05 августа 2022

Матриархат этнической группы Акан.

Аканы - этническая группа, проживающая в основном в Гане и Кот-д'Ивуаре, а также в Того и Бенине. Большинство аканов проживает в Гане. Матрилинейные общества лесной зоны Ганы и юго-восточной части Кот-д'Ивуара насчитывают от 8 до 10 миллионов человек.

Присутствие матриархата в Гане обнаруживается, в частности, у племени ашанти, о которых Рэдклифф-Браун и Форд в своей книге "Семья и матримониальные системы в Африке" сообщают нам следующие подробности: "Ашанти считают связь между матерью и ребёнком краеугольным камнем всех социальных отношений... Они рассматривают её как абсолютно обязательное моральное отношение". В ранний колониальный период основной базовой ячейкой общества ашанти оставалась матрилинейная расширенная семья. В матрилинейной системе дядя по матке (брат матери) получает статус предка, так что в этом случае наследство передаётся не от отца к сыну, а от дяди к племяннику.

Берберское происхождение?

Согласно E. Мейеровицу, основатели "царств" у Акан были потомками Диа или За, берберов из Ливии и Гара, которые поселились в регионе Тибести. Примерно в XI веке они мигрировали на юг под давлением туарегов, которых самих оттеснили арабы во время завоевания Северной Африки. Эти первопредки поселились в петле Нигера, где закрепились и смешались с коренными неграми. Однако после исламизации берберов первое ядро группы акан было вынуждено переместиться дальше на юг. По мнению Бауманна и Вестерманна, цивилизация этих народов была навязана им группами доминирующей матриархальной расы с севера, которые завоевали эту часть побережья; эти завоеватели были заметно связаны, по первой линии, с матриархальными династиями великих государств Судана (Кушитская империя), а по второй линии, с либико-берберами (матриархальными) Северной Африки.

Мнение Мейеровица и Бауманна основано на том, что население берберского происхождения, зная матриархат, должно было спуститься на Юг; а поскольку аканы знают более или менее похожую систему родства, эти авторы ни на минуту не преминули утверждать, что эти чистые негры были потомками берберов. Этот вывод сомнителен, поскольку он относится только к одному факту, а матрилинейность - не единственная система родства у аканов. Действительно, за пределами лесного региона население ивуарийской саванны (Джимини, Тагвана, Куланго и Лоби) знает эту систему родства. Далее в Центральной Африке большая семья баконго (банту) также является матрилинейной, как и более мелкие человеческие группы.

Золотое побережье.

Когда в 1474 году сюда прибыли португальские исследователи, эти различные группы населения были объединены в небольшие независимые царства. Золота в этом регионе было так много, что португальцы назвали его Золотым берегом. В начале XVIII века ашанти образовали мощную федерацию, которая почти два столетия сопротивлялась британцам и была окончательно ликвидирована только в 1900 году.

Нуклеарной семьи не существует.

Слово "семья" происходит от латинского слова "familia", производного от famulus, что означало слуга.  В языке акан нет эквивалентного слова.  Более того, нуклеарная семья не является универсальным институтом, вопреки тому, что когда-то предполагали социологи: нуклеарная семья была краеугольным камнем всех систем родства.  Однако существование матрилинейных обществ опровергает эту гипотезу.  В обществе аканов нуклеарная семья не является основополагающим элементом их системы, поскольку такого понятия даже не существует.  Аканы используют два слова для обозначения своей системы родства: "абусуа", что означает родовую группу, и "фифо" (буквально "люди дома"), что означает домашнюю группу или жилое ядро.  Когда аканы в Канаде используют слово "семья" для обозначения своей "семьи" в Гане, они имеют в виду свою "абусуа".

Кровь и сперма: тело и разум.

Культура акан представляет собой особый синтез элементов различного происхождения, которые можно разделить на две категории: патрилинейные и матрилинейные культурные элементы. Как указал Фортес, социальная организация аканов не основана на двусторонней системе родства. Их система двойная. И эта двойственность присутствует в каждом человеке. Действительно, "[...] каждый актор [...] является одновременно и матри-персоной, и патри-персоной, и атрибуты этой двойной природы являются взаимоисключающими и взаимодополняющими" (Fortes 1963). Первичное наследование, т.е. передача по материнской линии политических и экономических элементов функции и собственности индивида, основано на abusua (матрилинейность) и символизируется mogya (кровь), которые являются структурными основами для формирования и функционирования экзогамных кланов, называемых nton, которые объединяют несколько матрилинейных кланов под одним названием. Вторичное наследование, которое является передачей по отцовской линии духовных и психологических элементов характера и души человека (sunsum), основано на ntoro (патрилинейная родственная группа или подразделение) и символизируется семенной жидкостью (ahoaba); это наследование одного из abosom (духов-хранителей), которые населяют одушевлённые природные элементы. Красный и белый цвета символизируют материнскую и отцовскую линии, тело и дух, кровь и семенную жидкость соответственно. Матрилинейное господство отражается в том, что вождь, будучи постоянно одержим своими предками, имеет более высокий статус, чем жрецы и жрицы (даже когда последние иногда одержимы своим духом-покровителем). Публичное почитание предков часто связано с обрядами, совершаемыми в различные "злые дни", называемые дабон. Это сосуществование матрилинейных элементов в политической, социальной и экономической жизни с патрилинейными элементами в ритуальной, духовной и психологической жизни подчёркивает тот факт, что культура Акан является результатом слияния культурных черт различного географического происхождения.


Брак между двоюродными братьями и сёстрами.

Поскольку аканы - матрилинейное общество, ни одну женщину не заставляют выходить замуж против её воли. 

Среди акан матрилинейная или абусуа-родовая группа является экзогамной: её члены обязаны выбирать себе супруга не из своей родовой группы. Но, поскольку наследство передаётся не от отца к сыну, а от дяди к племяннику, отец и его дети не принадлежат к одному и тому же абусуа. Таким образом, можно заключать браки с кузенами и кузинами, то есть жениться на ребёнке дяди по материнской линии или на ребёнке тети по отцовской линии.

Но там у них разрешено вступать в браки лишь с кросс-кузенами и кузинами, а сексуальные отношения с параллельными кузенами и кузинами считаются кровосмешением. Разобраться в том, какие двоюродные братья и сёстры считаются кросс-кузенами, а какие - параллельными кузенами, помогает видеоролик:


В общем, по материнской линии кросс-кузенами являются дети брата матери, а по отцовской линии кросс-кузены, наоборот, дети сестры отца. Параллельные же кузены, по материнской линии, это дети сестры матери, а по отцовской линии - дети брата отца.  

Источник.

Комментариев нет:

Отправить комментарий