Надо отметить, что расположенные на территории Западной Европы дольмены похожи на карельские сейды. Вот, например, дольмен в Ирландии:
А это — сейд.
Интересно, что по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде.
Существует предположение о связи каменных сейдов (с "заключёнными" в них душами) и сейдом (др.-сканд. seiðr) как видом ведовства. Сейдом занимались преимущественно женщины («вёльвы» völva или «сейдконы» seiðkona), однако существовали и мужчины, практиковавшие сейд («сейдмады» seiðmað). Несмотря на это, в целом сейд считался «немужественным», «бабским» занятием, недостойным мужчины (ergi); в «Перебранке Локи» Локи высмеивает Одина за владение сейдом. Один, культ которого имел явственные шаманские коннотации, имел тесные связи с сейдом. Мастерицей сейда считается также Фрейя.
То, что некоторые камни могут быть "стоянками" духов, известно по чурингам австралийских аборигенов. Камень Иакова и другие подобные бетили, к том числе и чёрный камень Каабы, могут являться "проводниками" духовных влияний.
Я предполагаю, что с каменными сейдами была связана вода. Вода "дружит" с камнем. И, очевидно, эта вода использовалась в магических ритуалах. На это намекают камни-"следовики", разбросанные по всей Европе,
каменные чаши, которые находят в мегалитических гробницах,
и ритуальные бассейны, вырубленные у самого входа в гробницы.
Гробница Домус-де-Янас в коммуне Буддусо, Сардиния |
Тут сразу вспоминается "живая" и "мёртвая" вода русских народных сказок и использование в колдовских ритуалах воды после омовения покойников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий