10 мая 2023

Элевсинская святыня как знамя угнетённых.

Интересно, что римляне позаимствовали элевсинский миф не из самого Элевсина в Элладе, а из Сицилии. 

Ф. Ф. Зелинский не говорит, когда и при каких обстоятельствах состоялось перенесение элевсинского мифа в Сицилию. "Во всяком случае, очень давно. Когда в самом начале своего республиканского быта Рим вычитал в книгах кумской Сивиллы повеление дать у себя место культу элевсинских божеств, он заимствовал его не из Элевсина, а — прямо или косвенно, не знаем — из Сицилии".

Тут надо сказать, что Сицилия вся считалась посвящённой Деметре; её культ был распространён здесь повсюду. "Вероятно, - говорит Ф. Ф. Зелинский, - здесь придётся признать отождествление старинной местной богини с Деметрой; но оно могло быть только основанием перенесения в Энну элевсинского мифа как последствия культовой её эллинизации, пути перенесения нам неизвестны. Похищение божественной девы было локализовано именно здесь, близ Энны, у озера Перга; здесь Кора рвала цветы на зелёном лугу, здесь из разверзшейся земли появился царь преисподней на своей колеснице, запряженной чёрными конями; свою добычу он умчал по поверхности земли, пока нимфа сиракузской речки Кианы не преградила ему пути; разгневанный, он через её русло проложил себе путь в преисподнюю". 

Джеймс Чайлдс. Похищение Персефоны.

"И вот, в Риме был воздвигнут первый греческий храм для греческого культа с соблюдением греческой обрядности — храм, посвящённый Cereri Libero Liberae. Церера, это Деметра; неопределённая римская богиня зреющей нивы была отождествлена с греческой даровательницей хлеба. Либера, «дочь», это буквальный перевод греческой Коры; но кто такой Либер? Это слово значит «сын» — сын Деметры, надо полагать, коль скоро Либера — её дочь; но римляне во все времена разумели под ним Вакха-Диониса. Вот он, значит, «юный бог» священного шествия Иакх, олицетворённое ликование чающих близкую благодать паломников". 

09 мая 2023

Когда брак не совсем патрилокальный и не совсем матрилокальный.

Мы сильно упрощаем картину, полагая, что если нет чётких и однозначных доказательств матрилокальности поселения, значит, оно патрилокальное. На самом деле, всё гораздо сложнее.

Václav Hrnčíř, Petr Květina и Václav Vondrovský в статье "Post-marital residence patterns in Early Neolithic Central Europe: Models beyond the bioarchaeology" приводят этнографические примеры, которые нельзя считать однозначно матрилокальными или патрилокальными.

1. Племя Ибан (Борнео).

"Многие вопросы принимаются во внимание при принятии решения о том, где они [супружеская пара] будут жить. Если дочь - единственный ребёнок, её родители обычно ставят условием брака, чтобы зять приехал и жил с ними, и работал на них, но если у девушки много братьев и сестёр, а у мужчины нет, ей разрешается пойти и жить в его доме. И тут опять же возникает вопрос социального положения, и если девушка выходит замуж за нижестоящего, она отказывается идти в дом мужа и ждёт, что он придёт к ней" (Gomes 1911. Seventeen Years Among the Sea Dyaks of Borneo).

Iban wedding

2. Племя Гаро (Индия).

"Некоторые мужчины должны переехать в семьи своих жён, а другие должны создать новые домохозяйства. Некоторые мужчины должны переехать в деревни своих жен, а другие должны привести своих жён в свои собственные деревни. [...] Все модели проживания имеют свою существенную роль в социальной структуре Гаро" (Burling 1963. Rengsanggri: family and kinship in a Garo village). 

A Garo couple in traditional dress

О связке земледелия и матрилокальности.

Отрывок из статьи "Maize, Matrilocality, Migration and Northern Iroquoian Evolution", написанной John P. Hart, который, к сожалению, не сделал статью общедоступной.

"Совместное возникновение матрилокальности и земледелия на основе кукурузы среди исторических групп северных ирокезов Нью-Йорка и южного Онтарио давно интересует антропологов и археологов. Традиционное объяснение этой связи заключается в том, что постепенное развитие сельского хозяйства на основе кукурузы с использованием женского труда повысило статус женщины в семье, что привело к матрилокальности. Дин Сноу (1995a) недавно оспорил эту гипотезу матрилокальности in situ, утверждая, что внезапное появление сельского хозяйства на основе кукурузы и матрилокальности можно объяснить только миграцией предков ирокезов-земледельцев в районы, уже заселённые другими людьми. Матрилокальность возникла потому, что позволила сосредоточиться мужчинам-ирокезам на внешней войне мужчин против враждебных аборигенных жителей [1]. В отличие от этого, основываясь на общей модели эволюции маисового земледелия и влиянии послебрачного проживания на эту модель, я утверждаю, что ни гипотеза развития in situ, ни гипотеза миграции Сноу не влияют на коэволюцию матрилокальности и маисового земледелия, и что их внезапное появление не может быть использовано в качестве доказательства в поддержку ни одной из гипотез. Я также показываю, что современные археологические данные о маисовом земледелии и матрилокальности свидетельствуют о постепенной коэволюции маисового земледелия и матрилокальности, а не о внезапном появлении, как утверждает Сноу".

-----------------------------------------------------------------------------

[1] Да, мне известна эта теория, согласно которой матрилокальные браки сводят на нет внутриплеменную мужскую агрессивность, ибо при таком раскладе родовые кланы образуются вокруг женщин. Следовательно, полагают авторы этой теории, мужская агрессия может быть направлена вовне, на борьбу с соседними племенами.  

К вопросу о матрилокальных поселениях ЛЛК.

Отрывок из статьи "Post-marital residence patterns in LBK: Comparison of different models":

"Было предложено множество идей о правилах послебрачного проживания в обществе первых земледельцев умеренной зоны Европы (культура линейной керамики, ок. 5500-4900 гг. до н.э.). Преобладающей гипотезой является патрилокальность и общинная экзогамия, основанная на изотопах стронция, современной ДНК, древней ДНК, лингвистических и антропологических данных. Однако, представляя несколько различных антропологических моделей и сравнивая их с результатами анализа изотопов стронция из двух кладбищ ЛЛК (Ведровице и Нитра), мы утверждаем, что возможны и другие правила послебрачного проживания, такие как амбилокальность, авункулокальность, смещение места жительства или преобладающая матрилокальность. Аргументы, противоречащие односторонней интерпретации результатов исследования изотопов стронция, включают возможную практику полигинии, похищение молодых женщин и неингумационные захоронения. Предлагается гипотетическая модель, сочетающая патрилокальность и матрилокальность на разных социальных и географических уровнях". 

К сожалению, авторы текста - Václav Hrnčíř (какие у чехов ужасные фамилии, состоящие почти из одних согласных букв!), Václav Vondrovský и Petr Květina не выложили статью в открытый доступ. 

08 мая 2023

Доводы против первобытного промискуитета.

Трули в записи от наносит двойной удар по И. Бахофену и З. Фрейду. 
"Известно, что кровосмешение приводит к значительному росту вероятности рождения ребёнка с серьёзными генетическими заболеваниями. Также доказано, что у тех животных, у которых инцест приводит к отрицательным последствиям, имеются врождённые установки, которые ему препятствуют: миграция потомства в другие стаи подальше от родных, различение родственников по запаху и внешнему виду и так далее. Но есть ли что-то подобное у человеческого рода?

В 1891 году Эдвард Вестермарк предложил описание механизма защиты от инцеста у людей: его гипотеза гласила, что взросление рядом с лицом противоположного пола приводит к негативному отношению к идее сексуальных отношений с этим человеком. Такая установка могла возникнуть в результате многократного естественного отбора в ситуациях, в которых растущие вместе дети являются биологическими братьями и сёстрами. [1]

Подтверждением гипотезы Вестермарка стали израильские «кибуцы» (агрикультурные общины, основанные в начале 20 века): мальчики и девочки росли совместно от самого младенчества до подросткового возраста, входя в группу из 6-8 детей одного возраста. Хотя не существовало запрета на браки между детьми из одной и той же группы, Мелфорд Спиро в 1958 году не нашёл ни одного брака, равно как и ни одного случая половой связи между детьми, с детства растущими в одной группе. [2]
Ещё одним подтверждением гипотезы стали китайские браки «симпуа» (при таком типе брака семья берёт к себе маленькую девочку, чтобы потом она стала женой их сына). Группа учёных в 1980 году выяснила, что дети, растущие в таких условиях, позже испытывают ненависть и отвращение к идее брака или интимной близости друг с другом. [3]

Похожая ситуация наблюдается и у приматов: Ф. Муррей и И. Смит отмечают, что в группе бурых макак отсутствуют спаривания между братьями и сёстрами. Предполагается, что тесные контакты между особями в период их социального развития подавляют половое влечение между ними уже во взрослом состоянии.
Также известны случаи, например, у японских макак, когда отец проявлял постоянную заботу о дочери до её четырёхлетнего возраста, затем их дружелюбные контакты продолжались, но отец и дочь никогда не выбирали друг друга в качестве сексуальных партнеров. По-видимому, это тоже происходит из-за тесного контакта на протяжении периода социального развития дочери. [4]

О благочестии древних египтян.

"Слово Маат (женского рода) передаёт идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения. Отклонение от первоначально задуманного смысла обнаруживает себя в феномене «изъяна», по-египетски Исефет. Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда — всё это изъяны мира, который, вследствие утери первоначальной полноты смысла, впал в состояние беспорядка.

Египтянин, если воспользоваться словами Мирча Элиаде, сказанными в отношении архаического человека, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — первозданную полноту смысла, проявляющуюся в изобилии и справедливости. Все его силы были направлены на то, чтобы, оценивая мир в обратной исторической перспективе, обрести изначальную полноту смысла и воплотить её в действие.

Такого рода действие считалось прерогативой царя. Вообще царь обладал монополией на всякое действие, но частично делегировал эти свои всеобъемлющие полномочия другим лицам, жрецам и чиновникам, — в итоге практически всё население Египта так или иначе вносило свой вклад в общее дело претворения Маат в действительность", - пишет Ян Ассман в своей монографии "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации" (М: Присцельс, 1999. С. 19-20).

Кажется, теперь я начинаю понимать, почему древние египтяне "возились" с крокодилами. Просто они "претворяли Маат в действительность". При изначальном разумном порядке не было насилия, а значит и крокодилы не разрывали на куски плоть своих жертв. Во "время оно" крокодилы были "святыми", и египтяне, по мере своих сил и возможностей, реконструировали это сакральное время.

св. крокодил в Египте

"Поскольку первозданный порядок сакрален, а «полнота» («изобилие») понимается как спасительное благо, усилия царя и его соработников, направленные на восстановление этого порядка, являются религиозной, а не просто рсставрационной деятельностью. Поэтому египетское представление о религии в самом обшем смысле можно выразить формулой «творить Маат»", - говорит далее Ян Ассман.

Вот за это я люблю египтян. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими", - говорил Иисус Христос. И недаром Геродот утверждал, что «египтяне — самый благочестивый народ на земле».

Для финки главное — родить дочь-наследницу.

Запись от Елена Черноярова, 19 апр в 19:18:

"Спасибо Ольга Ракитянская ❤

"Интересный факт: почти у всех карел молодую жену называли "молодухой" (morzein, переходное состояние между девушкой-невестой и полностью взрослой замужней женщиной) вплоть до рождения первой дочери. Именно дочери: если первым рождался мальчик, это "не считалось", нужно было дождаться именно девочки, чтобы "инициация в женщины" полностью состоялась. А вот если первой рождалась дочь, то мальчика ждать уже было не нужно - женщина и так становилась взрослой замужней, akka.
К вопросу об архаичном финно-угорском эгалитаризме :)"

Матрилинейность детектед. 😁 

такое тоже было до массовой откочёвки в города и слома крестьянско-общинного уклада, то есть до 20-х годов 20-го века примерно. У славян такое было только в тех областях, где за счёт соседства, ассимиляции и смешанных браков было сильное влияние прибалтийских (карело-финны) или поволжских (меря, эрзя, мокша, марийцы) финнов.
 
Деревня Ювалакша (Ювялахти). Скандинавская (шведская, финская) печь, типа как русская только с камельком (открытым очагом). Карелы.

Манданы.

Манданы («люди на берегу»), нумакаки (самоназвание — «люди»), индейский народ группы сиу. В начале XIX века у мандан насчитывалось 13 матрилинейных родов (некоторые из них общие с хидатса). Имелись две категории родов, каждая из них в поселениях составляла дуальную фратрию, наследственный «мирный» вождь поселения принадлежал к одной из них, а выборный военачальник — к другой. Существовала система военных обществ, организованная по возрастному принципу (главное общество — «Бизоны»), женские ритуальные общества и др. Семья в прошлом матрилокальная.

Окипа — церемония инициации молодых манданов. Худ. Джордж Кэтлин (1832)

07 мая 2023

К вопросу о происхождении евреев.

Согласно преданиям, отражённым в Еврейской Библии, евреи являются потомками общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., который первоначально назывался Иаковом, а потом получил новое имя Израиль.

Сергей Петров в своей монографии "Вот б-ги твои, Израиль!" говорит, что "представление о происхождении евреев от общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., опровергается данными современной генетики. Исследование ею Y-хромосомы позволяет установить происхождение по мужской линии любой человеческой популяции в зависимости от распространённых в ней гаплогрупп. Среди современных евреев наиболее распространены переднеазиатские мужские гаплогруппы J1 (ок. 20 %), J2 (ок. 25 %) и E1b1b (ок. 25 %), остаток же приходится на смесь европейских и азиатских гаплогрупп R1a, R1b, G, Q1 и др. Из них коренной семитской является гаплогруппа J1, которая широко распространена у арабов (йемениты — 76 %, саудиты — 64 %), а также преобладает у когенов, считающих себя потомками жрецов Иерусалимского храма (46 %). 

На страже J1

Гаплогруппа J2, по всей видимости, возникла севернее, чем J1, предположительно в восточной Анатолии. Она чаще всего встречается у вайнахов (ингуши — 87 %, чеченцы — 55 %), с меньшей частотой также у других переднеазиатов. Её носителями являются 14 % когенов. Гаплогруппа E происходит с северо-востока Африки. Она отделилась от гаплогруппы J примерно 30–40 тысяч лет назад. J, в свою очередь, разделилась на J1 и J2 позже, но в любом случае за многие тысячи лет до предполагаемого времени жизни патриарха Иакова-Израиля. Из современных евреев на происхождение от общего мужского предка, жившего во II тысячелетии до н. э., могут претендовать лишь считанные проценты".

О происхождении иудейского семисвечника-меноры от символа ханаанейской Богини-матери.

"В 1975–1976 гг., во время израильской оккупации египетского Синая, группа археологов из университета Тель-Авива во главе с Зеевом Мешелем осуществила раскопки в месте под названием Кунтиллет-Аджруд (араб. «Холм колодцев») на северо-востоке Синайского полуострова.

Кунтиллет-Аджруд

В число наиболее примечательных находок из Кунтиллет-Аджруд входят осколки двух больших амфор, сплошь покрытых рисунками и надписями, условно именуемых «амфора А» и «амфора Б».

Изображения на амфоре А

На обратной стороны амфоры А вдоль горла идут фигуры трёх животных, а ниже их расположено изображение цветущего дерева, стоящего на льве и обрамлённого фигурами двух козлов. Оно представляет собой разновидность иконографии Богини-матери, которая была широко распространена в Ханаане и соседних областях с середины бронзового до конца железного века. Иногда эта богиня изображалась в виде обнажённой женщины с цветами или ветвями в руках, иногда — в виде дерева, иногда — в виде символического лобка, либо же различными сочетаниями этих мотивов.

Из угаритских текстов мы знаем, что Богиней-матерью, «родительницей богов» (qnyt ’ilm), в Ханаане считалась Ашера. Это подтверждается и археологическими данными. В развалинах храма позднего бронзового века (1-й половины XII в. до н. э.) города Лахиша в позднейшей Иудее были найдены осколки кувшина с надписью на ханаанейском языке «палеоеврейским» письмом. Начало надписи сохранилось не полностью и вызывает разногласия, но её последнее слово прочитывается чётко — ’lt («Богиня» или «Элат» — женский вариант имени Эла). В угаритских текстах Элат служит в качестве другого имени супруги Эла Ашеры: «Ашера и сыны её, Элат и воинство сородичей её» (’aṯrt wbnh ’ilt wṣbrt ’aryh) (KTU, 1.6.I.40–41) и др.

Изображение на кувшине из Лахиша

На лахишском кувшине слово ’lt находится непосредственно над изображением двух козлов по сторонам от дерева (таким же, как на амфоре А из Кунтиллет-Аджруд), давая понять, что оно обозначает. Заметим попутно, что дерево здесь имеет ствол и шесть ветвей, что, среди прочего, указывает на происхождение позднейшего иудейского семисвечника-меноры от символа ханаанейской Богини-матери". 

(Из монографии Сергея Петрова "Вот б-ги твои, Израиль!") 

Настенные росписи иберийских дольменов.

Расписные плиты некоторых дольменов Португалии с характерными символами:

 

Интересно, соотносятся ли эти треугольники на дольменах Иберии с зигзагообразными линиями на дольменах Западного Кавказа?

Волнистые линии на кавказских дольменах соблазнительно связать с водами — дождевыми, речными или загробными (типа реки Стикс у древних греков). Но треугольники на иберийских дольменах напоминают женские символы.

На нижеприведённом сосуде из Беотии (ок. 720 г. до н. э.) мы видим два треугольника в центре композиции.


По идее, здесь должна находиться Артемида, как на других подобных композициях. Но вместо богини, "хозяйки зверей" (Potnia theron), мы видим символическое изображение. Может быть, треугольники на иберийских дольменах передают идею гроба как подобия материнского чрева?

06 мая 2023

О рогатой матери-оленихе.

"Согласно Б.А. Рыбакову, культ оленя настолько обширен, что обнаруживается в искусстве различных европейских и азиатских народов от каменного века до средневековья, а образ оленихи-прародительницы – отголосок "общей для всех народов стадии мезолитическо-неолитического охотничьего и оленеводческого быта".


У скифов, по мнению Б.Н. Гракова, олень связывался с образом Апи (по сопоставлению с греческой богиней лесных животных Артемидой): "Понятие тотема, предка животного, у первобытных народов – самки, относится к очень древней ступени развития, и только как пережиток далёкого прошлого оно могло сохраниться у саков, находившихся на уровне военной демократии". Относительно скифов автор указывает, что стилизованный олень вряд ли для них тотемическое животное, скорее – символ Апи, покровительством которой хотел бы заручиться обладатель украшения или другого предмета с изображением оленя".

АВТОР: МАДИНА ДАРЧИЕВА, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ОТДЕЛА ФОЛЬКЛОРА И ЛИТЕРАТУРЫ СОИГСИ. Северная Осетия. 2020. №168 (19 сентября).  

Дольмены как святилища.

Дольмен Лакара - это мегалитический памятник, настоящая архитектурная жемчужина эпохи энеолита (3000-4000 лет до н.э.), находящаяся в хорошей сохранности. Он расположен посреди луга, примерно в 25 километрах от Мериды (Испания).

Этот дольмен примечателен тем, что перед самым входом в усыпальницу выстроен "мини-Стоунхендж", каменный круг, кромлех, с площадкой посредине.

