянут ещё «причт», однако не только нет имени матери ребенка, но нет никакого упоминания о том, что она вообще существовала. Прочитав этот документ, легко представить, что никакая женщина вообще не участвовала в процессе появления на свет ребёнка. Будучи хорошо знакомыми с формуляром записей в российским метрических книгах немного более позднего времени, мы предположили, что, возможно, в данном конкретном случае имело место что-то нуждавшееся в сокрытии: незаконное рождение или крепостное состояние матери, или… Однако специалисты по генеалогии данного периода заверили, что такой формуляр метрической записи является типичным для данного времени. К сожалению, они не смогли объяснить причины, вызвавшие появление подобной практики".

Ну, я думаю, что причины следует искать в Библии.


--------------------------------------------------------

[1] РГАДА Ф. 1239. Оп. 3. Д. 15235. Л. 3, 3 об.

"Обезьяна, гадкое чудовище, как похожа ты на человека!"


 

22 июля 2022

Матриархат как следствие женского трудолюбия.

Таким рисуется карикатурный, нереальный матриархат. А в реальной жизни матриархат возникал и вырастал в архаических обществах на почве женского трудолюбия

Яркие примеры женского трудолюбия оставил в своём описании путешествия по Сибири в начале ХХ в. известный финский лингвист и этнограф К. Доннер. «Воистину не позавидуешь участи самоедских женщин. Больные или здоровые, они вынуждены выполнять самую тяжёлую работу. Они ставят чум, заботятся о детях, ведут домашнее хозяйство, готовят пищу, носят воду или снег для приготовления пищи, поддерживают огонь и рубят дрова. Они шьют одежду, забивают оленей, обрабатывают шкуру, изготавливают большинство предметов домашнего обихода. Наконец, они рожают детей без всякой посторонней помощи прямо на снегу возле жилища. Мужчины добывают рыбу и зверя, пасут оленей – на этом их обязанности заканчиваются. Конечно, и тем, и другим нелегко, но всё же самое тяжёлое бремя выпадает на женскую долю».

Ну, при таком раскладе, мужик-"командир" совершенно неуместен, - баба и сама прекрасно знает, что ей надо делать и как надо делать. В принципе, такая самодостаточная баба и одна проживёт, без мужика. И мужик, если он хоть немного дружит с головой, не станет корчить из себя господина и помыкать женой. Потому что если они вконец рассорятся и она уйдёт от него, мужику будет совсем плохо. 

Как раз в тему стихотворение Александра Щербакова:

НАСЧЁТ РАЗВОДА

Бывают такие, бывают
Моменты почти каждый год,
Когда я в душе затеваю
С дражайшей своею развод.

Впряжёт, как при матриархате,
Словцом стеганёт, как хлыстом, –
И скрипнешь зубами: «Ну, хватит!
Уйду, пожалеешь потом!».

Я вынес бы всю процедуру,
Позор пережил и беду…
Но где ещё русскую дуру
Такую на свете найду?

Источник

Женщина-"паучиха".

Описывая коряков, Я.И. Линденау отмечает, что «в домашней работе особенно деятельны женщины, а мужчинам не остаётся ничего другого делать, как только принести дров и воды, изготовить нужную в доме утварь или сходить на промысел. Всё, что мужчины добывают на охоте и рыбной ловле, отдают своим жёнам и без ведома жены муж не может отдать из дома ничего такого, на что жёнам предоставлено преимущественное право пользования».

Помнится, нечто подобное я читал и в этнографических описаниях быта североамериканских индейцев. Очевидно, в архаических обществах домохозяйка распоряжалась тем, что так или иначе попадало на территорию её домохозяйства. Как паучиха.


Если какая "муха" попала в её паутину, там и пропала, как в чёрной дыре.

Кстати, до сих пор живо поверье о том, что пауков нельзя убивать. Очевидно, во времена стародавние существовало табу на убийство пауков, потому что Мать-Паучиха рассматривалась как созидательница этого мира, соткавшего из своего тела каркас Вселенной.

Мне думается, что пушкинская старуха со своим разбитым корытом - это карикатурное изображение женщины-паучихи.


   

о душе

"Душа хочет обитать в теле, потому что без него она не может ни действовать, ни чувствовать"
(Леонардо да Винчи)

А можно ли представить себе душу без/вне тела? Вот я закрываю глаза, затыкаю уши... Ба-а-а, да это же знакомая сенсорная депривация! Из-за того, что никаких сигналов снаружи не поступает, наш мозг как бы переключается с внешних ощущений на внутренние: ощущения внутри тела, звуки в теле, образы, мысли... Но это лишь самое начало. Говорят, самое интересное случается тогда, когда удаётся отрешиться от мыслей: одно мысле-облако прошло, а другое ещё не пришло. Ясное, чистое небо... Именно в этот момент может случиться медитация. А там и до сатори недалеко. Сатори - первый "проблеск", а самадхи - выход на "плато" космического сознания.

Оказывается, смерть и самадхи имеют много общего.

С кем хотят быть равными феминистки?


Ну да, сами феминистки чаще всего говорят, что они борются за равные права с мужчинами. Но здесь есть один немаловажный нюанс. Оспаривая акцент либеральных феминистов на равенство с мужчинами, темнокожие феминисты напоминают им, что темнокожие женщины вряд ли присоединятся к борьбе за равенство с чёрными мужчинами, которые сами являются жертвами угнетения. 

В современной России может быть не всё так рельефно, как в Африке, но и у нас не все мужчины равны между собой. Интересно, с какими же мужчинами феминистки добиваются равенства - с "владельцами заводов, газет, пароходов" или с простыми смертными? Если с мужчинами-"тузами", то это бесполезно, так как колода карт не может состоять из одних "тузов". А если с мужчинами-"шестёрками", то смысла нет, потому что "шестёрки" так же бесправны, как и женщины. 

 

21 июля 2022

А был ли "чистый" патриархат?

Найра Ювал-Дэвис (Yuval-Davis) говорит, что само понятие патриархата весьма проблематично. Полагая его приемлемым для ряда конкретных исторических периодов и географических регионов, Ювал-Дэвис считает понятие «патриархат» слишком грубым аналитическим инструментом в целом. В большинстве обществ некоторые женщины обладают властью как над мужчинами, так и над другими женщинами.

Да, это хороший аргумент в дискуссиях с теми, кто отрицает историческое существование матриархальных обществ. Как сообщает русскоязычная Википедия, "в современной науке превалирует точка зрения, что чисто матриархальных обществ никогда не существовало" (Источник). А чисто патриархальные общества? Они где-нибудь когда-нибудь существовали? Классическая греко-римская культура считается патриархальной. Но и у древних греков, и у древних римлян можно найти массу обычаев, которые отнюдь не свойственны патриархату. Всем известно, как Филлида ездила верхом на Аристотеле. 

Аристотель и Филлис. Сосуд для воды,бронза,фламандский мастер, начало 15 века.

Хотя это средневековая легенда, но, как говорится, дыма без огня не бывает. Во все времена и у всех народов были мужчины-"подкаблучники". А это уже не "чистый" патриархат.