05 декабря 2022

Иконографические параллели.

Печать из Мохенджо-Даро — ок. 2600 года до н. э. Изображена Богиня-Мать в рогатом головном уборе, стоящая в дереве Вечной Жизни, перед нею коленопреклонённый жрец и младенец, справа коза-кормилица, внизу 7 Плеяд из созвездия Тельца (Быка) в хороводе танца.

Интересно, что в искусстве Древнего Египта встречается тот же иконографический образ — Богиня, как бы "произрастающая" из Древа Жизни.

Не отсюда ли "растут ноги" у "неопалимой купины" — образа горящего, но не сгорающего куста

О нестинарстве.

Обыкновенно исполнителями танца были женщины, вышедшие из возраста деторождения. Одна из этих женщин исполняла роль главной нестинарки. Люди верили, что она была способна передать остальным нестинаркам силу и вдохновение. Очевидцы рассказывали, что даже когда нестинарка роняла свой платок на раскалённые угли, он не воспламенялся. Нестинары рассказывают, что перед вхождением в огонь, их руки и ступни внезапно остывают и потом восстанавливают свою обычную температуру спустя длительное время после их выхода из огненного круга.


Дом главной нестинарки считался святым, его называли “конак” или столнина и в нём обыкновенно находилась часовня святых Константина и Елены. Хотя сами нестинары говорят, что святые Константин и Елена прокладывают им тропинку через круг раскалённых углей, чтобы они перешли через них невредимыми, на самом деле христианские святые тут ни при чём. Здесь мы имеем дело с типичным двоеверием, православным "прикидом" на языческом основании. Очевидно, практика хождения по огню является "протуберанцем" древних оргийных, экстатических танцев. В Восточной Болгарии „буенец“ называют буйный, извивающийся змеёй хоровод, который танцуют на праздниках во время Великого поста. Неизменная часть нестинарского танца - музыкальное сопровождение на тыпане - это вид большого барабана. Это напоминает нам тимпаны культа Кибелы. Нестинарские мелодии не исполнялись нигде больше и никогда, кроме как во время ритуала. В остальное время года нестинарский тыпан сохранялся вместе с обрядовыми иконами в специальных красных чехлах в специальной нестинарской часовне, которая обычно была построена вблизи от священного, целебного источника.

В его водах каждый год заново обмывались и освящались иконы и тыпан, до начала нестинаркого шествия и игр. После праздничной службы в церкви все, во главе со священником, отправлялись к конаку или столнине. Впереди несли икону святого Константина. Дойдя до места, приносили в жертву ягнёнка и устраивали общую трапезу, на которую каждый приносил курбан и обрядовый хлеб. Жертвоприношение ягнёнка под иконой святого Константина - это выглядит как если бы в православном храме вместо попа производил камлание шаман с бубном. Двоеверие "стопудовое"!

Кульминацией праздника было хождение по огню. Большой нестинарский костёр разжигали на центральной площади села ещё рано утром. Когда вечером он догорал, угли разгребали ровным толстым слоем, очерчивая огромный круг. Поодиночке или группой нестинары босыми ступали по раскалённым углям. Они часто переступали с ноги на ногу, размахивали руками и издавали крики “вах, вах”, устанавливая своеобразный контакт со святыми Константином и Еленой. Считалось, что в результате этого соприкосновения нестинары могли разговаривать с мёртвыми и обретали способность пророчествовать. Во время пляски некоторые нестинары предсказывали градобития, поветрия, а также способы избавления от них. Источник


04 декабря 2022

Из лексикона баб-Мани.

Мою бабку по отцу звали Мария, а дети называли её "баб-Маня". Я смутно помню и прабабку по имени Мелания, или "бабка Малаха" в просторечии. А прапрабабку звали Лукерья, - это я знаю из списков "за упокой души". 

"Баб-Маня" - это бабуся со стороны отца, с которой я жил под одной крышей. А как звали бабку по материнской линии, я не знаю. Все называли её "Семенихой". Муж у неё был Семён, а она, стало быть, Семениха. Я помню, другую бабку звали Титáвна, потому что у её мужа было имя Тит.

Бабка Мария родилась и всю жизнь прожила в деревне. Поэтому её язык изобиловал интересными словечками простонародной "хрестьянской" культуры. Многие слова и речевые обороты я уже забыл, но, что помню, буду записывать на этой страничке время от времени, по мере припоминания.

Неолитические "корни" Масленицы.

Ариэль Голан выражает своё недоумение насчёт Масленицы, которая на Руси считается "проводами зимы":

"Объяснение этого праздненства с точки зрения "солярной теории" неприемлемо: праздненство в феврале не могло возникнуть как чествование солнца. Равным образом несостоятельны и "аграрно-календарные" обоснования: почему-то праздник пробуждающейся весны справляется зимой".

"Всё дело в том, - говорит А. Голан, - что это праздненство порождено не реальными условиями быта и хозяйства жителей Европы; это ритуал, который сложился в условиях раннеземледельческих культур, а затем передавался другим народам в качестве религиозной традиции. На Ближнем Востоке весна наступает действительно в феврале".

Офигеть вообще! Неужели этот праздник перешёл к древним славянам в качестве наследия матриархальной Трипольской культуры?


"Рожки да ножки" язычества.

Ариэль Голан говорит, что "по всей Европе, от Испании до России и Восточного Средиземноморья, существовал обычай в ночь св. Иоанна ходить босиком по горячим углям". 

Этот обычай сохранился лишь в глухих деревнях на крайнем юго-востоке Болгарии в горах Странджа близ побережья Чёрного моря. Я имею в виду нестинарство. В других же местах нестинарство выродилось в прыжки через огонь да хороводы вокруг костра в ночь на Ивана Купалу.

Ночь на Ивана Купала

Увы, этот энтропический процесс упрощения всего и вся касается не только язычества, но и христианства. Чтобы увидеть это, достаточно лишь сравнить обряд водного крещения в древних церквях, с предшествующим сорокадневным постом неофита (и часто всей общины, в знак солидарности), и современного крещения младенцев. Древность от современности отличается как небо от земли.

В продолжение темы см.: Обмирщение Церкви, О водном крещении, Инициация и обрезание.

О происхождении креста.

Ариэль Голан написал большую статью "Солнечная птица" о происхождении креста как религиозного символа. Его попытки привязать крест к солнцу (символ в виде диска с крестом) кажутся мне неубедительными. Если мы посмотрим на несколько примеров подобных изображений, то увидим, что крест внутри круга выражает христианскую идею воскресения. Иисус Христос трактуется как "Солнце правды", "Солнце праведности", "Солнце жизни" и т. д. 

катарские кресты

катарский крест

ирландский крест

иллюстрация Карла Густава Юнга

03 декабря 2022

О жертвоприношении животных.

Ариэль Голан рассказывает о "медвежьем празднике", который заключался в ритуальном умерщвлении медведя с последующим его торжественным поеданием, которое совершалось только мужчинами. Убив медведя, водили вокруг него хоровод, говоря: "Не мы тебя убили, сам умер. Плохо не думай и наших детей не трогай". По мнению А. Голана, "медвежий праздник" представляется пережитком традиции, восходящей к медвежьим ритуалам, совершавшимся неандертальцами.

В записи "Разнокалиберная" религиозность я уже говорил о том, что в язычестве полно всякой дряни. Потому что все люди — разные, очень разные. Какие люди — такая у них и религия.

Австралийские чуринги и палеолитические "венеры".

Ариэль Голан говорит, что австралийские чуринги (священные камни) — это "души умерших". По мнению аборигенов, души умерших, обратившись в камни, отправляются на покой в "священную пещеру".

чуринги аборигенов Австралии

Такое же представление существовало у жителей Европы 12 тысяч лет тому назад, судя по чурингам эпохи мезолита, найденным в Азильской пещере (Франция). 

Орнаментированные охрой гальки из пещеры Мас-д'Азиль. Ок. 9000 лет до н. э.

"У многих народов существовал обычай, по которому женщина, желающая иметь ребёнка, садится на священный камень или трётся о него животом", - пишет А. Голан. 

В записи "Челночная" жизнь австралийских аборигенов я уже высказывал своё предположение о том, что, может быть, австралийские чуринги функционально тождественны верхнепалеолитическим "венерам". А пуркуа бы и не па? Повсюду в мире распространено верование, согласно которому человек оставляет частицы своей души на всём, к чему он прикасается (кстати, на этом основана и вера в колдовство). Допустим, в эпоху верхнего палеолита женщина своими руками изготавливала "венеру" и хоронила её в условленном месте, например, где-то в очаге или поблизости от очага. После её смерти другая женщина, зная, где искать "чурингу" с душой своей мамы или бабушки, находит её в печной золе и, как говорит А. Голан, трётся о неё животом. Душа с "чуринги" перетекает во влагалище, и, далее, в матке соединяется с эмбрионом, зачатым от какого-либо мужчины. Таким образом, происходит своеобразное духовное "крещение" эмбриона.

Ну, собственно, примерно так же действуют и австралийские аборигены. У них новорождённые дети представляются как перевоплощённые предки. Чуринги извлекаются и используются, как правило, в местах захоронения предков, в местах обитания духов предков. В этих местах обитают духи предков и ждут случая для очередной реинкарнации – воплощения, переселения, вселения в тело женщины в виде зародыша будущего ребёнка. Таким образом, место смерти для первобытных людей данного времени – это ещё и место зачатия детей.

Глядя на австралийскую аборигенку, которая направляется к могилам своих предков для того чтобы зачать ребёнка, тупые антропологи полагают, будто они она не ведает, что дети родятся от сексуальных отношений с мужчиной. Всё она знает и ведает, да только она не придаёт никакого значения тому зародышу, который появляется в результате секса. Это не более чем кусок мяса. (Кстати, современное общество, допускающее аборты, думает точно так же.) Человеком же он становится лишь тогда, когда "пропитается" духом умершего предка. Тогда он "в доску свой", родной, "нашенский".

Загадочные сети.

Мегалиты Гёбекли-Тепе (между 9500 и 8000 гг. до н. э.) покрыты какой-то сеткой. 

Похожая сетка имеется и на мегалитах Ньюгрейнджа в Ирландии (между 3100 и 2900 гг. до н.э.).

Ариэль Голан приводит свидетельства того, что сеть была символом Великой богини, но они кажутся мне неубедительными.

На нижеприведённом сосуде Халафской культуры я ещё могу увидеть "женские" треугольники, но я не могу различить их в вышеприведённых сетках.

Конечно, если "натягивать сову на глобус", в сетке тоже можно увидеть сдвоенные треугольники. Но, может быть, это вовсе не треугольники, а ромбы.

Что символизируют эти загадочные сети, - я не знаю. 

"Женский" треугольник.

Треугольник как знак женского пола появился ещё в верхнем палеолите.


 Позднее, в эпоху неолита, мы видим этот знак на изображениях танцующих женщин. 

Эти предельно стилизованные изображения женщин с "осиными" талиями напоминают крито-минойских ос.

Впрочем, эти танцовщицы с колоколовидными юбками в равной степени напоминают и крито-минойские лабрисы. 

Они, лабрисы, похожи на сдвоенные треугольники танцующих женщин.

В общем, этот изобразительный мотив, идущий от пещерных времён, дожил до бронзового века и часто встречается на ближневосточных статуэтках богинь II тыс. до н. э.

Ваза Иштар. Южная Месопотамия, руины города Ларса, гробница 15. Бронзовый век, период Исин-Ларса, 2025 - 1763 годы до н.э.

02 декабря 2022

Закат горел залупой красной...

Rock carving with the shape of a snake at Tanum (Sweden)

Наскальные рельефы в Тануме — комплекс петроглифов в коммуне Танум, лен Вестра-Гёталанд, Швеция. В общей сложности комплекс насчитывает около 3000 рисунков, сгруппированных более чем в 100 местах вдоль 25-километровой линии, которая была берегом фьорда в бронзовом веке. Площадь комплекса — 0,5 км². Возраст рисунков от 3800 до 2600 лет.  

Я обратил своё внимание на вышеприведённый петроглиф. Голова длиннющего змея находится как раз напротив головки мужского полового члена в состоянии эрекции. Что бы это могло значить?

Известно, что солнечное затмение объяснялось в старину как попытка дракона поглотить светило. Может быть, здесь изображено соперничество "князя света" и "князя тьмы"?

В данной связи надо напомнить, что во многих публикациях Ярилу называют «богом солнца». Имя Ярила может быть этимологизировано от ностратического *jarȃ 'сиять'. Однако, с другой стороны, имя Ярилы — явно производное от глагола «яриться», т. е. возбуждаться, пылать, приходить в ярость, входить в страсть. Гальковский даёт этому глаголу синоним «иметь похоть», ссылаясь на то, что в Смоленске «яруном» называли быка-оплодотворителя. Ярь — это желание, похоть, ярец — май, яр — жар. Яро — шибко, быстро, скоро, ярун — похотливый (или токующий тетерев, или бык-производитель), ярость — гнев и похоть, яриться — чувствовать похоть, сербское слово «ярич» обозначает любовный жар. Греческое слово «эрос» и латинское «эрекция» родственны имени Ярилы. 

В Костроме Ярилу изображала небольшая кукла «с огромным детородным удом». Фаллическое чучело Ярилы — «с ярко выраженными мужскими атрибутами» — клали в гроб и «с плачем и воем» опускали в могилу. Как пишет Л. С. Клейн, "центральный момент ритуала — «погребение Ярилы», или «похороны Ярилиной плеши». Выражение «ярилина плешь», «ярилова плешь» вовсе не означало лысину. В русском просторечии слово «плешь» было популярным эвфемизмом: оно относилось не к голове, а к обнажённой головке полового члена (в таком смысле оно употреблялось в похабных стихах Баркова; о том, что эти названия «имеют в виду фаллус», писал и Зеленин). Иногда и сам персонаж назывался не Ярила, а Плехан)".

Значит, слева перед нами стоит Плехан. А какой "гад" — справа от него? В целом, композиция производит такое впечатление, будто автор петроглифа старался изобразить идею о схожести змея и "змеевидного отростка".   

Ранние христиане не крестили девочек?

Ариэль Голан говорит, что "христианский обряд крещения младенцев первоначально не распространялся на девочек".

Я об этом слышу впервые, но допускаю, что такая практика имела место быть у иудействующих ("обрезанных") христиан. Дело в том, что крещение младенцев считается новозаветным аналогом обрезания в Ветхом Завете. В Ветхом Завете все обращённые в иудаизм мужчины, младенцы мужского пола, рождённые от еврейских родителей, и слуги мужского пола подвергались обрезанию в качестве церемонии посвящения в еврейскую общину. Вполне возможно, что эллинизированные евреи, ставшие христианами, признали, что крещение заменило ветхозаветное обрезание и является религиозной церемонией посвящения в христианскую общину. Ну и, как в иудействе они совершали операцию обрезания мальчиков, так и в христианстве они стали крестить тоже мальчиков. Традиция, понимашь...

Сатурн и Сатана.

Любопытно созвучие между Сатурном и Сатаной. У древних римлян с Сатурном связывались представления о золотом веке, о времени всеобщего изобилия. Имя Сатурна этимологически связано с латинским saturum 'сытый, насыщенный, богатый, обильный'. То есть, по представлениям римлян, в золотом веке люди жили как в раю, и они воспроизводили эти райские условия на несколько дней в году, устраивая сатурналии. Но ведь и Сатана причастен к раю; согласно Библии, он был в раю вместе с Адамом и Евой.

Уильям Блейк. Сатана в Эдеме

Кроме того, Ариэль Голан указывает на созвучие древнегреческих сатиров с Сатурном. Характерные черты сатиров — похотливость, пьянство, веселье — напоминают нам о том, чем люди занимались на сатурналиях. 

Les Saturnales ou l'Hiver By Antoine Francois Callet

01 декабря 2022

О превращении "бычка" в "бычару".

Имя скандинвского бога-громовержца Thor значит 'бык', и сам он изображался с бычьими рогами. Ариэль Голан говорит, что имя Thor, так же как и название его атрибута, грома donner, torann, не индоевропейские в своём генезисе. Славянское тур (tur), греческое tauros, латинское taurus 'бык' имеют эквиваленты в неиндоевропейских языках, например турецкое tur 'телёнок', ассирийское towra 'бык'. Имя божества Thor тоже не ограничивается сферой индоевропейской мифологии. Taara, Toore, Tuuri в мифологии эстонцев, финнов, карелов — бог неба и грома. В мифологии обских угров Torum — бог неба. В древней Малой Азии почитался Тархунт; в хеттских надписях он именуется "бог грозы небесный". Предшественником его был хаттский (т. е. не индоевропейский) Тар'у, Тарху (Tarhu). 

Интересно, каким образом неолитический владыка преисподней оказался на небе? Я думаю, здесь всё дело в акцентуации. В качестве наглядного примера можно привести современную практику переписывания истории: о чём-то авторы умолчали, о другом они обмолвились лишь одним словом, а где-то они "раздули из мухи слона". "Вуаля!" - и кролик из шляпы новый учебник для детей готов. Примерно так же, на мой взгляд, происходило "переформатирование" неолитической матриархальной религии в рамках новой патриархальной идеологии. Если раньше быкоголовый бог преисподней был "под спудом" у богини (на что указывает местонахождение Минотавра) в подземелье Лабиринта, то затем, освободившись из-под материнской опеки, он гордо вознёсся на небеса. 

В более наглядном и даже слегка утрированном виде эту картину можно представить себе следующим образом. Здесь, в сцене с Пасифаей и маленьким Минотавриком, мы видим подчинённое положение быка в матриархальном обществе.


А в патриархальных обществах этот бычок превращается в "бычару" монструозных размеров и садится верхом на шею своей матери.


Как-то вразумить или "отшлёпать" этого "бычару" не представляется никакой возможности.

Бычье семя.

Ариэль Голан напоминает о том, что в Ригведе бог луны Сома часто характеризуется эпитетами "бык" и "самец". В Авесте говорится, что "луна содержит в себе семя быка". Аккадский бог луны Син считался первопредком людей; ему была посвящена суббота. В. Иванов объясняет связь хеттских arma 'луна' и armahh 'делать беременной' "физиологическими лунными циклами".

Интересно это воззрение на луну как на "семянохранилище", бычью мошонку с яйцами и сперматозоизами в них. Потому что лунный бык однозначно соотносился с богом преисподней. В хаттском, адыгском и кетском языках слова, обозначающие луну и жёлтый цвет, одного корня; это потому, что жёлтый цвет — цвет золота, а золото и луна — атрибуты одного и того же божества преисподней. Под этим углом зрения любопытно взглянуть на древнегреческий миф о Данае, которая заберенемела от золотого дождя.


Даная закрыла глаза от преизбытка блаженства. "Охмурённая" Зевсом, она не ведает того, что дождик-то прямо из преисподней! 

Эта мифологема отчасти контаминирует с христианским догматом о первородном грехе. Ева вкусила "запретного плода", после чего родила "сатанинское отродье" Каина, который убил брата своего Авеля и положил начало злодеяниям рода человеческого. После этого все дети стали рождаться ущербными в моральном отношении. В 50 псалме об этом говорится: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50, 7). Этими словами Писание подтверждает, что, по существу, уже в момент зачатия человек оказывается «первородно-грешен». Мужские сперматозоиды даже по внешнему виду напоминают змея, совратившего Еву.

Как видно, уже в эпоху неолита имелось представление о том, что мужское семя - "нечисто", раз оно соотносилось с рогатым богом преисподней. И, вероятно, в то время существовали женские конгрегации дев (в смысле - девственниц), служительниц "Царицы Небесной", которые составляли жреческий "корпус" религии Богини.

30 ноября 2022

Телец и Плеяды.

Ариэль Голан говорит о мистериальной смерти Быка. "Но смерть Быка была временной: через 40 дней его созвездие снова появлялось над горизонтом, и народ ликовал по поводу воскрешения бога". 

Как сообщает Википедия, "в конце ноября- начале декабря Телец достигает оппозиции (самой удалённой точки от Солнца) и виден всю ночь. К концу марта он садится на закате и полностью исчезает за солнечным сиянием с мая по июль".

В созвездии Тельца находятся Плеяды, звёздное скопление, которое видно невооружённым глазом.

Гесиод. Труды и дни. 383 / Перевод В. Вересаева. (Источник: Гесиод. Полное собрание текстов / Вступительная статья В. Н. Ярхо. Комментарии О. П. Цыбенко и В. Н. Ярхо. – М.: Лабиринт, 2001. – С. 54-55) (греческий эпос 8-7 вв. до н. э.):

«Лишь на восто­ке нач­нут всхо­дить Атлан­ти­ды-Пле­яды [в начале мая],
Жать поспе­шай; а нач­нут захо­дить — за посев при­ни­май­ся [ноябрь].
На сорок дней и ночей совер­шен­но скры­ва­ют­ся с неба
Звёзды-Пле­яды, потом же ста­но­вят­ся вид­ны­ми гла­зу
Сно­ва в то вре­мя, как люди желе­зо точить начи­на­ют».

Я совершенный профан в астрономии, и всегда обхожу стороной те материалы, где говорится о привязке мифологии к движению небесных тел. Но здесь — случай особый. Придётся вникать в ненавистную мне со школьной парты «цифирь». Потому что дело касается центрального таинства неолитической религии. Я всё время связывал быка с луной, которая пропадает с небосвода на три ночи,


но, оказывается, рогатый паредр Великой богини исчезает ещё и на 40 дней вместе с Плеядами! И чем они там занимаются всё это время, - одному Богу известно... 

Плеяды

Кажется, христианский Великий пост как-то связан с "затворничеством" Плеяд... Очень интересно. Здесь надо "копать" и исследовать. 

"Жирафа".

Кажется, "сарафан" и "жираф" - слова однокоренные, от арабского "зарафа", что означает – нарядный.

К.Е. Маковский. У околицы.
 

Корова и бык — матриархальная "Двоица" палеолита.

"Древнеегипетские Хатор и Исида, месопотамская Иштар, которые обладают чертами неолитической Великой богини, представлялись полуженщинами-полукоровами; Хатор, в частности, считалась супругой Аписа. Облик коровы принимали греческие богини Гера и Ио, аккадская супруга бога неба Асират. Связь между верховной божественной супружеской парой западных семитов Баалом и Анат представлялась как совокупление быка и коровы. В мифах Индии прародителями мира были бык и корова. Такой же миф есть у африканских берберов (причём у них праматерь в облике коровы носит имя Thamuath, в котором узнаётся имя ассиро-вавилонской Тиамат. Мифы такого рода восходят, надо полагать, к древнейшим временам культуры человечества, судя по палеолитическому изображению беременной женщины, лежащей под быком. Очевидно, образ паредра богини существовал ещё в палеолите. С этими древнейшими культовыми воззрениями связано и ныне существующее почитание священных коров в Индии. Почитание коров, восходящее к доарийской эпохе, особенно присуще Южной, дравидийской Индии; культ коров чужд Ригведе. 


В святилищах Чатал-Гуюка голова быка иногда изображена не натурально, а стилизованно (рис. 68:1). Отсюда произошёл известный древнекритский культовый символ (рис. 68:2), почитавшийся и в других местах Средиземноморья — на о. Мальте, в Испании. 

29 ноября 2022

Такие разные одежды.

Интересно сравнить одежду крито-минойского жреца с одеждой древнееврейского жреца.


 И климат тут ни при чём. На Крите такие же субтропики, как и в Израиле.

Рогатый символ святости.

"У шумеров бычьи рога изображались на голове любого божества, это был символ святости вообще (так же как впоследствии у хеттов и  вавилонян), - сообщает Ариэль Голан.

Символ святости... И здесь вспоминаются крито-минойские "рога посвящения" (или, вернее, "рога освящения"). Ну да, англоязычная Википедия говорит, что "рога освящения из камня или глины устанавливались на крышах зданий на Крите или на гробницах или святилищах, вероятно, в знак святости сооружения".

Фрагмент фрески в миниатюре, Кносс
 
Gold Objects from Grave III (Grave Circle A)

28 ноября 2022

Диана Тривия.

Диана Тривия. Римская статуя III века

Сестра Змея Горыныча? А если серьёзно, то придётся признать, что пути мифотворчества неисповедимы, и, при всём желании, мы никогда не сможем понять и объяснить многие древние образы. Конечно, имеются попытки истолкования (например, у Грейвса: «Как Богиня Небес, она была Луной, в трёх её фазах – Новой, Полной и Убывающей Луны»), но мы не знаем, насколько они адекватны и вменяемы.

В православии имеется образ Богородицы «Троеручицы». Тоже никто толком не знает, почему на иконе у Богородицы три руки. Существует официальная легенда и неофициальная, народная, которая мне больше нравится. "Один раз гнались за Богородицей разбойники, а она была с младенцем на руках. Бежала, бежала Богородица, глядь – река. Она и бросилась в воду, рассчитывая переплыть на другую сторону и спастись от погони. Но с младенцем на руках плыть было трудно, потому что грести приходилось только одной рукой. Вот и взмолилась Богородица своему младенцу: «Сын мой милый, дай ты мне третью руку, а то плыть мне невмоготу». Младенец услышал молитву матери, и появилась у неё третья рука. Тогда уж плыть было легко, и Богородица благополучно достигла противоположного берега".

27 ноября 2022

Сунгирцы и экзогамия.

"Международный коллектив антропологов и палеогенетиков сообщил о прочтении полных геномов четырёх индивидов из Сунгиря, живших около 34 000 лет назад. Ближайшей их роднёй оказались жившие примерно в то же время индивиды из Костёнок, а также люди из Дольни Вестонице — носители Граветтской культуры. Вопреки ожиданиям, среди четырёх сунгирцев не оказалось близких родственников. Авторы не нашли в геномах сунгирцев признаков близкородственных скрещиваний. Этим сунгирцы резко отличаются от того единственного неандертальца (точнее, неандерталки), чей геном был прочтён достаточно качественно, чтобы судить об инбридинге. Родители неандертальской женщины из Денисовой пещеры находились в близком родстве друг с другом (на уровне единоутробных брата и сестры или дяди и племянницы), тогда как родители сунгирцев в близком родстве друг с другом не состояли.

учёные говорят, что это парень, а не девушка

Интерпретируя эти данные, нужно иметь в виду, что палеолитические охотники-собиратели в приледниковых районах Европы, разумеется, не могли жить группами с эффективной численностью 200–500 человек. Такая группа просто не смогла бы прокормиться. Размеры групп были гораздо меньше, от силы несколько десятков человек. Все четыре сунгирца с большой вероятностью были членами одной такой группы. И если мы при этом видим, что среди них нет ни одной пары близких родственников, и что в их геномах нет следов инцеста, зато есть указания на довольно высокую эффективную численность популяции, то из всего этого можно сделать важные выводы о социальной организации и репродуктивном поведении верхнепалеолитических сапиенсов. По-видимому, сунгирцы в этом плане были похожи на современных охотников-собирателей, для которых характерны развитые межгрупповые связи, частые переходы из группы в группу (что ведет к снижению внутригруппового родства) и избегание инцеста, ведущее к превращению множества взаимосвязанных групп в единую популяцию" (Источник).

Значит, размеры групп были от силы 20 - 30 человек, а часто и того меньше. Третью часть группы составляли дети, другую треть составляли женщины, а мужчин в группе, при самом лучшем раскладе, было не более 10 - 12 человек. При этом все члены группы считались "братьями" и "сёстрами", но не по крови, а по духу. Женились и выходили замуж за членов других групп. Вполне возможно, что у них были матрилокальные браки.

А вот гоминиды-неандертальцы, скорее всего, были патрилокальны, как и шимпанзе, причём группы у них были эндогамные, если судить по кровосмешению. Кстати, они тоже жили маленькими группами, примерно по десять человек — об этом свидетельствуют размеры жилого пространства вокруг костра и площадь «спальных мест» в скальном укрытии Абрик Романи (Abric Romaní) возле Барселоны, где неандертальцы жили 55 000 лет назад. Но, в отличие от людей современного антропологического типа, кроманьонцев, неандертальцы были motherfucker'ами и "сестроёбами", а также - каннибалами: когда учёные получили результат секвенирования, выяснилось, что съеденная группа из 12 неандертальцев состояла из близких родственников; нечто подобное сегодня можно получить, если взять пробы ДНК на какой-нибудь свадьбе или другом мероприятии, где присутствует много родственников (См.: Неандертальцы жили маленькими группами и ели друг друга.). 

 

Ронделы как святилища.

Н. Рерих. Идолы. 1901

Реконструкция святилища восточных славян по П.В. Ильину

По-моему, эти изображения сильно напоминают староевропейские ронделы. 

«Ронделы – это следы круговой архитектуры, от которой сегодня мы имеем лишь остатки. Это круговые рвы, и внутренние, более мелкие углубления, мы называем их «палисадными канавками». Или же это отпечатки от столбов, которые мы называем «столбовыми ямами». Они тоже всегда располагаются по кругу, а к центру системы этих объектов ведут, как правило, два, три, четыре, а иногда и более входов, но чаще всего это четыре входа, соответствующие четырём сторонам света. Вся система достигает в среднем от 30 до 240 метров, потому что количество рвов может составлять от одного до трех, изредка – четырёх. Однако их самая распространённая величина – в диапазоне от 60 до 80 метров. Причем встретить их мы можем на относительно большой территории – от сегодняшней Западной Германии, через Чехию, Польшу до юго-западной Словакии, западной Венгрии и Австрии. Практически все они появились в аналогичный период времени, в первой половине пятого тысячелетия до нашей эры, и что интересно в этих объектах, так это то, что они находятся на территории нескольких археологических культур, или культурных групп, как мы их называем», - рассказывает Ярослав Ржидки из Археологического института Академии наук Чешской Республики.

Гипо

«Объяли меня воды до души моей»...

Чтобы попасть в загробный мир, души умерших должны были преодолеть водное пространство; об этом говорят мифы многих народов. Эти представления привели к возникновению таких погребальных обрядов, как захоронение в лодке, отправляемой в открытое море (как в финальной сцене фильма «Викинги» 1958 года), или погребение с лодкой, или сооружение надгробия в виде лодки.

Рассвет над самым крупным захоронением викингов. Линнхольм-Хойе, Дания.
 

Конь как психопомп.

Недавно здесь говорилось о том, что в Эгеиде бронзового века дельфины являлись психопомпами, то есть переносчиками душ умерших людей в Иномирье. (При этом может быть, что дельфины являлись не единственными психопомпами, а только для душ тех людей, которые умирали при кораблекрушениях на море. Для умерших на суше были иные психопомпы.)

Ариэль Голан в своей монографии "Миф и символ" сообщает, что на евразийских просторах таким психопомпом долгое время был олень. А потом лошадь, заменив оленя, стала тем существом, которому приписывалась функция сопровождать покойника. Известны многочисленные скифские захоронения с конём. Коня хоронили с хозяином не для того, чтобы он служил ему на том свете, а для того, чтобы он отвёз его на тот свет. Существенна такая деталь: у некоторых лошадей в скифских захоронениях обнаруживается тот или иной врождённый дефект (уродство). По древним поверьям считалось, что урод отмечен богом. Это поверье восходит ещё к палеолиту: в знаменитом археологическом комплексе Мальта близ Иркутска ребёнок, обильно оснащённый амулетами и заботливо похороненный под полом жилища, был уродцем. 

Тут вспоминается конёк-горбунок из сказки Петра Ершова. 

А вообще, с представлениями о душе связана идея полёта. Недаром же у древних греков душа-психея представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Художник Эдварт Роберт Хьюз удачно совместил в одной картине архаичные представления о душе в виде девушки и психопомпе в виде коня.


Да, и, конечно, полёт души
связан с экстазом. Про блаженство полёта души, надо полагать, люди узнали от шаманов, а шаманами становились, как правило, "избранники духов", люди, отмеченные тем или иным уродством.