Хм, ну а что такое "настоящее мгновение"? Как его уловить и подержаться за него? Иногда бывает так хорошо, что хочется воскликнуть: "Остановись, мгновение! Ты прекрасно!" Так ведь не остановится.
В песне из кинофильма "Земля Санникова" поётся:
"Призрачно всё в этом мире бушующем.
Есть только миг - за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим.
Именно он называется жизнь".
"Настоящее мгновение", "миг между прошлым и будущим" - это песчинка в песочных часах в момент её прохождения через узкую горловину.
Верхний сосуд представляет собой будущее, а нижний сосуд - прошлое; между ними тонкое горлышко настоящего, которое мимолётно и неуловимо. Вот на улице я встретил прекрасный образ незнакомки, а в следующий момент её уже нет. Остаётся лишь память.
"Я вспоминаю, тебя вспоминаю,
Та pадость шальная взошла как заpя,
Летящей походкой ты вышла из мая
И скpылась из глаз в пелене янваpя".
Память - феномен сверхъестественный.
Приходит весна, и вновь вырастают из земли цветы. Но помнят ли эти цветы про те цветы, что цвели в прошлом году? Вопрос, конечно, риторический; ни растения, ни животные ничего не помнят. Вот, у меня живёт кошка Мурка, и ещё Барсик, Ксюшка и Маркиз. Все они - дети Мурки от разных помётов, однако я не вижу никаких "сантиментов" между ними. Мурка живёт сама по себе, иногда даже шипит на Ксюшку.
Под этим углом зрения любопытно взглянуть на древние мегалитические гробницы.
![]() |
Мегалит принадлежащий культуре воронковидных кубков, Германия. |
![]() |
Ещё один подобный мегалит. |
Сооружая эти памятники, древние люди боролись с беспамятством естества. Природа ничего не помнит и ничего не сохраняет, а человек, вопреки природе, старается увековечить память об умерших. С наступлением новой весны появляются новые цветы на лугах, но они не помнят о цветах, которые росли на этих лугах в прошлом году. А человек - помнит, и хочет, чтобы память длилась вечно-бесконечно.
По сути, эпоху мегалитов можно считать как борьбу сверхъестественного начала с естеством. Строители мегалитов были несогласны с вышеприведённым определением Марка Аврелия, согласно которому "человек живёт только в настоящее мгновение". Настоящее - неуловимо; каждый миг тут же переходит в прошлое. Наверно, имелось у древних такое понимание, что человек живёт не только в настоящее время, но и - неким вневременным или безвременным способом - в прошлом и будущем. Настоящая жизнь есть "тривиум" (лат. trivium — перекрёсток трёх дорог) будущего, настоящего и прошлого. Человек, в отличие от животного, живя в настоящем, помнит о прошлом и знает будущее. Жить в трёх временнЫх измерениях - это божественное качество.
Наглядный пример такой жизни даёт нам Вещий Боян из "Слова о полку Игореве".
Вещий Боян,
Если песнь кому сотворить хотел,
Растекался мыслию по древу.
Серым волком по земле,
Сизым орлом под облаками.
Растека́ться мы́слью по дре́ву — пример неправильного перевода; изначально в «Слове о полку Игореве» было «мысью по древу»; где «мысь» -в псковских говорах- означает «белка»).
Рататоск (др.-сканд. ratatǫskr — «зуб-бурав» или «сверлящий зуб») — в скандинавской мифологии белка-«грызозуб», посредник, связующее звено между «верхом» и «низом». Бегает по мировому дереву как посланец между змеем Нидхёгг и ётуном Хрёсвельг, который в обличье орла сидит на верхушке дерева.
Рататоск белка
резво снуёт
по ясеню Иггдрасиль;
все речи орла
спешит отнести она
Нидхёггу вниз. (Старшая Эдда, Речи Гримнира (пер. А. Корсун))
Это значит, что человеку дана возможность подниматься в верхний сосуд песчаных часов и опускаться в нижний сосуд. Одновременное пребывание во всех трёх временах humanum est.
Комментариев нет:
Отправить комментарий