30 декабря 2021

Очередные параллели.

Богиня (Танит?) и голова быка. Карфаген. 6 век до н.э. Семисвечник.
 
A Cycladic kernos used for panspermia offerings, 2,300-2,200 BCE.

Я не знаю, - может быть, это случайная параллель, но, может быть, карфагенский семисвечник имеет свой прототип в кикладском керносе, который использовался для жертвоприношений панспермии.

Онаригами.

🌿ОНАРИГАМИ — древнее верование народа островов Рюкю (Япония), что духовная сила — это прерогатива женщин. Роли женщин в окинавском обществе и ритуальные традиции религии Рюкю связаны с этим верованием. Женщин с исключительно высокой духовной силой называют каминчу (神人), и многие из них занимают высокую позицию в обществе и имеют должности верховных жриц в храмах.

Онаригами в значительной степени основано на почитании предков и связано с отношениями со сверхъестественным миром. Эта религия похожа на синтоизм, но также она находится под влиянием полинезийских религиозных верований и обычаев.

Это верование отражает изначальную матриархальную культуру древнего мира. Хотя роль жриц со временем изменилась, они всё ещё проживают на Окинаве сегодня (Источник)
.

Изображение жрицы Норо на гравюре

Взглянув на изображение этой жрицы, я сразу вспомнил о религиоведческой концепции В. Розанова, согласно которой в религии чаще всего занимают выдающееся положение т. наз. урнинги, или "люди лунного света". По мнению Розанова, женственные мужчины равнодушны к женскому полу и поэтому не стремятся к брачным отношениям; они составляют "ядро" монашеского корпуса в христианской Церкви. 

29 декабря 2021

Великая Мать или старейшина рода?

В 2016 году на раскопках в Чатал-Хююке была обнаружена статуэтка очень толстой женщины с большим животом и отвисшей грудью.

"Сами по себе статуэтки гипертрофированно пышных женщин — не редкость в Чатал-Хююке. За годы раскопок их нашли около сорока. Однако находка 2016 года — каменная, в отличие от большинства прочих, сделанных из глины. По мнению Ходдера, детально проработанная фигурка, скорее всего, представляет собой изображение пожилой женщины, достигшей высокого социального статуса. Найдена статуэтка в характерном для Чатал-Хююка контексте — под платформой внутри жилого дома: в этом поселении так часто хоронили покойников", - сообщает Юлия Штутина в статье "Хозяйка двойной горы".




Первооткрыватель Чатал-Хююка Джеймс Меллаарт, ведший раскопки на холме в первой половине 1960-х, был убеждён в том, что изображения пышных женщин — это символ продолжения жизни, божество деторождения, Великая мать и т.д. В наше время некоторые археологи полагают, что эти фигурки, вероятно, представляют старейших и уважаемых жителей общины, и статуэтка, найденная в 2016 году, — из их числа.

"Джеймс Меллаарт раскапывал Чатал-Хююк очень быстро: 160 зданий за четыре сезона. Нынешняя экспедиция во главе с Иэном Ходдером работает уже 23 сезона и раскопала вдвое меньше домов. И это всего пять процентов общей площади поселения", - пишет Юлия Штутина.

Мне кажется, такая поразительная медлительность раскопок в Чатал-Хююке объясняется тем, что тамошнее неолитическое поселение не укладывается в привычную патриархальную картину мира. Джеймса Меллаарта ныне называют "аферистом", "мистификатором", "фальсификатором истории". Известно, что турецкие власти запретили Меллаарту вести раскопки и запретили въезд в страну.

К реконструкции общества эпохи неолита.

"Майкл Манн в своём обзоре археологических и антропологических свидетельств (1) не может найти никаких примеров в дописьменных обществах, чтобы вожди (главари, большие люди, старейшины) могли постоянно забирать у других ресурсы или заставлять других работать на них. Вожди разбирали споры среди последователей и споры с соседними племенами, но не могли претворить этот авторитет и престиж «в постоянную принудительную власть» над другими и, разумеется, не могли создать институализированную власть, которую они могли бы передать преемникам.

Уильям Кронон (2) в своём широкоохватном исследовании экологии, созданной индейцами, обитавшими в Новой Англии до появления там британских колонистов, описывает, как сахемы (вожди) договаривались друг с другом от имени своих племён, чтобы прийти к решению о границах земли, которую каждая деревня могла бы использовать для ведения сельского хозяйства и охоты. Однако эта земля не была собственностью, и сахемы не извлекали особых материальных преимуществ, исполняя роль представителей своих соплеменников. Хотя сам Кронон не приходит к этому выводу, его изучение фактических свидетельств ясно даёт понять, что до прихода европейцев в Новой Англии не существовало государств и никто не осуществлял власть за пределами своих родственных групп" (Цит. по: Лахман, Ричард. Государства и власть. Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. С. 23,24).

Надо понимать, что к войне как образу жизни приводит лишь диспаритет вооружений. Самый наглядный пример дают древние арии, которые первыми приручили дикую лошадь и не замедлили воспользоваться преимуществом быстрого передвижения. А если кому-нибудь предложить выходить ежедневно на кулачные бои с жителями соседней деревни, я думаю, он и за большие деньги не согласится с таким предложением; ведь раз на раз не приходится, и рано или поздно можно нарваться либо на "зубодробительный" кулак, либо на какое-нибудь неожиданное коварство; так, например, погибла знаменитая женщина-гладиатор в бою с двумя карликами: во время поединка одному из них удалось прокрасться женщине за спину и воткнуть трезубец прямо в почки. Кстати, современный мир во всём мире (несмотря на локальные конфликты) также обеспечивается паритетом вооружений: нападать на Северную Корею, обладающую ядерными вооружениями, себе дороже. Ответный удар по Сеулу может быть столь "зубодробительным", что останавливает всех потенциальных агрессоров. Можно даже сказать, что эпоха патриархата закончилась с появлением атомной бомбы, - сначала в США и СССР, а затем и в других странах мира. Ныне воевать можно лишь "по-маленькому", а "по-большому" теперь уже не сходишь.

                            Гильзы от артиллерийских снарядов во время битвы при Вердене.
 

---------------------------------------------------------

(1) Манн, Майкл. Источники социальной власти. Т. 1. История власти от истоков до 1760 года н. э. Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС. 2018 г.

(2) Cronin, William. 1983. Changes in the Land: Indians, Colonists, and the Ecology of New England. New York: Hill and Wang.
 

В загробном мире как в пчелином улье.

 

Маска смерти, принадлежавшая высокопоставленному чиновнику в конце 18-й династии, Египет, 1331-1292 гг. до н. э.

Egyptian funeral mask from the 18th dynasty. Louvre, Paris. Blue glass is used to inlay the eyebrows and eye-paint.

Mask from a Coffin. Cartonnage, XIIth Dynasty to XVIIIth Dynasty, Brooklyn Museum, Charles Edwin Wilbour Fund, 37.1387E.

Я написал в поисковике "древнеегипетские погребальные маски", и в ответ на запрос появились вышеприведённые изображения. Интересно, что все маски имеют женственные лица, хотя, конечно, в Древнем Египте умирали не одни только женщины. Демонстрирую скриншот экрана моего монитора: 

Кажется, древние египтяне считали все души женственными по природе.

Пост, ИСС и чудеса.

Как пишет Леонид Нестеров в статье "Свист Гекаты", у древних греков

"слово «неизреченное» (απόρρητος), помимо житейских смыслов, имело чёткое мистериальное значение. Во-первых, это нечто запрещённое к разглашению, табуированное, помещённое под обет молчания. Например, то, что происходило в эпоптее Элевсинских мистерий. А во-вторых, это то, что и невозможно выразить ни словами, ни образами. Например, то, что происходило в эпоптее Элевсинских мистерий, хмм…"

Да, действительно, хмм... Я никогда прежде не рассматривал слово «неизреченное» в перспективе мистерий. Хотя мне давно известны слова ап. Павла: "Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чём молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными"(Рим. 8:25).

Свт. Феофан Затворник в своих комментариях ссылается на св. Иоанна Златоуста, который говорит:

«эти слова: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными — не ясны, потому что чудеса, которые были тогда многочисленны, ныне прекратились. Посему нужно сказать вам о тогдашнем состоянии; чрез сие объясняется и сказанное Апостолом. Каково же было тогдашнее состояние? Всякому, кто принимал тогда крещение, Бог сообщал какое-нибудь дарование, которое вообще называлось духом. Один имел дар пророчества и предсказывал будущее; другой — дар мудрости и учил народ; иной — дар врачевания и исцелял больных; другой — дар силы и воскрешал мертвых; иной — дар языков и говорил на разных языках. Кроме же всех сих даров, был также и дар молитвы (надо полагать, общий всем). Кто имел сей дар (у кого он приходил в движение), тот молился за весь народ. Так как, не зная многого полезного для нас, мы просим бесполезного; то в первенствующей Церкви дар молитвы находил на кого-либо одного, который один за всех просил общеполезного для всей Церкви и научал других молиться. Итак, Апостол называет здесь духом как самый дар, так и душу, которая получает его, ходатайствует пред Богом и воздыхает. Ибо удостоившийся такой благодати вставал в собрании и, с великим сокрушением, с самыми внутренними воздыханиями припадая к Богу, просил того, что полезно для всех. Сие-то разумея, Павел говорит: Сам Дух ходатайствует о нас воздыхании неизглаголанными». 

Здесь особое внимание нужно уделить тому, что уже во времена св. Иоанна Златоуста чудеса в Церкви почти иссякли. А во времена ранних христиан "всякому, кто принимал тогда крещение, Бог сообщал какое-нибудь дарование". Сам Златоуст умалчивает о причине духовного оскудения. Но, мне кажется, причина очевидна, и я об этой причине говорил в статье "О водном крещении". В раннехристианской Церкви крестились взрослые, а перед крещением соблюдали 40-дневный пост, который заключался в полном воздержании от пищи. Вот откуда идут "воздыхания неизреченные"! И вот откуда идут чудеса. Потому что "Дух животворит; плоть не пользует нимало" (Ин. 6:63). Пост и есть освобождение духа от плоти. Дух ликует, "играет", и рассыпает вокруг себя чудеса. Чудеса связаны с изменёнными состояниями сознания (ИСС), а пост как раз "споспешествует" этим самым ИСС, приготовляет соответствующую "почву" для их появления.

Мать-Земля.

Как пишет М.М. Маковский, «женщина в мифопоэтическом сознании уподобляется могиле, которая принимает в свои объятия мертвеца: и.-е. *mot-/*mat- 'мать', но англ. moat 'ров'; ст.-инд. mahila 'женщина', но рус. могила».

Урош Предич. Сирота на могиле матери. 1888 год. Национальный музей Сербии, Белград.

 

Душа как аромат цветка.

Первое наблюдение. По мысли В. Проппа, избушка на куриных ножках — это сказочный аналог т. наз. воздушного захоронения. 

Воздушное эвенкийское захоронение.
 
Раскрытая Сайба ребёнка.
Эвенки (Орочоны) ~ 1910

У Бабы-яги "нос в потолок врос" не потому, что он слишком длинный, а потому что "избушка" такая маленькая.

Стало быть, когда Баба-яга, при приближении Ивана (царевича или дурака, неважно) говорит свои знаменитые слова "русским духом пахнет", это свидетельствует о том, что она вещает из загробного мира. Очевидно, мёртвые не могут видеть живых, но чувствовать дух они могут.

Второе наблюдение. Недавно я разговаривал с соседом и, между прочим, спросил у него, как поживает его тёща, которой 94 года. Он сказал, что за ней присматривает жена, за которой самой присматривать надо, - ей уже около 70-ти лет. Тёща давно уже "выжила из ума", у неё старческая деменция, и она ведёт растительное существование, живёт как овощ.

Значит, подумал я, душа может "отлететь" от тела ещё прежде физической смерти. 

Очевидно, душа человеческая похожа на аромат какого-нибудь цветка. Ранней весной корни цветка находятся под землёй, и из этих корней появляются новые побеги. Это соответствует младенческой фазе человеческой жизни, когда у ребёнка ещё не сформировалась душа. Затем наступает лето, и цветок расцветает. А у человека появляется его душа. Потом лепестки цветка опадают на ветру. У людей же (по крайней мере, некоторых) души "отлетают". Растение же живёт ещё долго до наступления зимы. И человек может прожить долго без души, пока смерть не наступит.

Наверно, душа каждого человека похожа на снежный ком, который "накатывается" по жизни. Родится младенец без души, но мать - через воспитание - даёт ему некую "матрицу", в виде маленького снежка, и ребёнок затем "накатывает" свою "снежную бабу". У всех она разная по размеру и форме. У многих она сохраняется до самой смерти, а у некоторых она "тает" и "испаряется" прежде смерти. Почему? - это уже другой большой вопрос.

28 декабря 2021

Бездомная собака в бездонной вселенной.

Сегодня вечером мне пришлось долго ждать автобус на остановке. Ну и, чтобы как-то скоротать время, решил я считать до тысячи. Хожу взад-перёд на одном месте, топчусь на морозе, и считаю. Где-то поле 600 я сбился со счёта, а после 700 у меня язык стал заплетаться. До тысячи я так и не досчитал, - уморился...

Таким образом я хорошенько прочувствовал своё место во Вселенной.

В нашей Галактике "Млечный Путь" имеется около 200 миллиардов звёзд, и таких галактик во Вселенной - как песку на берегу моря.

А я притомился считать до тысячи... 

О, человек! Какое же ты - ничтожество!

Там ещё собака бездомная бегала. Собака-попрошайка...

Я — человек — не знаю, для чего живу в этой необъятной Вселенной, а тут ещё и собаки голодные бегают... 

Жизнь той собаки держится на "соплях", ибо никому она не нужна. 

Ну а жизнь на планете Земля? Она кому-либо нужна? Или она такая же неприкаянная, как бездомная псина?

27 декабря 2021

Чёрный камень Киприды.

Бетэль (или бетиль) — слово семитского происхождения — «дом Бога», применяемое для обозначения священных камней, в особенности, почитаемых в доисламский период арабами как проявления божественного присутствия (Источник). 

Но, очевидно, имелись и такие священные камни, которые почитались как «дом Богини». В частности, известен бетиль Афродиты, найденный на о. Кипр.

Бетиль Афродиты, Кипр.

Чёрный камень Киприды — это, скорее всего, метеорит, упавший с неба. Такой камень помещали в специально построенное святилище, которое являлось объектом паломничества. Возможно, ниже представлена миниатюрная копия такого святилища.


В центре святилища мы видим конический камень, опять же репрезентирующий Афродиту, который украшен подношениями.

Слово о погибели культуры трипольской.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Начало западных завоеваний и гибель Трипольской культуры" сообщает:

"Носители Трипольской культуры Западной Украины, возникшей ок. 5200 г. до н.э. как восточное ответвление румынской культуры Кукутени, генетически были типичными неолитическими земледельцами. Исследованы останки четырёх их представителей, которые жили в 4000-3600 гг. до н.э., найденные в пещере Вертеба на территории нынешней Тернопольской области Украины. У трёх из них была мужская гаплогруппа G2a, у одного – E. По аутосомным генам они являлись более чем на 80% потомками мигрантов из Анатолии (и на оставшуюся долю – потомками западно- и восточно-европейских охотников-собирателей).[1]

В отличие от более западных земледельческих культур Балкан, павших под ударами индоевропейцев на рубеже V и IV тыс. до н.э., Триполье сумело пережить кризис и даже распространиться на восток к долине Днепра. В 3700-3400 гг. до н.э. Трипольская культура (горизонт Триполье С1) переживала пик своего расцвета. В это время на её территории находились самые большие поселения в мире – некоторые из них превышали по площади 400 гектаров, что было в два раза больше одновременных им крупнейших месопотамских поселений. Однако, в отличие от месопотамских, они так никогда и не развились в настоящие города – в них не обнаружено следов общегородских административных зданий, дворцов, храмов, хранилищ или стен. Постройки возводились рядом друг с другом концентрическими кругами по общему плану с ориентацией к центральной площади. Дома имели в ширину 5-8 м, в длину 20-30 м, многие были двухэтажными [2]. На 5-10 домов поменьше приходилось по 1 большому дому, в котором в большем количестве присутствовали женские фигурки, раскрашенная посуда и ткацкие грузила. Вероятно, в таких домах жили главы больших семей".

Реконструкция домов Майданецкого городища

О соблазне «чрезвычайки» в госуправлении.

Ричард Лахман в своей монографии "Государства и власть" (Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020) пишет:

"Государства не обязаны одинаково относиться ко всем своим подданным. С точки зрения Карла Шмитта, государство, или суверен, — это «тот, кто принимает решение о чрезвычайном положении». Другими словами, у государств есть власть установить, что определённые лица или категории лиц находятся вне действия закона, а некоторые периоды времени являются чрезвычайными ситуациями, когда обычные законы не работают. Джорджо Агамбен в книге «Чрезвычайное положение» утверждает, что Третий рейх являлся режимом, провозгласившим чрезвычайное положение, которое длилось с самого первого до самого последнего дня его власти и которое позволяло режиму легально определять, что у целых категорий граждан нет прав и что целые категории граждан заслуживают уничтожения. Говоря о недавних временах, Агамбен делает вывод, что «война против терроризма» Джорджа Буша — это новая попытка установить долгосрочное чрезвычайное положение, позволяющее государству попирать указанные в Конституции США гражданские права «вражеских комбатантов» и их права как военнопленных, перечисленные в Женевских конвенциях. Большинство государств в своей истории объявляли, что некоторые времена являются исключительными, а стало быть, на некоторых их граждан не распространяется действие тех норм и прав, которые государство сообщает им в периоды нормального существования".

Здесь нельзя не вспомнить о Чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем в советской России, которую в народе называли "чрезвычайкой", а В. А. Антонов-Овсеенко называл их («чрезвычайки»), и в частности, Харьковскую ЧК — «чересчурками» (Источник).

26 декабря 2021

Магия белая vs. магия чёрная.

 

С первым предложением Синявского я полностью согласен. Но считать водку "белой магией" и противопоставлять её "чёрной магии" женского пола я решительно отказываюсь. В детстве я насмотрелся на эту "белую магию" русского мужика, то бишь моего отца, и никаких иллюзий на сей счёт не питаю. Свинство это, а не "магия", потому что русский мужик напивается "до поросячьего визга".

К вопросу о появлении лактозной терпимости.

Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Лактозная терпимость" сообщает:

"Ранее предполагалось, что источником европейского гена терпимости к лактозе были неолитические земледельцы, принёсшие в VII тыс. до н.э. в Европу из Анатолии наряду с земледелием дающий молоко крупный и мелкий рогатый скот. Однако исследование останков живших в VI тыс. до н.э. на территории Германии и Венгрии представителей земледельческих культур Линейно-ленточной керамики и Криш показали, что никто из них аллеля лактозной переносимости ещё не имел [1]. Употреблять молоко они могли только ферментированным – в виде бедных лактозой сыра и творога, производство которых началось в Анатолии около середины VII тыс. до н.э.

Дальнейшие исследования показали, что ген лактозной переносимости впервые появляется в Центральной и Северной Европе в раннем бронзовом веке с носителями индоевропейских культур Шнуровой керамики. 

«Среди европейцев бронзового века самая высокая частота терпимости [к лактозе] была обнаружена в культуре Шнуровой керамики и тесно с ней связанной культуре скандинавского бронзового века. Примечательно, что среди древних групп самую высокую частоту показали степные культуры бронзового века, в особенности Ямная, что свидетельствует о возможном степном происхождении терпимости к лактозе» [2].  

Значит, представители неолитических староевропейских земледельческих культур делали из молока сыр, творог, масло. 

 

Так взбивали масло в XIX веке, и я думаю, что в эпоху неолита всё было примерно то же самое. Ну, может быть, сами сосуды для взбивания были поменьше и лепились из глины, с последующим обжигом на огне.

-----------------------------------------------------------

[1] J. Burger et al. Absence of the Lactase-persistence-associated Allele in Early Neolithic Europeans // https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/17360422.

[2] “Among Bronze Age Europeans, the highest tolerance frequency was found in Corded Ware and the closely-related Scandinavian Bronze Age cultures. Interestingly, the Bronze Age steppe cultures showed the highest derived allele frequency among ancient groups, in particular the Yamnaya, indicating a possible steppe origin of lactase tolerance”: Morten E. Allentoft et al. Population Genomics of Bronze Age Eurasia // https://www.researchgate.net/publication/278327861_Population_genomics_of_Bronze_Age_Eurasia.

Евангелие от дерева.

Это дерево растёт у дороги в горном массиве Бюкк в Венгрии. Прошло много лет с тех пор, как кто-то срубил низ ствола тонкого деревца внизу, но оно не погибло, потому что его держат и кормят "руки" соседнего дерева! Прошло много лет с тех пор, как оно поддержало в срубленном дереве жизнь! Каждую весну они вместе распускают свои почки и листья, вместе наслаждаются теплом летнего солнца и вместе ложатся спать осенью... Много лет!!!
Публикация Галины Проценко. Источник


Притча.

Жил мужик, - жене во всём перечил. Однажды по пьяному делу возьми, да и тюкни её топором по голове, и стал в дому набольшим. А сын у него был совестливый. По матери слёзы лил. Лиходея проклинал. Тот ему одно твердил, мол, сынок, ведь ежели ты меня не полюбишь, так и тебе головы не сносить. «Ты же матушку убил, как я могу тебя полюбить? – вопрошал сын.

«Ничего, - отвечал убивец. - Перетерпится. Ты только внукам моим об том деле не гу-гу. Либо соври что-нибудь. Оно и в небыль канет. А меня хвали. Вишь, я какой домино всем вам отгрохал. Меня почитай, и бог с ней, с матушкой. Не воротишь теперь».
Не смог сын в себе укорливости избыть. Всё плакал до приговаривал: ирод, палач, разбойник. Не стерпело-таки ретивое у тятеньки. Тоже обухом и сынка по голове.
А внуки что? А ничего! Внуки, они доверчивые. Бабушки знать не знали, ведать не ведали. Жила, мол, какая-то да неправильно. За то и поплатилась. Поделом недотёпе. На всех росстанях славословили внуки дедушку. Он их по головкам гладил. Конфетами на праздник одаривал.
А топорик-то у него в руке всё поблёскивал...

 

Язык и ментальность народа.

"В английском языке есть правило: прилагательные в предложении должны следовать строгому порядку: «мнение — размер — возраст — форма — цвет — происхождение — материал». То есть будет правильным сказать «крупный пятилетний вороной конь» и совсем неправильным — «пятилетний крупный вороной конь». Тем, кто изучает английский язык, очень сложно запомнить и применять это правило. Но странная вещь: люди, для которых английский язык родной, всегда употребляют прилагательные именно в таком порядке. При этом они часто не знают об этом правиле и чаще всего не могут его сформулировать" (Источник).

Это очень хороший пример того, как Традиция (а язык - это именно традиция, причём самая мощная из всех традиций) оказывает своё незримое влияние на людей. 

В английском языке местоимение "я" - I - всегда пишется с большой буквы, даже если I стоит в середине предложения. Уважение к личности, к "я", заложено уже в самом языке, и с правилами грамматики "вбивается" в головы каждого ребёнка-школьника. Не отсюда ли "растут ноги" у английской демократии? Не здесь ли таятся истоки Великой хартии вольностей 1215 года?

А у нас, у русских, "я - последняя буква в алфавите". У нас, по традиции, сначала идёт фамилия, а потом - имя. Иванов Иван Иваныч. У англичан - наоборот: сначала - имя, а после имени - фамилия.

В этом смысле чрезвычайный интерес представляют языки древних матриархальных обществ. Я более чем уверен, что критское письмо и язык критян несли в себе матриархальную "идеологию". Типа, как на Руси дети, уча алфавит - "аз, (буки), веди, глаголь, добро, есть", - запоминали на подсознательном уровне: "я ведаю, что слово добро есть", так, может быть, и крито-минойцы учили наизусть: "женщина добро есть"?

Фестский диск


Внутренняя феминность.

"Как может женщина ожидать от мужчины хорошего отношения, если у него отсутствует связь с внутренней фемининностью, то есть со своей душой? Ни одна женщина не в состоянии заменить ему эту внутреннюю связь; она лишь может принимать на себя мужские проекции и в какой-то степени нести их на себе" (Джеймс Холлис).

Внутренняя феминность. Анима...

Юнг рассматривал Аниму как проводника между сознанием мужчины и его Бессознательным. "Анима — это персонификация всех женских психологических тенденций в психике мужчины", - говорит Мария-Луиза фон Франц.

Вот как классифицирует эти мужские и женские тенденции арабский врач и философ Сар-Динол.

Здесь надо заметить, что некоторые мальчики от рождения развиваются в русле женских тенденций. Им не нужно открывать в себе Аниму, они и так одной ногой стоят в сфере Бессознательного. 

25 декабря 2021

С Рождеством Христовым!

Я поздравляю с Рождеством тех, кто достоин встать рядом. Встать рядом с Иисусом из Назарета. В его либеральных убеждениях совершенно невозможно сомневаться. "Познайте истину", - говорил Он, "и истина сделает вас свободными". Евангелие - это история свободы, это история эмансипации человеческой личности от гнёта государства и общества. Рождество - это наш праздник. Западный мир живёт по Евангельской хартии, по хартии индивидуализма, свободы и человеческого достоинства. Иисус Христос приходил не зря.

Валерия Новодворская

В. И. Новодворская

 

24 декабря 2021

Размышлизмы о посвящении Богу и обрезании.

В статье "Человеческие жертвоприношения в иудаизме: Закон о первородных" Сергей Петров говорит, что:

"Книга Исхода содержит требования к евреям посвящать (qadaš) или отдавать (natan) Яхве каждого материнского первенца мужского пола среди людей и животных: «И сказал Яхве Моисею, говоря: Посвящай мне (qaddeš-li) каждого первенца, открывающего каждую утробу (kol bəḵor peṭer kol reḥem) среди сынов Израилевых, среди людей и среди скота (ba’adam uḇaḇəhema): мои они» (Исх. 13, 2); «Первенца из сынов твоих отдавай мне (bəḵor baneḵa titten li); то же делай с волом твоим (šoreḵa) и с овцою твоею (ṣo’neḵa). Семь дней пусть они будут при матери своей, а в восьмой день отдавай их мне» (Исх. 22, 29-30). В соответствии с этими требованиями в Книге Неемии после восстановления Иерусалимского храма иудеи обязуются «приносить начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева каждый год в дом Яхве, и первенцев из сыновей наших и из скота нашего (bəḵorot banenu uḇəhemtenu), как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего (bəḵore ḇəqarenu wəṣo’nenu) приводить в дом бога нашего к жрецам, служащим в доме бога нашего» (Неем. 10, 35-36)".
Сергей Петров интерпретирует это "посвящай мне каждого первенца, открывающего каждую утробу" как требование Яхве совершать сожжение каждого младенца-первенца. Однако возникает вопрос: почему Яхве гнушается младенцами женского пола? Почему он говорит: "первенца из сынов твоих отдавай мне"? И почему именно в восьмой день после рождения?

Известно, что обрезанию подвергаются еврейские младенцы мужского пола на восьмой день после рождения. Обрезание на иврите — это «брит», что означает «союз». Союз между Яхве и еврейским народом. Как говорит В. Розанов, "в секунду обрезания Ангел Иеговы сходит на обрезаемого младенца и остаётся на нём до самой смерти" (Источник). 

И далее у Розанова: "Ангел Иеговы" -- тёмное место Библии, тёмное понятие её, о коем есть даже целые исследования, сводящиеся к тому, что он относится к Иегове, как тень к предмету, запах к цветку и заместитель к замещаемому. Никогда не скажется: "Иегова (или Элогим,-- другое имя Божие) послал ангела Иеговы", но иногда в местах, где ожидается по ходу изложения слово "Иегова" -- сказано "ангел Иеговы". Таким образом, "ангел Иеговы сошёл на младенца" -- вовсе не далеко от мысли, что "на мне, Янкеле, Иегова имеет своё пребывание, начиная с 8-го дня от рождения".

Вообще говоря, всё, что связано с обрезанием, смутно и неясно. "Темна вода во облацех". Одним словом, таинство. 

Однако известно, что процедура обрезания являлась финальной частью инициатических практик многих традиционных обществ, сохранивших архаический уклад жизни. "Обычай О. был широко распространён на Ближнем Востоке (особенно у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян, см. Иер. 9:24–26 (МТ: «...все эти народы обрезаны...»). Причём, у египтян, по сообщениям античных авторов, обрезанными были лишь жрецы, то есть те, кто посвятил себя (или кого посвятили в детстве) на служение богу.  

22 декабря 2021

Норманны Бронзового века?

В 1942 году в одном из болот Дании были обнаружены два рогатых шлема, которые поначалу были датированы эпохой викингов, однако анализ, проведённый при помощи современного оборудования, позволил датировать их примерно 900 годом до нашей эры.

Органические остатки в роге одного из шлемов дали достаточно большой образец для датировки. Роберто Фортуна и Кира Урсем/Национальный музей Дании

Команда исследователей также установила, что шлемы были богато украшены длинными перьями и волосом из конской гривы. 

Это озадачило экспертов, ведь подобная стилистика не характерна для народов Северной Европы. Исследователи выдвинули довольно смелую гипотезу на этот счёт. Они предполагают, что декор этих головных уборов мог быть вдохновлён подобной символикой далёкой Сардинии. Но что могло связывать тысячелетия назад две части доисторической Европы, разделённые тысячами километров? Возможно, вдоль побережья Атлантического океана ранее существовал неизвестный нам морской путь, соединяющий Скандинавию со Средиземным морем, предположили авторы работы. Источник.

Да, действительно, шлемы из Дании напоминают шлемы из Сардинии. 

Бронзовая статуэтка воина с острова Сардиния

Я уже не раз высказывал предположение о том, что один из "народов моря", сарды, или шерданы, были не коренными обитателями Сардинии, а морскими разбойниками, типа позднейших викингов. Вполне возможно, что они захватили остров и сделали его базой для набегов на другие территории, например, на земли Древнего Египта. 

Откуда пришли шумеры?

"Выжимки" с ветки форума "Новый Геродот":

"Шумеры, шумерийцы, древний народ, населявший Южное Двуречье. Судя по скудным лингвистическим и топонимическим данным, Ш. не были автохтонами страны. 

Большинство учёных утверждают, что именно в эпоху расцвета культуры Эль-Обейда, т.е. во второй половине IV тысячелетия, в Месопотамии появляются шумеры - народ, который в более поздних письменных документах называет себя "черноголовыми".

Это был народ, этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в то же время или немного позднее.

Необходимо отметить, что большинство известных нам древнейших городов имеет нешумерские названия. А поскольку эти города возникли в глубочайшей древности, напрашивается вывод, что нешумерские названия - это названия дошумерские".  

"Вообще, шумерский язык плохо вписывается в любую систему, хотя бы потому, что о нём мало что известно, но если притягивать за уши, то он структурно ближе всего к серии: баскский--этрусский--нахско-дагестанкие--абхазско-адыгейские--хурритский (Урарту)--бурушаски (предгорья Гиндукуша).

Хотя реальность существования этой средиземноморско-кавказской макросемьи не доказана, у этих языков много такого, что их объединяет и выделяет из языкового окружения. Если она существовала как единое целое, то это было очень давно -- скорее всего ещё в палеолите -- 10-25 тыс лет до н.э. и сравнительное языкознание так далеко проникнуть почти не может". 

Бытовой "матриархат". Наглядный пример.

 


Страусы против "естественного отбора" Дарвина.

 


Я давно уже видел этот диснеевский мультик про страусиху Гортензию, которая "строит глазки" Дональду и "пристаёт" к нему. Оказывается, такое поведение вполне нормально для страусов. 

В журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2017, опубликована статья Алексей Опаева "Бабье царство: как устроено страусиное общество", в которой говорится, что "в семьях этих птиц царит абсолютный матриархат". 

"Молодые самки страусов впервые показывают самцам, кто будет хозяином в гнезде, уже на этапе формирования пары. Это важное действо приходится на тяжелейший сухой сезон, когда птицы большими группами, до сотни особей, собираются у немногочисленных невысохших водоемов. У страусих брачная активность проявляется раньше, чем у их будущих партнеров. Самка придирчиво осматривает самцов, выбирает одного и принимается ухаживать за ним. Счастливый избранник при этом продолжает заниматься своими делами, лишь изредка удивленно поглядывая на «выкрутасы» страусихи, которая вся вытягивается, поднимает крылья и хвост, одновременно испражняясь на виду у самца.

Через несколько дней или даже недель самец начинает отвечать взаимностью и проделывает те же «упражнения» уже синхронно с самкой. И вот тут дамы целиком берут руководство дальнейшими действиями кавалера на себя. Например, страусихам нравятся ритуальные поединки между самцами, и они направленно инициируют их, заигрывая с соседями. Соревнуясь за невесту, соперники грозно кружат вокруг друг друга, пританцовывая и вскидывая крылья, а самка стоит рядом и наблюдает за процессом. Но остаётся всегда с первоначальным избранником".

Да, на это надо обратить особое внимание: несмотря на брачные поединки самцов, самка всегда остаётся с первоначальным избранником, даже если он пустился в бегство.

Бытовой "матриархат".

По мнению политолога Екатерины Шульман, "мы — страна бытового матриархата. Причём это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живёт семья, как живёт, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну" (Источник).

"Когда говоришь «бытовой матриархат», - поясняет Е. Шульман, - люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее."

"В условиях ограниченности ресурсов принятие решений по основным вопросам преимущественно лежит на женщине. Но в данной ситуации это скорее бремя, а не привилегия, поскольку вам надо свести концы с концами", - далее разъясняет Диляра Ибрагимова, доцент кафедры экономической социологии департамента социологии НИУ ВШЭ.

Да, такого рода бытовой "матриархат" я много раз встречал при исследовании обществ, сохранивших архаический уклад жизни. Об этом можно почитать, например, в моей записи "Своеобразный матриархат племени химба". Женщины химба всё тянут сами – детей, дома и скотину. Примерно такое же положение дел наблюдается и в тех обществах, которые называют матриархальными, - моусо в Китае, минангкабау в Индонезии. Женщины, обременённые домашним хозяйством, трудятся как пчёлки с утра до вечера, а мужчины у них - на подхвате. Бытовой "матриархат" широко распространён и в негритянских, пардон, афро-американских семьях современных США. Не знаю, как сейчас, а в 1950-60х годах существовало выражение Black Matriarchy (чёрный матриархат), которое было общепризнанным для описания отношений в семьях американских негров. Очевидно, такие "матриархальные" отношения сложились из-за того, что чернокожие "багама мамы" получали социальные пособия на детей, а их мужья частенько сидели дома без работы и жили на пособие.