29 июня 2022

Голубая ель — учительница жизни.

Проходя мимо голубой ели, нельзя не заметить её новые ростки на ветках, которые выделяются цветом.


В принципе, то же самое происходит каждое лето и у всех других деревьев; просто у голубых елей это смотрится особенно красиво и наглядно-поучительно: жизнь = рост; дерево, пока живёт, растёт; прекращение роста означает смерть. 

Из этого можно развить целое натурфилософское учение, но мне - лень, да и некогда: днями занимаюсь ремонтом крыши сарая, а вечерами отдыхаю, - чай, не мальчик 20 лет!

Параллели между человеком и деревом более чем прозрачны: изверженный из рая, он упал на землю и его волосы можно считать корнями дерева, позвоночный столб - стволом, руки и ноги - ветвями, а пальцы - листьями...

Но главное, что роднит человека с деревом, это его язык. Язык подобен дереву: голубая ель живёт до тех пор, пока растёт, а язык – пока способен заимствовать лексику из иных наречий и осваивать её. Как только этот процесс прекращается, язык застывает, костенеет, что равнозначно смерти. 

Я где-то читал, что в английском языке ежедневно появляется от четырёх до шести новых слов. Значит, английский - живой язык. На латыни же новых слов не появляется, нет роста, и это значит, что латынь - не живое дерево, а мёртвое бревно. 

Чтобы быть древом живым и плодоносящим, а не дубиной стоеросовой, надо каждый день "прорастать" понемногу, как ели голубые. Собственно, этим я и занимаюсь всю свою жизнь, расширяя собственный кругозор.

Говорят, тем, кому за 50, в целях профилактики от Альцгеймера и старческого слабоумия, полезно изучение иностранных языков. Каждый день по 5 - 10 новых слов  — это, по сути, те же новые "ростки" на дереве.

Эпифания Богини.

Пишут, что в центральном военном госпитале им. Вишневского на стеклянной двери в реанимацию появился образ Пресвятой Богородицы (Источник).


Надо полагать, тот же образ являлся людям и на заре человеческой истории, в эпоху верхнего палеолита. Потому-то и встречается археологам образ Богини в самых древнейших археологических слоях, что люди старались запечатлеть и сохранить этот "нерукотворный" образ.   

 

28 июня 2022

Идеальная христианка.

Целомудренная женщина по представлению немецкого художника 16 века Антона Вонзама (Anton Woensam).

В комплекте имеются:
- ястребиные глаза, дабы неустанно бдить, высматривая желающих покуситься на её честь
- уши, дабы слушать Слово Божие
- рот на золотом замке, дабы с губ не слетало оскорбительных слов
- зеркало в правой руке, в котором отражается распятие - лучшее средство от гордыни
- кувшин в левой руке, дабы обслуживать нуждающихся
- голубка на груди, символ супружеской верности
- пояс из змей уберегает от склок, неверности и нечестивых забав
- лошадиные копыта, дабы пахать на ней дабы твёрдо стоять на стезе добродетели.

 

26 июня 2022

Афоризмы

1. "Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.

Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей".

Фёдор Достоевский (Источник

2. Въ годъ своей смерти, въ статьѣ «Надъ могилой Пазухина», Константинъ Николаевичъ Леонтьевъ крайне пессимистически выражаетъ взглядъ на будущее: «... Русское общество и безъ того довольно эгалитарное по привычкамъ, помчится ещё быстрѣе всякаго другого по смертному пути всесмѣшенія и — кто знаетъ? — подобно евреямъ, не ожидавшимъ, что изъ нѣдръ ихъ выйдетъ Учитель Новой Вѣры, — и мы, неожиданно, лѣтъ черезъ 100 какихъ нибудь, изъ нашихъ государственныхъ нѣдръ, сперва безсословныхъ, а потомъ безцерковныхъ, или уже слабо церковныхъ, — родимъ... антихриста?» (Источник)

3. "О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?"

Владимир Соловьёв. Ex oriente lux (1890). Источник

 4. Прекрасное от Александра Филоненко.))

Ты - маленький ребёнок, который пришёл с мамой в парк аттракционов. Ты идёшь по парку, в кармане у тебя - заветные билетики (все аттракционы мира - в твоём кармане!), в руках - сладкая вата. Ты счастлив. И вдруг ты оборачиваешься, а мамы - нет.

И всё обрушивается мгновенно: ни вата не радует, и аттракционы уже не нужны. И вообще жизнь закончилась. И ты не знаешь, сколько тебе хватит ещё секунд, чтобы не заорать. Ты стоишь в этом пустынном космосе, забытый во вселенной, и чувствуешь нарастание внутреннего холода... И вдруг - мама выходит из-за киоска какого-то. Уфф!

И тут сразу оказывается, что она тебе снова не нужна.

Такова - краткая история отношений человечества с Богом.

5. Это страннейшая человеческая черта. Люди больше всего на свете ратуют за свободу, но стоит ей забрезжить, как сразу пытаются всучить её какому-нибудь вождю. Всегда ищут кого-то, кому бить поклоны.

Колин Уилсон (1931 — 2013)

6. Важнейшей проблемой российской цивилизации, если таковая просматривается сегодня, является взаимоотношение человека и государства.


К сожалению, в русской традиции столетиями человек видел себя ниже государства, в смиренности отдавал свою судьбу и самою Жизнь в распоряжение Государству.

Государство и Родина получили право всё решать за Человека, в том числе и пользоваться его Жизнью, как собственностью. И это стало главным поражением Человека в России. 

Александр Сокуров
 
7. Художник - существо, которым управляют демоны. Почему они выбрали его, он не знает и, как правило, слишком занят, чтобы поинтересоваться.

У. Фолкнер
 

Крито-минойские купцы в Египте.

Изображение минойцев с подношениями из гробницы Рехмира — государственного деятеля XVIII династии Нового царства, занимавшего во время правления Тутмоса III и Аменхотепа II посты "градоначальника Города", судьи и чати (визиря) Верхнего Египта. XV век до н.э. Музей Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).

Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив, контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское царство) не засвидетельствованы. Часть минойцев переселилась на Кипр и Угарит, где были основаны их торговые колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из "народов моря"), а в Угарите ассимилированы семитами.
 

Знание — сила.

 Скульптура "Сила книг", Китай, остров Большой Хэйхэ.


 

хорошо сказано

"Чтобы получить водительские права, надо принести справку о психическом здоровье и страховку на случай ДТП.

Чтобы взять ребёнка из приюта, надо принести справку о психическом здоровье и справку о доходе.

Чтобы нарожать детей, не нужно ничего".

Источник.

Да, приходится смиренно признать, что деторождение в современных обществах пущено на самотёк; чаще всего зачатие происходит "дуриком", как бы случайно; типа, шла девка, споткнулась и растянулась, то есть "залетела". В этом смысле, современные люди недалеко ушли от обезьян. 
 

25 июня 2022

«В ночь на Яна».

"В сёлах Ляховичского р-на Брестской обл. бытовало поверье, что знахарем можно стать (не раздобывая самого цветка), если «в ночь на Яна» пойти в лес «спать у папаращ»; переночевавший в зарослях папоротника якобы будет всё знать, понимать язык зверей и птиц и т. п. [ТМКБ 2009: 489-490]." Цит. по: Виноградова Л.Н. "Малоизвестные варианты полесских поверий о цветении папоротника".

У моей мамы в семье было 3 брата и 2 сестры. Один из братьев - Вася - был дурачком. Про него говорили, что в раннем детстве он заблудился в лесу, и нашли его лишь через пять дней. Я хорошо помню этого Васю; он говорил непонятно и многократно повторял одно и то же. Но я так и не понял, - то ли он оказался в лесу потому что от рождения был, мягко говоря, со странностями, то ли у него "крыша поехала" оттого, что он пять ночей проспал в лесу под папоротником.
 

О чём говорят большие поселения культуры Винча?

Knut Rassmann, Martin Furholt, Nils Müller-Scheeßel и Johannes Müller в статье "Социальная организация поселений культуры Винча. Новые данные магнитных и археологических раскопок" приводят схемы некоторых поселений культуры Винча на основании геомагнитных исследований. 

Надо сказать, довольно большие поселения. Особенно Беловодье, которое по размерам приближается к мегапоселениям Трипольской культуры. 

Мы, конечно, не знаем, сколько домов существовало одновременно в Беловодье. Авторы статьи говорят, что цифра в 300-350 домов (1500-1750 жителей; 5 человек на дом), кажется наиболее вероятной. Даже в наше время в России деревни в 300 домов нечасто встречаются, а то было ок. 7000 лет назад. 

24 июня 2022

Пришло на ум на крыше сарая.

Сегодня днём я перекрывал крышу сарая, и, как бы между делом, доказал бессмертие души (по крайней мере, для себя).