Скорее всего, эта площадка была местом для ритуальных собраний, может быть радений или всенощных бдений. Подобные площадки имеются и возле некоторых дольменов на Западном Кавказе.

Ученье — свет, а неучёных — тьма.

Римская фреска с изображением читающей девочки из Помпеи.

"Детей Древнего Рима с семилетнего возраста отдавали в начальную школу, где они обучались трём предметам – чтению, письму и счету. Школьный день начинался рано: с рассветом весной и до рассвета зимой. В полдень мальчишки и девчонки (обучение было совместным) уходили домой поесть и опять возвращались часа на три в школу. Тут они в присутствии учителя готовили свои уроки (всё равно что наша «продленка»). В двенадцать лет курс начальной школы завершался" (Источник). Сразу после окончания школы отец мог выдать замуж свою дочь (Источник).

Слепой Купидон.

Cupid Chastised (detail), Bartolomeo Manfredi, 1613.

Обратите внимание на глаза Купидона. Он ничего не видит.

Кажется, впервые Купидон был представлен слепым в 1215 году в сочинении средневекового немецкого автора Томасина фон Зерклера (Томмазино деи Черкьяри) «Итальянский гость», 1215. Герой комедии Шекспира «Бесплодные усилия любви» Бирон объявляет себя невольным пленником этого "слепого, плаксивого, своенравного мальчика".

Теперь понятно, почему, согласно народной мудрости, «любовь зла – полюбишь и козла». Любовь слепа (лат. — «Amor caecus»), и древние считали верхом безрассудства заключать браки по любви. «Любовь пройдёт – козёл останется». От "козла" потом дети пойдут, - только лишь без рогов и хвостов, а так вылитые чертенята... На голову бедных родителей свалится тысяча проблем, которых могло бы и не быть, если бы негодный мальчишка Купидон не пульнул своей стрелкой в сердце их дочери. 

Я думаю, каждый, окажись он на месте отца, поступил бы с Купидоном таким же образом, всыпав ему по первое число.

Вот, мою кошку коты "брюхатят" каждую весну, и если б я оставлял всех котят, они бы "сожрали" меня, все деньги уходили бы на прокорм кошачьего племени. Но коты не думают о последствиях своей "любви", не "заморачиваются" о судьбе котят. По сути, их "любовь" так же "слепа", как и любовь человеческая. Стрелы слепого Купидона одинаково поражают и котов, и мужиков.

Вчера узнал удивительную новость про одну знакомую женщину. С двумя детьми она развелась с мужем, будучи, очевидно, поражённой стрелкой Купидона, и родила ещё двоих детей от другого мужчины. Тот, видимо, оказался "козлом" из поговорки, потому что теперь она мать-одиночка с четырьмя детьми.

05 мая 2023

Идолотворчество как побочный продукт гончарного производства.

В Нагорном Дагестане есть село Балхар.

Испокон веков женщины там изготавливают расписную керамическую посуду, причём в Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий ещё со времён матриархата.


Наряду с посудой, женщины лепят из глины и всякого рода фигурки. 


Может быть и японские женские фигурки догу периода Дзёмон изготавливались женщинами при подобных обстоятельствах?

догу


Один глаз на четверых (четверо слепых детей из Тибета выступили на китайском ТВ)

 

Девочка поёт мантру Долмы/Тары (ом--таре-тутаре-туре--соха). На тибетском языке имя этой богини Долма (это имя самой девочки). Тара —  это имя богини на санскрите (Источник).

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме (3).

Б. Мединский пишет в статье "Фашизм и патриархат":

"В цикле статей "Женщина в эпоху постпатриархата" я выразил мысль о том, что патриархат - это не только и не столько главенствующая роль мужчин. Это, можно сказать, только его форма, в то время как его содержание - это культ силы и власти.

Так же хочу обратить внимание, что у понятия "патриархальный" есть и второе значение: оно стало синонимом понятию "традиционный". Когда мы говорим "патриархальная семья" или "патриархальный уклад", то мы смело можем заменять слово "патриархальный на "традиционный" и смысл останется тем же. Но все же стоит помнить, что традиционализм связан с патриархатом только косвенно, а не прямо. Например вполне себе матриархальная практика иудеев вести родство по женской линии такая же традиционная, как патриархальная практика большинства народов вести родство по мужской линии. Просто классическому патриархату уже много тысяч лет и он сам по себе стал традицией, хотя во времена своего становления (вскоре после неолитической революции) патриархат был очень юн и по своему прогрессивен. В допатриархальные времена были культы женских божеств и царил условный "культ плодородия", но со временем, по ходу экспансии людей и увеличения их общего числа он практически повсеместно стал вытеснятся "культом силы".

Исторически сложилось так, что века классического патриархата крепко связали традиционализм и маскулинность. Закономерно, что у фашизма есть не только культ традиции, но и ярко выраженный мачизм, т.е. культ маскулинности, о чём тоже написал Умберто Эко. Глядя на фашистское искусство - изобразительное, скульптурное, архитектурное и кинематографическое - сразу бросается в глаза его напыщенная претенциозность, агрессивное демонстрирование величия, силы и несгибаемости, стремление к гигантизму.

04 мая 2023

"Я — попка-дурак, попка-кретин, попка-полный идиот!"

Пифагору приписывается знаменательный ответ на вопрос: «Когда человек более всего уподобляется богу?» — «Когда он говорит правду».

Если всегда и везде говорить правду, только правду, и ничего кроме правды, тогда и впрямь можно уподобиться распятому на кресте Иисусу. 

Пожалуй, есть лишь один способ говорить правду и при этом не опасаться за свою жизнь. Для этого надо прикинуться дурачком, юродивым. 

Блаженная Тарсо (1910–1989)

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме (2).

Б. Мединский пишет: 

"Постпатриархатом я обозначаю современную эпоху, в которой сохраняется самая суть патриархата, но по форме своей общество уже не является патриархальным в своём классическом виде. В условиях постпатриархата гендерные модели и границы размываются, в то время как в классическом патриархате они очень чётко прописаны и переход через них чрезвычайно труден. Это можно объяснить и тем, что классический патриархат — это сословное или даже кастовое общество. В сословном обществе переход из сословия в сословие очень труден, в кастовом — вовсе невозможен. Постпатриархальная культура - это порождение классового общества с присущими ему конкуренцией и борьбой, с большей свободой для индивида переходить из класса в класс — недаром лозунгом Великой Французской Революциии было «Свобода, Равенство, Братство». Свободы в классовом обществе действительно несравненно больше, чем в прежнем сословном, феодальном, но, разумеется, равенства и братства едва ли прибавилось. Свобода в классовом, капиталистическом обществе — это в первую очередь свобода конкурировать, а свобода конкурировать приводит к тому, что появляются победители и проигравшие, успешные и неудачники, дворцы и лачуги — т.е. общество с ярко выраженным неравенством и несправедливостью. В постпатриархальной культуре конкуренция и связанная с ней невротизация стала несравненно более высокой, чем в классической патриархальной, так как не только гендерные границы, но и весь жизненный уклад стал неопределён и находится словно в вечном, нескончаемом становлении" (Источник).

Ну и далее Б. Мединский долго и нудно рассказывает о той неопределённости, в которой ныне оказались мужчины и женщины. Однако он ни слова, ни полслова не говорит о главной и основной причине того, что "настоящие мужчины вымерли как вид". Эта причина — государство. Нет, лучше так: Его Величество Государство. Мужчины "вымерли" по той же причине, по какой при ярком солнечном свете не видно горящей свечи на подоконнике, если днём посмотреть с улицы. А ночью, когда не светит солнце, свеча очень хорошо видна.

Вот, например, мужчина работает учителем в школе. И там какая-то шмокодявка даже не разговаривает, а орёт во всё своё горло на уроках, в открытую издевается над учителем, а учитель ведёт себя совсем не "по-мужски". Я помню, когда учился в школе в 70-х годах прошлого века, тогда учителя поступали "по-мужски", - могли и за уши отодрать ученика, который слов не понимает, и подзатыльник дать, а один раз, помню, Сергей Васильевич, учитель географии, даже сломал указку об спину одного ученика (который сразу после школы пошёл по тюрьмам да так и сгинул где-то в Казахстане). Но тогда, при Брежневе, времена были более "вегетарианские", чем ныне, а государства, в общем, было меньше, чем теперь.

Дорогой Леонид Ильич

Можно и другое сравнение привести. Предположим, что в квартире, вместе с мужем, женой и детьми, проживает некий бугай исполинских размеров. Жена или дети могут пожаловаться ему, и он свернёт в бараний рог муженька и папашу, если тот будет себя вести неподобающим образом. Вот в чём заключается главная причина неопределённости современных мужчин! Они все "под колпаком у Мюллера". А Мединский рассказывает байки про "конкуренцию в классовом, капиталистическом обществе". Эта конкуренция, конечно, имеет место быть, но это сущие пустяки по сравнению с тем, что у тебя, например, сын или дочь в переломном возрасте "отбиваются от рук", а ты, как мужчина, ничего не можешь сделать, потому что тебя могут лишить родительских прав и установить государственную опеку над детьми.    

С чего начинается родина?

Куна́ "женский половой орган" происходит из pp. kṣuṇṇа́ др.-инд. kṣud "толочь". Сравни: рус. пизда́ ж., вульг. "лат. cunnus" (Даль), pp. piṣṭа́ др.-инд. piṣ "толочь" (Источник).

Хм... Интересно... Фасмер считает, что толока и толочь произошли от одного корня. В Историко-этимологическом словаре современного русского языка приводится следующая этимология: толочь < ст.‑слав. тлѣциі < о.-слав. *Tolkti < и.-е. *telek- (: *telk-) — «толочь», «толкать» (Источник).

Стало быть, в слове «толока» (работа крестьян сообща, форма деревенской взаимопомощи) нашла своё отражение архаическая община, которая являлась материнским родом и вся вышла из одной пизды.

Ну и, наверно, крестьяне помогали друг другу, потому что чувствовали свои родственные связи. Настя Евстигнеева говорит, что раньше в селе и даже в ближайших сёлах все однофамильцы были родственниками (см.: "Половина" деревни однофамильцы. Или всё таки родня?)

03 мая 2023

Психолог Борис Мединский о матриархате, патриархате и феминизме.

"С биологической точки зрения, женский пол является основным. В природе есть примеры организмов, которые перешли от полового к бесполому размножению – это некоторые виды насекомых, хвостатых земноводных и даже ящериц, т.е. достаточно продвинутые формы жизни. И да – у них есть только самки, которые, когда приходит время, приносит потомство из одних только самок. Представить же себе вид, состоящий только из самцов, невозможно. Если бы кто и сотворил человека, то первым человеком должна бы быть условная Ева, а не условный Адам. Более того – на ранних эмбриональных стадиях развития все мы были самками. Самец – это, с эволюционной точки зрения, модифицированная самка – но не наоборот. Существует редкое врожденное отклонение – когда ребёнок, родившийся девочкой, генетически является мальчиком, т.е. имеет ХУ хромосомы, а не ХХ, как полагается девочке. Такие девочки-мальчики рождаются тогда, когда эмбрион в силу врождённых отклонений не смог вырабатывать гормон, пускающий развитие по мужскому типу и потому он продолжает развиваться по исходному, первоначальному проекту – т.е. женского пола. Правда, такие девочки бесплодны, а так-же имеют ряд других особенностей – подробности можно узнать, почитав про синдром Свайера" (Источник).

"По мнению профессора В.Н. Дьякова, каждое общество на ранних стадиях своего развития было матриархальным. Не все в научных кругах разделяют эту точку зрения, но есть единогласие в том, что, как правило, рост женского статуса в обществе наблюдался на начальном этапе развития культуры земледелия - просто не все готовы называть это матриархатом, тем более у нас очень мало достоверных данных о тех древних временах. Важность роли женщины в обществе раннего земледелия выросла в связи с тем, что раннее земледелие во многом аналогично собирательству каменного века и было традиционно женским занятием, в отличие от охоты - занятия сугубо мужского. В примитивных сообществах того времени отсутствовали привычные нам общественные институты семьи и частной собственности. Можно сказать, что это были относительно небольшие (200-300 человек максимум) родовые сообщества людей, связанных родственными узами по материнской линии с коллективным (общинным) владением землёй. Едва ли в этом обществе могла быть жёсткая вертикаль власти с королевой во главе. Социальное расслоение и социальная иерархия была выражена неярко, так как это было по своей сути коммунистическое общество (т.н. первобытный коммунизм), а потому называть это общество матриархальным в смысле главенства женщин действительно сложно. Но давайте посмотрим не с точки зрения структуры, а с точки зрения стратегии и цели общества, и мы увидим, что эпоха раннего земледелия (эпоха матриархата по Дьякову) - это эпоха развития без конкуренции с соответствующими культами плодородия и богини-матери. Матриархальное общество - это неагрессивное общество, которое заботится о собственном росте не в ущерб другим - скорее всего в силу того, что этих самых других в те давние времена было очень мало и конкурировать с ними просто не было никакой необходимости" (Источник).

"Патриархат по своей сути - это культ силы, борьбы и конкуренции. Как только перед обществом встала задача бороться и конкурировать, патриархат стал естественным приспособлением общества для выполнения стоящих перед ним задач.

Давайте теперь отвлечёмся от древности и посмотрим на современность... Мы видим, что общество перестало быть патриархальным по своей форме, женщины на законодательном уровне совершенно уравнены в правах с мужчинами, а по ряду вопросов имеют даже больше преференций. Можно ли сказать, что [современное] западное общество не патриархально? Я думаю, что перестав быть патриархальным по своей форме, оно остаётся патриархальным по содержанию. Капиталистическое общество во многом даже более агрессивно и сильнее ориентировано на конкуренцию, чем традиционное. Да, его методы конкуренции стали изощрённее и хитрее, его оружием стала не только грубая сила, но и культура, и пропаганда, и экономические манипуляции. Культ силы и борьбы отчасти заретушировался культом успеха и потребления, но не изменил своей подлинной сути, потому что успех в обществе конкуренции - это успех сильного над слабым, везучего над неудачником. В обществе продолжают цениться ряд качеств, которые были традиционно маскулинными: агрессивность, напористость, инициативность, соперничество, готовность рисковать, независимость. Таким образом, любое общество конкуренции - это общество патриархальное в том смысле, что будут культивироваться преимущественно маскулинные качества. От традиционного патриархального общества с чёткими гендерными ролями каждого пола современное постпатриархальное отличается только тем, что культивация маскулинности распространяется теперь на всех членов общества, а не только на мужчин. Сейчас женщины стали включены во всеобщую капиталистическую конкуренцию и потому не могут не приобрести ряда маскулинных черт... Современный феминизм третьей волны культивирует именно маскулинные качества. А потому женщина глазами современного феминизма - это в какой то степени мужчина с вагиной и бюстом" (Источник). 

