В своём желании нассать на мир она конгениальна моему отвращению от этого мира.
Исследование матриархата - самой продолжительной эпохи в истории человечества.
Самыми знаменитыми (ну или как бы сейчас сказали «раскрученными») ловцами жемчуга в истории считаются японские «женщины моря» - Ама.
И вот что примечательно: Ама всегда были независимыми и занимали в своей семье не подчинённое, а лидирующее положение, ведь именно женщины-ныряльщицы считались кормильцами семьи. Им за столом подавалась первая чашка риса, более того — по традиции женщина-ама сама могла выбрать себе мужа. Правда, при этом заботы по дому с них никто не снимал.
Значит, матриархат обусловлен тем, что женщины - так, или иначе - выходят на "плато" самодостаточности, и это положение позволяет им, скажем так, проводить независимую (от мужчин) политику.
Я полагаю, что хозяйственно самодостаточная женщина - это лишь один из вариантов, приводящих в конечном итоге к матриархальным отношениям в семье. Другой вариант - молодая и сексапильная женщина, благосклонность которой мужчины стремятся заполучить ухаживаниями и служением, по типу рыцарского. Третий вариант - ведунья, авторитет которой покоится на чувствах благодарности и почтения за исцеление, страха перед сверхъестественным.
В кинофильме "Война и мир" есть такая сцена, где раненый князь Андрей Болконский как бы "выпадает" из суматохи Аустерлицкого сражения и "замирает", глядя на плывущие в небе облака.
У Гоголя Хлестаков одержим манией величия и раздувается, как мыльный пузырь. "Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш..." (поскальзывается и чуть-чуть не падает на пол, но с почтением поддерживается чиновниками).
Надо было не поддерживать Хлестакова, а со всей силы дать ему кулаком (а лучше - сапогом) по зубам, - тогда он и сам освободился бы от морока, и не морочил бы головы другим людям. Возможно, Хлестаков при этом пережил бы нечто в роде религиозного преображения, как князь Андрей.
Одержимость жизнью можно сравнить с "линией", а выпадение из морока "крысиных бегов" (англ. rat race) — c "точкой". Очевидно, именно с "точки" начинается духовная жизнь. Она же является и человеческой жизнью par excellence.
Минойский Крит был большим, мирным и, возможно, матриархальным средиземноморским обществом бронзового века, которое процветало примерно с 3000 г. до н.э. до 1100 г. до н.э. Из-за преобладания женских иконок ряд учёных утверждает, что на минойском Крите было "матриархальное" общество, которое могло быть эгалитарным и основанным на консенсусе.
Некоторые ведущие учёные осторожно относятся к таким характеристикам, отмечая скудность доказательств.[1] Однако археолог Мария Гимбутас обнаружила на минойском Крите продолжение более ранней неолитической культуры "Старой Европы" - эгалитарного матрицентризма, о чём свидетельствуют экономическая децентрализация Крита, матрилокальные браки и религиозные образы, ориентированные на женщин. Отмечая неравенство в размерах гробниц, она предположила, что существовала "определённая степень социального ранжирования".[3] Совсем недавно Дэвид Грэбер и Дэвид Венгроу утверждали, что минойский Крит, вероятно, представлял собой "систему женского политического правления - фактически теократию какого-то рода, управляемую коллегией жриц."[4] Учёные говорят, что ориентированные на женщин религия и искусство сами по себе не означают гендерного равенства или матриархата в реальных социальных отношениях. Однако, отмечает Грэбер, "никому ещё не удалось привести пример патриархального общества, в котором художественные образы были бы сосредоточены почти исключительно на изображениях сильных женщин, мистических или иных"[5].
Идя дальше, археомифолог Джоан Сишон утверждает, что минойский Крит представлял собой эгалитарную форму матриархата, с децентрализованной экономикой, основанной на дарах, и управлением на основе консенсуса, которому способствовал совет женщин-старейшин.[6] Аналогично, богослов и гид по Криту Кэрол Крист описывает Крит как "общество без доминирования" и с "подлинным равенством между полами".[7] Аналогично, Питер Гелдерлоос утверждает, что у критян было безгосударственное и бесклассовое общество.[8]
Матриархат
Утверждая, что минойский Крит был матриархальной теократией, Грэбер и Венгроу указывают на то, что в минойской культуре есть изображения женских властей, но нет мужских. В отличие от женщин, которые всегда одеты, большинство изображений мужчин представляют собой обнажённых или почти обнажённых атлетов или показывают, что мужчины ведут себя раболепно перед женщинами.[10] В качестве дополнительного доказательства они отмечают, что критские торговцы, которые обычно были мужчинами, в подавляющем большинстве случаев привозили священные предметы в честь женских богинь, таких как Хатор. [11] Хотя они утверждают, что минойский Крит является редким случаем в исторической летописи фактического женского правления, они отмечают, что матриархат более распространен в истории человечества, если матриархат понимать более широко. Они определяют матриархат как общество, в котором управление строится на роли матери в семье, так же как в патриархате управление строится на главенствующей роли отца[12].
Философ Хайде Гёттнер-Абендрот также считает Крит матриархальным обществом, но она определяет матриархат как общество с "истинными гендерно-эгалитарными отношениями", в котором символически сосредоточена женская власть. Указывая на то, что "arche" может означать "начало", а не "господство", она утверждает, что матриархат показывает женщин как дарительниц жизни в контексте "гендерно-эгалитарного общества"[13].
В отличие от утверждений Грэбера и Венгроу о правлении женщин на Крите, Кэрол Крист утверждает, что между полами существовало равенство:
Хотя Богиня находится в центре внимания, а женщины являются главными действующими лицами во многих ритуалах, изображённых на кольцах печатей и других артефактах, мужчины никогда не изображаются подневольными или подчинёнными. "[14].
Питер Гелдерлоос интерпретирует искусство минойского Крита как включающее жриц-трансгендеров: "[Критяне] были если не матриархальными, то непатриархальными, с почти исключительно женскими божествами и женскими или транс-жрицами"[15].
Проходя мимо голубой ели, нельзя не заметить её новые ростки на ветках, которые выделяются цветом.
Из этого можно развить целое натурфилософское учение, но мне - лень, да и некогда: днями занимаюсь ремонтом крыши сарая, а вечерами отдыхаю, - чай, не мальчик 20 лет!
Параллели между человеком и деревом более чем прозрачны: изверженный из рая, он упал на землю и его волосы можно считать корнями дерева, позвоночный столб - стволом, руки и ноги - ветвями, а пальцы - листьями...
Но главное, что роднит человека с деревом, это его язык. Язык подобен дереву: голубая ель живёт до тех пор, пока растёт, а язык – пока способен заимствовать лексику из иных наречий и осваивать её. Как только этот процесс прекращается, язык застывает, костенеет, что равнозначно смерти.
Я где-то читал, что в английском языке ежедневно появляется от четырёх до шести новых слов. Значит, английский - живой язык. На латыни же новых слов не появляется, нет роста, и это значит, что латынь - не живое дерево, а мёртвое бревно.
Чтобы быть древом живым и плодоносящим, а не дубиной стоеросовой, надо каждый день "прорастать" понемногу, как ели голубые. Собственно, этим я и занимаюсь всю свою жизнь, расширяя собственный кругозор.
Говорят, тем, кому за 50, в целях профилактики от Альцгеймера и старческого слабоумия, полезно изучение иностранных языков. Каждый день по 5 - 10 новых слов — это, по сути, те же новые "ростки" на дереве.
Пишут, что в центральном военном госпитале им. Вишневского на стеклянной двери в реанимацию появился образ Пресвятой Богородицы (Источник).
Целомудренная женщина по представлению немецкого художника 16 века Антона Вонзама (Anton Woensam).
В комплекте имеются:
- ястребиные глаза, дабы неустанно бдить, высматривая желающих покуситься на её честь
- уши, дабы слушать Слово Божие
- рот на золотом замке, дабы с губ не слетало оскорбительных слов
- зеркало в правой руке, в котором отражается распятие - лучшее средство от гордыни
- кувшин в левой руке, дабы обслуживать нуждающихся
- голубка на груди, символ супружеской верности
- пояс из змей уберегает от склок, неверности и нечестивых забав
- лошадиные копыта, дабы пахать на ней дабы твёрдо стоять на стезе добродетели.
1. "Назначение русского человека есть, бесспорно, всеевропейское и
всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, быть может, и
значит только — стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.
Наш удел и есть всемирность, и не мечом приобретённая, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей".
Фёдор Достоевский (Источник)
2. Въ годъ своей смерти, въ статьѣ «Надъ могилой Пазухина», Константинъ Николаевичъ Леонтьевъ крайне пессимистически выражаетъ взглядъ на будущее: «... Русское общество и безъ того довольно эгалитарное по привычкамъ, помчится ещё быстрѣе всякаго другого по смертному пути всесмѣшенія и — кто знаетъ? — подобно евреямъ, не ожидавшимъ, что изъ нѣдръ ихъ выйдетъ Учитель Новой Вѣры, — и мы, неожиданно, лѣтъ черезъ 100 какихъ нибудь, изъ нашихъ государственныхъ нѣдръ, сперва безсословныхъ, а потомъ безцерковныхъ, или уже слабо церковныхъ, — родимъ... антихриста?» (Источник)
3. "О Русь! в предвиденье высоком
Ты мыслью гордой занята;
Каким ты хочешь быть Востоком:
Востоком Ксеркса иль Христа?"
4. Прекрасное
от Александра Филоненко.))
Ты - маленький ребёнок, который пришёл с мамой в парк аттракционов. Ты идёшь по
парку, в кармане у тебя - заветные билетики (все аттракционы мира - в твоём
кармане!), в руках - сладкая вата. Ты счастлив. И вдруг ты оборачиваешься, а
мамы - нет.
И всё обрушивается мгновенно: ни вата не радует, и аттракционы уже не нужны. И
вообще жизнь закончилась. И ты не знаешь, сколько тебе хватит ещё секунд, чтобы
не заорать. Ты стоишь в этом пустынном космосе, забытый во вселенной, и
чувствуешь нарастание внутреннего холода... И вдруг - мама выходит из-за киоска
какого-то. Уфф!
И тут сразу оказывается, что она тебе снова не нужна.
Такова - краткая история отношений человечества с Богом.
5. Это страннейшая человеческая черта. Люди больше всего на свете ратуют за свободу, но стоит ей забрезжить, как сразу пытаются всучить её какому-нибудь вождю. Всегда ищут кого-то, кому бить поклоны.
Колин Уилсон (1931 — 2013)
6. Важнейшей проблемой российской цивилизации,
если таковая просматривается сегодня, является взаимоотношение человека и
государства.
Изображение минойцев с подношениями из гробницы Рехмира — государственного деятеля XVIII династии Нового царства, занимавшего во время правления Тутмоса III и Аменхотепа II посты "градоначальника Города", судьи и чати (визиря) Верхнего Египта. XV век до н.э. Музей Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).
Древний Египет в течение многих лет был союзником Крита. Напротив,
контакты Крита с соперниками Египта (цивилизации Междуречья, Хеттское
царство) не засвидетельствованы. Часть минойцев переселилась на Кипр и
Угарит, где были основаны их торговые колонии. Позднее минойцы на Кипре были подчинены тевкрами (один из "народов моря"), а в Угарите ассимилированы семитами.
"Чтобы получить водительские права, надо принести справку о психическом здоровье и страховку на случай ДТП.
Чтобы взять ребёнка из приюта, надо принести справку о психическом здоровье и справку о доходе.
Чтобы нарожать детей, не нужно ничего".
Да, приходится смиренно признать, что деторождение в современных обществах пущено на самотёк; чаще всего зачатие происходит "дуриком", как бы случайно; типа, шла девка, споткнулась и растянулась, то есть "залетела". В этом смысле, современные люди недалеко ушли от обезьян.