Железо ржавеет со временем, а человек стареет, — это общеизвестная, избитая истина. Но вот что примечательно: тело стареет и слабеет, а ум — нисколько не слабеет. Кажется, с возрастом ум становится даже острее и проницательнее; знания расширяются и углубляются; появляется то, что называется мудростью. 

То есть, я хочу сказать, что сознание не подчиняется вселенской энтропии. И в этом смысле, сознание — сверхъестественно, сверхприродно, оно "не от мира сего".

По сути, человеческое тело стареет точно так же, как какой-нибудь автомобиль. Однако мы можем пересесть со старого автомобиля на новый, а поменять свою старую "шкуру" на молодую мы не можем.

Наверно все, кто доживают до старости, проходят через этот диссонанс плоти и духа, когда на уме "планов — громадьё", а сил для их свершения уже нет. Тогда становятся как-то особенно близки и понятны слова Иисуса Христа: "Дух животворит; плоть не пользует нимало". Плоть похожа на воздушный шарик, который летал-летал по ветру, и... "сдулся"; и вот он падает на землю, испуская дух, и, если прислушаться к шипению воздуха из "горлышка", то можно услышать его заветную мечту, как он всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить"... 

 

23 июня 2022

"Венеры" художника Виктора Ляпкало.


"Песенка - к Богу лесенка".

Игра на музыкальных инструментах в определённых ситуациях открывает духам дорогу к человеку. Музыкант своей игрой провоцирует «иномирные» силы, навлекая их на себя.

Не случайно экстатический культ Кибелы был связан с корибантами и куретами, которые  поклонялись ей с неистовыми плясками, с дикими криками и с оглушительной музыкой литавр, цимбалов и флейт.

Андаманцы.

"Андаманцев, коренное население Андаманских островов, обычно рассматривают как остаток одного из древнейших человеческих сообществ. Они смогли донести до нашего времени (естественно, не полностью в первоначальном виде) самые ранние формы социальной организации и культуры, фиксируемые источниками.

Андаманцы — очень тёмные по окрасу кожи, курчавоволосые, крайне низкорослые (мужчины — 145 см, женщины — 138 см), с инфантильными, как отмечают антропологи, чертами лица, с отчётливо проявляющейся у женщин стеатопигией. Подчёркивается чисто азиатский характер их антропологического облика. У исследователей вызывает особенный интерес тот факт, что никакие смешения почти не нарушали чистоту их облика, — это поистине уникальный случай" (Источник).

Кстати, о стеатопигии. Говорят, что сильное развитие жировой прослойки на ягодицах генетически заложено у некоторых народов Африки. 

Эудокси Яо - самая большая задница в Западной Африке. Источник картинки.

В связи с этим припоминаются верхнепалеолитические "венеры" и высказывается предположение о том, что фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют о том, что стеатопигия была широко распространена в верхнем палеолите в первобытных обществах Европы.
 

                                        Женская статуэтка из грота Гримальди, Италия.

22 июня 2022

Погребение в два этапа у андаманцев.

Племя Jarawa живёт на Андаманских островах в Индийском океане в кочевых группах по 50 человек.

Охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мёд. Андаманцы очень любят пляски, сопровождаемые хоровым пением. Особенно чтят память об умерших. Спустя несколько месяцев после похорон они выкапывают труп, кости тщательно промывают и частью раздробляют, а череп на шнурке носит один из ближайших родственников покойного на груди (Источник).


Боже мой! Как это похоже на натуфийцев! Далее цитирую Марию Гимбутас: "В эпоху неолита на Ближнем Востоке превалировало погребение в два этапа.
Это означает, что разрозненные кости, в первую очередь - черепа, собирали и перезахоранивали после того, как они, в результате разложения или каким-либо другим путём, были избавлены от плоти. В ряде случаев черепа перезахоранивали отдельно, в особо отведённой части могильника, окружив их черепами и рогами оленей, челюстями кабанов, свиней и волов (подобная практика, к примеру, была характерна для культуры Хаманджия).

Убедительное и зримое свидетельство существо­вания экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике гри­фа, спускающегося на обезглавленное тело. 


Судя по этой фреске, череп, считавшийся важнейшей частью тела, отделяли от туловища ещё до экскарнации. В храмах Чатал-Хююка черепа скла­дывали под букраниями, которые символически ас­социировались с маткой. В докерамическом Иерихо­не (долина реки Иордан) эпохи неолита под полом жилищ были найдены черепа, у которых лицевая часть воссоздана из гипса, а вместо глаз вставлены раковины. В Се­верной Европе покрытые слоем синей глины черепа были обнару­жены в могильнике Звейниекс (Латвия) VI-Vтыс. до н.э.; в их глазные впадины были вставлены янтарные кругляки.
О широте распространения вто­ричных захоронений свидетельст­вуют и коллективные погребения западноевропейских мегалитиче­ских гробниц, в которых обычно сложены расчленённые кости. За очень редким исключением, в них не бывает целых скелетов" (Источник).

Это очень хороший пример того, что в архаических обществах, удалённых друг от друга многими тысячами километров и многими тысячами лет, может быть один и тот же modus vivendi. В современных обществах — грызня и раздрай, мир на грани третьей мировой войны, а в архаических обществах — всё едино.

О "новом мышлении".

30 декабря 1922 года был создан СССР. Стало быть, в этом году 100 лет исполняется.

Я, как человек, увлекающийся историей, давно заметил, что советская идеология отнюдь не исчезла в 1991 году, когда в Кремле был спущен красный флаг и поднят российский "триколор". Когда читаешь книги по истории, изданные в РФ после 1991 года, очень часто ловишь себя на том, будто это было написано при советской власти. Приведу всего лишь один пример, в качестве иллюстрации:

"Аксумское царство погибло в огне войн, бушевавших на эфиопской земле начиная с VII века. С этого времени Эфиопия почти на пятьсот лет погружается во мрак. Войны, опустошавшие страну, разжигались феодалами, церковниками и племенной знатью других народов. Эти люди поступали так ради собственной наживы. Но признаваться в этом тогдашние правители не хотели, как не признаются виновники войн и нашего времени. Поэтому, чтобы обмануть народы, властители часто уверяли их, будто идут сражаться за правую веру, за религию. Причём каждый из них провозглашал правой только свою веру, а все прочие предавал проклятию" (Источник). 

Сия запись выложена в Сеть 16 ноября 2012 года, однако, не зная дату, можно было бы подумать, что это написано при Брежневе, Хрущёве или даже при Сталине. Потому что весь понятийно-смысловой аппарат статьи свидетельствует о коммунистической парадигме мышления автора.

В СССР и постсоветской России было издано превеликое множество — вагон и маленькая тележка — писанины, в которой клеймились феодалы и церковники, живущие ради собственной наживы. Казалось бы, при такой вековой обструкции богатства и богатеев, появление "новых русских толстосумов" невозможно. Ну, или, по крайней мере, у народа должно было бы появиться стойкое отвращение к "церковникам и племенной знати". На самом деле, я не вижу ничего подобного. Советская парадигма мышления очень заметна во всякого рода учёных трудах и записках по истории, но она совершенно отсутствует на уровне мышления простого народа. Не вижу я у знакомых вокруг себя неприятия богатства и богатеев. А это значит, что столетние труды по выработке советской парадигмы мышления не изменили ничего. Народное мышление осталось то ли первобытно-дремучим, то ли девственно-чистым. 

«Белая госпожа Сахары».

"Древняя танцовщица, названная «Белой госпожой Сахары», имела на руках и ногах много украшений, напоминающих те, какие можно и теперь видеть у африканцев, живущих к югу от Сахары" (Источник).

Баба - это не оскорбление.

Данная этимология слова "баба", скорее всего, не научная, но уж больно симпатичная; так что я не удержался от того, чтобы "скопипастить" её в свой бложик.

Источник

21 июня 2022

Немного про Убейдский период.

В Убейдский период (датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э.) на Ближнем Востоке стали смешивать глину с соломой и формовать из неё кирпичи, и этот удобный строительный материал вскоре начинает применяться для возведения настоящих монументальных зданий.

Святилище в Эриду

Первые землевладельцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли для Энки рядом с морем на песчаном холме среди лагун квадратное святилище (храм) площадью лишь всего около 3 кв. м, построенное из призматической формы длинных сырцовых кирпичей. В течение обеидского периода здание перестраивалось и увеличивалось в размерах не менее шести раз, пока, наконец, последний обеидский храм не достиг 23,5 м. в длину и 12,5 м в ширину, а платформа, на которой он стоял, занимала площадь 26,5 м. х 16 м.

Величайшим достижением обеидского периода в нижней Месопотамии была система земледелия, приспособленная к особым условиям дельты, а также весь общественный строй и его идеология, направленные на наилучшее осуществление этой системы. В начале исторического периода большая часть земли каждой общины принадлежала храму какого-нибудь божества и обрабатывалась от имени этого божества и под надзором его слуг-жрецов арендаторами, испольщиками и поденщиками. Таким образом, обеспечивалось содержание в порядке каналов и рациональное использование земли. Такая система укоренилась, должно быть, еще в эпоху обеидской культуры, так как уже тогда мы сталкиваемся с доминирующим над деревней монументальным храмом (Источник).

«Дом со львом».

Блогер [personal profile] kuba в своём рассказе о поездке в Поволжье сообщает:

"Кульминацией всей Поволжской поездки, пожалуй, можно назвать посещение т.н. «дома со львом», что в с. Поповка под Хвалынском. Это редчайший дошедший до нас памятник крестьянского (старообрядческого) искусства, чудом спасенный от сноса волонтерами несколько лет назад, сохранивший интерьерные росписи нач. ХХв.

Этот нарядный дом принадлежал когда-то старообрядцу — жителю села Поповка, что под Хвалынском. Дом готовился под снос, но был спасён энтузиастами. Истинное сокровище дома — сохранившиеся интерьерные росписи, выполненные художниками-богомазами более 100 лет назад" (Источник). 

Этот лев напомнил мне о "львиных воротах" в городах, существовавших до катастрофы бронзового века.

Аладжа-Хююк


К вопросу о каменных снарядах.

"Жители Хассуны охотились на газелей и ослов, вернее онагров (диких ослов). Обычным охотничьим оружием была праща; снаряды для пращи изготовлялись из глины и обжигались; они имели стандартную форму, не изменившуюся даже несколько тысячелетий спустя, когда материалом для их изготовления стал служить свинец", - сообщает автор статьи "Поселение Хассуна".

С этим сообщением интересно сопоставить мою запись "Хулиганы из Чатал-Хююка". Получается, что запасы глиняных снарядов, обнаруженных при раскопках Чатал-Хююка и других археологических памятников на Ближнем Востоке, заготавливались впрок для охоты на газелей и ослов, а не на случай нашествия противника.


 

О «болванообразных» фигурках из слоновой кости.

Герзейская культура додинастического Египта датируется ок. 3600 — 3300 гг. до н. э.

Автор статьи "Основные черты культуры герцейского периода" сообщает:

"В области культа и ритуала натуралистические статуэтки из слоновой кости уступили место условным «болванообразным» фигуркам из того же материала, которые в конце концов, в минойский период, получили распространение на Крите".

Честно говоря, я ничего не знаю о «болванообразных» фигурках крито-минойской культуры. Даже никогда не видел их. Однако возьму на заметку это сообщение, тем более что мне интересно всё, что касается крито-египетских культурных связей. 

«Всё течёт, всё меняется».

Когда-то я с удовольствием смотрел телепередачи, особенно мне нравились "Взгляд" и "До и после полуночи". Теперь я совсем не смотрю телевизор.

Когда-то я покупал и читал газету "Завтра" А. Проханова, ездил в Москву, чтоб там купить книги А. Дугина. Сейчас мне не интересны ни тот, ни другой.

Всё меняется. Меняется окружающий мир, меняются люди вокруг меня и, конечно, меняюсь я сам. Я уже совсем не тот ltraditionalist, каким был в 2013 году, когда создал свой блог в Живом Журнале.

19 июня 2022

Ещё немного о додинастическом Египте.

"Амратийцы покрывали тело разнообразной татуировкой" (Источник). 

Значит, в принципе, татуировки могли делать также и носители других неолитических культур. Например, носители культуры Кукутени-Триполье. 

Представители додинастических культур Египта "на шее носили ожерелья из кружочков, вырезанных из скорлупы страусовых яиц, бус из сердолика, стеатита и полевого шпата или бус, покрытых зелёной глазурью, а также из морских раковин или кораллов. Руки они унизывали браслетами из раковин, слоновой кости и панциря черепахи". Кроме того, они использовали всякого рода косметические краски для лица и особенно для подведения глаз. Всё это мы наблюдаем и в других неолитических культурах. Уже в Чатал-Хююке изготавливались зеркала, очевидно, с целью обмена, а в Индо-Хараппской цивилизации существовали целые города, специализировавшиеся на изготовлении женских "побрякушек". Надо полагать, торговля этими "побрякушками" в те времена была столь же важной статьёй экспорта, как ныне нефть и газ для государства российского. 

Здесь, конечно, возникает вопрос: а кто же был основным потребителем этих изделий — мужчины или женщины? Если женщины, то тогда получается, что вся неолитическая экономика была настроена на удовлетворение их спроса и потребностей.

"Вникая в предметы духовной культуры, можно проследить много общего в одежде людей, изображённых на амратских сосудах и в наскальных рисунках Северной Африки и Восточной Испании. Оперённые головные уборы мужчин, изображённых на сосудах с белым крестолинейным орнаментом, повторяются в наскальных рисунках Сахары, так же как футляры для половых членов, знакомые нам по амратским статуэткам. На ноге одной из статуэток есть браслет, имеющий аналогии среди изображений в Ин-Эззане (Сахара) и Когуле (Испания). Амратские собаки напоминают по внешнему виду собаку, изображённую на стене убежища в Альпере. Эти и другие соображения подобного рода приводят некоторых учёных к выводу о миграции ливийцев и смешению их с бадарийскими предками амратийцев".

Немного про амратскую культуру.

В Верхнем Египте на смену бадарийской культуре приходит амратская культура (или культура Негады I), которая, весьма вероятно, происходит непосредственно от бадарийской.

Амратийцы, по всей вероятности, первые приступили к систематической обработке в заливной пойме Нила естественно орошавшихся земель, ибо протекавшие по пустыням вади, по-видимому, уже не могли снабжать их достаточным количеством влаги. Тем не менее, хозяйство продолжало ещё носить «смешанный» характер, то есть представляло собою совокупность новых приёмов «производства пищи» со старым охотничьим промыслом, рыболовством и собирательством. Такая двойная эксплуатация природных ресурсов долины Нила вызвала большой рост населения. Сильно увеличилось количество поселений, и многие из них, по-видимому, выросли в большие деревни.

Многие учёные полагают, что каждая амратийская деревня, подобно деревням культуры Динка на Верхнем Ниле, принадлежала отдельному клану, имевшему свой тотем. Действительно, в таком случае изображение на сосудах крокодилов, скорпионов и других омерзительных существ можно было бы объяснить тем, что это были тотемические животные; кроме того, мы знаем, что некоторые амратские символы появляются снова в исторический период как эмблемы номов. Возможно, что в число этих изображений входили и женщины с коровьей головой и животное, связываемое с богом Сетом. Первая эмблема позднее выступает в виде богини-матери Хатхор, но, пожалуй, было бы слишком поспешно делать вывод, что Хатхор или Сет почитались как божества ещё во времена амратийцев. До сих пор погребения амратийцев не дают прямых свидетельств о каких-либо царях или вождях. Но на одной палетке этого периода, хотя и найденной в Верхнем Египте, вырезано изображение Красной Короны, которую позднее носили фараоны как символ царской власти над Нижним Египтом! Возможно, что в тот период уже существовало рабство. Именно таким образом трактуются статуэтки водоносов, обычно женские, и пленников со связанными за спиною руками. О существовании частной собственности в противоположность общественному имуществу всего клана можно судить по тому, что на сосудах часто встречаются выцарапанные значки, обозначавшие принадлежность их определённому хозяину; все сосуды в одном погребении бывают, как правило, помечены одним значком (Источник).

Немного о натуфийцах.

"Натуфийцы были охотниками-рыболовами и обычно жили в пещерах, расположенных близко от воды и от тех мест, где водилась дичь. Наше представление об их физическом сложении сводится к тому, что это был низкорослый народ, представители которого достигали роста не более 1,50-1,57 метра и имели длинный узкий череп. Подобно современным племенам банту и некоторым древним племенам, населявшим окраины Сахары, они имели обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы. Натуфийцы ловили рыбу на прикреплённый к лесе крючок (их костяные крючки являются, вероятно, самыми древними из всех известных рыболовных крючков) или с помощью тонких костяных гарпунов" (Источник).

"Обыкновение вырывать у себя с корнем передние зубы" свидетельствует о том, что у натуфийцев существовали обряды посвящения. Это просто удивительно и поразительно, насколько всеобщими и универсальными были эти обряды в архаических обществах! Как это можно уразуметь, что различные общества, разделённые многими тысячами километров и многими тысячами лет, практиковали одни и те же инициатические обряды (с некоторыми локальными "нюансами")? И почему все они приходили к необходимости проведения такого рода обрядов? Ведь живут же современные люди без инициаций! Более того, любой человек, который рискнул бы возродить обряды посвящения в современном мире, тут же оказался бы в тюрьме по обвинению в создании экстремистской организации, посягающей на личность и права граждан.