Сергей Петров в статье "Индоевропейцы: Начало западных завоеваний и гибель Трипольской культуры" сообщает:
"Носители Трипольской культуры Западной Украины, возникшей ок. 5200 г. до н.э. как восточное ответвление румынской культуры Кукутени, генетически были типичными неолитическими земледельцами. Исследованы останки четырёх их представителей, которые жили в 4000-3600 гг. до н.э., найденные в пещере Вертеба на территории нынешней Тернопольской области Украины. У трёх из них была мужская гаплогруппа G2a, у одного – E. По аутосомным генам они являлись более чем на 80% потомками мигрантов из Анатолии (и на оставшуюся долю – потомками западно- и восточно-европейских охотников-собирателей).[1]
В отличие от более западных земледельческих культур Балкан, павших под ударами индоевропейцев на рубеже V и IV тыс. до н.э., Триполье сумело пережить кризис и даже распространиться на восток к долине Днепра. В 3700-3400 гг. до н.э. Трипольская культура (горизонт Триполье С1) переживала пик своего расцвета. В это время на её территории находились самые большие поселения в мире – некоторые из них превышали по площади 400 гектаров, что было в два раза больше одновременных им крупнейших месопотамских поселений. Однако, в отличие от месопотамских, они так никогда и не развились в настоящие города – в них не обнаружено следов общегородских административных зданий, дворцов, храмов, хранилищ или стен. Постройки возводились рядом друг с другом концентрическими кругами по общему плану с ориентацией к центральной площади. Дома имели в ширину 5-8 м, в длину 20-30 м, многие были двухэтажными [2]. На 5-10 домов поменьше приходилось по 1 большому дому, в котором в большем количестве присутствовали женские фигурки, раскрашенная посуда и ткацкие грузила. Вероятно, в таких домах жили главы больших семей".
Реконструкция домов Майданецкого городища |
Те же самые "кластеры" из нескольких домов мы наблюдаем и в поселениях культуры Винча. Я уже высказывал своё предположение о том, что здесь мы имеем дело с традиционной родовой структурой социума, состоящего из "больших семей" (линиджей). А наличие женских фигурок в "больших домах" может свидетельствовать о том, что во главе "больших семей" находились женщины-матриархи.
"Ок. 3400 г. до н.э. указанные городища были покинуты их жителями. Ок. 3300 г. до н.э. опустели сотни трипольских поселений в пограничных со степью областях, включая почти всю долину Южного Буга, долину Роси и долины Сирета и Прута в Юго-восточной Румынии, где была распространена родственная культура Кукутени. На последней стадии Трипольской культуры С2 (3300-2600 гг. до н.э.) оставшееся трипольское население, жившее теперь небольшими сёлами по 30-40 домов, сосредоточивается в двух областях – на среднем Днепре возле Киева и в долине Днестра. Раскрашенная керамика и женские фигурки производятся в меньших количествах, их формы упрощаются, постоянно возрастает влияние Ямной культуры. Ок. 2600 г. до н.э. всякие материальные следы Трипольской культуры исчезают.
Начало сосредоточения трипольцев в огромных поселениях ок. 3700 г. до н.э. примерно совпадает с предъямным археологическим горизонтом в степях, а их бегство из этих поселений ок. 3300 г. до н.э. – с началом зрелого этапа Ямной культуры и экспансии её носителей. Можно предположить, что давление со стороны степных индоевропейцев побуждало трипольцев сосредоточиваться в крупных центрах, где они чуствовали себя в большей безопасности. Усилившиеся с началом ямной экспансии набеги индоевропейцев сделали невозможной обработку трипольских полей и снабжение обитателей трипольских поселений, что привело к их запустению. На место трипольцев приходят индоевропейцы, поверх заброшенного Майданецкого поселения в качестве символа победы возводится курган Ямной культуры".
Индоевропейцы Ямной культуры |
О том, как жили недорезанные трипольцы под монголо-татарским арийским игом "ямнюков", Сергей Петров рассматривает на примере контактов трипольской группы в долине
Днестра с Усатовской культурой. Усатовцы представляли собой раннее
западное ответвление Ямной культуры.
"Металлические изделия присутствуют в Усатово только в курганных могильниках, в то время как глиняные женские фигурки трипольского типа – только в грунтовых. Такая же посмертная сегрегация наблюдается и в усатовском поселении Маяки на Днестре. По всей видимости, под курганами усатовцы хоронили только индоевропейцев, а в грунтовых могильниках – трипольцев. Сходные грунтовые кладбища в это же время впервые появляются на собственно трипольской территории выше по Днестру. В них тоже присутствуют женские фигурки, но отсутствует оружие, и над ними никогда не возводятся курганы.
В стадах усатовцев мелкий рогатый скот составлял 58-76%, крупный рогатый скот – 13-28%, кони – 11-14%. Преобладание овец свидетельствует о производстве шерсти. В это же время в трипольских поселениях на Днестре и Днепре возрастает количество ткацких грузил и пряслиц. По всей видимости, подчинённые трипольские селяне производили для индоевропейцев ткани из шерсти усатовских овец. Также в качестве дани степные завоеватели могли брать с трипольцев продукты их земледелия и керамику, в изобилии присутствующую в усатовских и других ямных захоронениях.
Усатовцы и поднестровские трипольцы представляют пример, вероятно, в целом мирного сосуществования индоевропейцев и трипольцев, в рамках которого первые занимали господствующее положение, а вторые – подчинённое. Однако взаимоотношения этих народностей не могли быть всегда такими мирными. Ко времени окончательного исчезновения Трипольской культуры ок. 2600 г. до н.э. индоевропейцы в лице носителей культуры Шнуровой керамики уже массово присутствовали на Северноевропейской равнине, путь куда для них должен был проходить через трипольскую территорию. Шнуровики были в основном потомками ямников, но отличались от них примесью генов европейских неолитических земледельцев в объёме примерно 17%.[3]
Гены неолитических земледельцев, вероятно, пришли к шнуровикам от носителей Трипольской культуры. Поскольку мужские гаплогруппы трипольцев у носителей культуры Шнуровой керамики не обнаружены, такая примесь могла быть ими получена только по женской линии. Вспомним, что индоевропейский змееборческий миф на религиозном уровне обосновывал войну индоевропейцев против враждебных племён с целью угона у них скота и женщин. По всей видимости, на пути в Центральную Европу индоевропейцы истребили трипольских мужчин, а их скот и женщин забрали себе".
Распространение курганов Ямной культуры в Румынии, Болгарии, Сербии и Венгрии (ок. 2950-2500 гг. до н.э.) |
Экспансия Ямной культуры |
В целом, Сергей Петров повторяет концепцию Марии Гимбутас и вносит дополнительные штрихи в общую картину арийской экспансии в Старую Европу.
-------------------------------------------------------
[1] Iain Mathieson et al. The Genomic History Of Southeastern Europe // https://www.biorxiv.org/content/10.1101/135616v4.supplementary-material.
[2] От себя сделаю замечание. Двухэтажные жилые дома шириной 5-8 м и длиной 20-30 м были у трипольцев, живших в до-государственном обществе, а у "ямников", живших в протогосударственном обществе с вождями и прислугой, вообще не было никаких домов. Это к вопросу о том, как связаны государства и прогресс. Никак они не связаны.
[3] Wolfgang Haak et al. Massive Migration from the Steppe is a Source for Indo-European Languages in Europe // https://www.biorxiv.org/content/early/2015/02/10/013433.
Комментариев нет:
Отправить комментарий