Во втором томе своего "Материнского права" (с. 324 и сл.) И. Бахофен, рассказывая о восточном походе Александра Македонского, обращает особое внимание на город Галикарнас в Карии.
"Осада этого карийского города, которую Плутарх (О судьбе и доблести Александра, II, 7) сравнивает с осадой Тира, нередко упоминается древними. Об обхождении Македонца с царицей подробнее всех рассказывает Арриан (Поход Александра, I, 23): «Сатрапию надо всей Карией он [Александр] передал Аде, дочери Гекатомна, супруге и сестре Гидриея, которого она, по обычаю карийцев, взяла себе в мужья. Этот Гидрией, умирая, поручил ей управление страной, так как в Азии ещё со времён Семирамиды было принято, чтобы женщины правили мужчинами. Однако Пиксодар лишил её власти и захватил правление сам. По смерти Пиксодара управлять карийцами [персидский] царь назначил его зятя Оронтобата, который и сделался регентом. Ада сохранила за собой лишь Алинду, один из самых укреплённых городов Карии. Когда Александр вторгся в Карию, она вышла ему навстречу, сдала ему Алинду и приняла его как сына. Александр сохранил за ней власть над Алиндой, не отверг звание сына, а когда разрушил Галикарнас и покорил остальную Карию, то передал ей правление всей страной». Диодор Сицилийский (Историческая библиотека, XVII, 24): «Когда Александр вступил в Карию, навстречу ему выступила женщина по имени Ада, по роду своему принадлежавшая к царскому дому карийцев. Она стала говорить с ним о правах своих предков на трон и просить его помощи. Тогда царь велел ей принять на себя власть над Карией. Помощь, оказанная этой женщине, снискала ему расположение всего народа. Ибо тотчас же все города отправили к нему посольства и т. д.» (ср. там же, XVI, 69 и 74)."
"Эти рассказы, совпадающие между собою во всех подробностях, рисуют весьма определённую картину принципов престолонаследия в царском доме карийцев. Они в точности соответствуют тем, которые мы обнаруживаем у египтян. Носителем высшей власти является женщина. Хотя вначале скипетр находится в руках её брата-супруга, тем не менее, по его смерти власть принимает сама сестра. От неё права на престол переходят по наследству к дочери, которая вначале, как правило, осуществляет их опосредованно, через своего родного брата, а при отсутствии такового — через чужого мужчину, который и в этом случае считается её братом-супругом. Этому принципу следует и узурпатор Пиксодар, который пытается легитимировать персидского сатрапа, выдав за него свою дочь Аду. Дочь Гекатомна обосновывает свои притязания древним карийским правом, и, подчинившись ему, Александр завоёвывает благосклонность всего народа. Македонский герой предстаёт не только врагом ненавистной персидской власти, но и восстановителем стародавнего отечественного правопорядка".
Так И. Бахофен комментирует сообщения Плутарха и Диодора. Я же позволю себе только немного подправить уважаемого мэтра: Александр Великий предстаёт здесь восстановителем стародавнего матриархального правопорядка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий