12 февраля 2022

Неолитические корни "хлыстовства".

Эрика Бургиньон усматривает существенную разницу между шаманским трансом, или "трансом видений", распространённым преимущественно среди мужского населения обществ собирателей, охотников и рыболовов, и "трансом одержимости", характерным преимущественно для женского населения раннеземледельческих обществ и связанным с воплощением в человеке другой, более сильной личности (духа или бога) за счёт утраты своего "я".  

Оргиастические формы экстаза в земледельческих культах плодородия условно можно отнести к трансу одержимости — постольку, поскольку они были ориентированы на акт приятия божества (А. А. Пелипенко, В. М. Хачатурян. Экстатические ритуалы, техники и временные изменения субъекта в религиозной истории // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции / Отв. ред. Э.В. Сайко; Ин-т всеобщей истории РАН. - М.: Наука, 2006, с. 569-586).

Вот как глубоко уходят корни русского христоверия ("хлыстовства")! По учению "хлыстов", Бог однажды воплощался в Иисусе и может ещё вополощаться неопределённое количество раз, смотря по духовно-нравственному достоинству людей, - "жил, живёт и будет жить Христос, новый, но всё тот же, так же взятый из народной среды, из нищеты и бедности" (Материалы к истории и изучению русского сектантства и старообрядчества. Вып. 4: "Новый Израиль". - СПб., 1911, с. XLVI).

Теперь понятно, почему в "кораблях" христоверов женщины занимали выдающееся положение: они были и "кормщицами", и "пророчицами", и "богородицами".

Радение женщин. Литография из Исследования о скопческой ереси Даля. 1844

 




«Лизар».

Человеческий скелет обнаружили весной 2014 года близ Ландсхута в Баварии, при расчистке земли для строительства федеральной трассы "B15 neu". Маршрут строительства проходил через плодородные сельскохозяйственные угодья, которые, как показывают находки, уже использовались первыми фермерами около 7300 лет назад. Археологи нашли здесь следы поселения культуры линейно-ленточной керамики, одного из первых земледельческих сообществ на юге Германии. Когда-то в этой местности проживало несколько сотен человек – 5 неолитических деревень, включавшие 34 длинных дома.

Археологи открыли ряд погребений, в том числе могилу женщины, которой дали условное имя «Лизар». 7300 лет назад она переселилась из Карпатского региона на территорию нынешней Нижней Баварии и стала выращивать зерно на чрезвычайно плодородных лёссовых почвах региона вдоль реки Изар. Её похоронили в характерной позе с поджатыми ногами. В могиле находилось четыре керамических сосуда, а также костяное и кварцевое орудия, использовавшиеся, вероятно, в гончарном деле. Поэтому исследователи полагают, что Лизар изготавливала керамику.

В течение трёх лет специалисты из разных институтов проводили комплексные исследования скелета Лизар. Кроме того, её череп отсканировали, и по 3D-модели знаменитые реконструкторы братья Кеннис из Голландии воссоздали портрет древней женщины.



Анализ ДНК показал, что волосы Лизар были светло-каштановыми, глаза – карими, а кожа смуглой. Женщина находилась в генетическом родстве с ранними земледельцами Балкан и современной Анатолии. Она была очень маленького роста - в 1,45 м, и дожила до старого возраста, около 65 лет. Лизар много работала физически, у неё были крепкие мышцы, и несмотря на преклонный возраст, дама находилась в хорошей форме. Как и другие древние люди этого времени, Лизар не переносила лактозы, то есть не могла пить молоко. Согласно изотопному анализу, значительную часть пищи женщины составляли злаки, но в целом её рацион был достаточно качественным для своего времени. 

11 февраля 2022

Цари австралийские и Царь иудейский.

Берндты называют общество аборигенов Австралии в целом номинально геронтократическим — номинально потому, что мужчины, обладающие властью, хотя и зовутся старшими или старыми, на деле не старики, а чаще всего люди средних лет или пожилые, но полные энергии. Говоря о власти старших у аборигенов, мы имеем в виду то, что старшие мужчины выступали как проводники некоего высшего авторитета, закона племени, установленного мифическими созидателями эпохи Сновидений. Такая власть старших во многом обеспечивалась тем, что они как хранители священных религиозных знаний и культовых реликвий, распорядители обрядов, по представлениям аборигенов были ближе остальных членов общины к священному миру "Сновидений" и могли привлекать его могущественные силы для наказания нарушителей социальных норм (О. Ю. Артёмова).

Как мы видим, в архаических обществах силён не тот, кто может убить соперника одним ударом кулака, а тот, кто заручился поддержкой духов. Физическая сила - это, конечно, хорошо, но решающее значение имеет сила духовная. Только духовная сила придаёт аборигену авторитет среди соплеменников, так что он может рассчитывать на повиновение младших мужчин и женщин. Очевидно, "вади булга" (большие мужчины) Западной пустыни чем-то напоминают "Царя иудейского", Иисуса Христа, Который явил миру, каким должен быть истинный Царь. Подлинный Царь должен быть чудотворцем, через которого действуют духовные силы. 

Исцеление слепорождённого Иисусом Христом.

В древности понимали и чувствовали это, поэтому правители, например египетские фараоны, выступали одновременно в двух ипостасях: как верховные жрецы Амона и как цари. Фараон — верховный жрец Амона-Ра, правил как бы от имени и по поручению своего божественного "отца" — единственного законного властителя Египта. Все другие властители считались узурпаторами власти.

Интересно, что расстояние от египетских фараонов до австралийских "больших мужчин" гораздо ближе, чем от тех же фараонов до современных президентов.

Условия существования рабства.

Как говорит chispa1707, "рабство держится только на подавляющем превосходстве рабовладельцев в вооружении. <...> Отнимите у охраны огнестрельное оружие, и она, даже при хорошем холодном оружии и тройном численном превосходстве, будет перебита в первую же ночь – просто из-за разницы в мотивациях. Есть сомнения? Проведите мысленный эксперимент: отнимите у солдатиков зоны автоматы, вооружите хорошими пиками и саблями и прикиньте, сколько минут или часов солдатики продержатся ЖИВЫМИ" (Источник). 

В этом определённо что-то есть. Недавно в статье про индейцев-команчей я говорил о том, что агрессия в мужской среде возникает при качественном преобладании вооружений по сравнению с соседями. Если, к примеру, у меня в руках дубинка и сосед вооружён такой же дубиной, то при таком раскладе очень высок риск получить дубинкой по башке. А вот если у меня в руках винтовка, а у соседа - палка, тогда совсем другое дело: я могу посадить соседа на цепь, вместо собаки.  

Кстати, европейская колониальная система распалась тогда, когда туземцы стали овладевать - «не мытьем, так катаньем» - современным стрелковым оружием. И бывший СССР способствовал этому в немалой степени. 



"Матриархат" у ацтеков.

Интересные сведения о "матриархате" у ацтеков, собранные Андреем Степаненко. Авторство, кажется, принадлежит блогеру chispa1707.

"Наиболее известный правитель ацтеков Монтесума (Мотекусома II) принял престол не от отца, а из рук своего дяди по имени Ауицотль (Ауитсотль). И если приглядеться, то станет видно:

– Мотекусома II принял власть даже не из рук дяди; он принял власть из рук его вдовы;

– Мотекусома II взял власть только потому, что сумел взять в жёны дочь вдовы дядьки;

– Мотекусома II – брат и племянник вдовы своего дядьки, и здесь – материнская линия!

Когда Мотекусома погиб, ни один из его многочисленных сыновей даже не претендовал на трон. Власть передавалась только с его дочерьми, давалась как приданое. И верховная власть была закреплена за его дочерью Текуичпо. Причём и здесь кровь Мотекусомы ничего не значит; важно, что Текуичпо – дочь его самой высокородной жены, а от неё – вверх по генеалогическому древу – она далёкая правнучка основательницы династии Иланкуэитль. Именно поэтому следующими правителями стали Куитлауак и Куаутемок, поочерёдно бравшие в жёны Текуичпо. А затем эту женщину взял хитроумный Эрнан Кортес, и сын Кортеса и Текуичпо – тоже Мотекусома, владыка ацтекский и вице-король испанский – подписывал приказы, коим и подчинялась вся Мексика и Калифорния. Эрнан, как и полагается, стал при сыне регентом.

На мой взгляд, это по-своему разумная схема. В патриархальной монархии, где власть передаётся строго от отца к сыну, народ с вероятностью 95 % рискует получить на троне человека неподходящего (больного, неумного или слабого духом), уже потому, что вряд ли больше 5 % людей отвечают ВСЕМ требованиям к хорошему правителю. А в матриархальной модели руки принцессы и власти (учитывая острую конкуренцию) добивается самый лучший, из числа этих самых 5 %. Всё справедливо: женщине почёт принадлежит по её материнской природе, а мужчине – только за доблести.

О роли женщин в создании культов вождей.

Девушки украшают портрет Гитлера на рождество в Третьем Рейхе, 1937 год.


Кстати, похоже на то, как будто они укладывают венок на могилу фюрера. Зловещая картина...

Но я о другом. О роли женщин в создании культов вождей. Интересно, есть ли такие исследования по XX веку? Откуда вообще растёт культ "сильной руки"? Мне думается, что женщины более склонны поддерживать "сильную руку" (т. е. монополизацию всей власти в одних руках), чем мужчины. Я раньше уже говорил о том, что современные женщины постоянно "продюсируют" патриархат. Хотя современное общество позиционирует себя безрелигиозным, однако свято место пусто не бывает. Место божества занимают политические идолы. И происходит идолопоклонство. Как я неоднократно подчёркивал, вся религия "проистекает" из женской среды. В том числе и квазирелигиозные культы вождей.

10 февраля 2022

Не в силе Бог, а в правде.

В «Атхарваведе» (I, 11) есть целый гимн, содержащий молитвы и заклинания для обеспечения лёгких и безопасных родов. Этот гимн — образец одновременно молитвы и магии. Муж волновался во время мук жены, он желал, чтобы она освободилась как можно скорее, и просил о помощи богов. Гимн оканчивается следующими строками:

"Я рассекаю твой мочевой канал,
раз(деляю) лоно, раз(деляю) чресла,
раз(деляю) мать и сына,
раз(деляю) мальчика и послед.
Да выпадет послед!
Как ветер, как мысль, как птицы летят,
так лети ты, о дитя десяти месяцев,
вместе с последом!
Да выпадет послед!"

Как видим, в гимне речь идёт о мальчике, о сыне. Отец молит богов о сыне, а не о дочери.

В соответствии с патриархальной традицией, после благополучных родов отец шёл к матери, чтобы увидеть лицо сына, поскольку, посмотрев на лицо новорожденного сына, «отец освобождается от всех долгов и достигает бессмертия» (Васиштха-дхармасутра, XVII, 1). Посмотрев на лицо сына, он совершал омовение в одежде, приглашал старших и совершал церемонии нандишраддхи и джатакармы. Харита говорит: «От удовлетворения предков при рождении сына возникает религиозная заслуга. Поэтому пусть, пригласив брахманов, принесёт предкам шраддху в сосудах, полных сезама и золота». «Брахма-пурана» также предписывает совершение нандишраддхи при рождении сына (Вирамитродая, I, с. 188).

Здесь интересно отметить, что в индийском патриархальном обществе рождение сына считается религиозной заслугой отца. Типа, "Отец и сыновья" — это своего рода компания. Отец (мужчина, участвующий в деторождении посредством спермы) видит для себя выгоду в том, чтобы создать свой клан и завербовать в него всех своих сыновей. Если сыновей много, то это уже почти "орда" во главе с "ханом". В любом случае, сыновья — это сила. А какая это сила, - тут уж могут быть всякие нюансы: разбойничья, военная, землепашеская, артельная и т. д. 

С чем связаны ожидание сына и радость от рождения сына? Именно с надеждой на обретение силы. Потому что всё, кроме физической силы, заложено и в дочери. Ум, красота, доброта...  Достоевский говорил, что "красота (не сила!) спасёт мир", и, очевидно, девочки намного красивее мальчиков.

внучка

Но почему-то рождение дочери не приносит такого удовлетворения индийским отцам. Да и не только индийским. В любом традиционно-патриархальном обществе бросается в глаза различная реакция отцов на рождение сыновей и дочерей. При рождении сыновей они чуть ли не плачут от счастья, а при рождении дочерей своей радости не показывают.


О крито-египетском культурном единстве.

 Роспись потолка дворца Аменхотепа III. Древний Египет, ок. 1390–1353 гг. до н.э.

Здесь легко угадываются крито-минойские мотивы. Интересный пример того, как дух народа продолжает жить после его смерти. И, кажется, об окончательном угасании крито-минойской культуры можно говорить лишь в период эллинизации Египта, когда египтяне утратили свою самобытность и стали частью греко-римского мира.

09 февраля 2022

Амазонка со щитом в виде полумесяца.

Аттический лекиф на белом фоне, изображающий амазонку со щитом в виде полумесяца и топором такой же формы. 5 в. до н.э. Из Эретрии, Эвбея, Греция. Венский музей.

Любопытный щит у амазонки. Он напоминает беотийский восьмёркообразный щит, но в редуцированной, усечённой форме. По сути, амазонка держит левой рукой половинку ботийского щита. 

На античной керамике VI–IV вв. до н.э. т.н. беотийский восьмёркообразный щит изображается в руках сражающейся Афины. Амазонок на вазах изображают с такими щитами на протяжении всего периода от VI до IV вв. до н.э. 


О. Ю. Артёмова о положении женщин у австралийских аборигенов.

О. Ю. Артёмова называет женщин австралийских аборигенов созидательницами общественного мнения. "Женщины проявляют живейший интерес ко всему, что проиходит в общине; на практике именно они часто формируют общественное мнение. Они активно обсуждают все события и распространяют сведения о поступках и высказываниях окружающих [1]. Как пишут Берндты, сплентни — неотъемлемая часть общественной жизни аборигенов, они выполняют важную  функцию: содействуют тому, чтобы люди, не желая заслужить порицание товарищей, следовали общепринятым стандартам поведения".

По-моему, мы здесь видим самые корни того, из чего позднее, в более развитых обществах, вырастает эпос. Ведь скандинавские саги выполняли, в своё время, ту же функцию: сказители прославляли героев и порицали негодяев, причём весть о добрых делах и мерзких поступках передавалась из уст в уста на протяжении многих поколений, так что, если, к примеру, какой-нибудь Торир Лопоухий где-то "лопухнулся", то сказ о том, как Торир облажался, слушали и дети его, и внуки, и правнуки, а другие, посмеиваясь нах лопоухим Ториром, стремились к тому, чтобы самим не оказаться в подобной ситуации.

Может быть, отчасти и Традиция коренится в бабьих сплетнях? Откуда это пошло, что жить согласно Традиции — хорошо, а жить без Традиции — плохо? 

"Хотя женщины не допускаются к принятию решений, связанных с внутриобщинными делами, с проблемами межобщинных отношений, они, громко высказывая свои мнения на общих стоянках, могут во многом влиять на решения мужчин". 

А это сильно напоминает мне общины американских индейцев-ирокезов. У них существовало разделение ролей. Женщины доминировали в деревне и отвечали за духовное руководство племени. И за общее тоже. А мужчины были исполнительной властью, а также отвечали за «министерство внешних дел», то бишь сражения, переговоры и т.п. Хотя вождями племён и Лиги были мужчины, но назначали их опять же женщины – матери кланов, выбираемые народом. В случае необходимости они могли и сместить вождей.

Вообще, у австралийских аборигенов матриархат находится как бы "под спудом"; например, женщины у них добывают львиную долю пищи, и, в принципе, остаётся совсем немного для того, чтобы их мужчины пошли по пути африканских химба, возложив на женские плечи все заботы о хлебе насущном и играя в домино с утра до вечера. Тут уже явный матриархат.

"В среде женщин, как и мужчин, одни пользуются большим авторитетом, чем другие. Обычно в женской половине общины имеются свои лидеры — женщины, влиянию которых во многом подчиняются все остальные.

Некоторых женщин благодаря их выдающимся качествам старшие мужчины допускают на свои советы, где решаются важные вопросы, касающиеся жизни общины. Так, хауит упоминает двух женщин, участвовавших в советах старших мужчин и являвшихся наряду с этими мужчинами хранительницами преданий и блюстительницами древних обычаев. Элькин слышал даже от аборигенов рассказы о женщинах — главах общин. 

Известны случаи, когда отдельным женщинам разрешалось участвовать в священных обрядах мужчин. Обычно это старые женщины; как говорили аборигены Уорнеру, это женщины, которые уже не похожи на женщин, а похожи на старых мужчин — с "белыми (седыми) головами и белыми волосами на щеках и подбородке". Но одной лишь старости недостаточно, нужны волевые качества, ум и энергия. Вот как Ф. Робертс говорит о женщине, долгое время входившей в число распорядителей обрядов кунапипи у алава: "Статус её остался непревзойдённым. Это была героиня племени". 

Кажется, матриархальный или патриархальный образ жизни того или иного племени во многом зависит от того, узурпируют ли мужчины сферу сакрального или к священному допускаются мужчины и женщины в равной степени. Очевидно, там, где мужчины не препятствуют женщинам в религии, вся эта область со временем оказывается в руках у женщин. Ну, а далее уже начинается "священный матриархат".

 

------------------------------------------------------------------------------

[1] В этом смысле, все нынешние блогеры — "бабы" по натуре.

Сибирские "споры" Homo sapiens.

В 2008 году Николай Перестов, собирая образцы плейстоценовой фауны у реки Иртыш, случайно обнаружил бедренную кость анатомически современного человека, залегавшую в слое мамонтовой фауны.

Берег Иртыша в районе сёл Паново и Усть-Ишим (Усть-Ишимский р-н, Омская обл.).

Бедренная кость Homo sapiens возрастом 45 тыс. лет из района с. Усть-Ишим

Радиоуглеродное датирование показало возраст около 45 000 лет, позднейшие независимые проверки подтвердили полученный результат. С применением корректировки получаем, что возраст кости находится в диапазоне от 43 210 до 46 880 лет.

Очень интересно, что примерно этим же временем датируется древнейшее изображение дикого кабана, точнее говоря, бородавочника (warty pig), в пещере на острове Сулавеси, в Индонезии. Об этом говорилось в записи О свинье, "влипшей" в историю. Этот рисунок считается древнейшим из надёжно датированных произведений изобразительного (фигуративного) искусства. Интересно, что в Африке, из которой, как предполагается, "вышел" человек современного антропологического типа, не обнаружено никаких следов фигуративного искусства. Есть лишь какие-то царапины, которые датируются временем 77 000 лет назад и которые называются "абстрактным искусством". Я отношусь весьма скептически к этому "искусству".

08 февраля 2022

"Реки воды живой".

Автор блога Old European culture в статье White feast говорит о том, что 

"родниковая вода - это менструальная кровь матери-земли... И это буквально "вода жизни". Вода для ритуала собирается в весеннее время... У девственной Матери-Земли... Полная жизненной силы, которую она ещё не использовала для производства новой жизни (урожая)...".

И он сравнивает эту родниковую воду девственной Матери-Земли с месячными выделениями девственницы:

"Воду набирает "девушка-девственница". Девушка, у которой были первые месячные. Чья "вода жизни начала течь". Которая полна "жизненной силы". Но она ещё не использовала ни одной из этих жизненных сил для производства новой жизни...". 

В другой своей статье - Willow in Slavic folklore - автор блога Old European culture пишет:

"Родниковая вода в Сербии называется "živa voda" (живая вода, вода жизни), и считается, что она обладает магическими свойствами... Родник считается местом, где плодородная мать-земля выпускает свою "воду жизни" так же, как плодородная женщина выпускает свою менструальную кровь, женскую "воду жизни". Таким образом, родниковая вода магически связана с менструальной кровью...".

Интересное сопоставление... Тут ещё на ум приходит "мёртвая вода" и "живая вода" русских сказок. Сочетание этих вод обладает такой животворящей силой, что способно исцелить все раны и даже воскресить умершего человека. 

Кстати, о силе. Известно, что менструальная кровь используется в колдовских практиках. Равно как и вода после омовения покойника. 

Очевидно, с этим связаны меры предосторожности по отношению к менструирующим женщинам в традиционных обществах. "Как бы чего не вышло...". Строятся специальные менструальные хижины, где женщины самоизолируются на период месячных. В это время женщина не должна прикасаться к чему-либо, ибо от её прикосновений киснет вино, чахнет пшеница, жухнут травы, чернеют бутоны. Она может сделать зеркало туск­лым и лишить блеска «меч, нож или какое-то другое острое оружие, каким бы сверкающим ни было оно. <...> Железо и сталь тотчас ржаве­ют, а равно и медь, распространяя мерзкий, сильный, ядовитый запах...». Плиний Старший в «Естественной истории» так описывает силу женщины в период менструации: «Едва ли мож­но отыскать вещь более ужасную, чем этот по­ток и его течение»…

Поразительно то, что патриархальная религиозность воспринимает женские месячные исключительно негативно, как угрозу духовности, тогда как для самих женщин их опыт уединения может быть началом духовной жизни. Тут, опять же, мы видим "живую" и "мёртвую" воду.  

07 февраля 2022

Первобытный феминизм.

Судя по описаниям О. Ю. Артёмовой, в среде австралийских аборигенов женщины находятся в перманентной борьбе с мужчинами. Конечно, далеко не все женщины борются за свои права и расширяют пространство своей личной свободы. Некоторые женщины приветствуют намерение мужа приобрести вторую или третью жену, так как хотят иметь помощницу и подругу. Но есть женщины, которые в подобных случаях протестуют столь энергично, что мужчинам приходится обходиться без второй жены. Австралийские женщины далеко не всегда являются существами покорными; многие из них обладают индивидуальностями, способностью к проявлению собственной воли и личной инициативы.

"Булудья говорит, что её совсем молодой выдали замуж за одного из старших мужчин группы. Ей всегда нравился юноша по имени Монгобори, с которым она с детства дружила. Однако она не сопротивлялась: таков порядок, и слово её родителей, а затем мужа, было для неё законом. Потом муж умер, и она перешла на попечение его младшего брата, который через некоторое время отдал её Монгобори. Ему она во всём подчинялась, так же как прежнему мужу, и поэтому жизнь её текла спокойно, с ней хорошо обращались и никогда не наказывали. Она вела себя так, как её учили, и была убеждена, что всё, чего от неё требуют, правильно и справедливо, даже если ей самой хочется совсем другого. Но такой конформизм свойствен далеко не всем женщинам, многие пытаются бунтовать и проявляют немалое упорство.

В воспоминаниях А. Уэлс (об аборигенах острова Милингимби) упоминается молодая женщина, которая была четвёртой младшей женой уважаемого всеми мужчины средних лет. Она никогда не скрывала, что её симпатии принадлежат другому мужчине из той же группы, и неоднократно убегала с ним. Её всякий раз находили и били. Она недолго бывала грустной, "в ней было много стойкости", и её не покидала надежда рано или поздно добиться своего. 

В том же источнике рассказана история одной женщины. Однажды, занимаясь какими-то домашними делами, А. Уэлс услышала громкие возбуждённые крики: "Мурри йинди! Мурри йинди!" (Несчастье! Несчастье!). Все обитатели лагеря - женщины с маленькими детьми на плечах, подростки, молодые мужчины со связками копий и старшие опытные воины - бегут в одном направлении и все кричат. Похоже, что действительно произошло несчастье, но ни у кого нельзя добиться ответа. На вопрос: "В чём дело?", наконец, одна женщина бросает на ходу: "Эта Дамада! Эта Дамада убежала с чужим мужчиной!" Найти Дамаду не удаётся, но вечером она сама возвращается в лагерь, где оставались трое её детей. Оказывается, она убегала от мужа уже много раз. Все сходятся на том, что её следует убить. Но вмешивается миссионер и прячет женщину в своём доме. Проходит некоторое время, возмущённые соплеменники несколько успокаиваются. Пострадавший муж и его родственники обращаются к миссионеру с просьбой выдать Дамаду, они обещают не убивать её, а наказать "по-христиански": решено на неделю отправить её вместе с детьми на необитаемый островок неподалёку от Милингимби. Через неделю всех четверых привозят обратно: и дети, и женщина здоровы, сыты и веселы, потому что Дамада прекрасно умеет находить пищу и никогда не унывает. После этого она убегала ещё несколько раз (и возвращалась к детям), наказания не останавливали её, но однажды с ней расправились так, что она осталась искалеченной навсегда".

Отходняк вакханок.

