23 декабря 2023

Джеймс Фрэзер об Аттисе.

Читаю издание столетней давности — работу Джеймса Д. Фрэзера "Фригийский культ Аттиса и христианство" ("Новая Москва", 1924). Кое-что из его работы представляет интерес.

"В Комане в Понте, месте почитания богини Ма, свинина не употреблялась в пищу, и свиньи не допускались даже в черту города (Strabo, XII, 8, 9). Культ Аттиса дозволял употреблять в пищу мясо, но не свинину и рыбу".

Д. Фрэзер связывает табу на свинину с тем, что Аттис был убит кабаном. А что насчёт рыбы? Мы знаем, что в священных прудах Афродиты и других богинь водились рыбы, которых нельзя было ловить и употреблять в пищу.

Aphrodite with babe Eros riding a dolphin. 2nd c.BC. From the temple of Poseidon. Thasos island Arch. Museum, Greece.

Кажется, и свиньи находились под охраной женских божеств.

"В весеннее равноденствие, 22 марта, в лесу срубалось сосновое дерево и доставлялось в святилище Кибелы. (Принос сосны из леса уподобляется наблюдаемому в наше время народному обычаю заготовления «майского» дерева.) На другой день праздника трубили в трубы. Третий день, 24 марта, был известен под именем дня крови. Верховный жрец — архигалл извлекал из своей руки кровь в виде жертвы. Жрец извлекал кровь из своих рук, и это было подражанием смерти Аттиса, лишившего себя жизни под сосновым деревом".

Нечто подобное практиковали, в своё время, правители индейцев майя, насколько мне известно. Древние майя протыкали язык, причём делали это как мужчины, так и женщины. Потом через отверстие в языке пропускали верёвку с шипами. Кажется, главная цель этого жертвоприношения состояла в том, чтобы вызвать видение, порождённое потерей большого количества крови. С той же целью мужчины протыкали свой пенис (см.: Бабошкин М. Л. Ритуал кровопускания у древних майя в классический период // Древние цивилизации Старого и Нового Света: Культурное своеобразие и диалог цивилизаций. — М., 2003. — С. 33-39). Интересно, а не пускали ли жрецы Кибелы кровь с тою же целью, то есть с целью вызвать «Змея Видения»?

22 декабря 2023

Борцуньи со злом.

"В китайских легендах, зафиксированных в повествовательной литературе, Гуань-инь выступает как в женском облике «великой печальницы», так и в грозном обличье – как активный борец со злом", - сообщает О. П. Кобзева в статье "Женские божества на великом шёлковом пути".

Quan Yin Rides the Dragon.

Кстати, то же самое касается иконографии богини Кали (см.: Кали - воительница). 

Мы знаем о воинственности ближневосточной богини Астарты, но не знаем, против кого или против чего направлена её воинственность. Вполне возможно, что она так же сражается со злом, как Гуань-инь и Кали.

Ассирийские цари совершали ужасающие злодеяния под знаменем этой богини, но мы же должны понимать, что цари всегда позиционируют себя борцами со злом, даже если они занимаются банальным грабежом своих соседей. Поэтому они выступают под знаменем той, которая сражается со злом. Мы, дескать, поклоняемся светлым силам, а наши соседи служат силам тьмы. Поэтому "ату их, ату!".

Если отделить "мух" от "котлет", то есть царей от богинь, тогда последние выглядят очень даже симпатично. 

21 декабря 2023

О происхождении субботнего "ничего-не-делания".

Рафаэль Патай говорит, что "библейское имя Шаббат (Shabbat, Shabbath), относящееся к седьмому дню недели, по-видимому, имело отношение к аккадскому shabbattu или ahapattu, то есть к названию праздника полной луны. Всё же ни в аккадской, ни в какой-либо другой религии Древнего Ближнего Востока не было еженедельного праздника и дня отдыха, в том или ином виде соответствующего Шаббат".

Я, кажется, уже где-то писал об этом в своём блоге, а тут Рафаэль Патай подкрепил мою уверенность, что я иду в верном направлении, и, значит, я напишу ещё раз. 

О связи женского цикла с лунным циклом сказано много. Я упоминал и научные исследования, подтверждающие влияние полнолуния на формирование коллективного менструального цикла. У женщин, живущих в одном коллективе под открытым небом, под влиянием луны месячные приходят примерно в одно время, с наступлением полнолуния.

Далее нужно вспомнить про менструальное табу. В наше время на Западе, особенно в феминистской среде, сложилось совершенно извращённое представление о женской "самоизоляции" в менструальных хижинах. Это "самоизоляция" тракруется как мужское насилие, хотя в этнографической литературе чёрным по белому пишется, что хижины строят своим дочерям их мамы, а вовсе не мужчины. Ну да ладно, не в этом суть. 

Дело в том, что в архаических обществах домохозяйство является исключительно женским "делом". И можно представить себе, что случалось в деревне при наступлении полнолуния, когда женщины покидали свои дома. Наступал "праздник". Слово "праздник" соответствует слову "праздный", то есть "ничего-не-делающий". Полнолуние было временем "ничего-не-делания", прежде всего для женщин, но и для мужчин тоже.

Позже лунный месяц (28 дней) был поделён на 4 лунные фазы, и таким образом у нас появились недели по 7 дней. А Шаббат стал отмечаться не один раз в месяц, но каждую неделю. При этом первоначальный смысл был утрачен и забыт.

К интерпретации статуй Айн-Газаля.

Двухголовая статуя из Музея Иордании. Ок. 6500 до н.э.

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит. Однако Адам с Лилит не были счастливы вместе. Когда Адам пожелал лечь с Лилит, она возмутилась: "Почему я должна быть внизу, - спросила она. - Ведь я ровня тебе, ведь нас обоих Бог слепил из праха". Увидев, что Адам собирается взять её силой, Лилит произнесла магическое имя Бога, поднялась в воздух и улетела на берег Красного моря. Там она совокуплялась с похотливыми демонами. А тем временем Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену, и Бог сотворил Адаму Еву из его ребра. 

В Талмуде Лилит описывается как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями, которая может овладеть одиноко спящим мужчиной, действуя на его воображение. Опасность, которой подвергался мужчина, считалась такой страшной, что рабби Ханина, учитель I в. н. э., предостерегал: запрещается мужчине спать одному в доме, чтобы им не завладела Лилит.

Задумав овладеть Адамом, Лилит подошла к нему, но её ждало разочарование, ибо Адам и Ева составляли "одну плоть" (Быт. 2:24). Стоило Лилит увидеть Адама и Еву вместе, она поняла, что у неё нет шансов, и полетела обратно к своим демонам.

Может быть, двухголовая статуя Айн-Газаля как-то связана с подобными представлениями древних людей? Предания о Лилит уходят корнями в вавилонские древности, в неисследимую историческую глубину, и - как знать? - может быть, Лилит была известна жителям неолитического поселения Айн-Газаль в VII тыс. до н. э.?

Статуя представляет собой двух людей с "одной плотью". Я предполагаю, что она была сделана мужчиной-вдовцом, у которого преждевременно умерла жена. Он изобразил себя в "одном теле" со своей женой, чтобы к нему не "приставала" Лилит по ночам.

20 декабря 2023

Несколько слов о демонах.

По сообщению Рафаэля Патая (Иудейская богиня, стр. 241), Шломо Ицхаки, средневековый комментатор Талмуда, считал, что у демонов вообще нет никаких отличий от людей, демоны едят и пьют, как смертные.

В данной связи надо обратить внимание на двух главных героев Гоголя — Хлестакова и Чичикова. По слову Пушкина, то были двух бесов изображенья. Ну, собственно, бес Хлестаков — это тот же демон (что блестяще показал и доказал Дм. Мережковский в своём исследовании "Гоголь и чёрт").

Хлестаков

Интересно было бы узнать, кого ныне больше на земле демонов или людей? 

Шехина и София.

Рафаэль Патай в своей монографии "Иудейская богиня" упоминает людей, которые видели Шехину. Один из них, рабби Сафрин, пишет:

"В полдень, когда я изучал гемару Yebamot во имя Вездесущего Бога (El'Olam), украшая Шехину изо всех своих сил, неожиданно яркий свет (nafal) упал на меня, и весь дом наполнился светом, чудесным светом, посланным Шехиной".

Опять же это видение Шехины имеет очевидные параллели с описанным в Деяниях Апостолов крещением Святым Духом в иерусалимской горнице, которую осияло ослепительное сияние славы Божией (ср. Лк. 2:9).


Здесь надо отметить, что философ В. С. Соловьёв весной 1875 года отправился в Лондон изучать в фондах Британского музея произведения гностической литературы, и там лондонский друг застал его за изучением Каббалы — Соловьёв заявил ему, что каждая строчка этой книги скрывает больше духовных богатств, чем вся европейская наука (Источник).

В связи с этим возникает вопрос: насколько мистические встречи В. С. Соловьёва с Софией были обусловлены его увлечениями "иудейскими древностями"?

В. С. Соловьёв


19 декабря 2023

Эпифании Шехины.

"Шхинá (Шехинá, ивр. שְׁכִינָה‎ — «присутствие; пребывание; проживание») в талмудическом иудаизме и каббале — термин, обозначающий присутствие Бога, воспринимаемое и в физическом аспекте. В основном термин употреблялся в контексте описания святая святых скинии и Иерусалимского храма и определялся как ощущение присутствия божественной силы" (из Википедии).

Рафаэль Патай говорит, что "Шехина жила в Первом храме постоянно, а Второй храм лишь навещала. <...> После его разрушения Шехина устроила себе несколько обиталищ в главных синагогах Вавилонии, где её присутствие было видимым и слышимым. В первую очередь, такими синагогами были две: синагоги Гузал и Шаф-Веятив имели репутацию обиталищ Шехины. Синагога Шаф-Веятив в Нехарде была построена, согласно традиционному мнению, царём Иехонией и его слугами из камней и пыли, привезённой из Иерусалима. Временами Шехина жила в этой синагоге, временами в синагоге Гузал. Однажды, гласит история, отцы Шемуэля и Леви сидели в синагоге Шаф-Веятив в Нехарде, когда с шумом появилась Шехина, и они, поднявшись со скамьи, покинули синагогу" (цит. по: Р. Патай. Иудейская богиня. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. С. 99-100).

Какое интересное совпадение! В Деяниях Апостолов сказано, что "при наступлении дня Пятидесятницы" (видимо, на рассвете или чуть раньше, при приближении рассвета) "внезапно слелался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра".

Крещение Духом Святым

Когда к шаману приближается дух-союзник, раздаётся свист, похожий на завывание ветра. Каждый знает, что это образовался ход (вроде дыхательного отверстия), через который шаман сможет полететь в потусторонний мир. Попадая в "коридор", этот своего рода "предбанник" потустороннего мира, шаман летит со скоростью выпущенной из винтовки пули, и всё вокруг него грохочет, жужжит. Например, В. Мазков из города Якутска вспоминал в 1981 году: "Некая сила вцепилась в меня, схватила за волосы и дёрнула головой вперёд в какую-то дыру... Я влетел в неё с воплем и был потрясён, когда сообразил, что лечу словно птица. Лечу по тёмной трубе, оглушённый шумом и беспрерывным жужжанием, несущимся со всех сторон" (цит. по: Прийма А. Встречи с нелюдьми. - М., 1997, с. 142).

Я отнюдь не отождествляю Святой Дух с духами-союзниками шаманов. Я всего лишь показываю сам "механизм" богоявления (эпифании). Очевидно, сей механизм "работает" тождественно у шаманов, иудеев и христиан, поскольку и те, и другие, и третьи имеют одинаковые органы восприятия.

Да, и ещё раз сделаю замечание, что слово "дух" на иврите - женского рода. Святой Дух на семитических языках - это именно "Она", а не "Он". И Шехина — тоже женского рода. 

В продолжение темы см.: Женская ипостась Божества.  

18 декабря 2023

"Сидящий на херувимах".

Рафаэль Патай говорит, что "раскопки в Самарии во дворце царя Ахава Израильского (873-852 гг. до н. э. принесли нам несколько маленьких табличек из слоновой кости, находка которых в царской резиденции дала ей название "дом из слоновой кости". Среди табличек есть одна, на которой изображены две сидящие женские фигуры, глядящие друг на друга. Они показаны в профиль, с вытянутыми вперёд руками, под обеими руками у них по крылу <...> В обеих руках фигуры держат по некоему предмету, возможно по большому цветку, напоминающему лотос. Спина прямая; ноги же согнуты так, что фигуры соприкасаются коленями, ягодицами упираются в пятки <...> На головах египетские уборы, которые плотно прижаты ко лбу и свободно свисают на плечи, открывая уши. Увенчаны они полым венцом, поднимающимся вертикально. Между двумя фигурами вертикально расположен ритуальный предмет с таким же венцом на верхушке, снизу нечто четырёхугольное, поддерживаемое хрупкими вывернутыми ногами. Предмет концентрирует на себе внимание двух фигур, которые как будто защищают его или обмахивают своими крыльями".

Я не нашёл в Сети табличку с крылатыми женскими фигурами из раскопок "дома из слоновой кости" царя Ахава, но, по-моему, нижеследующее древнеегипетское изображение двух сестёр — Исиды и Нефтиды — стилистически близко тому, о чём пишет Р. Патай.

Исида и Нефтида

"Каким бы ни был смысл этого предмета из слоновой кости, это самое правдоподобное из найденных изображений херувимов, которые в Соломоновом храме защищали ковчег и святая святых", - делает заключение Рафаэль Патай, и подчёркивает ещё раз, что "два духа из Ахавова дворца из слоновой кости
женщины". 

Надо сказать, что в Библии очень распространён образ Бога, сидящего на херувимах:

«И принесли оттуда ковчег завета Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (1Цар. 4:4).

«И встал и пошёл Давид и весь народ, бывший с ним из Ваала Иудина, чтобы перенести оттуда ковчег Божий, на котором нарицается имя Господа Саваофа, сидящего на херувимах» (2Цар. 6:2).

«Наклонил Он (Бог) небеса и сошёл, — и мрак под ногами Его. И воссел на херувимов и полетел, и понёсся на крыльях ветра» (Пс. 17:10,11).

«Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю» (Ис. 37:16).

Кстати, у Исиды на голове можно увидеть царский трон, на котором восседали древнеегипетские фараоны. Имя богини, вероятно, означает «престол», «трон» и идентично знаку, который она несёт на своей голове. Интересно, что престолы (ср.-греч. θρόνοι, лат. throni) — один из девяти ангельских чинов.

Ханаанейская Астарта.

Рафаэль Патай говорит, что "дочь Ашеры, по-видимому, звалась или Анат, или Астарта (Ашторет)".

"Имя Ашторет ("плод чрева") или Астарта, вероятно, вначале было эпитетом, относившимся к богине, чьё настоящее имя — Анат, так же как Ваал (Господин) — эпитетет, относившийся к богу, чьё настоящее имя Хадд (Хадад).

Что же до библейских упоминаний Астарты, то первое указание на поклонение ей иудеев относится к началу времени Судей, то есть вскоре после переселения в Ханаан: "Оставили Господа и слали служить Ваалу и Астартам". Немного дальше более подробно: "Сыны Израилевы продолжали делать злое перед перед очами Господа и служили Ваалам и Астартам, и богам Арамейским, и богам Сидонским, и богам Моавитским, и богам Аммонитским, и богам Филистимским; а Господа оставили и не служили Ему".

Кстати, насчёт богов Филистимских. Р. Патай утверждает, что "у филистимлян Астарта была богиней-воительницей; вот почему, когда они победили Саула, то отнесли его оружие в храм Аштарот, несомненно в знак благодарности".

Далее Р. Патай сообщает об археологических раскопках на территории Палестины, в частности о находках терракотовых фигурок, представляющих обнажённую женщину. "Потрясает огромное количество и повсеместность этих фигурок. Они были найдены во всех палестинских раскопках начиная с середины бронзового века (2000—1500 гг. до н. э.) до начала железного века II (900—600 гг. до н. э.), то есть до конца периода разделённой израильской монархии и даже позже".

Р. Патай останавливается на раскопках в Тель-Бейт-Мирсим, что находится к югу от Хеврона на сегодняшней израильско-иорданской границе. "Самым популярным религиозным предметом, найденным в слоях позднего бронзового века (XXI—XIII вв. до н. э.) в Тель-Бейт-Мирсим, были так называемые Астарты — глиняные, обычно овальные, диски с отпечатанным по литейной форме изображением обнажённой фигуры богини Астарты. В большинстве случаев она держит руки поднятыми, сжимая в ладонях лилии или змей или то и другое".

В таком случае, надо полагать, что нижеследующее изображение более подходит для Астарты, чем для Ашеры.

Анат-Астарта

17 декабря 2023

"Женская" богиня Ашера.

Рафаэль Патай намекает на то, что Ашера была преимущественно "женской" богиней и именно женщины всячески способствовали и содействовали распространению её культа в еврейской среде. Соломоново сердце, - говорится в Библии, - "жёны его склонили... к иным богам". Он взял в жёны царевну Сидона, народ которого, как мы знаем, поклонялся Ашере. "Поклонение Ашере, распространённое среди иудеев на протяжении нескольких поколений, было введено в Иерусалим Соломоном как часть культа царского дома под влиянием его жены из Сидона", - пишет Р. Патай.

"Появление Ашеры в пантеоне царского двора связано с приездом в столицу Израиля, Самарию, ещё одной сидонской царевны, будущей жены царя Ахава (873-852 гг. до н. э.). Это была Иезавель, дочь Ефваала, царя Сидонского, в чьей столице поклонялись по крайней мере уже пять веков Элат Сидонской, то есть Ашере Сидонской. Под влиянием Иезавель и для укрепления союза с её отцом царь Ахав Израильский возвёл в Самарии алтарь Ваалу и "сделал" Ашеру".

"Насколько можно реконструировать историю поклонения Ашере в Иудее по лаконичным библейским репликам, богиня сначала появилась в Иерусалимском храме во времена Ровоама, сына Соломона (928-911 гг. до н. э.). Его матерью была жена Соломона из аммонитян, которую звали Наамой, и, наверное, под её влиянием Ровоам стал поклоняться Мелхоле. Любимой женой Ровоама была Мааха, дочь Авессалома, то есть она была его кузиной по отцовской линии. Мааха родила несколько сыновей Ровоаму; её старшим сыном был Авия, или Авиям, любимец отца, которого Ровоам возвысил над другими сыновьями от других жён и назначил наследником престола. Во всём этом, естественно, видна рука Маахи; её положение оставалось весьма устойчивым и после того, как её сын Авия наследовал Ровоаму, а она заняла положение gevirah, то есть царицы-матери.

Мааха использовала своё влияние, чтобы упрочить позиции Ашеры, которой уже поклонялись в Иерусалиме со времён Соломона, и закрепить за ней место в Храме. Во время короткого правления Авии (911-908 гг. до н. э.) Ашера оставалась на своём месте; однако когда Аса (908-867 гг. до н. э.) наследовал Авии, закончилось влияние Маахи как царицы-матери, а с ним и поклонение Ашере. Под влиянием пророка — некоего Азарии, сына Одеда — Аса на пятнадцатый год своего царствования начал первую религиозную реформу в истории Иудейского царства. Он "ниспроверг... истукан её, и изрубил в куски, и сжёг на долине Кедрона", изгнал всех священных мужчин-проституток и убрал всех идолов, все чуждые алтари и солнечные диски, разбил колонны, ниспроверг изображения Ашер и, наконец, вдребезги разбил истукан Ашер, сотворённый Маахой, и сжёг всё до мельчайших частиц в долине Кедрон, в то же время лишив самоё Мааху её исключительного положения царицы-матери".

 

Ханаанейская Ашера.

"То, что Ашера была главной богиней ханаанейского пантеона, мы узнаём из богатейшего мифического материала, найденного в Угарите, современном Рас-Шамре, что в северо-восточном Средиземноморье.  

В угаритской мифологии XIV века до н. э. Ашера известна как Ашера Морская — очевидно, её территорией было море", - пишет Рафаэль Патай.

Интересно, а как это соотносится с крито-минойским "морским" стилем в вазописи?

Minoan Nine Handled Amphora with Octopus, 1900 BC, in the Late Minoan Marine Style

"Она считалась "прародительницей богов" [1]; все боги, включая Ваала, были её детьми, которых было 70 числом.

Одного из её слуг звали Кадеш ва-Амрур, то есть "рыбак госпожи Ашеры Морской"; он рыбачил для неё, и ещё он был её конюшим, седлал её осла и помогал садиться на него.

Ашера была богиней-матерью и как таковая, вместе со своей дочерью Анат, выкормила всех богов. Она кормила даже тех смертных царей, которые были особенно достойны этого, как Яссиб, сын царя Керета. Ещё она как будто умела предсказывать удачу своим подопечным, потому что в письме XIV века до н. э., найденном в Таанахе недалеко от Мегиддо (Палестина), есть упоминание о чародействе Ашеры, через которое богиня якобы передавала информацию".

В шумерских табличках ок. 1750 г. до н. э. богиню называют Ашратум (то есть Ашера) и она фигурирует как супруга Ану. В угаритской мифологии Ашера известна как жена Эля, главного бога, из-за чего к ней обращались как к Элат — Богине. Поскольку шумерский и аккадский бог Ану очень близок ханаанейскому Элю как бог неба, получается, что Ашера занимала положение Царицы Небесной.

"Ашера ассоциировалась с несколькими городами, где ей поклонялись в её местных ипостасях. Она была Ашерой Тирской и Элат [богиней] Сидонской — и Тир, и Сидон довольно долго были главными портами Средиземноморья, благополучие которых зависело от щедрости моря и расположения властвовавшей над ним богини. Третий порт, Элат, расположенный южнее, в проливе Акаба, видимо, был назван в честь богини. Таким образом, у нас несколько Ашер (как есть Дева Фатимская, Дева Гваделупская и так далее), и когда в Библии говорится, что израильтяне поклонялись "Ашерам", это значит только одно: они переняли поклонение местным ипостасям великой богини.

Царь земли аморреев, упоминаемый в амарнских письмах, звался Абду-Аширта, то есть "раб Ашеры", и это ясно говорит, что он поклонялся культу Ашеры и приносил ей в жертву домашних животных".

Эти изображения считаются "образками" Ашеры.

Источник картинки.

Вот такой интересный был Ближний Восток до "Катастрофы бронзового века" в XII веке до н. э. 

-------------------------------------------------------------------------

[1] Как и Великая Мать богов Кибела.

О "богинях плодородия".

Рафаэль Патай говорит, что "фигурки и европейского каменного века, и ближневосточной халафской культуры служили одной цели: гарантировать плодовитость". 

Неолитическая статуэтка (Неа-Никомедия, VII тыс. до н.э.)

Нет, не могу я понять эту всеобщую "помешанность" на плодородии. Кролики и так плодятся "как кролики", без всяких "богинь плодородия". И свиньи плодятся, и овцы, и коровы... Всё это вполне естественные процессы, которые зависят от времени года, от высоты солнца над горизонтом и от продолжительности дня, а вовсе не от терракотовых фигурок "богинь". Я думаю, что изготовители статуэтки из Неа-Никомедии были не настолько тупые, чтобы не понимать столь элементарных вещей.

И потом, я представляю себе такую картину. Вот, прилетел Рафаэль Патай в Неа-Никомедию на машине времени, и спрашивает у туземцев, зачем они сделали эту статуэтку. А они отвечают ему: "чтобы она давала нам больше мяса!" Это какая-то "религия брюха" получается... По-моему, нигде и никогда не было ничего подобного. 

Основная проблема всех разговоров о "богинях плодородия" заключается в отсутствии конкретики. Вот, Рафаэль Патай сказал несколько слов о "плодовитости", и сразу перескочил на другие темы. А мне хотилось бы спросить у него: "гарантировать какую плодовитость"? "гарантировать плодовитость для чего"? "гарантировать с помощью чего"?

Основная проблема заключается в том, что все эти фигурки вырваны из мифологического контекста. Мы ничего не знаем про миф, в котором они "фигурировали". Я поясню свою мысль сравнением с христианской мифологией. Всем нам знакомы слова из Евангелия "хлеб наш насущный даждь нам днесь". Если представить себе, что от всего Евангелия сохранилась бы лишь одна эта строка, то что подумали бы будущие поколения? Судя по этой строчке, христиане почитали хлеб и молили бога о "хлебе насущном". Очевидно, хлеб являлся высшей ценностью, так как христиане недоедали, голодали, и высшим благом для них было "умножение хлебов". Поэтому христианство было "культом плодородия" или "религией брюха". Мы-то знаем, что это не так, потому что христианство нам известно во всех своих аспектах, и "хлеб насущный" находится очень далеко от основных чаяний и надежд христиан. Так вот, мифология неолита, по большому счёту, нам неизвестна, и поэтому, я думаю, очень рискованно говорить о "богинях плодородия", "культе плодородия" и пр. Я думаю, что все эти представления о "плодородии" возникли в головах кабинетных учёных XIX века, и связаны они с представлениями о вечно голодном "дикаре". Но Маршалл Саллинз в "Экономике каменного века" разбил все эти досужие представления в пух и прах. 

16 декабря 2023

О господах-рабовладельцах раннехристианской церкви.

А. С. Волчков в статье "Рабы в общинах первых христиан" (Вестник СПбГУ. Сер. 2, 2010, вып. 2) касается одной очень "щекотливой" проблемы социального состава раннехристианских общин.

"Специфика христианского движения первых двух веков своего существования состоит в том, что основой церковной жизни служил античный domus, oikos — домовладение богатого человека, который гостеприимно принимал членов церкви у себя дома, был лидером общины и её основным спонсором. При этом членами экклесии являлись семья главы семейства и люди, связанные с ним патронатными или деловыми отношениями. Учитывая фундаментальные основы римского общества, можно определённо сказать, что этот pater familias не мог не быть рабовладельцем".

"То, что среди христиан было множество рабовладельцев, не вызывает никакого сомнения. Рабовладельцами были мученики Поликарп и Аполлоний (Euseb., Hist. Eccl., V.21.2). Согласно «Апостольским правилам», сборнику канонических постановлений III–IV вв., рабовладельцами могли быть христианские епископы (Apost. Can., 40)".

Более того, автор статьи говорит, что основой миссионерства апостола Павла и других проповедников были уже упоминавшиеся «домашние церкви», существовавшие на основе античного домовладения. То есть, ап. Павел, ап. Пётр и другие апостолы, по сути, пользовались материальной поддержкой богатых рабовладельцев.

Уже в самых ранних произведениях Нового завета мы встречаемся с такими христианами, которые, будучи христианами, принадлежали рабовладельцу — не члену церкви (1 Кор., 7:10-11,21; 1 Петр., 2:18-25; 3:1-2; 2 Tим., 1:5). И вот, автор статьи заостряет внимание на одном интересном аспекте отношений между рабовладельцами и рабами в древнеримском обществе. Дело в том, что "одной из самых мрачных сторон античного рабства является то, что тело раба не было тем, чем сам раб мог распоряжаться, но считалось собственностью господина. М. Макдональд, иллюстрируя эту составляющую античного феномена рабовладения, приводит в пример Тримальхиона, который, нисколько не смущаясь, признаётся перед своими гостями в том, что всецело «угождал» как своему господину, так и госпоже в течение четырнадцати лет просто потому, что слушался повелений своих хозяев (Petron., 75). Рабби Гиллель, иудейский законоучитель эпохи второго Храма, пишет: «Кто увеличивает число рабынь, тот увеличивает число прелюбодеяний» (m.Abot.2.8)".

И далее автор замечает, что "примерно с пятого десятилетия I в.н.э. в сочинениях христианских авторов появляются отдельные пассажи, содержащие моральные наставления членам этих домашних церквей (Col., 3.18–4.1; Eph., 5.21–6.9; Tit., 2.1–10.1; I Petr., 2.18–3.7). В этих фрагментах от рабов требуется, чтобы они «во всём повиновались господам по плоти» (Col., 3.22), своим хозяевам они должны служить с «усердием, как Господу, а не как человекам» (Eph., 6.7). Причём ожидается, что рабы-христиане будут исполнять свои обязанности несравненно более добросовестно и безропотно, чем рабы-нехристиане.

О положении женщины по адату.

Из материалов по обычному праву ингушей, собранных Б. К. Далгатом в 1891-92 гг. (Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей, стр. 186-189).

X. Отношения между супругами

а) Личные

Мужской пол считается выше женского.

Женщины всюду и везде должны оказывать почтение мужчинам. Женщина не садится при мужчине, уступает дорогу, отворачивается при встрече, скромно говорит с ним и т.д.

Жена во всём должна подчиняться мужу. Жена, и бедная и богатая безразлично, подчиняется мужу. Жена не должна учить мужа, а должна слушаться его. Если муж приказывает противозаконное по воззрениям народа, то жена вправе не исполнить приказания; во всём остальном она должна его слушаться. За непослушание муж наказывает жену, гонит её от себя прочь; её уговаривают родные жить покорно. По адату муж может выгнать жену из дома своего и не содержать, но по шариату или обязан развестись или содержать.

На самом деле не все жёны послушны мужьям; иногда, хотя очень редко, случается, что жёны командуют над мужьями, но это делается тайком от других жителей; иначе вся семья потеряет уважение общества и лишится почёта, что невыгодно и для самой жены (и мужа). 

Если жена развратна, то муж имеет право убить её; но родственники её протестуют против этого. По адату такую жену должно прогнать, а с виновника полагается обиженному мужу «барч» (3 лошади по 30 рублей каждая), и всё-таки он редко может избегнуть пули или кинжала обиженного мужа. Если мою невесту взял (похитил) другой, то он платит за то мне 90 коров, а отец её мне же ещё 40 коров, и я едва успокаиваюсь; некоторые не удовольствуются таким имущественным наказанием и ещё мстят убийством.

Муж должен печься о жене; если он не исполняет своего долга, то родные его и старики увещевают его.

15 декабря 2023

О кровной мести.

Б. К. Далгат говорит, что с исчезновением или сильным ослаблением устоев рода у чеченцев и ингушей, из родовой организации быта уцелела лишь самая дурная сторона её — кровная месть. 

"Самое же крупное зло, с которым тщетно борются теперь суд и администрация —  кровная месть с ослаблением родовой организации не только не ослабела, но даже, по свидетельству сторожилов - туземцев, — в последнее время усилилась. Не находит ли этот обломок старины при новых условиях жизни новую почву для своего развития? В период процветания родов было труднее решиться на убийство, нежели теперь, т. к. кроме смерти, ожидающей убийцу со стороны рода убитого, страсти людские сильно охлаждались огромным родовым выкупом за убитого, ложившимся тяжёлым бременем на весь род убийцы (130 коров, 3 лошади, 1 бык и проч.)".

Да, уж... Изъятие 130 коров — это весьма серьёзное наказание для всех членов рода. При таком раскладе убийца становился одинаково ненавидимым и со стороны рода убиенного, и со стороны своего собственного рода. Убийце оставалось либо наложить на себя руки, либо податься к Соловью-разбойнику, в общество таких же "извергов рода человеческого", как он сам.

Пан голова, он и в Африке пан голова.

Помнится, в одной из своих записей про австралийских аборигенов я говорил, что у них до прихода европейцев не было никаких племён. На "племена" их поделили европейцы; европейцы же выделили среди аборигенов "вождей", для удобства управления туземцами. По сути, "вожди" туземцев выполняли роль "гауляйтеров" на оккупированных европейцами территориях.

Судя по информации, собранной Б. К. Далгатом, на Кавказе — до поры, до времени тоже не было никаких племён [1]. До Шамиля люди там жили родовой жизнью, под ненавязчивым управлением родовых старейшин. Цитирую:

Б. К. Далгат

"По словам Ч. Ахриева, в горах, где ингуши жили отдельными самостоятельными родственными обществами, республиками, состоящими из 100 - 150 душ обоего пола, каждый аул, или общество, управлялся старшими членами семей; лишь при большой общей опасности все аулы соединялись под управлением старших всех аулов".

То есть, у ингушей имелись лишь старейшины родов.

И далее Б. К. Далгат говорит: "я думаю, что это старшинство не могло иметь характера княжеской власти, а давалось людям, выдающимся по своим достоинствам, и признавалось чисто-нравственною властью". Однако русские "могли принять их за каких-то народных князей, так как старшины сильных родов всегда вели внешние переговоры и сношения с русскими; принять за выборных правителей народа этих родовых начальников, представлявших от своего имени целые общества, было поверхностному наблюдателю, каковыми были все путешественники по Кавказу до его покорения, весьма нетрудно. В противном случае пришлось бы в Чечне ещё в XVIII ст. допустить существование организованного единовластного управления старшинами целыми обществами, наподобие административным порядкам царского периода, чего не знал не только быт чеченцев и ингушей, но и ни один народ, живущий родовым строем; таковых начальников не было в Чечне даже в период усиления там общественной политической жизни; Шамиль, имам Чечни и Дагестана, искусственно ввёл у чеченцев наибов, впервые познакомивших народ с понятием о власти и управлении". 

"Фрейтаг, у которого заимствовали сведения и Дубровин, и Берже и другие, говорит: «Общего правления у чеченцев до призвания ими Шамиля никакого не было. Единство, дотоле замечавшееся иногда в их действиях, происходило естественно и случайно от одинаковости выгод, места жительства и обычаев, но не было следствием какого-либо устроенного порядка. Каждый тохум, ка ждая деревня управлялась отдельно, не вмешиваясь в дела соседей. Старший в роде выбирался обыкновенно, чтобы быть посредником или судьёю в ссорах родственников; в больших деревнях, где жило обыкновенно несколько тохумов, каждый выбирал своего старика, и ссоры разбирались уже всеми стариками вместе. Впрочем, круг их действия был очень ограничен и власть почти ничтожна. Кто желал, приходил к ним судиться; но кто хотел отыскивать лично своё право, преследовал сам врага, минуя стариков; наконец, решения их были не обязательны; в большей части случаев исполнение их зависело от доброй воли тяжущихся. Суд стариков, лишённый всяких принудительных средств, однако же был постоянно уважаем чеченцами и сохранился до самого водворения Шамиля".

Снег.

С Украины надвинулся мощный циклон; со вчерашнего вечера всю ночь мело, и сейчас на улице метель; я утром отправился на работу, но оказалось, что автобусы не ходят; большегрузные "фуры" перекрыли всё движение, буксуют на подъёмах, сжигают бензин и стирают покрышки колёс... 

Вернувшись домой, я стал разгребать двор от снега. Зима в этом году выдалась снежная, как в старые добрые времена, когда я был мальчишкой и копал пещеры в сугробах...

******************************************** 

Post scriptum от 20 декабря 2023 года.

Увы, нет уже более тех зим, какие были в "старые добрые времена". После циклона "Ваня" на улице тепло, +2 градуса по Цельсию, снег тает, по дорогам текут ручейки воды, идёт дождь... Чтобы вновь вернуть прежние "русские зимы" с сугробами до весны, надо чтобы температура стала на три градуса ниже. Очевидно, за последние 50 или 60 лет средняя температура на нашей планете повысилась именно на эти три градуса. Недаром я посадил "райское дерево" - инжир - в своём саду. Глядишь, скоро и змеи приползут...

14 декабря 2023

Крито-минойские "горгоны".

Сегодня вечером, взглянув ещё раз на причёски крито-минойских модниц,


я вдруг вспомнил про «морской» стиль в вазописи Крита. Восьминоги с тентаклями, изображённые на сосудах, напоминают женские причёски с косичками.

Минойские сосуды с изображением осьминогов, созданные около 3500 лет назад. Остров Крит.
 


В продолжение темы см.: Немного о крито-минойских осьминогах.

Многоликая Дама.

Прекрасная Дама из Эльче носила удивительный головной убор и три ожерелья. Этот бюст первоначально был ярко раскрашен. 

Дама из Эльче. IV век до н. э.

 




"Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас".

А, с другой стороны, даже такие мелочи, как женские причёски, доказывают наличие архетипов коллективного бессознательного, которые "проявляются" на протяжении всей истории человечества. 

И не является ли сама история "игрой" архетипов?