"В сёлах Ляховичского р-на Брестской обл. бытовало поверье, что знахарем можно стать (не раздобывая самого цветка), если «в ночь на Яна» пойти в лес «спать у папаращ»; переночевавший в зарослях папоротника якобы будет всё знать, понимать язык зверей и птиц и т. п. [ТМКБ 2009: 489-490]." Цит. по: Виноградова Л.Н. "Малоизвестные варианты полесских поверий о цветении папоротника".
У моей мамы в семье было 3 брата и 2 сестры. Один из братьев - Вася - был дурачком. Про него говорили, что в раннем детстве он заблудился в лесу, и нашли его лишь через пять дней. Я хорошо помню этого Васю; он говорил непонятно и многократно повторял одно и то же. Но я так и не понял, - то ли он оказался в лесу потому что от рождения был, мягко говоря, со странностями, то ли у него "крыша поехала" оттого, что он пять ночей проспал в лесу под папоротником.
Knut Rassmann, Martin Furholt, Nils Müller-Scheeßel и Johannes Müller в статье "Социальная организация поселений культуры Винча. Новые данные магнитных и археологических раскопок" приводят схемы некоторых поселений культуры Винча на основании геомагнитных исследований.
Надо сказать, довольно большие поселения. Особенно Беловодье, которое по размерам приближается к мегапоселениям Трипольской культуры.
Мы, конечно, не знаем, сколько домов существовало одновременно в Беловодье. Авторы статьи говорят, что цифра в 300-350 домов (1500-1750 жителей; 5 человек на дом), кажется наиболее вероятной. Даже в наше время в России деревни в 300 домов нечасто встречаются, а то было ок. 7000 лет назад.
Сегодня днём я перекрывал крышу сарая, и, как бы между делом, доказал бессмертие души (по крайней мере, для себя).
Железо ржавеет со временем, а человек стареет, — это общеизвестная, избитая истина. Но вот что примечательно: тело стареет и слабеет, а ум — нисколько не слабеет. Кажется, с возрастом ум становится даже острее и проницательнее; знания расширяются и углубляются; появляется то, что называется мудростью.
То есть, я хочу сказать, что сознание не подчиняется вселенской энтропии. И в этом смысле, сознание — сверхъестественно, сверхприродно, оно "не от мира сего".
По сути, человеческое тело стареет точно так же, как какой-нибудь автомобиль. Однако мы можем пересесть со старого автомобиля на новый, а поменять свою старую "шкуру" на молодую мы не можем.
Наверно все, кто доживают до старости, проходят через этот диссонанс плоти и духа, когда на уме "планов — громадьё", а сил для их свершения уже нет. Тогда становятся как-то особенно близки и понятны слова Иисуса Христа: "Дух животворит; плоть не пользует нимало". Плоть похожа на воздушный шарик, который летал-летал по ветру, и... "сдулся"; и вот он падает на землю, испуская дух, и, если прислушаться к шипению воздуха из "горлышка", то можно услышать его заветную мечту, как он всей душой желал "в небо улететь" и оттуда "птицу райскую сманить"...
Игра на музыкальных инструментах в определённых ситуациях открывает духам дорогу к человеку. Музыкант своей игрой провоцирует «иномирные» силы, навлекая их на себя.
Не случайно экстатический культ Кибелы был связан с корибантами и куретами, которые поклонялись ей с неистовыми плясками, с дикими криками и с оглушительной музыкой литавр, цимбалов и флейт.
"Андаманцев, коренное население Андаманских островов, обычно рассматривают как остаток одного из древнейших человеческих сообществ. Они смогли донести до нашего времени (естественно, не полностью в первоначальном виде) самые ранние формы социальной организации и культуры, фиксируемые источниками.
Андаманцы — очень тёмные по окрасу кожи, курчавоволосые, крайне низкорослые (мужчины — 145 см, женщины — 138 см), с инфантильными, как отмечают антропологи, чертами лица, с отчётливо проявляющейся у женщин стеатопигией. Подчёркивается чисто азиатский характер их антропологического облика. У исследователей вызывает особенный интерес тот факт, что никакие смешения почти не нарушали чистоту их облика, — это поистине уникальный случай" (Источник).
Кстати, о стеатопигии. Говорят, что сильное развитие жировой прослойки на ягодицах генетически заложено у некоторых народов Африки.
![]() |
Эудокси Яо - самая большая задница в Западной Африке. Источник картинки. |
В связи с этим припоминаются верхнепалеолитические "венеры" и высказывается предположение о том, что фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют о том, что стеатопигия была широко распространена в верхнем палеолите в первобытных обществах Европы.
Женская статуэтка из грота Гримальди, Италия.
Племя Jarawa живёт на Андаманских островах в Индийском океане в кочевых группах по 50 человек.
Охотятся с луками и стрелами, ловят рыбу в коралловых рифах и собирают фрукты и мёд. Андаманцы очень любят пляски, сопровождаемые хоровым пением. Особенно чтят память об умерших. Спустя несколько месяцев после похорон они выкапывают труп, кости тщательно промывают и частью раздробляют, а череп на шнурке носит один из ближайших родственников покойного на груди (Источник).
Убедительное и зримое свидетельство существования экскарнации можно видеть на стенах храмов Чатал-Хююка, где Богиня представлена в облике грифа, спускающегося на обезглавленное тело.
Это очень хороший пример того, что в архаических обществах, удалённых друг от друга многими тысячами километров и многими тысячами лет, может быть один и тот же modus vivendi. В современных обществах — грызня и раздрай, мир на грани третьей мировой войны, а в архаических обществах — всё едино.
30 декабря 1922 года был создан СССР. Стало быть, в этом году 100 лет исполняется.
Я, как человек, увлекающийся историей, давно заметил, что советская идеология отнюдь не исчезла в 1991 году, когда в Кремле был спущен красный флаг и поднят российский "триколор". Когда читаешь книги по истории, изданные в РФ после 1991 года, очень часто ловишь себя на том, будто это было написано при советской власти. Приведу всего лишь один пример, в качестве иллюстрации:
"Аксумское царство погибло в огне войн, бушевавших на эфиопской земле начиная с VII века. С этого времени Эфиопия почти на пятьсот лет погружается во мрак. Войны, опустошавшие страну, разжигались феодалами, церковниками и племенной знатью других народов. Эти люди поступали так ради собственной наживы. Но признаваться в этом тогдашние правители не хотели, как не признаются виновники войн и нашего времени. Поэтому, чтобы обмануть народы, властители часто уверяли их, будто идут сражаться за правую веру, за религию. Причём каждый из них провозглашал правой только свою веру, а все прочие предавал проклятию" (Источник).
Сия запись выложена в Сеть 16 ноября 2012 года, однако, не зная дату, можно было бы подумать, что это написано при Брежневе, Хрущёве или даже при Сталине. Потому что весь понятийно-смысловой аппарат статьи свидетельствует о коммунистической парадигме мышления автора.
В СССР и постсоветской России было издано превеликое множество — вагон и маленькая тележка — писанины, в которой клеймились феодалы и церковники, живущие ради собственной наживы. Казалось бы, при такой вековой обструкции богатства и богатеев, появление "новых русских толстосумов" невозможно. Ну, или, по крайней мере, у народа должно было бы появиться стойкое отвращение к "церковникам и племенной знати". На самом деле, я не вижу ничего подобного. Советская парадигма мышления очень заметна во всякого рода учёных трудах и записках по истории, но она совершенно отсутствует на уровне мышления простого народа. Не вижу я у знакомых вокруг себя неприятия богатства и богатеев. А это значит, что столетние труды по выработке советской парадигмы мышления не изменили ничего. Народное мышление осталось то ли первобытно-дремучим, то ли девственно-чистым.
"Древняя танцовщица, названная «Белой госпожой Сахары», имела на руках и ногах много украшений, напоминающих те, какие можно и теперь видеть у африканцев, живущих к югу от Сахары" (Источник).
Данная этимология слова "баба", скорее всего, не научная, но уж больно симпатичная; так что я не удержался от того, чтобы "скопипастить" её в свой бложик.
В Убейдский период (датируется 6-м — началом 4-го тысячелетия до н. э.) на Ближнем Востоке стали смешивать глину с соломой и формовать из неё кирпичи, и этот удобный строительный материал вскоре начинает применяться для возведения настоящих монументальных зданий.
![]() |
Святилище в Эриду |
Первые землевладельцы, поселившиеся в Эриду, воздвигли для Энки рядом с морем на песчаном холме среди лагун квадратное святилище (храм) площадью лишь всего около 3 кв. м, построенное из призматической формы длинных сырцовых кирпичей. В течение обеидского периода здание перестраивалось и увеличивалось в размерах не менее шести раз, пока, наконец, последний обеидский храм не достиг 23,5 м. в длину и 12,5 м в ширину, а платформа, на которой он стоял, занимала площадь 26,5 м. х 16 м.
Величайшим достижением обеидского периода в нижней Месопотамии была система земледелия, приспособленная к особым условиям дельты, а также весь общественный строй и его идеология, направленные на наилучшее осуществление этой системы. В начале исторического периода большая часть земли каждой общины принадлежала храму какого-нибудь божества и обрабатывалась от имени этого божества и под надзором его слуг-жрецов арендаторами, испольщиками и поденщиками. Таким образом, обеспечивалось содержание в порядке каналов и рациональное использование земли. Такая система укоренилась, должно быть, еще в эпоху обеидской культуры, так как уже тогда мы сталкиваемся с доминирующим над деревней монументальным храмом (Источник).
Блогер kuba в своём рассказе о поездке в Поволжье сообщает:
"Кульминацией всей Поволжской поездки, пожалуй, можно назвать посещение т.н. «дома со львом», что в с. Поповка под Хвалынском. Это редчайший дошедший до нас памятник крестьянского (старообрядческого) искусства, чудом спасенный от сноса волонтерами несколько лет назад, сохранивший интерьерные росписи нач. ХХв.
Этот нарядный дом принадлежал когда-то старообрядцу — жителю села
Поповка, что под Хвалынском. Дом готовился под снос, но был спасён
энтузиастами. Истинное сокровище дома — сохранившиеся интерьерные росписи, выполненные художниками-богомазами более 100 лет назад" (Источник).
Этот лев напомнил мне о "львиных воротах" в городах, существовавших до катастрофы бронзового века.
![]() |
Аладжа-Хююк |
"Жители Хассуны охотились на газелей и ослов, вернее онагров (диких ослов). Обычным охотничьим оружием была праща; снаряды для пращи изготовлялись из глины и обжигались; они имели стандартную форму, не изменившуюся даже несколько тысячелетий спустя, когда материалом для их изготовления стал служить свинец", - сообщает автор статьи "Поселение Хассуна".
С этим сообщением интересно сопоставить мою запись "Хулиганы из Чатал-Хююка". Получается, что запасы глиняных снарядов, обнаруженных при раскопках Чатал-Хююка и других археологических памятников на Ближнем Востоке, заготавливались впрок для охоты на газелей и ослов, а не на случай нашествия противника.
Герзейская культура додинастического Египта датируется ок. 3600 — 3300 гг. до н. э.
Автор статьи "Основные черты культуры герцейского периода" сообщает:
"В области культа и ритуала натуралистические статуэтки из слоновой кости уступили место условным «болванообразным» фигуркам из того же материала, которые в конце концов, в минойский период, получили распространение на Крите".
Честно говоря, я ничего не знаю о «болванообразных» фигурках крито-минойской культуры. Даже никогда не видел их. Однако возьму на заметку это сообщение, тем более что мне интересно всё, что касается крито-египетских культурных связей.