Lawrence Alma-Tadema (Nederland/British, 1836 — 1912) Women of Amphissa.1888. United States. Sterling and Francine Clark Art Institute.

Сюжет полотна "Женщины Амфиссы" отсылает зрителя к истории, которая была записана в первом веке греческим историком Плутархом в сочинении "О доблести женской":

"Когда фокидские тираны захватили Дельфы и Фивы вели с ними войну, получившую название Священной [Третья Священная война 356—346 гг. до н. э.], справляющие дионисийские священные игрища женщины, так называемые вакханки, в исступлённом ночном блуждании, не замечая того, оказались в городе Амфиссе. Утомлённые и ещё не владеющие полнотой сознания, они улеглись где пришлось на площади и погрузились в сон. В городе, который состоял в союзе с фокейцами, находилось много их воинов, и амфисские женщины, опасаясь какого-либо бесчинства с их стороны, сбежались на площадь, окружили спящих вакханок и молча охраняли их, а когда те пробудились, оказали им всю необходимую помощь, принесли еду и наконец, с разрешения своих мужей, проводили их до границы". 
 

О культе Святой Смерти в Мексике.

Вчера на телеканале EuroNews рассказывали про "разборки" наркокартелей в Мексике и показывали трупы людей на улице. В связи с чем я вспомнил про мексиканский культ Санта Муэрте, культ Святой Смерти.  

На первый взгляд, это вроде бы народный культ, чем-то напоминающий культ Святой Девы Марии Гваделупской. Но это только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении, между культом Девы Марии и культом Санта Муэрте различие примерно такое же, как между Константином Крыловым и каким-нибудь скинхедом, который два слова связать не умеет и может лишь рожи бить. Вроде бы, оба - националисты, но отличаются друг от друга как небо от земли.

Есть такая поговорка: не всё то золото, что блестит. По аналогии можно сказать, что не каждый культ является матриархальным, в центре которого находится женское божество. Культ Святой Смерти - точно не матриархальный.

Одни говорят, что Санту Муэрте раньше якобы называли Миктлансиуатль (ацтекская богиня смерти, которая, вместе со своим мужем Миктлантекутли, правила преисподней, Миктланом).

Другие возводит происхождение культа Санта Муэрте к средневековой Западной Европе. Так, мексиканский антрополог Катя Пердигон Кастанеда (Katia Perdigón Castañeda) заявляет: "Концепция фигуры Смерти, её иконография и отображение в культе Санта Муэрте, без сомнения, теснее связана с победившим иудео-христианством (в данном случае с католицизмом), нежели с позабытыми и неслышными голосами побеждённых, то есть коренных народов Мексики." 

Да, безусловно, образ Святой Смерти напоминает всем нам знакомый образ костлявой Смерти с косой, какой она изображается со времён "чёрной смерти" в Европе. Но, как бы там ни было, это в конце концов не столь важно. Важно другое: в стране, среднестатистический гражданин которой имеет не больше восьми классов образования, и где криминогенная обстановка принимает колоссальные масштабы, основную массу верующих составляют те, кто «ходит по краю» мексиканских и американских законов. В пенитенциарных учреждениях Мексики, Техаса и Калифорнии культ Костяной Дамы распространён настолько широко, что кое-где она стала лидером по числу поклонников, обогнав даже Деву Марию Гваделупскую. 


Замечания о "матриархате" в Южной Аравии.

Более ста лет назад в работе, которая остаётся фундаментальной, хотя и спорной в своей теоретической части и в общности некоторых выводов, Робертсон Смит утверждал, что матрилинейная система происхождения была до ислама "универсальным правилом в Аравии". 

Это явление присутствует по всей Аравии: среди набатейцев, на востоке полуострова, в южной Аравии. Доисламская поэзия даёт нам свидетельства такого рода происхождения: кунья, образованная с помощью umm, наряду с куньей с ab, для мужских персонажей, является известным примером. Для южной Аравии — два текста Fa 3 и Fa 76 представляют большой интерес для нашей темы; в каждом из этих текстов сабейский царь постановляет, чтобы определенное количество людей из определенной семьи было включено в более крупную племенную группу. Наиболее примечательным в этой процедуре является тот факт, что одновременно с тем, как мужчины, которые должны стать частью большой группы, обозначаются по имени "со своими братьями, сыновьями и родственниками", такое же заявление делается и для женщин, которые упоминаются по имени "со своими сестрами, дочерьми и родственниками". 

Три южноаравийские надписи, похоже, указывают на возможность матрилокального проживания (относится к способу проживания молодоженов, согласно которому жених или муж приезжает жить в семью своей жены) супружеской пары. В одном случае (Ir 24) мужчина благодарит божество за то, что ему было даровано право жениться (hkrb) и поселиться в доме (hkll) жены. F.L. Beeston считает: "Это вряд ли стоило бы упоминать , если бы речь шла о том, что невеста неизменно переезжала в дом своего мужа. Из этого следует сделать вывод, что довольно часто встречались случаи уксорилокального (тип проживания супружеских пар, когда место жительства определяется местом жительства жены) брака, когда невеста оставалась в семье, в которой родилась" (Beeston, p. 11). 

Некоторые набатейские посвящения в гробницах в Мадаин-Салихе, в северном Хиджазе, подчеркивают независимое экономическое положение женщин, которые могли иметь гробницы с монументальным фасадом, высеченные в скале, и использовать их для себя и своих дочерей. В южной Аравии женщины также строили здания и делали посвящения божествам, чтобы испросить милости, не ограничивающиеся только семьей. Два структурно схожих текста о финансовой независимости женщин представляют большой интерес, и, возможно, стоит привести их почти полностью.


«Abirathad, (из рода ) Zawr , дочь banû Thagr , построила и завершила башню Yafac и гробницу Rabakh с помощью своего мужа Azbar и его сыновей, бану Zawr». Женщина, состоящая в браке с мужчиной - Azbar из семьи Zawr - строит башню с финансовой помощью мужа, но в основном за счет собственных средств.


 "Khâlhamad (из рода) de Gâlidân , дочь Ibn Hanz , основала и завершила дом Табъ , и помогла своим (двум) мужьям, Sharh и Sha'b , и их сыновьям, banû Gâlidân , тысячей (монет)-балат, чтобы они были выкуплены из (их) уз зависимости (...)". Женщина, состоящая в браке с двумя мужчинами (двумя братьями?) из рода Gâlidân , строит дом и помогает своим мужьям материально, тысячей монет, пока не исчезнет долг. 

Источник.

06 февраля 2022

"Священный" матриархат.

"Истинный бхакта узнаёт Мать под любой маской, в любой одежде".


Это ещё одно напоминание о том, что вне культурного контекста нет и не может быть никакого матриархата. Матриархат возможен лишь в "священном" антураже, и в этом смысле он чем-то напоминает средневековую куртуазную любовь.

Полигиния как основная причина конфликтности в архаических обществах.

О. Ю. Артёмова называет многожёнство и браки с большой разницей в возрасте основными причинами высокой конфликтности общества австралийских аборигенов. "Отношения между людьми у австралийцев в немалой степени осложняются практикой полигинии и таких браков, при которых мужчина на 23 - 30 или даже 40 лет старше жены. Благодаря этим обычаям в общинах аборигенов всегда имеется некоторое количество молодых неженатых мужчин, а также молодых женщин, которым замужество не приносит удовлетворения или которым оно в тягость" (с. 77).

австралийские аборигены

Благодаря этим патриархальным обычаям, австралийских туземцев можно назвать дикарями, без всякого преувеличения. Так как такие обычаи низводят человеческие общества на один уровень с обезьянами. У приматов есть доминантные и подчинённые самцы, есть своя "вертикаль власти" с альфа-самцом во главе. Именно он имеет право первым приступать к трапезе и спариваться с любыми самками, которые ему приглянулись. Доминирующий самец может не заботиться о еде, так как он всегда способен отнять её у сородича. Ему не нужно делать себе постель на ночь, потому что гораздо проще выгнать другую обезьяну из уже готового лежбища. Альфа-самец ревниво следит за самками из своего гарема, строго-настрого запретив им "давать" молодым самцам, из-за чего бедняги пробавляются онанизмом и гомосексуальными отношениями друг с другом. Конечно, при каждом удобном случае, как только "альфач" отвернётся или зазевается, молодые "горячие" парни приматы норовят "покрыть" какую-нибудь самку из его гарема, из-за чего у них в там в джунглях случаются побоища и смертоубийства, прямо как у австралийских аборигенов.

Об "осцилляции" семейно-брачных отношений в пределах одного общества.

Это кадр из фильма "Женитьба" (1977) по одноимённой пьесе Н. В. Гоголя. Бесподобную экранизацию создал гениальный режиссёр Виталий Мельников, автор таких культовых фильмов, как "Начальник Чукотки", "Старший сын" и "Отпуск в сентябре". 

"Женитьба" — фильм совершенно "матриархальный", в том смысле, что, по сюжету, сваха приводит к невесте, купеческой дочери Агафье Тихоновне, несколько женихов и она сама должна сделать выбор. 
 

 
 
Я напомню, что право выбора супруга из нескольких женихов является одним из признаков матриархального общества. 
 
Была ли Россия XIX века матриархальным обществом? — Конечно же нет! Но, наверно, такие случаи имели место быть в России, - не высосал же из пальца Гоголь всю эту историю!
 
Это говорит о том, как рискованно по одной отдельно взятой семье судить обо всём обществе. В предыдущей записи "К вопросу о матриалинейности фермеров Старой Европы" говорилось о том, как учёные по погребениям одной "большой семьи", жившей примерно с 3690 до 3620 гг. до н.э., пытаются реконструировать семейные и общественные отношения фермеров эпохи неолита в Великобритании. А вдруг та "большая семья" была вовсе не характерной для окружающего общества? А что если отношения в той семье были столь же эксцентричными, как в пьесе Н. В. Гоголя?
 
Б. Малиновский, характеризуя отношения между мужьями и жёнами Тробрианских островов, ссылается на большое количество фактов самого различного характера. Среди них имеются сообщения о таких семьях, в которых мужья приходят в ярость при малейшем неповиновении жён и женщины постоянно ходят с травмами и шрамами, и о таких, в которых мужчины во время длительных переходов несут на руках своих старых ослабевших жён, не желая расставаться с ними, хотя обычай и позволяет оставить их. 
 
Да, в обществе всегда доминируют какие-то тенденции, но есть много людей, которые не плывут по течению, в общем направлении. Даже в Третьем рейхе такие были.
 
На снимке, предположительно, Август Ландмессер (August Landmesser), отказавшийся поднять руку в нацистском приветствии.
 

К вопросу о матриалинейности фермеров Старой Европы.

"Учёные секвенировали геном 35 человек, относящихся к пяти поколениям семьи, захороненной в Хэзлтон-Норт, гробнице эпохи неолита в Великобритании. Исследование позволило впервые в истории воссоздать генеалогическое древо доисторического клана, который жил на острове 5700 лет назад. Было установлено, что они в равной степени считали важным родство и по женской, и по мужской линии. 

Погребение представляет собой массивную каменную пирамиду, длиной 50 м, в живописном районе Котсуолд, к западу от Оксфорда. На основе радиоуглеродного датирования было выяснено, что эта пирамида использовалась для захоронений на протяжении 70 лет, примерно с 3690 до 3620 гг. до н.э. По словам археологов и генетиков, проводивших исследование, среди всех похороненных там людей, 27 были близкими родственниками.

Исследователи обнаружили, что, хотя отцовство (по крови или по закону) определяло принадлежность к сообществу, тела в гробнице обычно располагались в соответствии с их родственными связями с жёнами "Иакова". Потомки двух жён были похоронены в южных камерах гробницы, в то время как отпрыски двух других были упокоены в северных камерах, что означает, что структура семьи определила архитектуру гробницы. Это говорит о том, что эти люди знали, кем были их предки по материнской линии четыре поколения назад, и что это чувство принадлежности имело какое-то глубокое значение после смерти и, возможно, в жизни. 

Крис Фаулер, археолог из Университета Ньюкасла, и ведущий историк исследования, отмечает, что один из вопросов, на который предстоит ответить в будущем, заключается в том, насколько эта картина отражает семейную жизнь всех фермеров эпохи неолита в Великобритании и за её пределами. По словам археолога, несмотря на то, что можно предположить, будто эта социальная структура существовала повсюду в Котсуолд-Северн, это может быть неверно для других народов, построивших аналогичные группы памятников в Англии, Ирландии и Шотландии" (Источник).

Ну, как говорится, поживём — увидим. Пока же достаточно и того, что 3600 лет до н. э. на Британских островах существовали экзогамные браки, - обычай, совершенно чуждый в патриархальной иудейской культуре. И родство у фермеров эпохи неолита велось по материнской линии, что тоже противоречит патриархальному библейскому родословию:


   

Священная роща в храмовых колоннах.

Ф. Ф. Зелинский говорит, что древнегреческий храм "вырос и развился из священной рощи: сначала сплетали беседку из её деревьев, образуя навес для кумира (этот обычай, упоминаемый ещё Гомером, в некоторых культах уцелел до позднейших времён); затем сочли более надёжным строить между деревьями небольшую "хорому", а затем хорому с окружающими деревьями претворили в виде полукаменного или каменного здания — получилась "целла" с колоннадой, всем известная, простая, но величавая и пленительная форма "греческого храма". 

В этом смысле, колонны древнегреческого храма представляются собой ту же священную рощу, только сделанную из камня.

храм Афродиты в Турции

Кстати, тут припоминается и древнеславянский обряд кумления (посестринство). В этом обряде особую роль играла берёза. По традиции, для проведения обряда девушки и женщины шли к берегу реки, водоёма или в лес, где протекал ручей, и выбирали одиноко стоящую "плакучую" берёзку. Берёза плакучая считалась деревом особым - её иногда называли "навьим деревом", то есть деревом мёртвых. Её сок, почки, кора, древесина и листья никогда не использовались для лекарственных целей, но только для магических. Верили, что это дерево имеет связь с нижним миром, что его любят русалки, они с берёзы спускаются, на берёзах качаются. Вокруг берёзы очерчивался магический круг (его мог заменять и девичий хоровод), и под пение обрядовых песен девушки украшали её бусами и лентами, а чтобы угодить русалкам, которые очень любят качаться на ветвях берёзы, сплетали ветви в венки. Происходило «завивание» - связывание верхушек двух молодых берёзок (при этом они нагибались) или же заплетание-закручивание древесных берёзовых веток в кольца. Отсюда, кстати, и пошло выражение «берёзу заломати».

Здесь, скорее всего, речь идёт о создании временного святилища из связанных ветвей нескольких рядом стоящих берёзок. В этих "шатрах" девушки "кумились" с русалками и между собой:

«Кумушка, голубушка,
Серая кукушечка!
Давай с тобой, девица,
Давай покумимся!
Ты мне кумушка,
Я тебе голубушка!
Горюшко размыкаем!
Будешь мне помощница,
Рукам моим пособница!»

Главный изъян "ницшеанства".

"Призывы к равенству и скромности – орудие слабых в их борьбе против сильных. Ими бездари, объединившись, всегда пытались поколебать позиции наиболее достойных и талантливых. Победившие в жизненной борьбе не нуждаются в равенстве. Его требуют побеждённые, оказавшиеся внизу, чтобы сбросить тех, кто находится наверху. Но стоит свергнуть их, как проповедники равенства немедленно забывают о нём, пытаясь стать над обществом" (Фридрих Ницше). 

Здесь, в концентрированной форме, выражена вся суть т. наз. "ницшеанства". Оно в высшей степени животно-биологично. Оно рассматривает человека как биологическую особь и полностью игнорирует дух. Человеческие сообщества рассматриваются как волчьи стаи. У волков есть вожак, а у людей есть "фюрер". Призывы к равенству в волчьей стае неуместны и даже вредны, так как вожак становится таковым в результате естественного отбора и все другие самцы в стае заведомо хуже него. Но, спрашивается, в результате какого отбора оказывается у власти тот или иной правитель в человеческих обществах? Он что, самый лучший представитель своего этноса? Никак нет. Взять, например, бывшего советского генсека Никиту Хрущёва.

Ни особым умом, ни внешностью, ни физической силой, ни моральными качествами он не блистал, ничем особо не выделялся среди серой массы русских мужиков, он и выглядел как самый обыкновенный мужик. И такие "мужики" во власти — явление вполне обычное и привычное в истории. Читаем в Википедии: "Иоа́нн (Джон) Безземе́льный — король Англии. Его правление считается одним из самых катастрофических за всю историю Англии — оно началось с завоевания Нормандии французским королём Филиппом II Августом и закончилось гражданской войной, почти свергшей его с трона (за свои поражения он получил ещё одно прозвище «Мягкий Меч», Softsword). В 1213 году он признал Англию вассалом Папы римского, чтобы закончить раздор с католической церковью, а в 1215 году восставшие бароны заставили его подписать Великую хартию вольностей, из-за чего Иоанн более всего и стал известен. Некоторые историки считают, что правление Иоанна было не лучше и не хуже царствований Ричарда I и Генриха III. Тем не менее репутация Иоанна была настолько плоха, что с тех пор ни один английский монарх не называл своих наследников этим именем (оно впоследствии стало считаться несчастливым и в правящих династиях Шотландии и Франции)" (Источник).

Значит, если послушать Ницше, то английские "бездари"-бароны восстали, чтобы "поколебать позиции наиболее достойных и талантливых". В этом-то и заключается чудовищный изъян концепции Ницше, что он не замечает (или не желает замечать) того факта, что "победившие в жизненной борьбе" не блещут талантами, а, наоборот, часто являются умственными "лилипутами". Да, среди правителей иногда встречаются талантливые люди, но их пропорция среди правителей ничем не отличается от пропорции талантов в уличной толпе, и, в общем, они попадают на политический "олимп" чисто случайно. Надо бы Ницше зарубить себе на носу, что до тех пор пока в человеческих обществах не будет отбора самых лучших людей во власть, во власти будут находиться далеко не самые лучшие люди. При таком раскладе Ницше пытается убедить нас, что король одет в прекрасные одежды (см.: Символика наготы и одежд), а мы видим его голым. С Ницше можно было бы согласиться, если б каждый правитель был как махатма Ганди, но, увы, подавляющее большинство правителей Ганди и в подмётки не годятся.

05 февраля 2022

Матёрая природа порождает матриархат (сильных женщин).

Просматривая ленту друзей, я обратил своё внимание на нижеследующее сообщение:

👩🏼"В большинстве общин был патриархальный уклад, но у саамов Кольского полуострова был матриархат: считалось, что у женщины более сильная душа. Она решала все бытовые и общественные вопросы, имела бойкий нрав, у нее могло быть несколько мужей. В отличие от других племен, женщины могли быть и шаманами — нойдами" (Источник).


И немного дальше мне встретилось похожее сообщение:

"... город Кола – исторический центр Кольского полуострова. <...> Кола исторически была территорией матриархата, т. к. колянки выделялись среди жительниц крайнего Севера своей энергичностью и самостоятельностью. Писатель С. В. Максимов отмечал: «Тамошние женки так умудрились и освоились, что любая удачлива в рыбачестве, неустрашима и ловка в управлении рулём и парусом на морских промыслах». Многие сами руководили хозяйством, ходили на своих судах по торговым делам в Норвегию" (Источник).

Вот она, матриархальная Арктида! Не умственно-спекулятивная Арктогея Германа Вирта, а вполне реальная и осязаемая, находящаяся в историческом и этно-культурном контексте. Тут надо ещё отметить, что поморы были выходцами из Великого Новгорода, а средневековый Новгород, по сравнению с ордынской Москвой, отличался демократичностью и женским равноправием.
 

О "кукольном театре" архаических обществ.

О. Ю. Артёмова пишет в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытном обществе" (с. 70):

"Во многих племенах [австралийских аборигенов] существует сугубо женский вид необрядового творчества — первобытный аналог кукольного театра. Примитивные подобия кукол изготовляются из воска или глины, сплетаются из верёвок или соломы, иногда вырезаются из листьев. Каждая фигура символизирует какой-то персонаж из традиционного фольклорного рассказа или только что сочинённой истории. Быстро переставляя их на земле, женщины как бы иллюстрируют пересказываемые ими повествования".

По-моему, тут имеется сходство с антропоморфными фигурками из неолитического поселения Stubline культуры Винча, о которых говорилось в моих записях: Игрушки-"солдатики" или терафимы?, К вопросу об интерпретации фигурок из Stubline, Возвращаясь к фигуркам из Stubline и Об интерпретации Ильи Палагуты фигурок из Stubline и Снова возвращаясь к фигуркам из Stubline.


Почему бы не предположить, что фигурки из Stubline тоже были в своё время фигурками "кукольного театра"? И, может быть, тот "театр" эпохи неолита отчасти напоминал позднейшие средневековые мистериальные кукольные представления, в которых обыгрывались разные эпизоды из Ветхого и/или Нового Завета. Носители культуры Винча имели свои мифы, свои "священные истории", которые могли разыгрываться в присутствии, например, детей.

Австралия и Египет: два "полюса" социальных трансформаций.

"Рассматривая религиозные представления аборигенов [Австралии], Э. Дюркгейм, а позднее У. Уорнер высказали мнение, что у аборигенов мужчины воспринимаются как "священные", а женщины - как "земные". В разделе своей книги, который называется "Мужское и женское начала как основополагающие принципы социальной организации, выраженные в обрядах", У. Уорнер пишет: "Мужское начало теснейшим образом переплетено с понятием ритуальной "чистоты", а женское начало столь же неразрывно связано с представлениями о "нечистоте"; первое понятие равносильно понятию "священного", второе - понятию "земного". Эта дихотомия полов, выражавшаяся в представлениях о "священных" и "земных" членах групп, в свою очередь неразрывно связана с таким принципом человеческих отношений, как суперординация и субординация (главенство и подчинение)", - говорит О. Ю. Артёмова в своей монографии "Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине" (с. 67).    

Это как раз в продолжение статьи Австралийские мужчины и женщины как "брахманы" и "шудры".

Хотя, как указывает сама О. Ю. Артёмова, далеко не все этнографы разделяют эту точку зрения о делении мужчин и женщин у аборигенов на "священных" и "земных", допустим, что так оно и есть. Но здесь сразу же возникает вопрос: можно ли эту картину считать универсальной для всех первобытных обществ? В записи Австралийские "старообрядцы" я высказал своё предположение о том, что сами аборигены в Австралии оказались своего рода "исключением из правила", и поэтому их представления ни в коей мере нельзя автоматически переносить на, допустим, евразийские архаические общества эпохи палеолита. О том, что в других местах нашей планеты в древности могло быть иначе, и даже совсем наоборот, свидетельствует, например, искусство Древнего Египта. Цитирую:

"В белом цвете египтяне видели символ чистоты и святости. Именно в белых одеждах изображается Душа умершего на Суде Осириса, произносящая знаменитую Исповедь отрицания: «Я не делал худого людям. Я не был жесток с близкими. Я не подменял Правду Неправдою. Водам текущим я путь не пытался закрыть. Не потушил я огня, что гореть был назначен. Проявлению Божьему я не мешал. Я чист! Я чист! Я чист!..»

Белый цвет символизировал Душу, прошедшую через двери испытаний в этой и в той жизни и готовую к встрече с Божественным. Это образ человека чистого настолько, чтобы пропускать через себя Духовный Свет. На стенах гробниц мы видим изображение не физического облика людей, а их Ка — светящихся двойников в белом облачении. Белый не только обозначает чистоту, но и дарует очищение всему, с чем соприкасается. Особый ритуальный смысл имел белый цвет для жречества: для церемоний предназначались белые одежды и сандалии, из белого алебастра делались многие ритуальные предметы (чаши и сосуды, канопы и столы для бальзамирования). Благодаря своему цвету в церемониях очищения и жертвоприношения использовалось молоко. Белый цвет стал обозначением освящённых вещей и особого, сакрального пространства.

Город Мемфис, священный город бога Птаха, древнейшую столицу Египта, египтяне называли «Белые стены». В настенных росписях гробниц и храмов (например, в гробнице Нефертари) можно встретить фрески на белом фоне — это тоже подчеркивает ритуальную чистоту и ставит изображаемое над земной реальностью, над временем. 

Белый — это цвет одежд бога Осириса, владыки мира иного, а также бога Птаха, «Ваятеля земли». В этом аспекте белый — изначальный цвет, рождающий все остальные цвета спектра, — говорит о полноте неземной власти" (Источник). 

Осирис в белых одеждах

И вот что примечательно: у древних египтян (а также у крито-минойцев и этрусков) именно женщины изображались светлокожими. 

Рахотеп и Нофрет