Тэртери́йские табли́чки — три глиняные таблички с пиктографическими знаками, найденные в 1961 году в Румынии, примерно в 30 км от города Алба-Юлия, близ села Тэртэрия (из Википедии).
Исследовательница Мария Гимбутас, специализирующаяся на культуре и религии доиндоевропейской Европы, выразила мнение, что найденные пиктограммы являются древнейшей в мире формой письменности.
Мария Гимбутас |
Я с большим уважением отношусь к Марии Гимбутас, но в данном отношении я с нею не согласен. Как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.
Дело в том, что письменность появляется вместе с государственностью. И в древнейших государствах она возникала как, в первую очередь, инструмент государственного учёта. Древнейшие административные документы (клинописные таблички) из Урука Четвёртой династии (3300–3100 годы до н.э.) — это списки, списки и списки, в основном рабочих, зерна и налогов. Как говорит Джеймс Скотт в своей монографии "Против зерна: глубинная история древнейших государств",
"в Месопотамии письменность использовалась, по сути, для бухгалтерского учёта за полтысячелетия до того, как начала отражать те цивилизационные достижения, что мы сегодня с ней связываем, — литературу, мифологию, хвалебные гимны, царские родословные и генеалогии, исторические хроники и религиозные тексты. Например, величественный «Эпос о Гильгамеше» датируется Третьей династией Ура (около 2100 года до н. э.), т. е. тысячелетием позже первого использования клинописи для государственных и коммерческих нужд".
Один исследователь древней письменности Месопотамии предположил, хотя и бездоказательно, что во всех других регионах она отвергалась из-за своей неразрывной связи с государством и налогами — точно также вспашка долго отвергалась, поскольку однозначно ассоциировалась с тяжёлым трудом:
"[Почему] все самобытные сообщества на периферии отказывались использовать письменность, хотя многие археологические культуры испытывали влияние развитой южной Месопотамии? Можно предположить, что этот отказ от сложностей был сознательным. Но каковы его причины?.. Вероятно, дело не в недостаточном уровне интеллектуального развития для восприятия сложной письменности: жители периферии оказались столь умны, что на протяжении по меньшей мере 500 лет ускользали от репрессивных государственных структур, и письменность была навязана им только после военного завоевания <…> Каждый раз периферия отвергала все сложные технологии даже в случае их прямого воздействия <…> и тем самым ещё полтысячелетия избегала закабаления государством".
Мы не находим никаких признаков государственности в доиндоевропейской Старой Европе. Вызывают сомнение даже самые примитивные формы вождизма. Следовательно, при отсутствии слоя государственных чиновников, ведущих административные записи, письменность не может сохраниться, даже если она и возникнет каким-то чудом.
Тэртерийские таблички могут быть чем угодно [1], но только не письменностью.
Если же допустить, что эти таблички являются "осколками" письменности наподобие шумерской, то тем самым де-факто признаётся наличие государственности в Старой Европе. А государство — это, однозначно, патриархат.
----------------------------------------------------------------------------
[1] Например, родовыми знаками типа удмуртского "пуса" или тюркской "тамги".
Комментариев нет:
Отправить комментарий