Грифоны и львы — "ягоды одного поля"?


Золотой ритуальный сосуд скифского времени V в. до н. э. из кургана Братолюбовка, Херсонская область

На верхнем ряду мы видим рельефные изображения грифонов, терзающих оленей. Три нижние ряда представляют львов, терзающих лошадей.

Со времён неолитического поселения в Чатал-Хююке, а может быть и раньше, грифоны и львы выступают как сакральные животные Богини. Я полагаю, их можно сравнить с "ангелами смерти" в авраамических религиях. В иудаизме ангел смерти — это представитель Бога, которого посылает Бог, чтобы забрать жизнь или душу.

В таком случае, олени и лошади должны символизировать людей. Смерть, как кошка, подкрадывается незаметно. 

Да, кстати, не отсюда ли "растут ноги" у христианских описаний ада, где черти терзают плоть умерших грешников?

Вот некий Мефодий пишет: "У моей жены возник вопрос: а почему бесы мучают грешников, ведь вроде бы они на одной стороне – стороне зла. По идее они должны друг с другом ладить. А, и правда, почему?"

Ему отвечает Валентин Косов в комментах: "Я так думаю, что бесы работают на Бога, они что-то вроде небесной полиции. Их задача - метелить резиновыми дубинками всех, кто против Бога - т.е. грешников" (Источник).

Как говорится, от трагедии до фарса — один шаг.

К этимологии слова "князь".

Википедия говорит, что "слово «князь» (праславянское *kъnędzь) — древнее общеславянское заимствование и восходит к древнегерманскому корню *kun-ing-" (Источник). "Так в древненемецком kuning — «старейшина рода» от kuni — «род»". "Исходное значение — «глава рода»"(Источник).

Интересно, что куна́, или ку́нка, это «vulva» (Источник). Кстати, слово "куннилингус" происходит от лат. cunnus — наружные женские половые органы + лат. lingo — лизать (Источник). Выходит, что род — материнский, происходящий из "вульвы", - иначе совсем непонятно, зачем здесь kuni. 

Получается, что «князь» — «глава материнского рода». Скорее всего, изначально это брат женщины, которая являлась формальной главой общины. Своего рода "визирь". В арабском языке корень в-з-р обозначает перенос тяжести как в прямом (собственно перемещение тяжёлых предметов), так и в переносном (несение тяжкого бремени) смысле. Таким образом, титул визирь буквально означает «носильщик тяжестей», в переносном значении — «помогающий нести своему государю тяжесть правления». 

У хазар, с которыми воевал русский князь Святослав, сохранилась архаичная форма правления. У них роль сакрального царя исполнял каган, а в роли министра всевозможных дел выступал бек. Я полагаю, что примерно такой же расклад существовал и в других архаичных обществах на этапе разложения родового строя. Однако долго ещё "князья" не могли освободиться от пут родового строя и превратиться в самодержцев. Поэтому повсюду - и в древнем Египте, и в древнем Вавилоне, и среди первых правителей древнего Рима - мы наблюдаем странные "священные браки", непонятные формы наследования и другие пережитки матриархата. Откуда взяться пережиткам, если не было матриархата? 

Основная профессия — рабочий по формовке души.

"Искрой божественного разума является разумная душа, вселяемая в человеческое тело, хотя и не при зачатии, и не при рождении: младенец неразумен, подобно животному, его душа — лишь psyche, а не pneuma. Нет, душу разумную человек всасывает лишь постепенно из атмосферы, в которой она разлита, но всасывая её, он её индивидуализирует согласно своим предрасположениям, чеканит собственным чеканом, вследствие которого она по смерти уже не может раствориться в сути божественного разума, а сохраняет своё бытие как особи". 

Так Ф. Ф. Зелинский передаёт учение древнегреческой Стои. Надо сказать, что мои "размышлизмы" совершенно конгениальны этому учению. Выходит, я — стоик, коли разделяю идеи стоицизма...

Я уже не раз сравнивал душу человека со снежной бабой. Сначала из снега лепится снежок, а затем этот снежок катается по земле, покрытой снегом, и постепенно он увеличивается в размерах, приобретает некую форму, а его внутренним содержанием является всё, что к нему прилипло: прошлогодняя листва, собачьи какашки, "бычки" от сигарет и пр. Именно эти "бычки" и какашки формируют индивидуальность, личность, "персону" человека. Например, к формированию моей "персоны" в детстве "приложился" Джек Лондон; кто-то другие книжки читал, а кто-то совсем ничего не читал... Максим Горький сказал, что всему тому, что в нём есть хорошего, он обязан книгам.

Вот такого вот снеговика слепили в 1966-м году в закрытом городе Пенза-19 (сейчас г. Заречный).