"Слово Маат (женского рода) передаёт идею разумного порядка, управляющего всем и охватывающего мир людей, вещей, природы и космических явлений, или, говоря иными словами, идею смысла творения. Отклонение от первоначально задуманного смысла обнаруживает себя в феномене «изъяна», по-египетски Исефет. Болезнь, смерть, бедность, несправедливость, ложь, разбой, насилие, война, вражда — всё это изъяны мира, который, вследствие утери первоначальной полноты смысла, впал в состояние беспорядка.
Египтянин, если воспользоваться словами Мирча Элиаде, сказанными в отношении архаического человека, «лишь с трудом переносил историю». Он видел действительность не как совокупность заурядных или экстраординарных событий и данностей, но как Маат — первозданную полноту смысла, проявляющуюся в изобилии и справедливости. Все его силы были направлены на то, чтобы, оценивая мир в обратной исторической перспективе, обрести изначальную полноту смысла и воплотить её в действие.
Такого рода действие считалось прерогативой царя. Вообще царь обладал монополией на всякое действие, но частично делегировал эти свои всеобъемлющие полномочия другим лицам, жрецам и чиновникам, — в итоге практически всё население Египта так или иначе вносило свой вклад в общее дело претворения Маат в действительность", - пишет Ян Ассман в своей монографии "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации" (М: Присцельс, 1999. С. 19-20).
Кажется, теперь я начинаю понимать, почему древние египтяне "возились" с крокодилами. Просто они "претворяли Маат в действительность". При изначальном разумном порядке не было насилия, а значит и крокодилы не разрывали на куски плоть своих жертв. Во "время оно" крокодилы были "святыми", и египтяне, по мере своих сил и возможностей, реконструировали это сакральное время.
"Поскольку первозданный порядок сакрален, а «полнота» («изобилие») понимается как спасительное благо, усилия царя и его соработников, направленные на восстановление этого порядка, являются религиозной, а не просто рсставрационной деятельностью. Поэтому египетское представление о религии в самом обшем смысле можно выразить формулой «творить Маат»", - говорит далее Ян Ассман.
Вот за это я люблю египтян. "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими", - говорил Иисус Христос. И недаром Геродот утверждал, что «египтяне — самый благочестивый народ на земле».
Комментариев нет:
Отправить комментарий