Гонцы Бафута" сообщает про область в Камеруне на границе с Нигерией - Бафут. в заметке "
"Оказывается, - пишет он, - Бафут интересен и тем, что в этом районе возникли Банту-говорящие племена.
Источник картинки. |
Эти племена, освоив сельское хозяйство, приблизительно 4000 лет назад начали распространяться на всю Африку южнее Сахары. Эта ситуация в Африке напоминает заселение Европы анатолийскими фермерами. В интересной статье Phylogeographic analysis of the Bantu language expansion supports a rainforest route показывается, что шли они через джунгли, которые занимали гораздо большие площади, чем сейчас. Сельское хозяйство в тех формах, которые практиковали фермеры банту, в джунглях невозможно. Что интересно, тем не менее, фермеры прошли через джунгли. По-видимому, фермеры могут мигрировать и через большие пространства, непригодные для земледелия. Непонятно правда, что их мотивировало на этот тяжёлый путь".
Миграции банту. |
И приводит отрывок из "Сто лет одиночества" Габриэля Маркеса, показывающий, насколько это трудное занятие - продираться через джунгли.
К концу первой недели убили и зажарили оленя, но съели только половину, а остальное мясо засолили впрок. Надо было по возможности отдалить тот день, когда придется есть синее мясо попугаев-гуакамайо, бьющее в нос мускусом. Затем более десяти дней они не видели солнца. Почва сделалась влажной и мягкой, как вулканический пепел; заросли становились одним сплошным коварством, в их гуще глохли крики птиц и визгливая болтовня обезьян, мир навсегда погружался в печаль. В этом не знавшем первородного греха раю тишины и сырости, где сапоги тонули в маслянистых дымящихся лужах, а мачете крошили золотистых саламандр и кровоточащие ирисы, людей одолевали воспоминания о давным-давно позабытом. Целую неделю шли они вперед, почти молча, как лунатики, сквозь вселенную мрака и скорби, где лишь слабо мерцали светляки, а грудь распирало удушливым духом гнили. Обратно не было хода, потому что прорубленная тропа почти на глазах опять зарастала зеленью.
Любопытно, что банту-язычные фермеры, 4000 лет назад прошедшие через непролазные африканские джунгли, представляли собой матриархальное общество, как и анатолийские фермеры.
Максим Борисов сообщает:
"Древнейшие человеческие сообщества, где изначально
доминировали женщины (времена матриархата) сменились патриархальным
укладом вслед за тем, как в племенах распространилась практика
приобретения крупного рогатого скота, - таковы выводы новейшего
исследования, выполненного Клэр Холден (Clare Holden) и Рут Мас (Ruth
Mace) из Лондонского университетского колледжа (University College
London).
Мысль о том, что ранние общины превратились из матриархальных в
патриархальные (когда статус мужчин стал считаться выше женского и
наследование велось уже по мужской линии) именно тогда, когда люди
завели рогатый скот, появилась с самого начала современных
антропологических исследований в девятнадцатом столетии. Однако тогда
никто не был способен убедительно продемонстрировать эту
причинно-следственную связь.
Теперь это сделано благодаря изучению лингвистического эволюционного
древа (карта расхождения языков от общей отправной точки, отстоящей от
нашего времени приблизительно на 3 тысячи лет) 68 африканских языков
банту. Установлена чёткая корреляция между
началом приобретения стад носителями того или иного наречия и типом
общества, в котором они жили.
Исследовательницы использовали математическую модель, развитую Марком
Пейджелом (Mark Pagel), биологом-эволюционистом из британского
Университета Рединга (University of Reading) и "по совместительству"
являющимся супругом Рут Мас. Модель позволяет находить "максимальную
вероятность" разных исторических сценариев. За счёт этого были выявлены
некие процессы, происходившие в отдалённые дни, но нашедшие отражение в
современных языках. "На ранней стадии развития эти племена были большей
частью матриархальными, не то, что сейчас, - заявила Холден. - Но когда
они завели рогатый скот, то стали патриархальными".
Холден объясняет непосредственную причину
того, что приобретение рогатого скота приводило к доминированию в
обществе мужчин (или по крайней мере "смешанному наследованию") тем, что
всё это тесно связано с системой "богатство невесты" ("bridewealth").
Это такая традиция банту, живущих в районе экваториальной Африки: жених
даёт за невесту выкуп семье невесты - тот же рогатый скот. "Если мужчина
получил в наследство много рогатого скота, он может иметь много жён.
Поэтому если вы являетесь владельцем крупного стада, имеет смысл
передать его в наследство сыновьям, а не дочерям", - говорит она.
Фундаментальная причина для такого решения состоит в том, что богатый (и
поэтому более привлекательный с точки зрения женитьбы) сын, вероятно,
будет иметь больше детей, чем дочь, потому что в то время как женщина
должна ещё выносить каждого ребёнка, мужчине достаточно только
оплодотворить женщину...
Не совсем, правда, понятно, почему во всех этих процессах ключевую роль
играет именно рогатый скот. Тем более, что известны общества (например, в
Мезоамерике), где разведение крупного рогатого скота по тем или иным
причинам было невозможно или нецелесообразно, а результат получился тот
же - матриархат исчез.
Холден, впрочем, уточняет, что само по себе приобретение богатства может
быть общей причиной того, что мужчины пришли к власти: "Если вы имеете
ценные ресурсы, то они, вероятно, рано или поздно будут монополизированы
мужчинами, потому что мужчины могут использовать их для приобретения
большего количества жён или наложниц".
Другой фактор, который, по словам Холден, может оказаться не менее
важным, - это совершение набегов с целью похищения всё того же крупного
рогатого скота: мужчины в этом случае могут более эффективно защищаться
от мародёров" (Источник).
Здесь надо упомянуть ещё один подобный случай экспансии матриархальных обществ. Я имею в виду аборигенов Тайваня, у которых засвидетельствованы женщины-старейшины, матрилинейное наследование и матрилокальный брак. Около 6000 лет назад началась миграция, в результате которой аборигены Тайваня распространились морскими путями по всей Океании, возможно, несколькими волнами.
Интересный вопрос: что толкало в путь-дорогу анатолийских земледельцев, банту-язычные племена Африки и аборигенов Тайваня?
Как говорил один персидский шейх: «Нет на Свете ничего приятней трёх вещей — ездить на Мясе, есть Мясо и втыкать Мясо в Мясо!»
Воин племени беджа. Судан. |
Это такой примитивный мужицкий "рай" на земле. Как видим, он основан и базируется на Мясе, причём женщины в этом "раю" приравнены к Мясу. Возможно, такой мужицкий "рай" спонтанно возникал на земле в разных местах и 4000, и 6000 лет назад. Но кое для кого этот "рай" превращался в сущий ад. И люди просто бежали, куда глаза глядят, из этого ада.
Есть и другая версия. Североамериканские индейцы время от времени устраивали т. наз. потлач, то есть праздненство и пиршество, во время которого намеренно уничтожались материальные ценности. Не будет богатства - не будет того же мужицкого "рая" с господами наверху и рабами внизу. Может быть, перманентные миграции являлись своеобразным аналогом потлача? Недаром же говорят: три раза переехать - всё равно, что один раз погореть.
Впрочем, может быть обе эти версии неверны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий