07 февраля 2022

О культе Святой Смерти в Мексике.

Вчера на телеканале EuroNews рассказывали про "разборки" наркокартелей в Мексике и показывали трупы людей на улице. В связи с чем я вспомнил про мексиканский культ Санта Муэрте, культ Святой Смерти.  

На первый взгляд, это вроде бы народный культ, чем-то напоминающий культ Святой Девы Марии Гваделупской. Но это только на первый взгляд. При ближайшем рассмотрении, между культом Девы Марии и культом Санта Муэрте различие примерно такое же, как между Константином Крыловым и каким-нибудь скинхедом, который два слова связать не умеет и может лишь рожи бить. Вроде бы, оба - националисты, но отличаются друг от друга как небо от земли.

Есть такая поговорка: не всё то золото, что блестит. По аналогии можно сказать, что не каждый культ является матриархальным, в центре которого находится женское божество. Культ Святой Смерти - точно не матриархальный.

Одни говорят, что Санту Муэрте раньше якобы называли Миктлансиуатль (ацтекская богиня смерти, которая, вместе со своим мужем Миктлантекутли, правила преисподней, Миктланом).

Другие возводит происхождение культа Санта Муэрте к средневековой Западной Европе. Так, мексиканский антрополог Катя Пердигон Кастанеда (Katia Perdigón Castañeda) заявляет: "Концепция фигуры Смерти, её иконография и отображение в культе Санта Муэрте, без сомнения, теснее связана с победившим иудео-христианством (в данном случае с католицизмом), нежели с позабытыми и неслышными голосами побеждённых, то есть коренных народов Мексики." 

Да, безусловно, образ Святой Смерти напоминает всем нам знакомый образ костлявой Смерти с косой, какой она изображается со времён "чёрной смерти" в Европе. Но, как бы там ни было, это в конце концов не столь важно. Важно другое: в стране, среднестатистический гражданин которой имеет не больше восьми классов образования, и где криминогенная обстановка принимает колоссальные масштабы, основную массу верующих составляют те, кто «ходит по краю» мексиканских и американских законов. В пенитенциарных учреждениях Мексики, Техаса и Калифорнии культ Костяной Дамы распространён настолько широко, что кое-где она стала лидером по числу поклонников, обогнав даже Деву Марию Гваделупскую. 


Согласно мнению Э. Чесната, автора монографии о культе «Посвящённые смерти», культ Святой Смерти «является одним из наиболее быстро растущих новых религиозных движений в обеих Америках». Считается, что Санта Муэрте  помогает там, где другие святые бессильны. Зачастую, люди отказываются от помощи Церкви, ссылаясь на то, что она только поучает, а не помогает. Зато Святая Смерть не делает исключения ни для кого – перед ней все равны: и проститутка, и бизнесмен, и полицейский, и продавец пиратских дисков, и политик, и даже наркоторговец. Вот, что рассказывают местные: «Она просто помогает, а не тыкает тебя носом в твои грехи».

В последнем замечании кроется секрет популярности Санта Муэрте: люди не хотят меняться к лучшему, но при этом желают тешить себя мыслью, что в вонючем сортире, в котором они живут, присутствует какое-то божество, которое может сделать комфортным их пребывание в сортире. 

Тут чувствуется параллель с современным протестантизмом, который, как известно, является противником католических "добрых дел" и ратует за "спасение по вере". От человека ничего не требуется, кроме веры. Лейтмотив баптистской проповеди - «Приди к Христу такой, как есть». И баптисты поют на своих собраниях:

"Таков, как есть, слепой и бедный,
Добра не находя в себе,
За верой, зреньем и прощеньем,
Христос, я прихожу к Тебе!"

Никакого подвижничества, никакой святости не требуется, - приди к Иисусу "таков, как есть", со всеми "тараканами" в голове и всеми "змеями" на сердце. Баптистское "спасение" достигается "в два притопа, три прихлопа". А как же все труды и подвиги св. Франциска Ассизского?! Баптисты считают себя выше Франциска; он ничего не понимал в христианстве, зато они всё прекрасно понимают. Живут по мирским понятиям "купи-продай" (купи товар подешевле и продай его подороже), и мнят себя выше православных монахов-отшельников, живущих вдали от мира.

В общем, культ Санта Муэрте - это очередная религиозная профанация, та самая подделка под религию, которую можно назвать "опиумом для народа", соглашаясь с определением Ленина.

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий