27 мая 2023

Дольмены: информация к размышлению.

Никакой чёткой астрономической ориентации у дольменов нет.


В основном направление вниз по склону. 


Так что, всякие астрономическо-календарные версии отпадают сразу. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------

"Главные камни Стоунхенджа (сарсены), сделаны из породы, в которой содержатся отложения возрастом 1,6 миллиардов лет. Кроме того, оказалось, что камни на 99,7% состоят из кварца" (Источник). Дольмены сделаны из песчаника и светлого известняка, а, как известно, песчаник богат кварцем. Интересно, что шаманы уже давно использовали кристаллы кварца для ясновидения и предсказания. Кристаллы кварца шаманы кладут в воду и пьют её, после чего обретают способность видеть призраков.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

В качестве курьёза. Только не подумайте, что это было изначальное его предназначение :-) В Туапсинском районе вандалы-фермеры приспособили дольмен в качестве поилки для скота :evil: 

Источник картинки

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Апокалипсис крупных животных.


А это картина будущего человечества на Земле, без животных, без птиц и без рыб.

Zdzisław Beksiński


26 мая 2023

Дольмены и сейды.

Надо отметить, что расположенные на территории Западной Европы дольмены похожи на карельские сейды. Вот, например, дольмен в Ирландии:

А это — сейд.


Интересно, что по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде. 

Существует предположение о связи каменных сейдов (с "заключёнными" в них душами) и сейдом (др.-сканд. seiðr) как видом ведовства. Сейдом занимались преимущественно женщины («вёльвы» völva или «сейдконы» seiðkona), однако существовали и мужчины, практиковавшие сейд («сейдмады» seiðmað). Несмотря на это, в целом сейд считался «немужественным», «бабским» занятием, недостойным мужчины (ergi); в «Перебранке Локи» Локи высмеивает Одина за владение сейдом. Один, культ которого имел явственные шаманские коннотации, имел тесные связи с сейдом. Мастерицей сейда считается также Фрейя.

Пессинунт (2).

В продолжение записи "Пессинунт".

"Пессинунт — город жрецов, подобно Мекке или Лхасе, управляемый старшим из жреческой коллегии, своего рода Далай-Ламой. Политические перевороты оказались бессильными перед этой сакральной организацией; даже дикие галлы, занявшие всю страну, преклонились перед таинственным обаянием святыни, покорившей их — быть может, своей непонятностью, но, быть может, и тем, что она напомнила им друидов их далёкой родины" (Ф. Ф. Зелинский).

Интересно, все ли жрецы Кибелы были евнухами? Или у них, как позднее у русских христоверов ("хлыстов") было разделение на "белых голубей" (собственно скопцов) и "серых голубей" (постников, не совершивших самооскопление)? У средневековых катаров ("альбигойцев") имелась категория "совершенных" христиан, которые отрекались от семейных и родственных уз. Они давали обеты целомудрия и нищеты. Четыре раза в год они соблюдали великие сорокадневные посты, три раза в неделю они не ели ничего, кроме хлеба и воды.

Как уныл и однообразен современный социальный ландшафт! Везде примерно одно и то же.

Нет ныне обществ, управляемых жрецами типа альбигойских "совершенных". Жаль, конечно. Потому что, как известно, всё познаётся в сравнении. Есть хорошая поговорка: кто знает лишь один язык, тот не знает ни одного языка. Немного перефразируя её, можно было бы сказать: кто знает лишь одно общество, тот, по сути, не знает и это общество.

Глумный "матриархат".

Я время от времени просматриваю записи в соц. сети "ВК" по запросу "матриархат", и вижу, что это слово превращено в очередной жупел, в пугало (первоначально — горящая сера или смола, уготованная в аду грешникам), в нечто, внушающее страх и отвращение.

Кому-то не нравятся добрачные и внебрачные связи женщин, и он называет это "развратом матриархата". Кому-то не нравится современное государство российское, и он пишет, что сегодня в России царит "махровый матриархат". Кому-то не нравится современное общество, в котором мужики страдают от "бабского беспредела", и он называет это общество "матриархальным скотомогильником".

Конечно, у современного общества имеются разные "болячки", но при чём тут матриархат? Разве в современной России люди живут так же, как, например, жили индейцы-ирокезы в своих "длинных домах" в конце XVIII века? Да ничуть не бывало! Нет у нас никакого матриархата.

Я вполне допускаю, что некоторые современные женщины могут "дурковать", равно как и мужчины. Но зачем же это женское дуркование называть "матриархатом"? С таким же успехом можно было бы обозвать женские "бзики" и "ведовством".


Или "сатанизмом". Или "фашизмом". Только все эти слова не имеют никакого отношения к реальному ведовству, сатанизму или фашизму. Они используются как обсценная лексика, как ругательства...

Ну, здесь надо отметить, что Богородица также используется в русском "трёхэтажном" мате. Но, где — Богородица, и где — матершинники?!  

25 мая 2023

СССР в ретроспективе.

"Советский Союз — страна победившего начальства.

Уничтожение частника (капиталиста, кулака, буржуа) это отмена завоеваний эпохи просвещения и всех буржуазных революций с реформациями вместе взятых. В отсутствие этих враждебных элементов, русский человек (вернее некоторая его часть, определённо не лучшая) смог воплотить свою вековечную мечту об идеальном, ничем (даже и попами!) не ограниченном начальствовании. Воплощённая мечта привела к закономерному краху. Начальник не умеет производить ничего кроме начальствования: ему нужно кого-то стричь. Но с советского человека состричь, кроме его цепей, нечего.

Временный откат к капитализму позволил государству нарастить некоторое количество жира, которое вновь обустроившееся на должностях начальство может вновь проедать, потихоньку забирая все доступные активы под контроль — свой и приближённых лиц.

Однако новый цикл неизбежен.
Потому что начальник не умеет производить и никогда не научится" (Источник).

Получается, что горбачёвская "перестройка" была ни чем иным, как НЭП 2.0. Как известно, НЭП 1.0 завершился сталинским "раскулачиванием". Интересно, чем закончится НЭП 2.0? 

В продолжение темы см.: Бюрократия как "инобытие" дворянства.

Вилы, велы, валькирии и прочие духи родового общества.

maximus101 в своей статье "Велес. Существовал ли такой бог у славян?" говорит о древнеславянском женском божестве по имени Вила/Вела. "Богини Вилы многократно упоминались в древнерусской литературе начиная с 12 века. Также они известны в балканской литературе где-то с 13 века. Там они носят имена Вилы, Самовилы. Известны Велы и у балтских народов - Велю мате (латышское олицетворение смерти), дни поминовения умерших Vele или Vielona"... "Семантика культа Вил хорошо известна - это культ женщин мертвецов. На Балканах Вилами называли девушек умерших до крещения или до вступления в брак. Но лучше всего сущность культа Вил раскрывается в балтской мифологии. В литовском языке vėlė это «души умерших», отсюда дни поминовения умерших Vele или Vielona и персонификация смерти Велю мате (Мать мертвых) у латышей"... "Видимо, германские валькирии - это также очень близкий славянским вилам образ"...

The Dises by Hardy

"Видимо именно образ германских валькирий ближе всего к славянским вилам. Они связаны с мёртвыми, их несколько десятков, также они связаны с лошадьми (считалось, что ноги у многих вил лошадиные). Как известно, лошадь в индоевропейских мифах это проводник в загробный мир. В знаменитом нападении призраков на Полоцк в 1092 году по Лаврентьевской летописи мертвецы (навьи) атаковали город в конном строю".
 
Навьи (мертвецы) на белых конях секут жителей Полоцка. Миниатюра из Радзивиловской летописи, 15 век.

Палеолитические венеры — "хозяйки зверей"?

"Воспользовавшись методом «английского профессора», можно утверждать, что большая грудь — неотъемлемая часть личности Бабы-Яги :)

Другая особенность облика яги — это её резко подчеркнутая женская физиологичность. Признаки пола преувеличены: она рисуется женщиной с огромными грудями: «Титки через грядку» (Онч. 178. Грядка — шест для полотенец и пр.); «Яга Ягишна, Овдотья Кузьминишна, нос в потолок, титьки через порог, сопли через грядку, языком сажу загребает» (См.150). Или: «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит». 

Итак, яга снабжена всеми признаками материнства. Но вместе с тем она не знает брачной жизни. Она всегда старуха, причём старуха безмужняя. Яга — мать не людей, она — мать и хозяйка зверей, притом зверей лесных. Яга представляет стадию, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчин. Гипертрофия материнских органов не соответствует никаким супружеским функциям. Может быть именно потому она всегда старуха. Являясь олицетворением пола, она не живёт жизнью пола. Она уже только мать, но не супруга ни в настоящем, ни в прошлом. Правда, в сказке она нигде не названа матерью зверей. Зато она имеет над ними неограниченную власть. Вот как в северной сказке она скликает зверей: «Где вы есь, серые волки, все бежите и катитесь во едно место и во единой круг, выбирайте промежу собой, которой больше, которой едреньше за Иваном-царевичем бежать» (Онч. 3).  Или: «Вышла старуха на крыльцо, крикнула громким голосом — и вдруг, откуда только взялись, — набежали всякие звери, налетели всякие птицы» (Аф. 212).

Но, спросим себя, где же здесь материнство? Мы должны здесь признать следы чрезвычайно древних общественных отношений. Мать есть вместе с тем властительница. С падением матриархата женщина лишается власти, остаётся только материнство как одна из общественных функций. Но с женщиной — матерью-властительницей — в мифе дело происходит иначе: она теряет материнство, сохраняет только атрибуты материнства и сохраняет власть над животными, так как вся жизнь охотника зависит от животного, она сохраняет власть и над жизнью и смертью человека.

Что она властвует именно над животными, притом над лесными животными, стоит в связи с зависимостью человека этой стадии от лесных, охотничьих животных, которым он приписывает свою собственную родовую организацию. Другими словами, яга представляет собой явление, известное в этнографии под названием хозяина" (Источник - Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Хозяйка леса).

24 мая 2023

Теодицея Богини.

Согласно древнегреческому историку Полибию, два фактора влияют на историческое становление; один от нас зависит, другой — нет. Да, «есть сила, вне человека находящаяся, существо, властвующее над землёй, разумно управляющее делами людей, часто помогающее им в их деяниях, но нередко и становящееся поперёк их планов; это божество — Тиха (Тю́хе, Тихе, Тихэ, Тихея, др.-греч. Τύχη, «случайность», то, что выпало по жребию). В её руках жизнь человека; она охотно её видоизменяет, находясь в постоянной борьбе с условиями нашего быта. Никогда не следует ей доверять, и менее всего в счастии. Её особенная страсть — решать дела против ожидания людей; располагать будущим, не принимая в расчет её — это то же самое, что составлять счёт без хозяина» (Маркгаузер). Богиня Тиха действует по-своему разумно, с расчётом, хотя и вопреки нашим ожиданиям, и всего менее по нравственным соображениям.

Да, уж... Здесь есть о чём задуматься... 

Надо полагать, Деметра — она же не только богиня людей, но и вообще всех "землян", проживающих на планете Земля. И если это так, то очень странно выглядят эти молящиеся люди.

Люди молятся в реке Джамуна, вспенившейся от промышленных отходов

Убили всё живое в реке, и после этого молятся богине, испрашивая у неё милости для себя. Но это же безнравственно! И было бы ещё более безнравственно, если бы богиня проявляла свою милость над этими людьми.

Ну, может быть, отчасти именно поэтому возникают такие ужасные образы богини?

Кали Ма. Художник Биджай Бисвал. Бумага, шариковая ручка.

Если у неё в руке голова владельца промышленного предприятия, отравившего реку, то с точки зрения биосферы Земли это выглядит очень даже нравственно. Хотя с точки зрения бизнесмена, богиня Кали выглядит безнравственно.

Первые оборотни.

"Самое раннее известное изображение колдуна (или шамана) находится в пещере Трёх Братьев в Арьеже (французские Пиренеи) и относится к периоду позднего палеолита (около 13 000 лет до н. э.). Это фигура человека, одетого в оленью шкуру и с оленьими рогами на голове. Шкура животного покрывает всё тело человека, руки и ноги покрыты; нарисовано так, как будто видно сквозь прозрачный материал; таким образом, зритель получает информацию о том, что фигура является замаскированным человеческим существом. Лицо бородатое, глаза большие и круглые, но есть некоторые сомнения в том, намеревался ли художник изобразить человека-животное в маске или с открытым лицом.

Рогатый человек нарисован на верхней части стены пещеры, ниже и вокруг него изображены животные, нарисованные в мастерской манере, характерной для художника эпохи палеолита. Положение всех фигур указывает на то, что человек является доминирующим и что он совершает какую-то церемонию, в которой участвуют животные. Церемония, по-видимому, состоит из танца с движениями рук и ног. Стоит отметить, что, хотя изображения животных размещены там, где их легко увидеть зрителю, рогатого человека можно увидеть только из той части пещеры, которая наиболее труднодоступна. Этот факт говорит о том, что этому была придана большая степень святости, и что оно было намеренно помещено там, где было скрыто от глаз вульгарных людей" (Источник).

Там также было найдено ещё одно маленькое изображение колдуна с чертами козла.


Автор блога "Книжные Амазонки Дзен" в статье "Бог ведьм Маргарет Элис Мюррей 4" приводит верхнепалеолитическое изображение рогатого человека, который танцует и
аккомпанирует себе на своеобразном музыкальном смычке.


Эти изображения свидетельствуют о том, что первобытные колдуны были мужчинами. Хотя, может быть, было бы вернее говорить об оборотничестве, нежели о колдовстве.

23 мая 2023

Освобождённые "рабы" Исиды.

"Деметра элевсинская не делала разницы между свободными и рабами, всех одинаково принимая в свой храм посвящений; эту свою гуманную черту она, естественно, передала и александрийской Исиде. Отсюда возник — мы это можем удостоверить специально для её беотийских культов — один обычай, несомненно увеличивший её популярность в низших слоях общества: обычай отпущения рабов на волю путём посвящения их Исиде. Это делалось таким образом: сумма денег на выкуп, собранная или самим рабом, или его покровителями, или в видах юридической фикции объявленная самим хозяином, вносилась последнему от имени Исиды, которая, таким образом, становилась как бы госпожой отпускаемого. Это не стесняло его свободы, а только скрепляло её, так как хозяин, в случае нарушения её, подвергался не только светскому, но и духовному взысканию; но понятно, что освобождённый таким образом становился в особенно близкие отношения к своей госпоже, делался особенно ревностным её слугой" (Ф. Ф. Зелинский).

Ай, до чего же красиво! И почему такого прекрасного обычая не было в раннем христианстве?

Деталь одного из гробов Тутанхамона, изображающая богиню Исиду с распростёртыми крыльями.

хорошо сказано

Андрей Графов, переводчик, гебраист
О знании
Знание самоценно, как и добродетель. Наверно, оно и есть разновидность добродетели. Всякое знание в каком-то смысле сакрально.

 

Размышлизмы о современном обществе.

Из интервью Николы Тесла техасской газете Galveston Daily News (Galveston Daily News, Galveston, Texas, page 23. August 10, 1924).

Galveston Daily News: Господин Тесла, Вам 68 лет и Вы по-прежнему не женаты. Наверное, на это должна быть веская причина?

Никола Тесла: Вы правы, это действительно так. В прошлом причина, по которой я не хотел жениться, заключалась в моём отношении к женщине. Я считал, что тонкий ум и тонкая душа сделали женщину высшим духовным существом на планете, во многом превосходящим мужчину. Я всегда возносил её на самый высокий пьедестал, до которого другим мужчинам, да и мне в том числе, никогда не добраться. Поэтому я чувствовал себя не достойным ее [1]. Теперь же причина другая — женщины изменились так, что я стал ещё более склонен к одиночеству. В погоне за “новой свободой” женщина сошла со своего пьедестала. На смену нежной, трепетной розе пришла мужеподобная особа, уверенная, что её успех в жизни зависит от реализации себя: в спорте, в бизнесе и в любой другой мужской деятельности.

Galveston Daily News: Вы считаете, что попытка женщин занять места мужчин — дурной признак?

Никола Тесла: Женщины становятся сильнее мужчин, как в психологическом, так и в физическом плане. Сегодняшняя трагедия заключается в том, что они стремятся во многом обойти мужчин. За последние несколько лет женщина добилась больших успехов в мужских профессиях. Эта растущая тенденция отодвигать нас на задний план и стараться превзойти нас во всех аспектах профессиональной деятельности ведёт к краху семьи и цивилизации.

Galveston Daily News: Значит, причина будущего краха цивилизации, как Вы выразились, это конкуренция между полами?

Никола Тесла: Одна из причин. Не считая войн. Конкуренция мужчин и женщин в деловом мире разрушает те особенности их взаимоотношений, которые являются движущим фактором технического и экономического прогресса. До сих пор все великие достижения мужчин были вдохновлены любовью и преданностью к женщинам. Мужчина стремился к свершениям, подвигам, открытиям, потому что женщина верила в него, и ему было важно получить её восхищение и уважение. Теперь же из-за того, что женщины превращаются в мужеподобных существ, которые способны выполнять самую тяжёлую работу, мне кажется, общество начинает меняться, и мужчина в таком обществе становится бесполезен. Если женщина поймёт это, для мира наступят тяжёлые времена. Наш мир превратится в государство, напоминающее мир насекомых, например, пчёл и муравьёв. Государство, где самцы будут безжалостно подавлены. Наступит эпоха матриархата, основой которой станут правила, придуманные женщинами. Мужчина же будет всего лишь инструментом для продления рода.

Galveston Daily News: У вас мрачные взгляды на современную жизнь, господин Тесла. Всё, что Вы сейчас сказали, касается только женщин Америки?

Никола Тесла: Это относится ко всем женщинам нашей планеты. Сегодня во многих странах мира создаются условия для того, чтобы женщина могла стать выше мужчины в социальном и экономическом положениях.

Galveston Daily News: По-вашему, могут ли быть счастливы женщины в погоне за этой “новой свободой”?

Никола Тесла: Мне кажется, что женщины не особо счастливы в этой “приобретённой” свободе, в этой конкуренции, которую они так настойчиво навязывают мужчинам в бизнесе, спорте. Глядя на их поведение, возникает вопрос, не станут ли они проигравшими, победив мужчину?

Galveston Daily News: Вы неоднократно утверждали, что выступаете против того, чтобы Америкой управляла женщина, но, допустим, это бы произошло, и к власти пришла представительница женского пола. Опишите её.

Никола Тесла: О, это должна быть богиня, внезапно появившаяся на земле. Она должна быть красивой во всех отношениях, умной, духовно богатой [2]. Я думаю, под её руководством на нашей планете наступили бы мир и процветание. История показала нам много примеров выдающихся женщин, которые влияли на развитие цивилизации. Среди них были и матери известных людей. Так вот, эти женщины, совершая свои величайшие поступки, не подавляли мужчин и не пытались с ними конкурировать, а действовали не в ущерб им. Женщины — очень сильные чувствительные существа и на уровне инстинктов понимают всю свою силу. Но они не должны испытывать чувство превосходства над мужчинами. Это может погубить весь женский пол.

Источник

Есть такое мнение.

В представлении людей эпохи неолита сферой ответственности женского божества было Небо, а за землю отвечал бог нижнего мира, или чёрный бог, или Чернобог. 

Геб и Нут


22 мая 2023

Чтобы стать мужчиной, нужно повторить прыжок женщины.

Архипелаг Вануату состоит из 80 островов, разбросанных на малонаселённой территории площадью 900 квадратных километров. 


Древний слой населения архипелага составляли папуасы. Позднее эти папуасы восприняли австронезийские языки и культуру в результате экспансии в Океанию австронезийцев из Юго-Восточной Азии. Так что, это немного окультуренные папуасы, но, тем не менее, папуасы с "кондовым" патриархатом. На юге — система вождества с наследованием титула и статуса. На севере — иерархические ранговые союзы мужчин, каждый выкупал свой ранг. Платили раковинами, свиньями и т. д. Мужчины лидировали, бытовали мужские тайные союзы, сукве, тамате, кват и др. Семья моногамная, но допускалась полигиния до 25 жён.

Остров Пентекост (Pentecost) всемирно известен ритуалом Nagol (N'gol) - знаменитыми прыжками с лианами, который существует на острове многие века.

Согласно легенде, история прыжков с лианами началась с примитивного бытового насилия. Давным-давно одна женщина убежала от мужа Tamale (Тамале), который имел обыкновение её поколачивать. Спасаясь от обозлённого супруга, она забралась на самое высокое дерево и затаилась. В конце концов, муж отыскал её и потребовал, чтобы она спустилась на землю. Женщина отказалась, и тогда мужчина полез за ней. Ему оставалось всего лишь протянуть руку и схватить её, однако храбрая островитянка прыгнула вниз с огромной высоты. Муж в ярости бросился за ней – и разбился насмерть. А женщина благополучно приземлилась — она заранее привязала к лодыжкам гибкие лианы, которые остановили её падение у самой земли.

С той поры-мужчины, желая показать, что они не уступают женщинам в отваге, стали тоже прыгать с высоты. Так возникли прыжки Nagol. Это одна из самых опасных и древних традиций местных жителей. Каждый год перед сбором урожая молодые охотники-островитяне совершают головокружительные прыжки с 30-метровой башни, полагаясь только на крепость привязанных к ногам лиан. Цель прыжка — коснуться земли, но так, чтобы прыжок не стал фатальным (Источник). 

К ритуалам инициации эти прыжки не относятся, потому что, во-первых, прыгают не мальчики "переломного" возраста, а мужики, и, во-вторых, фестиваль нагхол растягивается с апреля до мая или даже до июня, чтобы побольше собрать денег с туристов. Прыгают теперь только по субботам, начиная с 5 апреля, причём больше 50-ти туристов за раз посмотреть на прыжки не пускают. Увы, но деньги и духовность — понятия несовместимые, взаимоисключающие. Может быть в стародавние времена, когда ещё не было туристов на острове, эти прыжки являлись частью инициатических испытаний, но теперь они превратились в цирковой аттракцион.

Почему Гомер молчал об Идейской Матери?

Ф. Ф. Зелинский пишет:

"Вступая на почву Анатолии, мы первым делом сталкиваемся с культами Матери в её прочно эллинизованной части, и прежде всего — в Троаде. И здесь нас положительно дразнят совпадения с далёким Критом, не объясняемые сколько-нибудь ясными для нас путями культового общения между обеими странами. Возвышающаяся над Троей гора Ида дала имя «Идейской Матери»;

но Иду, и притом в культовой близости с Матерью-Реей, имеем мы и на Крите. Там — корибанты, здесь — куреты, тоже демонические существа, заглушавшие некогда своей шумной пляской и музыкой крик новорожденного Зевса; разницу между ними установить можно, но факт тот, что уже древние их отождествляли. 

куреты

Критскую Мать зовут Реей, и она, как «Зевеса матерь самого», заняла прочное место в генеалогиях; положим, имя Реи для Идейской Матери в Трое непосредственно не засвидетельствовано. Но, во-первых, если мы правильно истолковали это имя как «горная», то оно уже заключено в имени Идейской, так как Ида означает именно «лесистая гора» или «нагорный лес». А во-вторых, и это ещё больше нас дразнит — мы встречаем его в римском отпрыске Идейской богини в Трое, матери близнецов-основателей, Реи Сильвии: ведь и «Сильвия» — не что иное, как перевод греческого Idaia в смысле «лесная».

Но вот что нас ещё более поражает: Идейская Мать, пусть не Рея, но зато Кибела, согласно свидетельствам греков исторической эпохи — главная богиня Трои; казалось бы, она должна бы была быть главной покровительницей её народа в его борьбе с пришлым врагом. Об этой борьбе повествует Илиада — и вот, Илиада совершенно умалчивает об Идейской Матери. Как это объяснить?
", - вопрошает Ф. Ф. Зелинский, и не даёт ответа. Впрочем, он добавляет, что Гомер почти не знает Деметры; о причинах много спорят, но факт несомненен.

Владимир Мегрэ о дольменах.

Я никогда не читал "Звенящие кедры России" Владимира Мергэ, писателя из Геленджика. Но сегодня, читая "Записки дольменщика", в статье "Различные гипотезы предназначения дольменов" обнаружил идеи, созвучные моим размышлениям.

"По Мегрэ, в дольмены уходили умирать мудрецы предыдущей ведической цивилизации. После смерти, тело мудреца истлевало как обычно, а его дух, со всеми накопленными им знаниями, навечно оставался привязан к дольмену. И если наладить контакт с этим духом, то он может даже поделиться некой сакральной информацией, до которой наша цивилизация пока не доросла".

Я же придерживаюсь мнения, что в дольменах хоронили останки шаманов или шаманок. Можно сравнить дольмены с "арангасами" - висящими на деревьях гробами. Или вот, например, «сайба» - погребальное сооружение на сваях умершей ороченки.

сайба
 
«Сайба» ребёнка, раскрытая исследователем Н.Кычаковым

21 мая 2023

Философское обоснование ведовства.

Посидоний (Ποσειδώνιος) — древнегреческий философ-стоик (139/135 год до н. э. — 51/50 год до н. э.). По его мнению, Божество — это огненная мыслящая пневма, простирающаяся по всему сущему в виде эфира [1].

"Управляемый этим Божеством мир представляет собой единый и цельный организм, все части которого одна с другой соединены тысячью нитей, так что ни одна не может измениться без того, чтобы её изменение не отразилось так или иначе на остальных частях. Это и есть догмат всемирной симпатии, который выдвинут Посидонием и поставлен в центр его мистической космологии. Всемирная симпатия на языке Посидония соответствует всемирному тяготению на языке Ньютона; она отличается от него, как одушевлённость от бездушности. Есть всемирная симпатия; все существа вселенной ею связаны, изменения в одной области мироздания ощущаются во всякой другой, неясное там может проявиться здесь. Атмосферические явления, имеющие завтра изменить погоду, уже сегодня определяют собой поведение вороны, по которому и могут быть узнаны; на этом основана наука прогностики, а прогностика — лишь часть мантики, более близкая нашему пониманию, но ничуть не более достоверная: вся разница лишь в степени. Посидоний был на пути если не истинном, то очень серьёзном, выводя ведовство из незримой, доступной только сознанию очень чуткой души сцеплённости явлений; и он мог бы сказать, подобно Метерлинку: никто не знает, где кончается душа.

Объективная возможность ведовства дана именно в этой сцеплённости явлений; но субъективная? Кто распознает крепкие, но незримые узы, более незримые, чем те, которыми в своё время Гефест сковал свою неласковую мать Геру? Мы на это уже намекнули: душа. Душа — сродни божеству, будучи также и сама соткана из того самого эфирного огня, который был материей божества. Правда, её зоркость затуманена её погружением в грубую материю тела; но и эта затуманенность различна у различных людей, различна в различные моменты жизни одного и того же человека. Есть люди, обладающие от природы необыкновенною чуткостью души: мы называем их пророками. Но и у других она проявляется в зависимости от ослабления телесных уз: во сне, в экстазе, перед смертью. Всё это — состояния, обусловливающие естественное ведовство: человек в них непосредственно, в силу божественности природы своей души, чует незримые узы всемирной симпатии. Но независимо от этого естественного ведовства существует и искусственное, существует ведовская наука, основанная на многовековом наблюдении. И здесь мы имеем в основе всемирную симпатию. Перемена в одной, непосредственно важной для нас сфере явлений, сопровождается переменой также в другой, переменой для нас неважной, но зато видимой: по этой мы заключаем о той. Это искусственное ведовство, таким образом, ближе всего к прогностике; отличается оно от неё ещё большей неуловимостью сцепления. Связь между завтрашней погодой и сегодняшним поведением вороны для нас неясна,но представима; связь между рисунком печени принесённого мною в жертву животного и предстоящей смертью моего брата и неясна, и непредставима. Но что же из этого следует при ограниченности нашего представления вообще? Разве представима связь между соком чемерицы и состоянием душевнобольного? И всё-таки мы предписываем его ему, руководимые исключительно опытом.

Nature Strikes Back

"В начале мая в Гибралтарском проливе группа из трёх косаток ночью атаковала яхту. За несколько дней до этого группа из шести косаток атаковала рыбацкое судно, двигавшееся через пролив. Согласно опубликованному в июне прошлого года исследованию, первые сообщения о подобном поведении косаток появились в 2020 году, и они становятся всё более частыми. Уточняется, что атаки все имеют схожую картину: косатки атакуют судовой руль и теряют интерес, как только им удаётся остановить судно. Исследователи допускают, что подобное агрессивное поведение может быть вызвано некой психологической травмой. Предполагается, что косатка могла столкнуться с кораблем или рыбацкой ловушкой браконьеров, что послужило триггером для такого поведения. Исследователи уточнили, что подобные инциденты начались после того, как в 2020 году четыре косатки погибли в пиренейских водах, однако их гибель напрямую не была связана с кораблями" (Источник). 

"Долгие тысячелетия люди безжалостно охотились на слонов. Сначала охотников интересовало мясо гигантов, позже главной ценностью стали бивни, из которых изготовляли очень дорогие сувениры. Даже сейчас, когда охота на слонов строжайше запрещена, огромные животные находятся в страшной опасности. Но в последнее время стало происходить нечто удивительное. Индийские учёные говорят, что современные слоны вдруг сильно поумнели и научились обороняться от агрессивных браконьеров. Дело в том, что взрослые слоны-самцы никогда не живут стаями, традиционно они одиночки. А те стаи, что нам показывают в познавательных фильмах по телевизору, исключительно женские, где обитают слонихи и молодняк. Там царит матриархат, где самками правит самая мудрая и сильная слониха. Взрослые слоны приходят в стаю лишь для продолжения рода, а потом снова продолжают одинокую жизнь. Однако в последнее время слоны-одиночки стали объединяться в мини-стаи по 3-5 особей. Так, в 2018 году в индийском штате Орисса браконьеры ранили слона-одиночку и уже хотели добить его. И тут оказалось, что животное входило в стаю из семи мощных самцов. Раненый слон позвал сородичей на помощь (эти животные способны общаться на низкочастотных звуках через многие километры), и уже через десять минут вся стая накинулась на обидчиков. Пять вооружённых людей и микроавтобус были растоптаны в считанные мгновения. Не выжил никто. И таких случаев, когда слоны оказывают сопротивление врагам, помогая своим собратьям, становится всё больше с каждым годом. Животные демонстрируют прямо-таки человеческий ум. Объяснить этот феномен учёные пока не в силах. Возможно, разгадка этой тайны кроется в древнем восточном предании. Оно говорит, что перед концом света все животные и птицы обретут разум и заговорят по-человечески" (Источник).

Интересно, что и у касаток, и у слонов - матриархат. Здесь есть о чём задуматься.

Самка-матриарх у слоних — "пани Голова" стада.
 
 бивни слонов, конфискованные у браконьеров


О культе героев в Древней Греции.

Лонгрид от Ф. Ф. Зелинского (с моим комментарием после текста):

"Что же такое эти герои? Этимология слова темна; из неё ничего вывести нельзя, кроме вероятного родства с именем богини Геры, которое, однако, прибавляет только новую загадку к прежним. По смыслу же герои — это избранные среди покойников, ставшие предметом не только семейного, но и общественного или государственного культа. Этот культ, таким образом, усиленный культ душ.

Первоначальные герои — это, по-видимому, те, о которых говорит Геродот, покойные цари. Оно и понятно. Чем любой гражданин был для своей семьи, тем царь был для всей общины; семейному культу там соответствовал, поэтому, государственный культ здесь. Можно, однако, предположить, что среди этих героев особенно почётное место занимали цари-родоначальники, те, о которых повествует «героический» эпос.

В послегомеровскую эпоху круг героев значительно расширился. Это стояло несомненно в связи с аристократизацией,  а затем и демократизацией Греции: царей-героев не стало, а между тем, нежелательно было лишить общину тех потусторонних сил, которые представлялись воплощёнными в героях. Возник поэтому обычай считать героями тех, которые оказали общине выдающиеся услуги. А это были в первую голову основатели, экисты или ктисты общины — для древних общин обязательно люди мифической старины. Хорошо, если таковые были известны, подобно Кадму в Фивах; если же нет, то сочиняли имя такового по имени самой общины; Лакедемон основал герой Лакедемон, Коринф — «сын Зевса Коринф». Значило ли это, что в реальность возводилась фикция? Вовсе нет. Ведь кто-нибудь должен был быть основателем Коринфа; ему, реальному лицу далёкого прошлого, и воздавали честь под этим именем.

Экист и архегет был как бы отцом основанной им политической единицы. Но по античным воззрениям, как греческим, так и римским, спаситель (Soter) почитался наравне с родителями, и праздник спасения был как бы вторым днём рождения. Неудивительно поэтому, что и общины воздавали героические почести наравне со своими основателями также и своим спасителям. Таковыми были первым делом законодатели, спасшие своими установлениями общину от гражданской смуты и обеспечившие ей священное для грека «благозаконие» (eunomia); затем, во-вторых, герои в нашем смысле слова, принявшие смерть на поле брани за отечество. Леонид был на все времена героем в Спарте; ещё дальше пошли в этом отношении демократические Афины — все павшие под Марафоном были признаны героями для своего отечества.

А раз причиной героизации была признана заслуга перед общиной, то этим самым открывался новый, длинный ряд кандидатов в герои. Заслуги были возможны в самых различных областях. Они признавались за боголюбезными жрецами и прорицателями, за вдохновенными поэтами — Гомером, Гесиодом, Пиндаром; за теми, кто — характерное для Греции воззрение — своими изобретениями поднял человеческую жизнь на более высокую ступень. — Но разве они были известны? — Это, согласно вышесказанному, не так важно. Гончарное дело (керамика) несомненно полезное изобретение... воздадим же честь «герою Кераму». Мельники пусть поклоняются герою «Милету» (Myles), рудокопы — герою «Алету» и т. д.; боги уж разберут.