06 января 2022

О связи справедливости и юстиции с женским принципом.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 148-158) говорит о связи двоицы, с одной стороны, с женским принципом, и, с другой стороны, - с идеей справедливости и с юстицией, основанной на идее справедливого воздаяния за совершённое преступление.

"Базовым числом iustitia, как отмечает Фавоний (Диспут о «Сне Сципиона», V, 1), является женское число два. Ab hoc (numéro) iustitia, naturalis virtus, librata partium aequalitate diluxit [1]. Здесь число «два» как обозначение справедливости возводится к librata aequalitas partium [2], то есть, к делимости на равные половины. Та же мысль повторяется и у Макробия, Комментарий к «Сну Сципиона», I, 5: "Пифагорейцы почитают восемь символом справедливости, потому что это число — первое из всех, которое делится на две такие равные части, то есть четыре и четыре — которые, в свою очередь, можно разделить на две одинаково равные части. Получение его происходит тем же способом, то есть, умножением дважды двух на два. Такое число, — которое может быть составлено и разложено на множители и делители, равные вплоть до монады, которая уже не может быть арифметически поделена, — в силу этого равенства при делении по праву считается символом справедливости". Таким образом, число восемь, благодаря непрерывной делимости самого себя и всех своих частей вплоть до двойки, словно бы рождено быть выражением справедливости. Как numerus pariter par [3] (Исидор Севилъский, Этимологии, III, 5, 3), ίσάκις ίσος [4] ([Псевдо-]Аристотель, Большая этика, I, 1,6) восьмерица есть aequitas [5] и iustitia [6], a δικαιοσύνη [7]  по Аристотелю (Метафизика, I, 5, 2) есть πάθος των αριθμών [8]. Само слово δίκαιος [9] Аристотель (Никомахова этика, V, 4, 9) производит от δίχα, διχάζω [10], понимая его, в первую очередь, как делимость на две равные части.

Древние авторы нередко подчёркивают женский характер чётных и мужской нечётных чисел, причём такие представления в особенности приписываются пифагорейцам. Так, у нас имеется два свидетельства Плутарха (Римские вопросы, 102 и О «Е» в Дельфах, 7-8), где указывается на римский обычай нарекать имена девочкам на восьмой, а мальчикам — на девятый день от рождения и называть женщин двумя, а мужчин — тремя именами, а также отмечается супружеский характер числа пять (2+3).  

Идеи материи, принимающего начала, с одной стороны, а с другой — справедливости и безукоризненно равного разделения, являются лишь различными аспектами одного и того же материнства, так что iustitia и aequitas [11]  предстают как врождённые свойства женского природного принципа.

Диада есть число совершенно равных частей, не оставляющее ни малейшего остатка. Отсюда следует, что право, основанное на двоице, необходимым образом должно быть правом талиона. Любому злодейству в нём соответствует кара, и весы правосудия не успокаиваются до тех пор, пока обе их чаши полностью не уравновесят друг друга. 


Всё содержание такой дуальной юстиции есть возмездие и расплата. Это игра двух противодействующих сил, где одна обида возмещается другой, и отсюда — το άντιπεπονθός άλλψ [12] Пифагора, τών αριθμών πάθος [13] Аристотеля, άδικειν και άδικεισθαι [14] Плутарха (Об Исиде и Осирисе, 75), — то следующее за преступным деянием возмездие, превращающее одно в два, — тот secundus motus [15], что идёт навстречу primus motus [16]".

И далее у И. Бахофена начинается многостраничный бред сивой кобылы о том, что якобы право талиона ("око за око, зуб за зуб") - это "кровавый закон". Как будто чем-то лучше Русская правда, по которой за убийство привилегированных людей – «княжих мужей» (дружинников, княжеских слуг – «огнищан», «подъездных») устанавливался штраф 80 гривен; за горожан, купцов, мечников – 40 гривен; за холопа – 5 гривен. Русская правда проводит разделение между "истинными арийцами" «княжими мужами» и "унтерменшами" холопами. Именно так поступают оккупанты на оккупированных территориях.


Между прочим, одной из причин Великой Французской революции 1789 года являлся несправедливый суд. Восставшие требовали, чтоб в стране не было неподсудных категорий граждан, чтоб суд судил всех без исключения и чтоб наказания за совершённые преступления были одинаковыми и для "холопов", и для "князей"

Принцип талиона как раз и выражает идею справедливого суда: за выбитый у князя зуб такой же зуб выбивают и у холопа, а не сажают его на кол; за выбитый у холопа зуб такой же зуб выбивают у князя, а не штрафуют его на 1 гривну

К сожалению, мир, в котором мы живём, крайне нестабилен. Металлы ржавеют, новые вещи со временем стареют, и дом, если его не ремонтировать, скоро приходит в негодность. То же самое и с юстицией. В истории мы видим, как сильные мира сего "нагибают" эту девку с повязкой на глазах, используют её для запугивания подданных,  приспосабливают её к своим нуждам. Поэтому, конечно, нельзя согласиться с Бахофеном, что древний матриархальный закон был "кровавым", а патриархальный чем-то лучше. «Закон — что дышло: куда повернёшь, туда и вышло», - это не про древний, а про современный закон.

-------------------------------------------------------------------

[1] От этого (числа) — справедливость, природная добродетель, равновесие частей (лат.)

[2] Равновесие частей (лат.)

[3] Число, делимое на равные части (лат.).

[4] Помноженный на самого себя (др.-греч.).

[5] Равномерность (лат.)

[6] Справедливость (лат.).

[7] Справедливость(др.-греч.).

[8] Свойство чисел (др.-греч.).

[9] Справедливый (др.-греч.).

[10] Надвое, пополам; делить надвое, разделять (др.-греч.)

[11] Справедливость и беспристрастие (лат.).

[12] Претерпевание в свою очередь того же, что претерпел другой (др.-греч.).

[13] Претерпевание чисел (др.-греч.).

[14] Совершать несправедливость и претрепевать несправедливость (др.- греч.).

[15] Второе движение (лат.).

[16] Первому движению (лат,).

Комментариев нет:

Отправить комментарий