07 апреля 2022

О культурной "прошивке" человека.

Леонид Каганов пишет:

"Как психолог и программист, я абсолютно уверен, что все люди — звери. У них от природы установлены все звериные драйвера, чтобы убивать, насиловать, грабить, мучить, унижать и получать от этих поступков удовольствие. Если младенца вырастить в социальном вакууме, он не научится ни думать, ни разговаривать, ни делиться яблоком с другом. Всё это — сложная прошивка версии «Цивилизация XX/XXI». С прошивкой не рождаются, прошивка долго и упорно инсталлируется в мозг с младенчества в процессе воспитания. У большинства людей прошивка держится на всё тех же глубинных инстинктах — больше ей просто не на чем зацепиться за мозг. Держится культурная прошивка за счёт того, что она тупо выгодна — доходна, безопасна, одобряема обществом, полезна для твоих детей. Ты украл в трамвае мобильник — ты, сука, вор, тебя штрафуют, сажают в тюрьму, и твоя мать на суде плачет от стыда перед соседями, что так плохо воспитала сына. Поэтому 90% людей в любой стране мира не воруют в трамвае мобильники, искренне полагая, что они благородные и честные. Хотя на самом деле — просто люди, которым с детства вдолбили, что воровать плохо. А если бы вдолбили, что украсть у неверных геройство, — они бы воровали у неверных, и считали бы себя героями. В популяции нет мутантов, у которых заповеди «не убей, не укради» вписаны в базовый рефлекс при рождении, все мы работаем под управлением прошивки" (Источник).


Я, в принципе, согласен с этим мнением, тем более что и сам, говоря о человеке, многократно обращался к феномену "маугли". Не согласен я лишь с формулировкой "прошивки" версии «Цивилизация XX/XXI». Потому что в версии «Цивилизация XX/XXI» нет ничего принципиально нового, чего бы не было в более ранних версиях "прошивки" (Лев Толстой не даст соврать). Если взять народонаселение Европы, то оно уже 2000 лет живёт с христианской "прошивкой". Но люди жили на Земле и до Христа. Причём, в некоторых обществах людям удавалось жить без войн и конфликтов на протяжении многих поколений. Это значит, что, например, в неолитическом обществе Чатал-Хююка имелась своя мощная "прошивка". И вот что поразительно: судя по всему, та древняя "прошивка" была гораздо более совершенной, чем "прошивка" версии «Цивилизация XX/XXI». В том числе и по этой причине меня привлекает матриархат. Как им удавалось жить в мире тысячелетиями? - задаюсь я вопросом. Ответ на этот вопрос архиважен для выживания человечества на нашей планете. И я, со своей стороны, делаю посильный вклад в решение этого вопроса. 

P.S. Да, и замечу ещё, что на девочек культурная "прошивка" устанавливается, как правило, легче и быстрее, чем на мальчиков (спросите у педагогов). И потом, когда мальчики вырастают и становятся взрослыми, у них "прошивка" "глючит" и слетает чаще, чем у девочек (В России чаще всего преступления совершают мужчины (84,4%)).  

06 апреля 2022

“Силушка” - она грешна. Без “силушки” - что поделаешь? (В. Розанов).

В недрах Солнца, при чудовищной температуре, как в адском пекле, кипит-бурлит магма, расщепляются атомы и высвобождается колоссальная энергия. Небольшая часть той энергии обогревает Землю и даёт жизнь растениям. Растения накапливают свою массу из солнечного света [1]. Значит, они являются "аккумуляторами" той самой энергии, извергающейся из адского пекла.

Бычок поедает травку и наполняется энергией Солнца. Эта энергия в нём бурлит, бьёт ключом, фонтанирует через край, и он залезает на корову, "покрывая" её. Не будь той энергии - не было бы в нём и "силушки", чтобы "подмять" под себя самку. Без "силушки"-то и член не встанет. Так что, "силушка" эта - она со "грешком", ибо источник её - в адском пекле Солнца.

Кстати, в различных эзотерических традициях Солнце изображается в виде льва.

И ап. Пётр предупреждает: "Будьте осторожны и бдительны, братья мои, потому что ваш враг дьявол, как рыкающий лев, пытается пожрать вас" (1 Петра 5:8). 

Очередная порция афоризмов.

Мой бложик для меня как та "соломинка", за которую хватается утопающий. Если божинька на том свете станет катить на меня бочку, я покажу ему свой бложик и скажу, что душа моя всегда тянулась к Красоте и Правде.

1. «Высота культуры определяется отношением к женщине»

Максим Горький
 
2. «Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами – он будет стремится к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнёт вздыхать по изысканному. Позвольте ему получать изысканное – он возжаждет безумств. Одарите его всем, что он пожелает – он будет жаловаться, что его обманули, и что он получил не то, что хотел» (Эрнест Хемингуэй).
 
3. Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
 
(Плиний Младший)
 
 
4. Не следует оспаривать чужих мнений: надо помнить, что если бы мы захотели опровергнуть все нелепицы, в какие люди верят, на это не хватило бы и Мафусаилова века.

Артур Шопенгауэр
 
 
5.

6. Согласитесь со мной, что нужна немалая смелость, чтобы не шагать в ногу с социумом, а утвердить свою собственную индивидуальную жизнь как мерило всего остального.

Евгений Головин, Приближение к Снежной Королеве
 
7. 
Вот, кстати, ещё одна причина "охоты на ведьм": ведь "ведьма" означает "ведающая мать".
 
Тем более, что:
 
"Человек, который внутри себя начинает создавать свой собственный, независимый мир, рано или поздно становится для общества инородным телом, становится объектом для всевозможного давления, сжатия и отторжения".

Иосиф Бродский
[Интервью журналу Index on Censorship, 1972 г.] 

05 апреля 2022

Основная причина женской эмансипации.

Современное социально-бюрократическое государство взяло на себя часть извечных мужских функций – защиту (полиция, закон) и добычу (распределение соц. благ, рабочие места). Тем самым патерналистское государство стало своего рода "мужем" для женщин. Таким образом сложилась парадоксальная ситуация: в "патриархальном" государстве женщина легко может прожить и без мужа-"патриарха". Собственно говоря, женская эмансипация явилась неизбежным следствием появления современного государства.


 

04 апреля 2022

О конспирологии.

Я всегда критически относился ко всякого рода конспирологическим теориям заговора. Никогда не мог я поверить в то, чтобы евреи или какие-то масоны правили миром из "закулисья". Но, кажется, я уже готов поверить в то, что бюрократы всех стран объединились в одну глобальную суперкорпорацию. Приведу один лишь пример, но подобных примеров - несть числа. Когда в 2009 году президент Зимбабве Роберт Мугабе посредством сфальсифицированных выборов и открытых нападок на оппозиционную партию обеспечил себе ещё один срок пребывания в должности, в дело не вмешалось ни одно стороннее правительство. Как говорится, ворон ворону глаз не выклюнет.


Эх, жизнь моя, птичка-невеличка...

Эта картинка смотрится особенно мощно на фоне египетских пирамид.

Там - титанические труды, чтобы "увековечить" фараона. А тут - смиренное приятие тлена бытия.

На первый взгляд кажется, что гнилой могильный крестик - насмешка над жизнью человеческой. Но, а с другой стороны, по сравнению с вечностью деревянный крест ничем не отличается от пирамиды. Через миллиард лет от пирамид останется одна пыль. Через два миллиарда это место окажется под водой. Через 4 миллиарда лет наша галактика Млечный Путь столкнётся с галактикой Андромеды, и Солнце, если оно не "потухнет" к тому времени, может быть выброшено во "тьму внешнюю", где будет плач и скрежет зубов.

Тайна леопардовых шкур.

"[В Чатал-Хююке] Богиня-Мать часто изображается в сопровождении леопарда, или в одежде из леопардовых шкур, или символически в образе леопарда" (Источник). 

Вакханка. Артур Уордл.
 
«Миссионер, пожираемый ягуаром» работы колумбийского примитивиста Noé Leon (1907-1978)

03 апреля 2022

«Жизненная демократия» или всеобщая погибель?

"Уничтожение среды - результат хозяйственной, а правильней сказать, результат бесхозяйственной деятельности человека и, стало быть, результат однобоко развивающейся цивилизации, давно отказавшейся от услуг здравого смысла. Цивилизация сегодня - это индустрия обслуживания общества наркоманов, аппетиты которого растут по мере одурманивания. Культура, этика, нравственность - всё приняло подчинённую всепоглощающей страсти роль, всё стало предметом купли и продажи. Общество потребления превратилось в общество поглощения невосполняемых или трудновосполняемых природных ресурсов, с одной стороны, и обществом извращения своих моральных устоев - с другой. Конституции, права человека, утончённые законы - что толку от всей этой демократической бижутерии, если попирается право будущих поколений на существование в мире, который мы присвоили только себе и дотрёпываем его с безжалостностью безумца!

Только чудаки, которых никто не слышит, говорят сейчас о необходимости распределения ресурсов во времени; только блаженные от нищеты духа, по общему мнению, продолжают твердить о равных правах на жизнь одинаково как человека, так и всякой земной твари, волею эволюции и обстоятельств оказавшейся в зависимости от человека. Буддизм, пожалуй, больше, чем другие религии, обращает внимание на эти равные права, на эту «жизненную демократию» и учит обережению и даже поклонению дереву, воде, камню и траве, но и буддизм не сумел предостеречь человека от его инквизиторской роли по отношению к своему окружению. Мы вынуждены сегодня с удивлением, печалью и умилением оглядываться на доносящиеся сквозь века языческие верования наших предков, в темноте своей чутко понимавших взаимосвязь всего со всем и единокровность земного мира; философия предка, порождённая теплом и авторитетом создавшей его земли, мало расходилась с практикой, - и сколько бы ни казалась она нам сейчас примитивной или наивной, она обещала на веки вечные мир, а не войну, согласие, а не разбой в отношениях между человеком и природой. Маловразумительное существо, каковым с высоты времён представляется нам предок, было умнее, добрее и выгадливее, чем существо высокоорганизованное и высокоразвитое, какими мы себя считаем, употребившее свой разум на тотальное уничтожение пастбищ, с которых оно кормится. Если это разум, так что же такое безумие?!

Ещё сто лет назад эвенк на берегу Байкала творил молитву, перед тем как срубить дерево для получения тепла, прося прощения за погубленную жизнь. Русские в низовьях Индигирки возле Ледовитого океана всего только 15-20 лет назад всей общиной шли приветствовать вскрывшуюся ото льда реку и подносили подарки, задабривая таким образом свою благодетельницу.
У человека цивилизованного ничего подобного не осталось даже и в легендах. И лес, и вода превратились для него в сырьё, животворную силу которого он видит лишь сквозь очки выгоды. Величие и высоту своих ценностей человечество разменяло в азартной игре, страсть к ней становится фатальной, и ставки стремительно приближаются к тому, чтобы разыграть последнее - быть или не быть ему на грешной земле. Где тот дикарь, что падал на колени перед источником, благодаря небо и землю за спасительную влагу и видя в ней знак особой избранности и благословенности места, имеющего этот источник? Разве мы, пытающиеся спасти себя, втайне не тоскуем по этому дикарю, перед которым на началах его психологии и взглядов на мир открывались великие возможности оплодотворения будущего? Как, должно быть, радовалась его шагу земля, носящая его, и с каким вниманием вслушивалась она в голос его благодарений и клятв! 

Любовь к жизни.

Франциск Ассизский представляет собой чрезвычайно симпатичный образ католической святости. В него нельзя не влюбиться.

Св. Франциск Ассизский проповедует птицам

Он понимал Евангелие буквально. И если в Евангелии сказано Христом: «проповедуйте Евангелие всей твари», Франциск, ничтоже сумняшеся, проповедовал "благую весть" всем животным и птицам. У него все были "братьями" во Христе: и "брат" волк, и птички-"сестрички", и даже огонь он называл своим "братом" и не торопился залить водой тлеющий рукав своего подрясника, - пусть "брат" ещё немного поживёт...

Просто удивительное и поразительное благоговение перед чудом Жизни! Св. Франциск Ассизский похож на какого-то инопланетянина, который десятки или даже сотни лет летел в безжизненном космическом пространстве, прежде чем он оказался на Земле. Помню, в детстве я читал какой-то фантастический рассказ про марсианина, который прибыл на Землю и жил на нашей планете "инкогнито". Его "вычислили" по тому, как он мыл свои руки в ванной комнате: марсианин пускал очень тонкую струйку воды, потому что на Марсе воды очень мало и он привык относиться к ней как к величайшей ценности. 

Да, я считаю, что подлинная святость неразрывно связана с обретением т. наз. "космического сознания", когда человек преодолевает и рвёт все свои кровно-родственные, "местечковые", национальные связи и смотрит на мир как бы с высоты птичьего полёта, или даже ещё выше, глядя на Землю из космоса, "глазами Бога".

О евгенических "механизмах" матриархальных обществ.

"В эпоху раннего неолита (как, например, Чатал-Гуюк), очевидно, в процентном отношении было больше женщин, чем мужчин (это подтверждают раскопки)" (Источник).

Ну, такое вполне возможно, хотя и очень-очень труднодоказуемо. И к матриархату это имеет весьма условное отношение. Дело в том, что матриархат - это особого рода менталитет и вытекающий из него образ жизни, матриархат - он "в головах", а не в количестве лошадиных женских сил. В данном отношении весьма показательным является народность тода, проживающая в Голубых горах Индии. У тода на 20 девочек рождается 100 мальчиков. Как они это делают, никто не знает. Матриархат у тода (точнее его остатки) соответствует переднеазиатскому матриархату. Возможно, в древности этот удивительный "фокус" могли делать и женщины субареев (культура Убейд). Так что, по большому счёту, матриархат никак не зависит от численного преобладания женщин; матриархальные отношения зафиксированы и в тех обществах, где женщины остаются в меньшинстве.

Да, но если всё же допустить, что Источник прав, и в обществе Чатал-Хююка мужчин действительно было меньше женщин? Интересно, каков был "механизм", обеспечивающий численное преобладание женского пола?

На сегодняшний день это является твёрдо установленным фактом, что таврокатапсии проводились не только на Крите, но и в Анатолии и на всём Ближнем Востоке (по меньшей мере). Но мы не знаем, каков процент акробатов, прыгавших через быков, оказывались на бычьих рогах.

Фреска Кносского дворца (Археологический музей Ираклиона)

С другой стороны известно, что в архаических обществах не все мальчики благополучно проходят обряд инициации. Некоторые при этом погибают. И вот архиважный вопрос: почему погибают именно они, а не другие? По-моему, этот вопрос даже и не ставился учёными этнографами из-за крайней сложности ответа на него. Мало того, что сами обряды проводятся в тайне от непосвящённых, так ещё все члены общества убеждены в том, будто посвящаемых мальчиков проводят через огонь, воду и медные трубы не люди, а духи. 


02 апреля 2022

Матрифокальная культура Чатал-Хююка.

"Прямым показателем центральной роли матери в Чатал-Гуюке является тот факт, что в захоронениях дети всегда лежат рядом с матерью, а не с отцом. Скелет женщины обычно находят под домом, в том месте, где раньше была комната матери и её кровать. Эта комната была главной и была больше по размеру, чем комната отца. Характерным признаком матриархата является то, что детей всегда хоронили рядом с матерью. Здесь родственные узы связывали детей в первую очередь с матерью, а не с отцом, как это имеет место в патриархальных общественных системах" (Источник).

Чатал-Хююк. Погребение.

К этому надо ещё добавить центральное положение Богини в религии Чатал-Хююка.

Мне приходилось читать такие высказывания, что, дескать, в религии классической Эллады тоже были свои богини, типа Деметры, Геры, Афины или Артемиды, но это вовсе не означало, что у древних греков был матриархат. 

Что на это возразить? 

01 апреля 2022

Христианство и матриархат.

"Только женщина и земля имеют уникальную способность рождать, создавать живое. Эта способность (отсутствующая у мужчин) в мире первобытного земледелия была безусловным основанием для признания особой роли и места женщины-матери. Мужчины получили право претендовать на подобное место, лишь когда они смогли производить материальные вещи с помощью своего интеллекта, так сказать, магическими и техническими способами" (Источник). 

Здесь надо отметить, что христианская Церковь, в лице своих наиболее выдающихся мыслителей, с самого начала выступала и против магии, и против техники. Так что, на самом деле, христианство и матриархат - довольно-таки близкие мировоззренческие системы. Конечно, не во всём, но во многом они похожи.

Парадокс, однако, заключается в том, что и сама техногенная цивилизация зародилась не без влияния Церкви. В Западной Европе XV века произошёл какой-то тектонический "сдвиг", после которого началось бурное и неудержимое "покорение природы" техническими средствами. По всей видимости, этот "сдвиг" произошёл сначала внутри Церкви, а затем вышел на поверхность, в результате чего возникла мощная волна цунами, выразившаяся в европейской колониальной экспансии и неуёмном стремлении к обогащению. 

В таком случае Реформацию можно считать реакцией на новые капиталистические отношения в Европе. Анабаптисты воскрешали архаические порядки, характерные для неолитических, в том числе и матриархальных, обществ. Опять мы видим близость христианства и матриархата. Причём, не просто христианства, а самого радикального христианства. "Просто христианство" К. Льюиса, увы, ничем не отличается от мещанства.

Чтобы не было "непоняток", я поясню, что имею в виду, говоря о радикальном христианстве. На нижеприведённой картинке мы видим юродивых странников Михаила и Николая. 80-е годы XX века. Фото Анатолий Горяинов.



«Природа-Мать».

В статье "О рождении мира" говорилось о Богине, которая «творит жизнь из самой себя». В отличие от патриархального Бога, который творит мир словом ("Он сказал - и появилось, повелел - и стало так". Пс. 33:11), матриархальная Богиня буквально рожает мир. И здесь можно провести любопытное сравнение этой рожающей Богини с тем, что мы на понятийном языке называем природой, а поэты наделяют её мифологической характеристикой: «Природа-Мать». 

Но тут возникает вопрос: а это представление о «Природе-Матери», - оно появилось лишь в эпоху Просвещения, подменив собой христианскую концепцию сотворения мира Богом "из ничего", или это представление о «Природе-Матери», которая «творит жизнь из самой себя», как паучиха - паутину, было присуще уже первобытным людям?

Вообще, этот вопрос, если его взять шире, как вопрос о разумной Природе, представляется мне крайне интересным. Потому что имеется такой феномен, как "круги на полях", который, как "пазл", идеально соответствует такому мировоззрению.

Кто пишет эти загадочные "письмена"? Явно не люди. Люди, конечно, тоже пытаются сделать нечто подобное, но их подделки не идут ни в какое сравнение с подлинными "кругами на полях".


30 марта 2022

«Матернитет» первобытного изобразительного искусства.

"Говоря о центральности женского образа и повсеместных изображениях Великой Матери, мы подразумеваем не матриархат как способ организации первобытного племени, о чём судить крайне сложно, а своеобразный «матернитет» первобытного изобразительного искусства, о чём в какой-то мере судить можно", - справедливо замечает К. Г. Кудрявцева в своей диссертации "Образы мировой мифологии в «ОТКРОВЕНИИ ИОАННА БОГОСЛОВА»" (М.,2015. - На правах рукописи. С. 33). 

Венера из Холе Фельса, кость мамонта, возраст около 35000 лет.

Обычно учёные обращают наше внимание на гипертрофированные ягодицы и бёдра палеолитических "венер", их округлые формы и как бы беременные животы. По их мнению, такая акцентуация на женских детородных функциях свидетельствует о том, что, возможно, первобытные люди боготворили женское чрево.

Что-то в этом есть... В пещере Шове имеется вот такой рисунок, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму.

"Колдун"

28 марта 2022

Мезоамериканские "глюки".

Интересный мультик. В нём показаны видения, которые переживают люди, находящиеся в изменённых состояниях сознания (ИСС). 

Как мы можем видеть, здесь доминирует змеиный мотив. Змеи постоянно трансформируются и "перетекают" в крылатых драконов, птиц и каких-то странных насекомых. В христианской демонологии это всё определяется ёмким словом "нечисть". Или "нечистая сила". «Имя им — легион», - сказано в Евангелии, то есть "нечистых" духов — реально очень много. 

Хотя этот мульт представляет видения индейцев Мезоамерики, можно быть уверенным, что примерно те же видения посещали и участников ритуалов, которые имели место быть примерно 11 000 лет назад в Гёбекли-Тепе. Потому что там мы видим примерно те же же изображения на стенах святилища. И, конечно, нельзя пройти мимо одержимости змеиным мотивом в неолитической Кукутени-Трипольской культуре. О ритуальных танцах в Чатал-Хююке говорилось в статье "Больные не играют". Очевидно, такие же экстатические танцы практиковались и в культурах Старой Европы, о чём косвенно свидетельствуют находки статуэток в масках. Причём, эти маски называют "рептилоидными". Они похожи то ли на муравьёв, то ли на инопланетян. Ну, в общем, сравнение с танцами индейцев напрашивается само собой.

Зана.

О ней писали Фазиль Искандер и Борис Поршнев. Она была героиней газетных сенсаций 1970-х годов, время от времени о ней вспоминали и позже, вплоть до настоящего времени. Но кем она была на самом деле?

Тут надо начать с Бориса Фёдоровича Поршнева (1905–1972), который всю жизнь интересовался началом человеческой историию. Историю про дикую женщину Поршневу рассказал доктор биологических наук А.А. Машковцев, знаток кавказских легенд и, подобно самому Поршневу, энтузиаст реликтовых гоминидов. В 1962 году он узнал от абхазских стариков, что во второй половине XIX века охотники князя Ачбы поймали «лесную женщину» — абнаую. Изловили с трудом, когда она заинтересовалась штанами одного из охотников, разложенными на траве. Лесовичка дралась как бешеная, её пришлось крепко связать. После поимки её несколько раз перепродавали и передаривали, пока она не оказалась в усадьбе дворянина Эдги Генаба в селении Тхина (78 км от Сухуми).

Женщину назвали Заной. Она не умела говорить — издавала только нечленораздельные звуки, а иногда вроде бы смеялась. Но, по-видимому, знала своё имя и выполняла простые работы, требующие физической силы. Рассказывают, что Зана любила купаться в реке и пила алкогольные напитки. Ходила голой, одеваться отказывалась. Её держали в загоне из брёвен, потом, когда она привыкла к месту и людям, её перевели под навес в стороне от дома. Под навесом она вырыла яму, в которой спала. Сначала Зану привязывали, потом перестали — знали, что не уйдёт оттуда, где её кормят.

По рассказам стариков, её кожа была чёрной или тёмно-серой, а всё тело покрыто чёрно-рыжеватыми волосами. Волосы на голове были курчавые, поднимались шапкой. Огромного роста, сильная, мускулистая, Зана могла нести 50-килограммовый мешок с мукой, на бегу перегнать лошадь. Лицо «широкое, скуластое, с крупными чертами. Плоский нос со вздёрнутыми большими ноздрями. Выдвинутая вперёд нижняя часть лица наподобие рыла. Широкий разрез рта, крупные зубы. Как-то неестественно выступающий затылок. На низком лбу волосы начинались от самых бровей… Глаза имели красноватый оттенок. …Выражение этого лица было не человеческим, а животным» (Поршнев, цит. по книге Виталия Танасийчука «Невероятная зоология. Зоологические мифы и мистификации», КМК, 2011).

27 марта 2022

О связи материнства и социализма.

Говорят, что женщины в подавляющем большинстве голосуют на выборах за те партии, которые проповедуют социалистическое распределение ресурсов. Они хотят, чтобы у всех всё было поровну. Поэтому женщины в основном голосуют за "левых". 

По всей видимости, эта женская склонность к "левизне" и социализму обусловлена их физиологией. Женщины "заточены" на материнство, их "профессия №1" по жизни - уход за маленькими детьми. В семье, особенно при наличии маленьких детей, не может быть капиталистического распределения ресурсов; среди маленьких детей всегда должно быть всё поровну. Мать не может допустить свободную конкуренцию за еду среди её детей, не может равнодушно смотреть, как старшие и сильные "объедают" маленьких и слабых. Такое наблюдается в природе,


но в человеческой семье такая практика была бы равносильна катастрофе. При таком допущении не было бы и самого человечества, как культурного феномена. Оно превратилось бы в пещерных троглодитов. 

Как правило, человеческие матери не бросают своих детей "на произвол судьбы" ни в 10 лет, ни в 20, ни в 30. Частенько старушки-матери суют "тыщёнку" со своей нищенской пенсии детям, которым уже далеко за 40. 


Братья и сёстры между собой конкурируют, но матери, как правило, разрешают все конфликты и устанавливают справедливое распределение. Поэтому, если маленького обделили, он бежит жаловаться маме, и она, утирая его слёзы и сопли, восстанавливает справедливость.

Отсюда понятно, почему все архаичные общества были и остаются обществами эгалитарными. В этих обществах не имеется никаких иных структур кроме семьи, а главою семьи, как правило, является мама. Как сформировались отношения между мамой и маленькими детьми, так они и продолжаются до самой смерти мамы, потому что для мамы её дети всегда остаются детьми, даже когда им по 30 и 40 лет. 

Поэтому патриархат возникает за пределами семейного круга. Когда, например, пастухи уходят со стадами далеко от деревни и живут всё лето в шалашах, они могут там создать свои мужские "междусобойчики" со своими "понятиями" и правилами поведения. Вот, там они живут по "волчьим законам", перенимая и усваивая волчьи повадки, и в конце концов это подражание волкам вменяется в обязательный ритуал. Я имею в виду мужские инициации, во время которых посвящаемые ведут себя как волки. Это уже начало капитализма, борьбы за ресурсы. «Умри ты сегодня, а я завтра» — это оттуда.

О рождении мира.

Кажется, разгадка символизма верхнепалеолитических "венер" находится прямо у нас перед глазами, а мы этого не замечаем. То есть, конечно, мы видим эти подчёркнуто округлые формы богинь индуизма, но почему-то не связываем эти формы с аналогичными формами "венер".

Devi (Goddess) Gauri Or Tara.

В современном индуизме сохранилось аутентичное язычество, и поэтому священные тексты индуизма представляют исключительный интерес для понимания символизма округлых женских форм. Приведу здесь пару весьма показательных цитат.

"Ты владычица миров, вселенная покоится в тебе,
Ты вечная, жертва и жертвователь, пища и вкуситель,
Ты познаваемое и познающий, ты предмет созерцания и созерцатель,
Ты предок предков и божество богов,
Даже выше высшего пребывающая, создательница творцов,
Имеющая природу Высшего Брахмана, ты, Парамешвара".

(Бриханнила-тантра)

"Ею рожден Брахма, рождён Вишну, рождён Рудра, рождены все толпы марутов, рождены киннары, гандхарвы, апсары, все небесные музыканты рождены. Порождено вкушаемое, порождено всё. Порождены все энергии, порождены все живущие существа, движущиеся и неподвижные: рождённые из яйца, рождённые из икры, рождённые из пота, рождённые из семени и люди".

(Брихаврича упанишада)

О колесницах.

В Википедии говорится, что "первые модели колесниц имели четыре колеса и часто носили ритуальный характер" (Источник). И далее: " Важнейшим новаторским изобретением, позволившим собирать двухколёсные надёжные и быстрые колесницы, стало изобретение колеса со спицами и ободом. Колесницы такого типа датируются 2000 годом до нашей эры, а пик их использования — 1300 год до н. э. (см. Битва при Кадеше). В течение 700 лет колесницы играли решающую роль на поле военных действий". 

Понятное дело, что если ранние колесницы имели четыре колеса, то они практически ничем не отличались от обыкновенных телег, в которые могли запрягаться быки или ослы. Поэтому, если мы скажем, что самые древние колесницы имели исключительно ритуальный характер, этот тезис никак невозможно оспорить. Вполне возможно, что на колесницах передвигались, скажем так, "люди Божии" во время проведения каких-то обрядов календарного цикла. 


И вовсе не обязательно эти "люди Божии" должны были быть манифестациями мужских богов типа Гелиоса. Например, "Царица Небесная" Иштар (шумерская Инанна) ездит на колеснице, в которую запряжены львы; в её храме в Уруке хранилась золотая колесница, в которую впрягали семь львов.

Ханаанский вариант богини Иштар верхом на лошади, XIII в. до н.э

О том, что прежде Гелиоса и Аполлона солнце являлось олицетворением женского божества, я писал в Красная Солнушка и Красная Солнушка (2)

Всем известны изображения Иисуса Христа верхом "на осляти". Существовал православный обряд "шествие на осляти",совершавшийся в праздник Вербного Воскресенья и символизировавший вход Господень в Иерусалим — въезд Иисуса Христа на осле. 

Почему бы не предположить, что в эпоху матриархата существовали аналогичные обряды? Например, 25 декабря верховная жрица, "женщина, облачённая в солнце" (Откр. 12:1), могла выезжать на колеснице навстречу молящимся людям.  

26 марта 2022

Афоризмы.

1. "Двух вещей очень трудно избежать: тупоумия — если замкнуться в своей специальности, и неосновательности — если выйти из нее".  Иоганн Вольфганг Гёте

2. «Если мы снимем фильм о сегодняшней культуре и покажем его людям будущего, это будет фильм ужасов» — Жак Фреско

3. "Главная и неопровержимая истина сегодняшнего дня — и она сильно отравляет мне остаток дней — состоит в том, что людям совершенно наплевать, останется ли эта планета живой или погибнет. Ощущение такое, будто все ныне живущие — участники программы "Анонимные алкоголики" и не в состоянии жить иначе, кроме как одним днём, а если есть ещё два-три дня, чтобы продержаться — вот и хорошо. Очень немногие из тех, кого я знаю, размышляют о том, какой мир они оставят внукам". Курт Воннегут

4. "Торжество разума заключается в том, чтобы жить в мире с теми, кто разума не имеет".

Вольтер

5. "Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления: ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся, жестоко заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они - существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял: они живут, прислушиваясь к голосам, которые недоступны нашему слуху. Животные - не меньшие братья и не бедные родственники, они - иные народы, вместе с нами попавшие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий".

Генри Бестон. «Домик на краю земли»


24 марта 2022

К Тебе прибегаем, Заступнице наша...

"Пресвятая Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Заступнице наша: Ты бо скорая еси помощница, наша ходатаица у Бога неусыпающая!" (Источник)

"Множеством искушений томимый, к Тебе прибегаю, спасения ища. О Матерь Слова и Дева, от бед и несчастий меня спаси!" (Источник)

"Пресвятая Госпоже, Владычице Богородице! К Тебе прибегаем, Чистая: Ты бо еси стена необоримая, предстательство и покров всем, прибегающим к Тебе с верою и упованием!" (Источник)

По-моему, северорусские женские вышивки являются наглядными иллюстрациями этого "прибегания" к Пресвятой Владычице Богородице.

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов. Вышивка на полотенце. 1820-е гг. Онежский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей
 
Изображение Богини Матери и всадников-близнецов. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд 19 век. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства

Изображение Богини Матери и всадников-близнецов на полотенце. Богиня изображена в классической иконографии "оранты" - с поднятыми руками. Вторая половина XIX в. Шенкурский уезд Архангельской губ. Государственный Русский музей

Кони на этих вышивках подчёркивают движение по направлению к Богине, которая занимает центральное положение. Всадники именно прибегают к Пресвятой Владычице. 

До Бога высоко, до царя далеко. Очевидно, именно поэтому на вышивках изображены кони справа и слева от Богини. Они напоминают шаманских лошадей, и, в частности, восьминогого коня Слейпнира.

Ну, а сам центральный образ Богини на вышивках напоминает образ древних ближневосточных богинь.

Богиня Анат

Находясь в центре композиции, она отождествяляется с Мировым Древом, древом жизни. Мы уже говорили о том, что обычно в центре древних святилищ находилось дерево. Например, фиговое дерево, которое питает своими плодами и людей, и животных. При этом подразумевалось, что весь мир держится на жертве, то есть на самопожертвовании, вечным архетипом которого является самопожертвование матери. Мир рушится и клонится к погибели, когда все гребут лишь под себя и никто ничем не жертвует. Эгоизм - личный или национальный - является антитезой жертвы. В гениальном фильме Ричарда Аттенборо "Ганди" (1982) года показано, как махатма Ганди во время взаимной резни мусульман и индусов приютил у себя дома мусульманских беженцев. Его сердце обливалось кровью от сострадания к убитым мусульманами индусам, но он при этом не поддался низменным стремлениям к кровной мести. Нет, вместо этого он уподобился тому самому древу жизни, которое кормит и людей, и животных, и призвал всех индусов поступать как он.

23 марта 2022

Митра как богиня.

Митраизм в Римской империи был культом сугубо мужским, солдатским, чем-то в роде позднейших средневековых рыцарских орденов. Имелось несколько степеней посвящения, и все посвящённые были "братьями" друг другу. Именно духовное братство больше всего способствовало распространению митраизма по всей Римской империи; особой популярностью он пользовался в пограничных провинциях, где стояли римские легионы, солдаты которых были главными приверженцами культа Митры.

Сам Митра являлся огнесветоносным героем, поражающим силы тьмы. Очевидно, морально-нравственный аспект митраизма сводился к тому, чтобы жить в постоянном напряжении физических сил. Что-то типа "трудовой аскезы" св. Сергия Радонежского. Когда всю свою энергию отдаёшь на служение Богу, для глупостей, которые внушает дьявол, не остаётся ни времени, ни сил.

Любопытно упоминание Геродотом Митры как женского божества, не имеющее чёткого объяснения. Возможно, здесь Геродот допустил ошибку, однако с его лёгкой руки появился уже целый ряд авторов, которые трактуют Митру как богиню. Нижеследующий рисунок является иллюстрацией этих представлений (с которыми я не согласен).

Митра убивает быка. Масло, холст. Автор А.Л.Б. Хемельман (A.L.B. Hemelman), голландский художник. 1883-1951.
  
Фрагмент

Грифон Симаргл.

Интересная картинка у maximus101 в записи "Славянские боги. Культ близнецов и трёхликой богини".


Maximus101 комментирует картинку: "Женские маски на стенах церкви Покрова на Нерли, XII век. Наверху, Симаргл, он же иранский Симург, Сенмурв (Sēnmurw), когтит какое-то животное. Как правило, этот символ обозначал победу добра над злом. В древнем мире чаще вместо Симурга изображался лев - важный символ Богини Матери".

О том, что древнеславянские грифоны могли быть наследием культуры причерноморских "царских" скифов, я уже говорил в статье "Грифоны у скифов и древних славян". "Царские" скифы испытывали сильнейшее культурное влияние Восточного Средиземноморья, и поэтому неудивительно, что археологи находят в скифских гробницах артефакты с анатолийскими, эгейскими и даже египетскими мотивами. Скифам пришёлся "ко двору" и культ Кибелы, и женоподобные жрецы-энареи (ср. галлов Кибелы) у них имели место быть. 

Но тут интересно нечто иное. Похоже на то, что наш Симаргл, он же иранский Симург или Сенмурв, вовсе не "когтит" какое-то животное, а "покрывает" его, как самец - самку. 


В статье "Гриффонада" я обратил внимание на то, что частенько на древних артефактах грифоны изображены в парах. Может быть, эти пары следует трактовать как "он-она"? Совокупление не изображается, но оно подразумевается. 

"А при чём здесь совокупление?" - может спросить читатель. - "Ведь грифоны часто изображаются на саркофагах, то есть гробах". «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно, а если умрёт, то принесёт много плода», - говорит Христос в Евангелии. Слова Христа очень загадочны и неудобовразумительны, но, тем не менее, о связи смерти и плодородия можно говорить бесконечно. Начиная с того, что оргазм описывается как "малая смерть" и заканчивая легендами о подземных гномах (=духах умерших людей), которые охраняют несметные богатства (кстати, случайно ли, что в русском языке слова "клад" и "кладбище" созвучны?). Здесь мы вплотную подходим к чрезвычайно интересной мифологии смерти и нового рождения.

О поколении Z.

 

Помнится, в брежневском СССР в киосках "Союзпечати" продавался журнал "Ровесник", в котором рассказывалось про житие-бытие подростков за границей. Я читал статьи этого журнала, так как проявлял интерес к жизни "за бугром". Постепенно интерес расширился, углубился, и я увлёкся этнографией, культурологией, антропологией. Я стал изучать архаические и традиционные общества. Ну и, конечно, сравнивать представителей этих обществ с членами современного (в данном случае, российского) общества, потому что всё познаётся в сравнении.

Когда берёшь среднестатистического российского подростка и сравниваешь его с этим мальчиком на картинке, то сравнение, на первый взгляд, кажется не в пользу последнего. Наш мальчик "вооружён" китайским смартфоном с подключением ко всемирной Сети, а у этого мальчика в руках какая-то палочка. Но это ни о чём не говорит. За всех современных детей не скажу, но многие, очень многие из них отличаются прямо-таки дуболомным невежеством, несмотря на то, что они круглосуточно подключены к Интернету. Дело в том, что Интернет они используют не для познания окружающего мира, а исключительно для того, чтоб "поржать", посмотреть "прикольные" картинки, да поиграть в компьютерные игры. У них самые превратные представления о мире, в котором они живут. Парадоксально, но вполне может быть, что у мальчика на картинке гораздо более трезвые и адекватные представления о мироздании, чем у представителей современного "поколения Z". Телевизор они, как правило, не смотрят, книг не читают, а смартфоном пользуются так, как дикари используют камень для разбивания орехов. 

Потом они вырастут, станут взрослыми дядями и тётями, и из них получится толпа сплочённой посредственности (conglomerated mediocrity) Ст. Милля, или мещанская "паюсная икра" Дм. Мережковского. Они будут ездить в автомобилях и летать на самолётах, но сами они будут лишь потребителями, "юзерами" этой чудо-техники, изобретённой вовсе не ими, а совсем другими людьми, которые представляют собой не более 1 % человечества. Они будут смеяться над племенем "мумба-юмба", будучи примитивнее этого племени. Прямо как в Откровении Иоанна Богослова, где Дух обращается к "разжиревшему" Ангелу лаодикийской церкви: "ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг".

21 марта 2022

Иштар и проституция.

Стивен Лэнгдон в своей монографии "Таммуз и Иштар" (М: «Касталия», 2019, с. 81 и сл.) говорит о присутствии двойного топора (лабриса) в культе Таммуза. Причём, судя по всему, двойной топор как-то связан с целительными практиками. "В письме ассирийскому царю автор утверждает, что нёс двойной топор (pilakku) для богини Венеры (Дилбал) три дня, чтобы здоровье царя поправилось. Любопытное совпадение заключается в том, что сам Таммуз носит двойной топор". 

С. Лэнгдон высказывает предположение о том, что, возможно, евнухи-кастраты тоже носили двойные топоры. Но тут всё вилами по воде писано. Надо принимать в расчёт, что уже в Шумере, а тем более - в Вавилоне, матриархальная мифология претерпела трансформацию. Мы, например, знаем, что древнегреческий миф о Минотавре является перетолкованием более древнего матриархального культа. Также нужно относиться и к вавилонским мифам, особенно в том отношении, где говорится о связи богини Иштар с т. наз. "священной проституцией". Тут явно концы с концами не сходятся. По всей видимости, современные учёные, и Стивен Лэнгдон иже с ними, не понимают суть "священной проституции" и смотрят на неё как на обслуживание клиентов в борделе. А между тем и сама Иштар именуется как "девственница-царица, царица небес", и её служительницы назывались kadištu, то есть «нетронутые», «неиспорченные». Вот вопрос: как девственницы могут быть проститутками? Да и как могли шумеры обращаться с молитвами к покровительнице блядей и шлюх?

"Молюсь тебе, Белит из Белитов, богиня из богинь,
О Иштар, царица всех обиталищ, управительница человечества,
Ирнини, возвышенная, госпожа Игиги".

И в литании плачущие, прощаясь со скорбящей матерью в её опасном путешествии в Аралу, обращаются к ней с такими строками:

"Величайшая, величайшая, поспеши.
Божественная царица, повсюду прославленная, величайшая, поспеши". 

Одно с другим никак не вяжется. Как не вяжется Минотавр древнегреческих мифов с быком крито-минойских таврокатапсий. Какая-то "шелуха" осталась, а самое "ядро" исчезло. По всей видимости, проституция служительниц «небесной царицы» является подобного рода "шелухой". Очевидно, женские конгрегации служительниц богини состояли из девочек-девственниц, а прекращение служения обставлялось как ритуальная дефлорация. Это-то однократное событие (и Геродот именно настаивает на его однократности) позднее было перетолковано как "проституция".