23 января 2022

R1b: через Кавказ и Сев. Африку — в Иберию?

И. Б. Губанов в статье "Локализация прародины и миграционные потоки западных и восточных индоевропейцев" пишет:

ндоевропейцы были скотоводами, жившими патрилокальными расширенными семьями. В патрилокальных расширенных семьях сыновья со своими жёнами живут под одним кровом со своим отцом (традиция сохранилась в средневековой Исландии, на Балканах в XIX в. и проч.). Реконструируется древний индоевропейский термин для обозначения всемогущего патриарха – главы патрилокальной расширенной семьи, владыки дома и отца женатых сыновей. Он именовался *potis, и отеческая власть его, вероятно, была безгранична. Женщины в патриархальных агнотических кланах индоевропейцев были, судя по всему, фактически бесправны. Нередко, видимо, жёны сыновей подвергались сексуальному насилию патриарха-отца, который считал их полной своей собственностью".

Этот арийский *potis напомнил мне еврейский поц. Интересно, это случайное совпадение, или в этом что-то есть?

Автор задаётся вопросом, в каком месте индоевропейцы "набухали", прежде чем они ломанулись грабить Старую Европу. И указывает на Майкопскую культуру на Кавказе. 


Надо сказать, что Майкопская культура имеет ближневосточные "корни". В настоящее время наиболее признанной является теория исхода на Кавказ населения с убейдо-урукскими традициями с территории Северной Месопотамии, Сирии и Восточной Анатолии. Очевидно, Майкопская культура представляла собой северный "форпост" неолитических земледельческих культур, и в этом отношении она имела сходство с аналогичными культурами Триполья и Маргианы. И, очевидно, она явилась первой жертвой арийской экспансии. 

Как юкагиры отунгусились.

По мнению участника Северной экспедиции (в 1969—1970 годах) Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР В. А. Туголукова, тунгусы [1] оказали глубокое влияние на материальную и духовную культуру юкагиров, их образ жизни. Именно под воздействием тунгусов у юкагиров состоялся отход от матрилокального брака.

юкагиры
 
юкагиры

---------------------------------------------------------------------

[1] Термин тунгусы В. А. Туголуков использовал как собирательный, обозначающий родственные тунгусо-маньчжурские народы — эвенов и эвенков.

Роль экзогамии в процессе превращения обезьяны в человека.

Этнограф А.М. Золотарёв подчёркивал, что экзогамия возникла как средство подчинения половых инстинктов социальным нормам поведения, что идея непристойности браков между близкими родственниками чрезвычайно велика и представляет собой первую попытку осознания единства человеческой группы, укрепляет социальные связи внутри общины, цементирует её моральное единство, обеспечивает мир внутри неё, учит взаимопомощи и взаимной защите, содействует подчинению личных интересов интересам общественным [Файнберг Л.А. Возникновение и развитие родового строя // Первобытное общество: Основные проблемы развития. М.: Наука, 1975. С. 55-56].


Очевидно, альфа-самцы в обезьяньем стаде считали "иноагентами" тех своих сородичей, которые "топили" за экзогамные отношения. И, наверно, множество "агентов" погибло от рук разъярённых "альфачей", прежде чем экзогамия стала нормой отношений в первобытном человеческом обществе.  

О миротворческой роли женщин в архаических обществах.

Елена Викторовна Фадеева в статье "Женщина "между миром и конфликтом" у коренных народов Нижнего Амура и Сахалина в конце XIX – начале XX вв." пишет:

"У многих коренных жителей Амура и Сахалина считалось, что только дядя по матери, а также её двоюродные братья и сёстры могли выручить племянника из любой беды, в какую бы он ни попал. Когда гусин и эукэн (тётка, двоюродная сестра матери) оставляли племянника в своём доме, укрывали его, то чужие люди уже не могли убить его без отягчающих обстоятельств, так как в этом случае их преступление становилось ещё более тяжким. По этой причине противники никогда не преследовали врага в доме брата или сестры его матери. Можно было только прийти в дом дяди или тёти виновного, чтобы вести мирные переговоры для выяснения всех сложившихся обстоятельств [Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Фонд А.Н. и Н.А. Липских. Оп.4. Д. 32. Л. 4].

Привилегированное положение мужчин и женщин материнского рода по отношению к детям своих сестёр объяснялось матрилокальными связями. Покушение на родственников по материнской линии неминуемо вовлекало в конфликт ещё и материнский род. Одному роду было не под силу справиться с двумя-тремя другими союзными родами, поэтому освобождение преступника родственниками с материнской стороны обычно разрешалось мирным путём и не вызывало каких-либо осложнений [Архив МАЭ РАН. Ф.5. Фонд А.Н. и Н.А. Липских. Оп.4. Д.32. Л.4]."

Очень интересные подробности Е. В. Фадеева сообщает об обычае кровной мести. 

"В случае убийства сородичей действовал закон «око за око, зуб за зуб»: убивали столько же соплеменников убийцы, сколько было уничтожено в пострадавшем роде. «Опасность одному человеку – опасность всему роду, всему народу», - считали удэгейцы. Род виновного принимал все меры, чтобы защитить сородича, а род погибшего клялся отомстить обидчику. По неписаному закону полагалось убить лучшего человека из виновного рода в возрасте от 15 до 30 лет. Если воюющий род был малочисленным, к нему на помощь приходили родственники по женской линии. Мстители надевали праздничные халаты навыворот, обувь и головные уборы, брали копья, луки, стрелы, ножи, так как для осуществления кровной мести огнестрельное оружие применять запрещалось, и шли к поселению вражеского рода, где готовились к отражению неприятеля.

Чтобы нападающие не застали врасплох, женщины, старики и дети несли караул. С палками они ходили вокруг стойбища, прочёсывали кусты, а, обнаружив неприятеля, били его палкой по спине, прогоняя прочь от стойбища. Обнаруженный неприятель покорно переносил удары и удалялся, не оказывая сопротивления, потому что женщины, старики и дети считались неприкосновенными во время кровной мести. При межродовых войнах женщину тронуть или применить по отношению к ней физическое воздействие, обругать её или оскорбить, было тяжким преступлением. Охрана стойбища продолжалась до тех пор, пока осаждавшие не съедали продовольствие и не выпивали воду, принесённые с собой, поскольку обычай не позволял пользоваться водой, рыбачить и охотиться на территории обороняющихся". 

Я думаю: насколько же традиционные общества выглядят более цивилизованными даже во время войны, чем современное общество! 

Руины Дрездена после бомбардировки, 1945 год.

О "гостевых" браках в Японии периода Дзёмон.

Д. А. Суровень в статье "Брак в древнеяпонском праве" говорит, что в I–III вв. н. э. (время появления первых политических образований в виде общин государств), по сообщению китайских источников, «по обычаю государственные вельможи все  имели 4–5 жён, [некоторые] бедные дворы по 2–3 жены». Такая ситуация сохранялась в период Ямато (IV–VII вв.). Китайский источник «Нань-ши» сообщает: «Там более женщин, нежели мужчин. Знатные имеют по четыре и по пяти жён, а низшие по две и по три. Жёны не похотливы и не ревнивы».

А как же жили бедные японские мужчины? Ведь бедняку не под силу содержать две или три жены. Ему оставалось лишь петь мечтательно: 

"Если б я был султан, я б имел трёх жен,
И тройной красотой был бы окружён.
Но с другой стороны, при таких делах,
Столько бед и забот, ах, спаси аллах!"

Д. А. Суровень пишет: "Несмотря на победу патриархального начала в целом, в обществе Ямато в быту доживали век элементы матрилокального брака". И далее: "Термин ёбаму (саёбаму) в древней Японии обозначал широко распространённый древний обычай посещения мужем своей жены в доме её родителей". Здесь имеется в виду так называемый "гостевой брак", весьма характерный для матриархальных обществ. Муж проживал всесте со своей маминькой, но при этом иногда посещал свою жену (как правило, по ночам). Хозяйства мужа и жены велись раздельно, но при этом от мужа ожидались небольшие подарки при каждом визите. Поскольку у мужа и жены, живших раздельно, не было возможности следить за супружеской верностью, у жены могло быть несколько мужей, которые посещали её по очереди. Также и мужчина мог иметь несколько жён. Позднее, при укреплении патриархальной "вертикали власти" и разделении мужчин на "тузов" и "шестёрок", "тузы"-султаны заимели свои гаремы жён. Соответственно, полигиния стала процветать, а полиандрия постепенно исчезла. 

Артемисия - адмирал в юбке.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 327 и сл.) упоминает правительницу Галикарнаса Артемисию. Википедия сообщает, что имя Артемисия является женской формой имени Артемисий (Ἀρτεμίσιος) и происходит от имени богини Артемиды (Ἄρτεμῐς +‎ -ῐ́ᾱ). Согласно Геродоту, отцом Артемисии был Лигдамид I из Галикарнаса, а мать была родом с Крита. "По отцовской линии она происходила из Галикарнаса, по материнской — с Крита, - пишет Бахофен. - Здесь мы вновь наблюдаем связь карийского материнского права с критским: ведь изначально карийцы сами владели Критом (Фукидид, История, I, 8; Диодор Сицилийский, Историческая библиотека, V, 60 и 84; Геродот, История, I, 171; Помпоний Мела, География, I, 16)". 

"Имя Артемисия играет выдающуюся роль в карийской истории, - продолжает Бахофен. - Оно приобрело известность благодаря мужеству, решительности и глубине ума носившей его царицы, которая добровольно сопровождала Ксеркса в его карательном походе против Афин. Она отговаривала его от морского сражения при Саламине, а после битвы ускользнула от преследовавшего её Аминия и невредимыми доставила в Эфес царских детей (Геродот, VII, 99). И эта Артемисия также правила после смерти своего мужа при своём малолетнем сыне". 

"Когда её сын Писинделид был ещё мал, сопровождала Ксеркса I в его походе на Грецию. Командовала отрядом из своих собственных пяти кораблей, а также кораблей Нисира, Коса и Калидны. Согласно Геродоту, эти корабли после сидонских были лучшими в персидском флоте. Воевала с греками в битве при Артемисии. Артемисия прославилась в истории благодаря своему участию в битве при Саламине, согласно Геродоту отличалась полезными советами, которые давала персидскому царю, мужеством и решительностью, была в наибольшем почёте у Ксеркса среди всех союзников", - сообщает Википедия.

22 января 2022

Александр Македонский как реставратор матриархата.

Во втором томе своего "Материнского права" (с. 324 и сл.) И. Бахофен, рассказывая о восточном походе Александра Македонского, обращает особое внимание на город Галикарнас в Карии.

"Осада этого карийского города, которую Плутарх (О судьбе и доблести Александра, II, 7) сравнивает с осадой Тира, нередко упоминается древними. Об обхождении Македонца с царицей подробнее всех рассказывает Арриан (Поход Александра, I, 23): «Сатрапию надо всей Карией он [Александр] передал Аде, дочери Гекатомна, супруге и сестре Гидриея, которого она, по обычаю карийцев, взяла себе в мужья. Этот Гидрией, умирая, поручил ей управление страной, так как в Азии ещё со времён Семирамиды было принято, чтобы женщины правили мужчинами. Однако Пиксодар лишил её власти и захватил правление сам. По смерти Пиксодара управлять карийцами [персидский] царь назначил его зятя Оронтобата, который и сделался регентом. Ада сохранила за собой лишь Алинду, один из самых укреплённых городов Карии. Когда Александр вторгся в Карию, она вышла ему навстречу, сдала ему Алинду и приняла его как сына. Александр сохранил за ней власть над Алиндой, не отверг звание сына, а когда разрушил Галикарнас и покорил остальную Карию, то передал ей правление всей страной». Диодор Сицилийский (Историческая библиотека, XVII, 24): «Когда Александр вступил в Карию, навстречу ему выступила женщина по имени Ада, по роду своему принадлежавшая к царскому дому карийцев. Она стала говорить с ним о правах своих предков на трон и просить его помощи. Тогда царь велел ей принять на себя власть над Карией. Помощь, оказанная этой женщине, снискала ему расположение всего народа. Ибо тотчас же все города отправили к нему посольства и т. д.» (ср. там же, XVI, 69 и 74)."

"Эти рассказы, совпадающие между собою во всех подробностях, рисуют весьма определённую картину принципов престолонаследия в царском доме карийцев. Они в точности соответствуют тем, которые мы обнаруживаем у египтян. Носителем высшей власти является женщина. Хотя вначале скипетр находится в руках её брата-супруга, тем не менее, по его смерти власть принимает сама сестра. От неё права на престол переходят по наследству к дочери, которая вначале, как правило, осуществляет их опосредованно, через своего родного брата, а при отсутствии такового — через чужого мужчину, который и в этом случае считается её братом-супругом. Этому принципу следует и узурпатор Пиксодар, который пытается легитимировать персидского сатрапа, выдав за него свою дочь Аду. Дочь Гекатомна обосновывает свои притязания древним карийским правом, и, подчинившись ему, Александр завоёвывает благосклонность всего народа. Македонский герой предстаёт не только врагом ненавистной персидской власти, но и восстановителем стародавнего отечественного правопорядка".

Так И. Бахофен комментирует сообщения Плутарха и Диодора. Я же позволю себе только немного подправить уважаемого мэтра: Александр Великий предстаёт здесь восстановителем стародавнего матриархального правопорядка. 

Что есть цивилизация?

Много лет назад антрополог Маргарет Мид спросила студентов о том, что они считают первым признаком цивилизации. Студенты ожидали, что Мид расскажет о рыболовных крючках, глиняных горшках или обработанных камнях.

Но нет. Мид сказала, что первым признаком цивилизации в древней культуре является бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась. Мид объяснила, что если живое существо в царстве животных ломает ногу, то оно умирает. Со сломанной ногой оно не может убежать от опасности, добраться до реки, чтобы напиться или охотиться за едой. Оно становится добычей для хищников, поскольку кость срастается довольно долго.

Бедренная кость, которая была сломана, а затем срослась — это доказательство того, что кто-то потратил время, чтобы остаться с тем, кто получил это повреждение, перевязал раны, перенёс человека в безопасное место и охранял его, пока тот не восстановился. Помогать другому человеку во время трудного периода — это тот поступок, с которого начинается цивилизация, — сказала Маргарет Мид.

Маргарет Мид (1901-1978).


21 января 2022

Матриархат под спудом.

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 318 и сл.) приводит выдержки из Юлия Валерия, где описывается разговор Александра Великого с индийскими гимнософистами:

"Он [Александр] спросил, как они полагают: что было прежде: день или ночь? Те, не раздумывая, отдали первое место ночи, ибо всё, что только было зачато, принимает начатки жизни во мраке, и лишь потом, рождаясь, переходит из тьмы в пределы света.

Он спросил их также, какие части человеческого тела они считают достойными большего почитания? Те отвечали: левые, ибо даже солнце, взойдя, свершает свой путь слева направо; также и потому, что для телесного союза мужчины и женщины более подобают левые части, и женщина для кормления сперва предлагает ребёнку левую грудь, и [изображения] богов во время священных обрядов носят на левом плече, и даже цари держат знаки своего достоинства в левой руке". 

Эти вопросы и ответы "суть форма, в которой получили выражение противоречия мировоззрений Востока и Запада, пришедших в соприкосновение в результате войн Александра", - комментирует И. Бахофен. В предпочтении индийскими гимнософистами ночи и левой стороны он видит матриархальную основу этого предпочтения. Тут, собственно, не важна сама историческая реальность этой беседы Александра Македонского с гимнософистами. Важно то, что в патриархальной культуре любое альтернативное мировоззрение автоматически приобретает черты матриархального.   

 

"Пассионарность" или одержимость?

Интересно, а есть ли связь между "пассионарностью" Льва Гумилёва и одержимостью бесами, беснованием, как оно понимается и трактуется в православной традиции?

Ведь одержимость — это тоже атрибут не сознания, а подсознания. Классический пример — Жанна д'Арк, ведомая своими "голосами". Недаром её обвиняли в ведовстве и сношениях с нечистой силой. "Голоса", они ведь всякие-разные бывают, и алкаши, упившиеся до белой горячки, тоже слышат "голоса", которые приказывают им куда-то бежать и что-то делать...

В гумилёвской "пассионарности" особо настораживает тот факт, что она никак не связана ни с интеллектом, ни с моралью. Пассионарность — это жажда бурной деятельности, а какой деятельности, пассионарию всё равно. Для пассионария характерно скакать верхом на коне, махать обнажённой шашкой и кричать во всё горло: "Даёшь!!!" А чего - "даёшь", он не думает.


Точно так же скакали по евразийским степям орды кочевников много веков назад, разрушая всё на своём пути. 

Наверно, Колумба можно назвать пассионарием. И Колумб, вроде бы, выглядит симпатично, но теперь его памятники сносят в Америке, потому что вслед за Колумбом в Америку прибыли другие "пассионарии" из Европы, которые подвергли разграблению и уничтожению культуру местных жителей.

Наверно, и "бесноватого" Гитлера можно назвать пассионарием, так как ни интеллектом, ни моралью он не отличался, но при этом всё время куда-то "ломился" со страшной силой

Третий рейх. Славное начало.

Третий рейх. Бесславный конец в Сталинградском котле.

Для Гитлера это очень характерно, что он "не мог заставить себя рассчитать последствия своих поступков". И никто не мог заставить его, поскольку он был "фюрером", выше которого никого нет и не может быть.

20 января 2022

Погребальные аллеи энеолитической Аравии.

Международная группа археологов под руководством Мэтью Далтона (Matthew Dalton) из Университета Западной Австралии исследовала погребения эпохи неолита-энеолита на северо-западе Аравии. Исследователи обнаружили почти 18 тысяч погребений необычной формы. Учёные называют их «подвесными», но не в значении «подвешенные, висящие», а в значении «в форме подвески, подвескообразными». Такое погребение состоит из пирамиды, сложенной из камней, высотой до двух метров, от которой расходятся каменные же ограды в форме треугольника (не всегда выполненные полностью).


Погребальные сооружения датировали радиоуглеродным методом, который дал довольно интересный результат. Изначально их строили в промежутке между 2600 и 2000 годами до нашей эры, потом оставили, а через небольшой промежуток времени начали использовать повторно (подзахоранивать), и закончилось это только примерно за тысячу лет до нашей эры. 

Схемы погребений. Они отличаются друг от друга, но видно, что строили их по одному принципу / ©Matthew Dalton et al.

19 января 2022

Матриархат как айкидо.

Айкидо - мудрая школа перенаправления силы против неё самой. Уэсиба-сан создал искусство, где агрессия противника подавляется его же агрессией.


 

"Козлиные" инсигнии власти в персидском Иране.

Эту картинку я увидел у автора блога Old European culture в статье "Dancing goat men from Luristan" ("Танцующие козлы из Луристана").

Iran, Luristan, Luristan bronzes, circa 1350-800 B.C.

В той же статье имеется и другое навершие посоха, изображающее двух козлов, держащихся за "руки"; только у одного из них "стручок" отломился 😿.

Bronze top for a standard. ca. 8th–7th century BC.

Эти гомосексуальные пары козликов из персидского Ирана заставляют вспомнить про концепцию Василия Розанова о роли урнингов в религии. Он считал, что мужчины с гомосексуальными влечениями всегда составляли "ярдо", или элитную "гвардию" христианства, то есть монашество. Из "чёрного" (то есть безбрачного) духовенства состоит вся церковная иерархия. Стать архиереем может только священнослужитель, принадлежащий к "чёрному" духовенству. Священник, который был женат, может быть возведён в сан епископа, только если примет монашество.

А если заглянуть в до-христианскую эпоху? Как там обстояло дело с профессиональным жречеством? Эта тема заслуживает специального исследования. Равно как и близнечные мифы и символика близнецов в индо-европейской традиции.

Римская волчица кормит близнецов Рема и Ромула. V В. до н.э.
 
У Тора есть два козла — Скрежещущий Зубами и Скрипящий Зубами и колесница, на которой он ездит; козлы же везут эту колесницу.

К вопросу о развитии человеческого рода.

"Всякий значительный шаг в развитии человеческого рода происходит в сфере религии, которая неизменно является самым могучим, а в доисторические времена — и единственным носителем цивилизации" (И. Бахофен. "Материнское право". Т. 2. С. 282).

С этой точки зрения любопытно взглянуть на т. наз. "новую историю". Советская историография обозначила началом новой эпохи истории человечества Великую французскую революцию 1789 года. Которая, как известно, носила антирелигиозный характер. Ну, не станем же мы всерьёз принимать за религию полушутовской культ богини разума!

В этом смысле, вся общественная "движуха" нового времени (1789 - 2022 гг.) в религиозно-духовном измерении отличается мелочностью и "мелкотравчатостью". Несмотря на весьма масштабные "толковища" (включая сюда и "театры военных действий"), в сфере религии никаких значительных подвижек не было. Если не считать за подвижки голое "отрицалово" религии в странах, охваченных революционным пламенем. 

Интересный взгляд на Ленина от хорватского художника Jozo Kljaković, 1924 год.  

17 января 2022

Храмы как элементы государственного культа.

 

Зиккурат в Уре. Реконструкция.

Зиккураты являются немыми свидетелями появления царской власти в Месопотамии. Согласно Списку царей Шумера и Аккада, возведение первого зиккурата приходится на время правления царя Этаны; Этана, по более древней традиции, есть первый царь I династии Киша, о нём говорится: «Этана, пастух, тот, кто вознёсся на небеса, тот, кто объединил все страны, и стал царём». Иногда проводятся аналогии между Этаной и библейским Нимро́дом, названным царём городов «Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар» (Быт. 10:10). В агадических преданиях именно ему приписывается строительство Вавилонской башни.

Очевидно, Вавилонская башня в Библии несёт негативные коннотации именно из-за того, что она строилась, во-первых, в городе, и, во-вторых, по царскому велению-произволению. Как известно, у древних евреев поначалу не было ни городов, ни царей. Они смотрели на Вавилон примерно так же, как сибирская отшельница Агафья Лыкова смотрит на Москву. То есть, имелось противопоставление по линии "деревня" — "город". В "деревне" - маленькое святилище, скиния завета,

Скиния завета. Реконструкция.

а в "городе" - огромная башня до небес.

Историк Софронов в труде «История Древнего Востока в Ветхом Завете» замечает очень точно (стр.238) : «Мы застаём общество архаического Ура в момент, когда выделилось из общин Ура храмовое хозяйство — основа существования государственного аппарата. <...> Итак, ранняя государственность Южного Двуречья возникает в виде храмового хозяйства, обеспечивающего существование государственного культа. <...> Так в храме, как в государственном хранилище, сосредотачивался прибавочный продукт, необходимый для администрации и непроизводительной части общества, как то: жрецов, ремесленников, правителей».

Я бы сказал, что храмовые хозяйства обеспечивали существование не столько государственного культа, сколько культа Государства. Хотя, если присмотреться внимательнее, то государственный культ и культ Государства - это, в принципе, одно и то же. И, очевидно, до-храмовое иудейство осознавало себя противником государственного Левиафана. Да и в эпоху эллинизма евреи выступали против государства. Описание "зверей" мировых империй мы находим в видении зверей Даниила. Как известно, борьба евреев против римского "зверя" закончилась разрушением иудейского храма и Иерусалима в 70 году.

Salut Salon. "Competitive Foursome".


 

О религиозной основе материнского права.

Мне кажутся неубедительными попытки И. Баховена "вывести" материнское право из ius naturale (естественное право). Дело в том, что декларация о "правах человека" не остановит руку убийцы. Кажется, и сам Бахофен понимает это, когда он говорит о религиозной основе материнского права. Он пишет: "Всё величие и достоинство, которые заключены в имени матери, в усиленной форме воспроизводится в слове βοϋς . Благодаря своей связи с религиозным символом имя матери представлено здесь во всей своей святости и неприкосновенности. Поэтому оно как нельзя лучше соответствует эпохе материнского права, покоящегося на всецело религиозной основе".

Тут, очевидно, имеется в виду одна из самых великих богинь Древнего Египта — Хатхор. 

Древнеегипетская фреска с богиней Хатхор

Её чтили не только египтяне, но и сирийцы, греки и римляне.  

Хатхор кормит грудью умершего фараона

Вырисовывается следующая логическая последовательность.

1. Общество - религиозное, и, стало быть, большинство членов общества соблюдают религиозные традиции. Несоблюдение традиций автоматически ставит человека в положение "отщепенца".

2. Большинство членов общества почитают богиню Хатхор; хотя некоторые могут почитать её притворно, единственно из боязни прослыть "отщепенцами".

3. Так как Хатхор изображается с коровьими ушами, корова становится священным животным богини; убить корову значит причислить себя к подонкам общества.

4. Хатхор — не просто корова, а женщина-корова; поэтому женщины, как и коровы, приобретают священный статус. Поднять руку на женщину равнозначно страшному богохульству; за это извергают из порядочного общества. Боязнь прослыть "извергом" останавливает насильника. 

Я вижу крепко стоящее материнское право на религиозной основе, но на основании т. наз. естественного права ничего подобного стоять не может. Какой-нибудь безбожный мужлан отрубит голову женщине с тою же лёгкостью, как он отрубает голову курице.

— Ius naturale, права человека? Не, я чек неграмотный, я ничё такого не слыхал, - скажет он.

----------------------------------------------------------------

[1] Корова (др.-греч.). 

Двери в потолке - "света горнего ради".

Реконструкция неолитического поселения Чатал-Хююк.

Почему в домах поселения входные двери были расположены сверху, в потолке, - о том говорит Олег Ермаков:

Версия, конечно, не научная, но очень красивая.

16 января 2022

Кольцо как символ богини неба.

Известны античные изображения сцены инвеституры, на которых показана женщина, вручающая мужской персоне кольцо. Эта женщина — полузабытая к тому времени богиня неба, кольцо — её символ, который она вручает как удостоверение власти, достоинства. В средние века в Европе назначение на церковную должность или введение в духовный сан сопровождались вручением символического кольца. У многих народов жрецы носили кольцо как знак своего достоинства. Королевское кольцо, передаваемое другому, означало, что с ним передаётся власть. В Перу инки посвящали в дворянство, прикрепив кольцо в ухо. Обручальное кольцо, символический венец брачного ритуала или коронации, венок, которым чествовались победители в состязаниях — всё это символы богини неба, Великой богини доиндоевропейской эпохи. 

Ариэль Голан. Миф и символ.

 
Символ Иштар – звезда – прямо над правой рукой царя.

Взгляд Леды.

Взгляд Леды после 2000-летнего забвения. Фреска I века до н.э. 


Археологические раскопки неисследованного района Regio V в археологическом парке Помпеии. 2018 год

Я бы охарактеризовал взгляд Леды как вполне целомудренный; иначе не стал бы Зевс "возиться" с нею. По одной версии мифа, она была перенесена на Острова Блаженных как мать Елены Прекрасной. Что, отчасти, напоминает католический догмат о взятии Девы Марии с душой и телом на небеса после окончания Её земной жизни.

 

"Лунный" бык Апис и подземные серапеумы как "инкубаторы" нового рождения.

Кажется, архаичное представление о "рогатом" Месяце сохранилось у египтян, которые, по свидетельству И. Бахофена, считали, что "Бог — не посредством плотского соития, как это бывает у людей, — но действием совершенно иной силы, соприкосновением с иными вещами мог оплодотворить смертное существо и наполнить его божественным семенем. Они утверждали, что подобным образом от некоего воздействия Луны был рождён Апис".

Detail of a bronze status of an Apis bull donated to Alexandria, Egypt by the Roman Emperor Hadrian in the early 2nd century AD. 

Я думаю, мы здесь имеем некоторые параллели с крито-минойскими таврокатапсиями и древнегреческой легендой о Минотавре. 

"Первоначально Апис почитался в качестве воплощения и Ка Птаха, бога Мемфиса. Так как словом Ка в Древнем Египте также передавалось слово «бык», Апис должен был существовать в теле реально существующего быка, а после его смерти переселяться в тело нового быка. Апису не полагалось жить более 25 лет [1], и по прошествии этого времени его топили в колодце", - сообщает Википедия

Спрашивается: а что, если на Крите не топили его, а отправляли помирать в подземелье? Тем более, что египтяне называли Аписа «быком преисподней». Интересно, что близ Мемфиса египтолог Огюст Мариет обнаружил Серапеум — некрополь быков Аписа, представляющий собой огромную подземную крипту, в которой хранились мумии девяти священных быков. Серапеум в Саккаре и впрямь напоминает подземный храм-"лабиринт".

The main tunnel in serapeum of Saccara 
В александрийском серапеуме

В александрийском серапеуме

Матриархат и культура.

Esenia своей статье "Мировоззрение Великой Богини. Вечное возвращение" начинает "за здравие", а кончает "за упокой". 

Никто не спорит с тем, что, как говорит Esenia,

"культура и природа — антагонисты. Человек выделился из природы и стал человеком только тогда, когда он изобрёл запреты и ограничения некоторых своих природных начал. Культура — это ограничение природных начал человека. Культурное, а не природное начало делает человека человеком. Без культуры человек оставался бы животным. Человек, подавляя своё природное начало и развивая культуру, вырывался из животной парадигмы".

Здесь всё верно. Черносвитов Павел Юрьевич, кандидат исторических наук, доктор культурологии, пишет: "Человек, несомненно, изначально – стайное (или стадное) животное. Но, чтобы стать истинно «общественным животным», надо, чтобы его сообщества овладели культурой – системой внебиологических, искусственных приемов выживания в окружающей среде, которая передавалась бы в них от поколения к поколению через обучение. Именно наличие культуры и отличает человеческие сообщества от сообществ любых других животных." Прав был один из родоначальников современной культурологии К.Гирц: "Без людей не было бы культуры, это точно; но что более примечательно, без культуры не было бы людей!"

В том же духе говорит и Михаил Веллер: 

"... Так вот, культура - в общем и целом - это разность между биологической и социальной формами существования материи... То есть, если мы возьмём человека сугубо как животное, - без речи, без какой бы то ни было трудовой деятельности, без каких бы то ни было общественных навыков, - совершенно понятно, что это будет не человек. Это будет человекоподобное животное, даже если он будет находить себе корешки, зубами рвать на части зайцев и тому подобное..."

Но далее Esenia несёт пургу. Взяв в оборот концепцию европейского гуманизма о человеке как "царе природы" [1] и назвав эту концепцию "прометеевской линией", она противопоставляет её "фаустианской линии". По сути, никакой существенной разнизы между этими двумя линиями нет, так как "фаустианский" философ Спиноза, говорящий, что "Природа господствует над всем", выражает всё ту же концепцию европейского гуманизма.

Esenia пишет: 

"Если всё — Природа, то у Природы должно быть какое-то священное основание. Матриархальный культ Великой Богини (она же Богиня-Мать, Мать-Природа, Мать-Земля и так далее) является таким основанием, и если ты ставишь в приоритет природное начало, то все дороги в конечном итоге приведут к Богине-Матери". 

Надо прямо сказать, что концепт "Мать-Природа" является симулякром нашего времени, и он ни в малейшей мере не соответствует какому-либо божеству архаических обществ эпохи матриархата.

15 января 2022

Мужикизм Бахофена.

Несколько цитат из второго тома "Материнского права" И. Бахофена с моими иллюстрациями.

"Можно сказать и так: в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина".


"Коль скоро всё материальное оказывается связано с Землёй, то и Земля, в свою очередь, ограничивается сферой материального. Напротив, поскольку мужчина исключён из сферы материального, его безраздельным достоянием становится духовная сфера".


"Пифагорейцы сравнивают женщину с основанием треугольника, его горизонтальной стороной, мужчину — с отложенной от него вертикальной линией. За всеми этими сравнениями, приведёнными у Плутарха (Об Исиде и Осирисе, 56), стоит одна и та же идея: женщине как материальному основанию человеческого бытия мужчина противопоставлен как бестелесная потенция. Если она является материалом, то он — художником. Если женщина занимает место Земли, то мужчина напоминает Творца, который, подобно отношениям горшечника и горшка, противопоставлен Земле как воздействующая на неё извне незримая сила. С этой точки зрения не женщина, а один лишь мужчина может вступать в отношения с божеством в качестве священника: она принадлежит телесной жизни, он — бесплотной силе".


Увы, духовный мужчина и бездуховная, материальная женщина Бахофена являются интеллектуальными фикциями, которые вступают в противоречие с реальностью.  

К вопросу о причинах упадка древних матриархальных обществ.

"Причина упадка повсеместно одна: повсюду угасание жизни духовной коренится в той победе мещанства, которая обусловливается возрастанием житейского благополучия. Чем больше этого благополучия и комфорта в земной обстановке человека, тем меньше он ощущает влечения к запредельному. И тем больше он наклонен к спокойному, удобному нейтралитету между добром и злом".

Е.Н. Трубецкой

Я, кстати, выразил ту же идею в записях "При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат", При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (2)При изобилии - патриархат, в нужде - матриархат (3) и В бедности - матриархат, в богатстве - патриархат

Патриархат — это, конечно, "мещанство в законе", воинственное мещанство, охраняющее и защищающее житейское благополучие мещан силой оружия.


14 января 2022

Что было раньше: поп или баба?

И. Бахофен во втором томе своего "Материнского права" (с. 208) указывает на тот "странный" факт, что в Древнем Египте ни одна женщина не отправляла какую-либо жреческую должность ни при мужском, ни при женском божестве. Так свидетельствует Геродот (История, II, 45). 

И. Бахофен снова седлает своего любимого "конька" и в очередной раз повторяет свою байку о том, что "в духовной сфере правит мужчина, в сфере материи во всей её полноте господствует женщина". "Материальный, вещественный характер женщины приводит, с одной стороны, к материнскому праву, господствующему во всех отношениях материальной, телесной жизни, а с другой стороны, — к её неспособности исполнять священнические обязанности, в которых как раз и задействована не эта телесная, материальная сторона, а напротив, бесплотная, высшая часть нашего «я»". 

Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.) посетил Египет в его поздний период, когда Египет превратился в восточную сатрапию в составе Персидской империи. Геродот писал о том, что он видел своими глазами; он не мог заглянуть в далёкое прошлое Египта, в додинастический период. А мы ныне можем это сделать, выстраивая картину жизни древних египтян на основании археологических открытий. Вот лекция израильского археолога Михаила Фрейкмана "Храмы Древнего Востока: от неолита до храма Соломона", 

 


в которой он разделяет все древние храмы на "эксклюзивные" и "инклюзивные". "Инклюзивные" храмы строились так, чтобы вместить в себя как можно больше людей; "эксклюзивные" же строились так, чтобы исключить всех тех, кому не положено туда заходить. 

"Инклюзивные" храмы гораздо древнее "эксклюзивных". Они существовали до появления городов и государств. И в этих храмах не существовало жречества. Да и сами эти храмы были скорее святилищами, а не храмами в современном понимании этого слова.