Это кадр из фильма "Женитьба" (1977) по одноимённой пьесе Н. В. Гоголя. Бесподобную экранизацию создал гениальный режиссёр Виталий Мельников, автор таких культовых фильмов, как "Начальник Чукотки", "Старший сын" и "Отпуск в сентябре".
"Женитьба" — фильм совершенно "матриархальный", в том смысле, что, по сюжету, сваха приводит к невесте, купеческой дочери Агафье Тихоновне, несколько женихов и она сама должна сделать выбор.
Я напомню, что право выбора супруга из нескольких женихов является одним из признаков матриархального общества.
Была ли Россия XIX века матриархальным обществом? — Конечно же нет! Но, наверно, такие случаи имели место быть в России, - не высосал же из пальца Гоголь всю эту историю!
Это говорит о том, как рискованно по одной отдельно взятой семье судить обо всём обществе. В предыдущей записи "К вопросу о матриалинейности фермеров Старой Европы" говорилось о том, как учёные по погребениям одной "большой семьи", жившей примерно с 3690 до
3620 гг. до н.э., пытаются реконструировать семейные и общественные отношения фермеров эпохи неолита в Великобритании. А вдруг та "большая семья" была вовсе не характерной для окружающего общества? А что если отношения в той семье были столь же эксцентричными, как в пьесе Н. В. Гоголя?
Б. Малиновский, характеризуя отношения между мужьями и жёнами Тробрианских островов, ссылается на большое количество фактов самого различного характера. Среди них имеются сообщения о таких семьях, в которых мужья приходят в ярость при малейшем неповиновении жён и женщины постоянно ходят с травмами и шрамами, и о таких, в которых мужчины во время длительных переходов несут на руках своих старых ослабевших жён, не желая расставаться с ними, хотя обычай и позволяет оставить их.
Да, в обществе всегда доминируют какие-то тенденции, но есть много людей, которые не плывут по течению, в общем направлении. Даже в Третьем рейхе такие были.
Комментариев нет:
Отправить комментарий