"Говоря о центральности женского образа и повсеместных изображениях Великой Матери, мы подразумеваем не матриархат как способ организации первобытного племени, о чём судить крайне сложно, а своеобразный «матернитет» первобытного изобразительного искусства, о чём в какой-то мере судить можно", - справедливо замечает К. Г. Кудрявцева в своей диссертации "Образы мировой мифологии в «ОТКРОВЕНИИ ИОАННА БОГОСЛОВА»" (М.,2015. - На правах рукописи. С. 33).
Венера из Холе Фельса, кость мамонта, возраст около 35000 лет. |
Обычно учёные обращают наше внимание на гипертрофированные ягодицы и бёдра палеолитических "венер", их округлые формы и как бы беременные животы. По их мнению, такая акцентуация на женских детородных функциях свидетельствует о том, что, возможно, первобытные люди боготворили женское чрево.
Что-то в этом есть... В пещере Шове имеется вот такой рисунок, определённо культового назначения. Находится он в самом дальнем уголке грота и выполнен на скальном выступе, имеющем (неспроста, надо полагать) фаллическую форму.
"Колдун" |
В литературе обычно сей персонаж именуется как "колдун" или таврокефал. Предполагается, что возле женского чрева изображён "колдун" или шаман в маске быка.
Прямо как у Валерия Брюсова:"Чрево Твоё я блаженно целую,
Но это всё - интерпретации, и не более того. Они могут быть верными, а могут быть и неверными. Как раз образ "венеры" из Холе Фельса заставляет по-иному взглянуть на приоритеты мифологического мышления первобытных людей. Мы видим выдающиеся груди у этой "венеры". Как будто она готова накормить весь мир своим молоком. "Приидите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я накормлю вас". Тут ведь можно истолковать материнское кормление молоком как символ самопожертвования. Мать кормит младенца буквально собой, своим телом. Учёные сравнили молоко у женщины, которая питалась очень хорошо, с молоком женщины, которая голодала, и оказалось, что у обеих женщин молоко было одинакового качества, содержало один и тот же набор микроэлементов. Просто "молокозавод" усиленно питавшейся матери отбирал все полезные элементы из пищи, а "молокозавод" голодавшей матери выкачивал все эти элементы из её тела. Так что, вполне возможно, что доминирующей идеей первобытного общества было не материнство само по себе, а самопожертвование, связанное с материнством.
И в заключение скажу несколько слов о связи матриархата с "матернитетом" в изобразительном искусстве верхнего палеолита.
Вот мы сейчас воочию наблюдаем, как связана пропаганда и политика. Бессмысленно говорить о том, что порождает что: пропаганда - политику, или политика - пропаганду. (Так же бессмысленно говорить о том, что было раньше: курица или яйцо.) Главное, что пропаганда и политика - "двое из ларца, одинаковых с лица": пропаганда отражает политику, а политика следует в русле своей же пропаганды. Говорят даже о политиках как жертвах собственной пропаганды.
Под этим углом зрения можно взглянуть и на "венер" палеолита. Понятное дело, что их вырезали из бивня мамонта не просто так, "от балды". Они выражали какую-то "идеологему". Но какова была та "благая весть", которую "венеры" несли миру? Если я прав в интерпретации образа "венеры" из Холе Фельса, то эта спасительная весть заключается в почитании и обоготворении самопожертвования. Собственно, это вполне соответствует "благой вести", которую принёс людям Иисус Христос. «Иисус же, подозвав их [учеников Своих], сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:25-28).
По-моему, цари и владыки никак не вяжутся с этой "благой вестью". А где нет царей, там нет и патриархата.
Если в центре первобытной пропаганды находился образ кормилицы, то, наверно, был неприемлем образ вождя, паразитирующего на своих подданных. По-моему, эти два образа взаимно исключают друг друга.
Комментариев нет:
Отправить комментарий