23 июня 2025

Матриархат — феномен культуры.

Мирча Элиаде называет «деметрическим сознанием» повышенное внимание к хтонической подземной области. 

В этом смысле, матриархат конечно обладает «деметрическим сознанием». Я имею в виду матриархальный миф и соответствующие ему культы, ритуалы. 

Матриархат — это прежде всего культурный феномен. Он, как птица из яйца, рождается из "оболочки" Мифа. Именно Миф предопределяет правила поведения в обществе, а Традиция передаёт эти правила из поколения в поколение.

Женское правление — это ещё не матриархат. Оно может не удержаться и "слететь" в один миг. Например, царица может оказаться "рабой любви" и "отдаться" любимому мужчине настолько, что фактическим правителем окажется он, а она, как Исида, превратится в трон или, точнее говоря, в сиденье для его задницы [1].

Исида с троном фараона на голове и младенцем Гором на коленях.

Современный патриархальный Миф крутится-вращается вокруг государства. Согласно этому Мифу, люди никак не могут прожить без государства. Этот Миф оказался даже сильнее и прочнее коммунистического мифа; как известно, в России коммунисты установили свою власть в 1917 году с идеей «отмирания государства», то есть постепенного исчезновения государства при социализме (коммунизме); однако при коммунистах государство только крепло и расширялось.

Очевидно, в древних матриархальных обществах имелся аналогичный Миф, вне которого, за пределами которого жизнь казалась немыслимой. Понятное дело, что государственных форм правления тогда не было. Не было государства как "аппарата принуждения". Что же, в таком случае, заставляло людей вести коллективный, общинный образ жизни, который, как мы видели на примере неолитического поселения Чатал-Хююк, имел массу неудобств?

Очевидно, "цементом", скреплявшим матриархальное общество, был ритуал. Если исполнение ритуала находилось в женских руках, то сама собой появлялась женская "корпорация", социальная структура, которая устанавливала в обществе свой нарратив, свои женские "правила игры". 

Это легко понять на примере Дельфийского оракула. Как известно, в Дельфах, была трещина в земле, с которой, видимо, связан обитавший там змей Пифон. Змей "нашёптывал на ушко" пифии, а пифия говорила приходившим к ней людям, как поступать в той или иной ситуации.

В классической Греции граждане собирались на агоре, чтобы решать свои проблемы, там были архонты - главы исполнительной власти. Так что пифия, при всём её желании, не могла навязать обществу свои нарративы. Но если представить себе теократическое общество, тогда всё сразу становится на свои места. При теократическом правлении, не граждане, а духи предков отвечают на все вызовы жизни. Люди обращаются к предкам, и они, через уста пророчиц, говорят, что делать и как поступать в той или иной ситуации. Есть много доводов за то, что именно такая теократическая форма правления имела место быть на Крите до его завоевания греками-ахейцами.

Крито-минойские пифии.

При этом теократия могла сочетаться с гетерархией. Например, мужчины-мореходы, занимавшиеся торговыми операциями в всему Восточному Средиземноморью, могли жить "на свой страх и риск" вдали от родины, подобно Одиссею или мужчинам народа минангкабау. В принципе, это похоже на древнеримское правление: находясь далеко от Рима, Помпей или Цезарь могли принимать решения самостоятельно, но в самом Риме все решения принимал Сенат.     

---------------------------------------------------------------------------------

[1] Имя "Исида" означает "трон" или "сиденье" на египетском языке, и оно отражает её роль богини-защитницы, которая, как полагали, охраняла фараонов и их троны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий